Защита трехфазного асинхронного двигателя своими руками

Защита 3-фазного двигателя при отключении фазы электрической сети.

Если в Вашем доме или мастерской имеются самодельные станки, в которых в качестве электропривода применён 3-фазный двигатель, то при случайном пропадании одной из фаз, двигатель может перегреться и выйти из строя.

Обычно для запуска таких двигателей применяют магнитный пускатель с катушкой на 380 вольт.

Если пропадет фаза, к которой подключена катушка пускателя, то двигатель отключится. А как быть, если пропадёт та фаза, к которой катушка пускателя не подключена?

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала.

Существуют различные схемы для реализации такой защиты, во всех из них используется дополнительное реле. Сегодня Вашему вниманию я хочу предложить одну из них. Сначала рассмотрим схему простого нереверсивного пускателя.

При нажатии кнопки «пуск» катушка пускателя «ПМ» включается и блокирует кнопку «пуск» нормально-разомкнутыми контактами «ПМ», двигатель включается. Для выключения нажимается кнопка «стоп».

Для защиты двигателя здесь установлено тепловое реле Т. Если на двигатель увеличится допустимая нагрузка, то это реле «сработает», и разорвёт цепь питания пускателя нормально-замкнутыми контактами «Т» и двигатель отключится. Тоже произойдёт, если пропадёт фаза «А» или «С».

При пропадании фазы «В» двигатель начнёт греться, но так как тепловое реле имеет «инерционность», то двигатель может выйти из строя. К тому же в «самоделках» тепловое реле может вообще отсутствовать.

Я предлагаю Вам рассмотреть схему, где выполнена защита от такого случая. Дополнительная цепь обозначена зелёным цветом.

Источник

Токовая защита однофазных и трехфазных асинхронных электродвигателей

Устройство было разработано для защиты однофазных и трехфазных асинхронных электродвигателей. Но возможно использовать и для отслеживания любой нагрузки.

Токовая защита способна контролировать потребляющий ток по двум фазам с отображением текущего тока на индикаторе. Отображение осуществляется поочередно. Сначала индицируется первая фаза затем другая. Ток, при котором сработает защита, задается в меню настроек от 1А до 39A. С шагом в 1А.

Когда двигатель не запущен естественно тока он не потребляет. Вследствие чего токовая защита переходит в дежурный режим и ожидает появления начального тока. Дежурный режим осуществлен не просто так, а для фиксирования пускового тока (пусковой ток превышает рабочий ток в семь раз). И для того чтобы токовая защита не срабатывала на пусковые токи, в ней реализована возможность регулирования времени от 0 до 5.9сек, c шагом 0.1сек. (при установленном значении “0 “пусковой ток не отслеживается). При фиксации пускового тока на индикаторе отображается отсчет времени в обратной последовательности. И как только время выйдет, токовая защита будет отслеживать, и отображать текущий ток. Как только произойдет отключение электродвигателя, токовая защита автоматически перейдет в дежурный режим.

Также в токовой защите предусмотрена возможность не сразу отключения электродвигателя при превышении заданного тока. К заданному току прибавляется 10% и если ток не превышает то электродвигатель может проработать, то время, которое задал пользователь в меню установок от 0 до 9.9сек. (при установленном значении “0 “защита сработает сразу, как только зафиксирует превышение заданного тока). При превышении тока и 10% токовая защита сработает моментально.

Зафиксировав превышение заданного тока, токовая защита отключит электродвигатель и перейдет в режим аварии. На индикаторе будут периодически мигать три прочерка. Вывести из аварийного состояния можно только одновременным нажатием двух кнопок. Отключением питания вывести из аварийного состояния не удастся, токовая защита запоминает свое состояние. Мне нужно было именно так, чтобы кто попало, не включал его обратно. А дожидался электрика, а он уже в свою очередь определял причину.

Читайте также:  При работе двигателя заливает свечи

В процессе эксплуатации на производстве был замечен некоторый нюанс. После затяжного тяжелого пуска электродвигателя (рабочий ток 25А, пусковое время пришлось делать не менее 15 сек.) что-то происходило с токовым датчиком ACS756. Когда тока не было датчик фиксировал маленький ток. Я подозреваю это связано с самим токовым датчиком ACS756 он на 50А надо было ставить на 100А. При замере токовыми клещами пусковой ток превышал 140А. Я не стал выяснять причину ,на других объектах токовые защиты работали нормально. Там не было такого длительного пуска.

Немного о сборке

Токовые датчики размещены отдельно в своем корпусе (G1906 Корпус). Разъем соединяется четырех жильным экранированным кабелем. В моем случае длина 40см, но можно и больше. К сожалению сами датчики не имеют подходящих выводов, а лишь загнутые медные шинки. Потому припаивал медные провода сечением шесть миллиметров квадратных, сто ватным паяльником. Особых осложнений это не вызвало хотя опасения перегреть датчики были. Для надежного крепления самих датчиков на печатную плату размещены четыре квадратных пятака. Непосредственно на них и припаивается с одной стороны сами датчики.

Корпус для основного устройства был выбран под дин рейку (D4MG Корпус). Габаритные размеры составляют: по длине 71мм, по ширине 90.2мм и по высоте 57.5мм. Можно применить и более дешевый корпус Z100K. Но D4MG имеет более качественный пластик и самое важное он состоит из четырех съемных частей, что очень удобно при сборке. Нижняя плата закрепляется впереди на двух металлических стойках TFF-10мм.M3, а сзади на двух болтах с гайками. Верхняя плата фиксируется на термоклее.

Если понадобится вывести в ноль по току. Настройка осуществляется подбором резисторами R12,R13 (резисторы должны быть как минимум 1%). Устройство содержит симисторный выход, который управляет пускателем (для электродвигателей). При печати платы ток(верх) выставляйте инвертировать.

Источник

Схемы автоматической защиты трехфазного двигателя при пропадании фазы

Трехфазные электродвигатели при случайном отключении одной из фаз быстро перегреваются и выходят из строя, если их вовремя не отключить от сети. Для этой цели разработаны различные системы автоматических защитных отключающих устройств, однако они либо сложны, либо недостаточно чувствительны. Защитные устройства можно условно разделить на релейные и диоднотранзисторные. Релейные в отличие от диодно-транзисторных более просты в изготовлении.

Рассмотрим несколько релейных схем автоматической защиты трехфазного двигателя при случайном отключении одной из фаз питания электрической сети.

Первый способ (рис. 14). В обычную систему запуска трехфазного двигателя введено дополнительное реле Р с нормально разомкнутыми контактами Р1. При наличии напряжения в трехфазной сети обмотка дополнительного реле Р постоянно находится под напряжением и контакты Р1 замкнуты. При нажатии кнопки «Пуск» через обмотку электромагнита магнитного пускателя МП проходит ток и системой контактов МП1 электродвигатель подключастся к трехфазной сети.

При случайном отключении от сети провода А реле Р будет обесточено, контакты Р1 разомкнутся, отключив от сети обмотку магнитного пускателя, который системой контактов МП1 отключит двигатель от сети. При отключении от сети проводов В к С обесточивается непосредственно обмотка магнитного пускателя. В качестве дополнительного реле Р используется реле переменного тока типа МКУ-48.

Читайте также:  Двигатель троит пропуски во всех цилиндрах

Второй способ (рис. 15). Защитное устройство основано на принципе создания искусственной нулевой точки , образованной тремя одинаковыми конденсаторами С1—C3. Между этой точкой и нулевым проводом О включено дополнительное реле Р с нормально замкнутыми контактами. При нормальной работе электродвигателя напряжение в точке 0′ равно нулю и ток через обмотку реле не протекает. При отключении одного из линейных проводов сети нарушается электрическая симметрия трехфазной системы, в точке O’ появляется напряжение, реле Р срабатывает и контактами Р1 обесточивает обмотку магнитного пускателя—двигатель отключается. Это устройство обеспечивает более высокую надежность по сравнению с предыдущим. Реле типа МКУ, на рабочее напряжение 36 В. Конденсаторы С1C3— бумажные, емкостью 4—10 мкФ, на рабочее напряжение не ниже удвоенного фазного.

Чувствительность устройства настолько высока, что иногда двигатель может отключиться в результате нарушения электрической симметрии, вызванного подключением посторонних однофазных потребителей, питающихся от этой сети. Чувствительность можно понизить, если применить конденсаторы с меньшей емкостью.

Третий способ (рис. 16). Схема защитного устройства аналогична схеме, рассмотренной в первом способе. При нажатии кнопки «Пуск» включается реле Р, контактами Р1 замыкая цепь питания катушки магнитного пускателя МП.

Магнитный пускатель срабатывает и контактами МП1 включает электродвигатель. При обрыве линейных проводов В или С отключается реле Р, при обрыве провода А или С — магнитный пускатель МП.

В обоих случаях электродвигатель выключается контактами магнитного пускателя МП1.

По сравнению со схемой защитного устройства трехфазного двигателя, рассмотренной в первом способе, это устройство имеет преимущество: дополнительное реле Р при выключенном двигателе обесточено.

  • PCBWay — всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН.
  • Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет.
  • Скидки до 50% + подарки 🎁 в честь празднования 6-го ювилея 2020!

Да, вроде всё хорошо, кроме того момента, что при пропадании одной из фаз двигатель послужит автотрансформатором и пропустит через себя часть другой фазы и есть ли гарантия, что этого напряжения хватит для отпускания катушки реле-пускателя?

Релейные схемы защиты от пропадания фазы НЕРАБОТОСПОСОБНЫ.
При пропадании фазы, ток, достаточный для удержания реле в замкнутом состоянии, будет поступать со стороны электродвигателя!! (вместо кружочка, обозначающего эл.двигатель нарисуйте внутреннюю схему с обмотками и карандашиком проследите путь тока 🙂 И не надо забывать, что эл. двигатель по сути тот же трансформатор и если на две обмотки будет подано напряжение, то в третьей обмотке однозначно будет ЭДС. Защита возможна ТОЛЬКО путем анализа и регистрации АСИММЕТРИИ фаз и напряжений при пропадании питающей фазы. Схема с конденсаторами вполне работоспособна.
За базар отвечаю, электромеханик с 35-ти летним стажем (диплом радиоинженера отличием).

Много раз использовал схему с двумя пускателями. Все отлично работает.В середине 90-х работал энергетиком в колхозе, денег не было и это был единственно доступный способ защиты насосов на скважинах.

Подтверждаю, релейные схемы полная чушь, как и схемы на двух пускателях. Они могут работать, только если на контакты двигателя повесить нагрузку в пару киловатт, чтобы часть наводок глушилась нагрузкой. Но кому это надо? Мотать лишнюю энергию. Ещё есть вариант получше, который возможно будет работать, взять три импульсных блока питания на 12 вольт, запитать каждый из них от разной фазы, и включить в Цепь пускателя три нормально разомкнутых реле с катушкой на 12 вольт. Вот блок питания вряд ли позволит работать от такого нестабильного напряжения и защита отключит блок и сработает реле разомкнув Цепь.

Читайте также:  Повышается температура двигателя не работает вентилятор

Источник

Защита электродвигателей. Схема защиты асинхронных электродвигателей

При эксплуатации асинхронных электродвигателей, как и любого другого электрооборудования, могут возникнуть неполадки – неисправности, часто приводящие к аварийному режиму работы, повреждению двигателя. преждевременному выходу его из строя.

Прежде, чем перейти к способам защиты электродвигателей стоит рассмотреть основные и наиболее частые причины возникновения аварийной работы асинхронных электродвигателей:

  • Однофазные и межфазные короткие замыкания – в кабеле, клеммной коробке электродигателя, в обмотке статора (на корпус, межвитковые замыкания).

Короткие замыкания – наиболее опасный вид неисправности в электродвигателе, т. к. сопровождается возникновением очень больших токов, приводящих к перегреву и сгоранию обмоток статора.

    Тепловые перегрузки электродвигателя – обычно возникают, когда вращение вала сильно затруднено (выход из строя пошипника, попадание мусора в шнек, запуск двигателя под слишком большой нагрузкой, либо его полная остановка).

Частой причиной тепловой перегрузки электродвигателя, приводящей к ненормальному режиму работы является пропадание одной из питающих фаз. Это приводит к значительному увеличению тока (в два раза превышающего номинальный) в статорных обмотках двух других фаз.

Результат тепловой перегрузки электродвигателя – перегрев и разрушение изоляции обмоток статора, приводящее к замыканию обмоток и негодности электродвигателя.

Защита электродвигателей от токовых перегрузок заключается в своевременном обесточивании электродвигателя при появлении в его силовой цепи или цепи управления больших токов, т. е. при возникновении коротких замыканий.

Для защиты электродвигателей от коротких замыканий применяют плавкие вставки, электромагнитные реле, автоматические выключатели с электромагнитным расцепителем, подобранные таким образом, чтобы они выдерживали большие пусковые сверхтоки, но незамедлительно срабатывали при возникновении токов короткого замыкания.

Для защиты электродвигателей от тепловых перегрузок в схему подключения электродвигателя включают тепловое реле, имеющее контакты цепи управления – через них подаётся напряжение на катушку магнитного пускателя.

При возникновении тепловых перегрузок эти контакты размыкаются, прерывая питание катушки, что приводит к возврату группы силовых контактов в исходное состояние – электродвигатель обесточен.

Простым и надёжным способом защиты электродвигателя от пропадания фаз будет добавление в схему его подключения дополнительного магнитного пускателя:

Включение автоматического выключателя 1 приводит к замыканию цепи питания катушки магнитного пускателя 2 (рабочее напряжение этой катушки должно быть

380 в) и замыканию силовых контактов 3 этого пускателя, через который (используется только один контакт) подаётся питание катушки магнитного пускателя 4.

Включением кнопки «Пуск» 6 через кнопку «Стоп» 8 замыкается цепь питания катушки 4 второго магнитного пускателя (её рабочее напряжение может быть как 380 так и 220 в), замыкаются его силовые контакты 5 и на двигатель подаётся напряжение.

При отпускании кнопки «Пуск» 6 напряжение с силовых контактов 3 пойдет через нормально разомкнутый блок-контакт 7, обеспечивая неразрывность цепи питания катушки магнитного пускателя.

Как видно из этой схемы защиты электродвигателя, при отсутствии по каким-то причинам одной из фаз напряжение на электродвигатель поступать не будет, что предотвратит его от тепловых перегрузок и преждевременный выход из строя.

Плавный пуск электродвигателей

Будни электрика. Защита трехфазного двигателя.

Источник

Adblock
detector