Запуска двигателя на аэродроме

Почему двигатели самолета запускают не одновременно, а по очереди? Рассказывает пилот самолета.

Всем привет и сегодня мы узнаем о том, почему в самолете двигатели всегда запускаются по очереди.

Итак, бортпроводники двери закрыли, а персонал аэропорта отогнал всю технику от борта. Что это означает?

Самолет готов приступить к рулению!

Теперь в салон выходят бортпроводники и начинают демонстрировать вам аварийно-спасательное оборудование самолета, а в это время вы начинаете потихоньку двигаться на рулежную дорожку, скорее всего, хвостом вперед.

Постепенно звук вентиляции становится все менее слышным. И тут в какой-то момент появляется приглушенный гул. Сначала правого двигателя, а затем и левого. После этого вновь включается кондиционер, и мы слышим шум воздуха в салоне.

Что здесь произошло?

Сначала необходимо немного сказать о том, как работает двигатель [об этом я также рассказывал и в своей предыдущей статье].

В двигатель поступает воздух, который «загребается» вентилятором, именно его вы можете видеть, когда смотрите на двигатель спереди. Дальше этот воздух сжимается компрессором, состоящим из лопаток, а затем подается в камеру сгорания, где воздух смешивается с топливом и воспламеняется. И дальше он уже выходит из двигателя.

Звучит отлично, не правда ли?

Только есть одно «но».

Когда двигатель выключен — он не вращается, вентилятор воздух не отбирает из окружающей атмосферы, следовательно, топливу не с чем смешиваться. Как тогда запустить двигатель? Ведь нужно чтобы крутился вентилятор!

Вот здесь мы подошли к ответу на вопрос из заголовка 🙂

Перед началом подачи топлива нам необходимо раскрутить вентилятор двигателя. И тут на помощь к нам приходит решение в виде ВСУ.

ВСУ — это вспомогательная силовая установка. Я уже рассказывал вам об этом устройстве тут.

Если коротко, то это маленький реактивный двигатель в хвосте, который обеспечивает самолет на стоянке теплым воздухом и электричеством. Никакой тяги он не дает, а в полете всегда выключен.

Так вот, от этого ВСУ проделаны специальные трубы отбора воздуха к обоим двигателям самолета. Изначально, когда вы вошли в самолет — работает вентиляция, воздух отбирается от ВСУ в салон.

Затем отбор воздуха в салон перекрывают и направляют его в двигатель. Ведь давление воздуха очень сильно ограничено и ВСУ не может одновременно снабжать и салон, и двигатель. Огромный напор воздуха попадает на лопатки двигателя, он начинает свою раскрутку. В момент, когда оборотов достаточно, впрыскивают топливо. Далее двигатель работает сам. Ту же самую процедуру проводят и со вторым двигателем.

После запуска, ВСУ отключают, а отбор воздуха для салона уже ведется из основных двигателей самолета.

Т.е. получается, что отобранный воздух из ВСУ подается с большой скоростью на лопатки, заставляя раскрутиться вентилятор основного двигателя. Просто давления в магистралях не хватает на одновременный запуск обоих двигателей, вот и все!

Также можно сказать и о том, что во время запуска двигателя — его параметры необходимо непрерывно контролировать. А сделать это проще всего просто запуская двигатели поочередно.

Желаю вам безопасных полетов 🙂

Если вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал и ставьте палец вверх, мне очень приятно 🙂

Источник

Как запускается двигатель самолета? Рассказывает пилот самолета.

Реактивный двигатель — это очень интересная вещь, а запуск его необычен. Попробую как можно короче и проще объяснить вам что там, да как.

Читайте также:  Датчик для работы двигателя на газели

Если посмотреть на разрез турбины, то мы увидим, что внутренности у нас состоят только лишь из камеры сгорания, компрессоров и самого вентилятора, именно его вы и видите на фото сверху. Т.е. подразумевается, что все это дело должно вращаться воедино. И да, оно на самом деле так и есть, но только когда двигатель запущен.

Как все это заставить начать вращаться?

Да-да, это и является самым сложным моментом. Турбина способна сама поддерживать свое вращение. Пламя будет гореть само в камере сгорания, соответственно, и лопатки вращаться. Нужно только топлива не забывать подавать.

Но изначально вентилятор не вращается, поэтому и двигатель не может начать работать. Какого-либо дополнительного двигателя для раскрутки тут тоже нет. Как тогда все это дело запускается?

Да очень просто!

Для этого используется вспомогательная силовая установка — ВСУ. Это третий, очень похожий, реактивный двигатель в самолете. Только размер его гораздо меньше. Он сам запускается от электрического привода. А свои обороты поддерживает самостоятельно, после раскрутки. Жжет керосин, конечно же.

Но ВСУ — очень маленький двигатель, поэтому и раскрутить его просто. Наши же под крыльями — огромны, и раскручивать их очень тяжело. Именно поэтому была придумана система, которая отбирает часть воздуха от ВСУ и под большим давлением «выдувает» его на турбины. От этого напора лопатки начинают раскручиваться.

В момент, когда вращение становится достаточно быстрым, подаются искра и топливо в основной двигатель. Тем самым он начинает работать уже самостоятельно. Чуть позже отключают отбор воздуха и двигатель начинает работу сам, без поддержки.

Если вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал и ставьте палец вверх, мне всегда очень приятно!

Приятного вам дня 🙂

Еще пара интересных статей:


Источник

Запуск двигателей самолета

Мало кто из нас не представлял ситуацию что случится, если вам внезапно понадобится самому сесть за штурвал самолета и попытаться поднять эту железную машину в небо. Вряд ли это получится без определенных навыков, но в теории можно попытаться разобраться, как хотя бы запускаются двигатели. Попробуем это сделать со слов опытного пилота:

С одной стороны, процедура запуска двигателей очень простая, с другой – перед ней идет еще несколько других процедур типа “Before Start Procedure”, а перед ней “Preflight”, и если делать все правильно, то мне бы пришлось тут практически целый FCOM переписывать, и это было бы очень нудно. Поэтому я напишу это так, как-будто мы бежим по аэродрому от стаи зомби, и перед нами вдруг оказался B737 (надеюсь уже заправленный).

Чтобы лучше ориентироваться, вот это план кабины, а цифры – что-то типа быстрых ссылок.

Итак, первое, что нам нужно сделать – подрубить питание, т.к. с большой вероятностью самолет будет обесточен. На панели (1) ищем тумблер с надписями OFF/BAT/ON и закрываем предохранительную крышку (тумблер сам переключится в положение ON). Таким образом мы подключили батарею, от которой теперь сможем запустить APU (по-русски ВСУ – вспомогательная силовая установка), который даст нам воздух для запуска двигателей.

Тут же не забываем включить топливные насосы (панель слева в самом низу) – сразу все 6, мы же торопимся. Для APU это необязательный момент, т.к. у него есть свой насос, просто таким образом мы продлеваем ему ресурс (хотя странно думать о ресурсе, когда за тобой охотятся зомби). Просто чтобы потом еще раз не возвращаться к этим насосам.

Читайте также:  Краткое описание работы двигателя внутреннего сгорания

Следующий шаг – запускаем APU (2).

Вон тот переключатель с надписью APU перещелкиваем в положение ON, и потом в START. Через несколько секунд у нас в хвосте самолета должно загудеть. Узнать, что генератор APU готов дать нам электричество, можно посмотрев на лампочку под BUS TRANS тумблером (3) – она должна загореться синим. Дальше мы подключаем APU на шину двумя нижними переключателями APU GEN.

В теории, нужно ждать еще минуту, пока APU прогреется, но у нас время поджимает, поэтому переходим к следующей панели (4)

и смотрим, чтобы у нас L PACK и R PACK были в положении OFF, ISOLATION VALVE – AUTO, а все три нижних переключателя – в ON. Таким образом мы перекроем кондиционирование нашей кабины и весь воздух пустим на раскрутку двигателей.

Включаем гидравлику (5), все насосы сразу.

Ну а теперь сам запуск, начнем со второго двигателя. Возвращаемся к панели (2) и ставим правую ручку в положение GRD. И сразу смотрим на индикацию двигателей (6)

N2 во втором столбце – ждем пока не покажет 25%, или пока увеличение будет не менее чем 1% в течение 5 секунд, но в итоге не меньше 20%. К этому моменту N1 должен уже показывать 2-4%. Если нет, значит лопатки примерзли и при подаче топлива мы их поотрываем, хотя если учесть, что все зомби апокалипсисы происходят обычно летом, то такой проблемы быть не должно.

Как только N2 покажет нам нужную цифру, подаем топливо (7).

Для этого переводим маленький рычаг 2 из положения CUTOFF в положение IDLE и продолжаем держать в таком положении, т.к. нам нужно проверить, во-первых, рост EGT на (5) в течение 10 секунд, во-вторых, EGT не должно превысить 725 градусов. В любом из этих случаев возвращаем рычажок обратно в положение CUTOFF и идем искать другой самолет.

При достижении N2 46% ручка на панели (2) должна автоматически переключиться в OFF. Когда EGT достигнет своего максимума и упадет примерно на 50 градусов, можно считать, что двигатель у нас запущен. Дальше повторяем ту же самую процедуру и для первого двигателя.

Все, двигатели запущены. Теперь подключаем генераторы двигателей (3) на шину – левый крайний и правый крайний тумблеры, выключаем APU (2) – переключатель в OFF, включаем (4) L PACK и R PACK в AUTO и, если вы умеете летать на хотя бы на Цессне, то, в теории, сможете взлететь и на боинге 🙂

Источник

Система запуска авиационных двигателей. Этапы запуска

Запуск двигателя представляет собой процесс перевода его из нерабочего состояния на режим малого газа. Продолжительность запуска составляет 30—120 сек. Для снижения продолжительности необходимо располагать достаточно мощными пусковыми устройствами, а это усложняет конструкцию и увеличивает вес силовой установки.

Запуск двигателя включает раскрутку ротора двигателя, подачу топлива в камеру сгорания, воспламенение его и вывод двигателя на режим малого газа. Для запуска нужны пусковое устройство — стартер, источники энергии для питания стартера, пусковые топливные магистрали, агрегаты зажигания и управления. Комплекс этих устройств и агрегатов называется системой запуска

К системам запуска предъявляются следующие основные требования.

1. Двигатель должен надежно запускаться на землеи в полетебез дополнительной регулировки перед запуском элементов автоматики и топливорегулирующей аппаратуры. Необходимо исключить возможность возникновения очагов пламени, могущих вызвать пожар на самолете.

2. Запуск двигателя на земле должен надежно обеспечиваться как от бортовых, так и от аэродромных средств при значениях температуры наружного воздуха от минус 50° С до плюс 45° С. При отрицательных температурах наружного воздуха допускается использование средств, облегчающих запуск, без увеличения времени подготовки к запуску (например, применение предварительного подогрева масла). Использование аэродромных средств, облегчающих запуск двигателя, но требующих увеличения времени подготовки к запуску (подогрев двигателя и системы запуска), при разработке систем запуска допускается для ТРД при температуре наружного воздуха ниже минус 40 0 С, для ТВД — ниже минус 25° С.

Читайте также:  Сколько лить масла в двигатель мицубиси лансер 10

3. Безотказный запуск двигателя в полете в случае преднамеренной или самопроизвольной остановки его в результате помпажа, срыва пламени или других ненормальностей в работе, не вызвавших поломки его узлов и деталей.

4. Запуск двигателя должен быть автоматизированным и удовлетворять следующим условиям:

— система запуска включается путем нажатия на пусковую кнопку;

— процесс запуска до выхода двигателя на заданный режим происходит автоматически, без выполнения дополнительных ручных операций после нажатия на пусковую кнопку и установки РУД в положение, соответствующее запуску;

— автоматика системы запуска обеспечивает устойчивую работу двигателя в процессе запуска и выход на режим малого газа за установленное время;

— система запуска двигателя на земле и в полете автоматически отключается и подготавливается к следующему запуску;

— на многодвигательных летательных аппаратах система запуска обеспечивает возможность запуска одного из двигателей, а также запуск последующих с использованием энергии ранее запущенных.

5. Система запуска двигателей от бортовых источников питания должна Сыть автономной и обеспечивать без промежуточной дозарядки или дозаправки бортовых средств последовательные запуски, число которых должно быть на единицу больше числа двигателей на летательном аппарате.

6. Система запуска двигателя должна обеспечивать: быстрое прекращение процесса запуска, переключение питания пускового устройства с бортовых-источников на аэродромные (и наоборот) без необходимости регулировки системы, запуск на топливе, постоянно питающем двигатель.

Этапы запуска двигателя.

Раскрутка ротора ГТД при запуске осуществляется стартером и турбиной двигателя, которые участвуют в раскрутке не весь период запуска, а лишь на определенных этапах. В связи с этим запуск двигателя можно разбить на три этапа.

На первом этапе от начала запуска до вступления в активную работу турбины при скорости вращения ротора двигатель раскручивается только стартером. Момент ускорения ротора двигателя на этом этапе: , где — момент, развиваемый стартером; Мс — момент, потребный для вращения компрессора, привода агрегатов и преодоления трения; IP — массовый полярный момент инерции ротора двигателя (а для ТВД и момент инерции винта, приведенный к валу ротора); угловая скорость вращения ротора двигателя; n — скорость вращения ротора двигателя.

Для определения полярных моментов инерции ротора проектируемых двигателя и воздушного винта можно воспользоваться приближенными формулами:

полярный момент инерции ротора ТВД: , где и диаметры роторов компрессора и турбины; и число ступеней компрессора и турбины;

для четырехлопастных воздушных винтов с дюралюминиевыми лопастями: , где — диаметр винта.

На втором этапе запуска от до отключения стартера при происходит совместная раскрутка ротора стартером и турбиной. В этом случае: , где момент, развиваемый турбиной двигателя. При и .

При скорости вращения соответствующей холодной прокрутке, .

На третьем этапе от до (до скорости вращения ротора на режиме малого газа), стартер отключен и ротор двигателя раскручивается только турбиной. В этом случае: , при , и .

Значения скорости вращения , , , , зависят от характеристик компрессора, турбины и стартера, работы камеры сгорания, конструктивных и эксплуатационных факторов.

Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 8767 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector