Возможные причины закипания двигателя

Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Одной из самых опасных и распространенных проблем, влекущих за собой серьезные последствия в виде капитального ремонта ДВС или его замены, является перегрев двигателя. В основном такая проблема возникает в летнее время, однако некоторые неисправности могут вызвать такую незадачу и в более прохладный период. Перегревания сердца автомобиля проще избежать, чем потом устранять серьезные последствия даже однократного превышения рабочей температуры. Для этого необходимо знать симптомы и способы быстрого устранения подобной проблемы

Как понять, что двигатель греется: признаки

Перегрев двигателя, даже однократный, чреват неприятными последствиями. Для избегания подобной неисправности необходимо контролировать температуру ДВС и его состояние.

Основные симптомы перегрева ДВС:

  • перемещение стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели в красную зону (от 120 градусов);
  • на многих автомобилях помимо температурной шкалы на панели имеется индикатор, который загорается при превышении температурного диапазона, так же это может сопровождаться специфическим звуком;
  • значительное уменьшение тяги, мощности автомобиля;
  • более громкая работа ДВС, в которой можно заметить звонкие металлические звуки;
  • при значительном перегреве двигателя появляется белый налет на свечах, видимые повреждения на них;
  • при сильном перегреве внешний осмотр состояния мотора может выявить протекания антифриза, масла, трещины в корпусе и деформации отдельных частей ДВС;
  • появление темных хлопьев в охлаждающей жидкости и потемнений на стенках расширительного бачка (данную проверку необходимо осуществлять после значительного снижения температуры двигателя);
  • вспенивание масла ДВС или изменение его цвета на серо-рыжеватый;
  • постоянно включенный вентилятор радиатора или его не включение при движении в теплую погоду в пробках или с небольшой скоростью;
  • появление пара под капотом, сообщающее о закипании охлаждающей жидкости.

Причины, из-за которых двигатель может перегреться

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.

Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:

  • вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
  • термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.

Внешний перегрев

При появлении симптомов перегрева необходимо произвести внешний осмотр радиатора, мотора и системы охлаждения.

Основные причины внешнего перегрева:

  • забитый грязью радиатор;
  • мотор покрыт значительным слоем грязи, масла или других веществ, что снижает охлаждение корпуса воздухом из подкапотного пространства;
  • неисправность или повреждение штор радиатора;
  • критически высокие внешние температуры, в том числе нахождение машины на солнцепеке при высоких температурах окружающей среды;
  • появление клубов пара из глушителя;
  • внешние повреждения вентилятора вследствие воздействия извне (удар, отсоединение рядом находящихся узлов, неаккуратный ремонт).

Внутренний перегрев

Причин для внутреннего перегрева множество и не все из них можно обнаружить визуально, а некоторые придется поискать и квалифицированному автослесарю.

Читайте также:  Выполнение работ бульдозерами с двигателем

Причины внутреннего перегревания ДВС:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • повреждение узлов системы охлаждения, приведшие к появлению течи антифриза;
  • вместо охлаждающей жидкости в системе охлаждения залита вода, что во многих случаях приводит к перегреву, особенно при передвижении в жару, пробках или других ситуациях;
  • неисправный термостат, оставшийся в закрытом положении;
  • неисправность вентилятора;
  • неисправность датчика вентилятора;
  • неисправность водяного насоса или привода ремня помпы;
  • неисправность датчиков температуры охлаждающей жидкости;
  • слабое натяжение ремня вентилятора, при его наличии;
  • длительная работа ДВС в режиме буксировки, на холостом ходе или передвижении в пробках;
  • продолжительная работа мотора в условиях детонации (в первую очередь относится к бензиновым ДВС);
  • неправильно отрегулированная система зажигания или впрыска, приводящая к продолжению сгорания топливной смеси при открытии выпускных клапанов, что значительно повышает температуры отработанных газов;
  • прогорание выпускного клапана;
  • значительное количество отложений внутри камеры сгорания;
  • отложения в каналах системы охлаждения;
  • прогорание прокладок в ДВС;
  • некачественный бензин с низким октановым числом или значительным числом опасных присадок;
  • добавление присадок в систему охлаждения или масло;
  • повышенный износ поршневой группы;
  • воздушные пробки в охлаждающей системе.

Последствия слабого, среднего и сильного перегрева

От степени перегрева ДВС зависят последствия и стоимость ремонта. Своевременное обслуживание автомобиля, контроль уровня охлаждающей жидкости и температурный режим при передвижении снижает возникновение перегрева в разы.

Слабый перегрев ДВС происходит при работе мотора при превышении температуры в течение 4-12 минут. В основном это происходит при неисправности термостата или вентилятора, а водитель своевременно обнаруживает это и принимает меры.

Во многих случаях подобная ситуация при ее однократном возникновении не отражается на состоянии мотора, особенно если у него небольшой пробег. Частенько слегка плавятся поршни, при значительном превышении температуры, даже кратковременном, появляется темного цвета дым из глушителя, возникает ощущение, что мотор все время работает при нагрузках.

Даже после однократного кратковременного перегревания мотора впоследствии он начнет чаще греться из-за изменений в поршнях и остатке оплавленного металла в цилиндрах.

Средняя степень перегрева ДВС появляется при работающем моторе на предельных температурах не менее 20 минут. Причины для подобной ситуации множество и все они были описаны ранее.

Последствия подобного перегревания уже более печальны. Помимо последствий, характерных для слабого перегревания, проявляющихся в большей степени, добавляются перекос головки блока цилиндра или появление трещин в ней, прогорание прокладок ГБЦ, вылетание клапанного гнезда, сильная деформация поршней, разрушение межкольцевых перегородок поршней, протекание масла из-под всевозможных прокладок и сальников.

Сильное перегревание ДВС вызывает всевозможные и очень серьезные последствия. В таком случае могут уцелеть единичные рабочие узлы или двигатель можно будет выкинуть.

Основные последствия чрезмерного перегрева мотора:

  1. Основные последствия такого перегрева начнутся в камерах сгорания, в которых начнут оплавляться и прогорать поршня, вплоть до появления в них отверстий и полнейшего разрушения. Расплавленные остатки поршней налипнут к стенкам цилиндров, еще больше осложняя движение поршней. Также появляются зазубрины на стенках цилиндров. На этой стадии двигатель может остановиться.
  2. При разрушениях поршней и повреждениях камеры сгорания начинает перегреваться масло, полностью теряя свои смазывающие характеристики, вызывая повышенное трение между деталями. От увеличения трения начинают оплавляться шатунные и коренные вкладыши, прилипая к коленчатому валу. Также вкладыши могут провернуться как в блоке, так и на шатунах, что также может вызвать остановку мотора.
  3. Под влиянием критических для ДВС температур начинается деформирование головки блока цилиндров, прогорают как впускные, так и выпускные клапана, вылетают со своих мест одно или больше клапанных гнезд, становится заметным громкий звонкий звук вверху движка. Возможна остановка ДВС.
  4. Поршень выдержал подобные нагрузки, в таком случае ломается коленвал из-за образовавшейся на нем ранее трещины на одной из шеек на месте провернутого вкладыша. Даже в этом случае ДВС иногда продолжает работать.
  5. Один (или несколько поршней) не выдерживает значительных перегрузок и он заклинивает в цилиндре, что приводит к его разрыву пополам. Нижняя часть оказывается в поддоне, верхняя же в цилиндре. Облегченный шатун и поршневой палец начинают свободно болтаться в блоке и проделывают дыру в одной из стенок. Такая ситуация в простонародье называется кулак дружбы. При ней всегда останавливается работа мотора.
Читайте также:  Что делать когда в двигатели залегли кольца

Что делать если двигатель уже начал перегреваться

При обнаружении начавшегося перегрева или подозрений на него необходимо срочно принимать меры, для избегания в последствии серьезных проблем с мотором.

Если стрелка только вошла в красную зону (зону перегрева), то можно заглушить двигатель, но желательно немного охладить его, включив на максимальную температуру и обдув печку.

В любом случае необходимости произвести осмотр радиатора и подкапотного пространства. Если жидкость в расширительном бачке присутствует, то немного охладить мотор можно включением вентилятора печки на максимальную температуру и режим обдува.

При полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке включение печки на максимальном режиме не поможет охладить ДВС, а может усугубить ситуацию. В таком случае необходимо заглушить мотор и доставить автомобиль на место ремонта на эвакуаторе.

При обнаружении незначительных течей в системе охлаждения после охлаждения двигателя возможно доливание воды или охлаждающих жидкостей. Ни в коем случае нельзя доливать в расширительный бачок горячего двигателя никакую жидкость, так как разница в температурах может привести к появлению трещин в разных узлах ДВС или к иным последствиям.

Категорически запрещено поливать мотор водой, так как в таком случае его ремонт неизбежен из-за появления трещин на корпусе блока цилиндров.

Перегретый мотор глушится только в определенных случаях: при появлении пара из-под капота, свидетельствующий о появлении значительной течи в системе охлаждения, или полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке.

Даже незначительный перегрев мотора в лучшем случае в будущем приведет к неприятным последствиям, а значительный его перегрев способен практически полностью разрушить его внутренности, что приведет к необходимости установки другого мотора.

Подобные ситуации можно предотвратить, для этого необходимо постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости, не заливать воду в охлаждающую систему, своевременно менять помпу охлаждения и рабочие жидкости, регулярно оглядывать патрубки на появление трещин в них, следить за чистотой радиатора и корпуса ДВС.

Источник

Закипел на дороге: причины перегрева двигателя автомобиля

Перегрев автомобильного двигателя в дороге — один из самых неприятных сюрпризов для водителя. Превышение температурных норм в двигателе сопряжено не только с потенциальными угрозами эксплуатации такого авто, но также с неминуемыми расходами на весьма дорогостоящий ремонт. Данное явление, как правило, имеет место при попадании в большие пробки на дорогах. С чем связан перегрев автомобильного двигателя, и на что следует обратить внимание водителю во избежание такой неприятной ситуации?

По каким причинам двигатель в машине может перегреться

Существует несколько основных причин, которые приводят к тому, что датчик термометра двигателя стремительно направляется к опасной зоне и влечет за собой перегрев системы, если автомобиль вовремя не глушится. Важно разобраться с наиболее распространенными из них.

Недостаточное количество антифриза

Пониженный уровень охлаждающей жидкости (антифриза) — одна из самых частых причин, ведущих к перегреву двигателя в автомобиле. Система охлаждения в машине построена таким образом, чтобы в процессе своей циркуляции антифриз отводил лишнее тепло, образующееся в момент эксплуатации двигателя. Отсутствие достаточного количества охлаждающей жидкости приводит к накоплению тепла от двигателя, и, соответственно, к нагреванию механизмов.

Читайте также:  Самодельный двигатель и как работает

Некоторые водители рекомендуют запустить печку в салоне машины, если температурный датчик показывает больше 90 градусов. Считается, что таким образом лишнее тепло уходит в салон авто, однако, данный метод уместен и эффективен далеко не всегда. При минимальном уровне антифриза в системе включение печки не сможет препятствовать перегреву мотора.

Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе — первое, что должен сделать водитель в том случае, если заметил стремительное приближение температурного датчика к отметке 90 градусов и опасной «красной» зоне.

Выход из строя вентилятора охлаждения

К перегреву мотора нередко приводит и сбой в работе электрического вентилятора, который при вращении подает в радиатор холодный воздух извне. Отсутствие вращения лопастей вентилятора в момент эксплуатации авто не дает возможности двигателю снизить рабочую температуру вовремя.

Остановка машины для проверки работоспособности электровентилятора — первая необходимая мера при выявлении стремительной активности температурного датчика в сторону нагревания. Если окажется, что вентилятор не крутится, водителю следует определить причину поломки. Их может быть несколько:

  • Плохой работающий контакт питания

Для проверки контакта электровентилятора следует снять жгут питающих его проводов. Протестировать работоспособность проводов можно, подсоединив их напрямую к аккумулятору. Если поломка в жгуте, вентилятор заработает сразу.

  • Поломка в датчике включения вентилятора

Температурный датчик — элемент, который отвечает за своевременное включение электровентилятора после того, как температура антифриза достигла определенной отметки. Проверить исправность датчика включения можно аналогичным способом: жгут проводов питания следует снять, а контакты вентилятора — замкнуть. При отсутствии иных поломок вентилятор заработает.

Выход из строя термостата

Поломка термостата — одна из самых частых причин перегрева мотора при езде машины на высоких скоростях, и, как следствие, увеличенной нагрузки на всю двигательную систему. В этот момент мотор в автомобиле требует более интенсивного охлаждения. В этих целях в охлаждающую систему подается большее количество антифриза, при этом, непосредственной задачей термостата является качественная и своевременная регулировка данного процесса.

В то же время, нередки случаи, когда термостат выходит из строя: к примеру, не открывается. Следствием сбоя его работы является нехватка антифриза в определенной области системы, что приводит к ускоренному нагреву мотора и скачку температурного датчика до критических значений.

Оборванный ремень вентилятора

Ременной привод также является одним из элементов управления вентилятором охлаждения в автомобиле. В машинах с таким механизмом поломка вентилятора может быть связана непосредственно с обрывом самого ремня. Восстановить нормальную работоспособность вентилятора можно лишь путем замены самого ремня.

Загрязненный радиатор охлаждения

Одной из возможных причин перегрева мотора в авто может быть также и сильная загрязненность радиатора охлаждения. Как правило, такие ситуации имеют место в автомобилях, пробег которых превышает 90 тыс. километров.

Ежегодная полная промывка радиатора охлаждения — обязательная процедура, которая необходима во избежание неприятных сюрпризов, связанных с перегревом двигателя. Специалисты также советуют производить замену антифриза параллельно с очисткой радиатора.

В заключение следует отметить важность регулярной диагностики системы охлаждения и других ключевых элементов в ведущих механизмах автомобиля. Водителю стоит помнить также и о своевременной проверке уровня масла в двигателе — достаточное его количество обеспечивает уменьшение нагрузки на сам мотор, и тем самым, также препятствует внезапному перегреву.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал !

Залогом безопасного вождения являются качественные шины, которые ждут Вас на сайте ШИНСЕРВИС .

Источник

Adblock
detector