Возможные неисправности двигателя причины и способы их устранения

§5. Основные неисправности двигателя

Двигатель должен работать надежно, без перебоев, развивать достаточную мощность для обеспечения нормальных динамических (тяговых) свойств автомобиля, расходовать топливо и масло в пределах установленных норм.

Признаками, основных неисправностей дви­гателя являются:

-повышен­ный расход масла, дымный выпуск,

-снижение давления конца сжатия (компрессии),

-стуки в двигателе.

Мощность двигателя снижается, а расход топлива увеличивается при неисправности системы питания, накоплении нагара в каме­рах сгорания, отложениях во впускной систе­ме, наличии накипи и грязи в системе охлаж­дения, неправильной регулировке газораспре­делительного механизма, недостаточной ком­прессии в цилиндрах двигателя, пропуске воздуха через уплотнения впускной системы.

Повышенный расход масла (угар) и дым­ный выпуск наблюдаются при износе и полом­ке поршневых колец, потере ими упругости, износе канавок для поршневых колец, износе и повреждении гильз цилиндров, подсосе мас­ла через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками, нарушении уп­лотнений коленчатого вала и неисправности системы вентиляции картера двигателя. На дымность выпуска большое влияние оказыва­ют неисправности топливной аппаратуры.

Давление конца сжатия (компрессия) мо­жет понизиться при износе поршневых колец и гильз цилиндров, неплотном прилегании кла­панов к седлам, износе направляющих втулок клапанов, ослаблении затяжки гаек крепления головок цилиндров, повреждении прокладки головки цилиндров, нарушении зазоров в газо­распределительном механизме.

Стуки в двигателях появляются при поломке клапанных пружин и заедании клапанов; задирах на поверхностях гильз и поршней; уве­личенных зазорах между стержнями клапанов и носками коромысел; износе поршневых паль­цев, отверстий для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов; износе шатунных и коренных подшипников.

Техническое состояние двигателя проверя­ют наружным осмотром, по показаниям конт­рольно-измерительных приборов, расходу топ­лива и масла, путем прослушивания двигателя:

Посторонние звуки при работе мотора. Звук может быть статичным (гул, шелест, скрежет), тональность и громкость которого изменяется с повышением оборотов мотора, и периодическим, который появляется на определенных режимах работы (некоторое время после запуска, на прогретом моторе, на холостых оборотах и т. д.).
Вибрация. Вибрация чаще всего вызывается разрушением подушек двигателя, детонационными процессами или сбоем работы системы зажигания.
Черный, сизый или синий дым из выхлопной трубы. Нормальным может быть появление необильного дыма во время прогрева авто. После достижения рабочей температуры окрашивание выхлопов в один из вышеуказанных цветов свидетельствует о наличии проблем в ДВС.
Явно завышенное потребление бензина или дизельного топлива. Причин этому явлению может быть много, начиная от неисправностей топливной системы, заканчивая низким качеством самого горючего.
Проблемы с запуском, неровная работа двигателя и плавающие обороты холостого хода.
Заметное снижение эксплуатационных характеристик автомобиля. Машина хуже ускоряется, пропадает тяга, падает максимальная скорость.

Для поддержания двигателя в работоспо­собном состоянии и в надлежащем внешнем виде, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения отказов и неисправ­ностей, а также выявления их с целью своевре­менного устранения выполняют техническое обслуживание двигателя.

Источник

Возможные неисправности двигателя и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Двигатель не пускается
Отсутствие топлива в баке. Заполнить топливный бак, прокачать систему питания топливом.
Наличие воздуха в системе питания топливом. Устранить негерметичность, прокачать систему.
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива. Отрегулировать угол.
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака. Осторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева.
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, дым при его работе
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника. Провести техническое обслуживание воздухоочистителя или очистить сетку колпака.
Недостаточная подача топлива. Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива, промыть фильтр грубой очистки, подтянуть соединения в топливных трубках.
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива. Отрегулировать угол.
Засорение форсунки (закоксовывание отверстий распылителя зависание иглы) или нарушение ее регулировки. Промыть форсунку, в случае необходимости, заменить распылитель, проверить и при необходимости отрегулировать.
Нарушение регулировки привода рычага управления регулятором (рычаг управления не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала). Проверить и отреулировать привод регулятора.
Поломка пружины толкателя ТНВД. Заменить пружину и отрегулировать насос на стенде.
Попадание грязи между седлом и клапаном топливоподкачивающего насоса или поломка пружины. Промыть клапан или заменить пружину, проверить работу насоса на стенде.
Нарушение герметичности нагнетательных клапанов ТНВД или поломка пружины. Устранить негерметичность клапана в мастерской или заменить пружину.
Заклинивание плунжера секции ТНВД. Заменить плунжерную пару и отрегулировать насос.
Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения. Отрегулировать зазоры.
Ослабление крепления или поломка трубки высокого давления. Подтянуть гайку крепления или заменить трубку.
Плохая компрессия из-за неисправностей поршневой группы или неплотного прилегания клапанов газораспределения к седлам. Проверить состояние поршней и поршневых колец, притереть клапаны.
Загустевание топлива в холодный период времени. Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива, заменить топливо на соответствующее сезону, прокачать систему питания топливом.
Низкое давление нагнетаемого воздуха: утечка воздуха через соединения впускного коллектора с головками цилиндров, патрубками, турбокомпрессорами и компрессором (и системы ОНВ); прорыв газов в соединениях выпускного коллектора и корпуса турбины; заедание ротора турбокомпрессора; загрязнение выпускного тракта, проточных частей компрессора и турбины. Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки, соединительные шланги (соединительные патрубки ОНВ). Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки. Заменить турбокомпрессор. Очистить трубопроводы, снять турбокомпрессор и удалить отложения с проточных частей.
Посторонний шум в турбокомпрессоре
Задевание ротора о корпусные детали. Подтянуть болты крепления корпусов турбины и компрессора. Проверить отсутствие задеваний ротора при его крайних положениях; при задеваниях ротора заменить турбокомпрессор. Если шум не исчез, турбокомпрессор снимите для технического обслуживания.
Высокочастотный шум (свист)
Нарушена герметичность впускного тракта двигателя. Подтянуть болты и гайки крепления деталей системы, при необходимости заменить прокладки
Повышенный расход масла
Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода. Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.
Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора. Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и уплотнительные резиновые кольца.
Износ сопряжения клапан-втулка, старение резиновой манжеты. Проверить и заменить изношенные детали.
Понижение давления масла в смазочной системе
Низкий уровень масла в масляном картере. Проверить и при необходимости долить масло до отметки «МАХ».
Неисправность приборов контроля давления. Убедиться в исправности приборов.
Применение масла не соответствующей вязкости. Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.
Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра. Заменить фильтрующие элементы.
Нарушение регулировки или заедание клапана смазочной системы. Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.
Засорение заборника масляного насоса. Промыть заборник.
Попадание охлаждающей жидкости в масло. Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.
Утечка масла через неплотности в смазочной системе. Проверить состояние технологических заглушек пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок.
Нарушение работоспособности масляного насоса. Снять насос и на специальном стенде проверить работоспособность.
Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленвала и распредвала. Произвести ремонт двигателя.
Высокая температура масла (> 115°С) Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости заменить термосиловой датчик.
Загорание сигнализатора аварийной температуры масла
Неисправность датчика аварийной температуры масла. Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.
Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика. Проверить работу термоклапана, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.
Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин. Проверить теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнение охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.
Повышение давления масла в смазочной системе
Высокая вязкость масла. Заменить масло на соответствующее сезону.
Заедание клапана смазочной системы. Проверить клапан и устранить заедание при необходимости заменить неисправные детали.
Загрязнение каналов смазочной системы. Промыть систему смазочным маслом.
Стук при работе двигателя
Раннее впрыскивание топлива в цилиндры. Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива.
Повышенные тепловые зазоры в механизме газораспределения. Отрегулировать зазоры.
Подклинивание клапанов механизма газораспределения во втулках (поршень касается клапана). Разобрать и промыть клапанный механизм. При необходимости заменить клапан.
Повышенная цикловая подача топлива (вышел из зацепления фиксатор рейки). Заменить рейку ТНВД.
Стук коленчатого вала глухого тона. Частота увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала
Недопустимое увеличение зазора между шейками и вкладышами коренных подшипников в результате применения масла, не соответствует указанному в химмотологической карте руководства по эксплуатации, или снижения давления и подачи масла. Прошлифовать шейки на величину ремон|тного размера и заменить вкладыши, заменить масло и проверить работу масляного насоса.
Недопустимое увеличение зазора между упорными полукольцами и коленчатым валом. Заменить упорные полукольца новыми большей толщины.
Ослабление затяжки болтов крепления маховика к коленвалу. Установить причину и затянуть болты.
Стук шатунных подшипников более резкий, чем стук коренных подшипников. Прослушивается при работе двигателя на холостом ходу и усиливается с повышением частоты вращения коленвала.
Недопустимое увеличение зазора между шейками и вкладышами шатунных подшипников в результате применения масла, не соответствующего указанному в данном руководстве или снижения давления и подачи масла. Прошлифовать шейки на величину ремонтного размера и заменить вкладыши, сменить масло и проверить работу масляного насоса.
Стук поршней приглушенный, вызывается биением поршней о цилиндры. Прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой.
Недопустимое увеличение зазора между поршнями и цилиндрами. Заменить поршни и при необходимости гильзы цилиндров.
Сильный износ торцов поршневых колец и соответствующих канавок на поршне. Заменить поршневые кольца и, если требуется, поршни.
Стук поршневых пальцев, двойной, металлический, резкий, вызывается большим зазором. Лучше слышен на холостом ходу двигателя
Недопустимое увеличение зазора между пальцем и втулкой верхней головки шатуна. Заменить палец и при необходимости шатун.
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения
Слабое натяжение или обрыв ремней привода водяного насоса. Натянуть или заменить ремни.
Неисправность термостатов. Заменить термостаты.
Загрязнение сердцевины радиатора. Очистить от грязи сердцевину радиатора.
Загрязнение сердцевины ОНВ. Снять ОНВ. В зависимости от степени загрязнения продуть струей сжатого воздуха или промыть в горячей воде.
Увеличенный зазор между фрикционным диском и шкивом. Восстановить зазор регулировочными болтами муфты.
Неисправен датчик включения вентилятора. Заменить датчик включения вентилятора.
Неисправна электромагнитная катушка. Заменить электромагнитную катушку.
Примечание. Прежде чем искать причину неисправности в смазочной системе и системе охлаждения, нужно убедиться в исправности указателей давления масла и температуры
Повышенный расход охлаждающей жидкости
Повреждение радиатора. Устранить повреждение или заменить радиатор.
Течь жидкости через торцовое уплотнение водяного насоса. Заменить торцовое уплотнение.
Попадание охлаждающей жидкости в смазочную систему по резиновым уплотнительным кольцам гильз цилиндров или через резиновые прокладки головок цилиндров. Заменить уплотнительные кольца гильз цилиндров или резиновые прокладки.
Подтекание жидкости через уплотнение водяного насоса. Заменить торцовое уплотнение.
Вентилятор не включается
Не поступает питание на датчик включения вентилятора. Проверить электрическую цепь, восстановить разрыв.
Неисправна электромагнитная катушка. Проверить электрическое сопротивление катушки (13 Ом); при наличии разрыва или короткого замыкания заменить катушку.
Примечание. Временно до замены катушки вывернуть регулировочные винты и гайки электромагнитной муфты, совместить три паза во фрикционном диске с тремя резьбовыми отверстиями в шкиве, ввернуть в них винты и законтрить их гайками, при этом произойдет механическое сцепление шкива с фрикционным диском и вентилятор будет вращаться постоянно.
Из-за износа увеличен зазор между фрикционным диском и шкивом электромагнитной муфты. Отрегулировать зазор (0,5…0,7 мм).
Чрезмерный износ фрикционных поверхностей муфты. Заменить муфту.
Вентилятор работает постоянно
Неисправен датчик включения вентилятора (постоянно замкнут) Заменить датчик
Короткое замыкание в проводке Проверить наличие закороченных проводов
Чрезмерная вибрация и шум во время включения и работы вентилятора
Ослаблено крепление болтовых соединений в установке вентилятора. Провести осмотр и проверить крепление всех болтовых соединений.
Погнуты или повреждены лопасти вентилятора. Выправить лопасти или заменить крыльчатку вентилятора.
Изношены подшипники. Заменить.
Нет факела свечи ЭФУ
Негерметичность системы питания топливом. Устранить негерметичность.
Отсутствие поступления топлива к свече. Ослабить топливоподводящий штуцер на свече. Включить ЭФУ и после загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана) провернуть с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом.
Нет прохождения топлива через свечу. Вывернуть свечу из коллектора. Промыть и продуть сжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости. Проверить наличие пламени факела, для чего: подсоединить к свече топливную трубку и электропровода; обеспечить надежное соединение корпуса свечи с массой и убедитесь, что вывод изолирован от массы; включить ЭФУ и, с помощью стартера, провернуть коленчатый вал. При отсутствии пламени заменить неисправную свечу.
Не работает ЭФУ, напряжение не поступает на ЭФУ (показание вольтметра не изменяется)
Перегорание одной из свечей. Включить ЭФУ на (10…15) с, затем заменить холодную свечу.
Перегорание спирали термореле. Включить ЭФУ и проверить напряжение на выводах термореле. Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали. Заменить термореле.
Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи. Включить ЭФУ и проверить, есть ли напряжение на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Заменить свечи и восстановить контакт.
Неисправна свеча ЭФУ, горит плавкая вставка 30 А (стрелка вольтметра в нижней границе шкалы)
Замыкание спирали термореле или электропроводов. Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ. Отсутствие изменения показаний стрелки указывает на замыкание спирали термореле. В этом случае следует заменить термореле. Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоединенных проводах положение стрелки не меняется, то это указывает на замыкание электропроводов. Устранить замыкание.
Замыкание свечи на массу. Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При выходе стрелки за пределы шкалы отсоединить провод от вывода правой свечи. Отсутствие выхода стрелки за пределы шкалы указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После устранения замыкания нужно проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыкание произошло при пуске двигателя проверить работоспособность шунтирующего реле.
Читайте также:  Шерхан автоматический запуск двигателя по температуре

Примечание. Основные неиспавности предпускового подогреватеоя см. раздел «предпусковой подогреватель».

Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

Источник

Adblock
detector