Возможные неисправности двигателя мотокультиватора

Содержание
  1. Неисправности в двигателе мотоблока, пробуем определить самостоятельно
  2. Разбор поломок мотоблока
  3. Двигатель работает, но плохо
  4. Дизельный двигатель
  5. Особенности самостоятельного ремонта мотокультиваторов
  6. Детали, которые могут сломаться
  7. Неполадки двигателя и его ремонт
  8. Неисправности, связанные с редуктором
  9. Общие проблемы
  10. Диагностика неисправностей и ремонт двигателя мотоблока типа МБ. Часть 2.
  11. Возможные неисправности, причины, методы устранения
  12. Снятие и установка двигателя мотоблока
  13. Разборка двигателя мотоблока
  14. Сборка двигателя мотоблока
  15. Проверка технического состояния узлов и деталей блока цилиндра
  16. Проверка технического состояния кривошипно-шатунного механизма
  17. Проверка технического состояния механизма газораспределения мотоблока
  18. Проверка и регулировка системы питания топливом
  19. Проверка и регулировка системы зажигания
  20. Ремонт пускового устройства
  21. Значения нормированных моментов затяжки резьбовых соединений двигателя

Неисправности в двигателе мотоблока, пробуем определить самостоятельно

Прошла весна, пахотные работы прошли и вы заметили, что ваш металлический конь немного захромал под конец пахоты. А впереди окучивание, если есть оборудование, а то и копка картофеля и многое другое. Давайте посмотрим, стоит ли поднимать панику или справитесь сами.

Частично о ремонтах мотоблока и культиватора было сказано в статье «Наиболее частые поломки в мотоблоке и культиваторе и как их устранить самому» .

Обычно двигатель на мотоблоках бывает четырёхтактным, с воздушным охлаждением, поэтому описываю такой вариант.

Он имеет систему подачи топлива, в которой приготавливается рабочая смесь. Система состоит из топливного бака, топливного шланга, карбюратора и рабочего шланга.

Есть система смазки, система раскрутки коленчатого вала (стартёр). Кстати, есть модели, у которых стартеры, работающие от аккумулятора, то есть электрические стартёры, есть модели, имеющие и электрический и ручной стартёр.

Система охлаждения работает при помощи крыльчатки, которая гонит воздух на двигатель. Система зажигания – ну она дает постоянную искру на свече. Там работает маховик с башмаком, которые преобразуют силу, выработанную в магнето в электрическую, которая подается на свечу обеспечивая проскакивание искры, которая и воспламеняет ту саму рабочую смесь.

Разбор поломок мотоблока

Все поломки мотоблока делим на две основные части: это проблемы с двигателем и проблемы с остальными узлами. Наиболее часто возникают проблемы именно с двигателем. И если вы решили начать ремонт самостоятельно, достаньте со схемой именно вашего оборудования. Если нет, постарайтесь найти и скачать в интернете.

В этой статье я расскажу о двигателе, основных неисправностях, в другой бут остальные неисправности.

С двигателем случаются два вида неисправностей: двигатель не запускается совсем и двигатель работает плохо, с перебоями, не хватает мощности или самопроизвольно глохнет.

Диагностируем первую проблему.

Если двигатель работает на бензине, а таких больше, проверяем такие позиции:

наличие бензина в баке;

открывается ли топливный бак;

проверяем воздушную заслонку – когда запускаем холодный двигатель, заслонка закрыта;

проверяем поступление бензина в карбюратор. Можно отсоединить топливный шланг и проверить на свободное истечение бензина. Если струйка маленькая или её нет вообще, значит засор или топливного фильтра, или воздушного клапана крышки бака. В принципе, прочистив или поменяв фильтр и клапан, работа по ремонту может быть закончена.

Если здесь все в порядке, проверяем систему зажигания, что начинается с проверки свечи. Отсоединяем проводку с цилиндром и выкручиваем её из крышки цилиндра. Если при осмотре она сухая, значит бензин не подается. Предварительно мы установили, что в карбюратор он поступает без проблем. Тогда проблема в карбюраторе. Это может быть как засоренный жиклер, так и загрязнился фильтр или что либо другое. Для этого нужно снять карбюратор, разобрать прочистить. Это сложная работа, обязательно наличие схемы карбюратора.

Если свеча мокрая, значит топливо поступает, но возможно идет переизбыток топлива, тогда также не будет заводиться. Для устранения этой проблемы перекрываем подачу бензина и просушиваем цилиндр. Затем при снятой свече прокачиваем двигатель ручным стартером.

Возможно, проблема в свече, которая окислилась, тогда при помощи бензина и тонкой наждачки – нулевки очищаем её. Также обращаем внимание на величину зазора между электродами. Согласно инструкции, должен зазор быть в пределах 0,8 мм, если не такой, регулируем. После всего и проверяем свечу, прижав металлической частью к крышке цилиндра и делаем как бы ложный пуск двигателя. Если свеча рабочая, искра будет нормальная для зажигания. Если слабая или нет совсем, меняем свечу. Если и здесь нет искры, проверяем катушку зажигания, она электронная. Если она не рабочая, меняем.

Может быть причина и в разрядке аккумулятора, перегоревшем предохранителе, неисправном стартере. Просто проверяем все по очереди. Стартер можно или отремонтировать, или поменять.

Двигатель работает, но плохо

Здесь могут быть такие проблемы:

Воздушный фильтр забился, воздуха поступает мало, смесь бензина с воздухом получается с преобладанием в сторону бензина. Так как мотоблок работает в условиях, очень далёких от стерильных, чаще чистите воздушный фильтр. Если это бумажный фильтр, чистите его просто постукиванием о твердый предмет и продуваем пылесосом. Именно продуваем, не втягиваем воздух.

Фильтр из поролона моется любым жидким средством для посуды или мойки авто и сушится. Сетчатый продувается при помощи пылесоса.

Бывает причина в бензине плохого качества или какой-то смеси, которую посоветовали знакомые. Пользуйтесь тем, которое рекомендовано производителем.

Возможно причина в свече и в зазоре между электродами, тогда регулируем согласно инструкции пользователя.

Проверьте глушитель, возможно он забит сажей от выхлопных газов. Разбираем глушитель, чистим, промываем бензином. Если глушитель в вашей конструкции неразборный, промываем и высушиваем при помощи фена, можно и для волос. ВАЖНО, обязательно промыть моющим средством в конце, воду и бензин после мойки утилизируйте. ЭТОТ НАГАР И САЖА ИМЕЮТ В СВОЕМ СОСТАВЕ ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СУХАЯ ЧИСТКА С ВДЫХАНИЕМ ЧАСТИЦ ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ.

Отверстие при снятии глушителя закрываем как кляпом чистой ветошью.

Возможно неправильная работа мотоблока связана с неправильно отрегулированным карбюратором. Если в инструкции есть пункт об этом, производим его регулировку. Могут быть изношены цилиндры и поршни, может быть нужна замена поршневых колец. При подсоединению к отверстию от свечи компрессометр и проворачивая вал стартера, проверяем компрессию. В идеале должна быть не ниже 8 атмосфер (опять смотрим в паспорте на мотоблок). Если в двигателе есть декомпрессор, тогда показание компрессометра будет неточным. При показании 5 атмосфер можно будет говорить о том, что это сработал декомпрессионный клапан.

Дизельный двигатель

В ремонте и диагностике он более сложный, чем бензиновый. И дело не особой сложности двигателя или каких то условиях, а в том, что бензиновые устройства встречаются гораздо чаще и мы привыкли к ним. Предлагаю посмотреть таблицу в инструкции, которой оснащены практически все инструкции по эксплуатации дизельных мотоблоков, в которых перечислены основные причины неисправностей и способы их решения.

Можно посмотреть ремонт дизельного мотоблока в таком видео:

Источник

Особенности самостоятельного ремонта мотокультиваторов

Приобретение универсального мотокультиватора существенно облегчает огромное количество работ, связанных с домашним хозяйством. Всем известно, что это устройство может рано или поздно сломаться. Для того чтобы не приобретать новое оборудование, пользователь должен знать об особенностях и правилах, в соответствии с которыми производится ремонт культиваторов.

Детали, которые могут сломаться

Каждая рабочая часть такого оборудования при использовании подвергается существенной нагрузке. Потому они требуют систематического осмотра состояния и ремонта. Сначала необходимо произвести настройку топливного насоса и системы зажигания мотокультиватора. Так как зимой устройство стояло, как говорится, «без дела», что может обусловить проблемы с активацией двигателя. Также необходимо осуществить проверку трансмиссии. Не забывайте, что безалаберность на этой стадии работ запросто может обусловить значительные неисправности мотокультиватора.

Перед тем как приступить к самостоятельному ремонту, следует узнать об основных причинах возникновения проблем. Все неисправности культиваторов можно условным образом выделить в две категории:

  • неисправности мотора;
  • неисправности иных элементов оборудования.

Отзывы опытных домашних умельцев позволяют говорить о том, что мотокультиваторы Крот или Техас зачастую встречаются с проблемами из первой категории.

Неполадки двигателя и его ремонт

Причин, по которым может сломаться мотор, может быть несколько. В ситуациях, если двигатель на культиваторах вовсе не запускается, следует воспользоваться следующей схемой действий:

  • активизируйте зажигание;
  • проверьте топливо;
  • откройте кранчик подачи топлива;
  • тщательно осмотрите карбюраторную заслонку: она обязательно должна быть плотно прикрыта при холодном запуске;
  • узнайте, поступает ли топливная смесь в карбюратор. Для того чтобы дать ответ на данный вопрос, необходимо заполнить так называемую поплавковую камеру. Также можно отключить карбюраторный шланг. В обеих ситуациях топливная смесь будет литься из отверстия, которое находится в крышечке камеры. Тоненькая струйка или ее полное отсутствие свидетельствует о засоренности топливного фильтра. В таком случае необходимо тщательно прочистить карбюраторные узлы;
  • попадает ли топливо к цилиндру двигателя? Это можно проверить, взглянув на состояние свечей зажигания. Демонтируйте элемент, предварительно отключив провод. Повышенная сухость детали говорит о том, что в цилиндре нет топлива. Но, если вы еще до этого выяснили, что нет никаких проблем с подачей топливной смеси в карбюратор, то проблема может быть заключена в самом карбюраторе. Тут есть несколько вариантов: засорился жиклер или фильтрующая сетка и пр. Снимите элементы и очистите карбюратор. В том случае, если свеча влажная, то следует проверить культиватор на наличие излишков топлива в баке. Если же на свече есть нагар, то ее можно очистить и своими силами, воспользовавшись мелкозернистой наждачкой и обыкновенным бензином.
  • убедитесь, что есть искра. Каким образом это делается? Подключите провод к свече, прижмите часть из металла конструкции к крышечке цилиндра. Затем необходимо сымитировать запуск двигателя. Если искры нет, то желательно проверить катушку зажигания, электрическую цепь и саму свечку. Элементы, которые сильно износились, после осмотра необходимо поменять;
Читайте также:  Что добавить в двигатель чтобы не сапунил

Двигатель оборудования не дает достаточной мощности по следующим причинам:

  • забился воздухофильтр: ремонтные мероприятия предполагают тщательную очистку этой детали;
  • засорился глушитель: элемент необходимо разобрать и как следует промыть;
  • забился карбюратор: составляющую необходимо снять, очистить и правильно отрегулировать.

Неисправности, связанные с редуктором

Если работа оборудования сопровождается сильным шумом, то вам, скорее всего, необходимо отремонтировать редуктор мотокультиватора. Это явление может свидетельствовать о нехватке масляной смеси. Просто залейте его внутрь редуктора устройства, а лучше полностью поменяйте.

Также сильные шумы наблюдаются из-за «разбалтывания» крепежей: оцените их состояние и при необходимости зафиксируйте.

Кроме того, дачники и садоводы часто сталкиваются с вытеканием масляной смеси из редуктора. Это происходит при неправильном монтаже и износе сальников, при недостаточно плотно зафиксированных крышках и деформации прокладок. Избавиться от течи можно посредством замены и правильной установки этих элементов, прочистки сапуна и фиксацией крепежных частей крышек.

Запомните, что элементы редуктора больше других подвергаются износу при работе оборудования, потому они нуждаются в своевременной замене.

Общие проблемы

Сильные вибрации устройства при использовании могут свидетельствовать о некачественной регулировке крепежей навесных деталей. При возникновении этой проблемы следует сразу же остановить работу мотокультиватора и настроить прицепные детали. В том случае, если крепежи деформировались или износились, их нужно поменять на новые.

Неровный ход говорит о проблемах, связанных с колесиками. Настройте давление в них, чтобы избавиться от неприятности.

Источник

Диагностика неисправностей и ремонт двигателя мотоблока типа МБ. Часть 2.

Возможные неисправности, причины, методы устранения

Возможные неисправности, их причины и методы устранения приведены ниже:

1. Двигатель не запускается, свеча сухая

1.1 Нет подачи топлива –

a) Нет топлива в баке — заправить бак;

b) Закрыт топливный кран — открыть кран;

c) Засорено отверстие в пробке бензокрана — Прочистить дренажное отверстие в пробке топливного бака;

d) Засорение системы подачи топлива — Снять топливный кран, слить топливо из бака, промыть бак чистым бензином, снять соединительный шланг со стороны карбюратора, продуть шланг и жиклеры карбюратора насосом без разборки карбюратора.

2. Двигатель не запускается, свеча влажная

2.1 Отказ в системе зажигания

a) Наличие нагара или масла на электродах свечи — очистить электроды свечи, промыть бензином, просушить;

b) Зазор между электродами свечи не соответствует техническим требованиям — отрегулировать зазор подгибанием бокового электрода;

c) Повреждение изолятора свечи зажигания — заменить свечу или высоковольтный провод;

d) Замыкание кнопки СТОП на массу — устранить замыкание;

e) Нарушение контакта в угольнике свечи — проверить контакт в угольнике свечи;

f) Нарушен зазор между статором и магнитным башмаком — отрегулировать зазор в соответствии с разделом «Проверка и регулировка системы зажигания»;

g) Дефект статора — заменить статор;

2.2 Подсос воздуха через уплотнения соединений

a) В карбюраторе;

c) Головки цилиндра;

Подтянуть болты крепления указанных соединений, проверить целостность прокладки между головкой и блоком цилиндра. Затянуть свечу.

2.3 Недостаточное закрытие воздушной заслонки карбюратора – проверить действие и исправность привода, устранить заедание.

3. Обратная отдача двигателя при запуске

Нарушение угла опережения зажигания вследствие:

3.1. Разрушения шпонки маховика – проверить состояние шпонки маховика, при необходимости заменить;

3.2. Неправильного сопряжения зубчатых колес коленчатого и распределительного валов при сборке – выполнить сопряжение валов в соответствии с требованиями;

4. Запуск двигателя мотоблока затруднен, двигатель работает неустойчиво и не развивает достаточной мощности

4.1. Нагар на рабочих поверхностях клапанов и/или седел блока цилиндра; деформация впускного клапана – проверить состояние рабочих поверхностей деталей в соответствии с разделом «проверка технического состояния механизма газораспределения», дефектные детали заменить;

4.2. Износ поршневых колец – проверить степень износа колец в соответствии с разделом «проверка технического состояния кривошипно-шатунного механизма», дефектные детали заменить;

5. При работе двигателя мотоблока из глушителя выходит черный дым, замасливание электродов свечи, на свече нагар черного цвета

5.1. Богатая смесь – проверить и отрегулировать карбюратор в соответствии с разделом «Проверка и регулировка системы питания топливом»;

5.2. Не герметичен топливный клапан карбюратора — проверить и отрегулировать карбюратор в соответствии с разделом «Проверка и регулировка системы питания топливом».

5.3. Износ маслосъемного кольца поршня – заменить поршневые кольца;

5.4. Засорен воздушный фильтр – прочистить или заменить воздушный фильтр.

6. При работе двигателя мотоблока из глушителя выходит дым светлого цвета, электроды свечи сухие с белым налетом

6.1. Бедная смесь – отрегулировать карбюратор.

7. В процессе работы двигатель начинает набирать обороты без поворота рычага газа (двигатель идет вразнос)

7.1. Ослабло крепление рычага регулятора с рычагом тяги регулятора – выполнить регулировку управления двигателя в соответствии с разделом «Проверка и регулировка системы питания топливом»

8. В процессе работы при полностью открытой дроссельной заслонке двигатель начинает снижать обороты и останавливается

8.1. Перегрев двигателя – заглушить двигатель, и запускать его до полного охлаждения, проверить уровень масла в картере, чистоту оребренных поверхностей блока и головки цилиндра

9. Заклинивание двигателя мотоблока

9.1. Недостаток масла в картере двигателя, надир на нижней головке шатуна, разрушение шатуна и маслоразбрызгивателя – разобрать двигатель, проверить детали в соответствии с разделом «Проверка технического состояния кривошипно-шатунного механизма».

10. При запуске нет вращения коленчатого вала.

10.1.Разрушение корпуса храповой муфты или храповика – разобрать пусковое устройство, заменить дефектные детали в соответствии с разделом «Ремонт пускового устройства».

11. Нет возврата шнура запуска

11.1.Ослабла затяжка винтов крепления корпуса стартера к двигателю – отрегулировать положение стартера (покачиванием от руки), обеспечив возврат шнура, подтянуть винты крепления стартера;

11.2.Обрыв пружины стартера – заменить (отремонтировать) пружину стартера в соответствии с разделом (Ремонт пускового устройства».

Снятие и установка двигателя мотоблока

Установите мотоблок на ровную площадку и очистите от грязи.

Снимите щиток, отсоедините трос газа от платы карбюратора, ослабьте болты крепления кронштейна с ограничительными штырями приводного ремня. Отвинтите четыре болта крепления двигателя. Слегка поверните его влево и снимите ремень со шкива коленчатого вала. Таким образом освободившийся двигатель снимите с ходовой части.

Примечание: для облегчения доступа к болтам крепления двигателя можно предварительно снять крылья.

Устанавливайте двигатель на мотоблок в последовательности, обратной снятию.

Разборка двигателя мотоблока

Вымойте двигатель, установите его на подготовленное рабочее место и слейте масло из картера.

Примечание. 1. Рекомендуется сливать масло с прогретого двигателя. 2. При сливе масла снимите заглушку с заливного отверстия картера двигателя.

Снимите топливный бак, отсоединив от него бензошланг, воздушный фильтр, снимите экран цилиндра.

Снимите шкив с коленчатого вала, выньте шпонку шкива.

Снимите головку цилиндра с прокладкой, кронштейн крепления бака.

Отсоедините корпус вентилятора и отражатель.

Отвинтите винты крепления защитного кожуха маховика и снимите его.

Снимите крышку и храповик. Чтобы не потерять шарики, находящиеся в корпусе муфты, перед снятием крышки подставьте под разбираемый узел емкость (банку).

Выньте кольцо и отвинтите против часовой стрелки корпус муфты, используя спецключ или выколотку из мягкого (медь, алюминий) металла.

Снимите шайбу и спрессуйте маховик с помощью съемника. При его отсутствии допускается использовать деревянный брусок и молоток.

Отверните болты крепления крышки блока цилиндра и, поддев крышку двумя отвертками в районе направляющих штифтов, снимите крышку с прокладкой.

Выньте из блока цилиндра распределительный вал и толкатели.

Поверните коленчатый вал так, чтобы был доступ к болтам крепления крышки шатуна, и, отогнув зубья контровочной шайбы, отверните болты крепления крышки шатуна. Снимите контровочную шайбу, маслоразбрыгиватель и крышку.

Шатун в сборе с поршнем подайте вверх до выходы из блока цилиндра. Выньте коленвал

Примечание. 1. Клапанный механизм двигателя отрегулирован на заводе-изготовителе и без необходимости разборке не подлежит. 2. Замену клапанов можно производить без снятия и разборки двигателя.

Сборка двигателя мотоблока

Перед сборкой двигателя очистите и промойте узлы и детали, подлежащие сборке. Цилиндр двигателя, толкатели, поршень с шатуном, шейки коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом.

Читайте также:  Как узнать тип двигателя рено логан

Установите блок цилиндра на рабочее место. Вставьте коленчатый вал в опорный подшипник блока цилиндра.

С помощью оправки (рис. 24) с конусным внутренним отверстием введите в цилиндр поршень в шатуном. При отсутствии специальной оправки для обжатия колец при установке поршня возможно использование ленты из жести и пассатижи.

Рис. 24. Оправка для установки поршня с кольцами и шатуном в цилиндр

1 — оправка; 2 — поршень; 3 — блок цилиндра

При установке поршня необходимо следить за тем, чтобы поршневые кольца не заедали в канавках поршня, компрессионные кольца были установлены со сдвигом замков на 180 градусов, маслоочистительное кольцо – со сдвигом на 90 градусов по отношению к замку верхнего компрессионного кольца.

Заведите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала, наденьте крышку шатуна, маслоразбрызгиватель, шайбу контровочную и затяните моментом: предварительно 15 +5 Нм, окончательно 25 +2 Нм. Загните стопорные усы контровочной шайбы.

Установите в блок цилиндра толкатели (для предотвращения их выпадания поверните блок цилиндра на боковую стенку).

Установите распределительный вал так, чтобы метка на зубе шестерни коленчатого вала находилась против метки впадины шестерни распределительного вала.

Проверните коленчатый вал, при этом проверьте, чтобы маслоразбрызгиватель не задевал за стенку корпуса блока цилиндра.

Проверьте легкость вращения шестерни центробежного регулятора с грузиками на оси крышки блока цилиндра.

Установите прокладку и крышку блока цилиндра, при этом слегка проворачивайте коленчатый вал чтобы шестерня с грузиками вошла в зацепление с шестеренкой распределительного вала. При необходимости доверните шестерню регулятора тонкой отверткой.

Выполните затяжку болтов (постепенно) крышки блока цилиндра. Окончательный момент затяжки 15…20 Нм.

Установите на конус коленчатого вала шпонку и наденьте маховик с шайбой.

Технологической гайкой (М18) произведите предварительную затяжку моментом (120…130) Нм для насадки маховика на конус коленчатого вала.

Смажьте внутреннюю полость корпуса храповой муфты тонким слоем смазки ЛИТОЛ-24, наденьте и затяните ее моментом (40…60) Нм.

На концевую часть коленчатого вала наденьте кольцо и храповик. Смажьте шарики муфты моторным маслом, установите их в корпус муфты, наденьте крышку и защитный кожух.

Установите на блок цилиндра головку с прокладкой, экран и кронштейн крепления топливного бака.

Произведите затяжку болтов, крепления головки моментом (15…20) Нм крест-накрест через два болта.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между статором и магнитным башмаком в соответствии с разделом (Проверка и регулировка системы зажигания».

Установите корпус вентилятора, отражатель, кожух защитный.

Установите шпонку и шкив на коленчатый вал.

Наденьте на патрубок карбюратора воздушный фильтр, установите топливный бак и бензошланг.

Залейте масло в картер блока цилиндра.

Проверка технического состояния узлов и деталей блока цилиндра

Блок цилиндра не должен иметь трещин и других механических повреждений картера. Проверьте зеркало цилиндра, на котором не должно быть глубоких царапин, задиров.

Размерные группы блока цилиндра (маркируются арабскими цифрами( приведены в таблице, в которой в скобках указаны размеры сопрягаемого поршня.

При износе цилиндра более 0,15мм блок подлежит замене.

Проверьте целостность опорных втулок распределительного вала. Разбитые и изношенные втулки подлежат замене.

Проверьте отсутствие вмятин на рабочих поверхностях толкателя шестерни с грузиками центробежного регулятора.

Головка блока цилиндра не должна иметь нагара и механических повреждений. При наличии нагара удалите его с помощью алюминиевой пластинки, дефектную головку замените.

Проверьте целостность прокладок крышки и головки цилиндр. Прокладка головки не должна иметь в поперечном направлении сквозных следов прорыва газов из камеры сгорания в виде нагара. Помятость и надорванность прокладок недопустима. Дефектные прокладки подлежат замене.

Проверка технического состояния кривошипно-шатунного механизма

До разборки двигателя проверьте величину осевого люфта коленвала, который не должен превышать 1-1,5мм. Увеличенный люфт, вызванный износом подшипников, без их замены может быть устранен без разборки двигателя. Для этого:

  • Демонтируйте шкив с коленчатого вала, снимите крышку подшипника и осадите его;
  • Изготовьте из мягкой проволоки кольцо, соответствующее диаметру наружной обоймы подшипника, и установите его между крышкой и подшипником, не перекрывая маслоканала;
  • Установите крышку на место.

В разобранном виде у коленчатого вала проверьте отсутствие сколов зубьев шестерни, износ шейки и отсутствие на ней наплывов алюминиевого сплава (что бывает после заклинивания двигателя из-за недостаточной смазки соединения шатуна с шейкой коленчатого вала).

Наплывы удалите путем зачистки шейки напильником (до проскальзывания) с последующими доводкой поверхности наждачной бумагой и промывкой шейки.

Осмотрите шпоночный паз на конусе коленчатого вала. Шпонка маховика должна входить в паз без усилий и не иметь бокового люфта.

Поршень не должен иметь нагара на днище и в канавках поршневых колец. Трещины любого характера на поршне, пальце и шатуне недопустимы, такие детали требуют замены.

Поршни по диаметру должны выбираться из размерной группы, одноименной с блоком цилиндра (см. предыдущую таблицу). Размерная группа поршня маркируется арабской цифрой (1, 2 или 3) на его днище.

Поршень, палец и шатун также собираются из одноименных размерных групп, маркируемых цветной меткой:

Заменяемые палец и шатун должны принадлежать соответствующей размерной группе поршня.

В двигателе ДМ-1Д используются стандартные «жигулевские» поршневые кольца 76мм. Практика показывает, что в первую очередь изнашиваются рабочие кромки маслосъемного кольца.

Пригодность колец к работе можно проверить измерением набором щупов зазора в замке при установке кольца без поршня в цилиндр. Зазор должен быть в пределах 0,3 – 0,5мм. Если зазор недостаточный – запилите стыковые поверхности, а если повышенный – замените кольца. Поршневые кольца, как правило, меняются комплектно.

Проверка технического состояния механизма газораспределения мотоблока

В процессе работы у механизма газораспределения подвержены износу кулачки распределительного вала, тарелки, фиксирующие пружину на стержне клапана, возможны потери герметичности рабочих поверхностей клапанов и седел, деформация стержня впускного клапана (как правило, в результате установки на двигатель свечи с длинной юбкой).

При обнаружении признаков дефектов в работе клапанов демонтируйте топливный бак, снимите головку блока цилиндра, глушитель, карбюратор и клапанную коробку.

Проверьте герметичность контакта между клапанами и седлами для чего налейте на головки клапанов керосин (или бензин). При исправных деталях не должно быть протекания керосина под клапан в клапанную коробку.

Дефектный клапан снять, для чего отжать пружину клапана вверх с помощью отвертки, развернуть тарелку, чтобы она вышла из гнезда и освободила клапан от пружины. Извлечь пружину и клапан.

В случае крепления пружины клапана с помощью сухарей необходимо после отжатия клапанной пружины вверх вывести из зацепления и извлечь сухари.

Рабочие поверхности клапанов перед сборкой должны быть притерты к рабочим поверхностям седел блока цилиндра в два этапа: сначала со шлифовальной пастой, разведенной моторным маслом, затем без пасты со смазкой притираемых поверхностей одним моторным маслом. Притирка прекращается при появлении на рабочих поверхностях замкнутого кольцевого пояска шириной не мене 1мм. По окончании притирки детали тщательно промыть бензином и протереть чистой ветошью.

Стержень притертого клапана смажьте моторным маслом, вставьте в направляющую втулку и проверьте наличие зазора 0,15-0,3мм между клапаном и толкателем. При измерении толкатель должен находиться в крайнем нижнем положении. Требуемый зазор обеспечивается либо шлифовкой торца клапана, если зазор меньше допустимого, либо подбором клапана, если зазор больше нормы. Причиной увеличенного зазора может быть также износ кулачков распределительного вала.

Установите клапаны в блок цилиндра, наденьте пружины, двумя отвертками отожмите пружину вверх и застопорите с помощью клапанной тарелки (или сухарей).

После сборки клапанов установите на место клапанную коробку, карбюратор, глушитель, головку цилиндра и топливный бак.

Проверка и регулировка системы питания топливом

При отсутствии подачи топлива в цилиндр (сухая свеча) проверьте наличие достаточного количества топлива в топливном баке, поступление топлива из топливного бака к карбюратору, сняв топливный шланг со входного штуцера карбюратора (или, для карбюратора К45, нажав на его утолитель до подтекания топлива через дренажное отверстие).

При непоступлении топлива к карбюратору выверните топливный кран, разберите его, очистите фильтрующий элемент от грязи, детали промойте в бензине. Соберите топливный кран, продуйте и установите на место.

При поступлении топлива в карбюратор (и отсутствии его подачи в цилиндр) проверьте работу топливного клапана и чистоту жиклеров карбюратора.

Для проверки карбюратора КМБ-5 снимите карбюратор с двигателя, слейте бензин из поплавочной камеры. Подайте воздух через штуцер подвода топлива (рис. 25) в рабочем положении карбюратора. Воздух должен свободно продуваться. Повторите операцию с перевернутым на 180 градусов карбюратором. Прохождение воздуха через штуцер должно прекратиться. При выполнении этих условий топливный клапан исправен.

Уровень топлива в поплавковой камере регулируйте отгибанием или подгибанием регулировочного язычка поплавка. Нормальным считается уровень топлива 30-35мм.

Рис. 25. Карбюратор КМБ-5

1 — штуцер подвода топлива; 2 — корпус верхний; 3 — заслонка дроссельная; 4 — игла малого газа; 5 — воздушный жиклер; 6 — корпус нижний; 7 — заслонка воздушная; 8 — винт крепления стяжки; 9 — игла полного газа; 10 — распылитель; 11 — поплавок; 12 — топливный клапан

Читайте также:  Как залить охлаждающая жидкость двигателя шевроле авео

Для продувки жиклеров выверните винты регулировки малого и полного газа.

Для промывки элементов карбюратора отверните винты верхнего корпуса, снимите нижний корпус, промойте бензином топливный клапан, прочистите и с помощью насоса продуйте жиклеры, проверьте целостность поплавка. Протирка деталей карбюратора ветошью не допускается.

После промывки и продувки пристыкуйте нижний корпус карбюратора к верхнему, обращая внимание на трубку распылителя, которая должна войти в отверстие верхнего корпуса. Откройте дроссельную заслонку и проверьте правильность сборки, после чего заверните винты крепления верхнего корпуса.

Установленный после разборки карбюратор требует регулировки.

Регулировку карбюратора выполняйте на прогретом двигателе в следующей последовательности.

Вверните до упора (без большого усилия) винты регулировки малого и полного газа (рис. 25), затем выверните их на 1,5 оборота. Запустите двигатель, прогрейте в течение 10 минут. Установите рычаг управления двигателем в положение минимальных устойчивых оборотов, не допуская остановки работы двигателя. Винтом упора дроссельной заслонки установите минимальные обороты холостого хода, при которых двигатель работает устойчиво, без перебоев.

Регулировкой положения винта малого газа установите максимальные обороты холостого хода, после чего винтом упора дроссельной заслонки откорректируйте минимальные устойчивые обороты холостого хода.

Повторите две последние операции для достижения устойчивой бесперебойной работы двигателя на холостом ходу с минимально возможными оборотами.

Переведите рычаг управления двигателем в положение «газ». При появлении перебоев в работе двигателя отверните винт полного газа до получения устойчивой работы, но не более чем на 2,5 оборота.

Регулировка карбюратора К45 выполняется по аналогичной методике с использованием регулировочных винтов (рис. 14):

5 – упора дроссельной заслонки;

8 – корректировки состава топливной смеси холостого хода.

Вращая винт 5, установите минимально возможные, но устойчивые обороты двигателя. Винтом 8 установите максимальные (на слух), но устойчивые обороты двигателя и от этого положения заверните его на ¼ оборота.

Повторите последние операции до получения устойчивой, бесперебойной н=работы двигателя с минимально возможными оборотами.

Выведите двигатель на режим и, если двигатель работает с перебоями или глохнет, заверните винт 8 еще на ¼ оборота и повторите предыдущие операции.

В случае установки на двигателе карбюратора ДМ1.08.100 используйте следующую методику регулировки.

Заверните винт 10 (рис. 26) малого газа до упора и отверните на ½ оборота.

Заверните винт 9 полного газа до упора и отверните его на 2 оборота.

Отверните винт 4 (рис. 22) минимальных оборотов до упора рычага в прилив корпуса карбюратора и заверните на 2 оборота.

Запустите двигатель, после прогрева винтом 9 (рис. 26) отрегулируйте устойчивую работу на максимальных оборотах.

Переведите рычаг управления двигателем в положение минимального газа (оборотов), не допуская его выключения, и отворачиванием винта 10 отрегулируйте устойчивые обороты малого газа.

Рис. 26. Схема карбюратора ДМ1.08.100:

1 — входной штуцер; 2 — клапан топливный; 3 — мембранная полость; 4 — мембрана; 5 — пружина; 6 — кнопка; 7 — клапан обратный; 8 — канал подачи топлива; 9 — винт полного газа; 10 — винт малого газа; 11 — жиклеры малого газа; 12 — заслонка дроссельная; 13 — камера смесительная.

Повторите проверки устойчивости работы двигателя на максимальных и минимальных оборотах по указанной выше методике, проводя при необходимости подрегулировки, добейтесь устойчивой работы двигателя на всех режимах.

При получении неустойчивой работы на оборотах малого газа, измените положение дроссельной заслонки винтом 4 (рис. 22) минимальных оборотов, заворачивая или отворачивая винт, и повторите описанные выше регулировки.

Регулировка привода управления двигателем выполняется в следующей последовательности.

На неработающем двигателе отпустите гайку 4 (рис. 15) болта 5, стягивающего разрезную часть рычага регулятора 6. Отверткой вставленной в шлиц рычага 2 тяги регулятора, поверните рычаг по часовой стрелке до упора, после чего затяните гайку 4. Этим обеспечивается полное открытие дроссельной заслонки карбюратора (рычаг троса газа находится в положении (максимальный газ»).

Проверьте правильность регулировки, для чего установите рычаг троса газа в положение «минимальный газ», покачайте рукой рычаг 6 регулятора – он должен иметь свободный ход до полного открытия дроссельной заслонки карбюратора.

Проверка и регулировка системы зажигания

Наиболее частым отказом в системе зажигания двигателя является отказ свечи, поэтому рекомендуется всегда иметь запасную

Двигатели ДМ-1, ДМ-1Д допускают использование свечей А-11-1, А-11-0, А-17В, СИ-12РТ. Основные характеристики свечей содержатся в их маркировке:

— А(СИ) – диаметр резьбы на корпусе М14*1,25;

— последующая цифра – калильное число;

— следующая после цифры буква означает длину резьбовой части корпус а(Н – 11мм, Д – 19мм), если буква отсутствует, то длина резьбовой части корпуса равна 12мм.

Внимание! Для двигателей ДМ-1 приемлемы именно такие свечи, которые имеют длину резьбовой части 12мм.

Калильное число в маркировке свечи означает ее тепловую характеристику, выраженную в условных единицах. Цифровой ряд калильных чисел: 5(наиболее «горячая» свеча), 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26 (наиболее «холодная» свеча).

Из свечей иностранных производителей хорошо зарекомендовали себя свечи B8AC Bosch.

Работоспособность свечи в частности и системы зажигания в целом проверяется по следующей методике.

Выверните свечу, протрите насухо электроды, при необходимости удалите нагар (после прокаливания электродов зачистите их металлической щеткой), замерьте и вставьте зазор между электродами.

Наденьте угольник высоковольтного провода на свечу и надежно прижмите корпус свечи к головке цилиндра, поверну ее электродами в сторону от отверстия под свечу в головке цилиндра.

Прокрутите 3-4 раза коленчатый вал двигателя с помощью пускового шнура. При исправной системе зажигания между электродами свечи должна проскальзывать искра бело-синего цвета, отсутствие искры или появление искры светло-желтого цвета свидетельствует о неисправности системы зажигания.

Проверьте состояние статора и магнитного башмака маховика, а также величину зазора между ними, который должен быть 0,1-0,15мм.

Для установки зазора между статором и магнитным башмаком необходимо:

— снять корпус вентилятора;

— отпустить (не выворачивая до конца) два болта крепления статора системы зажигания;

— вставить пластину щупа 0,1-0,15мм между статором и башмаком маховика, завернуть болты крепления статора так, чтобы пластина щупа проходила в зазор без закусывания с небольшим усилием;

— провернуть маховик и проверить установленный зазор по всей окружности.

После установки зазора проверьте наличие искры на «массу» корпуса:

— снимите угольник свечи с высоковольтного провода и освободившийся конец закрепите на головке цилиндра с промежутком 3-5мм между головкой и неизолированной частью провода;

— стартером прокрутите коленчатый вал, при этом должна проскакивать искра, обеспечивающая пробой вышеуказанного промежутка. В случае отсутствия искры статор подлежит замене. При наличии искры следует проверить контакт высоковольтного провода в угольнике свечи или заменить свечу.

Ремонт пускового устройства

Наиболее частыми дефектами пускового устройства являются: обрыв концевой части пружины стартера в месте крепления к барабану, обрыв пускового шнура и разрушение храпового механизма.

Дефектная пружина заменяется или при наличии несложного инструмента восстанавливается. Для этого отожгите на обычной газовой горелке концевую часть пружины на расстоянии 100-120мм и с помощью напильника повторите на нем профиль крепления пружины к барабану стартера.

Намотайте пружину по часовой стрелке на барабан стартера, вставьте свободный конец пружины в гнездо крепления на корпусе вентилятора.

Отцентруйте с помощью большой отвертки барабан стартера, втулку опорную пружиной малой и заведите в корпус вентилятора.

Подогните ограничительные лапы (усы) на корпусе вентилятора, затем взведите барабан с пружиной против часовой стрелки.

Отпустите полностью взведенную пружину на 0,5-1 оборот и совместите отверстия корпуса вентилятора и барабана стартера.

Вставьте пусковой шнур с рукояткой и завяжите узел на барабане стартера, после чего отпустите барабан, удерживая натяг рукояткой шнура.

Замена пускового шнура выполняется аналогично описанной выше последовательности.

Указанные работы рекомендуется выполнять вдвоем!

Снятие и замена дефектных деталей храпового механизма описаны в разделах «разборка двигателя» и «сборка двигателя».

Значения нормированных моментов затяжки резьбовых соединений двигателя

При сборке двигателя после ремонта следует применять нормированные моменты затяжки резьбовых соединений, значения которых в ньютонах на метр Нм приведены ниже.

Болты крепления крышки шатуна:

Болты крепления головки цилиндра 15-20

Болты крепления крышки картера 15-20

Технологическая гайка маховика двигателя (предварительная затяжка) 120-130

Корпус муфты пускового устройства 40-60

Примечания. 1. 1кгс = 10Н; 2. При отсутствии динамометрического ключа усилие затягивания болтов в кг силы определите по формуле:

где М – значение моменты затяжки, Нм;

L – длина плеча от центра вращения до точки приложения силы F (рис. 27);

0,1 – коэффициент перевода размерности силы из Н в кгс.

Рис. 27. Определение усилия затяжки.

Пример: для затяжки болта моментом М=15Нм и длине ключа L=0,15м необходимо приложить к ключу силу F = 0.1*15/0.15 = 10 кгс, что эквивалентно силе, необходимой для поднятия груза массой 10кг.

Источник

Adblock
detector