Водометные двигатели для лодок что это

Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов

Водомётные моторы часто напоминают принцип работы реактивного двигателя. Главным отличием выступает поток воды, поступающий из сопла водомёта. Отверстие, предназначенное для забора воды в водоток, располагается в нижней части.

Вода, находящаяся в водомёте, приводится в движение по трубе водотока благодаря импеллеру, который способствует разряжению водного потока. Проходя сквозь винт, поток ускоряет свой ход и полученное давление выплёскивает воду через сопло, диаметр которого достаточно узкий. Подобный принцип функционирования мотора приводит плавательное средство в движение.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами водомётов стали:

  • Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
  • Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
  • Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
  • Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.
  • Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
  • Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
  • Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
  • Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.

Основными недостатками мотора можно считать:

  • При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
  • Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
  • Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
  • Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
  • Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.

Устройство и принцип работы

Главными составляющими водомёта являются винтовая часть и двигатель (внутреннего сгорания). Водовод сочетает в себе следующие элементы:

  • водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части;
  • спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные;
  • сопловой элемент;
  • кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход;
  • устройство реверсивно-рулевого типа, позволяющее производить смену направлений движения лодки (предусмотрен как передний, так и задний ход).

Импеллеры (винтовые элементы) могут быть разных видов:

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

  • Осевой тип – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
  • Осе-диагональный тип – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров.
  • Диагональный и шнековый – современные разновидности винтов, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.

Лодка приходит в движение после реактивной тяги, которая создаётся благодаря выбрасыванию водного потока с большой скоростью. Более детальный принцип работы выглядит следующим образом:

  • Водные потоки проникают в водозаборник, который располагается в передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
  • Импеллер производит отбрасывание воды назад, после чего она попадает в суженную часть, что ещё больше увеличивает скорость прохождения.
  • Лопатки спрямляющего аппарата оснащены своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
  • Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Наличие небольшого проходного сечения позволяет преобразовать давление потока в скорость.
Читайте также:  Двигатель на оке работает хлопками

Популярные модели водометов

Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:

YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.

Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.

Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.

Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.

Отзывы об использовании

Приобрёл несколько месяцев назад двигатель Кальмар! Впечатления просто неописуемые. После того как поставил мотор на лодку, стал переплывать Волгу (а это почти 6,5 км) без всяких усилий и промедлений. Не мотор, а зверь!

Сын подарил водомёт Ямаха. Моему счастью нет предела! Любой водоём теперь мне по плечу – переплыву с лёгкостью. Лодка движется почти бесшумно, а при совершении вынужденного торможения тормозной путь весьма короткий, что не может не радовать. Теперь я могу наслаждаться рыбной ловлей сполна.

Заказав мотор Сталкер по интернету, я долго ждал заказ. Как только получил его сразу отправился на рыбалку для тестирования. Результатом доволен. Развивает весьма приличную скорость за короткий промежуток времени и весит совсем немного.

Кальмаром пользуюсь почти пять лет. За это время ни одной поломки. Работает как часы. С лёгкостью и быстротой пересекает любые расстояния! Считаю что это лучший из водомётов!

Водомётом пользуюсь достаточно давно. Бывал как на больших водоёмах, так и на мелководьях, болотистых участках. Работает довольно тихо, что совершенно не приводит рыбу в испуг. Расход топлива не превышает допустимую норму, разгон до 11 км/ч. Очень доволен мотором и советую всем знакомым рыбакам. Небольшая масса оборудования тоже немаловажное преимущество. По поводу эксплуатации никаких нареканий не было и надеюсь не будет.

Отец приобрёл несколько лет назад Кальмар. Видимо, ему попалась непригодная подделка, так как часто винт наматывал водоросли и мотор попросту переставал работать. Рыбалка не приносила абсолютно никакого удовольствия. Грешу на подделку, так как у знакомых Кальмары действительно не доставляют владельцам неудобств. Слаженная работа радует, а поломки практически не беспокоят.

Читайте также:  Почему на ниве не включаются вентиляторы охлаждения двигателя

Установка

Водомёты подлежат установке на суда быстрого хода (лёгкие), которые называются «глиссирующими». Подобные плавательные средства рассчитаны на развитие скорости не превышающей 60 км/ч. Изредка водомёты всё же могут устанавливаться на средние моторные суда, угол наклона донной части которых не превышает 20 градусов.

Однако, несмотря на наличие добавочной массы, стоит принимать и положительную сторону водомёта. В данном случае огромным преимуществом выступает отсутствие увесистой коробки передач. Её функцию выполняет реверсно-рулевой механизм.

При установке специалисты рекомендуют оснащать специальной (соединительной) муфтой участок между водомётом и двигателем. Это позволит обеспечить изоляцию функционирующего мотора, не принимая во внимание режим работы водомётного двигателя.

Насадки на моторы

Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.

Главными преимуществами насадок для водомётов стали:

  • Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
  • Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
  • Простое техобслуживание.

Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).

К недостаткам насадок на моторы можно отнести:

  • Снижение показателей мощности почти на треть.
  • Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.

Источник

Не покупайте лодку с водометом

Ответы на некоторые важные вопросы по водомётным двигателям, основанные на опыте механиков и судоводителей

Автор: Декабрист Февральский

В публикации будет оговорена лишь часть моментов касающихся темы водомётов. Но, наиболее весомых. Для начала осмотримся и осознаем где мы живём и где собираемся ходить на своей лодке/катере.
Если это реки со стабильным течением, глубинами не меньше, скажем, метра по фарватеру — то выбор типа мотора не будет затруднителен. Тут важна марка, мощность, тактность и масса.

Но вот тем, кто ходит по другим водоёмам — уже сложно чётко определиться с выбором. Нужен ли вам водомёт? Какой вам больше подходит. Ниже речь пойдёт в основном о водомётах.

Сразу стоит сказать для ЧЕГО они существуют:
— для мелких рек с каменистым или каменно-песчаным дном
— для транспортировки больших грузов
— для судов с необходимой повышенной маневренностью на малых скоростях.

Ну и, если вы браконьер, для более тихого хождения по воде :)))

У кого есть желание, может дополнить нехитрый список.

Устройство водомёта состоит из трубы (шахты) и импеллера в нём.
Всё просто. Но дьявол кроется в мелочах.
Например, такая мелочь как вода. Если в ней повышенное содержание взвеси типа песка (пример: реки как Ока, Урал, Ахтуба, Обь), то ресурс движителя будет ограничен. Как наждаком импеллер будет съедаться и зазор между ним и самой шахтой (трубой) будет увеличиваться. А его допуски весьма ограничены и показания допустимых значений малы.

Для примера, у гидроцикла они сопоставимы с клапанными зазорами и исчисляются сотками мм. В ПЛМ немногим больше.
Этот зазор регламентируется разработчиком. И при необходимости покупки такого движителя сразу стоит обратить внимание на этот показатель. От него зависит и расход горючего и скорость передвижения и целесообразность приобретения вообще. У некоторых фирм, «улитка» малопроизводительна и неоправданно повышает расход топлива (например у Tohatsu).

В целом же, с учётом таких малых зазоров узла, особое внимание стоит уделять подшипникам. Ведь, малейший люфт на валу импеллера может привести к биению о стенки самой трубы. И «забить болт» на появляющийся люфт, как некоторые любят делать, уже не получится.

Читайте также:  Дизельный двигатель обороты переключая передач

Далее смотрим водозабор. Решётка, сетка, должна быть надёжная и с определённым размером ячеек. И это касается не только защиты импеллера.

*Тут, я вопрос не изучал досконально по столь маломерным судам как лодки, но вполне возможно, что и у рыбинспекторов могут возникнуть к вам вопросы. На катерах водоизмещением побольше есть обязательное требование к решётке. Размер её ячеи не должен позволять засасываться молоди рыб ценных пород.*

На небольших глубинах, будут пытаться засасываться камушки различных размеров. Тут всё более-менее ясно. Надо следить, выковыривать то, что застряло и НЕ СТАРАТЬСЯ ВЫПРЯМЛЯТЬ погнутые перегородки ячеи. (если нужда в выпрямлении есть, то делать это следует «на горячую»).

Далее говорим о «потерях мощности» (а точнее скорости) и увеличении тяги.
Погружённый в воду импеллер, расположившись в шахте, находится в жёстких условиях. Тут вам и вода в виде рабочего тела для создания тяги. И её всевозможные завихрения и сопротивление при всасывании через весьма ограниченный водозабор.
По этим причинам двигателю приходится при начале движения прилагать больше усилий для набора скорости. Ведь, он теперь разгоняет не только вас, но и воду, которую использует для реактивности. При этом преодолевает трение воды, которое создаётся на стенках шахты.

Но стоит лишь судну выйти на крейсерскую скорость все становится не так мрачно. Здесь, что касаемо КПД, показатели вырастают и превосходят КПД обычных моторов с винтом. Правда, следует оговорить нюанс крутящего момента и мощности самого мотора. Целесообразно ставить водомётный движитель на силовой агрегат с большим рабочим объёмом и маховиком.
Газулька в 30 л.с. попросту лишит вас бензина пустив всю свою полезность на таскание ваших телес, бензина и узелка с обедом.

Любителей поспорить про КПД спешу расстроить: никто из вас не прав и не заблуждается. КПД примерно одинаков в целом (у водомета и мотора с обычным винтом). Но разнится при разных режимах работы двигателя. Выигрывает то один, то другой. И дело не в расходе или чём-то ещё. Дело в совершаемой работе. И нельзя в данном случае сравнивать простые показатели привязывая их к КПД. Всё равно, что сравнивать КПД грузовика и мопеда везущих одинаковые дамские сумочки.

При рассмотрении водомётного движителя сразу надо учесть, что обычный 2Т двигатель вовсе не годится для него. Это жуткий расход топлива и малая отдача.

Водомёт хорошо использовать не только для хождения по мелководью, но и для перевозки больших грузов без учета скорости перемещения (она значительно ниже чем у одноклассника с винтом). Пусть, двигаться вы будете медленнее, но утащите намного больше затратив меньше усилий, чем собрат мотора даже на самом-самом тяговом винте. Но не думаю, что это необходимо простому рыболову с удочкой. Поэтому, в обычной рыболовной тематике водомёт чаще неуместен.

Так же проблема водомёта в его дороговизне обслуживания и ремонте.

Зная фарватер и имея опыт судовождения вы легко пройдёте по многим «узким» местам и на простом моторе. Водомёт — это очень специализированная техника. И она необходима только там, где без неё не обойтись. В общем, не стоит покупать экскаватор там, где можно обойтись лопатой.

Много ещё есть доводов для того чтобы отказаться от водомёта как от излишнего приспособления. Если есть что добавить, можете писать в комментариях ниже. Обсудим.

Источник

Adblock
detector