Влияние накипи в системе охлаждения на работу двигателя

Как часто и чем нужно промывать систему охлаждения — пошаговая инструкция

Предотвратить перегрев двигателя авто помогает система охлаждения, в которую заливается специальная охлаждающая жидкость (антифриз). Независимо от его качества в системе со временем образуется осадок, который может оказать на двигатель вредное воздействие, из-за чего силовой агрегат полностью выходит из строя. Чтобы этого не случилось, необходимо периодически выполнять промывку системы охлаждения.

Для чего осуществляется промывка

Выполнять промывку необходимо несколько раз в год, и на частоту данной процедур влияет интенсивность эксплуатации транспортного средства. Со временем охлаждающая жидкость утрачивает свои свойства и начинается процесс ее разложения на несколько компонентов.

Опасность заключается в том, что впоследствии они выпадают в осадок в системе, и происходит засорение трубок и каналов. Это приводит к следующим последствиям:

• начинает греться двигатель;
• снижается КПД авто;
• возможна поломка подогревающего элемента;
• поломке помпы.

Самым неприятным в данной ситуации станет полный выход из строя двигателя, ремонт которого потребует значительных трат.

Причины засорения

Основной причиной образования засоров в системе охлаждения является вода. При ее попадании в двигатель происходит ее испарение, в результате чего появляется осадок в виде органических веществ, солей, которые остаются на стенках агрегата.

Такая накипь частично выводится путем использования дистиллированной воды, однако еще большую проблему представляет попавшая в двигатель пыль.

Решить данную проблему засора можно путем заливки в систему антифриза. Данная жидкость призвана предотвратить образование накипи, коррозии, но в действительности эффект от её применения заметен на протяжении только определенного времени. Входящие в её состав присадки, имеющие защитные свойства быстро становятся бесполезными, теряют свои качества.

Промывка системы

Для данной процедуры можно использовать различные жидкости. Но перед этим следует узнать степень загрязненности. Сделать это можно путем слива жидкости и наблюдения за ней. Здесь может быть три варианта:

• жидкость темно-бурого оттенка. Такой цвет появляется в связи с огромным количеством ржавчины, которая выходит вместе с составом. Также могут присутствовать жирные пятна и окись. Такие загрязнения свидетельствуют о сильной степени загрязнения;
• жидкость светло-бурая. Это средняя степень загрязненности, с незначительным содержанием накипи и ржавчины, накипи;
• жидкость светлая, практически без посторонних включений.

Промывка дистиллированной водой

Этот способ очистки используется в случае легкой степени загрязнения. Сам процесс происходит в следующей последовательности:

• открывается расширительный бачок. Перед этим следует надеть на руки резиновые перчатки;
• откручивается находящийся на блоке цилиндров болт, открывается краник и сливается охлаждающая жидкость. Затем краник закрывается;
• в расширительный бачок заливается необходимое количество дистиллированной воды. Использовать для этого водопроводную воду нельзя, так как в ней содержится множество соединений, которые и образуют накипь;
• заводится двигатель. Ему нужно дать поработать около получаса;
• дистиллированная вода сливается и заливается тосол или антифриз.

Читайте также:  Характеристики маз зубренок 245 двигатель дизель

Если сливаемая жидкость имеет загрязнения, процедуру нужно повторить. Аналогичную процедуру можно провести и с использованием лимонной кислоты. Ее следует развести в дистиллированной воде в пропорции 100 грамм на 5 литров. Лимонная кислота поможет в случае сильного загрязнения системы.

Источник

Как промыть систему охлаждения двигателя

Основной задачей системы является подвод охлаждающей жидкости к узлам и деталям, нагревающимся при работе двигателя внутреннего сгорания . Во время движения автомобиля подкапотное пространство забивается камешками, песком, пылью, насекомыми и пр. Загрязнения скапливаются в магистралях системы охлаждения, смешиваясь с антифризом. Вследствие засорения патрубков, шлангов, каналов радиатора, снижается общая эффективность работы ДВС. В статье описано, как правильно промыть систему охлаждения двигателя, чтобы восстановить пропускную способность ее элементов.

Причины засорения системы охлаждения

Часто случается, что после заправки системы охлаждения свежей жидкостью, она быстро темнеет, в радиаторе появляются характерные звуки. Это говорит о загрязнении магистралей системы, снижении ее пропускной способности. Ухудшается качество отвода тепла от рабочих элементов двигателя, снижаются мощностные характеристики транспортного средства в целом (в среднем на 10%).

В трубках радиатора скапливается пыль, на стенках образуются специфические отложения. Химический состав накипи различен, в зависимости от вида охлаждающей жидкости, заливаемой в систему. В качестве ОЖ, чаще всего используются вода, антифриз.

При использовании воды, залитой непосредственно через горловину радиатора, в теплое время года на трубах образуется слой накипи. С наступлением зимних морозов вода замерзает, приводя систему в негодность.

Антифриз – более эффективное охлаждающее средство, устойчивое к перепадам температур окружающей среды. Однако, с течением времени, его состав начинает постепенно распадаться на отдельные фракции. Вследствие попадания продуктов распада антифриза в каналы системы, происходит ее засорение.

Последствия недостаточного охлаждения мотора

В результате вредных воздействий перепадов температур в работающем двигателе, на внутренних поверхностях шлангов, патрубков, трубок системы охлаждения появляется толстый налет в виде накипи. Образовавшийся слой обладает низкой теплопроводностью, что противодействует качественному охлаждению трущихся деталей и узлов двигателя внутреннего сгорания. При возникновении отложений в трубках нарушается процесс теплообмена между охлаждающей жидкостью и силовым агрегатом, что приводит к его перегреву. Тепло не в состоянии проникнуть сквозь накипь, скопившуюся на стенках трубок.

Существенный вред приносят также инородные частицы:

  • Грязь, пыль.
  • Металлическая стружка.
  • Скопления мелких насекомых.

Мелкие фрагменты, попадая в систему вместе с охлаждающей жидкостью, засоряют магистрали. Это приводит к ускоренному перегреву мотора.

Воздушные пробки также могут стать причиной поломок двигателя. При их возникновении затрудняется отвод тепла из зоны образования повышенных температур. В результате продолжительной эксплуатации авто с воздушными пробками, такие дорогостоящие элементы силового агрегата, как цилиндры, поршни, коллекторы, перегреваются и выходят из строя.

При нарушении циркуляции ОЖ снижается эффективность системы охлаждения двигателя:

  • неравномерный отвод тепла из зон повышенного теплообразования в режиме холостого хода;
  • возникновение температурных скачков;
  • некорректные показания датчика указателя температуры (стрелка прибора дергается);
  • закипание тосола;
  • сбои в работе термостата;
  • недостаточное поступление тепла снижает комфортность пребывания в салоне;
  • усиление запотевания стекол ограничивает видимость, это приводит к увеличению вероятности создания аварийной ситуации во время движения.

Совет: Если мотор на ходу неожиданно заглох, опытные водители рекомендуют проверить работу системы охлаждения.

Замечено, если не проводить регулярное очищение и промывание системы охлаждения, детали и узлы двигателя деформируются от перегрева, и мотор быстро выходит из строя. Поэтому среди автовладельцев часто возникает вопрос, чем можно промыть систему охлаждения.

Читайте также:  Сайты для тюнинга двигателя ваз

Источник

Накипь в системе охлаждения: вредные отложения и эффективные методы борьбы с ними

Самые разные загрязнения могут засорить внутренние протоки, снизить производительность работы соответствующего оборудования. Особо опасной является накипь в системе охлаждения. Она не только препятствует свободному ходу рабочей жидкости. Такие отложения являются пористыми. Их накопление значительно ухудшает технические параметры, снижает эффективность узла в целом, способствует образованию дефектов. Изучим эту проблему подробнее и попробуем узнать, какие методы борьбы будут в данном случае лучшими.

Долговечная работа системы охлаждения, что для этого требуется?

Стоит разобраться подробнее в основных принципах построения подобных устройств, что и позволит понять, какой вред может нанести накипь в системе охлаждения и какие средства подойдут на самом деле для решения соответствующих проблем. В качестве примера будем использовать двигатель внутреннего сгорания, как один из самых распространенных механизмов. В действительности подобные процессы могут происходить в станках, различном ином специализированном оборудовании, предназначенном для бытового и промышленного применения.

Качественная система охлаждения в двигателе позволяет обеспечить оптимальный температурный режим. Это необходимо для того, чтобы все составные части не изменяли чрезмерно свои размеры, не возникали заклинивания, деформации поверхностей, дефекты и аварии. Если тепло от нагретых деталей передается в окружающую среду эффективно, то никаких проблем не возникнет. В большинстве моторов используется следующий диапазон: от +75°С до +95°С.

Отметим, что и низкие температуры вредны. В критичных режимах, при некорректной работе оборудования хуже работают смазочные жидкости. Топливная смесь образуется не с оптимальными параметрами. Наблюдается падение мощности и ухудшение многих иных технических параметров.

Слишком низкая температура уменьшает вязкость смазывающих составов, что вызывает повышенный износ отдельных узлов и частей. Увеличиваются потери, связанные с трением.

Воздушное охлаждение не так эффективно, как жидкостное. Более того, оно не способно обеспечить низкий уровень шума, не может работать в широком диапазоне внешних температур. Основными элементами современных систем являются:

  • Теплообменник или радиатор. Этот блок представляет собой конструкцию, состоящую из трубок и пластин. Чем большая площадь рабочих поверхностей в расчете на единицу объема устройства, тем выше будет его производительность;
  • Помпа. Она может функционировать с использованием разных видов приводов, электрических двигателей, ременных передач и других механизмов;
  • Термостат. Данный переключаемый автоматически аппарат предназначен для своевременного включения и выключения циркуляции жидкости, чтобы оборудование работало в заданном диапазоне температур;
  • Вентилятор, увеличивающий скорость потока, управляющие блоки и другие элементы. Все они используются в разных комбинациях, но мы будем рассматривать здесь только накипь в системе охлаждения и те ее части, которые непосредственно подвергаются опасным воздействиям от наличия данных отложений.

Из этого краткого описания отметим несколько важных моментов, которые связаны с темой нашего исследования:

  • Рабочая температура такова, что процесс кристаллизации солей жесткости (кальция и магния) будет происходить весьма интенсивно. Это значит, что недопустима даже минимальная их концентрация в используемой жидкости;
  • Небольшие отверстия в современных радиаторах означают, что даже небольшие загрязнения смогут стать причиной возникновения проблем;
  • Это же не позволяет осуществлять визуальный контроль чистоты внутренних поверхностей. Таким образом, констатируем тот факт, что авария может возникнуть неожиданно.
Читайте также:  Оппозитный двигатель у каких машин

В ходе исследований были получены следующие цифры. Если накипь в системе охлаждения образовала слой толщиной один миллиметр, то будет увеличен расход топлива на 5-6%, а мощность двигателя снизится на 6-7%. Дальнейший рост отложений пропорционально ухудшит данные показатели. Со временем отдельные узлы оборудования начнут выходить из строя.

Что может быть сломано и как правильно эксплуатировать системы охлаждения

Самое интенсивное образование накипи происходит в наиболее нагретых местах, не только в радиаторе, но и в трубках, местах соединений. Если она блокировала работу термостата зимой, то даже 10-15-тиминутная поездка не сможет нагреть двигатель до нужной температуры, увеличится износ его составных частей. Подобным образом портятся другие узлы, в том числе и дополнительные. Этот слой достаточно рыхлый, он плохо проводит тепло. Его накопление на соответствующем датчике не позволит вовремя подать управляющий сигнал о перегреве на вентилятор. В подобном случае не исключено тепловое разрушение элементов конструкции.

На практике в настоящее время используют специальные жидкости, антифризы. Они очищены от механических и иных вредных примесей. Специальные добавки, ингибиторы, которые входят в их состав, предотвращают развитие коррозийных процессов.

Но в любом случае надо не забывать о том, что система охлаждения не является абсолютно герметичной. Во время эксплуатации происходит постепенное испарение воды, требуется своевременное ее дополнение. Сделать это можно с использованием все того же антифриза.

Однако на самом деле часто доливается обычная вода. Именно это и приводит к тому, что в жидкость попадают соли жесткости, образуется накипь в системе охлаждения. Чтобы продлить срок службы техники надо учитывать следующие факторы и рекомендации:

  • При необходимости, следует добавлять только очищенную воду, не содержащую вредных примесей;
  • Срок действия ингибиторов ограничен. В бензиновых двигателях такие присадки сохраняют свои полезные свойства около 1 тыс. рабочих часов, не более того. Если не выполнять регулярно замену антифриза, то могут возникнуть опасные очаги коррозии;
  • В процессе эксплуатации требуется обязательно следить за состоянием системы охлаждения, своевременно предпринимать меры по выявлению и устранению неисправностей. Ее поломка может стать причиной более крупной аварии.

Удаляется накипь в системе охлаждения с помощью специальных средств, растворов кислот. Необходимо обеспечить хорошую циркуляцию очищающей жидкости, отсутствие засоров. При выполнении процедуры чистки от накипи следует соблюдать осторожность, ведь использование сильно действующих химических средств может повредить отдельные узлы и детали. Также надо соблюдать правила безопасности, защитить открытые части тела, глаза от попадания агрессивных соединений.

Что еще пригодиться на практике

Некоторые бытовые установки, которые используются для подготовки воды, могут быть использованы для того, чтобы накипь в системе охлаждения не появлялась. Так, например, после системы обратного осмоса жидкость очищается почти от всех примесей, в том числе и от солей жесткости. В некоторых стационарных двигателях можно для устранения вредных влияний карбонатов кальция и магния устранить саму возможность их кристаллизации на горячих поверхностях. Нужный результат помогут получить электромагнитные преобразователи.

В любом случае, надо помнить о том, что накипь в системе охлаждения создается только при неправильной эксплуатации. Лучше заранее устранить саму возможность появления таких проблем.

Источник

Adblock
detector