Вертолет без двигателя как называется

На чём можно летать? Какой летательный аппарат выбрать? Дельталёт, автожир, самолёт — насколько это дорого, насколько реально?

В России, по сравнению со многими развитыми зарубежными странами, очень мало кто использует собственные летательные аппараты. Хотя непреодолимых препятствий для этого нет.

Для меня сейчас имеется трудный выбор — какой из летательных аппаратов следует покупать?

Аппараты для целей передвижения по каким-то надобностям могут быть такими: дельталёт, автожир, вертолёт, самолёт. Мотопарапланы, и тем более аэростаты и всё прочее легче воздуха — это только спорт или развлечение, но не целевая транспортировка из одной точки в другую.

Что из себя представляют эти аппараты?

Дельталёт — по сути, сверхлёгкий самолёт. Крыло является дельтавидным (треугольным).

Дельталёт вмещает одного или двух человек. Как правило, имеет нежёсткую конструкцию крыла, оно может быть сложено при транспортировке. Транспортировать можно в прицепе к легковому автомобилю или в малом грузовом автомобиле наподобие «Газели». Дельталёт никогда не имеет закрытой кабины.

Для взлёта и посадки нужно асфальтированное или ровное грунтовое (ледовое) пространство длиной не меньше 80 метров. При отказе двигателя есть шанс уцелеть, если рядом будет ровное твёрдое пространство — аппарат спланирует, но пробег для него обязателен.

По цене (от 200 000 рублей), расходу топлива и скорости сравним с легковым автомобилем. Точнее, максимальная скорость значительно меньше, чем у легкового автомобиля, но в итоге скорость, скорее всего, будет выше, ибо на автомобиле мало где можно двигаться со средней скоростью 80 км/час, да и дороги обычно бывают не прямыми. На дальние дистанции скорость будет ниже, так как регулярно нужно будет садиться и искать топливо, а при приближении сумерек — ночлег.

Может иметь вес менее 115 кг, в таком случае — никакой бюрократии. Летательные аппараты с весом конструкции менее 115 кг освобождены от регистрации. Более того, в этом случае пилоту никакие права на управление не требуются. В случае веса свыше 115 км нужно свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна.

Тем не менее, при любом весе строго рекомендуется вначале пройти обучение у профессионалов.

Мотодельтаплан — почти то же самое, что дельталёт. Обычно ещё более лёгкий. Несмотря на наличие колёс, в момент посадки пилот касается земли ногами и принимает на них немалую нагрузку. Условно говоря, можно считать, что мотодельтаплан и дельталёт — одно и то же.

Не следует путать с «просто» дельтапланом — это безмоторное устройство, летающее благодаря восходящим потокам, мало где применимое.

Мотопланер — обычно почти то же, что дельталёт, но с крылом прямоугольной, а не дельтавидной (треугольной) формы. Иногда имеют жёсткую конструкцию и закрытую кабину. Если крылья жёсткие, то они съёмные. Для транспортировки в автомобильном прицепе их убирают и кладут рядом. Как это выглядит: https://russos.livejournal.com/1047130.html

«Для солидности» могут указывать в объявлении о продаже как сверхлёгкий самолёт, вот пример https://tehclub.site/products/samolet-e12-nk (я с этим объявлением никак не связан).

С полётами даже при весе менее 115 кг всё так же, как и у более крупных устройств: легально это сложно, а во многих местах невозможно. Нелегально — можно в малонаселённой местности, без лишней «засветки».

Теоретически, есть шанс перелететь хоть из Москвы во Владивосток (около 9000 км), если хорошо продумать маршрут, в особенности — места, где можно спокойно сесть и поблизости найти в продаже бензин. Потребует это дней двадцать в самом лучшем случае. Топлива уйдёт как минимум не меньше, чем при поездке на легковом автомобиле. При этом поездка на легковом автомобиле в умеренном темпе займёт дней десять, а если торопиться, то от пяти дней.

Не следует приближаться к большим городам, а все крупные аэродромы нужно обходить за десятки километров.

Из Москвы в Норильск, хоть это и «близко», перелететь едва ли возможно, так как не будет мест для дозаправки через каждые 100-150 километров. Например, если следовать вдоль Енисея, то на более 200-километровом участке Игарка — Дудинка остался только один населённый пункт — Потапово. Брать с собой большой дополнительный запас топлива нельзя, грузоподьёмность ограничена.

Читайте также:  Датчик температуры для двигателя akl

Скорость и дальность сильно зависят от ветра. В идеальных условиях можно пролететь на одной заправке 200 километров, в неидеальных вдвое меньше. Когда топливо кончается, главное — приземлиться рядом с АЗС, и чтобы при этом в точке посадки не было автомобилей.

Дельталёт и мотодельтаплан — аппарат, который сильно зависим от погоды. Полагаю, это преимущественно экстремальный спорт, чем средство транспорта. Но лишь преимущественно, а не полностью.

Автожир, он же гироплан — на первый взгляд неспециалиста, выглядит как сверхлёгкий вертолёт. Но имеет значительные конструктивные отличия от вертолёта. Несущий винт (находится сверху) у автожира не связан с двигателем и вращается только посредством авторотации. Винт, приводящий устройство в движение, находится спереди или сзади. Так что на самом деле у него намного больше от самолёта, чем от вертолёта.

При взлёте требуется пробег от 10 до 50 метров, при посадке обходится почти без пробега и вовсе без него. Считается достаточно безопасным и простым в управлении. Отказ двигателя не означает неминуемую катастрофу — в этом случае есть шанс плавно приземлиться почти везде, где нет деревьев и застройки. Как правило, автожир вмещает одного или двух человек, но есть и трёхместные, с закрытой кабиной.

На мой взгляд, наиболее перспективный летательный аппарат для массового использования. На данный момент недостаток — высокая цена.

Паралёт (от «парашют летающий») — летательный аппарат с одним крылом мягкой конструкции. Крыло похоже на парашют. К нему на стропах подвешена тележка с двигателем и местом для пилота (изредка и пассажира).

Устройство поднимает в воздух не столько двигатель, сколько ветер. Скорость зависит от ветра, обычно не больше 50 км/час. Отличие от дельталёта: у дельталёта управление в основном происходит посредством изменения позиции тела пилота, у паралёта — посредством оттягивания строп.

Мотопараплан («моторизованный парашют планирующий») — почти то же самое, что паралёт. Но в этом случае двигатель с винтом пристёгнут за спиной пилота, тележки с колёсами нет. Исключительно для одного человека.

Мотопараплан над рекой Великая в центре города Пскова. Снимок сделан в ходе рабочей экспедиции Псков — Тихвин — Будогощь. http://infojd.ru/dop/poezdka2013budneb.html

Полёт на мотопараплане (думаю, без всякой бюрократии) я наблюдал даже в формальной черте Москвы. http://infojd.ru/zzz/2020-03nekl.html

Самолёт — летательный аппарат с достаточно «серьёзными» габаритами. Как правило, с жёсткой неразборной конструкцией, с изолированной от внешней среды кабиной. Обязательно нужен разбег при взлёте и посадке. Требует для взлёта и посадки специально оборудованное место — автодорога не подходит. Наземная транспортировка затруднительна или невозможна. Храниться может только на аэродроме, а не во дворе у владельца.

Вертолёт — летательный аппарат, у которого подъёмная и движущая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами. Несущий винт (винты) всегда находится сверху.

Вертолёт появился намного позднее самолёта и автожира. В 1930 году в Италии состоялся первый полёт вертолёта на расстояние 1078 метров. В 1932 году был испытан первый советский вертолёт, созданный конструктором Алексеем Черёмухиным. Результаты вначале были примерно столь же скромными. Де-факто первые вертолёты появились во второй половине 1940-х годов, но очень быстро получили популярность, так как во многих случаях незаменимы.

Главные преимущества перед самолётом: не требует разбега при взлёте и посадке, может находиться в воздухе неподвижно. Недостатки: стоит дороже самолёта и потребляет значительно больше топлива.

Микровертолёт «Москито» имеет вес менее 115 кг и стоит от 1,5 млн. рублей (как автомобиль высокого класса). Пример: https://tehclub.site/products/vertolet-mosquito-xe-dorabotannyiy (с объявлением не связан).

Возможно, вертолёт более опасен, чем самолёт. С вертолётами связано множество сообщений о трагедиях. В них погибли три губернатора российских регионов: Александр Лебедь, Игорь Фархутдинов, Игорь Есиповский, а также выдающийся врач Святослав Фёдоров и другие известные люди. Их больше, чем известных персон, погибших при крушении самолётов — по крайней мере, в России.

Читайте также:  Регулятор мощности двигателя постоянного тока своими руками

Из всего вышеперечисленного наиболее доступным для обычного человека выглядит дельталёт (мотопланер). Паралёт и мотопараплан — это однозначно спорт, а не транспорт, автожир — достаточно крупное и дорогое устройство. А дельталёт или мотопланер продают дешевле, чем самый дешёвый автомобиль (если он новый). Например, вот: https://tehclub.site/products/motoplaner-lak-16m (180 000 рублей).

Где можно летать? В Московской области — мало где. Скорее всего, только в специально предназначенных для этого локальных точках. В регионах с малой плотностью населения, малым количеством городов, отсутствием хороших дорог — возможности довольно широкие.

Воздушное пространство России делится на зоны: А, С и G. Зона А находится на высоте от 8100 метров и предназначена для полетов магистральных воздушных судов, С и G доступны любителям. В пространстве С пилот должен летать с разрешения диспетчера и докладывать, где находится, в зоне G ему нужно за час уведомить органы управления воздушным движением по адресу ivprf.ru о времени и маршруте. Но в населённых регионах зоны G мало.

Все малые летательные аппараты можно использовать исключительно в светлое время суток.

Источник

Разбираемся в основных схемах вертолетной техники

В мире вертолетной техники за последние несколько лет произошло несколько значимых событий. Американская компания Kaman Aerospace объявила о намерении возобновить производство синхроптеров, Airbus Helicopters пообещала разработать первый гражданский вертолет с электродистанционным управлением, а немецкая e-volo — испытать 18-роторный двухместный мультикоптер. Чтобы не запутаться во всем этом разнообразии, мы решили составить краткий ликбез по основным схемам вертолетной техники.

Впервые идея летательного аппарата с несущим винтом появилась около 400 года нашей эры в Китае, однако дальше создания детской игрушки дело не пошло. Всерьез инженеры взялись за создание вертолета в конце XIX века, а первый вертикальный полет нового типа летательного аппарата состоялся в 1907 году, спустя всего четыре года после первого полета братьев Райт. В 1922 году авиаконструктор Георгий Ботезат испытал вертолет-квадрокоптер, разработанный по заказу Армии США. Это был первый в истории устойчиво управляемый полет техники такого типа. Квадрокоптер Ботезата сумел взлететь на высоту пяти метров и провел в полете несколько минут.

С тех пор вертолетная техника претерпела множество изменений. Появился класс винтокрылых летательных аппаратов, который сегодня делится на пять типов: автожир, вертолет, винтокрыл, конвертоплан и X-крыло. Все они отличаются конструкцией, способом взлета и полета, управлением несущим винтом. В этом материале мы решили рассказать именно о вертолетах и их основных типах. При этом за основу была взята классификация по компоновке и расположению несущих винтов, а не традиционная — по типу компенсации реактивного момента несущего винта.

Вертолет

Вертолет является винтокрылым летательным аппаратом, у которого подъемная и движущая силы создаются одним или несколькими несущими винтами. Такие винты располагаются параллельно земле, а их лопасти устанавливаются под определенным углом к плоскости вращения, причем угол установки может изменяться в достаточно широких пределах — от нуля до 30 градусов. Установка лопастей на ноль градусов называется холостым ходом винта или флюгированием. В этом случае несущий винт не создает подъемной силы.

Во время вращения лопасти захватывают воздух и отбрасывают его в направлении, противоположном движению винта. В результате перед винтом создается зона пониженного давления, а за ним — повышенного. В случае вертолета так возникает подъемная сила, которая очень похожа на образование подъемной силы фиксированным крылом самолета. Чем больше угол установки лопастей, тем большую подъемную силу создает несущий винт.

Характеристики несущего винта определяются двумя основными параметрами — диаметром и шагом. Диаметр винта определяет возможности вертолета по взлету и посадке, а также отчасти величину подъемной силы. Шаг винта — это воображаемое расстояние, которое воздушный винт пройдет в несжимаемой среде при определенном угле установки лопастей за один оборот. Последний параметр влияет на подъемную силу и скорость вращения ротора, которую на большей части полета летчики стараются держать неизменной, меняя только угол установки лопастей.

Читайте также:  Стук в двигателе volvo s40

При полете вертолета вперед и вращении несущего винта по часовой стрелке, набегающий поток воздуха сильнее воздействует на лопасти с левой стороны, из-за чего возрастает и их эффективность. В результате левая половина окружности вращения винта создает большую подъемную силу, чем правая, и возникает кренящий момент. Для его компенсации конструкторы придумали автомат перекоса — это особая система, которая уменьшает угол установки лопастей слева и увеличивает его справа, выравнивая таким образом подъемную силу по обе стороны винта.

В целом, вертолет имеет несколько преимуществ и несколько недостатков перед самолетом. К преимуществам относится возможность вертикального взлета и посадки на площадки, диаметр которых в полтора раза превосходит диаметр несущего винта. При этом вертолет может на внешней подвеске перевозить крупногабаритные грузы. Вертолеты отличаются и лучшей маневренностью, поскольку могут висеть вертикально, лететь боком или задом-наперед, поворачиваться на месте.

К недостаткам же относятся большее, чем у самолетов, потребление топлива, большая инфракрасная заметность из-за горячего выхлопа двигателя или двигателей, а также повышенная шумность. Кроме того, вертолетом в целом сложнее управлять из-за ряда особенностей. Например, летчикам вертолетов знакомы явления земного резонанса, флаттера, вихревого кольца, эффекта запирания несущего винта. Эти факторы могут приводить к разрушению или падению машины.

У вертолетной техники любых схем существует режим авторотации. Он относится к аварийным режимам. Это означает, что при отказе, например, двигателя несущий винт или винты при помощи обгонной муфты отсоединяются от трансмиссии и начинают свободно раскручиваться набегающим потоком воздуха, тормозя падение машины с высоты. В режиме авторотации возможна управляемая аварийная посадка вертолета, причем вращающийся несущий винт через редуктор продолжает раскручивать рулевой винт и генератор.

Классическая схема

Из всех типов вертолетных схем сегодня самой распространенной является классическая. При такой схеме машина имеет только один несущий винт, который может приводиться в движение одним, двумя или даже тремя двигателями. К этому типу, например, относятся ударные AH-64E Guardian, AH-1Z Viper, Ми-28Н, транспортно-боевые Ми-24 и Ми-35, транспортные Ми-26, многоцелевые UH-60L Black Hawk и Ми-17, легкие Bell 407 и Robinson R22.

При вращении несущего винта на вертолетах классической схемы возникает реактивный момент, из-за которого корпус машины начинает раскручиваться в сторону, противоположную вращению ротора. Для компенсации момента используют рулевое устройство на хвостовой балке. Как правило им является рулевой винт, но это может быть и фенестрон (винт в кольцевом обтекателе) или несколько воздушных сопел на хвостовой балке.

Белл AH-1Z «Вайпер».

Фотография: Wikimedia Commons

Особенностью классической схемы являются перекрестные связи в каналах управления, обусловленные тем, что рулевой винт и несущий приводятся одним и тем же двигателем, а также наличием автомата перекоса и множества других подсистем, ответственных за управление силовой установкой и роторами. Перекрестная связь означает, что при изменении какого-либо параметра работы воздушного винта, поменяются и все остальные. Например, при увеличении частоты вращения несущего винта возрастет и частота вращения рулевого.

Управление полетом осуществляется наклоном оси вращения несущего винта: вперед — машина полетит вперед, назад — назад, вбок — вбок. При наклоне оси вращения возникнет движущая сила и уменьшается подъемная. По этой причине для сохранения высоты полета летчику необходимо менять и угол установки лопастей. Направление полета задается изменением шага рулевого винта: чем он меньше, тем меньше компенсируется реактивный момент, и вертолет поворачивает в сторону, противоположную вращению несущего винта. И наоборот.

В современных вертолетах в большинстве случаев управление полетом по горизонтали осуществляется при помощи автомата перекоса. Например, для движения вперед летчик при помощи автомата уменьшает угол установки лопастей для передней половины плоскости вращения крыла и увеличивает — для задней. Таким образом сзади подъемная сила увеличивается, а спереди — уменьшается, благодаря чему изменяется наклон винта и появляется движущая сила. Такая схема управления полетом применяется на всех вертолетах почти всех типов, если на них установлен автомат перекоса.

Источник

Adblock
detector