В крышке масла двигателя есть давление

Уровень и давление масла: развеиваем глупые домыслы

Сразу к делу. На любом автофоруме вы встретите примерно следующую аксиому: «Ни в коем случае не допускайте падение уровня ниже отметки «min»! Иначе капиталка придет быстро и неминуемо!» И как обычно, такие радикальные утверждения основаны на незнании элементарной матчасти. Предлагаю разобраться в данном вопросе детально и расставить точки над «ё». И поэтому, для начала чуть-чуть теории.

Немного теории

Как и любому механизму со множеством быстродвижущихся деталей, автомобильному двигателю необходимо масло. В ДВС его хранилищем является поддон масляного картера , или просто «поддон». Именно туда стекает всё заливаемое нами содержимое канистры. Но вот мы даем ключ на старт, мотор начинает работу. Масляный насос , как и свои сводные браться — бензонасос и водяной насос (или помпа, о которой я уже рассказывал ранее ), трудится от заката до рассвета — то есть, с первой секунды старта мотора и до момента, когда мы его выключаем. Так вот, этот самый масляный насос черпает масло как раз из поддона, далее разгоняя его под давлением по всем закоулкам двигателя. Я не зря упомянул про давление, так как наиболее нагруженные детали внутри мотора взаимодействуют через жидкостное трение . Другими словами, масляная микропленка является тем самым «проводником» между трущимися деталями, минимизируя их износ. Например, тот же самый коленвал крутится на своих вкладышах без непосредственного с ними соприкосновения, через микроскопической толщины масляную подушку. То же самое можно сказать, например, и про подшипник скольжения турбины: вал вращается в масляном кольце внутри втулки подшипника, без прямого контакта «металл/металл». Другими словами, без давления масла всё придет в негодность крайне быстро, т.к. многие детали рассчитаны именно на такую вот условно-бесконтактную работу в масляной среде.
К уже упомянутому насосу масло из поддона подается (точнее, насос его сам забирает) через специальный «хобот», который в него опущен. Хобот этот называется масляный приемник , или просто — маслоприемник. Далее, проходя через масляный фильтр, смазка уже поступает во все каналы двигателя. А в одну из таких магистралей врезан датчик давления масла, связанный с аварийной лампой давления на приборной панели.

Кстати, стекая обратно в поддон после своего нелегкого пути по разветвленным каналам, масло разбрызгивается быстродвижущимся коленчатым валом, попадая тем самым и на нижнюю часть кривошипно-шатунного механизма. Конечно, для смазки поршней и прочих деталей снизу предусмотрены еще и специальные масляные форсунки. Но образование так называемого масляного тумана в картере путем естественного разбрызгивания — немаловажная часть системы смазки.

Так вот друзья, а теперь, когда мы имеем общее представление о схеме смазки ДВС, давайте раз и навсегда уясним: давление масла в контуре не зависит от его уровня в поддоне .

Как такое может быть?

Ну вот представьте, что вы равномерно высасываете сок из стакана через трубочку. Вы ощущаете, что сока стало поступать меньше с уменьшением уровня сока в стакане. Нет. Вплоть до того момента, как уровень упадет ниже конца трубочки и вы не начнете засасывать воздух. Вот и здесь такая же история. Предлагаю взглянуть на картинку ниже.

Как видно, маслоприемник расположен ощутимо ниже минимальной отметки на щупе. Почему? А как раз для того, чтобы даже при уровне ниже отметки «min», смазка продолжала бесперебойно поступать через маслозаборник и далее в каналы. Но теперь у вас возникает резонный вопрос: нафига тогда лить масла больше, если его можно лить меньше. Отвечу.
Уровень масла в поддоне картера любого автомобиля всегда рассчитывается с запасом . Запас этот требуется как для преодоления подъемов/спусков (или при сильных кренах), так и для предотвращения отлива масла от приемника при резких торможениях/ускорениях/поворотах. Кстати, именно поэтому в спортивных автомобилях используется система с сухим картером — когда масло подается на все детали из специального резервуара, исключая его отток от маслоприемника. Кстати, сам поддон картера при этом «сухой» весьма условно: масло все равно стекает в него, просто оттуда постоянно откачивается в резервуар.

Читайте также:  При прогреве машина сильно дымит в чем причина двигатель 3 с

Вывод :

Если вы сегодня не планируете штурмовать Эверест или учавствовать в дрэг-рейсинге с ускорением в десяток «g»- вы спокойно можете продолжать движение и с уровнем масла ниже минимума указанного на полоске щупа. Очень грубо говоря — вплоть до того момента, как не начнет загораться контрольная лампа давления масла. Именно это будет сигналом о том, что маслоприемник стал уже частично хватать воздух.
И сейчас я хочу, чтобы меня правильно поняли. Разумеется, я никого не призываю делать так намеренно и не говорю, что это правильно. Я лишь пытаюсь донести: никакой экстренной ситуации в том, что уровень оказался ниже «минимума», доливки с собой нет, а ехать на автомобиле нужно здесь и сейчас — нет и быть не может.

Попутно разъясню еще один горячо обсуждаемый всеми момент: почему не нужно ездить с уровнем «впрок» — т.е., выше максимальной отметки. Во-первых, избыточный уровень при определенных обстоятельствах чреват гидроударами в кривошипно-шатунном механизме — когда шатун и его противовесы будут на огромной скорости «бить» по маслу. Не то чтобы от этого сразу всё рассыпется, но и ничего полезного. А во-вторых, даже исправно работающая система вентиляции картера не справится с давлением картерных газов (из-за повышенного уровня жидкости в самом поддоне и, соответственно, уменьшенного объема воздуха) — и высока вероятность течи сальников и уплотнений. Другими словами, лучше чаще проверять уровень и держать его ближе к «min», чем заливать «с горкой», а потом удивляться спонтанному запотеванию мотора маслом во всех местах.

Да, и напоследок. Современные автомобили становятся всё умнее. Порой даже, умнее своих хозяев. 🙂 Так вот, что бы там не втирали на умных конференциях, индикация низкого уровня масла и низкого давления масла — это разные вещи, физически друг с другом никак не связанные. Потому что, как при нормальном давлении в контуре может запросто загореться лампа уровня, так и лампа давления может вспыхнуть без какой-либо утечки из двигателя. И в первом случае это не повод для паники, а лишь напоминание, что неплохо бы заехать в магазин за доливкой, а в идеале — разобраться с причинами ухода масла. А вот вторая лампочка (уже не желтого, а красного цвета) — да, это серьезный повод как можно быстрее остановиться и выяснить, куда же утекла волшебная жидкость.

Всем стабильного уровня и высокого давления! Масла, разумеется. 😉

Источник

Проверяем состояние двигателя по крышке маслозаливной горловины

Согласитесь, что приезжая на осмотр понравившейся машины, вы едва ли будете на месте замерять компрессию, давление масла и натяжение цепи ГРМ. А проверка в сервисе не бесплатна, занимает время, да и владельцы эту процедуру (по понятным причинам) не особо любят. Тем не менее, примерно понять состояние поршневой вы можете и без сервиса, буквально во дворе.

Процедура проверки

Всё элементарно. Заводите двигатель и откручиваете крышку масляной горловины. А далее возможны варианты.

Вариант номер раз: ничего особенного не происходит. А положив на отверстие для заливки масла листочек бумаги, можно наблюдать как он к ней слегка присасывается. Это хороший знак. Можно осматривать автомобиль дальше (список пунктов для проверки у вас должен быть подготовлен заранее). Впрочем, вероятность встретить такую идиллическую картину на немолодом моторе, примерно равна вероятности повстречаться с экипажем летающей тарелки. Но всякое бывает, вдруг именно вам повезёт?

Вариант номер два: ничего особенного не происходит, но листочек сдувает. Уже хуже, но в общем-то, ожидаемо. Теперь кладём саму крышку на горловину. Просто кладём на отверстие, как можно плотнее. Крышка подёргивается, но не слетает . И вот такой исход событий наиболее вероятен. При отсутствии прочих негативных факторов (дымок или масляные брызги) можно уже сделать унылую мину и заявить продающему, что «вентиляция уже всё, а может и компрессия никакая. » Запомните эту фразу — это пригодится. 🙂 Ну а далее — классические торги и дальнейший осмотр машины с пристрастием.

Вариант номер три: происходит непонятное. А именно: из горловины двигателя идёт дымок, или того хуже, брызгает маслом. Приложенная крышка слетает даже на холостых оборотах. И вот здесь говорить уже не о чем. Закручиваете её обратно, жмёте руку продавцу и уезжаете. Без вариантов.

Читайте также:  Какое масло можно лить в двигатель скутера

И что по итогу?

Кто внимательно читает мой блог, уже могут догадаться. Кто читает невнимательно — рекомендую ознакомиться с этой статьёй , где я подробно расписывал суть системы ВКГ. Поэтому, просто констатирую: во-первых, сильный «поддув» из горловины говорит о забитой вентиляции картера. Это пусть и плохо, но вполне решаемо самостоятельно (см. ниже). Но хуже, что это является симптомом активного прорыва газов в сам картер. Откуда они уже вовсю гонятся через любое отверстие наружу, что вы и можете наблюдать со снятой маслозаливной крышкой. Стоит ли говорить, что в этом случае замена поршневых колец с разбором двигателя — это наилучший вариант развития дальнейших событий. А наихудший — банальная капиталка. Причём цену вы узнаете уже только в процессе. И не стоит удивляться, что она может запросто составить до трети от цены на купленный «не глядя» автомобиль.

Ниже — личный пример, как почистить систему вентиляции, встроенную в клапанную крышку.

Источник

Как определить состояние двигателя только одним взглядом на крышку маслозаливной горловины

Калькулятор перевода давления в барах на МПа, кгс и psi

Онлайн конвертер чтоб перевести давление в мегапаскалях (мПа) на килограммы (кгс см2), бар, фунт силы (psi) и атмосферы

Для тех, кто брал новый автомобиль, не стоит труда ответить на вопрос: «в каком состоянии двигатель вашего автомобиля?». Он ровно в таком, какой допустил его владелец. Но как быть, если планируется покупка автомобиля «с рук». Довольно сложно по внешнему виду понять, насколько хорошо работает мотор. А также легко пропустить некоторые нюансы, не имея должного опыта или приборов.

Маслозаливная горловина – то самое место, где легко найти всю информацию, которая необходима для покупки автомобиля, а не «жестянки» с кучей проблем. И этот способ настолько прост, что его сможет применить абсолютно каждый.

Мир за кулисами

Любое авто можно прихорошить, как внутри, так и снаружи. Но вот масло может рассказать о машине столько, что не каждый владелец знает. Есть случаи, когда перед продажей масло меняют, чтоб избежать вопросов. Этот момент настораживает в первую очередь. Если меняли масло специально для продажи, значит, было что скрывать. И покупка «здесь и сейчас» может быть «котом в мешке» – нужна полная диагностика.

А вот если масло старое в баке, то будет сразу ясно, что данное авто пережило. Отрыв крышку маслозаливной горловины, вы должны увидеть чистое масло, только масло, и ничего кроме масла.

Темный налет – первый признак того, что в смазывающую жидкость попадал антифриз. Причиной этому была поврежденная прокладка ГБЦ, трещинки в патрубках.

Белая эмульсия или пена – свидетельствует о перегреве. Не единичном, а многократном. Значит, имеются проблемы с системой охлаждения.

Любая грязь, жижа и подозрительный цвет на крышечке говорят о том, что точно такая же субстанция находится в бачке и циркулирует по мотору. На первый взгляд может все быть «ровно», но для уверенности можно поскрести палочкой крышку. Старый налет не так легко убрать. А там не должно быть ничего кроме смазывающей жидкости.

То же касается и стенок внутренней части бачка. Они должны быть чистыми, если все хорошо, то золотистыми, без какого-либо налета. Масло же иметь однородную естественно-прозрачную консистенцию.

Подозрение должно вызывать не только новое масло, но и очень старое. Ведь оно может быть и не очень старым, а низкого качества, или легко потеряло свои свойства из-за перегрева двигателя.

Практический совет

Заведите мотор и приоткройте крышку с горловины. При нормальной работе ее должно присасывать, как вакуумом. Если масло летит из-под крышки, то есть избыточное давление в бачке, что говорит о проблемах с клапанами или поршневой.

Источник

Каким должно быть давление масла в двигателе?

Не существует единой нормы давления масла в двигателе, и причина проста: устройства моторных систем от разных производителей автомобилей имеют некоторые отличия. Но и тут есть одно общее правило: давление масла на холостых оборотах на двигатель не может быть выше, чем в режиме нагрузки. Дело в том, что с чем с большей скоростью вращаются элементы системы, тем больше смазки им требуется.

Читайте также:  Как узнать что двигателю нужен капитальный ремонт

Чтобы понимать, каким должен быть интересующий нас показатель, необходимо представлять себе принцип его замера. Современные авто оснащены специальными датчиками – именно они отслеживают состояние масла в системе. К сожалению, не во всех случаях они точны, но сработавший датчик может как сэкономить деньги на ремонте, так и спасти жизни. А если ремонт все-таки потребуется, то стоить он будет немало.

В эксплуатационном пособии к автомобилю указаны основные технические характеристики и режимы эксплуатации смазки. Также там обычно можно найти марки жидкостей, которые лучше всего подходят конкретному двигателю. Кстати, производители предлагают фирменное масло под брендом автоконцернов.

Существует два нормальных состояния давления масла в двигателе:

— на холостом ходу, то есть двигатель работает вхолостую при низких оборотах, поэтому ему требуется всего около 2 бар или 0,2 МПа;

— на высоких оборотах, здесь цифра зависит от конкретного автомобиля, но для легковых она находится в пределах 4–7 бар.

Показатели, которые считаются нормой, вы можете найти в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто.

Так, у известного российского автомобиля «Lada Priora» на холостом ходу нормой считается 196,2 кПа, то есть около 2 бар, а при 5 400 оборотах в минуту нормой является 4,5–6,5 бар. Этот уровень считается максимальным для автомобиля.

Производители американских марок обычно пишут нормальное давление из расчета на 1 000 оборотов в минуту. На 1 000 оборотов усредненный показатель составляет 10 фунтов на квадратный дюйм (или 67 кПа). Например, при 2 000 оборотов нормой является 1,3 бар, а при 5 000 оборотов цифра возрастает до 3,4 бар. Но, оценивая эти показатели, не стоит забывать о разнице между отечественными автомобилями и иномарками, а также об отличиях в условиях эксплуатации.

На уровень нормального давления масла в двигателе влияет немало факторов:

  • рабочий объем мотора;
  • количество цилиндров;
  • количество клапанов на цилиндр (2–4) в системе ГРМ;
  • объем единовременно заливаемого масла;
  • турбированный ДВС или атмосферник;
  • бензиновый или дизельный двигатель;
  • рядное, V (W) образное, оппозитное расположение цилиндров.

Например, для ВАЗ-2106 минимальное давление масла на холостых оборотах двигателя составляет 0,2 бар – его можно отследить при помощи стрелки на панели. При недостаточном уровне на панели загорается красный индикатор. На старых моделях он выглядит как красная лампа, на новых – это значок лейки. У ВАЗ-2106 давление масла на прогретом двигателе при оборотах до 4 500 в минуту должно быть около 4-5 бар. Иными словами, давление повышается прямо пропорционально увеличению числа оборотов.

Но нужно понимать, что если ваш автомобиль ездит на дизеле, картина будет отличаться. Рассмотрим это на примере Mercedes Benz Vito с двигателем 611980. Для этого агрегата объемом 2,2 л нормой считается давление масла в дизельном двигателе 0,3 бар на холостом ходу. В районе зеленой шкалы эта цифра повышается до 3–3,5, при слишком низком показателе стоит убедиться в исправности смазочной системы автомобиля.

Если рассматривать моторы ЗМЗ, то здесь ситуация мало отличается. Для двигателя 405 нормальным считается от 0,4 бар на холостых и 4 на повышенных оборотах (от 2 и более). Раньше все необходимые данные можно было получить благодаря стрелочному указателю, теперь же, после выхода «ГАЗелей Бизнес», они отображаются бортовым компьютером на приборной панели, причем с точностью до сотых.

В двигателе Chevrolet Lacetti 1.4 минимальный уровень ДМ составляет 0,6 бар на холостом ходу, тогда как при 3 000–3 5000 давление масла на горячем двигателе поднимается до 3 бар.

Сегодня самыми производительными насосами оснащаются модели ВАЗ, а именно «Лада Приора» и ВАЗ 2110 с 16-клапанным мотором. Поэтому на холостом ходу ДМ не поднимается выше 1 бар, а на 5 000 стрелка доходит до 6–6,5.

В случае с Renault Logan все иначе: для моторов с 8-клапанным ГРМ нормальным показателем считается 0,3 бар на холостом ходу. Тогда как у 16-клапанных двигателей этот уровень в два раза выше.

Повышение или понижение ДМ относительно заводских норм негативно отражается на работе мотора. Недостаточный показатель провоцирует масляное голодание, из-за чего усиливается трение между элементами системы, а это приводит к их быстрому износу и может даже вызвать заклинивание двигателя. Слишком высокий уровень нарушает герметичность соединений, из-за чего появляются течи уплотнений, прокладок, происходит выдавливание сальников.

Источник

Adblock
detector