- В камере сгорания ракетного двигателя температура равна 3000
- Как написать хороший ответ?
- Как устроены ракетные двигатели (3 минуты чтения и все понятно)
- Отличие от авиационных, автомобильных и других.
- Виды движения в атмосфере
- Начнем с простого
- Первая инженерная задача
- Вторая инженерная задача
- Что дальше?
- Усложняем дальше
- Можно ли лучше?
- Несколько пояснений
- Беседы о ракетных двигателях
- Урок 08. Тепловой расчёт камеры. Способ второй – лирический (ч.4)
В камере сгорания ракетного двигателя температура равна 3000
Вопрос по физике:
в камере сгорания ракетного двигателя температура равна 3000 К . КПД двигателя при этом теоретически может достигнуть значения 70%.Определите температуру газовой струи,вылетающей из сопла двигателя
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Физика.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Физика — область естествознания: естественная наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении.
Как устроены ракетные двигатели (3 минуты чтения и все понятно)
Двигатели космических ракет тема широко обсуждаемая. Но не все читатели и комментаторы, в общем-то, представляют, как они устроены. Небольшой и короткий ликбез, да еще и с примерами.
Отличие от авиационных, автомобильных и других.
Их много. Но для целей этой статьи важно одно. Ракетным двигателям для работы нужно не только горючее, но и окислитель.
Нам кажется привычным – залил бензин (горючее) в бензобак и поехал. С ракетой так не получится. Автомобильные, авиационные, судовые и другие двигатели работают в условиях плотной кислородсодержащей (окислитель) атмосферы Земли.
Кислород, как известно, необходим для поддержания горения. Ракета плотные слои атмосферы преодолевает в течение короткой стадии полета, сразу же после старта. Поэтому, взять кислород для работы своих двигателей из атмосферы ракета она не может. И поэтому ее заправляют не только горючим , но и окислителем , как правило, кислородом.
Итак, ракетное топливо двухкомпонентное .
Само горючее , как правило это:
Почему «окислитель»? Потому что горение, это и есть химическая реакция окисления, сопровождающаяся высокой скоростью реакций и выделением теплоты и света. (Кстати, образование ржавчины, тление и многие другие процессы также являются окислением, только не столь быстрым)
Есть топливные пары без кислорода. Например, гептил (горючее) – тетраоксид диазота (окислитель). Такая пара используется в двигателях ракет семейства «Протон». Гептил очень токсичен.
Виды движения в атмосфере
Может показаться, что с этого следовало начать статью. Может быть.
Чтобы добраться до космоса, «нужно пролететь атмосферу». Итак, есть несколько видов движения в атмосфере:
Это движение тела в пространстве под действием внешних сил. Снаряды и пушечные ядра, боеголовки баллистических ракет и так далее – все это баллистическое движение. «Вагон-снаряд» отправленный на Луну французским писателем Жюлем Верном в научно-фантастическом романе «Из пушки на Луну», также.
Для создания подъемной силы используется заключенный в оболочке газ (или нагретый воздух) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха.
Воздушные шары, аэростаты, дирижабли — все это летательные аппараты легче воздуха. Американская компания World View собиралась отправлять таким образом туристов в «ближний космос» (какой хороший маркетинговый термин), то есть на высоту 30 километров.
Подъемная сила создается крылом самолета благодаря поступательному движению летательного аппарата, которое сообщает ему силовая установка — авиационный двигатель.
И наконец, Реактивное движение
Ракетные двигатели — это реактивные двигатели.
Под реактивным движением тела понимают такое движение, которое возникает при отделении от тела (ракеты) некоторой его части (горячие газы из сопла двигателя под высоким давлением) с определенной скоростью относительно него.
Таким образом, ракетный двигатель выбрасывает массу (горящее топливо) в одном направлении, а сам движется в противоположном. Процесс горения ускоряет массы топлива так, что они выходят из сопла ракеты на высокой скорости.
Это были принципы, теперь к устройству.
Начнем с простого
В жидкостных ракетных двигателях топливо и окислитель находятся в жидком состоянии в двух раздельных резервуарах. По трубопроводам они попадают в камеру сгорания. Здесь они перемешиваются и сгорают, создавая поток горячих газов с высокой скоростью и давлением. Эти газы проходят через сопло, которое еще больше их ускоряет, а после выходят, образуя реактивную тягу.
Кажется все просто? На самом деле нет!
Первая инженерная задача
Здесь и далее последовательность задач дана только для упрощения объяснения.
Ввиду высокой температуры горения, и значительного количества выделяемого тепла, даже малой его части достаточно для термического разрушения двигателя. Стенки камеры двигателя и сопло нужно охлаждать.
Но чем? Нужно максимально простое решение, чтобы не усложнять двигатель и не увеличивать его вес.
Самое распространенное: охлаждать одним из компонентов топлива, как правило, это горючее. В стенке камеры сгорания и верхней, наиболее нагреваемой части сопла создаются полости («рубашка охлаждения»), через которые перед поступлением в форсуночную головку камеры сгорания проходит горючее. Таким образом, холодная жидкость сначала циркулирует вокруг перегретых частей двигателя, чтобы охладить их, а затем попадает в камеру сгорания.
Компоненты топлива во многих случаях охлаждаются до более низких температур. Это позволяет повысить их плотность и поместить большее количество топлива в топливные баки. Даже керосин. Например, в Falcon 9 керосин охлаждается с 21 °C до −7 °C. Пр этом его плотность увеличивается на 2,5 %.
Вторая инженерная задача
Компоненты топлива сами в камеру сгорания не будут поступать. Нужны насосы. Они будут создавать высокое давление, чтобы преодолеть давление, которое создает в камере сгорания сжигаемое топливо.
Но нам снова, нужно чтобы двигатель и ракета были максимально простыми и легкими (насколько это можно). Решение нашлось. Часть топлива используется для работы насосов. Оно подается в небольшую камеру «предварительного» сгорания – газогенератор. Горячий газ из нее приводит в действие турбину, она – приводит в действие топливные насосы. Турбина одна. Насосов два – на одном валу.
Что дальше?
Что делать с топливом, которое прошло через газогенератор. Его после раскручивания турбины можно сбрасывать наружу. Именно так устроен двигатель Merlin (кислородно-керосиновый), используемый SpaceX на ракетах Falcon 9. Это, так называемая открытая схема.
Схема проста, но недостаточно эффективна. В создании тяги ракетного двигателя топливо, прошедшее через газогенератор, напрямую не участвует, а место в ракете занимает.
Можно его дожигать в камере сгорания. Как, например, в РД-180 (кислородно-керосиновый), который покупают у нас американцы для установки на первую ступень ракет семейства «Атлас» начиная с Atlas III.
Двигатель РД-180 это практически все самые известные космические миссии, которыми так гордится NASA: миссия к Плутону «Новые горизонты», миссия к Луне LRO и Марсу MRO, миссия к Юпитеру «Юнона», «Обсерватория солнечной динамики», «Марсианская научная лаборатория» (Curiosity), марсианский геолог и InSight, полет за грунтом астероида Бенну (OSIRIS-REx) аппарат для исследования атмосферы Марса MAVEN и многое другое.
Это схема называется закрытой. Горячий газ вначале вращает турбину турбонасосного агрегата, а затем подается в камеру сгорания, эффективно участвуя в создании тяги ракетного двигателя. Топливо не пропадает и полностью участвует в создании тяги. Такой двигатель гораздо сложнее. В двигателе закрытой схемы можно пропустить больше газа через турбонасосный агрегат, а значит, больше поднять давление в камере сгорания. Чем больше давление в камере сгорания, тем больше тяга. Высокое давление – большая эффективность двигателя.
Однако у него есть недостатки — высокая нагрузка на турбину двигателя, относительно высокие сложность и стоимость.
Зато двигатели Merlin имеющие низкое давление в камере сгорания достаточно просты в производстве и дешевы. Именно на них Илон Маск потеснил «Роскосмос» на рынке космических запусков и запустил в космос родстер Tesla .
Усложняем дальше
А еще можно все топливо пропускать через газогенератор . Такая схема называется полнопоточная закрытая. Мы делали такой двигатель в 60-х (РД-270), но в таких двигателях нужно два газогенератора и два турбонасосных агрегата, которые ведут в одну камеру сгорания и работают параллельно.
Однако в РД-270 наблюдались низкочастотные пульсации в газогенераторе и камере. Возникла проблема в синхронизации совместной работы двух турбонасосных агрегатов. Они пытались пересилить друг друга и стабилизировать их без помощи быстродействующего бортового компьютера не удалось. Но такого в то время еще не было.
В феврале этого года Илон Маск объявил результаты тестирования двигателя Raptor (кислородно-метановый). Его получат ракета Super Heavy и корабль Starship. По заявлениям Маска его характеристики лучше, чем у РД-180. Высокое давление в камере сгорания обеспечено именно полнопроточной закрытой схемой.
Можно ли лучше?
Если проект Маска будет успешен, нам нужно будет делать что-то еще лучшее. Возможно, развивать трехкомпонентные двигатели многократного использования. При запуске такой двигатель работал бы на паре кислород/керосин, а на больших высотах керосин заменялся бы водородом.
Использование в одном двигателе комбинации двух горючих – углеводородного, обладающего высокой плотностью, и водорода, обеспечивающего высокие значения удельного импульса, может расширить возможности ракет-носителей.
Такой подход, позволит создать одноступенчатую возвращаемую ракету-носитель и заметно удешевить космические запуски и в будущем.
Несколько пояснений
Здесь, как видно из примеров, раскрыта самая популярная классическая схема, которая массово используется для выведения в открытый космос космических аппаратов: жидкостный ракетный двигатель. Но это все, что можно рассказать за три минуты.
А в целом ракетные двигатели делятся на:
Химические ракетные двигатели бывают жидкостными и твердотопливными (ускорители космического челнока Space Shuttle, например).
Но есть еще и гибридные двигатели использующий компоненты ракетного топлива в разных агрегатных состояниях — жидком и твердом. Например, двигатель космического челнока SpaceShipOne работающий на полибутадиене (твердый) и закиси азота (жидкость).
Беседы о ракетных двигателях
Просто о том, что кажется сложным
Урок 08. Тепловой расчёт камеры. Способ второй – лирический (ч.4)
Приветствую Вас, друзья, на очередном уроке по расчёту камер ЖРД.
Мы продолжаем рассматривать особенности теплового расчёта и сегодня поговорим о том, как определить температуру продуктов сгорания в камере сгорания.
Если помните, при определении парциальных давлений газов мы задавались тремя значениями температуры в окрестности ожидаемой. Однако мы так и не выяснили, каково же её действительное значение. Для определения температуры можно использовать уравнение сохранения энергии, выраженной через энтальпии топлива и продуктов сгорания. Т.е., согласно этому закону можно утверждать, что полная энтальпия топлива равна полной энтальпии продуктов сгорания на входе в сопло при температуре, равной температуре газов в камере сгорания. Полную энтальпию топлива мы с Вами считать уже умеем. Если что-то подзабылось, вернитесь к уроку 3. Остаётся дело за малым – определить полную энтальпию продуктов сгорания при «не очень известной» температуре.
Здесь нам на помощь опять придут справочные данные. Значения полной энтальпии для простейших газов, таких как CO2, H2O, NO и пр., в зависимости от температуры известны и занесены в справочники. Посмотреть их можно, например, здесь. Конечно, возникает некоторая сложность, связанная с тем, что значения энтальпии приведены только для вполне конкретных температур, и её промежуточные значения нужно как-то определить. Здесь существует два пути: с помощью интерполяции находить промежуточные значения, вычислять полную энтальпию смеси и сравнивать с энтальпией топлива, либо можно выбрать значения для трёх заданных нами ранее температур, опять же вычислить полную энтальпию для этих трёх точек и построить по ним сглаживающий график. Затем графическим путём определить температуру, соответствующую полной энтальпии топлива. Точность такого способа определения оказывается вполне приемлемой для тепловых расчётов (единицы Кельвинов), к тому же он, на мой взгляд, более удобен и не лишён некоторого изящества 🙂 .
Для вычисления полной энтальпии продуктов сгорания воспользуемся формулой
Здесь Mi – молярная масса i-го газа в кг/кмоль, численно равная относительной молекулярной массе.
Продолжим расчёт камеры на основе НДМГ+АТ, несколько отложенный в сторону с позапрошлого урока. Состав продуктов сгорания для Т1 = 3300 К; Т2 = 3400 К; Т3 = 3500 К мы посчитали. Определим полную энтальпию продуктов сгорания для этих температур.
Выпишем значения энтальпий составляющих газов и занесём их в таблицу. Также для удобства подсчитаем произведения энтальпий и молярных масс на соответствующие парциальные давления.
Т1 = 3300 К
pN2 | pCO2 | pCO | pH2 | pH2O | pOH | pNO | pH | pO2 | pO | pN | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Iп i , МДж кмоль | 104,1 | -221,0 | -5,655 | 100,2 | -100,6 | 143,2 | 197,0 | 280,6 | 110,4 | 310,7 | 420,9 | |
Mi , кг кмоль | 28 | 44 | 28 | 2 | 18 | 17 | 30 | 1 | 32 | 16 | 14 | |
pi , кПа | 1743 | 548,6 | 813,5 | 408,7 | 2156 | 151,7 | 43,95 | 73,97 | 39,10 | 19,15 | 2,205 | ∑pi = 6000 кПа |
Iп i·pi | 181446 | -121241 | -4600 | 40952 | -216894 | 21723 | 8658 | 20756 | 4317 | 5950 | 928 | ∑Iп i·pi = =-58004 |
Mi·pi | 48804 | 24138 | 22778 | 817 | 38808 | 2579 | 1319 | 74 | 1251 | 306 | 31 | ∑Mi·pi = =140906 |
Таким образом полная энтальпия при Т1 = 3300 К
Аналогично поступаем для двух других температур.
Т2 = 3400 К
pN2 | pCO2 | pCO | pH2 | pH2O | pOH | pNO | pH | pO2 | pO | pN | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Iп i , МДж кмоль | 107,9 | -214,6 | -1,910 | 103,9 | -95,09 | 147,0 | 200,8 | 282,7 | 114,4 | 312,8 | 423,0 | |
Mi , кг кмоль | 28 | 44 | 28 | 2 | 18 | 17 | 30 | 1 | 32 | 16 | 14 | |
pi , кПа | 1716 | 504,7 | 841,8 | 434,1 | 2067 | 193,6 | 57,08 | 97,53 | 55,31 | 29,94 | 3,248 | ∑pi = 6000 кПа |
Iп i·pi | 185156 | -108309 | -1608 | 45103 | -196551 | 28459 | 11462 | 27572 | 6327 | 9365 | 1374 | ∑Iп i·pi = =8351 |
Mi·pi | 48048 | 22207 | 23570 | 868 | 37206 | 3291 | 1712 | 98 | 1770 | 479 | 45 | ∑Mi·pi = =139295 |
Полная энтальпия при Т2 = 3400 К
Т3 = 3500 К
pN2 | pCO2 | pCO | pH2 | pH2O | pOH | pNO | pH | pO2 | pO | pN | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Iп i , МДж кмоль | 111,6 | -208,3 | 1,840 | 105,8 | -89,59 | 150,8 | 204,6 | 284,8 | 118,5 | 314,9 | 425,1 | |
Mi , кг кмоль | 28 | 44 | 28 | 2 | 18 | 17 | 30 | 1 | 32 | 16 | 14 | |
pi , кПа | 1684 | 457,2 | 870,8 | 464,4 | 1962 | 239,6 | 71,40 | 127,2 | 73,50 | 44,68 | 4,672 | ∑pi = 6000 кПа |
Iп i·pi | 187934 | -95235 | 1602 | 49134 | -175776 | 36132 | 14608 | 36227 | 8710 | 14070 | 1986 | ∑Iп i·pi = =79392 |
Mi·pi | 47152 | 20117 | 24382 | 929 | 35316 | 4073 | 2142 | 127 | 2352 | 715 | 65 | ∑Mi·pi = =137371 |
Полная энтальпия при Т3 = 3500 К
Построим график и, отложив на оси ординат величину энтальпии топлива, найдём температуру продуктов сгорания. Как видно на рисунке, Тк ≈ 3405 К.
Аналогично посчитаем молярную массу продуктов сгорания для трёх температур по формуле
Значения числителя и знаменателя записаны в таблицах. Подставляем в формулу и получаем МПС1 = 23,49 кг/кмоль, МПС2 = 23,21 кг/кмоль, МПС3 = 22,90 кг/кмоль.
Строим график (см. рис.) и графически определяем для найденной температуры 3405 К значение молярной массы продуктов сгорания. МПС ≈ 23,19 кг/кмоль.
Также, нам понадобится газовая постоянная продуктов сгорания
Напоминаю, что Rμ = 8,314 кДж/(кмоль·К) — универсальная газовая постоянная.
На сегодня всё. Продолжим в следующем уроке.
Всем удачи!