Самый надежный дизельный двигатель всех времен и народов
Четверть всех новых автомобилей выпускается с дизельными моторами. Несмотря на все скандалы и крики вокруг дизелей, все основные концерны не собираются снимать их с производства. В наших краях дизель не настолько популярен из-за климата и качества топлива, но все же многие автомобилисты отдают предпочтение дизелю. Его основные преимущества — малый расход топлива при большей мощности, большая надежность в сравнении с бензиновыми моторами.
Лучший легковой дизельный двигатель
Сейчас лидером по надежности, мощности и динамике является линейка двигателей концерна VAG ( Volkswagen Audi Gruppe ) 1.9 TDI. Дебют этого мотора был в далеком 1991 году. С тех пор он выпускался под различными модификациями и нынешнее поколение способно расходовать 3.3 литра на 100 км при мощности в 90-120 л.с. Инженеры добились таких результатов благодаря обновлению турбины и поднятию давления в камерах сгорания. А еще они стали намного меньше загрязнять окружающую среду, что в условиях нынешнего времени немаловажно.
Эти двигатели устанавливались на такие автомобили, как VW Caddy, Volkswagen Golf, VW Vento/Bora, Volkswagen Passat, VW Polo, Audi A3, Audi A4, Audi A6, Skoda Octavia, Audi Cabrio, Volkswagen Sharan, SEAT Alhambra, SEAT Cordoba, SEAT Ibiza, SEAT Leon, SEAT Toledo, Ford Galaxy. Как вы можете заметить список большой именно благодаря надежности и универсальности в применении данного двигателя.
До сих пор вы можете повсеместно столкнуться с этими моторами. С 1991 года было выпущено множество модификаций.
Модификации двигателей 1.9 TDI
1. AZZ (1991 — 1998) — форкамерный дизель со степенью сжатия 22.5 и с механическим ТНВД. Было два варианта AAZ: с турбиной Garrett TB0261 и с KKK K03. Оба варианта были без интеркулера, давление наддува 0.7 бар. Этот двс развивает 75 л.с. и 150 Нм крутящего момента.
2. 1Z (1991 — 1996) — турбодизель с прямым впрыском с электронным ТНВД, с другими поршнями и со степенью сжатия 19.5. Здесь стоит турбина Garrett GT1544S с интеркулером, а давление наддува 0.95 бар. Мощность увеличена до 90 л.с., а крутящий момент 202 Нм при 1900 об/мин.
3. AHU (1996 — 2001) — замена 1Z, который подогнали под экологические нормы Евро-2.
4. AFN (1996 — 1999) — аналог AHU с турбиной Garrett GT1744V-VNT15 с изменяемой геометрией, с другими распылителями форсунок с большими отверстиями и с другим ЭБУ. Мощность 110 л.с. крутящий момент 235 Нм.
5. ALE (1997 — 2000) — двигатель AHU для экологических стандартов США.
6. AGR (1996 — 2005) — поперечный вариант дизеля AHU.
7. ALH (1997 — 2010) — тот же AGR для североамериканского рынка, но с турбиной GT1749V.
8. AHH (1997 — 2001) — аналог AFN, но отличается ТНВД, форсунками и турбиной Garrett GT1749V. Мощность 90 л.с., крутящий момент 210 Нм.
9. AHF (1997 — 2000) — аналог ALH с распылителями, как на AFN.
10. AVG (1999 — 2001) — переименованный AFN.
11. ASV (2000 — 2006) — замена AHF с другими поршнями.
12. ABL (1992 — 2003) — аналог AAZ, но с другим ТНВД, с турбиной Garrett TB0254, с измененным поддоном и модифицированным выхлопом. Встречается только на Фольксваген Т4.
Данные двигатели нередко тюнингуют, но особого смысла в этом не вижу. Максимум вы увеличите мощность на 20-40 л.с. при этом уменьшите ресурс и без того старенького мотора.
Если вам нужен автомобиль, рассчитанный на долгий срок работы, то стоит хорошенько подумать про дизельный вариант VW. Экономичность, надежность, неприхотливость — вот качества этих автомобилей. Каждые 100 километров дадут вам коло 30% экономии в топливе, что вполне оправдывает более высокую стоимость по сравнению с бензиновыми авто. При выборе дизельного авто впервые стоит взять с собой опытного человека и внимательно смотреть на все моменты. Никогда не имея дизельный автомобиль, я не советую ехать на осмотр в одиночку.
Всем удачи в выборе авто! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Легковой дизель: кто был первым?
Mercedes-Benz 260D официально считается первым в мире серийным легковым автомобилем с дизельным двигателем. Но был ли он по-настоящему первым?
Еще в 1892 году немецкий инженер Рудольф Дизель получил официальный патент на «двигатель с зажиганием от сжатия»: если в бензиновых моторах смесь поджигает электрическая искра, то в двигателе Дизеля воздух, разогревающийся от предварительного сжатия до 700– 800°С, сам воспламеняет горючее, впрыскиваемое через форсунку.
Спустя несколько лет идея воплотилась в металле. Однако первый дизельный двигатель получился слишком большого размера и потому мог использоваться только как стационарный или судовой. Но идея приспособить свое изобретение для автомобиля Рудольфа Дизеля не оставляла: в 1909-м он проектирует экспериментальный дизель, который устанавливают на грузовик. Увы, его испытания не имеют успеха! Тем не менее незадолго до своей загадочной гибели в 1913 году инженер писал: «Автомобильный двигатель скоро появится, и тогда я буду считать работу моей жизни законченной».
Один из первых экземпляров так называемой нулевой серии, базировавшийся на шасси Mercedes-Benz 200
Однако такой компактный мотор появился отнюдь не скоро. Только через десять лет, в 1923-м, с конвейера завода в Манхайме сошел Benz 5К3 — первый в мире дизельный грузовик, оснащенный 4-цилиндровым мотором, развивавшим от 45 до 50 л.с. при 1000 об/мин. Этот дизельный двигатель был снабжен предварительной камерой, позволявшей плавно увеличивать давление газов, образующихся при сгорании топлива, что снижало уровень детонации. А еще через тринадцать лет, 21 февраля 1936 года, на Берлинском автомобильном салоне состоялся дебют первого в мире серийного легкового дизельного автомобиля Mercedes-Benz 260D.
Счет на пфенниги
Эксперименты с дизелями для легковых автомобилей штутгартский концерн начал еще осенью 1933-го. Тогда силовым агрегатом объемом 3818 см3 и мощностью 80 л.с. оснастили модель Mannheim. Но вибрация мотора, особенно на ходу, была настолько сильна, что использовать автомобиль для перевозки пассажиров оказалось невозможно. К тому же после значительного пробега по той же причине в раме Mannheim обнаружились трещины. Только после напряженных исследований и практических испытаний удалось создать мотор меньшего литража и с приемлемым уровнем вибрации при работе.
Новый Mercedes-Benz с дизелем базировался на шасси модели 200 и получил обозначение Mercedes-Benz 260D. На нем стоял 4-цилиндровый дизель рабочим объемом 2545 см3 (отсюда и обозначение 260) c предкамерой, развивавший 45 л.с. при 3000 об/мин. Двигатель оснастили впрысковой системой фирмы Bosch, которая к 1935 году уже располагала большим опытом конструирования впрысковых насосов для дизелей. Работать в этом направлении компания Bosch начала еще в 20-е годы.
Первоначально этот автомобиль оснастили 6-местным кузовом ландо. Первую партию из 13 экземпляров собрали еще в 1935-м, а на следующий год сделали еще 55 машин — все они использовались в такси и в свободную продажу не поступали.
Вариант с кузовом лимузин, как немцы называют седан, в модельном ряду 260D был одним из самых дешевых и стоил 6800 рейхс- марок. Его бензиновый аналог Mercedes-Benz 230 (кстати, на последнем в фильме ездил Штирлиц) продавали за 5875
Главным достоинством новой модели стала экономичность. Средний расход горючего у 260D составил чуть больше 9 л на 100 км, в то время как его бензиновый аналог потреблял при таком же пробеге 13 л. Если учесть, что в 1936 году дизельное топливо стоило в Германии 17 пфеннигов, а бензин — более чем вдвое дороже, то понятно, почему немецкие таксопарки, считавшие каждый пфенниг, поспешили сменить бензиновую технику на «солярочную». Этот немаловажный факт перекрывал даже то, что машинка еле-еле набирала скорость 95 км/ч, а на крутых подъемах вынуждала водителя переходить на низшую передачу.
Шум времени
Право первенства концерна Daimler-Benz на серийный дизельный легковой автомобиль могут оспорить только две фирмы — немецкая Hanomag и французская Citroёn.
Первая в 1936 году одновременно с Mercedes-Benz 260D на том же самом Берлинском автосалоне показала легковую модель Hanomag Rekord Diesel Typ D 19 с 4-цилиндровым дизелем объемом 1910 см3 и мощностью 35 л.с. при 3500 об/мин, но ее серийное производство началось только в 1937-м — уже после того, как была выпущена первая партия таксомоторов Mercedes-Benz 260D.
Французы начали работать над этой темой еще раньше: в 1932 году Андрэ Ситроен привлек к сотрудничеству инженера Гарри Рикардо, который изобрел камеру сгорания Comet, успешно внедренную на дизельных двигателях лондонских автобусов. На основе своего изобретения в 1933-м Рикардо представил и первые легковые дизеля, из которых один был 6-цилиндровым с рабочим объемом 4578 см3.
Дизель Mercedes-Benz 260D в заводских документах обозначался OM138. Все его навесное оборудование выпускала фирма Bosch: это касалось не только топливной системы с насосом высокого давления, форсунок и калильных свечей, но и электрооборудования, которое на 260-й модели оставалось шестивольтовым
27 ноября 1934 года модель Citroёn Rosalie DI утвердили к пробному производству. Правда, на ней уже стоял более экономичный 4-цилиндровый мотор мощностью 40 л.с. На Парижском автосалоне в октябре 1936-го дизельную модель официально представили публике, но финансовые трудности уже на следующий год заставили компанию продать всю партию из сотни Rosalie DI, которые были выпущены не как серийные, а как опытные и предназначались исключительно для испытаний.
Но самый первый легковой автомобиль с дизелем, о котором мало кто знает, появился намного раньше: еще в 1927 году фирма Bosch провела секретные испытания лимузина Stoewer c 4-цилиндровым мотором. Автомобиль с экспериментальной системой дизельного впрыска Bosch проехал 40 000 км, но дальше технических изысканий дело тогда не пошло, да и расход топлива в те времена волновал автомобилистов намного меньше, чем «детские болезни» тогдашних дизелей: высокий уровень шума, вибрация и недостаточная тяговитость.
Особое внимание
Таким образом, Daimler-Benz оказался в авангарде дизелестроения. Через год после сенсационной презентации на Берлинском автосалоне фирма представила Mercedes-Benz 260D улучшенной комплектации, базировавшийся на шасси новой, 230-й модели, сменившей 200-ю.
Для таксистов 260D (здесь в варианте пульман-лимузин) стал экономичной рабочей лошадкой, расходовавшей всего 9 л солярки на 100 км
В частности, машина получила новый топливный бак, вмещавший 50 л горючего вместо прежних 38. А важнейшее конструктивное изменение датируется началом 1938 года — тогда мотор этой модели оснастили заранее подогреваемыми калильными свечами, что существенно облегчило запуск в холодную погоду. О нагреве свечей сигнализировала особая лампочка на приборной панели.
Основным типом кузова по-прежнему оставалось ландо, предназначавшееся для работы в такси, — эту модель обозначили словом Droschken. Ее салон разделялся поперек стеклянной перегородкой, а крыша над задними пассажирами могла убираться. Шоферское отделение из соображений практичности обивали кожей, чтобы меньше были заметны пятна от масла и солярки, а пассажирский салон — тканью. Справа от приборного щитка располагался большой таксометр.
Модельный ряд разбавили модификации с кузовом лимузин (так немцы называют седан) и на укороченном шасси — кабриолет D. Всего у 260D было девять вариантов кузовов! На длинном же шасси кроме ландо делали еще пульман-лимузин (с поперечной перегородкой в салоне), комбинацион-лимузин, туренваген, кабриолет B… Скоро на дизельные «Мерседесы» обратили внимание ведомства более серьезные, чем таксопарки. Дизельные легковые машины прижились в гаражах СС и гестапо, а также вермахта и военно-морского флота. В последнем, понятное дело, с соляркой проблем не было никогда!
Достойное место
Массовое производство обновленного Mercedes-Benz 260D с индексом шасси W138 началось в 1938 году. А то, что выпустили до этого, принято обозначать словом Nullserie, означающим «нулевая серия». Тогда же немцы снабдили 3-ступенчатую коробку этой модели синхронизаторами высших передач.
В стандартное оборудование всех Mercedes-Benz 260D в варианте такси входил таксометр, располагавшийся справа от приборного щитка
До 1940 года с конвейера сошли 1967 экземпляров 260D — в 15 раз меньше, чем бензиновых Mercedes-Benz. Но эта машина навсегда останется в истории, ведь именно с нее началась дизельная эпоха легкового автомобилестроения.
А ведь когда Mercedes-Benz 260D только появился, мало кто верил в успех дизельной легковушки. Но время расставило все по своим местам, и сейчас в мире каждый второй легковой автомобиль оснащается двигателем, работающим на солярке.
А один из лимузинов модели 260D по праву занимает свое место в экспозиции музея концерна Daimler.