В чем особенность масла для двухтактных двигателей

Масло для двухтактного двигателя: обзор, состав, особенности и отзывы

Масло для двухтактного двигателя принципиально отличается от того, что применяется для четырехтактных. Каждый владелец мотоцикла, снегохода, моторной лодки и прочих агрегатов, оснащенных двухтактным движком, знает, что нельзя использовать любое смазочное средство. Для того чтобы мотор работал идеально, служил верой и правдой на протяжении длительного времени, применяется только масло для двухтактного двигателя. В чем разница между смазывающими материалами, как подобрать в зависимости от техники, каков должен быть состав? Об этом и многом другом можно узнать из данной статьи.

Отличия масел

Предназначение смазывающего материала зависит от двигателя. Двухтактные, в отличие от четырехтактных, не имеют масляного картера, циркуляционного масляного насоса и масляного фильтра. В двигатели такого типа смазочный материал добавляется прямо в горючее, и роль смазки выпадает на смазывающе-топливную смесь, например, бензин плюс масло. Вариантом является впрыскивание масла в цилиндры ДВС. Получается, что при работе двигателя оно должно сгореть вместе с топливом и вывестись из системы посредством выхлопных газов. К огромному сожалению, полного сгорания смазки и топлива не всегда удается добиться, и работа движка усложняется из-за появления нагара на стенах цилиндров и закоксовывания колец поршневых.

Состав масла для двухтактных двигателей

Разнообразные присадки добавляются в масла, и состав их разный на четырехтактные и двухтактные двигатели. Помимо стандартных компонентов, в состав смазывающего материала для двухтактного мотора вводится растворитель. Благодаря ему увеличивается смешиваемость масла с топливом, облегчается распыление и прокачка. Однако растворители, которых в веществе содержится около двадцати процентов, отрицательно сказываются на смазывающих свойствах при работе в условиях высокой температуры. Присадки способны увеличить вязкость, поэтому выбирайте продукт с показаниями большего коэффициента вязкости — это самое качественное масло.

Помимо растворителей в моторном масле для двухтактных двигателей присутствуют:

  • масляная основа — порядка 60%;
  • вакуумный остаток (результат первичной дистилляции продуктов нефтяной промышленности) — от 5 до 17%;
  • растворители — примерно 20%;
  • остальное — присадки, применяемые для снижения дымления от отработанного продукта.

Почему масло должно быть специальным?

Дистрибьюторы обычно рекомендуют использовать какое-то конкретное масло для двухтактных двигателей. Цена рекомендованного порой превышает стоимость того, что советует применять производитель. Почему бы просто не взять подешевле? Этого делать не стоит, ведь фирма советует определенную марку в зависимости от специфики мотора. Итак, чем дороже двигатель, тем более специфический смазывающий компонент ему необходим для полноценной работы.

Основные свойства

Функциями любого смазывающего вещества, в том числе и масла для двухтактного двигателя, являются:

  • снижение до минимума трения между деталями двигателя;
  • повышение износостойкости двигателя, предотвращение появления задиров;
  • идеальное охлаждение (отвод тепла, создающегося за счет трения механизмов);
  • предотвращение появления коррозии на деталях механизма.

Последнее качество особенно важно при использовании смазочного материала двигателей судов, работающих в условиях соленой воды.

В отличие от четырехтактных, двухтактные моторы постоянно работают при сильнейших тепловых нагрузках, поэтому немаловажным качеством масла станет низкий процент испаряемости и высокий процент термоокислительной стабильности.

Если вашему агрегату не подходит используемое смазывающее вещество для двухтактного двигателя, вы легко это поймете, увидев высокий уровень нагара в цилиндрах, закоксованность колец поршней и заметный износ деталей. Конечно, лучше таких сюрпризов избежать и начать сразу использовать качественное, рекомендованное дистрибьютором масло.

Выбор

Покупать масло стоит, основываясь на эксплуатационных условиях. К смеси топлива высокооборотных двигателей двухтактного типа предъявляются высочайшие требования. Смесь должна быть хорошо сгораемой, не оставлять нагара. Этого удастся достигнуть, если пользоваться малозольными маслами и добиваться идеального соотношения их с топливом. Пропорции разбавления топлива маслом рассчитываются производителями двигателей, и эти предписания должны полностью соблюдаться. Если постоянно действовать наперекор правилам и недоливать смазывающий материал, можно получить перегрев мотора, его заедание и быстрый износ деталей. Большее количество масла грозит такими неприятностями, как повышенное содержание дыма в выхлопах, образование сильного нагара на инжекторах, свечах зажигания и поршнях.

Читайте также:  Куллер это что в двигателях

Качественное масло двухтактного двигателя выбирается следующим образом: в нем должно быть минимум или же вовсе отсутствовать присадки на металлической основе. Такие добавки, сгорая, образуют вещества, наделенные абразивными качествами, — золы. Частицы золы способны откладываться на наконечниках свечей, и вызывают калильное зажигание, то есть то, что происходит не от поданной искры, а от перегревшихся отложений.

Классификация

К двухтактным двигателям техники, эксплуатирующейся при разных условиях, необходимо подбирать масло правильно, с разными свойствами. Например, масло двухтактного двигателя снегохода в корне отличается от того, что используется для бензопилы. Как правильно выбрать смазывающий материал именно для вашей техники? Для этого стоит обратить внимание на этикетку, где прописан код, классифицирующий масла. В соответствии с API, такие масла определили в отдельную группу и присвоили им букву «Т». Состав группы 2Т делят так:

  1. ТА (TSC-1) — это смазывающее вещества, используемые в моторах малых объемов, до 50 кубических сантиметров, и с воздушным охлаждением. К таким можно отнести газонокосилки, мопеды, электрогенераторы и прочие подобные агрегаты.
  2. ТВ (TSC-2) — предназначение: высокоскоростные моторы объемом от 50 до 200 кубических сантиметров, оснащенные воздушным охлаждением. Это бензопилы, мотороллеры и мотоциклы.
  3. Вместо ТА и ТВ могут быть применены ТС (TSC-3), предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству, работающих на суше, это снегоходы, мотоциклы.
  4. TD (TSC-4) используются как смазки лодочных моторов (подвесных).

Отдельно можно выделить классификацию масла лодочных двигателей современного типа, это ТС-W3. Такие средства практически не дымятся, разлагаются в воде на безопасные органические вещества.

Для классификации масел, предназначенных для двухтактных двигателей мотоциклов, используется стандарт автопроизводителей Японии. JASO FC — масла бездымные для использования в автомобилях и прочих агрегатах, JASO FA и JASO FB — в двигателях мотоциклов и прочей техники.

Масло Stihl для двухтактных двигателей

Каждый владелец агрегата, наделенного двухтактным мотором, задается вопросом о том, какой марки выбрать смазочный материал. Масло «Штиль» для двухтактных двигателей пользуется высочайшим спросом. Смазывающие материалы, выпускаемые данной маркой, отвечают всем требованиям, прописанным выше. Среди линейки вы можете выбрать масло и к триммеру, и к бензопиле, и к газонокосилке, и к прочей подобной технике. Кстати, качество товара не встает под вопрос, так как производитель занимается изготовлением техники для сада и домашнего хозяйства (бензопилы, косилки и прочее).

Упаковка масла «Штиль» для двухтактных двигателей оснащена специальным дозатором, с помощью которого вы сможете добавить его необходимое количество, придерживаясь всех норм. Цена за один литр варьируется от 600 до 800 рублей.

Отзывы

Отзывы о продукте положительные. Владельцы техники с двухтактными двигателями пишут, что дым полностью отсутствует или появляется в небольших количествах, это опять же связано с состоянием мотора. Нагар не образуется, цилиндры чистые. Двигатель без проблем может работать на самых высоких оборотах.

Источник

Какое выбрать масло для двухтактных двигателей

Существуют двигатели двухтактные и четырёхтактные. Если говорить иными словами, то один такт — это движение поршня вверх и вниз, но при этом совершается два такта за один оборот коленвала. Рабочим ходом поршня принято называть такт, при котором происходит отдача поршню энергии газов и сгорания топлива для совершения полезной работы.

Стоит понимать и тот факт, что при похожих принципах действия двухтактные и четырёхтактные моторы все же отличаются друг от друга.

Особенности двухтактных двигателей

Рабочий цикл любого двигателя состоит из следующих стадий.

  1. Впуск. В этот период цилиндр заполняется топливно-воздушной смесью.
  2. Сжатие. В цилиндре предварительно сжимается рабочая смесь.
  3. Воспламенение топливного заряда, а также передача поршню энергии.
  4. Выпуск из цилиндра отработавших газов.

В двухтактном двигателе такой цикл работы совершается за один оборот коленвала, а в четырёхтактном — за два. Рабочий цикл двухтактного двигателя условно состоит из совмещённого впуска смеси, сжатия и рабочего хода, которые происходят не в отдельных тактах (как в четырёхтактном).

При сжатии поршень поднимается из нижней мёртвой точки в верхнюю. В двигателе вместо привычных клапанов конструктивно реализованы специальные окна. При передвижении поршня вверх вначале перекрывается продувочное окно, через которое смесь попадает в цилиндр, а после этого происходит перекрытие выпускного окна, через которое отработавшие газы покидают цилиндр.

Читайте также:  На ямз 238 в двигатель какое масло заливается

Сжатие рабочей смеси происходит, когда оба окна перекрыты. В кривошипной камере параллельно образуется разрежение. Благодаря этому происходит втягивание последующей порции смеси из карбюратора. После этого поршень приближается к верхней мёртвой точке, сжатую смесь воспламеняет искра свечи зажигания, и образуются газы, которые расширяются и проталкивают поршень вниз. Энергия передаётся от поршня на коленвал и начинается его вращение.

Пока рабочий ход совершается поршнем, в кривошипной камере увеличивается давление. Это приводит к сжатию рабочей смеси, оказавшейся там в период предыдущего такта. После достижения зоны выпускного окна поверхностью поршня оно открывается, и в систему выпуска выводятся отработавшие газы.

После этого поршень открывает продувочное окно аналогичным образом и смесь, находившаяся в кривошипной камере под давлением, попадает через него в цилиндр, вытесняя остаток отработавших газов. После этого пространство над поршнем заполняется этой смесью. После достижения нижней мёртвой точки поршнем цикл работы двигателя двухтактного повторяется вновь.

Система смазки

Двухтактные двигатели могут не иметь отдельного решения для систем смазки. Такие моторы смазываются благодаря смешиванию масла и бензина в необходимой пропорции (1:25 или 1:50). Подобная смесь является не только совокупностью бензина и воздуха, туда ещё и включены частицы масла.

Нужно всего лишь вспомнить, как работает двухтактный двигатель, и станет понятно, что циркуляция такой смеси в поршневой и кривошипной камерах позволит реализовать смазку нагруженных частей двигателя внутреннего сгорания (стенок цилиндра, подшипников коленчатого вала, шатунных подшипников и прочих). В тот период, когда топливная смесь сгорает, смазка выгорает одновременно с ней. После этого цилиндр продувается.

Топливо и смазочный материал смешиваются двумя способами.

  1. Смазка и горючее находятся в отдельных баках, а во впускном патрубке образуется масляно-бензиновая смесь. Этот патрубок располагается между карбюратором и цилиндром.
  2. В бак вместе с горючим моторное масло заливается напрямую. Это самое простое решение.

Первая схема более сложная. Она предполагает не только наличие бачка для масла и магистрали, по которой оно будет подаваться, но ещё и насоса плунжерного вида. Именно благодаря подобной конструкции масло будет подаваться дозировано и учитывать количество смеси воздуха и бензина.

Если в подробности не вдаваться, то можно отметить, что большую производительность насос будет выдавать в зависимости от того, насколько рукоятка газа выкручена. Чем газ выкручен сильнее, тем больше горючего подаётся. А это значит, что и подача смазки будет увеличенной. На двухтактном двигателе раздельная система смазки позволяет сбалансировать точнее соотношение бензина и масла. Это приводит к тому, что двигатель меньше коксуется и дымит, расход масла уменьшается.

В двигателе четырёхтактном масло поступает под давлением к нагруженным деталям, и по специальным каналам происходит его циркуляция. В камеру сгорания смазка практически не поступает. Горит в цилиндрах только топливно-воздушная смесь.

В двухтактных двигателях внутреннего сгорания сгорают не только воздух и топливо, но и сам смазочный материал. Из этого ясно, что к маслам требования будут отличаться. Масло после сгорания должно оставлять в цилиндрах минимальное количество нагара, свои свойства сохранять на протяжении долгого времени, с горючим перемешиваться хорошо.

Виды масла

Двухтактное масло является отдельной смазочной жидкостью для двигателей внутреннего сгорания. Эти смазки отличаются от остальных своими свойствами. Как уже отмечалось, к двухтактным маслам предъявляются особые требования.

Для бензиновых 2-тактных двигателей масла обязательно должны обладать следующими качествами.

  1. Минимальное количество золы и кокса, которые образуются в цилиндре при сгорании. Смазка, в идеальном случае, должна полностью выгорать.
  2. Оно должно легко и полностью растворяться в топливе.
  3. Материал для смазки должен иметь смазывающие, противоизносные, защитные свойства при повышенных температурах. А ещё оно должно хорошо защищать от коррозии.

Если система смазки раздельная, то необходимо, чтобы масло оставалось текучим и хорошо прокачивалось. Если учитывать сферу применения и специфику 2-тактных двигателей, которые служат моторами для скутеров и мопедов, двигателями на газонокосилках, лодочными моторами и прочими, то предъявляются отдельные требования и к токсичности материала.

Если смазочный материал попадёт на почву, то для окружающей среды он должен быть максимально безопасным, а при попадании в воду он должен разлагаться очень быстро.

Подобные масла должны соответствовать стандартам TC-W3 и 2 Т. Очень часто от аналогов их можно отличить по цвету, так как их дополнительно окрашивают. В основном они имеют синий цвет. Даже при смешивании с бензином его видно хорошо.

Читайте также:  Почему дымит турбовый двигатель

Согласно стандарту 2 Т, подобные смазочные материалы применяются в двигателях с охлаждением воздушным начиная от газонокосилок и бензопил и заканчивая мотоциклами (лёгкими). А вот для применения в подвесных моторах с водяным охлаждением и гидроциклах рассчитаны масла стандарта TC-W3.

Существуют масла маловязкие для зимней эксплуатации. Смазочные материалы могут иметь такую основу:

  • синтетическую;
  • полусинтетическую;
  • минеральную.

Рекомендации и советы по выбору

Можно заметить, что на современном рынке есть большой ассортимент масел для моторов лодочных и прочих 2-тактных. Можно встретить и готовые продукты, в которых масло уже разбавлено и готово к применению. Для этого его вливают в канистру к горючему, хорошо перемешивают и заливают в бак техники.

По свойствам и цене продукты могут сильно отличаться. Синтетическое масло дороже минерального. Именно из-за этого при покупке возникают сложности. Стоит отметить, что в первую очередь необходимо ориентироваться при выборе на ту информацию, которую указывает производитель двигателя.

Если говориться, что заливать в технику следует масло стандарта TC-W3, то подойдёт любое, которое этому стандарту соответствует. В этом случае не играет роли, что это синтетика или минералка. Нужно выбирать бренды с хорошей репутацией и остерегаться подделок.

Если в инструкции по применению прописаны отдельно рекомендации по маслам, то категорически запрещено вливать другие виды смазочных материалов.

Всё дело в том, что изначально двигатель рассчитан только на работу с указанным материалом, и если вы начнёте применять иные смазки, то это быстро приведёт к выходу агрегата из рабочего состояния. Простая техника, особенно произведённая в СССР, может успешно работать на МС-20. А вот импортный мотор может закоксоваться и перестать работать уже через несколько часов.

Категорически запрещается вливать в двигатели двухтактные дизельные или автомобильные бензиновые масла, а уж тем более, «отработку». В подобных смазках большое количество присадок, при сгорании они образуют много золы. Стоит учесть, что, если вы будете игнорировать все эти правила, то вскоре поломается не только импортная, но и отечественная техника, которая отличается своей выносливостью.

Применение на практике

Из всего вышесказанного стоит отметить, что выбирать двухтактное масло необходимо ответственно. Основной задачей перед тем, как влить в мотор смазку, является изучение инструкции по эксплуатации. Если производитель разрешает применять различное масло, то можно заливать минералку или более дорогую синтетику.

Перед вливанием убедитесь, что смазочный материал соответствует рекомендуемым стандартам. На практике разница между синтетикой и минералкой будет незначительной. Но всё же на синтетике мотор может немного лучше заводиться, а на высоких оборотах меньше изнашиваться. В камере сгорания может быть меньшее количество нагара и кокса.

Но если в инструкции указано, что стоит вливать только определённую синтетику, то уже ни в коем случае нельзя применять минералку, даже если оно такого же стандарта. В такой ситуации по ряду важных параметров минеральное масло всё равно не подойдёт. А всё из-за того, что смазочная система мотора на применение масел с минеральной основой не рассчитана.

Состав

В масла добавляют разнообразные присадки, именно поэтому двухтактные и четырёхтактные отличаются друг от друга. Кроме основных компонентов в масла двухтактные входит растворитель. Именно благодаря ему возрастает смешиваемость топлива и масла, облегчается прокачка и распыление. Но при высоких температурах растворители (20%) отрицательно влияют на смазывающие свойства. Присадки увеличивают вязкость, поэтому следует выбирать продукт с большим коэффициентом вязкости — такое масло качественнее.

Кроме растворителя в двухтактном масле содержатся такие вещества:

  1. Основа масляная — примерно 60%.
  2. Остаток вакуумный (итог первичной дистилляции нефтепродуктов) — 5−17%.
  3. Растворитель — 20%.
  4. Присадки, которые используются для снижения дымления и копоти от отработанного продукта — остальное количество.

Основные свойства

Функциями смазочных материалов являются:

  • предотвращение на деталях механизма появления коррозии;
  • идеальное охлаждение (отвод тепла, которое создаётся при трении механизмов);
  • предотвращение появления задиров и улучшение износостойкости двигателя;
  • снижение между элементами двигателя трения до минимума.

При правильном выборе и использовании смазочного средства двигатель будет служить максимально долго.

Источник

Adblock
detector