Узам 331 тюнинг двигателя

Ремонт и тюнинг двигателей семейства УЗАМ

УЗАМ — Уфимский завод автомобильных моторов. Испокон веков его двигателями комплектовали «Москвичи» и ИЖи. Завод входит в Уфимское моторостроительное производственное объединение, созданное еще в 1925 году для постройки авиационных двигателей
Показать полностью.

Ремонт и тюнинг своими руками двигатей семейства УЗАМ.
Обмен опытом и советы по доработке, ремонту и обслуживанию.

Двигатель «Москвич 412 и модификации»
УЗАМ, УФА, УМЗ, кто как называет этот двигатель, а ведь
первые тысячи этих моторов, еще для ранних кузовов
МЗМА изготавливал сам, как собственно и все моторы до этого,
однако поскольку с появлением нового, крайне удачного мотора,
экспорт автомобилей стал резко увеличиваться — стало ясно, что МЗМА не сможет обеспечить моторами себя и своего дублера в Удмуртии, поэтому моторное производство к концу выпуска 412 в раннем кузове перенесли на УМЗ, но это еще не раз сыграет злую шутку, когда завод-смежник будет отказываться от перспективных моделей моторов и усовершенствования прежнего 1.5.

Уфимский завод наотрез отказывался менять что либо в конструкции «412-го» мотора,
ссылаясь на реальные или мнимые технологические проблемы — в частности,
Уфа отказалась выпускать 1,8-литровый двигатель, жизненно необходимый для перспективных моделей «Москвича»,
с формулировкой «ограниченных возможностей оборудования для обработки коленчатых валов».
Таковые версии двигателя были созданы лишь намного позднее, уже после перехода к рыночной экономике, когда двигатель УЗАМ был безнадёжно устаревшим.
Ниже об отличиях мотора «Москвич 412» разных годов и модификаций.

1967 г.
Электромуфта и водяной насос иной конструкции адаптированный под электромуфту с косозубой крыльчаткой.
Клепанный шкив коленчатого вала.
толстостенный блок с водяным лючком на шпильках.
Клапанная крышка только с надписью москвич 412.
Колокол с меньшим количеством ребер.
Впускной коллектор без прилива под штуцер гву.
Выпускной коллектор с разнодлинными трубами «крабиком», штаны выпуска длинные, без резонатора.
ГБЦ с рв на бронзовых втулках.
Поршневая МЗМА с хромированным третьим кольцом.
Передняя крышка звезды грм на 6 болтах.
Масляный фильтр с оребрением.
Цепь втулочно-роликовая чехословацкого производства.
Поддон с большим количеством ребер.
корзина сцепления 408 образца с периферийно расположенными пружинами.

1968 г.
С августа в выпускную систему внедрен резонатор (округлого вида).
С июля исключена электромуфта, модернизирован и упрощен водяной насос, крыльчатка же косозубая.
С марта — впускной коллектор с приливом под штуцер гву.
С октября — внедрена как вариант диафрагменная корзина Борг и Бек.

1969 г.
Блоки стал отливать УМЗ.
Масляный фильтр со стальным гладким корпусом.
Клапанная крышка с надписью Москвич 412 и УМЗ.
Поддон с меньшим количеством оребрения.

1970 г.
Масляный фильтр снова алюминиевый с оребрением.
Колокол с большим количеством оребрения.

1971 г.
Упразднена втулочно-роликовая цепь и звезды под нее заменены обычными.

1972 г.
Крыльчатка водяного насоса заменена на обычную.
Поршневая МЗМА почти перестала устанавливаться.
Почти перестали устанавливаться и бронзоалюминиевые вкладыши,
которые заменены сталеалюминиевыми.

412Э (Стандартный).
Рабочий объем — 1,48 л
Степень сжатия — 8,2
Максимальная мощность при 5800 об/мин — 75 л.с.
Крутящий момент 3500 об/мин — 112 Н•м
Диаметр цилиндра — 82 мм
Ход поршня — 70 мм
Бензин — Аи 92

412ДЭ (Дефорс)
В отличии от 412Э, имеет свою поршневую с меньшей выпуклостью днищ,
за счет чего достигается меньшая степень сжатия, необходимая для использования низкооктанового бензина, а так же иным распределителем зажигания и свечами.

Рабочий объем — 1,48 л
Степень сжатия — 7,2
Максимальная мощность при 5800 об/мин — 68 л.с.
Крутящий момент 3500 об/мин — 1

Источник

Узам 331 тюнинг двигателя

ГТ»Рис. 1. Так дорабатывают (подрезают) поршни (красным цветом выделен удаляемый металл): а — двигателя УЗАМ-331.10 при установке коленвала с ходом 75 мм (вместо 70 мм); б — двигателя УЗАМ-412 или УЗАМ-331.10 с поршнями от «четыреста двенадцатого» при установке коленвала с ходом 75 мм; в -двигателя УЗАМ-3317 выпуска 1994-1995 гг. при установке коленвала с ходом 80 мм (вместо 75 мм).Одно замечание: о многих «тюнинговых» вариантах приходится судить по субъективным (и пока всегда положительным) впечатлениям авторов доводки — серьезных испытаний «подросшие» двигатели не проходили. Исключение составляют моторы, в результате каких — л ибо операций110 ЗА РУЛЕМ 5/96поршня и диаметр цилиндра) двигателей УЗАМ, общих по конструкции. Наш исходный мотор — объемом 1479 см 3 (ход — 70 мм, диаметр — 82 мм). Самый простой способ, рекомендуемый всеми специалистами для автолюбителя, сделать из УЗАМ-331.10 двигатель «0102» рабочим объемом 1584 см 3 , пе-Ддя этого покупаем коленвал от «сто второго» мотора с радиусом кривошипа 37,5 мм. Диаметры шеек у всех валов остались прежними, так что и вкладыши от полуторалитрового двигателя подойдут. С новым коленвалом поршень будет подниматься (опускаться) на 2,5 мм выше (ниже) — ведь его ход стал на 5 мм больше. Лучше всего установить и поршни от модели -0102 — они, кстати, внешне похожи на «четыреста двенадцатые», со сферическим днищем. Напомним, что поршни делят на пять размерных групп по диамет- ру юбки, и к гильзе поршень надо подбирать, как рекомендовано в книгах по ремонту. Если на гильзе есть износ, ее придется заменить, иначе «ступенька» повредит ком ­ прессионное кольцо. Теперь о методе, на который неодобрительно смотрят два завода УЗАМ и АЗЛК, но который, тем не менее, без известных отрицательных последствий применяют авторемонтники-профессионалы и любители. Если старые поршни в хорошем состоянии, можно сэкономить на комплекте новых, а увеличившийся рабочий ход компенсировать подрезкой днища и юбки поршня по приведенным эскизам (рис. 1). На юбке достаточно углубить на 2 мм «карманы» для противовесов коленвала. Почему это не нравится конструкторам? Во-первых, утончается днище поршня, а во-вторых, сокращается «огневой поясок», то есть расстояние от верхней канавки до днища, что снижает долговечность колец и поршня. Все сказанное о двигателе УЗАМ-331.10 справедливо и по отношению к УЗАМ-412. Допустим, «1600» мало. Нет проблем, еще немного увеличиваем ход поршня (до 80 мм) — и опять попадаем под осуждающий взгляд конструкторов. Пусть нас подбодрит опыт тех автолюбителей, кто так уже сделал. Поставив коленвал с радиусом кривошипа 40 мм, придется искать поршни — стандартные уже не подойдут никак. Надо либо подрезать (аналогично «четыреста двенадцатым») поршни от УЗАМ-0102 (1600 см 3 ), либо заказывать оригинальные на стороне. Ну, и уж совсем набравшись смелости, можно собрать самый длинноходный мотор — 85 мм. Для него ни коленвалы, ни поршни в Уфе не делают, а значит, рассчитывать на одобрение заводских инженеров нечего. Зато эти детали изготовляет в Москве НПП «Автотехнология», причем поршни двух типов — изотермической штамповкой. Один — с высокими ка ­ навками под кольца, применяемые на моторе ВАЗ-21083, второй — с узкими, под «родные», которые берет на комплектацию УЗАМ (из Мичуринска, Ильичевска, Болгарии). Это, пожалуй, все способы и варианты увеличения хода поршня в двигателе УЗАМ-331.10. Но ведь рабочий объем зависит и от диаметра цилиндра (справедливости ради отметим, в формуле объема есть еще число ТС, но его, как правило, не меняют). От исходного диаметра 82 мм легко перейти к следующему — 85 мм (особенно если цилиндры уже сильно изношены ис ними и так нужно чтото делать). Путь, знакомый всем владельцам «жигулей», — расточка цилиндров с последующим хонингованием применяется и для уфимских моторов, только вместо блоков растачивают гильзы цилиндров. Гильза внутренним диаметром 82 мм позволяет расточку до 85, но не больше. Конечно, потребуется и новый поршень диаметром 85 мм под тот коленвал, который вы собираетесь использовать. Здесь оп ­ тимальной представляется замена коленвала, чтобы получить моторы «1700» или «1800», для которых завод делает поршневые группы. Нужно обязательно учитывать соответствие головки блока переделанному «низу» мотора — мы еще подробно остановимся на этом. Гильзы не обязательно растачивать — можно заменить, купив комплект новых от двигателя УЗАМ-3317.Рис. 2. Так обрабатывают («шарошаУ’) камеры сгорания и каналы в головке цилиндров и коллекторах.Чтобы установить их в блок УЗАМ331.10, придется уменьшить посадочный диаметр (до 89 мм вместо 92), сняв лишнее на токарном станке. Можно, наоборот, расточить блок, но, во-первых, это требует более сложного специального оборудования, а во-вторых, не рекомендуется конструкторами. Таким образом, из полуторалитрового двигателя можно получить моторы с рабочим объемом до 1929 см 3 (см. таблицу — ход поршня на диаметр цилиндра 85×85). Что именно вам выбрать — решайте, сообразуясь с собственными потребностями, опытом, Возможные варианты увеличения кошельком. рабочего объема двигателей УЗАМ Подробно рассмотрев способы увеличения объеРабочий объем, см (модель двигателя) ма УЗАМ-331.10, коротко \ Ход \поршня, остановимся на других моN. МЫ торах из Уфы. Диаметр \Модель УЗАМ — 0 102 70 75 80 цилиндра, мм \ для ижевских автомобилей. 1584 1649 82 1479 Те же варианты по колен(УЗАМ-412) (УЗАМ-0102) валам и только одно заме1702 1816 85 чание по поводу расточки (УЗАМ-3317) (УЗАМ-3313, -3318) блок можно обрабатывать под гильзы посадочного 1946 88 (УЗАМ-3320) диаметра 92 мм. А раз так,3то можно использовать новые гильзы от мотора УЗАМ-3320 с диаметром цилиндра 88 мм (этот двигатель отличается от моделей -3317, -3318 гильзами с тонкой стенкой, а посадочные диаметры в блоке и гильзе одинаковы). Найти гильзы «на 88 мм» пока нелегко, но можно расточить 85-миллиметровые от двигателей «1700» и «1800». Разумеется, их можно использовать ив первоначальном виде, либо в расточенном блоке УЗАМ-0102, либо уменьшив их посадочный диаметр, что проще. Двигатель УЗАМ — 3 317 можно «увеличить» до 1,8-литрового, проделав операции с коленвалом и поршнями. Вал — заменить на новый, с радиусом кривошипа 40 мм, а поршни подрезать (см. рис. 1). Поршни можно поставить и новые от двигателя УЗАМ-3313, что позволит перейти на «семьдесят шестой» бензин, или от УЗАМ-3318. Установка коленвала под ход поршня 85 мм потребует оригинальных поршней, а рабочий объем в этом случае составит 1929 см 3 . Расточив гильзы под диаметр 88 мм и раздобыв соответствующие поршни, получим двигатель УЗАМ 3320 (1946 см 3 ). Три оставшихся мотора — два объемом 1,8 ли один 2л — не рассматриваем, поскольку их пока очень немного, да, собственно, и «расти» им дальше некуда. Вернемся к таблице. Незаполненные клетки не означают, что такие сочетания хода поршня и диаметра цилиндра невозможны. Просто они требуют совершенно оригинальных деталей, выпуск которых пока не налажен (возможно, это не так — тогда мы будем рады связаться с производителями). Увеличение объема — далеко не весь тюнинг, который возможен для уфимских моторов. Чтобы завершить о кривошипно-шатунном механизме, советуем на разобранном двигателе проверить все зазоры, допуски, массы, балансировки. Наверняка придется их привести в норму. Нам попада-851861 1929ЗА РУЛЕМ 5/96 111 лись моторы, в которых шатуны различались на 40 г при допуске 4 г, а зазор между шатуном и поршневым пальцем превышал допустимый в несколько раз! На этих мелочах можно возвратить несколько лошадиных сил — поверьте, они не будут лишними. Кстати, это можно считать «тюнингом по-русски»: «доводка» мотора только ликвидацией заводских огрехов.ным, не упомяни мы о доработанных «резвых» распредвалах. Недавно за ­ вершены заводские испытания двигателей УЗАМ с новыми валами, получены хорошие результаты, заслуживающие, пожалуй, отдельной публикации. А пока напомним ту, что уже была, — см. ЗР, 1995, № 4.ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕПодробно рассмотрев «низ» мотора, то есть блок и картер и их содержимое, поднимемся выше — к головке блока цилиндров, тем более что иногда ее конструкция ограничивает переделки мотора. С таких случаев и начнем. Не так давно УЗАМ серийно делал три мо ­ дели головок — на двигатели -412, -331.10 и -3317. Отличались они размерами и формой камер сгорания, конструкцией впускных и выпускных каналов, диаметром седел впускных клапанов. С осени прошлого года УЗАМ на все моторы объемом 1,6; 1,7; 1,8 и2л устанавливает унифицированную го ­ ловку блока с диаметром камеры сгорания 82 мм (как на двигателе -412), увеличенными впускными клапанами с диаметром тарелки 39,5 мм (как на двигателе -3317), модернизированными газовыми каналами. При установке новой головки на двигатели УЗАМ-331.10 иран ­ ние -3317 придется менять и поршни — на первый подойдут от мотора УЗАМ-412, на второй — новые, с усеченным конусом вместо «хитрых» выемок на днище. Если этого не сделать, двигатель выйдет из строя из-за удара поршней о клапаны. Сочетание старой головки и поршней новой конструкции возможно — это приведет лишь к снижению степени сжатия, например, для УЗАМ-3317 — до 8,2. В головке есть над чем поработать и головой, и руками. Суть всех операций — дать свободный путь рабочей смеси в цилиндры, а отработавшим газам — в глушитель, то есть снизить сопротивление на впуске и выпуске. Как? Подровнять соединения коллекторов и головки, убрав почти всегда оказывающуюся там ступеньку; точно по проходному се ­ чению подрезать отверстия в прокладках; сгладить впускные и выпускные каналы и, возможно, расширить их, удалив лишние наросты металла. Подобные операции вы ­ полняют ив камере сгорания (рис 2). Сравните обработанную и обычную, снятую с серийного мотора, головки блока цилиндров (рис. 3). И, конечно, обзор «тюнинговых» работ по «Москвичу» был бы непол112 ЗА РУЛЕМ 5/96СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ И ЗАЖИГАНИЯКонечно, изменение таких серьезных параметров двигателя, как рабочий объем, фазы газораспределения, требуют корректировки характеристик систем топливоподачи и зажигания.жигания (МПСЗ). Ее выпускает новополоцкий завод «Измеритель» в вариантах для любого рабочего объема. Среди достоинств системы, уже отмеченных журналом (ЗР, 1994, № 1), назовем главные — надежность, четкая корректировка момента искрообразования в зависимости от нагрузки на мотор, высокая энергия искры. Карбюратор, по нашему опыту, лучше ставить «Солекс», но не тот, к о ­ торый предназначен для «Самары», а от модернизированной «Нивы» (ДААЗ21073-1107010). Придется, конечно, приспособить его к «Москвичу», заглушив штуцер обратного слива топлива в бак, поставив новый блок управления ЭПХХ, помудрив с приводом заслонок. В последнее время в продаже появился карбюратор, тоже типа «Солекс», который встает под капот «Москвича» как родной, без переделок, и совсем неплохо (уж лучше «Озона» точно) работает с большеобъемными моторами. Его обозначение — Д ААЗ — 2 1041 1107010-10. Желательно поставить воздушный фильтр в сборе от ВАЗ2108, доработав его корпус по месту.НЕМНОГО ЭКОНОМИКИО ценах, в силу их изменчивости, с уверенностью говорить нельзя. Поэтому назовем вилку, в которую попадает доработка уфимского мотора. Итак, в «условных единицах», то бишь в долларах, распредвал «повышенной резвости» стоит $120 (с установкой — 200). Переделка двигателя 1,7 лв двухлитровый (85×85 мм) обойдется вам в Москве на специализированной фирме в $1350 (коленвал и поршни — 420, распредвал — 120, карбюратор — 100, МПСЗ — 140, работа — 350, доработка головки блока цилиндров — 120). Сами по себе работы несложны, но если вам не хочется тратить время или негде работать, выбирайте ис ­ полнителя из нескольких фирм, занимающихся тюнингом «Москвича», — их объявления вы найдете в рекламном блоке этого номера журнала.Рис. 3. Доведенная (а) и серийная (б) головки.Вернемся к самому простому и предпочтительному варианту увеличения объема — переделке полуторалитрового мотора в 1,6-литровый. Специалисты УЗАМа дают такие рекомендации по поводу карбюратора: либо в прежнем ДААЗ — 2 140 1107010-50 поменять местами главные воздушные жиклеры первичной и вторичной камер, либо установить карбюратор ДААЗ-2140-1107010-20, лучше соответствующий «выросшему» мотору. Распределитель зажигания 47.3706 желательно заменить на Р147А или хотя бы несколько увеличить угол опережения зажигания. Советуем вовсе отказаться от традиционного «трамблера», установив микропроцессорную систему за ­От редакции. Некоторые из описанных приемов тюнинга мы опробуем в деле, благо, мотор увеличенного объема (УЗАМ-3320) у нас уже есть. Ждите рассказа о МПСЗ и распредвале, а пока приглашаем поделиться своими методами форсировки «Москвича» и автолюбителей, и профессионалов. Надеемся с вашей помощью поведать читателям о доработке трансмиссии, ходовой части, кузова «сорок первого», ведь поле для тюнинга он предоставляет обширное. К о ­ нечно, если варианты будут одобрены конструкторами.

Читайте также:  Как почистить двигатель 4g93 gdi
Права и использование

Архив 4.0 © 1928 — 2013 «Зарулем». Все права защищены.

Использование материалов сайта допускается только с разрешения ООО «Издательство «За рулем».

Источник

Adblock
detector