Уаз патриот 409 двигатель как открутить

Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741

Демонтаж и разборка двигателя УАЗ Патриот

Техническое состояние двигателя ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ Патриот определяется расходом топлива, мощностью двигателя, давлением и расходом масла, компрессией в цилиндрах, шумом работы двигателя и дымностью выхлопа.

Контрольный расход топлива замеряйте на автомобиле (после пробега не менее 9000 км), движущемся на высшей передаче с полной нагрузкой по сухой ровной асфальтированной или бетонной дороге. Передний мост и колеса должны быть при этом отключены.

Перед этим проверьте и при необходимости отрегулируйте давление воздуха в шинах, схождение передних колес, полноту растормаживания тормозных механизмов. Износ протектора шин должен быть не более 50%. Замер проводите на участке дороги длиной 3 — 5 км в двух противоположных направлениях.

Перед заездом прогрейте двигатель и агрегаты шасси пробегом автомобиля 10 — 15 км. В зимний период контрольный расход топлива может увеличиться не более чем на 10%. Мощностные качества двигателя определяются по разгону и наибольшей скорости автомобиля.

Давление масла в смазочной системе двигателя УАЗ Патриот проверяйте контрольным манометром с ценой деления не более 49 кПа (0,5 кгс/см2), который подсоединяется с помощью гибкого шланга вместо датчика давления масла. Компрессию в цилиндрах проверяйте компрессометром на прогретом двигателе.

Для этого выверните свечи зажигания, кроме этого отсоедините управляющие провода (колодку) от катушек зажигания, вставьте резиновый конусный наконечник компрессометра в отверстие для свечи и стартером проверните коленчатый вал при полностью открытой дроссельной заслонке.

Давление в цилиндрах должно быть не менее 660 кПа (6,65 кгс/см2). Разница давлений в цилиндрах не должна превышать 98 кПа (1 кгс/см2). Равномерно пониженная компрессия во всех цилиндрах свидетельствует, как правило, о значительном износе цилиндров и поршневых колец.

Понижение компрессии в отдельных цилиндрах может произойти в результате «зависания» или прогорания клапанов, пригорания или поломки поршневых колец, повреждения прокладки головки цилиндров или нарушения регулировки зазоров в клапанном механизме.

Если при заливке 25 — 30 см3 чистого масла в цилиндр двигателя УАЗ Патриот с пониженной компрессией давление в нем повысится, то это свидетельствует о поломке поршневых колец или их закоксовывании в канавках поршня.

Если же при этом компрессия не увеличивается, то причину неисправности необходимо искать в негерметичности, зависании и обгорании клапанов или в повреждении прокладки головки цилиндров. Понижение компрессии в двух соседних цилиндрах указывает на повреждение прокладки головки блока цилиндров.

Стуки и шумы двигателя прослушивайте стетоскопом на прогретом двигателе при различной частоте вращения коленчатого вала. Прослушивание начните с
распределительного механизма на малой и средней частоте вращения коленчатого вала: клапанов при 550 — 1000 мин толкателей при 1000 — 1500 мин.

Стуки клапанов ясно прослушиваются со стороны головки, над местами расположения клапанов; стуки шеек распределительных валов — со стороны расположения валов, на уровне оси распределительных валов.

Кривошипно-шатунный механизм (поршни и коренные подшипники) прослушивайте при резком изменении частоты вращения коленвала двигателя УАЗ Патриот в пределах 500 — 2500 мин1. Наиболее ясно стуки поршней и поршневых пальцев прослушиваются на стенках рубашки охлаждения против соответствующих цилиндров.

Стуки коренных подшипников — глухие, а стуки шатунных подшипников и поршневых пальцев — более резкие и звонкие. Стуки поршней — резкие, дребезжащие. Они могут прослушиваться на всех режимах работы двигателя.

Повышенный стук гидротолкателей клапанов, а также незначительный стук поршней на непрогретом двигателе не являются признаками неисправности двигателя. Допустим также незначительный шум высокого тона от работы шестерен масляного насоса.

Читайте также:  Четыре характеристики асинхронного двигателя

Необходимость в ремонте двигателя наступает после пробега 200-250 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. К этому пробегу зазоры достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла, чрезмерное дымление двигателя, повышенный расход топлива, возможно появление стуков.

Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей двигателя УАЗ Патриот вследствие износа не должны превышать следующих величин в мм:

— юбка поршня — цилиндр блока — 0,25

— поршневое кольцо — канавка в поршне (по высоте) — 0,15

— поршень — поршневой палец — 0,015

— замок поршневого кольца — 2,5

— верхняя головка шатуна — поршневой палец — 0,03

— шатунные и коренные подшипники — шейки коленвала — 0,15

— стержень клапана — втулка — 0,20

— шейки распредвалов — опоры в головке цилиндров — 0,20

— осевой люфт коленчатого вала — 0,36

Для ремонтных целей предусмотрен выпуск поршней, поршневых колец, вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, направляющих втулок впускных и выпускных клапанов и ряда других деталей ремонтного размера.

Снятие и установка двигателя УАЗ Патриот

Снятие двигателя УАЗ Патриот производите в следующем порядке:

— Установите автомобиль на смотровую яму.

— Отключите и снимите аккумуляторную батарею. Снимите капот.

— Слейте жидкость из системы охлаждения и масло из картера двигателя.

— Снимите воздушный фильтр с датчиком массового расхода воздуха и резиновыми патрубками.

— Демонтируйте адсорбер топливных испарений.

— Снимите брызговики двигателя. Отсоедините шину «массы», соединяющую двигатель с кузовом.

— Отсоедините от двигателя УАЗ Патриот шланги системы охлаждения, отопителя, системы вентиляции картера, масляного радиатора, питания, улавливания топливных испарений и вакуумного усилителя тормозной системы.

— Отсоедините вентилятор с муфтой привода и положите их в кожух вентилятора. Снимите верхний щиток радиатора.

— Отсоедините от электровентилятора системы охлаждения жгут проводов, отверните крепления радиатора и снимите его в сборе с электровентилятором.

— Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления, отсоедините насос от кронштейна и отведите его в сторону.

— Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки. Отсоедините от двигателя все электропровода.

— Установите чалку на транспортные скобы двигателя.

— Приподняв двигатель подъемником, отсоедините правую опору от рамы, а левую, вместе с кронштейном, от блока. Отсоедините коробку передач от двигателя.

— Отведите двигатель от коробки передач до выхода первичного вала из нажимного диска.

— Поднимите двигатель и снимите его с автомобиля, при этом коробка передач с раздаточной коробкой останутся на раме автомобиля.

— Установку двигателя на автомобиль производите в обратной последовательности.

Разборка двигателя УАЗ Патриот

Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла. При индивидуальном методе ремонта двигателя УАЗ Патриот детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались.

Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.).

При любом виде ремонта нельзя раскомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, менять местами крышки распределительных валов в головке цилиндров, так как эти детали обрабатываются совместно.

После разборки двигателя детали тщательно обезжирьте, очистите or нагара и смолистых отложений. Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите механическим или химическим способом.

Перед тем как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять навесное оборудование: стартер, ремни привода агрегатов, генератор, датчики.

Разборка механизмов двигателя УАЗ Патриот:

— отсоедините шланги подогрева дросселя; отсоедините шланги вентиляции картера;

Читайте также:  Схема подключения двигателя от центрифуги сибирь

— снимите регулятор холостого хода; снимите ресивер;

— демонтируйте впускную трубу; снимите выпускной коллектор;

— отсоедините провода высокого напряжения с наконечниками от свечей;

— выверните свечи; снимите крышку клапанов с катушками зажигания;

— удалите переднюю крышку головки цилиндров (рис. 25);

— снимите верхний 5 (рис. 26) и средний 7 успокоители цепи;

— демонтируйте крышку верхнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

— отверните болт крепления звездочки 17 (см. рис. 26) распределительного вала впускных клапанов, удерживая ключом распределительный вал от проворачивания, и снимите звездочку;

— снимите крышки 1 и 19 распределительных валов, проверив правильность меток на них;

— снимите цепь ГРМ со звездочки 4 распределительного вала выпускных клапанов и выньте распределительные валы;

— ослабьте хомуты шланга корпуса термостата; снимите термостат с корпусом;

— отсоедините скобу крепления трубки отопителя, снимите шкив насоса системы охлаждения;

— отверните болты крепления головки цилиндров УАЗ Патриот;

— снимите головку цилиндров. Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров, головка цилиндров может быть снята в сборе с этими узлами;

— с помощью присоски выньте гидротолкатели из головки;

— снимите усилитель картера сцепления;

— демонтируйте масляный картер и масляный насос (рис.4.28);

— отверните, при необходимости, масляный фильтр (рис. 29);

— снимите крышки 23 (рис. 30) шатунов вместе с вкладышами 9;

— выньте поршни 3 в сборе с шатунами 7. Перед разборкой шатунно-поршневой группы проверьте правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров;

— отверните храповик 17 и снимите шкив 14 коленвала УАЗ Патриот в сборе со ступицей;

— снимите крышку нижнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

— демонтируйте насос системы охлаждения; сомите натяжной ролик;

— снимите крышку цепи. Если нет необходимости в разборке и ремонте натяжного ролика и насоса системы охлаждения, крышка цепи может быть снята в сборе с этими узлами;

— расконтрите болты крепления звездочек 8 и 9 (см.рис. 26) промежуточного вала, снимите звездочки, цепи и, при необходимости, рычаги натяжных устройств со звездочками;

— отверните болты фланца промежуточного вала;

— уберите крышку привода масляного насоса и выньте шестигранный валик и привод масляного насоса;

— отверните гайку и снимите с промежуточного вала шестерню привода масляного насоса;

— выньте промежуточный вал; снимите сцепление и маховик;

— снимите задний сальникодержатель;

— отверните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала;

— снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами

— выньте коленчатый вал в сборе со звездочкой; снимите звездочку с коленчатого вала.

Рис. 25. Снятие передней крышки головки цилиндров УАЗ Патриот

1 -крышка передняя; 2 -прокладка; 3 -болт

Рис. 26. Привод распределительных валов

1 -крышка распределительных валов; 2 –фланец упорный распределительного вала; 3 -распределительный вал выпускных клапанов; 4 -звездочка распредвала выпускных клапанов; 5 -успокоитель цепи верхний; 6 -цепь верхняя; 7 -успокоитель цепи средний; 8 — звездочка промежуточного вала ведущая; 9 -звездочка промежуточного вала ведомая; 10 -успокоитель цепи нижний; 11 -звездочка коленчатого вала; 12 -цепь нижняя; 13 -рычаг натяжного
устройства нижней цепи; 14 -вал промежуточный; 15 -опора болта крепления рычага натяжного устройства; 16 -рычаг натяжного устройства верхней цепи; 17 — звездочка распределительного вала впускных клапанов; 18 -распредвал впускных клапанов; 19 -крышки распределительных валов (8 шт.)

Рис. 28. Снятие масляного картера и масляного насоса

1 -прокладка; 2 -картер масляный; 3 -насос масляный; 4 -болт крепления масляного насоса к блоку цилиндров; 5 -болт крепления масляного картера; 6 -гайка крепления масляного картера; 7 -болт крепления масляного насоса; 8 -держатель масляного насоса; 9 -болт крепления держателя масляного насоса

Рис. 29. Снятие масляного фильтра

1 -фильтр масляный; 2 -штуцер масляного фильтра

Рис. 30. Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ Патриот

1 -кольца компрессионные; 2 -кольцо маслосъемное; 3 -поршень; 4 -палец поршневой; 5 -кольцо стопорное; 6 -втулка верхней головки шатуна; 7 -шатун; 8 -болт шатуна; 9 -вкладыши шатуна; 10 -полушайба верхняя; 11 -вкладыш верхний коренных подшипников коленчатого вала; 12 -вал коленчатый; 13 -шпонка; 14 -шкив; 15 -шпонка; 16 -шайба; 17 -храповик (или стяжной болт); 18 -болт крепления шкива; 19 -ступица шкива; 20 -пробка уплотнительная; 21 -звездочка; 22 -гайка болта шатуна; 23 -крышка шатуна; 24 -болт крышек коренных подшипников; 25 -полушайба нижняя; 26 — крышка коренных подшипников; 27 -сальникодержатель; 28 — прокладка; 29 -втулка распорная; 30 — сальник; 31-подшипник; 32 -маховик; 33 -болт крепления маховика; 34 -шайба болтов маховика

Читайте также:  Что за двигатель три цилиндра ока

Источник

Снятие и установка двигателя УАЗ Патриот

Двигатель вынимают из автомобиля вверх, предварительно сняв коробку передач.

Для снятия двигателя необходимо подъемное устройство грузоподъемностью не менее 300 кг.

Автомобиль нужно установить на подъемник, смотровую канаву или эстакаду.

Перед снятием двигателя надо подготовить надежные подставки, на которых двигатель должен стоять устойчиво.

Перед отсоединением шлангов и электрических проводов рекомендуем промаркировать их, чтобы не перепутать при сборке.

Снятие двигателя

1. Снимите капот.

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Отсоедините топливопроводы подачи и слива топлива.

4. Ослабьте затяжку хомута и снимите отводящий шланг адсорбера со штуцера ресивера.

5. Снимите брызговик двигателя.

6. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя.

7. Слейте масло из картера двигателя.

8. Снимите радиатор системы охлаждения.

9. Отсоедините от жгута проводов штекерную колодку датчика фазы.

10. Выверните винты и отсоедините провода от датчиков указателя давления масла 1 и аварийного давления масла 2.

11. Отсоедините колодки от датчиков температурного состояния двигателя 1 и указателя температуры охлаждающей жидкости 2.

12. Отсоедините колодки жгута проводов от датчика положения дроссельной заслонки

13. Отсоедините колодки жгута датчика массового расхода воздуха

14. Ослабьте крепление хомута, снимите патрубок и отведите его в сторону.

15. Отсоедините конец троса от сектора привода дроссельной заслонки.

16. Ослабьте крепление наконечника оплетки троса привода дроссельной заслонки

17. Отведите трос в сторону

18. Ослабьте хомут шланга разряжения вакуумного усилителя

19. Отсоедините шланг вакуумного усилителя.

20. Ослабьте затяжку хомута и снимите отводящий шланг адсорбера со штуцера ресивера.

21. Отверните переднюю и заднюю гайки крепления ресивера и снимите со шпилек провода «массы» моторного жгута.

22. Отсоедините колодки жгута проводов от регулятора холостого хода

23. Отсоедините штекер жгута датчика положения коленчатого вала

24. Отсоедините штекера катушек зажигания.

25. Отсоедините провода от стартера

26. Отсоедините провода от генератора

27. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика детонации

28. Ослабив затяжку хомутов, отсоедините отводящий 2 и подводящий 1 шланги отопителя салона.

29. Отверните гайку и отсоедините от крана шланг подачи масла к масляному радиатору.

30. Отверните гайку сливного шланга масляного радиатора и отсоедините шланг от штуцера масляного картера.

31. Отсоедините колодки жгутов проводов от форсунок.

Разогните держатели жгута проводов и выньте жгут из держателей.

Отведите жгут проводов в сторону от двигателя.

32. Отсоедините держатели шланга и жгута проводов, отведите их в сторону.

33. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя.

34. Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и отведите насос от двигателя, не отсоединяя шланги.

35. Закрепите крюки грузоподъемного механизма за проушины на выпускном коллекторе и кронштейне генератора.

36. Отверните четыре пары гаек крепления приемной трубы к выпускному коллектору.

37. Выверните болт крепления приемной трубы к кронштейну на коробке передач и отведите приемную трубу от выпускного коллектора

38. Выверните болт и отсоедините «массовый» провод

39. Выверните с каждой стороны болты крепления подушек к кронштейну рамы.

40. Проверьте, все ли шланги и электропроводка отсоединены от двигателя.

41. Осторожно выньте двигатель вверх.

42. Установите двигатель в обратном порядке.

Источник

Adblock
detector