У какого из этих танков установлен газотурбинный двигатель

Содержание
  1. Двигатель танка: газотурбинный или дизельный? Разбираем плюсы и минусы
  2. Подведем итоги:
  3. Интересные факты о советском танке Т-80
  4. Сколько горючки «кушают» Т-80, Т-72, Т-90, «Леопард» и «Абрамс». Кто у нас главный проглот?
  5. Танки с дизельными двигателями
  6. Леопард 2 (Германия)
  7. Танки с газотурбинными двигателями
  8. «Абрамс» М1
  9. Почему газотурбинный двигатель Т-80 меньше, чем у «Абрамса»?
  10. Газотурбинный двигатель редкое явление в танкостроении. Причин несколько, от особого вреда пыли до цены изготовления и эксплуатации. В то же время, ГТД надёжный и довольно мощный в сравнении с традиционными двигателями внутреннего сгорания, при меньшем размере и весе. Один газотурбинный агрегат, в среднем в три раза меньше ДВС. В связи с этим широко известным фактом возникает хороший вопрос – почему двигатель «Абрамса» в разы больше, чем у Т-80 при не такой уж и большой разнице в мощности?
  11. Особенность ГТД.
  12. Почему двигатель «Абрамса» больше…?

Двигатель танка: газотурбинный или дизельный? Разбираем плюсы и минусы

На танках (в основном на всех, за некоторым исключением) с самого начала их конструирования применялись дизельные двигатели . Термин газотурбинный двигатель , применимый к танкостроению, российская публика впервые услышала от танка Т-80 . В чем же преимущества газотурбинного и дизельного двигателя? Давайте разбираться.

К слову, во всем мире лишь две страны на сегодняшний день имеют на вооружении танки с ГТД (газотурбинный двигатель) — это Россия (Т-80) и США (Основной танк М1 Абрамс) .

Остальные «знаменитости» (Леклерк, Челленджер-2, Меркава-4, Леопард — 2, Т-90, Т-14 «Армата») остались верны, проверенному годами, дизельному двигателю.

Давайте же рассмотрим преимущества каждого из двух двигателей друг над другом:

Подведем итоги:

ГТД по динамическим показателям превосходит дизельный двигатель; кроме того он удобен в обращении. Однако надежность его сильно уступает надежности двигателя дизельного и обслуживание, как правило, требует вмешательства специалистов. К минусам ГТД также можно отнести капризность в запыленных местах ведения боевых действий, так как его фильтры быстро забиваются и мощность двигателя падает, уменьшая его ресурс.

Дизельный двигатель , как и во все времена, славится своей надежностью, простотой в обслуживании (которое можно совершить даже в полевых условиях), неприхотливостью в топливе, дешевизной. Да, по динамическим показателям он уступает ГТД, но его вполне хватает для выполнения боевых задач. К тому же на последних модификациях современных танков можно проследить увеличение мощности дизельных двигателей вследствие увеличения объема камеры сгорания и введения новейших систем турбонаддува.

Источник

Интересные факты о советском танке Т-80

В 1976 году на вооружение ВС СССР приняли танк Т-80. Эта машина многим походила на своих предшественников – Т-64 и Т-72. Более того, первые опытные образцы будущей «восьмидесятки» основывались на шасси Т-64. А боевое отделение Кировской машины изначально было полностью унаследовано от Т-64. Но, несмотря на сходства, Т-80 обладал рядом особенностей, выделявших его не только из семейства советских ОБТ, но и на мировом рынке.

С легкой руки западной пропаганды Т-80 получил прозвище «танк Ла-Манша». Этот титул был обусловлен динамикой машины. Благодаря 1000-сильному газотурбинному двигателю, 42-тонный танк достигал скорости на шоссе в 80 км\ч. А динамика разгона была сравнима с гражданским транспортом.

Все это удобно ложилось в пропагандистскую парадигму, согласно которой именно советские танки будут на острие атаки на западный мир. По неизвестным причинам, из источника в источник переходил миф о том, что в случае обострения отношений, советские Т-80 в течение 48 часов смогут дойти до Ла-Манша.

Первый танк с газотурбинным двигателем

В 1966 году шведы приняли на вооружение свой «безбашенный» танк Strv 103, особенностью которого была газотурбинная силовая установка, работавшая в паре с многотопливным дизелем. Но небольшой ГТД мощностью в 330 сил был вспомогательным агрегатом.

Читайте также:  Компрессия холодного двигателя ваз

И лишь через 13 лет на свет появился танк с единой газотурбинной силовой установкой – Т-80. Для этого конструкторам пришлось решить ряд вопросов. Так, главной проблемой ГТД в гусеничной технике оставалась запыленность и высокий расход топлива, который ограничивал запас хода танков. Первую проблему решили прямоточными циклонами и центробежными вентиляторами, которые обеспечивали чистоту поступающего воздуха. Также, ГТД-1000Т получил понижающий редуктор, который позволял преобразовывать скорость вращение силовой турбины до 3 тысяч оборотов (с 26 тысяч). Все это обеспечило мотору Т-80 приемлемый «аппетит» и ресурс на уровне 500 моточасов.

Первый танк со встроенной ДЗ

Развитие танка Т-80 – Т-80У стал первым в мире ОБТ со встроенной динамической защитой. Если на Т-80БВ устанавливалась навесная ДЗ «Контакт-1», то его наследник получил ДЗ второго поколения – встроенную динамическую защиту «Контакт-5». Она была эффективна не только против кумулятивных средств поражения, но и могла противодействовать подкалиберным снарядам и ПТУР.

Так, в 1985 году Т-80У стал новой вехой в защите советских танков.

В отличие от Т-72, Т-64 и Т-80 в бытность СССР не служили под чужим флагом, оставаясь «советским эксклюзивом». Ввиду этого, интерес иностранных армий в «летающем» танке был велик. И когда «железный занавес» пал, многие Т-80 уехали за границу.

В 1992 году, еще секретный танк, через подставные фирмы был продан в Великобританию. Считается, что британцы «поделились» покупкой с американской стороной. А спустя три года самый совершенный советский танк привезли в Китай. Причем потенциальные покупатели смогли испытать советскую машину под покровом ночи, что бы позже отказаться от покупки и форсировать создание своего Type 99.

Крупную партию Т-80У первыми заполучили в Южной Корее — наряду с БМП-3 эти танки были переданы в счет советского долга. Более того, до начала 2000-х, советские танки были авангардом южнокорейских ВС. А в 1996 году 41 танк Т-80У приобрели ВС Кипра. Через 13 лет киприоты докупили еще 42 машины.

Таким же образом 66 единиц Т-80БВ белорусы продали в Йемен, а украинские Т-80УД отправились в Пакистан. Все это делает «восьмидесятку» одним из самых распространенных «истинно советских» танков в зарубежных армиях.

Т-80 был не только самым совершенным советским танком, но и самым дорогостоящим. Причем это было справедливо как для производства, так и к эксплуатации. По этой причине, боевой путь 80-й серии едва ли не самый скромный среди всех советских танков.

«Боевое крещение» приняла самая совершенная модификация – Т-80УД. Символично, что последний ОБТ СССР участвовал в расстреле Белого Дома 4 октября 1993 года. Фактически, шесть танков Кантемировской дивизии, двенадцатью выстрелами поставили точку в истории страны, их породившей.

Следующим эпизодом стала Первая чеченская война, где Т-80Б и БВ применялись в битве за Ханкалу и во время штурма Грозного. За эту кампанию было потеряно до 30 машин.

Последним, на данный момент, эпизодом применения Т-80 является война в Йемене, где были задействованы «белорусские» Т-80БВ. Считается, что на этом театре было безвозвратно потеряно два танка.

Источник

Сколько горючки «кушают» Т-80, Т-72, Т-90, «Леопард» и «Абрамс». Кто у нас главный проглот?

Первый раз танк Т-80 мне довелось увидеть в Казанском танковом училище. Я приезжал к брату. Он тогда был командиром курсантской танковой роты, а я приехал к нему в гости. Конечно, побывал с ним и в училище и на полигоне.

В то время уже шли разговоры, что у нас появился танк с «вертолетным» двигателем и что «носится» он как гоночная машина. И действительно, вид мчащегося вдоль дороги танка и необычный звук его двигателя поразил меня.

Ничего подобного я раньше не видел. Дело было зимой, и поднимаемая гусеницами танка снежная пыль создавала впечатление, что машина, буквально, летит. Не танк, а ласточка!

Читайте также:  Каким маслом промывать двигатель перед заменой масла другой фирмы

Брат, смеясь, сказал, что эта ласточку зовут Т-80, а зампотех называет ее «проглотом», потому как, топлива эта машина кушает немеряно.

И действительно, большинство нареканий к этому танку связаны именно с большим расходом топлива, который много выше, чем у обычных дизельных танков. Ведь это существенно снижает один из важнейших критериев боевой машины – запас хода.

Наверняка все знают, что на Т-80 установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000Т . Другим танком, оснащенным газотурбинным двигателем, является американский «Абрамс».

И у этого танк та же самая проблема, что и Т-80 – повышенный расход топлива.

Давайте посмотрим данные по расходу топлива дизельных и газотурбинных двигателей согласно их технических характеристик.

Танки с дизельными двигателями

Двигатель В-46. Мощность 780 л.с

В техническом описании по эксплуатации этой машины сказано, что расход топлива на 100 км в литрах составляет:

По грунтовым дорогам 260 – 450

Двигатель В-84 Мощность 840 л.с

По грунтовым дорогам 280 – 460

Леопард 2 (Германия)

Двигатель MTU MB 873. Мощность 1500 л.с Р асход топлива на 100 км в литрах составляет: По грунтовым дорогам 500 По шоссе 300

Танки с газотурбинными двигателями

Двигатель ГТД-1000ТФ. Мощность 1100 л.с. Наиболее оптимальным топливом является авиационный керосин

расход топлива на 100 км в литрах составляет:

По грунтовым дорогам 460 — 790

По шоссе 430 -500

«Абрамс» М1

Двигатель AGT-1500 Мощность 1500 л.с. Наиболее оптимальным топливом является керосин

расход топлива на 100 км составляет от 455 литров

Мы видим, что по расходу топлива танки, имеющие дизельные двигатели, значительно выигрывают у машин оснащенных ГТД.

При этом не стоит забывать, что паспортный расход топлива может значительно отличаться от эксплуатационного, где многое зависит от квалификации механика-водителя, правил соблюдения эксплуатации и множества других причин.

И это характерная черта при эксплуатации любого двигателя.

Так, по информации независимого танкового эксперта Хлопотова, во время войсковой эксплуатации танк Т-80 расходовал в два-три раза больше топлива, чем указано в ТТХ машины.

Особенно это проявилось в Чечне, когда дизельные Т-72 совершали марши, а Т-80 вставали. Танкам требовалась дозаправка.

Связано это было с тем, что средняя скорость танковых колонн и Т-72 и Т-80 не превышала 25-35 км/ч. Эксплуатация скоростного танка Т-80 на подобных скоростях приводит к значительному перерасходу топлива.

Уточним, что 25-35 км/ч. это средняя скорость движения танковых колонн во всем мире.

Во время операции «Буря в пустыне» подобная ситуация сложилась и с американскими танками «Абрамс».

Как мы видим из ТТХ, его расход указан как 455 литров на 100 км. На самом деле, расход топлива составлял 1650 литров на 100 км, при общей емкости баков 1900 литров.

Эти данные из американского анализа по изучению эффективности танка «Абрамс» во время боевых действий в Персидском Заливе.

Танки, находящиеся в зоне боевых действий, необходимо было дозаправлять через каждые три-пять часов, поэтому свои машины американские танкисты заправляли в каждый удобный момент.

Темпы маневрирования танковыми подразделениями во время той операции зависели не от скорости танков, а от их заправки топливом.

Однозначно пальму первенства «главного танкового проглота» удерживает «Абрамс», но Т-80 вполне по силам вырвать ее из «его рук»

Источник

Почему газотурбинный двигатель Т-80 меньше, чем у «Абрамса»?

Газотурбинный двигатель редкое явление в танкостроении. Причин несколько, от особого вреда пыли до цены изготовления и эксплуатации. В то же время, ГТД надёжный и довольно мощный в сравнении с традиционными двигателями внутреннего сгорания, при меньшем размере и весе. Один газотурбинный агрегат, в среднем в три раза меньше ДВС. В связи с этим широко известным фактом возникает хороший вопрос – почему двигатель «Абрамса» в разы больше, чем у Т-80 при не такой уж и большой разнице в мощности?

Особенность ГТД.

Начнём с того, что газотурбинные агрегаты весьма компактны и мощные. Любой ГТД сопоставимых размеров с поршневым ДВС превосходит последний как минимум в пол раза. Одна из причин – меньшая потеря мощности. Она зависит не только от двигателя, но и от трансмиссии, но чем больше механизмов в силовом агрегате, тем больше трение и как следствие – падение мощности, которое приходится компенсировать различными способами.

Читайте также:  Плавают обороты двигателя на холостом ходу газель 406 двигатель

Тем не менее, КПД у газотурбинных моторов меньше. На первый взгляд, может показаться, что этот абзац противоречит предыдущему, но на самом деле нет… Как уже было написано, любой ГТД мощнее поршневого или роторного двигателя внутреннего сгорания и это действительно так… Проблема с КПД связана с неполным и в каком-то смысле «не рациональным» использованием газов. Причина – толщина лопаток паровых турбин и меньший температурный режим в сравнении с поршневым агрегатом. Последнее на прямую связано с горячим выхлопом ГТД. Однако даже при всех недостатках, меньшее трение и больший объём камеры сгорания увеличивают мощность газовой турбины.

Почему двигатель «Абрамса» больше…?

Начнём с того, что при создании современных газотурбинных моторов ссылались на опыт авиации, где подобным силовым установкам никто не удивлялся. Но применить аналогию танка с самолётом, даже если самолёт боевой, практически невозможно из-за совершенно разных «сред обитания».

Двигатель самолёта большую часть времени работает в воздухе, где нет пыли, грязи и в разы меньше объектов, способных засорить те же сопла (выхлопные трубы, если применять к танкам). В связи с этим, встаёт вопрос о защите ГТД от пыли, губительной для лопаток двигателя? Чтобы защитить газотурбинный агрегат, инженеры США и СССР пошли разными путями, отталкиваясь от внутреннего объёма в своих боевых машинах.

Американские конструкторы создали довольно маленький ГТД, место для которого хватало с колоссальным запасом. В связи с этим, изобретать что-то новое не стали, использовав обычные фильтры с барьерами, а остаток внутреннего объёма использовали для топливных баков. В итоге, воздушные фильтры «Абрамса», больше самого двигателя как минимум вдвое.

В СССР «простора для манёвра» было меньше… Т-80, как развитие и глубокая модернизация Т-64 не должен был отличаться в размерах. В связи с этим, от воздушных фильтров в классическом понимании отказались. Решение проблемы пришли оттуда, откуда вообще не ждали… Так как первоначально, мотор Т-80 имел авиационные корни, считалось, что вибрация будет губительной для ГТД. Но такое заявление противоречило всей идее – как вибрация могла помешать целости газотурбинного агрегата, если танк на ходу трясёт постоянно, даже от езды по автобану? В конечном счёте, в Т-80 поставили вибрационную систему очистки и форсунки для принудительного продува двигателя. Вся система очистки воздуха создавалась с учётом аэродинамики танка. При езде, вибрационное устройство не работало. Оно включалось только во время стоянки на короткое время, стряхивая пыль с лопаток, а после, форсунки продували агрегат изнутри, избавляя его от песчинок.

Кратко подытожив, можно смело сказать, что США и СССР использовали принципиально разные методы для поддержания сохранности газотурбинных моторов. Американцы предотвращают запыление агрегата, в то время как Советский Союз чистил мотор в перерывах между циклами запуска, заранее изолировав двигатель от мест формирования воздушных вихрей.

Двигатели танков Т-80 и «Абрамса» мало чем отличаются в плане размеров, а внешне, агрегат американского танка кажется больше из-за воздушных фильтров с различными барьерами, в то время как Т-80 полагается на форсунки и вибрационные устройства, занимающие в разы меньше внутреннего объёма.

Источник

Adblock
detector