Тюнинг москвич 403 замена двигателя

Москвич-2140 из Венгрии: пример грамотного тюнинга двигателя УЗАМ

В своё время Москвич охотно раскупали в Европе, более того, если взять конец 70-х и весь экспорт автомобилей и запчастей, то получалось больше валюты, чем от продажи газа. (Правда вся хитрость заключается в цене, например, в ту же Венгрию Москвич 412 поставляли за 1100 рублей, цена для советского народа составляла почти 5000 рублей, важно понимать, что речь об оптовой цене, оптов и внутри страны автомобили продавали в 2-3 раза дешевле).

В конце 70-х АЗЛК оказался в следующей ситуации – буквально недавно было установлено импортное оборудование для производства Москвич-412, оборудование ещё не окупились, а модель уже устарела. Скорее всего это не случайность, а недальновидность руководящей верхушки. Выход был один – модернизировать имеющееся. Примерно так и появился 2140.

Есть много интересно доработанных автомобилей ВАЗ с классической заднеприводной компоновкой, но встретить Москвич, да ещё и с тюнингом – задача не простая. Автомобиль, о котором ниже пойдет разговор в 2018 году продавали за 16 000 евро, а в его описании фигурировали довольно характеристики. Судя по всему, готовили автомобиль заездов по прямой на 402 метра или чего-то подобного.

Под капотом у него располагается родной для 2140 двигатель УЗАМ-412. Двигатель с алюминиевым блоком и чугунными гильзами. Изначально выдает 73 лошадиные силы с бензином АИ-76. Мастера из Венгрии решили выжать из этого двигателя максимум возможного. Взяв за основу родной блок, поставили кованые шатуны и поршни, понизили степень сжатия с 8.8 до 8.5, чтобы было больше запаса для установки большой турбины.

Доработали ГБЦ – увеличили каналы, клапана. Поставили электронную систему впрыска и “прикрутили” огромную турбину BorgWarner. В таком исполнении получилось выжать с мотора 326 лошадиных сил.

Чтобы переваривать такую мощность родная коробка и мост, точно не годятся. Коробка была разработана самостоятельно, технических тонкостей не сообщается, известно лишь, что она 6-ти ступенчатая. Задний мост спортивный с блокировкой редуктора.

Большое внимание уделили тормозам, их заимствовали с Mitsubishi Evolution. Спереди стоят диски диаметром 315 мм, а сзади 260 мм. Чтобы всю это мощность не раскидало во время заезда по трассе, доработали подвеску и рулевое. Стоит спортивная регулируемая подвеска – отдельно регулируется клиренс и жёсткость амортизаторов.

Источник

Поиск

Новое на сайте

Наши друзья


Здесь речь пойдёт об установке двигателя и коробки передач 412 на М-403 (не путать с М-402 и М-407!).

Здесь речь пойдёт об установке двигателя и коробки передач 412 на М-403 (не путать с М-402 и М-407!).

Двигатель.

Итак. Менять будем двигатель со всем навесным оборудованием в комплекте. В комплект входит:

  • собственно двигатель;
  • подушки крепления двигателя;
  • карбюратор;
  • генератор;
  • стартер;
  • выпускной коллектор;
  • впускной трубопровод;
  • картер сцепления;
  • диск сцепления;
  • корзина сцепления;
  • вилка выключения сцепления с выжимным подшипником;
  • рабочий цилиндр сцепления;
  • патрубки системы охлаждения;
  • фильтр очистки масла;
  • прерыватель-распределитель зажигания (трамблёр);
  • датчик давления масла;
  • датчик температуры;
  • реле-регулятор (сейчас обычно ставится «шоколадка» прямо на генераторе).

Датчики масла и температуры могут быть как от 412, (из комплекта двигателя 1,5 л), так и от 403. Датчик давления масла в обоих случаях применялся один и тот же — ММ-9, а новый датчик температуры ТМ-101 совместим со штатными измерительными приборами 403, и может быть установлен взамен старого ТМ-3. Также не требуется замена и/или перестановка катушки зажигания. Если чего-то нет, то это придётся приобретать отдельно, либо приспосабливать то, что есть. Кроме того необходимо прикупить детали системы выпуска отработанных газов (дымоход):

  • приёмную трубу (штаны) с прокладкой;
  • промежуточную трубу с резонатором выпуска;
  • выхлопную трубу с глушителем.
Читайте также:  При выжатом сцепление растут обороты двигателя

Нужен также дополнительный патрубок большого диаметра для системы охлаждения (ниже поясню для чего).

Имея в своём распоряжении всё вышеперечисленное можно смело приступать. Чуть не забыл. С заменой двигателя Вы получаете мощный бонус — у Вашего автомобиля перестанут работать очистители ветрового стекла, привод которых штатно в М-403 осуществляется от распредвала. Сильно расстраиваться не стОит — в штатную схему идеально вписывается электродвигатель с червячным редуктором от дворников ВАЗ-2101. 07. Об этом я тоже напишу, дайте только время.

Сначала конечно надо изъять старый двигатель. Процедура для 412 (для 403 отличий мало) очень подробно описана в [1] . Я разбирал в такой последовательности (есть варианты):

  1. слить с двигателя и коробки всё, что течёт, иначе потом оно начнёт течь, литься, капать и подтекать;
  2. кардан;
  3. поперечина задней опоры силового агрегата (траверса);
  4. тяги перемены передач;
  5. промежуточная тяга стояночного тормоза;
  6. коробка передач;
  7. капот;
  8. приёмная труба выпускного трубопровода;
  9. привод дроссельной заслонки (газ);
  10. привод воздушной заслонки (подсос);
  11. шланг бензопровода;
  12. верхний и нижний патрубки радиатора;
  13. патрубки отопителя салона;
  14. трубка рабочего цилиндра сцепления;
  15. провода прерывателя, датчика температуры, датчика давления масла, провод высокого напряжения с трамблёра, «массовый» провод двигателя;
  16. провода дополнительного резистора катушки зажигания и «+» со стартера;
  17. провода «Я», «Ш», «М» с генератора.

Уф. Вроде ничего не забыл. Теперь можно открутить гайки крепления опор двигателя на балке передней подвески. И вытаскивать двигатель. Если не идёт — значит всё-таки что-то забыли отцепить.

Вытащили. Откручиваем подушки крепления двигателя от балки и кладём в шкаф. Прыггадыцца.

Затем готовим место под новый двигатель. Места под капотом для него достаточно, только радиатор немного мешает :). Надо его подвинуть. Верхнее крепление оставляем без изменений, а точку нижнего крепления надо переместить немного вперёд, на поперечину кузова. Жалюзи при этом придётся снять. Это в пределах 10 см. Радиатор теперь стоит несколько наклонно. Не беда.

Теперь собственно о креплении двигателя. В отличие от снятого только что двигателя 407, 407Д1 или 408 на 412-м подушки прикручиваются не на балку, а на сам двигатель. То есть если раньше двигатель ставился под капот на подушки и к торчащим из них вверх шпилькам крепился гайками, то теперь подушки крепятся к двигателю, и затем всё это ставится на кронштейны на балке и крепится снизу болтами. Единственная доработка — просверлить в кронштейнах крепления двигателя на балке недостающие отверстия для шпонок на подушках.

Вот в общем-то и всё почти. Заталкиваем двигатель и производим сборку того, что разобрали в обратной последовательности. Несколько рекомендаций и замечаний:

  • верхний патрубок радиатора можно оставить штатный 412-го, его тогда приходится изогнуть буквой «зю», что несколько ухудшает циркуляцию охлаждающей жидкости, но к перегреву не приводит (проверено). Если же такое положение Вас смущает, то можно использовать один из патрубков из комплекта М-2141 — он изогнут нужным образом уже на заводе, или подобрать что-либо ещё, подходящее по материалу, форме и размеру;
  • нижний патрубок радиатора придётся удлинить или заменить на более длинный (вот для чего нужно было покупать дополнительный патрубок);
  • катушку зажигания (бобину) я переставлять на стал — мне нравится место её установки в М-403 — подальше от воды и грязи. Вместо этого я применил длинный провод высокого напряжения от бобины на её штатном месте до центрального контакта трамблёра;
  • провода, идущие на датчики температуры ОЖ и давления масла придётся несколько удлинить, не забыв при этом тщательно заизолировать места соединения их отрезков. При прокладке проводов надо уделять внимание тому, где и как они будут проходить для того, чтобы исключить их наматывание на вращающиеся части или порчу их изоляции от близкого расположения или соприкосновения с нагретыми элементами двигателя;
  • провод на «шоколадку» генератора должен идти через предохранитель, «+» на который подаётся при включенном зажигании. Можно использовать провод, который раньше был подключен к клемме «Б» штатного реле-регулятора М-403 (РР-24Б или РР-102);
  • в штатной схеме питания втягивающего реле стартера М-403 была реализована блокировка его включения при работающем двигателе. Теперь от этой милой мульки придётся отказаться (на время — позже я напишу как эту функцию восстановить малой кровью). Сейчас же для нормального пуска двигателя ключом надо одну из клемм «К» реле стартера РС502, расположенного снизу торпеды, в районе рулевой колонки, «посадить на массу». Для этого достаточно провод, который раньше шёл на клемму «Я» реле-регулятора прикрутить под капотом к кузову автомобиля, обеспечив надёжный электрический контакт;
  • если после всех манипуляций под капотом Вашего автомобиля остались неопознанные провода с оголёнными и никуда не прикрученными клеммами, то на всякий случай их следует тщательно заизолировать;
  • штатный привод дроссельной заслонки подходит к новому двигателю как родной, а ручку управления воздушной заслонкой я вывел на то место, где раньше была ручка привода жалюзей;
  • следует иметь в виду, что хоть новый двигатель и устанавливается на М-403 почти без переделок, но всё равно чувствуется, что он не совсем родной. Например теперь нельзя будет снять головку блока цилиндров не снимая коробки передач. Чтобы получить такую возможность надо доработать щит передка, а в том месте у М-403 как раз проходит мощное поперечное ребро жёсткости.
Читайте также:  Неисправности топливной системы инжекторного двигателя уаз

Подобным образом реорганизованный М-403 до сих пор исправно мне служит. При регистрации двигателя в ГАИ возник вопрос — «А кто разрешил устанавливать силовой агрегат 412 в «Москвич-403»? Я официальным путём записался на приём в техотдел РЭО ГАИ города Уфы и на этом приёме на словах, ссылаясь на [2], [3] доказал инспекторам техотдела совместимость коробки передач, заднего моста, рулевого и тормозного оборудования М-412 и М-403, и что в связи с этим никакого криминала в установке нового двигателя нет. В итоге техотдел РЭО ГАИ вынес резолюцию: «Разрешить проведение замены двигателя в автосервисе, имеющем лицензию на замену номерных агрегатов». Так как двигатель уже был заменён я решил найти такой сервис и просто за определённую мзду договориться с ними о выдаче соответствующей справки. Во время поисков такого сервиса я как-то ещё раз заехал в РЭО, и дежурный инспектор без вопросов зарегистрировал мой автомобиль с новым двигателем.

Коробка. Здесь возможно четыре варианта:

  1. рычаг переключения передач расположен на полу и Вы хотите, чтобы он там и оставался. В этом случае вообще надо просто снять старую коробку и поставить новую, т.к. либо у Вас уже установлена либо коробка 412, либо коробка 403 с механизмом переключения передач от 412;
  2. рычаг переключения передач расположен на полу и Вы хотите перенести его на руль — вариант почти невероятный. Тогда Вам надо раздобыть весь кулисный механизм, установить его и после этого действовать как в четвёртом случае (см. ниже);
  3. рычаг рычаг переключения передач расположен на руле и Вы хотите перенести его на пол. Надо приобретать напольный механизм управления коробкой передач, ставить новую коробку и после этого по месту подгонять/гнуть тяги, идущие от рычага к коробке. В [ 3 ] подробно описана процедура переноса механизма управления коробкой передач с руля на пол для М-408 и М-412 выпуска до ноября 1968 г. Оттуда можно взять размеры для установки напольного механизма. В остальном их рекомендации мало пригодны, т.к. кузова 403-го и 412-го отличаются довольно сильно. Автомобили 402 и 407 с рычагом передач на полу я видел (у самого есть такой М-402) — мне не понравилось. Большой ход рычага, сплошное переднее сиденье. ;
  4. рычаг расположен на руле и это Вас вполне устраивает. Вот об этом я предлагаю поговорить поподробнее.
Читайте также:  Какой двигатель подходит фиат браво

Когда я купил свой 403-й рычаг был расположен на руле. Впервые сев за его руль и попробовав как оно на ощупь я навсегда влюбился в такую компоновку органов управления, и рычаг по сей день находится на руле. Многие говорят, что если рычаг стоИт на руле, то «замучаешся с регулировкой кулис». Я не верю, т.к. с 1996 года ещё ни разу не возникало проблем с переключением передач. Последняя регулировка была произведена в 1997 году при установке нового двигателя, сейчас на дворе 2005-й.

С моей точки зрения рычаг на руле имеет ряд преимуществ. А именно:

  • безопасность — не надо никуда тянуться, переключение передач выше первой осуществляется практически без отрыва руки от руля, двумя пальцами.
  • М-403 — не самый большой и широкий автомобиль, и установка рычага на пол приводит к конфликту водителя с пассажиром, сидящим на переднем сиденье.
  • У М-403 сплошной диван впереди. Если поставить рычаг поближе к водителю — он будет упираться в сиденье. Если немного подальше от сиденья — то при включении 1-й, 3-й и задней передач рычаг уходит аж под торпеду и приходится за ним тянуться и даже немного наклоняться вперёд (проверено). Чтобы избежать этого надо переделывать сам механизм управления коробкой, а это с моей точки зрения неоправданно тяжело.
  • Наконец мне такая компоновка оказалась очень удобной и просто понравилась. Я привык к ней мгновенно, несмотря на то, что до этого всегда ездил на автомобилях и «Жигулях» с рычагом на полу. Теперь садясь в машину с традиционной на сегодняшний день компоновкой я даже испытываю некоторые неудобства и периодически вместо рычага КПП хватаюсь за переключатель режимов «дворников». У каждого свои недостатки.

Вся последующая процедура подробно описана в [ 3 ] . Вот здесь можно посмотреть и прочитать и про установку коробки и про коробки передач «Москвичей» вообще (всё с картинками). Идея проста: на новую коробку ставится слегка доработанный наждаком и дрелью старый механизм переключения передач с крышкой. Но есть одно «но» — если новая коробка устанавливается на М-403, на котором уже установлен двигатель 412, то место крепления хомута (см. рис. 3 7 ) смещается на самый (задний) край удлинителя коробки передач. Соответственно меняется его форма и его размеры. Прежними остаются только посадочные размеры крепления хомута на подушку задней опоры силового агрегата. Всё остальное легко делается по месту. Поперечину, на которой крепится хвост коробки передач в этом случае надо при помощи шайб или втулок «отодвинуть» от днища автомобиля на 15. 20 мм. Другой способ этого избежать — это отстучать туннель в районе хвостовика.

Всё, о чём Вы прочитали в этой статье реально проделано и полученный результат нормально функционирует вот уже 8 лет.

  1. Практическое руководство по ремонту и эксплуатации автомобилей ИЖ/ В.А. Умняшкин, А.С. Кондрашкин, Ш.А. Урманчеев. — М.: Машиностроение, 1995. 219 с., ил.
  2. Взаимозаменяемость агрегатов и деталей атомобилей «Москвич». Справочник. Тапинский В.Н. и др. — М.: Транспорт, 1971 г., стр. 1 — 176.
  3. Взаимозаменяемость агрегатов и деталей атомобилей «Москвич»: Справочник/ В.Н. Тапинский, Н.С. Бученков, Л.М. Василевский и др.; Под ред. Ю.А. Ткаченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1986. — 192 с., ил., табл.
Источник

Оцените статью