Цвет выхлопа холодного двигателя

Определяем неисправность по цвету выхлопных газов

Далеко не каждый автолюбитель обращает внимание на дым выхлопной трубы своего автомобиля. Опытный автомобилист может определить неполадки в работе двигателя по количеству выхлопных газов, но далеко не каждый обращает внимание на цвет дыма. Изменение оттенка сигнализирует о наличии неисправности в двигателе, а несвоевременное устранение неполадок может привести даже к необходимости капитального ремонта двигателя.

Белый дым

Цвет выхлопных газов зависит от множества внешних факторов. Не стоит паниковать, если в холодную зимнюю погоду из выхлопной трубы выходит дым белого цвета. Причина этого — пар, который появляется при нагреве конденсированных капель воды, образовавшихся за ночь в процессе охлаждения двигателя. Чем ниже температура воздуха на улице, тем насыщеннее будет пар. А вот присутствие белого дыма даже в теплую погоду должно насторожить автолюбителя, ведь это является следствием попадания охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя, что может привести к полному засорению свечей зажигания.

Голубой дым

Голубой оттенок выхлопа имеет «масляную» природу. Такая проблема возникает при сгорании моторного масла в цилиндрах. Сизый дым характерен для старых автомобилей с изношенным двигателем. Владельцам новых автомобилей при появлении голубого дыма рекомендуется сменить топливо на более качественное, а еще лучше осуществить полный ремонт с переборкой двигателя. Прежде всего обратите внимание на эластичность маслосъемных колпачков. Свойства резины ухудшаются со временем, это приводит к образованию зазоров, через которые масло просачивается в камеру сгорания.

Черный дым

Низкокачественное топливо является следствием образования сажи, которая обеспечивает черный оттенок выхлопных газов. Сажа образуется при неполном сгорании топливной смеси, например, в результате нехватки воздуха. Современные бензиновые двигатели оборудованы датчиками, которые контролируют образование сажи. А вот схема работы дизельного двигателя не исключает появление сажи, поэтому выхлопной газ приобретает черный оттенок только в случае засора противосажевого фильтра.

Источник

Как по цвету выхлопа определить состояние автомобиля?

Выхлопная система исправного автомобиля должна генерировать бесцветный дым. Иногда допускаются небольшие отклонения от нормы, однако необычный цвет выхлопных газов часто означает повреждение, высокую степень износа двигателя или его скорый выход из строя.

Цвет выхлопа является одним из определяющих факторов технического состояния автомобиля. Он должен служить предупреждением для владельца автомобиля о том, что пришло время посетить механика. Кроме того, интенсивный цвет выхлопных газов подержанного автомобиля, который вы планируете приобрести, должен насторожить вас, поскольку машина может страдать от ряда проблем, устранение которых потребует от вас больших затрат. В то же время не стоит сразу поддаваться панике, не разобравшись в ситуации.

Выхлопной газ является побочным продуктом, образующимся в процессе сгорания бензина в бензиновых двигателях и дизельного топлива в дизельных моторах. Выхлопные газы удаляются из двигателя с помощью выхлопной системы. Она состоит из выпускного коллектора, катализатора с лямбда-зондами (один расположен перед катализатором, а другой – за ним), глушителя и выхлопной трубы. В современных дизельных двигателях обычно установлены сажевые фильтры. Выхлопная система заботится не только об удалении выхлопных газов, но и об их очистке от вредных веществ.

Как уже упоминалось ранее, из выхлопной трубы правильно работающего автомобиля должен выходить бесцветный дым. Какие составляющие вызывают окрашивание выхлопных газов в тот или иной цвет? Чаще всего это сажа, ответственная, в основном, за окрашивание выхлопа в чёрный цвет, и не сгоревшие до конца углеводородные частицы.

Непродолжительное изменение цвета выхлопа не свидетельствует о неисправности. Зимой автомобиль с непрогретым двигателем может выделять выхлоп белого цвета. Это связано с тем, что в выхлопной системе скапливается вода, которая начинает испаряться после запуска мотора. Если белый дым исчезает после прогрева движка, беспокойства излишни. В свою очередь, чёрные выхлопные газы могут наблюдаться у дизельных автомобилей, подвергшихся непродолжительной нагрузке, например, когда водитель слишком выжал педаль газа. Если после снижения нагрузки выхлопные газы становятся бесцветными, можно не волноваться. Иногда появление чёрного дыма связано с заправкой некачественным дизельным топливом. Если после заправки на другой АЗС дым из выхлопной трубы потерял чёрный цвет, также нет причин для паники.

Если белый или чёрный цвет выхлопа сохраняется в течение длительного времени, стоит насторожиться. Особенно опасны синий и коричневый цвета выхлопных газов.

Читайте также:  Как уменьшить скорость вращения асинхронного двигателя

1. Выхлоп чёрного цвета

Чаще всего наблюдается у дизельных автомобилей и может означать повреждение форсунок, возникающее, как правило, из-за пониженного давления впрыска или утечек. Такой выхлоп должен особенно насторожить потенциального покупателя подержанного автомобиля, поскольку стоимость форсунок достаточно высока, и покупка такого автомобиля с самого начала потребует очень больших затрат.

Иногда чёрный цвет выхлопных газов обусловлен износом интеркулера. В таком случае машина не только дымит чёрным, но и настораживает громкой работой двигателя. Чёрный дым появляется и в случае неисправности турбокомпрессора, в котором дело уже дошло до износа или повреждения ротора турбины, компрессорного колеса или лопаток переменной геометрии: турбина не может накачивать необходимое количество воздуха в цилиндры.

Наиболее распространённой причиной выделения чёрного выхлопа бензиновым автомобилем является неправильный тюнинг мотора, например, слишком маленький угол опережения впрыска.

2. Выхлоп серого цвета

Выхлопная система выделяет отработанный газ серого цвета, когда двигатель получает слишком богатую топливную смесь. За состав воздушной смеси отвечает компьютер. Непрогретый двигатель получает богатую смесь, в которой топлива больше, чем воздуха, поскольку холодному мотору необходимо помочь разогреться. Когда температура двигателя увеличивается, состав смеси изменяется, и количество топлива уменьшается. Если автомобиль выделяет дым серого цвета, вероятно, один из датчиков, чаще всего датчик температуры двигателя, вышел из строя. Датчик передаёт ошибочные данные в компьютер или не передаёт их вообще, и компьютер «думает», что двигатель ещё не прогрет. Второй «симптом» этой неисправности – высокий расход топлива.

В двигателях с турбонаддувом серый выхлоп может указывать на неисправность турбокомпрессора: в этом узле происходит утечка моторного масла, поступающего во впускную систему двигателя.

3. Выхлоп синего цвета

Синий дым может иногда появляться, если двигатель не работал в течение длительного времени. Затем, после прогрева мотора, синий выхлоп должен исчезнуть. Но если этого не происходит, можно предположить серьёзный износ двигателя. В этой ситуации также может наблюдаться чрезмерный расход моторного масла – более одного литра на тысячу километров.

4. Выхлоп белого цвета

Белый дым из выхлопной трубы может указывать на выход из строя турбокомпрессора, масло из которого вытекает и попадает во впускную систему, а оттуда поступает в камеры сгорания мотора. Белый цвет выхлопа также является признаком повреждения прокладки под головкой двигателя. Это особенно вероятно, когда белое облако выхлопных газов появляется во время ускорения. Дополнительным «симптомом» является снижение мощности двигателя. Повреждение прокладки приводит к попаданию охлаждающей жидкости в камеры сгорания.

5. Выхлоп коричневого цвета

Коричневый дым означает чрезмерный износ поверхности цилиндра (спровоцированный высокой степенью эксплуатации двигателя, недостаточной смазкой или попаданием в цилиндр загрязнений) и поршневых колец. В обоих случаях, помимо коричневого цвета выхлопа, другими признаками отказа являются снижение мощности мотора и увеличение расхода топлива и моторного масла.

Цвет выхлопных газов может дать массу информации о техническом состоянии двигателя, поэтому не стоит пренебрегать изменением окраски выхлопа, что поможет избежать многих серьёзных проблем.

Источник

Определяем состояние двигателя по цвету выхлопных газов

Диагностика состояния узлов и агрегатов двигателя сегодня стоит ощутимых для семейного бюджета денег. Вместе с тем, определить состояние двигателя и довольно легко и точно оценить серьезность имеющихся неисправностей можно по цвету и оттенку выхлопных газов.

Почему дымит двигатель

Наверное, многие из вас замечали, что дым из выхлопных труб различных автомобилей бывает белым, черным или сизым. Это – важный диагностический признак, напрямую указывающий на различные неисправности в двигателе и его системах. В дальнейшем речь пойдет именно о них.

Чаще всего двигатель начинает дымить при различных неполадках системы подачи топлива, системы зажигания или даже системы охлаждения, поломки или износа узлов газораспределительного механизма и (или) цилиндропоршневой группы. В зависимости от вида и характера неисправности, двигатель начинает сильно дымить при избытке топлива, поступающего в цилиндры или при нарушении условий его сгорания, а также при попадании в цилиндры различных технических жидкостей (вода, масло, антифриз). В зависимости от типа неисправности, выхлопные газы приобретают характерный для нее цвет.

Разные цвета выхлопных газов

Часто бывает так, что неисправность одной системы двигателя обуславливает появление другой, которая, в свою очередь, служит причиной его дымления. Например, нарушение циркуляции жидкости в системе охлаждения может обуславливать систематический перегрев двигателя и как следствие, приводить к сильному износу поршневых колец. В результате чего, в цилиндры двигателя начинает поступать больше моторного масла. Сгорая, оно придает сизый оттенок выхлопным газам.

Читайте также:  Температура нагревателя идеального теплового двигателя карно 227 за один цикл

Определяя неисправность двигателя по цвету выхлопных газов, необходимо также сопоставлять его с другими сопутствующими неполадками:

  • падение мощности;
  • появление детонационных стуков;
  • повышенный расход масла или тосола;
  • масляные пятна в расширительном бачке;
  • белесо-молочный цвет моторного масла и т.д.

Также необходимо помнить, что появление дыма может возникать в результате влияния различных факторов окружающей среды (температура воздуха, влажность и т.д.)

Дым белого цвета

Появление белого дыма из системы выпуска отработавших газов при запуске и работе двигателя в режиме прогрева – явление нормальное. Это не дым, а водяной пар. Дело в том, что в выпускном трубопроводе, глушителе и резонаторе часто конденсируется влага. Часто можно видеть капли воды, стекающие из выхлопной трубы вместе с паром. По мере прогрева двигателя влага испаряется и дымление исчезает.

Белый дым

Водяной пар также появляется и при низких температурах воздуха. И чем холоднее на улице, тем плотнее выделяется пар из выхлопной трубы. Этот пар может быть белого или слегка сизоватого цвета и легко рассеивается в окружающем воздухе. Если белый дым появляется на хорошо прогретом двигателе, а сочащаяся жидкость несколько плотнее воды и имеет специфический запах антифриза, — это явное свидетельство попадания в цилиндры охлаждающей жидкости через пробой в прокладке головки блока цилиндров (ГБЦ), либо через трещины в головке или блоке цилиндров.

Оттенок испаряющейся жидкости во многом зависит от состава используемого охлаждающего агента (вода, тосол или антифриз), погоды и режима работы двигателя. В некоторых случаях он может напоминать сизый масляный дым. Но, в отличие от него испаряющаяся жидкость быстро растворяется в окружающем воздухе. Также, испаряющаяся жидкость не оставляет жирных следов на разогретой выхлопной трубе.

Для проверки следует поднести чистый лист не очень плотной бумаги или сухую чистую бумажную салфетку к выхлопной трубе прогретого до рабочей температуры двигателя. Следы влаги постепенно испарятся, а жирные масляные следы будут хорошо видны на поверхности бумаги.

Для выяснения причины попадания охлажадющей жидкости в цилиндры двигателя, необходимо осторожно снять крышку с расширительного бачка или заливной горловины радиатора при работающем двигателе и проверить наличие масляной пленки, запаха или пузырьков выхлопных газов.

Посмотрите видео о диагностике неисправностей двигателя при белом дыме из выхлопной трубы:

Очень часто при трещине в блоке цилиндров или пробое прокладки отмечается постоянное падение уровня охлаждающей жидкости без следов утечки. Для проверки пробоя достаточно пережать руками верхний патрубок, идущий к радиатору и запустить двигатель. Если при заведомо исправном термостате через короткое время чувствуется давление, значит имеет место прорыв отработавших газов в систему охлаждения.

При выраженном пробое прокладки ГБЦ жидкость в расширительном бачке может бурлить и выбрасываться как при перегреве. При остановке двигателя уровень жидкости начинает постепенно понижаться. Это означает ее уход в цилиндры через неплотно прилегающую прокладку, либо трещину в ГБЦ. Далее, жидкость попадает в картер двигателя, где смешивается с моторным маслом, образуя жидкую эмульсию мутного или белесо-молочного цвета. Эмульсия оставляет на крышке маслозаливного отверстия характерный желто-серый или белесый налет.

Попадание в цилиндр двигателя воды, антифриза или тосола во время его работы может привести к гидроудару и как следствие, выходу его из строя. Если размеры трещины или пробоя незначительны, то эти признаки могут отсутствовать. Для проверки, в какой из цилиндров происходит утечка жидкости, производится следующая процедура. Автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, включается передача или блокировка двигателя. На неработающем двигателе выворачивается свеча зажигания, снимается крышка с радиатора или расширительного бачка. После этого, во все цилиндры поочередно подается воздух при перекрытых клапанах. Если при проверке какого-либо из цилиндров наблюдается появление пузырьков в охлаждающей жидкости, значит, имеется повреждение, нарушающее герметичность цилиндра, а дальнейшая более точная диагностика неисправности возможна только после демонтажа головки блока цилиндров.

Прогар прокладки ГБЦ

В ряде случаев, прогару прокладки ГБЦ может предшествовать деформация — изгиб головки блока цилиндров в результате перегрева двигателя, например, при неисправной помпе, термостате или вентиляторе принудительного охлаждения. Блок цилиндров и ГБЦ также необходимо проверить на наличие трещин визуально, а также на специальном оборудовании под давлением. В некоторых случаях попадание охлаждающей жидкости в цилиндры происходит через поврежденную или неплотно прилегающую прокладку впускного коллектора. В этом случае часто жидкость попадает в камеры сгорания через системы обогрева впускного коллектора. В таких случаях следов выхлопных газов в системе охлаждения нет, но жидкость уходит без видимых признаков течи, а в поддоне двигателя наблюдается образование эмульсии.

Читайте также:  Без ключевой запуск двигателя

Подобные признаки, связанные с появлением белесого дыма требуют точного выявления и устранения прямой причины, в противном случае это моет привести к более серьезной поломке и соответственно, к более дорогому ремонту. После устранения указанных неисправностей, полезно проверить работу всех элементов системы охлаждения: термостата, насоса, датчика температуры, вентилятора и пр., поскольку в большинстве случаев они возникают именно в результате перегрева двигателя.

Дым черного цвета

Черный коптящий дым из выхлопной трубы в большинстве случаев свидетельствует о переобогащенной горючей смеси, либо о нарушении ее горения в цилиндрах. Черный дым может быть прямым следствием неисправной системы зажигания, подачи, смешения или впрыска топлива.

Черный дым представляет собой частицы сажи, оседающей на свечах зажигания, тарелках клапанов, стенках цилиндров и системе выпуска отработавших газов. Кроме того, продукты неполного сгорания топлива образуют кокс, что сопровождается появлением детонации, калильного зажигания (дизелингом), а в ряде случаев становится причиной залегания поршневых колец и нарушении герметичности клапанов. Появление черного дыма обычно сопровождается резко возросшим расходом топлива, затрудненным запуском и потерей мощности. На карбюраторных двигателях появление черного дыма свидетельствует об износе дозирующей иглы, нарушении регулировке поплавка в поплавковой камере или засорения воздушных жиклеров.

Также, причиной сильного дымления может быть нарушенная установка угла опережения зажигания. Инжекторные двигатели обычно дымят в результате переобогащения горючей смеси в результате выхода из строя различных датчиков (абсолютного давления, кислорода (лямбда-зонд), массового расхода воздуха и др.), а также выхода из строя форсунок, что может таить опасность гидроудара или возгорания, т.к. из неисправной форсунки в цилиндр может попасть большое количество топлива. Дизельные двигатели часто дымят черным дымом при выходе из строя ТНВД, а также в нарушении регулировки угла опережения впрыска топлива.

Одним из самых неприятных последствии при появлении черного дыма является повышенный износ и даже поломка деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие смыва масла со стенок цилиндра большим количеством топлива. Большое количество топлива, попадая из камеры сгорания в картер, разжижает масло, значительно ухудшая его лубрикационные (смазывающие) свойства. Признаком этого является появление у масла характерного запаха топлива (бензина или солярки у дизельных двигателей).

Дым синевато-сизого цвета

Одним из явных признаков попадания излишков моторного масла в камеру сгорания является появление синеватого дымка из выхлопной трубы. Он подолгу не рассеивается в воздухе и обладает характерным запахом. Часто наряду с дымлением на конце выхлопной трубы заметно «масляное кольцо», — обволакивающий жирный след. Синеватое дымление может быть вызвано многими причинами:

  • поломкой;
  • залеганием или износом маслосъемных колец и втулок клапанов;
  • износом цилиндропоршневой группы;
  • использованием масла не соответствующей марки и вязкости, рекомендованной для данного двигателя;
  • износом или выходом из строя в результате перегрева двигателя маслосъемных колпачков.

Наиболее часто встречающийся дефект – износ или залегание поршневых колец. Часто этому сопутствует падение мощности двигателя, повышенный расход масла и топлива. Для определения степени износа цилиндропоршневой группы, необходима проверка степени сжатия (компрессии) во всех цилиндрах двигателя. Для этого необходимо вывернуть все свечи зажигания из цилиндров, замкнув на «массу» центральный высоковольтный провод или все высоковольтные провода. После чего установить на отверстие свечи компрессометр и попросить помощника прокрутить коленчатый вал двигателя при помощи стартера. Если компрессия в каком-либо из цилиндров ниже 8 – 11 в зависимости от марки и модели двигателя, причина дымления найдена.

Для проверки состояния маслосъемных колец необходимо взять шприц, залить с его помощью в каждый из цилиндров 5-10 мл моторного масла, затем установить компрессометр и прокрутить коленвал двигателя. Возросшая на 4-5 компрессия свидетельствует о поломке, износе или залегании маслосъемных колец.

Об износе деталей цилиндропоршневой группы могут свидетельствовать следы масла во впускном тракте под воздушным фильтром, а также то, что двигатель сильно «сапунит». Для проверки следует отсоединить шланг вентиляции картера от впускного тракта и несколько раз нажать на педаль акселератора. Сизый дым, обильно идущий из шланга, более чем красноречиво говорит о предстоящей замене поршневых колец или капитальном ремонте двигателя.

В некоторых случаях замасливание свечей зажигания вплоть до их замыкания мостиком сажи и появление сильных детонационных стуков свидетельствует об износе сальников клапанных втулок или маслосъемных колпачков. В этом случае, после их замены детонационные стуки и сизое дымление из выхлопной трубы исчезает.

Заключение

Во всех случаях, когда двигатель начинает дымить, эксплуатировать автомобиль категорически не рекомендуется, поскольку последствия беспечной езды с неисправным двигателем может обернуться неожиданными и крупными затратами на капитальный ремонт, а то и полной заменой двигателя.

Источник

Adblock
detector