Цепной двигатель это хорошо

Цепь или ремень: какой привод ГРМ лучше?

В среде автолюбителей никогда не утихнут споры, какой привод газораспределительного механизма предпочтительнее: ременный или цепной? Еще раз разбираемся в проблеме и собираем воедино все аргументы за и против.

Вначале были шестерни

Начнем с истории вопроса. На заре создания двигателей внутреннего сгорания самым простым и логичным был привод распределительного вала с помощью шестерен. Нужно, чтобы распредвал вращался вдвое медленнее коленчатого вала, а потому две шестерни с числом зубьев, относящимся как 1:2, представлялись идеальным решением. Схема с шестеренным приводом обладает самой высокой надежностью. Недаром на знаменитом танке Т-34 устанавливался двигатель В-2 , у которого не только привод клапанов, но и всех вспомогательных агрегатов осуществлялся шестернями. Предвоенные, да и некоторые послевоенные легковые автомобили отечественного производства также имели шестеренный привод ГРМ с нижним расположением распредвала.

На цепь его!

Конструкторы автомобильных двигателей довольно быстро пришли к выводу, что распределительному валу место рядом с клапанами. Это решение упрощает привод клапанов и снижает инерционность, что особенно важно для высокооборотных моторов. И расстояние между распределительным и коленчатым валами стало достаточно велико, особенно на длинноходных двигателях. Такими называют моторы, у которых ход поршня больше, чем диаметр цилиндра. К тому времени уже были освоены в производстве втулочно-роликовые цепи, которые и стали применять для привода распредвалов. Передаточное отношение обеспечивала двукратная разница в числе зубьев ведущей и ведомой шестерен. А цепи применяли двухрядные, для надежности.

Впервые на массовом отечественном двигателе цепной привод появился на москвичовском двигателе УЗАМ-412 , разработанном в первой половине 60-х годов прошлого столетия. А вскоре началось триумфальное шествие Жигулей, на которых вплоть до начала восьмидесятых безраздельно господствовал цепной привод распредвала.

Отмечу, что при использовании цепного привода всегда возникают сложные колебания системы, вызванные неравномерностью работы цепи. Для гашения этих колебаний мотористам приходится устанавливать успокоители в виде пластмассовых (иногда стальных обрезиненных) пластин. При этом цепь необходимо натягивать. Делать это приходится и сразу после сборки мотора, и в процессе эксплуатации в связи с удлинением (вытяжкой) цепи.

Откуда берется «вытяжка»? Интересный вопрос. Конечно, не может быть и речи об удлинении под нагрузкой каждой отдельной пластинки, составляющей цепь. Рассчитать на прочность эти элементы проще простого. Удлинение цепи происходит при износе, увеличении зазора в каждом шарнире, а их, как правило, больше сотни. Соответственно, и суммарная длина цепи может расти на несколько миллиметров по мере износа.

Ранние импортные и описанные выше отечественные двигатели имели механические натяжители с пружиной, обслуживаемые при каждом ТО. При этом цепи на наших моторах (напомню, двухрядные) ходили при должном обслуживании немногим больше 100 000 км. Далее тольяттинские моторостроители на много лет прекратили разрабатывать новые конструкции с цепным приводом, и только при модернизации старого доброго двигателя рабочим объемом 1,7 л для Chevrolet Niva и Lada 4×4 немного изменили конструкцию. Вместо двухрядной применили однорядную цепь, снабдив ее гидравлическим натяжителем. Замечу, что при равном качестве материалов ресурс однорядной цепи меньше: ведь в двухрядной цепи поверхностей пластин, взаимодействующих с валиками, минимум три, а в однорядной — только две.

Читайте также:  Характеристики расхода топлива двигателей ваз

Мировое моторостроение меж тем перешло на зубчатые цепи, что позволило снизить шум и износ. Достигнут такой эффект благодаря тому, что количество пластин, работающих в паре с валиками цепи, увеличено до четырех даже в самых простых конструкциях. Вторым фактором, продлившим срок службы цепей и сделавших их необслуживаемыми, стало применение гидравлических натяжителей. Такие устройства обеспечивают постоянное необходимое натяжение цепи, особенно если снабжены храповым механизмом, который уже не отдаст обратно отвоеванную у цепи слабину.

Источник

Цепной или ременной ГРМ, так что же надежнее?

Очередная тема из серии вечных споров. Я думаю большая часть из читателей знакома лично с каждым видом ГРМ, в зависимости от того, какая это была машина, какой двигатель, могло сложиться определенное мнение о надежности.

До 2000-х годов всё было достаточно просто: цепь — это надежно и менять её нужно будет только при капитальном ремонте двигателя, а ремень — это растраты и время на замену каждый 60-90 тысяч.

Сейчас всё “немного” поменялось, начнем с цепи, видели, как она сейчас выглядят? Действительно, размеры не сильно отличается от велосипедной, в чем смысл, откуда такая экономия? Конструкция мотора с цепным ГРМ заключается в том, что цепь расположена в масляной ванне мотора, то есть блок и головка отливается с пространством под цепь, чем шире цепь, тем больше материала нужно на блок, головку.

В эпоху, когда начали бороться за экологию и повышение КПД добрались и до двухрядной цепи. Уменьшив её в половину, получилось сэкономить несколько килограмм сплавов, а также выиграть несколько сантиметров, что тоже важно, лишние несколько сантиметров можно “переместить” в салон, да и тенденция пошла на поперечное расположение двигателя.

Что получили рядовые пользователи? А то, что цепь стала таким же расходником, как ремень, особенно остро это ощущалось пока люди не привыкли к тому, что после 100 тысяч следует менять цепь. Цепь не ремень и перед тем, как она перескочит она дает об этом знать, вопрос в том, что это можно не всегда заметить, например, прозевать уровень масла, и в какой-нибудь момент запуска давления не хватит и цепь перескочит.

Замена цепи процедура не самая дешевая, для примера полгода назад менял цепь на 2-х литровом VW Tiguan пробег 90 тысяч, натяжитель уже прилично вышел, за работу с запчастями 28 тысяч и это акция клубного сервиса VAG.

С ремнем всё немного проще: меняется ремень легче, быстрее, стоит дешевле, ременные моторы, как правило, работают тише, ремень хорошо гасит вибронагрузки.

Но почему тогда производители всё еще применяют цепи в своих двигателях? Основной минус ремня – он не держит локальные перегрузки в 2-3 раза, как цепь, плюс он открыт для пыли и грязи, которая работает против него как абразив. Также если в двигателе на распредвалах используют фазовращатели, то они должны быть герметичным, если герметичность нарушается на ремень попадает масло, которое ему не нужно.

На моторах с ременным ГРМ, одно время начали активно использовать поршни с проточками под клапана, чтобы в случае обрыва ремня не происходило загиба клапанов = еще более дорогого ремонта, чем замена цепи. В последствии многие производители отказались от таких поршней в угоду более надежных ремней ГРМ.

Нельзя сказать, что лучше, у ремня свои плюсы и минусы, у цепи свои. Производители используют оба подхода, например, тот же VAG на своих TSI для моторов 1.8 и 2 литра оставил цепь, а для 1.0-1.6 ремень. Но общая тенденция такая: большая мощность – ставим цепь, средняя/малая мощность ставим ремень в угоду экономичности. Всем спасибо за внимание! Если информация оказалась полезной, поддержите нас большим пальцем вверх, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы чаще видеть нас в ленте!

Читайте также:  Сколько клапанов на двигателе у рено лагуна

Источник

Преимущества и недостатки цепи ГРМ: сильные и слабые стороны цепного двигателя

Многие автолюбители любят устраивать между собой споры о том, что лучше: ремень ГРМ или цепь. Чтобы установить истину, необходимо знать, какие преимущества имеет цепь в двигателе, недостатки цепи ГРМ, а также для чего она нужна и какие особенности конструкции имеет цепной привод.

Матчасть

В автомобильном двигателе металлическая цепь используется в одном узле: в газораспределительном механизме. Чтобы понять ее назначение, стоит вспомнить о работе самого механизма.

Итак, во время работы двигателя внутреннего сгорания на многих ДВС топливно-воздушная смесь поступает в цилиндры через впускной коллектор. Камера сгорания отделена от коллектора впускным клапаном. После сгорания отработанные газы удаляются уже через выпускной коллектор, который также отделяет цилиндр от коллектора выпускным клапаном. Клапаны закрываются под воздействием клапанных пружин. А открываются под воздействием кулачков распределительного вала.

Цепь в двигателе выполняет данную функцию. На многих марках и моделях машин цепь заменена ремнем ГРМ. Довольно редко встречается гибридный привод, в котором цепь и ремень установлены одновременно. Кроме того, привод может дополнительно состоять из нескольких шестеренок.

Преимущества цепи ГРМ

Цепной привод на газораспределительном механизме используется давно и вовсе не является пережитком прошлого, как ошибочно полагают неопытные автолюбители. Решение используется и сегодня, причем такими гигантами автомобилестроения, как BMW, Toyota, Mitsubishi и многими другими. Причиной тому служат следующие преимущества:

  • Прочность. Цепь исключительно редко получает механические повреждения;
  • Износостойкость. При должном уходе ресурс цепи ГРМ составляет от 100 до 200 тысяч километров пробега;
  • На ресурс цепи не влияют низкие или высокие температуры;
  • Цепь под нагрузкой не растягивается (растяжение цепи происходит, но лишь со временем, по мере выработки ресурса);
  • Устойчивость к локальным резким перегрузкам;

Недостатки цепного привода ГРМ

  • Увеличенный вес. В некоторых случаях этот пункт покажется спорным, а иногда вес действительно имеет значение. Например, в гоночных автомобилях.
  • Сложность конструкции, более технологичное и затратное производство. То есть, более высокая стоимость запчасти для конечного потребителя. Кроме того, усложняется и сама конструкция всего привода ГРМ, так как нужен успокоитель, натяжитель цепи. Эти детали также выходят из строя и при этом нередко создают дополнительные проблемы.
  • Сложность замены. Для того чтобы заменить или хотя бы проверить цепь в двигателе автомобиля, придется снимать специальную крышку на блоке цилиндров, крышку самого блока (в зависимости от марки и модели машины).
  • Шум. Даже новая цепь будет издавать во время работы двигателя больше шума, чем ремень.

Как понять, что пора менять цепь в двигателе

Цепь газораспределительного механизма, несмотря на свою износостойкость, тоже приходится менять. Чаще всего это происходит по причине того, что она растягивается.

То есть, ее длина увеличивается на несколько миллиметров. Вследствие этого ухудшается натяжение, цепь нередко перескакивает на 1-2 зуба шестеренки. Все это может привести к крайне негативным последствиям. Например, к заклинившему двигателю.

Но, само собой разумеется, что до таких симптомов лучше не доводить, а регулярно проверять натяжение цепи. Можно ориентироваться и на пробег. Цепь на двигатель того или иного типа имеет определенный средний ресурс (в зависимости от модели и марки автомобиля). Как правило, это показатель от 100 тысяч километров пробега. Для успокоения совести можно проверить или заменить цепь ГРМ раньше. Например, через 60-80 тысяч км.

Читайте также:  Как собрать двигатель на ниссан

Почему гнет клапана при обрыве приводного ремня или цепи: причины обрыва. Как узнать, гнет ли клапана на конкретном бензиновом или дизельном двигателе.

Почему необходимо менять цепь газораспределительного механизма. Доступные способы самостоятельной замены цепи ГРМ, особенности и нюансы. Полезные советы.

Назначение привода ГРМ. Преимущества и недостатки ремня или цепи в конструкции привода газораспределительного механизма двигателя.

Машина не заводится после замены ремня ГРМ, цепи ГРМ или проведения других работ с приводом газорасределительного механизма. Основные причины, рекомендации.

Особенности и нюансы правильного подбора приводного ремня ГРМ. Когда ремень нужно менять, лучшие производители ремней, как не купить подделку. Рекомендации.

Когда нужно менять приводной ремень механизма газораспределения. Замена ремня ГРМ, выставление по меткам и как это сделать правильно. Советы и рекомендации.

Источник

«Скованные одной цепью» — ремной или цепной двигатель

Приветствую, дорогие читатели, на канале АвтоДзен!

Многие автовладельцы уверены, что цепь гораздо лучше, чем ремень. В плане надежности, как минимум. При этом, продолжают ездить на ременном приводе ГРМ.

агнутые клапаны после обрыва ремня ГРМ

Но давайте разберемся — стоит ли быть столь категоричным.

«Привычка» к цепям скорее всего обусловлена использованием их на советских машинах. Будь то копейка или Москвич. И никаких глобальных проблем с ней не было. Да и пробеги в принципе, в основном, были не большие.

Раньше цепи были широкие — 2-х или 3-х рядные. Отсюда выходят плюсы и минусы:

+ Такие цепи крепче

+ Меньше вероятности перескока на зуб

Большие размеры двигателя (производители с этим борются)

К сведению — однорядная цепь Audi A6 3.2, не многим шире велосипедной цепи

Иногда ГРМ бывают такие сложны. Обратите внимание, на таком мощном двигателе, не такая уж и толстая цепь. Ресурс плюс минус около 100 000 км.

К минусам современных цепей так же можно отнести:

Они стали менее надежны, порой,имеют такой же ресурс, как и ремень ГРМ

Дорогостоящая работа по замене

Дорогостоящие цепь, натяжитель и другие запчасти

Более сложная диагностика ресурса цепи

При выборе б/у автомобиля с цепью, уделите ей большое внимание, проверьте шумность, рабочий ход штока нятяжителя

Возникает логический вопрос — зачем тогда нужна эта цепь?

  • Все же цепь более надежна, к примеру, на моей Форде пробег 200 000 км и с цепью все хорошо. Проблемы есть у ряда современных двигателей.

На ВАГовском 1.6 CFNA, замена может потребоваться уже к 90 000 км, а
на мерседесовском m271 и во все к 60 000 км

  • Высокая точность установки углов фаз. Так как цепь непосредственно при работе не растягивается, в отличие от ремня, на высоких оборотах сохраниться точность углов

+ Тихая работа двигателя — однозначный плюс!

+ Натяжители могут механическими, а не гидравлическими

+ Относительно дешевая работа по замене и сами запчасти

Боится низких температур, воды и масла

Склонен к проскальзыванию

На некоторых двигателях, при обрыве ремня гнет клапаны. Тогда
стоимость ремонта сильно возрастает

Как и у всего, у каждого варианта ГРМ есть свои плюсы у минусы. Лично я вижу для себя следующее. При выборе автомобиля с двигателями объемнее 2.5 литра, все таки лучше выбрать цепь. Хотя ВАГ со мной не согласится.

Ставьте лайки и пишите комментарии! Удачи в жизни и на дороге!

Источник

Adblock
detector