Технические характеристики двигателя локомотива

Классификация и характеристики локомотивов.

Классификация и характеристики локомотивов.

К современному тяговому подвижному составу (ПС) железных дорог относят электровозы, тепловозы, электропоезда и дизель — поезда, а также газотурбовозы и турбопоезда. Классифицируют ПС по следующим признакам:

• по типу энергетических установок тяговый ПС разделяют на три основные группы — электроподвижной состав (ЭПС), дизельный подвижной состав (ДПС), газотурбовозы и турбопоезда.

• по месту эксплуатации – магистральные и промышленные.

• по роду службы (назначению) – грузовые, пассажирские, универсальные (грузо-пассажирские, маневрово-вывозные), маневровые, промышленные. Локомотивы, работающие в пассажирской и грузовой службе называются поездными или магистральными;

• ширине колеи – 1520 мм или 5 футов (1 фут равен 304,3 мм) (Россия, Монголия, Финляндия); 1435 мм или 4,73 фута (США, Канада, Европа, ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки; 1067 мм (Япония, Сахалин, ряд стран Юго-Восточной Азии);

• типу кузова – вагонный, капотный (рис. 1.88);

• числу секций – односекционный, двухсекционный, многосекционный (рис. 1.89).

Рисунок 1.88 – Типы кузова: а – вагонный; б – капотный.

Рисунок 1.89 – Локомотивы: а – односекционный; б – двухсекционный; в – многосекционный.

• по числу осей – двух-, трех-, четырех-, шести-, восьми- и многоосные.

• по основным техническим характеристикам.

Серия локомотива – это обозначение локомотивов, построенных по одним и тем же проектам.

Серии паровозов: СО (Серго Орджоникидзе), ФД (Феликс Дзержинский), ИС (Иосиф Сталин), Л (Лебедянский), П36 (Победа), О (основной).

Серии тепловозов: Т – тепловоз, Э – электрическая передача, Г – гидравлическая передача, П – пассажирский, М – маневровый.

Цифры в серии после буквенного обозначения указывают номер серии тепловоза и завод-изготовитель (с № 1 по № 49 – Харьковский завод, с № 50 по № 99 – Коломенский завод, с № 100 и выше – Луганский завод. Цифра перед буквой обозначает количество секций в тепловозе. Например: 2ТЭ10В, 2ТЭ116, 2ТЭ25А, ТЭП70, ТЭМ18, ТГ16.

В ряде серий к цифровому обозначению добавляют буквенную индексацию: 2ТЭ10В (производство Ворошиловградского завода), 3ТЭ10М (модернизованный), 4ТЭ10С (северного исполнения), 2ТЭ10У (усовершенствованный), 3ТЭ10МК (тепловоз, прошедший капитальный ремонт с продлением срока службы).

Серии электровозов: ВЛ – Владимир Ленин, следующие за ними цифры обозначают: до 1956 г. – нагрузку на ось, тс (ВЛ19, ВЛ22, ВЛ23); с 1956 г. – номер серии, род потребляемого тока – с № 1 по № 18 – восьмиосный, постоянного тока (ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11), с № 19 по № 39 – шестиосный, постоянного тока (ВЛ19, ВЛ22, ВЛ23); № 40 по № 59 – четырехосный переменного тока; № 60 по № 79 – шестиосный, переменного тока (ВЛ60); № 80 и выше – восьмиосный, переменного тока (ВЛ80, ВЛ85). После развала СССР обозначение электровозов претерпело изменение: ЭП1 – электровоз пассажирский, переменного тока, ЭП2 – электровоз пассажирский постоянного тока, 2ЭС5К – электровоз грузовой, двухсекционный, переменного тока, с коллекторными ТЭД, 2ЭС4К – электровоз грузовой, двухсекционный, постоянного тока, с коллекторными ТЭД, ЭП10 – электровоз, пассажирский, двойного питания.

На железнодорожных участках, где стыкуются системы переменного и постоянного тока, эксплуатируются электровозы двойного питания: ВЛ82 и ВЛ82 М . Электровозы чешского производства имеют следующее обозначение: ЧС1, ЧС2, ЧС3 – шестиосные постоянного тока; ЧС4 – шестиосные переменного тока; ЧС6, ЧС7, ЧС200 – восьмиосные постоянного тока; ЧС8 – восьмиосные переменного тока.

В ряде серий к цифровому обозначению электровоза добавляют буквенную индексацию: ВЛ80а (асинхронные ТЭД), ВЛ80В (вентильное регулирование), ВЛ60К (кремневые выпрямители), ВЛ80С (системное управление секций), ВЛ80Т (реостатное торможение), ВЛ80Р (рекуперативное торможение).

Осевая формула характеризует число, расположение и назначение осей. Для локомотивов нетележечного типа (паровозов) в осевой формуле перечисляется число бегунковых, ведущих и поддерживающих осей. Например: 0–4–1 (0 – ноль бегунковых осей, 4 – четыре ведущих оси, 1 – одна поддерживающая ось). Для локомотивов тележечного типа (тепловозов и электровозов) цифра – число осей в тележке, наличие нуля означает, что каждая ось ведущая, а количество цифр – число тележек. В осевой формуле тепловозов с гидропередачей нет нуля возле цифры. Знак «–» или «+» указывает на отсутствие или наличие жесткой связи между тележками. Например:

Читайте также:  Как влажность воздуха влияет на работу двигателя

20 – 20 (локомотив имеет две двухосные тележки, каждая ось ведущая;

3 (30 – 30) (трехсекционный локомотив имеет в каждой секции две трехосные тележки, каждая ось – ведущая); 20+20 – 20+20 (локомотив имеет четыре двухосные тележки, каждая ось ведущая, каждая пара тележек имеет жесткую связь); 2 (2 – 2) (локомотив с гидропередачей, двухсекционный, с двухосными тележками, которые не имеют жесткой связи).

Весовые характеристики: конструкционный вес РК, кН, – вес локомотива без экипировочных материалов; служебный вес РСЛ, кН, – конструкционный вес плюс полный вес воды, масла и 2/3 топлива и песка и вес локомотивной бригады; сцепной вес РСЦ, кН, – вес, приходящийся на ведущие колесные пары, участвующие в создании силы тяги. Для локомотивов с бегунковыми осями РСЦ не равно РСЛ, для тележечных локомотивов РСЦ = РСЛ.

Осевая нагрузка (нагрузка от оси на рельсы) 2П, кН, характеризует статическое воздействие локомотива на железнодорожный путь:

где ЧО – число осей в секции (в локомотиве).

В СНГ строят локомотивы с осевой нагрузкой 2П в пределах от 200 до 250 кН.

Мощность локомотива. Под мощностью тепловоза понимается эффективная мощность дизеля двигателя внутреннего сгорания (ДВС) Nе, кВт; под мощностью электровоза – суммарная мощность часового режима работы ТЭД ∑РЧ, кВт; для локомотивов зарубежной постройки – касательная мощность на ободе колес ведущих осей локомотива NК, кВт.

Габарит – это предельное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), за пределы которого не должны выступать ни одна часть локомотива как нового, так и предельно изношенного. Существуют габариты типа Т и 1Т. Расширение габарита позволяет увеличить провозную способность участка за счет повышения массы вагона и мощности локомотива. Однако это мероприятие требует проведения реконструкции путевых и гражданских сооружений железных дорог.

Источник

Основные характеристики тепловозов

Конспект занятий по программе

«Машинист тепловоза».

Тема 1.

Локомотивное хозяйство.

Для обеспечения перевозок железнодорожный транспорт имеет тяговые средства (локомотивы), а также технические сооружения и устройства, обеспечивающие их работу. Весь этот комплекс называется локомотивным хозяйством.

Тяговые средства.

Локомотив — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. При этом локомотив сам по себе не предназначен для перевозки пассажиров, груза или выполнения какой-либо иной работы.

Все локомотивы по виду тяги делятся на:

Локомотивы по виду выполняемой работы делятся на:

Локомотивы по типу передачи:

-с механической передачей.

Локомотивы по типу кузова:

Паровоз.

Паровоз — автономный локомотив с паросиловой установкой, состоящей из котла и паровой машины. Энергия пара преобразуется в механическую энергию движения. Нагретый пар из котла поступает в цилиндры машины, где его тепловая энергия преобразуется в механическую энергию, прямолинейного движения поршня, превращающуюся через кривошипно-шатунный механизм в энергию вращения колес. Это оборудование установлено на раме экипажной части, к которой относятся поддерживающие раму тележки с рессорным подвешиванием, буксы, колесными парами и упряжными приборами. Запасы воды и смазки размещаются в тендере или самом паровозе (танк-паровоз).

Паровозы классифицируются по типам. Тип паровоза определяется локомотивом и сочетанием колёсных пар. Колёсные пары соединяются между собой с каждой стороны особыми звеньями составляют группу движущихся колёс. Все они имеют одинаковый диаметр и называются сцепными колёсными парами.
В колёсной формуле первой цифрой обозначается количество направляющих колёс.
Второй цифрой количество сцепных колёс и третьей цифрой количество поддерживающих колёс. Например 1-4-2.
Основные характеристики паровозов.

Серия Тип Год постройки Конструкт. скорость. Сцепной вес Давление пара котла
СО 1-5-0 14 атм.
П36 пасс 2-4-2
ФД пасс 1-4-2
ЛВ груз 1-5-1 91/99

Тепловоз.

Тепловоз— это автономный локомотив с собственной силой установкой в которой в качестве источника энергии используется двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Тепловозы разделяются по видам работы, существуют: пассажирские, грузовые и маневровые.

Основной узел тепловоза экипажная часть, в неё входят: тележки, кузов, рама, ударно-сцепное устройство.

Всё оборудование тепловоза можно распределить на механическое и электрическое. К механическому оборудованию относятся экипажная часть и дизель со вспомогательным оборудованием. К электрическому оборудованию относятся главный генератор, вспомогательный генератор, тяговые электродвигатели и аккумуляторные батареи.

Читайте также:  Хендай солярис троит двигатель когда нагревается

В машинном отделении тепловоза установлен дизель, коленчатый вал которого надёжно закреплён и соединен с валом главного генератора. Вырабатываемый генератором ток поступает к тяговым электродвигателям, подвешенным к тележкам тепловоза. На валу якоря электродвигателя расположено зубчатое колесо, находящееся в зацепленными с шестернёй колёсной пары тепловоза. Обычно каждая колёсная пара имеет свой электродвигатель.

В наименованиях большинства серийных тепловозов, производившихся в СССР, буквы обозначают следующее:

Т — тепловоз

Э — электрическая передача

Г — гидравлическая передача

П— пассажирский

М — маневровый

У — узкоколейный

Например существуют: 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ18ДМ, ТУ2.

2ТЭ116: 2-число секций, Т-тепловоз, Э- с электропередачей, 116- серия.

ТЭП70: Т-тепловоз, Э- с электропередачей, П- пассажирский, 70- серия.

ТГМ-23Б: Т-тепловоз, Г- с гидропередачей, М- маневровый, 23Б- серия.

ТУ-2: Т-тепловоз, У- узкоколейный, 2 -серия.

Тепловоз кроме электрической передачи имеет гидравлическую, механическую передачи.
Локомотив тепловоз по малой мощности и применяемой для маневровой работы называется мотовозом.

Основные характеристики тепловозов.

Марка Год выпуска Мощность дизеля(л.с.) Конструкт. скорость(км/ч) Служебный вес(т). Род занятий
ТЭ-3 2×2000 2×126 грузовой
2ТЭ10Л 2×3000 2×129.3 грузовой
ТЭМ18ДМ Маневровый.

Электровоз.

Электровоз — неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, питаемыми электроэнергией от внешнего источника (тяговая подстанция) через контактную сеть. Электровозы разделяются по виду работы на: пассажирские, грузовые, маневровые и промышленные (шахтные). На электровозе установлено оборудование механическое (кузов, тележки, зубчатая передача, ударно-сцепное ус-во и электрическое (токоприемник, понижающие ус-ва и преобразователи тока, ТЭДы, вспом. машины, аппарату управления, силовые кабели и провода вспом. цепей). Электровозы бывают переменного (27000 V) и постоянного тока (3000 V).

Источник

Российская Федерация, 309641, Белгородская обл.,г. Новый Оскол, ул. Ивана Дмитриевича Путилина, д. 5

Продукция

ЗМЗ (Запорожский механический завод)
Насосные системы и запорная арматура
Продажа станков металообработки
Контакты для низковольтной аппаратуры
Запчасти к сельскохозяйственной технике

Дизель-генератор 4Д80Д

Назначение и область применения.

Дизель-генератор 4Д80Д предназначен для модернизации грузовых тепловозов типа М62У. Модернизация тепловозов заменой штатных дизелей дизелями 4Д80Д обеспечивается при адаптации систем двигателя к системам тепловоза и без изменения служебных свойств тепловоза.

Краткие технические характеристики:

Число и расположение цилиндров 10V
Мощность, кВт 1350
Частота вращения коленчатого вала, об/мин
на полной мощности
на холостом ходу
750
300
Средняя скорость поршня, м/с 6,75
Среднее эффективное давление, мПа (кгс/см 7 ) 1,637(16,7)
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.)
в условиях объекта
в условиях ISO 3046/1
197(145)
190(140
Габариты дизеля: длина, широта, высота, мм 4635x1615x3100
Масса дизель-генератора (сухая), кг 23000
Срок службы, км
до первой переборки
до капитального ремонта
300 000
1500 000

Экономия по среднеэксплуатационному расходу топлива по сравнению со штатным двигателем составляет 15. 20%.

Компоновка 4Д80Д разработана с учетом обеспечения удобства обслуживания и ремонта в кузове тепловоза.

Дизель-генератор 4Д80Д состоит из дизеля и генератора, смонтированных на общей раме. Коленчатый вал дизеля через эластичную муфту соединен с ротором генератора. Дизель 4Д80Д -четырехтактный, десятицилиндро-вый, V-образный с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Остов дизеля — сварной блок, состоящий из вертикальных, поперечных и продольных боковых листов. Вертикальные листы с вваренными опорами коренных подшипников коленчатых валов воспринимают силовые нагрузки и делят блок на отсеки. Поддизельная рама — сварной конструкции. Основные детали и сборочные единицы дизеля (поршни, гильзы, крышки цилиндров форсунки, топливные насосы и др.) унифицированы с деталями и сборочными единицами двигателя УМРД80.

Дизель-генераторы комплектуются деталями и сборочными единицами для подсоединения своих систем к системам тепловозов.

Дизель-генератор 4Д80Б

Назначение и область применения.

Дизель-генератор 4Д80Б предназначен для установки на маневровых тепловозах ЧМЭЗ взамен дизель-генераторов K6S310DR.

Модернизация тепловозов заменой штатных дизелей дизелями унифицированного ряда Д-80 (УМР-Д80) обеспечивается при адаптации систем двигателя к системам тепловоза и без изменений служебных свойств тепловоза.

Краткие технические характеристики:

Тип дизеля 12ЧН26/27
Число и расположение цилиндров 12V
Мощность, кВт 993
Частота вращения коленчатого вала, об/мин : на полной мощности 750 300
Средняя скорость поршня, м/с 6,75
Среднее эффективное давление, мПа (кгс/см 2 ) 0,921 (9,4)
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.) 201(148) 190(140)
Габариты дизеля: длина, широта, высота, мм 3990x1616x2840
Масса дизель-генератора (сухая), кг 22500
Срок службы 8,5
Читайте также:  Tomahawk 9030 датчик температуры двигателя

Двигатели унифицированного мощностного ряда Д80 по своему техническому уровню находятся на уровне лучших мировых аналогов по экономичности, экологичности, моторесурсу и ремонтопригодности.

Все конструктивно-компоновочные решения двигателей УМР-Д80. проверены с 1975 года рядовой эксплуатацией двигателей на тепловозах до капитальных ремонтов и показали высокую надежность.

Дизель-генераторы комплектуются деталями и сборочными единицами для подсоединения своих систем к системам тепловозов.

Дизель-генератор 1Д80Б-01

Дизель-генератор 1Д80Б-01 предназначен для установки на магистральных тепловозах 2ТЭ10 взамен дизель-генераторов 10Д100М1.

Модернизация тепловозов заменой штатных дизелей дизелями унифицированного ряда Д-80 (УМР-Д80) обеспечивается при адаптации систем двигателя к системам тепловоза и без изменений служебных свойств тепловоза.

Тип дизеля 16ЧН26/27
Число и расположение цилиндров 16V
Мощность, кВт 2075
Частота вращения коленчатого вала, об/мин
на полной мощности
на холостом ходу
850
270
Средняя скорость поршня, м/с 9,0
Среднее эффективное давление, мПа (кгс/см 2 ) 1,176 (12,0)
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.)
в условиях объекта
в условиях ISO 3046/1
204 (148)
193(142)
Габариты дизеля: длина, широта, высота, мм 6951x1930x2922
Масса дизель-генератора (сухая), кг 29000
Срок службы, км
до первой переборки
до капитального ремонта
200 000
1 200 000

Двигатели унифицированного мощностного ряда Д80 по своему техническому уровню находятся на уровне лучших мировых аналогов по экономичности, экологичности, моторесурсу и ремонтопригодности.

Все конструктивно-компоновочные решения двигателей УМР-Д80. проверены с 1975 года рядовой эксплуатацией двигателей на тепловозах до капитальных ремонтов и показали высокую надежность. Дизель-генераторы комплектуются деталями и сборочными единицами для подсоединения своих систем к системам тепловозов.

Дизель-генератор 1Д80Б

Дизель-генератор 1Д80Б-01 предназначен для установки на магистральных тепловозах 2ТЭ116 дизель-генераторов 1А-9ДГ.

Модернизация тепловозов заменой штатных дизелей дизелями унифицированного ряда Д-80 (УМР-Д80) обеспечивается при адаптации систем двигателя к системам тепловоза и без изменений служебных свойств тепловоза.

Тип дизеля 16 ЧН26/27
Число и расположение цилиндров 16V
Мощность, кВт 2075
Частота вращения коленчатого вала, об/мин
на полной мощности
на холостом ходу
1000
350
Средняя скорость поршня, м/с 9,0
Среднее эффективное давление, мПа (кгс/см 2 ) 1,176 (12,0)
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.)
в условиях ISO 3046/1
204 (148)
193 (142)
Габариты дизеля: длина, широта, высота, мм 5325x1615x3193
Масса дизель-генератора (сухая), кг 24655
Срок службы, км
до первой переборки
до капитального ремонта
200 000
1 200 000

Двигатели унифицированного мощностного ряда Д80 по своему техническому уровню находятся на уровне лучших мировых аналогов по экономичности, экологичности, моторесурсу и ремонтопригодности.

Все конструктивно-компоновочные решения двигателей УМР-Д80. проверены с 1975 года рядовой эксплуатацией двигателей на тепловозах до капитальных ремонтов и показали высокую надежность.

Дизель-генераторы комплектуются деталями и сборочными единицами для подсоединения своих систем к системам тепловозов.

Дизель-генератор 10Д100

Дизель-генератор 10Д100 — силовая установка теплово­за. Дизель соединен с генератором полужесткой муфтой и смонтирован с ним на одной раме. Дизель 10Д100 — двухтактный, вертикальный, десятицилиндровый, двухвальный с противоположно движущимися поршнями, непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, прямоточной продув­кой и водяным охлаждением. В верхней части втулки цилиндра расположены впускные окна, через которые воздух поступает в цилиндр из продувочного ресивера. В нижней части втулки расположены выпускные окна, через которые газы, отработавшие в цилиндре, поступают в выпускной коллектор. В цент­ральной части втулки цилиндра диаметрально противоположно расположены две форсунки, которые впрыскивают топливо в камеру сгорания, образуемую поршнями при их сближении.

Подачу воздуха в цилиндры дизеля обеспечивает система наддува с охлаж­дением наддувочного воздуха. Система наддува двухступенчатая: первая ступень — два автономных турбокомпрессора, работающие параллельно; вторая ступень — воздуходувка с механическим приводом. Турбокомпрессоры при­водятся во вращение энергией выпускных газов. Атмосферный воздух засасывается через масло-пленочный фильтр.

Номинальная мощность, кВт 2206
Напряжение генератора номинальное, В 465
Частота вращения, мин 850
Удельный расход топлива, Г/л.с.ч 160+9
Удельный расход масла на угар, Г/л.с.ч> 1,0
Удельный расход масла суммарн., Г/л.с.ч 3,0
Ресурс до первой переборки, тыс.км 200 000
Ресурс до капитального ремонта, тыс. км 800 000
Габаритные размеры, мм 6785x1970x3240
Вес, т 31,0

Дизель-генераторы комплектуются деталями и сборочными единицами для подсоединения своих систем к системам тепловозов.

Источник

Adblock
detector