Технические характеристики двигателей лифтов

Электродвигатели для привода лифтов

Назначение. Область применения

Электродвигатели для привода лифтов предназначенны для привода лебедок пассажирских, грузопассажирских и грузовых лифтов в жилых, административных и промышленных зданиях. Электродвигатель представляет собой трехфазный асинхронный двухскоростной малошумный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Дополнительные символы в условном обозначении электродвигателей для лифтов обозначают:
после указания серии базового двигателя, перед значением высоты оси вращения:
Н — в защищенном исполнении с самовентиляцией;
Ф — в защищенном исполнении с принудительной вентиляцией;
П — в пристроенном исполнении.
после обозначения кол-ва полюсов, перед значением климатического исполнения (УХЛ4):
Н — в малошумном исполнении;
Л — для привода лифтов;
Б — со встроенным датчиком температурной защиты.

Пример обозначения электродвигателей для привода лифтов:
5АФ200МВ4/24 УХЛ4, АНП180SB6/24НЛБ УХЛ4

Условия эксплуатации

Двигатели изготовлены в климатическом исполнении УХЛ4 по ГОСТ 15150 и эксплуатируются в следующих условиях:
верхний предел рабочей температуры + 40° С;
нижний предел рабочей температуры + 1° С;
при максимальной относительной влажности до 80 % при 25° С.
Электродвигатели рассчитаны на эксплуатацию при вибрации от внешних источников с ускорением до 0,5g с частотой до 35 Гц и способны выдержать сейсмические удары с ускорением до 3g.

Напряжение и частота

Электродвигатели для привода лифтов работают от сети переменного тока частоты 50 Гц напряжением 380 В. По заказу электродвигатель может быть изготовлен на другие стандартные напряжения и на частоту 60 Гц. Эксплуатация возможна при отклонениях значения напряжения и частоты, предусмотренных ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1).

Источник

МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИФТОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Специальные требования предъявляются к лифтовым двигателям в отношении формы механической характеристики и величин моментов.

Оптимальной характеристикой будет такая, при которой обеспечивается равномерное нарастание и спад ускорения, т. е. с постоянным рывком. Однако на асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором такую характеристику получить невозможно. Поэтому стремятся к получению так называемых экскаваторных характеристик с постоянным ускорением при разгоне на обмотке большой скорости и постоянной величиной замедления.

Типовые механические характеристики двигателей некоторых зарубежных фирм приведены на рис. 18, из которого видно, что характеристики практически не имеют провала, а наибольший момент близок к пусковому. В зоне генераторного торможения момент также практически не изменяется в диапазоне от начала торможения до синхронной частоты вращения обмотки малой скорости. Такие характеристики позволяют при заданном наибольшем ускорении получить наименьшие пути разгона и замедления и повысить среднюю скорость движения лифтов, особенно в режимах частых пуссков, т. е., когда лифт работает наиболее интенсивно. Получение таких характеристик обеспечивается благодаря специальной конструкции ротора: применена обмотка в виде двойной беличьей клетки; ротор залит алюминиевым сплавом с более высоким удельным сопротивлением или применены комбинированные медно-алюминиевые обмотки.

Лифтовые двигатели имеют повышенный пусковой момент. Для обмотки большой скорости двухскоростных и одиоскоростных двигателей это связано с необходимостью получения постоянного ускорения. Кроме того, червячные редукторы, применяемые на большинстве лифтов, имеют коэффициент полезного действия, уменьшающийся со снижением скорости, из-за чего момент нагрузки в начале разгона на 30—40% больше, чем момент нагрузки при номинальной скорости дви-женин лифта. Обычно в каталогах задается кратность пускового момента, т. е. отношение пускового момента к номинальному. Кратность пускового момента для отечественных дви-гателей выше, чем для зарубежных, и равняется 2,5—3. Это объясняется несколько иной системой построения ряда лифтовых двигателей, более жесткими требованиями к условиям разгона. Максимальный момент на обмотке большой скорости близок к пусковому и превышает его на 5—10%. Максимальный генераторный момент на обмотке малой скорости для обеспечения одинаковых условий разгона и замедления должен быть приблизительно равен максимальному моменту 1 на обмотке большой скорости в двигательном режиме. Однако в силу ряда других требований, в частности для получения необходимого пускового момента на обмотке малой скорости, это условие не всегда удается выполнить. Обычно максимальный генераторный момент примерно на 10% выше. Для отечественных двигателей АС2 это различие составляет в среднем 30%- Пусковой момент на обмотке малой скорости обычно составляет 150—170% номинального. Пуск лифта на малой скорости в нормальном эксплуатационном режиме происходит только в режиме ревизии или при остановке лифта между этажами. Максимальный момент в двигательном режиме на обмотке малой скорости обычно не нормируется.

Рис. 18. Типовые механические характеристики электродвигателей переменного тока: а — фирмы Ziehl—Abegg, ФРГ (a); Loher, ФРГ
(б) и Епсо, Франция (в)

Источник

148. Назовите типы электродвигателей, применяемых в лифтах

Тип приводного электродвигателя в лифтах выбирают в зависимости от необходимых крутящих моментов, от требуемой точности

остановки кабины, плавности работы лифта, стоимости изготовления и эксплуатации электропривода и других факторов. Электродвигателем называется электрическая машина, с помощью которой электрическая энергия преобразуется в механическую. По роду тока электродвигатели разделяют на двигатели переменного и постоянного тока. На лифтах применяют главным образом трехфазиые асивхрониые двигатели переменного тока. По способу выполнения обмотки ротора эти двигателя разделяют на электродвигатели с короткозамкнутым и с фазным роторами. «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) предусмотрено, что электропривод переменного тока должен быть выполнен так, чтобы снятие механического тормоза было возможно одновременно с включением электродвигателя или после его включения. После отключения электродвигателя необходимо включать механический тормоз.

149. Какова конструкция асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором?

Асинхронный двигатель с коротко-замкнутым ротором (рис. 38) прост по конструкции, несложен в изготовлении и надежен в работе. «Асинхронно» — слово греческое, означает несовпадающий по временя. Несинхронное с вращающимся магнитным полем вращение ротора и послужило основанием к наименованию подобных двигателей асинхронными. Асинхронный двигатель впервые сконструировал М. О. Доливо-Добровольсквй (русский ученый). С помощью этого двигателя электрическая энергия преобразуется в механическую. Трехфазные асинхронные двигатели по способу выполнения обмотки ротора разделяют на электродвигатели с короткозамкнутым и о фазным роторами.

Двигатель состоит из двух основных частей: статора и ротора. Статор представляет собой чугунный корпус, в котором расположен стальной сердечник с обмоткой и боковые крышки с подшипниками качения. На валу ротора запрессован сердечник с роторной обмоткой. Сердечник статора и ротора изготовляют из тонких листов электротехнической стали. Обмотка статора выполнена трехфазной. Крепят концы обмоток в выводной коробке на корпусе. Роторная обмотка представляет собой медные, латунные или алюминиевые стержни, расположенные в пазах сердечника ротора в соединенные между собой (закороченные) в торцовых частях ротора. Для охлаждения двигателя служит крыльчатка, укрепленная на валу ротора.

Читайте также:  Принцип запуска двигателя мтз

Рис. 38. Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором
1 — ротор; 2 —обмотка статора 3— корпус; 4 — цилиндр (пакет), собранны) из штампованных листов электротехническое стали, изолированных лаком; 5 — вал

Источник

Асинхронные лифтовые двигатели с короткозамкнутым ротором с высотой оси вращения 160 — 225 мм. Руководство по эксплуатации.

Настоящее руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции, принципе действия, основных характеристиках асинхронных лифтовых двигателей с коротко-замкнутым ротором с высотой оси вращения (габаритом) от 160 до 225 мм и мощностью от 3 до 17,5 кВт (в дальнейшем именуемые «двигатели»). В руководстве даны основные правила, которые следует выполнять при транспортировании, распаковке, хранении, и монтаже двигателей, указания, необходимые для правильной и безопасной их эксплуатации по назначению, рекомендации по проведению технического обслуживания и текущего ремонта.

1. Назначение и техническое описание

Двигатели серии 5А (АИН) предназначены для использования на редукторных лифтах массового применения (грузовых и пассажирских) грузоподъемностью от 320 кг до 5000 кг со скоростью перемещения от 0,25 м/с до 1,6 м/с. Они выполняются в габаритах 160, 180, 200 и 225 мм с соотношением частот вращения 3:1 (1000/333 ), 4:1 (1000/250 и 1500/375 ) и 6:1 (1500/250 ) и имеют мощность на обмотке большей скорости от 3,0 кВт до 17,5 кВт.

1.2. Конструктивные исполнения

Конструктивное исполнение двигателей по способу монтажа – IM1001, IM1002, IM3001, IM3002 по ГОСТ 2479 (МЭК 60034):
IM1 – со станиной на лапах и подшипниковыми щитами;
IM3 – со станиной без лап и подшипниковыми щитами, фланец на подшипниковом щите;
Двигатели могут иметь один (четвертая цифра в обозначении монтажного исполнения — 1) или два (четвертая цифра в обозначении монтажного исполнения — 2) выступающих цилиндрических конца вала.

Фланцевые щиты имеют исполнение FF — фланец доступен с обратной стороны, имеет нерезьбовые отверстия для крепления двигателя к механизму со стороны двигателя. Двигатели имеют защищенное исполнение со степенью защиты IP10, степень защиты коробки выводов – не ниже IP20 по ГОСТ 17494 (МЭК 60034). Степень защиты обеспечивается конструкцией. Степень защиты характеризует защищенность обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими или движущимися частями, находящимися внутри оболочки двигателя, и от попадания внутрь машины твердых посторонних тел.

Двигатели имеют следующие способы охлаждения: — с самовентиляцией (5АН, АИН) – IC01 по ГОСТ 20459 (МЭК 60034) — симметричная двухсторонняя радиальная самовентиляция. Охлаждение осуществляется с помощью вентиляционных лопаток ротора и установленных на подшипниковых щитах диффузоров, направляющих воздух внутри двигателя (рис. 1). — с независимой вентиляцией (5АФ) – IC26 по ГОСТ 20459 (МЭК 60034).Охлаждение осуществляется с помощью центробежного вентилятора улиточного типа. Для привода вентилятора используется асинхронный двигатель АИС71В4У3 ТУ16-521.649-85 (рис. 2).

Двигатель состоит из следующих основных сборочных единиц: статора, ротора, двух подшипниковых узлов, вводного устройства (коробки выводов) и узла вентилятора (для двигателей с независимой вентиляцией).

Статор 1 двигателя состоит из станины, сердечника статора и обмоток статора. Сердечник набран из изолированных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. В пазы сердечника статора уложены две однослойные всыпные обмотки на число полюсов 2р=6 (2р=4) и 2р=24 (2р=18 и 16). Обмотки пропитаны электроизоляционным лаком.

Ротор 2 состоит из вала, одного или двух сердечников ротора и обмотки ротора. Сердечники ротора набраны из изолированных листов электротехнической стали тол-щиной 0,5 мм. Обмотка ротора короткозамкнутая, литая из сплава на основе алюминия.

Вводное устройство 9 двигателя снабжено клеммной панелью и двумя штуцерами (исполнение К-З-II) для подсоединения гибкого металлорукава или кабелей с оболочкой из резины или пластиков.

Подвод питания к двигателям осуществляется с правой стороны. Конструкция вводного устройства двигателей обеспечивает возможность выполнения подвода пита-ния и с левой стороны.

Уплотнение кабелей с различными оболочками производится одним из указанных на рисунках 3 и 4 вариантов. Основные данные по вводным устройствам приведены в таблице 1.

В подшипниковые узлы входят подшипниковые щиты 3,4 с воронками, напрессованные на вал подшипники качения 5, внутренние и наружные подшипниковые крышки 6,7. Смазка подшипников консистентная марки ЛДС-3. Пополнение смазки производится через масленки в подшипниковых щитах.

Тип двигателя

Резьба контактного болта

d1

d2

d3

5АН160

5АН180, АИН180, 5АН(Ф)200М

5АН200S 5АН(Ф)200М

Двигатель имеет для заземления корпуса наружные зажимы, снабженные устройством против самоотвинчивания: один – на корпусе и один – во вводном устройстве.

Устройство вентилятора состоит из двух полукорпусов, вентилятора, патрубка, сетки, асинхронного двигателя, приводящего во вращение вентилятор. Подшипниковые узлы двигателей показаны на рисунках 5.1 — 5.3.

Рисунок 5.1. Подшипниковые узлы двигателей габарита 160 — 180 мм.

Рисунок 5.2. Подшипниковые узлы двигателей габарита 200 мм.

Рисунок 5.3. Подшипниковые узлы двигателей габарита 225 мм.

Типы подшипниковых узлов и подшипников, применяемых в двигателях для привода лифтов, приведены ниже:

Тип двигателя

Тип подшипника

со стороны привода

со стороны противо­положной приводу

5АН160

5АН180, АИН180

5АН200S, 5АН200М, 5АФ200М

6-313Ш2У (6313. P6.QE5)

6-213Ш2У (6213. P6.QE5)

5АН225М, 5АФ225М

5-80213 АС9Ш2У (6213.ZZP5Q5/С9)

Двигатели имеют встроенные датчики температурной защиты СТ 14-2-145 ТУ 11-85 ОЖО.468.165ТУ. В качестве устройств температурной защиты применяются устройства типа УВТЗ-5 ТУ 11-86 МО 080.441 ТУ.

Для включения независимой вентиляции в обмотку встроены терморезисторы СТ 14-2-105 ТУ 11-85 ОЖО.468.165ТУ. В качестве устройств температурной защиты применяются устройства типа УВТЗ-5 ТУ 11-86 МО 080.441 ТУ.

2. Условия эксплуатации.

2.1. Условия эксплуатации.

Двигатели для привода лифтов изготавливаются в климатическом исполнении УХЛ4 по ГОСТ 15150 и могут эксплуатироваться в условиях в соответствии с указаниями таблицы 3.

Двигатели могут эксплуатироваться на высоте над уровнем моря до 2000 м. Каждым 100 м превышения места установки двигателя над высотой 1000 м соответствует снижение допустимого числа включений в час на 1 %.

Двигатели могут эксплуатироваться при вибрации от внешних источников с ускорением до 0,1g с частотой до 35 Гц и выдерживают сейсмические удары с ускорением до 3g.

Максимальное значение относительной влажности, %

2.2. Напряжение и частота.

Двигатели для привода лифтов предназначены для работы от сети переменного тока частоты 50 Гц напряжением 380 В. По заказу потребителей двигатели могут быть изготовлены на другие стандартные напряжения и на частоту 60 Гц.

Двигатели могут эксплуатироваться при отклонениях напряжения и частоты, оговоренных в ГОСТ 28173 (МЭК 60034).

3. Использование по назначению

3.1. Общие указания.

Двигатели должны эксплуатироваться только при условиях работы и состоянии окружающей среды, указанных в данном руководстве по эксплуатации.

3.2. Технические данные.

Основные технические данные двигателей для номинального режима работы по ГОСТ 183 при номинальных значениях параметров сети указаны на табличках, установленных на корпусе двигателей.

Читайте также:  Как греть двигатель и коробку

Габаритные, присоединительные и установочные размеры двигателей указаны в технических условиях на соответствующие типы двигателей.

4. Инструкция по монтажу

4.1. Требования безопасности.

К монтажу и обслуживанию двигателей должны допускаться лица, прошедшие технический инструктаж и изучившие настоящее руководство.

Запрещается эксплуатация двигателей без надежного заземления и крепления. Для заземления следует использовать только предусмотренные на двигателях специальные заземляющие устройства. Винт заземления в вводном устройстве можно использовать для зануления. Категорически запрещается соединять болт заземления с токопроводящими элементами конструкций зданий и оборудования, имеющими соединение с землей, но не предназначенными специально для контура заземления.

Запрещается монтаж, обслуживание и демонтаж двигателей под напряжением.

Запрещается прикасаться к двигателям до отключения их от сети, а также касаться токоведущих частей ранее, чем через 3 с после отключения и остановки ротора.

Запрещается работа двигателей со снятым кожухом вентилятора и крышкой вводного устройства. При эксплуатации двигателей должен быть исключен доступ к вращающимся и токоведущим частям.

4.2. Подготовка к работе и монтаж.

4.2.1. Для подготовки двигателей к работе необходимо выполнить следующие меро-приятия:

— проверить соответствие напряжения и частоты сети номинальным данным двигателя, указанным на табличке;
— удалить смазку с законсервированных частей двигателей чистой ветошью, смоченной в керосине или бензине;
— убедиться в свободном вращении ротора от руки;
— измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса. Измерение производить мегаомметром на напряжение 500 В для обмоток двигателей напряжением до 500 В и мегаомметром на 1000 В для обмоток двигателей свыше 500 В. Если измеренное значение сопротивления изоляции ниже 1 МОм, двигатель необходимо подвергнуть сушке;
— измерить сопротивление изоляции терморезисторов относительно обмотки статора и корпуса двигателя. Измерение производить мегаомметром на напряжение 500 В. Измеренное значение сопротивления изоляции терморезисторов при 20 °С должно быть не ниже 1 МОм. При меньших значениях сопротивления изоляции двигатель необходимо подвергнуть сушке;
— измерить сопротивление цепи датчиков температурной защиты и датчиков включения вентилятора (для двигателей 5АФ). Сопротивление цепи датчиков температурной защиты должно быть в пределах от 120 Ом до 800 Ом, цепи датчиков включения вентилятора от 120 Ом до 400 Ом при температуре окружающей среды от 0С до 40С. Сопротивление замерять при кратковременной подаче напряжения постоянного тока не более 10 В. Во избежании выхода из строя датчиков категорически запрещается проверять цепи датчиков мегаомметром;
— подсоединить к выводам Т1 и Т2 устройство встроенной температурной защиты. Наладка работы встроенной температурной защиты должна производиться по эксплуатационной документации устройства встроенной температурной защиты.

4.2.2. Сушку изоляции обмоток двигателей (при сопротивлении изоляции ниже 1 МОм) производить внешним нагревом или электрическим током, включая двигатель с заторможенным ротором на пониженное напряжение (от 10 до 15 % номинального напряжения двигателя). Во время сушки температура обмотки статора и подшипников не должна превышать 100 °С. Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции достигло 1,0 МОм и затем в течение 2-3 часов не происходит увеличение сопротивления.

4.2.3. При установке двигателей следует предусмотреть свободный приток охлаждающего воздуха к двигателю и свободный отвод нагретого воздуха от него.

4.2.4. Соединение двигателей с приводимым механизмом допускается производить только посредством эластичной муфты.

4.2.5. При сопряжении двигателей с приводимым механизмом следует обеспечить соосность и параллельность соединяемых валов. Допустимая несоосность валов не более 0,2 мм.

4.2.6. Все детали, устанавливаемые на вал двигателей, должны быть динамически отбалансированы с полушпонкой. При насадке муфты на вал необходимо обеспечить упор для торца противоположного конца вала, чтобы усилия при насадке не передавались на подшипник. В двигателях с двумя рабочими концами вала общая нагрузка обоих концов не должна быть больше номинальной для данного двигателя.

4.2.7. По окончании монтажа необходимо:

— проверить правильность подсоединения выводов двигателя к сети согласно схеме, приведенной на крышке вводного устройства.
— проверить величину несоосности вала двигателя и вала приводного механизма.
— проверить надежность и исправность крепежных и контактных соединений.
— проверить надежность заземления.
— проверить надежность и исправность уплотнений вводного устройства.
— произвести пробный пуск двигателя без нагрузки (на холостом ходу) для проверки направления вращения и исправности механической части (отсутствие стука, задевания, вибрации и т.д.). После кратковременной работы отключить. Для изменения направления вращения необходимо, руководствуясь схемой включения двигателя в сеть, поменять местами на клеммной панели любые два токоведущих провода кабеля питания.
— после пуска на холостом ходу и устранения замеченных недостатков проверить работу двигателя под нагрузкой.

4.3. Наиболее часто встречающиеся характерные неисправности двигателей и способы их устранения приведены в таблице.

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Двигатель не запускается, гудит.

1.Отсутствие или недопустимо понижено напряжение питающей сети.

2. Обрыв одной из фаз в обмотке статора, в подводящих проводах.

3. Неправильное соединение фаз.

4. Заклинивание приводимого механизма.

5. Перегрузка двигателя.

6. Короткое замыкание между витками обмотки статора.

1. Устранить неисправность в питающей аппаратуре, установить номинальные значения параметров питающей сети.

2. Найти и устранить обрыв.

3. Проверить соединение фаз.

4. Устранить неисправность механизма.

5. Снизить нагрузку до номинальной.

6. Отремонтировать обмотку.

При работе двигатель гудит и перегревается.

1. Обрыв одной из фаз в обмотке статора, в подводящих проводах.

2. Недопустимо повышено или понижено напряжение питающей сети.

3. Перегрузка двигателя.

4. Нарушена система охлаждения двигателя (загрязнены вентиляцион­ные каналы и от­верстия).

5. Повреждена витковая изоляция обмотки статора.

1.Найти и устранить обрыв.

2. Установить номиналь­ные значения парамет­ров питающей сети.

3. Снизить нагрузку до номи­нальной.

4. Прочистить вентиляционные каналы и отверстия в станине и щитах.

5. Отремонтировать обмотку.

Двигатель вращается с сильно пониженной частотой вращения.

1. Во время разгона или ра­боты отключилась одна из фаз.

2. Сильно понижено напря­жение питающей сети.

3. Перегрузка двигателя.

1. Устранить неисправ­ность в питающей аппаратуре.

2. Установить номинальные значения параметров питающей сети.

3. Снизить нагрузку до номинальной.

Повышенная вибрация работающего двигателя.

1.Недостаточная жесткость фундамента.

2. Несоосность валов.

3. Неотбалансированы детали привода.

1. Увеличить жесткость фундамента.

2. Устранить несоосность валов.

3. Отбалансировать де­тали привода.

Остановка работающего двигателя.

1. Прекращение подачи напряжения.

2. Недопустимо понижено напряжение питающей сети.

3. Заклинивание приводимого механизма.

4. Перегрузка двигателя.

1. Устранить неисправность в питающей аппаратуре.

2. Установить номинальные значения параметров питающей сети.

3. Устранить неисправность механизма.

4. Снизить нагрузку до номи­нальной.

Пониженное со­противление изо­ляции.

1. Отсырела обмотка статора.

1. Просушить обмотку.

Повышенный перегрев подшипников.

1. Неправильная центровка двигателя с механизмом.

2. Повреждение подшипника.

1.Проверить центровку, устранить несоосность валов.

2. Заменить подшипник.

Стук в подшипнике.

Читайте также:  Как узнать 8 или 16 клапанный двигатель в ладе гранте

1. Повреждение подшипника.

1. Заменить подшипник.

5. Техническое обслуживание и текущий ремонт.

5.1. Во время эксплуатации двигателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, проводить технические осмотры и профилактический ремонт двигателя.

5.2. Техническое обслуживание двигателя привода вентилятора – в соответствии с инструкцией по эксплуатации на эти двигатели.

5.3. При общем наблюдении за двигателем необходимо периодически контролировать режим работы, нагрев и следить за чистотой двигателя.

Недопустимо длительно перегружать двигатель по току и напряжению.

5.4. Периодичность технических осмотров – не реже одного раза в два месяца.

При технических осмотрах необходимо выполнить следующие работы:

— очистить двигатель от загрязнений;
— проверить крепление токопроводящих выводов;
— проверить затяжку механических соединений двигателя и соединение двигателя с приводным механизмом;
— измерить сопротивление изоляции обмоток статора, датчиков температурной защиты и датчиков включения вентилятора;
— проверить надежность заземления двигателя. При наличии ржавчины в местах контакта заземляющего провода отвернуть болт заземления, зачистить ржавчину и закрепить заземляющий провод, место контакта покрыть консервационной смазкой.

5.5. Периодичность профилактических ремонтов двигателей устанавливается в зависимости от производственных усилий, но не реже одного раза в год.

Пополнение смазки подшипников производится нагнетанием ее через масленку в подшипниковом щите. Применяется консистентная смазка ЛДС-3 ТУ38.УССР.201-291 или ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773.

При необходимости замены подшипников или полной замены смазки производится разборка двигателя.

6. Разборка двигателя.

6.1. Разборка двигателя производится только в случае обнаружения неисправностей, требующих разборки двигателя.

Разборку двигателей производить в следующем порядке:

— отсоединить двигатель от токопроводящих и заземляющих проводов;
— отсоединить двигатель от приводного механизма;
— снять полумуфту с вала двигателя;
— снять шпонку;
— отвернуть болты, крепящие устройство вентилятора к станине, снять его;
— отвернуть болты, крепящие подшипниковые крышки к заднему щиту; снять наружную крышку;
— отвернуть болты и винты, крепящие передний и задний подшипниковые щиты к станине;
— снять задний щит легкими ударами молотка через мягкие (медные, деревянные) прокладки по краю щита;
— вывести ротор из статора. Для этого надо легкими толчками сдвинуть ротор в сторону переднего щита и вывести щит из замка. Затем, поддерживая ротор, вывести его из статора при помощи приспособления. Следить за тем, чтобы при этом не повредить лобовые части обмотки и другие части двигателя. Выведенный ротор с передним щитом поместить на край стола, а щит подшипниковый – около края стола;
— легкими ударами молотка снять передний щит, предварительно отвернув болты, крепящие подшипниковые крышки;
— снять подшипники с вала, в случае необходимости пользоваться съемником, прикладывая усилие к внутренней обойме подшипника.

Примечание: Подшипники следует снимать с вала в случае необходимости их замены.

6.2. Осмотреть ротор, вал, станину, подшипниковые щиты и крышки.

При обнаружении вмятин, забоин на поверхности ротора, на сопрягаемых поверхностях щитов и станины устранить их с помощью наждака и наждачной бумаги. При обнаружении трещин в заливке короткозамкнутой клетки и на подшипниковых щитах роторы и щиты следует заменить.

6.3. Очистить от пыли и грязи обмотку статора, продуть ее сжатым воздухом.

При загрязнении обмотки масляными осадками следует протереть ее ветошью, предварительно смоченной в спирте. Не допускается применение для этих целей бензина или бензола. Проверить состояние изоляции обмотки статора, выводных кабелей. Поврежденные кабели следует изолировать двумя слоями стеклолакоткани ЛСК 155/180 толщиной 0,15 мм и одним слоем стеклоленты ЛЭС 0,120 мм с последующим покрытием лаком изоляционным. Проверить качество пайки наконечников на выводных кабелях. Проверить сопротивление изоляции обмотки статора. При повреждении обмотки статора ее необходимо заменить.

7. Cборка двигателя.

7.1. Сборку двигателя проводить в порядке, обратном разборке.

7.2. При сборке подшипниковых узлов двигателей необходимо удалить старую смазку из подшипниковых крышек, промыть подшипники в бензине Б-70. При замене подшипника новым, подшипник не следует вынимать из упаковки до полной готовности узла к сборке. Во время сборки подшипник следует брать только чистыми руками. ВНИМАНИЕ! Запрещаются удары непосредственно по подшипникам.

7.3. Монтаж подшипников следует производить при помощи изготовленных из мягких металлов специальных оправок путем легких ударов по ним молотком. Рабочий инструмент должен быть чистым, тщательно промытым и не иметь заусенцев.

7.4. Перед установкой подшипника посадочные места под подшипник на валу и в щите следует тщательно очистить, промыть керосином, а затем бензином Б-70 и смазать тонким слоем смазки ЛДС-3. Промыть бензином Б-70 все детали подшипникового узла.

7.5. Для посадки на вал подшипник следует нагреть до температуры 80С в минеральном масле. Дальнейшую сборку следует вести после охлаждения.

7.6. Перед сборкой и после сборки проверить нормальный ход подшипника «от руки».

7.7. Камеры подшипниковых узлов заполнить смазкой ЛДС-3 нагнетанием ее через масленки в количестве 0,17 кг на передний подшипниковый узел и 0,12 кг – на задний, тщательно заполняя весь свободный объем подшипника. В камере подшипниковых крышек смазку не закладывать.

7.8. Перед сборкой ротор должен быть отбалансирован.

7.9. После окончания сборки двигателя проверить (вращением от руки), свободно ли вращается ротор.

8. Правила хранения.

8.1. Двигатели для районов с умеренным и холодным климатом допускается хранить в закрытых помещениях с естественной вентиляцией при температуре от плюс 40С до минус 50С и относительной влажности 80% при 15С.

8.2. Двигатели общеклиматического исполнения допускается хранить в закрытых помещениях с естественной вентиляцией при температуре от плюс 50С до минус 50С и относительной влажности 70% при 27С.

8.3. Свободные концы вала, консервируются смазкой ЛДС-3 и обворачиваются парафиновой бумагой.

8.4. Сопрягаемые поверхности станины, щитов, поверхность под болт заземления, все резьбовые поверхности покрыть тонким слоем масла К17 ГОСТ 10877 или смазкой ЛДС-3.

8.5. Срок хранения двигателей – 3 года. Консервация рассчитана на весь срок хранения. По истечении указанного срока необходимо произвести переконсервацию. Поверхности, подлежащие переконсервации, предварительно очистить от старой смазки и обезжирить.

8.6. Переконсервации подлежат двигатели после морских перевозок.

9. Транспортирование.

9.1. Двигатели можно транспортировать любым видом транспорта в упаковке, обеспечивающей их сохранность, на неограниченное расстояние при температуре от минус 50С до плюс 50С и относительной влажности 80 % при плюс 15С.

9.2. При транспортировании двигатели устанавливать так, чтобы ось вала была перпендикулярна направлению движения транспортного средства.

9.3. При погрузке и выгрузке упакованных двигателей не допускаются броски, толчки, удары и резкие захваты.

9.4. Распакованные двигатели поднимать только за рым-болты и грузовые винты..

10. Ответственность.

В период действия гарантийного срока изготовитель не несет ответственности за повреждения, возникшие по вине потребителя в результате:
— неквалифицированного и неправильного монтажа, подключения, эксплуатации и технического обслуживания;
— разборки или доработки двигателя без согласования с заводом-изготовителем.

Источник

Оцените статью