Своими руками лодка автомобильный двигатель

КАК САМОМУ СДЕЛАТЬ МОТОР ДЛЯ ЛОДКИ?

При ограниченном бюджете и золотых руках можно не только сделать лодку самому, но и двигатель к ней. Есть несколько механизмов, не используемые по первоначальному назначению, из которых можно получить добротную конструкцию. В данной статье будут представлены варианты получения самодельного лодочного мотора и инструкция по изготовлению.

Содержание статьи

Из чего сделать двигатель?

Мотор для лодки ПВХ зачастую стоит дороже самого судна. Но дело не только в стоимости конструкции. На некоторых водоемах нельзя передвигаться с помощью бензиновых движков. К тому же электромотор имеет ряд преимуществ перед своими собратьями с заправкой горючим.

  • Отсутствие хлопот по покупке бензина, замене масла и неприятностей с выхлопными газами.
  • Небольшой вес и габариты по сравнению со многими заводскими агрегатами.
  • Значительная экономия в применении электропривода.
  • Можно создать аппарат, способный иметь хорошую тягу при незначительном потреблении электроэнергии.

А самодельный лодочный мотор еще и будет более надежным устройством, поскольку владелец будет знать каждый винтик внутри. Если в гараже завалялись некоторые механизмы, которые уже не годятся для использования по прямому назначению, можно использовать следующие.

В качестве основы подойдет любое изделие с двигателем внутреннего сгорания.

Самодельный лодочный мотор из дрели

В большинстве домов и квартир можно найти старенькую дрель или шуруповерт. Даже в новом виде они более доступны по цене, чем промышленный мотор. Если они работают на аккумуляторах и имеют кнопку для регулирования оборотов, то принцип работы с электромотором схож.

  • Наличие аккумулятора как источника питания.
  • Гребной винт с редуктором приводят плавсредство в движение.
  • Органы управления двигателем представляют собой кнопку реверса и рукоятку управления скоростью вращения.

В большинстве своем заводские лодочные изделия герметичны, в связи с чем допускают пользование в воде. Этот факт исключается при выборе дрели или шуруповерта в качестве самодельного лодочного мотора, потому что они негерметичны.

Но стоит помнить о том, что проникновение влаги на органы управления электродрели чревато неприятностями. Движок заглохнет и судно остановится. Плюсом будет то, что найти запчасти для дрели очень просто.

Еще одним значимым моментом является то, что она не предназначена для работы в постоянном режиме. Это не очень подходит для лодочных двигателей. Поэтому желательно создать запас мощности во избежание перегрева самоделки.

  • Начинать надо от ста пятидесяти ватт и более того.
  • В данном случае реально выбрать гребной винт с диаметром в сто тридцать миллиметров.
  • Общий вес судна составляет не больше трехсот килограммов.

Напряжение дрели и шуруповерта может быть различным, как и аккумуляторов к ним. Но емкости последних для управления лодкой недостаточно. Тогда сгодится автомобильный аккумулятор, который выдает двенадцать вольт. С аналогичным напряжением лучше выбрать и дрель.

Конечно, батарея аккумуляторов на любое напряжение спасет ситуацию. Но стоимость такого устройства может обойтись недешево.

Нужные комплектующие детали

Чтобы изготовить для лодок самодельные моторы из дрели, нужно собрать набор приспособлений и инструментов:

  • рейки для крепления движка;
  • при подвешивании на транец сгодится механическая часть от болгарки;
  • труба диаметром двадцать миллиметров подойдет для изготовления штанги, а каркас из профиля двадцать на двадцать миллиметров подойдет для установки мотора;
  • металлический прут для создания вала и листовой металл для винта;
  • ручные ножницы по жести;
  • электрическая дрель со сверлами;
  • углошлифовальная машина с отрезными и заточными дисками;
  • саморезы при наличии дерева в устройстве.

Если нужно оперативно достать гребной винт, то желательно сделать подъемный механизм для управления мотором в вертикальном и горизонтальном положении.

Для создания механизма нужно снабдить струбцины кольцами и провести через них трубку. Такое шарнирное приспособление обеспечивает надежность руля.

Редуктор и гребной винт

Обороты дрели несколько больше тех, что требуются для работы гребного винта. Редуктор отрегулирует разницу.

  • Верхний редуктор способен снизить обороты с полутора тысяч до трехсот. При таком раскладе самодельный мотор позволит лодке двигаться плавно.
  • Нижний редуктор важен для горизонтальной постановки винта. Если он берется от болгарки, достаточно зажать его в патроне шуруповерта.

Чтобы сделать пропеллер винта, нужно выделить определенные отрезки на стальном листе. Хватит квадрата двести на двести миллиметров и толщиной в три. Вырезать нержавейку намного труднее, но она предпочтительнее и служит дольше. Также можно взять лопатку от бытового вытяжного вентилятора.

В центре листа нужно проделать отверстия. Они необходимы для посадочного винта. Прорези делают по диагонали, оставляя по центру окружность в тридцать миллиметров.

Лопасти должны быть круглыми и равными. Разворачивать каждую нужно под определенным углом и направлением вращения, чтобы не было колебаний винта.

Пробный «заплыв» делают в любой таре с водой, в которую влезет винт. Можно поехать на маленький пруд и опустить винт в воду без лодки. Такое испытание покажет, готов ли сделанный мотор к заплывам.

Правильно собранный электродвигатель будет отбивать струйку воды, но без вибраций. Если что-то пошло не так, конструкцию, сделанную на лодку своими руками, всегда можно довести до ума с помощью большего угла наклона лопастей.

Прежде чем сделать мотор для лодки, нужно понимать, как она будет с его помощью передвигаться. Важно учитывать вес судна со всеми вещами, мощность движка, силу тока и рабочее напряжение. Мощность мотора для резиновой лодки или ПВХ должна быть больше мощности нагрузки хотя бы на двадцать процентов. Данное преимущество пригодится при форс-мажорах.

Читайте также:  Как определить если прогорел клапан в двигателе

Желательно измерить напряжение при нагрузке и во время холостого хода посредством специального прибора.

Лодочный мотор своими руками из триммера

Отличный самодельный лодочный мотор получается из триммера. Такой электродвигатель делается просто из-за схожести аппаратов.

У триммера или мотокосилки нет необходимости что-то отнимать и сильно переделывать. В частности, верхний редуктор остается таким же, как и система питания двигателя и управления.

Вариант считается весьма выгодным и удобным, потому что в устройстве присутствует трансмиссия и двигатель. Остается сделать крепление для плавсредства, убрать область с диском и поставить гребной винт. Но не будем забывать о недостатках.

  • Стоит помнить, что мотор для лодки из триммера обладает малой мощностью. Плыть против течения такому прибору трудно.
  • Лодочный мотор из триммера идеально подходит для передвижения на небольших водоемах со стоячей водой. А это не всегда предел мечтаний любителей активного отдыха.
  • Придется привыкать к сильному шумовому эффекту и задымлению.

В целом подобный самодельный лодочный мотор получается не совсем дешевым вариантом из-за стоимости мотокосилки. Но если она уже есть и в ней появились дефекты, ее легко можно переделать в движок для самых разных моделей плавучих средств. Он подойдет небольшим катерам, его выдержит лодка из фанеры из-за легкости конструкции и надувная тоже.

Самодельный лодочный мотор из мотоблока

Если предыдущий вариант считается маломощным, то устройство из мотоблока наоборот. У техники для работы с землей, как правило, надежные четырехтактные движки внутреннего сгорания. Такой мотор для лодки, изготовленный своими руками, способен везти пассажиров даже против течения на внушительной скорости.

Правда, приличный объем не позволяет ставить подобные конструкции на лодках ПВХ. По крайней мере на малых. Принцип того, как сделать лодочный мотор, из мотоблока следующий.

  • Вместе фрез в одной плоскости с валом ставят алюминиевые лопасти.
  • Лопасти должны находиться перпендикулярно движению судна. На вид это прямоугольные пластины, наполовину скрытые под водой. Остальная часть свободно перемещается по воздуху.
  • Устройство крепится к корпусу плавсредства и дает ему возможность легко двигаться даже на мелководье и водоемах со стремительным течением.

Возможные самоделки для лодки ПВХ своими руками

Самодельный лодочный мотор можно построить из движка от вентиляции или печки из легковушки. Либо взять автомобильный компрессор «Гном».

Однако для таких моделей существует ряд минусов.

  • Первый вариант погружается на валу. Но при этом герметичность нарушается. Приходится продумать, как решить эту проблему оперативно.
  • Компрессор считается мощнее и устанавливается вертикально сверху. При этом соединяется с винтом через угловой редуктор и вал.

Работать с указанными конструкциями реально при наличии технического опыта. Иначе лучше обратиться к механику.

К примеру, тот, кто использует лодки под мотор, сделанные без чьей-либо помощи из фанеры, в состоянии справиться с переделкой мотоблока.

При всем многообразии лодочных моторов сделанные для судна ПВХ своими руками являются приемлемыми вариантами. По отзывам можно судить, что продолжительность их работы не отличается от заводских при грамотной переделке и сборке.

Стоит помнить, что перед использованием на большой воде, нужно протестировать изготовленный лодочный мотор своими руками. Это можно сделать хотя бы у берега водоема. В любом случае обретенный опыт всегда поможет при столкновении с неожиданностями в работе электродвигателей.

Источник

Проект катера «Гольфстрим» — катер с автомобильным двигателем

Выбирая очередной проект катера для самостоятельной постройки, редакция решила отдать предпочтение быстроходному катеру, имеющему современный дизайн, оснащенному мощным легким автомобильным двигателем и приспособленному для воскресного отдыха и небольших путешествий экипажа из четырех человек.

За рубежом такие катера, получившие название «дейкруйзер» или «уикэндер», пользуются сейчас большой популярностью. В пользу публикации такого проекта говорит и то обстоятельство, что наша промышленность в настоящее время ничего подобного не выпускает, хотя, судя по редакционной почте, проектом типичного «дейкруйзера» интересуются как индивидуальные судостроители-любители, так и профсоюзные коллективы ряда предприятий и кооперативы.

Независимо от того, кто возьмется за осуществление публикуемого проекта катера «Гольфстрим», необходимо еще раз критически отнестись к своим возможностям, реально оценить предстоящие трудности. Тем более, что ограниченный объем журнала не позволяет привести рабочие чертежи и полное описание технологии постройки. Публикуемые проекты могут служить как бы ориентиром, канвой технической идеи и предполагают творческое участие строителя в решении каждого отдельного узла, детали или технологического процесса.

К данному проекту эти слова относятся в наибольшей степени. Он рекомендуется для реализации опытному судостроителю, способному самостоятельно решать массу технических вопросов по постройке корпуса, монтажу силовой установки, электрооборудования и т. п. Лучше, если катер «Гольфстрим» будет для тех, кто возьмется его строить, не первым судном. Иначе трудно будет избежать напрасных затрат труда, ошибок и даже разочарований.

Важно также реально осознать, что потребуются немалые затраты денег не только на постройку катера, приобретение материалов и оборудования, но и на его дальнейшую эксплуатацию, особенно, если будет установлен мощный бензиновый двигатель. Именно с поиском и установкой двигателя будет связана одна из наибольших трудностей.

Основные данные катера «Гольфстрим»
Длина наибольшая, м 6,96
Ширина наибольшая, м 2,54
Ширина по скуле, м 2,22
Высота борта, м 1,36
Килеватость днища на транце, град. 17° 30´
Пассажировместимость, чел. 4
Водоизмещение, т 1,8
Мощность двигателя, л. с. 110—150
Скорость, км/ч:
с полной нагрузкой 48—52
максимальная с водителем и пассажиром 53—58

Общий вид катера «Гольфстрим»

Размерения катера «Гольфстрим» определились, в первую очередь, желанием разместить экипаж в составе четырех человек при минимальном уровне комфорта. Кроме того, принятые размерения при соответствующем выборе обводов гарантируют безопасность плавания на акваториях, где волнение около 3 баллов (максимальная высота волны 1,2 м) — нормальное явление.

Водоизмещение катера «Гольфстрим» при соблюдении строгой весовой дисциплины при постройке составит около 1800 кг. А это значит, что для вывода его на режим глиссирования потребуется минимальная мощность двигателя около 90 л. с. Напомним, что у нас в стране выпускается практически только одна модель катерного бензинового двигателя такой мощности — «М8ЧСПУ-100», но в торговую сеть она не поступает. Это конвертированный автомобильный 8-цилиндровый двигатель «ГАЗ-53»; его номинальная мощность 100 л. с. при 3000 об/мин. В катерном варианте удельный вес двигателя, снабженного угловым реверс-редуктором и двухконтурной системой охлаждения, составляет 3,75 кг/л. с. Устанавливается он на служебных и разъездных катерах и может быть приобретен только по случаю — со списанного катера.

Читайте также:  Как работает трех цилиндровый двигатель

Но даже если такой случай представился, не спешите, а постарайтесь приобрести списанный двигатель «ГАЗ-13» или «ГАЗ-14» номинальной мощностью 195 и 220 л. с. соответственно. В очень небольшой серии существуют и катерные варианты этих двигателей, которые устанавливаются на определенные модели буксировщиков воднолыжников. В этом случае можно рассчитывать на эффективную длительную мощность 110—115 л. с. (На катерах двигатель работает на постоянной мощности, в отличие от автомобиля, где используется коробка передач и режим работы зависит от дороги; поэтому на катерах для сохранения моторесурса автомобильные двигатели эксплуатируют на мощности не выше 50—60 % от номинальной.) Запас мощности может потребоваться, например, при выходе на глиссирование груженого катера. В качестве трансмиссии на гребной винт можно использовать штатный реверс-редуктор двигателя «М8ЧСПУ-100» или же другого типа. Вообще говоря, уязвимому наклонному гребному валу лучше было бы предпочесть угловую поворотно-откидную колонку или даже водометный движитель, но их придется конструировать и изготавливать самостоятельно.

Словом, приступать к постройке катера «Гольфстрим» можно только после того, как будут решены все вопросы, связанные с выбором двигателя и передачи.

Таблица плазовых ординат

Линии № шпангоута
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тр.
Полушироты от ДП, мм
А 305 310 315
Б 766 904 956 952 950 950
В 978 1012 1016 1016
Г 813 970 1050 1087 1090 1090 1090 1090
Д 1285 1310 1328 1340 1347 1350 1350 1350 1350 1350 1350 1350 1350
Е 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200
Ж 373 643 842 980 1073 1134 1164 1176 1176 1176 1176 1176 1176
З 204 454 667 832 957 1046 1098 1120 1120 1120 1120 1120 1120
Ширина бортового брызго-
отбойника
20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
Ширина скулового брызго-
отбойника
5 12 20 36 54 72 80 88 94 110 140 190 250
Редан I 48 224 353 457 490 518 532 532 502
Ширина редана I 8 34 58 70 80 80 80 80 50
Редан II 39 277 468 618 725 803 841 856 856 856 856 856 856
Ширина редана II 3 36 52 60 68 78 80 80 80 80 80 80 80
Высоты от ОЛ, мм
А 1500 1625 1693
Б 1455 1546 1630 1712 1720 1720
В 1582 1582 1582 1582
Г 1340 1352 1357 1360 1360 1360 1360 1360
Д 594 885 1066 1167 1210 1230 1230 1230 1230 1230 1230 1230 1230
Е 622 914 1093 1200 1245 1268 1268 1268 1268 1268 1268 1268 1268
Ж 966 894 832 787 750 726 715 705 705 705 705 705 705
З 800 670 558 470 410 375 356 350 350 350 350 350 350
Киль 608 319 140 46 8
Внимание! В «КиЯ» допущены ошибки в таблице плазовых ординат. Данная таблица публикуется с необходимыми исправлениями.

Теоретический чертеж катера «Гольфстрим»


увеличить, 1200х1002, 116 КБ

Остроскулые обводы корпуса представляют собой моногедрон с углом внешней килеватости днища на транце 17,5°. В сочетании с подрезанным по плавной кривой линии форштевнем и развалом бортов в носу это позволяет на волнении до полуметра поддерживать максимальную скорость до 53—58 км/ч. Для частичной компенсации потери гидродинамического качества из-за повышенной килеватости корпуса, на днище с каждой стороны от киля установлены по два продольных редана и скуловые брызгоотбойники. В корме скуловые брызгоотбойники переходят в широкие площадки, благодаря которым уменьшается ходовой дифферент и облегчается выход катера на глиссирование. На скоростях свыше 50 км/ч важной составляющей общего сопротивления судна становится доля воздушного сопротивления. У катера «Гольфстрим» стремительный, «зализанный» силуэт, характерный для современных быстроходных катеров и отличающийся низким коэффициентом лобового сопротивления. Характерна для него и малая парусность, сказывающаяся на ходовых качествах катеров на боковых ветрах. Отличительной особенностью силуэта катера является и П-образная мачта-кронштейн, которая служит опорой для постановки ходового и стояночного тентов, размещения топового огня, антенны, сирены и т. д.

Характерными для современных катеров стали кормовые и носовые площадки, так называемые «балконы». У «Гольфстрима» они также имеются. Носовая площадка удобна для работы с якорем, подъема пассажиров на палубу катера стоящего у песчаного берега. Под площадкой укреплен небольшой трап, который опускается вниз после удаления закладной чеки. Кормовая площадка также удобна для посадки пассажиров, при швартовке; для подъема человека из воды с площадки опускается трап из стальных нержавеющих труб. Здесь же закреплен небольшой кронштейн для установки в аварийных ситуациях подвесного мотора. Под сланью площадки предусмотрено место для хранения кормового якоря, концов и т. п. На ее нижней поверхности смонтирована часть рулевого устройства.

Законченность силуэту катера «Гольфстрим» придают три релинга, которые обеспечивают безопасность пассажиров при проходе по палубе. Два из них, сделанные из стальных нержавеющих труб, укреплены на носовой площадке и на крыше рубки, а третий, деревянный, — в корме по бортам кокпита. Своеобразный внешний вид катеру придают и сильно наклоненное ветровое стекло с плоскими гранями, широкие и низкие стекла в боковых стенках каюты, застекленный форлюк, который в жаркую погоду может открываться. В остальном общее расположение и оборудование традиционны для катеров таких размерений и назначения.

Читайте также:  Как отрегулировать карбюратор двухтактного двигателя

Схема общего расположения катера «Гольфстрим»


увеличить, 1200х817, 90 КБ

Центральную и почти всю носовую часть судна занимает светлая и просторная каюта размерами 3,6X1,9 м. Высота подволока в ДП — 1,5 м — позволяет удобно разместиться за столом всему экипажу, а кок, занятый приготовлением пищи, может стоять во весь рост при сдвинутой крышке люка. Камбуз (газовая плита и холодильник «Морозко») расположен по левому борту. Крышка камбуза откидывается на кронштейн и увеличивает плоскость стола. Над плитой оборудованы шкафчики для хранения посуды, специй и запасов продовольствия. Обеденный стол может опускаться до уровня диванов и тогда с помощью столешницы можно оборудовать два спальных места, расположенных поперек катера. При необходимости еще два человека могут разместиться в носу на боковых диванах вдоль бортов. В основаниях диванов устроены рундуки для хранения спальных принадлежностей и походного снаряжения. В носовой части каюты по бортам имеются полки для хранения личных вещей экипажа. По правому борту оборудован платяной шкаф, на верхнюю крышку которого можно установить радиоприемник или портативный телевизор. Для вентиляции каюты в крыше сделан люк, через который при необходимости можно закреплять швартовные или буксирные концы за носовые утки. Водитель и пассажиры, находящиеся в кокпите, защищены от ветра и брызг развитым ветровым стеклом, а в дождь — съемным тентом, состоящим из двух частей. В кокпите имеются четыре кресла; сделан он достаточно глубоким, так что находиться в нем, даже при сильной качке, вполне безопасно. В кормовой части палубы кокпита имеются водоотливные (с невозвратными клапанами) шпигаты, через которые попавшая вода быстро удаляется самотеком, так как настил расположен выше ватерлинии. К слову сказать, штуртросовая проводка для обеспечения безопасности проходит по верхнему краю транца.

Двигатель закрывается деревянным капотом с шумоизоляцией по внутренней поверхности. Моторный отсек обязательно следует оборудовать вытяжным вентилятором, включаемым перед каждым пуском двигателя, а также вентиляцией отсека на ходу с помощью приточных и вытяжных каналов. Вентиляцию необходимо предусмотреть и в отсеках, где будет размещена аккумуляторная батарея и топливо. Эти отсеки должны отделяться друг от друга негорючими переборками. Для обеспечения непотопляемости под палубой в носу и в корме необходимо будет разместить около 1 м³ пенопласта. Корпус катера может быть обшит любой водостойкой фанерой (лучше авиационной толщиной 6—8 мм на днище и 5—6 мм на бортах). Все детали набора изготавливаются из прямослойной сосны воздушной сушки, без сучков и других дефектов. Узлы следует собирать на водостойких клеях с запрессовкой латунными шурупами. После установки обшивки рекомендуется набор и саму обшивку прокрасить горячей олифой, а снаружи корпус оклеить стеклотканью на эпоксидном связующем: днище в два слоя, а борта — в один. Скуловой брызгоотбойник и продольные реданы следует устанавливать после оклейки днища стеклотканью.

Для изготовления дверей каюты, мебели, релинга, сланей площадок наиболее предпочтительно красное дерево, которое надо пропитать горячей олифой и покрыть лаком. Корпус катера «Гольфстрим» лучше всего окрасить эпоксидными красками в несколько слоев (до четырех) с последующей располировкой. Эта краска наименее подвержена обрастанию при эксплуатации.

Вдоль привального бруса рекомендуется установить буртик из черного полиэтилена высокого давления — он хорошо себя зарекомендовал для этой цели. Швартовное и буксирное устройства состоят из двух пар уток (в носу и в корме) и рыма, укрепленного на форштевне. Вдоль борта на стенках рубки следует установить рымы для крепления кранцев.

Конструктивные сечения по шпангоутам 3, 6 и 10

увеличить, 1200х803, 133 КБ
1 — крыша рубки, фанера δ=4—5; 2 — бимс рубки 22X35, склеить из реек; 3 — стойка 22X45; 4 — полубимс 22X40; 5 — топтимберс 22X90; 6 — шельф (опора дивана) 22Х40; 7 — флортимберс 22Х90; 8 — стойка 22Х40; 9 — опорная рейка пайола 22Х50; 10 — киль 60Х120; склеить из реек; 11 — кница, фанера 6Х180X380; 12 — пайол, фанера δ=8—10; 13 — продольный редан 26X80; 14 — обшивка днища, фанера δ=6—8; 15 — стрингер днищевой 20X60; 16 — настил дивана, фанера δ=8; 17 — брызгоотбойник скуловой; 18 — стрингер скуловой, склеить из двух реек 25X50; 19 — кница, фанера 6Х180X320; 20 — обшивка борта, фанера δ=5—6; 21 — стрингер бортовой 15X50; 22 — спинка дивана, фанера δ=4; 23 — привальный внутренний брус, 25X60; 24 — буртик, полиэтилен 20X30; 25 — наружный привальный брус 20X50; 26 — кница, фанера 6Х150X220; 27 — обвязка фальшборта 30X35; 28 — иллюминатор, плексиглас δ=8; 29 — карленгс люка 8X30; 30 — кница, фанера; 31 — кница, фанера 120X260; 32 — полка, фанера δ=6; 33 — настил носового дивана, фанера δ=8; 34 — кница, фанера 6Х160Х200; 35 — кница, фанера 6X90X360; 36 — брусок, 22X60; 37 — опорный брусок кокпита, 30X50; 38 — опорная рейка пайола 22X60; 39 — кница, фанера 6X180X220; 40 — кронштейны для футштока, отпорного крюка, удилищ; 41 — кница, фанера 6Х140X220; 42 — мачта-кронштейн, фанера δ=3, рейки сосновые.

В заключение добавим, что одним из ленинградских любителей катер по приводимым чертежам уже построен. Правда, архитектура его в процессе постройки была несколько изменена.

Двухлетний опыт эксплуатации катера «Гольфстрим» (на нем установлен двигатель «ГАЗ-14», работающий на угловую колонку) полностью подтвердил ожидаемые результаты.

В. Богданов, «Катера и яхты», 1988 год.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Adblock
detector