Способы регулировки оборотов двигателя постоянного тока

КИП и АММИАЧНЫЕ ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

ПРИБОРЫ КИП ДЛЯ АХУ ЭЛЕКТРОМОНТАЖ НАЛАДКА ОБСЛУЖИВАНИЕ СРАВНЕНИЯ

Регулирование электродвигателей постоянного тока

Как известно в холодильной технике, да и не только там, необходимо регулировать скорость вращения электродвигателей. Это необходимо для плавного регулирования параметров установки, а как следствие и производительности. Ниже мы рассмотрим способы регулирование электродвигателей постоянного тока.

Способы регулирования электродвигателей постоянного тока.

Как известно, работа электрического двигателя постоянного тока основана на явлении электромагнитной индукции. При этом на проводник с током, помещенный в магнитное поле, действует сила, определяемая следующим образом:

где I — ток, протекающий по проводнику [A], В — индукция магнитного поля [Тл]; L — длина проводника [м].

При пересечении проводником магнитных силовых линий в нем наводится электродвижущая сила (ЭДС), которая направлена против тока в проводнике и поэтому называется обратной или противодействующей ЭДС. Электрическая мощность в двигателе преобразуется в механическую и частично тратится на нагревание проводника.

Конструктивно все электрические двигатели постоянного тока состоят из индуктора и якоря, разделенных воздушным зазором.

[hana-code-insert name=’reclam google’ /]

Электродвигатели постоянного тока применяют в электроприводах, где требуются большой диапазон регулирования скорости, большая точность поддержания скорости вращения, возможность регулирования скорости в большую сторону относительно номинальной.

С точки зрения регулирования электродвигателей нас будет интересовать формула для определения частоты вращения. Частота вращения электродвигателя постоянного тока определяется следующим образом:

n = (U – Iя Rя)/(kc Ф),

где U — напряжение питающей сети [В], Iя — ток якоря [A], Rя — сопротивление цепи якоря [Ом], kс — коэффициент, характеризующий магнитную систему, Ф — магнитный поток электродвигателя [Вб].

Данное выражение называется уравнением электромеханической характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Из него следует, что существует три способа регулирования угловой скорости:

  • за счет изменения величины сопротивления реостата в цепи якоря;
  • за счет изменения потока возбуждения двигателя Ф;
  • за счет изменения подводимого к обмотке якоря двигателя напряжения U. Ток в цепи якоря Iя и момент М, развиваемый двигателем, зависят только от величины нагрузки на его валу.

Остановимся подробнее на каждом из этих способов.

Вариант регулирования скорости двигателя постоянного тока изменением сопротивления в цепи якоря приводит к изменению жесткости характеристик в широких пределах, а потому при скоростях менее половины номинальной стабильность работы двигателя резко ухудшается. По этой причине диапазон регулирования скорости ограничен. Скорость можно регулировать в сторону уменьшения от номинальной (об этом свидетельствуют электромеханические и механические характеристики). Высокую плавность регулирования обеспечить трудно. Также недостатком является и наличие значительных потерь мощности в процессе регулирования.

При втором способе регулирование осуществляется изменением величины магнитного потока за счет введения в цепь обмотки возбуждения дополнительного реостата. При ослаблении потока угловая скорость двигателя как при нагрузке, так и при холостом ходе возрастает, а при усилении потока уменьшается. Однако на практике возможно изменение скорости только в сторону увеличения. Благодаря возможности плавного изменения сопротивления реостата появляется и возможность плавного регулирования скорости вращения электродвигателя. Существенными преимуществами данного способа регулирования скорости являются его простота и высокая экономичность.

Однако данный вид регулирования практически не высвобождает мощности (энергопотребление постоянно), а потому используется в приводах только в качестве вспомогательного, причем, как правило, только в условиях холостого хода.

Третий способ регулирования скорости заключается в изменении напряжения, подводимого к обмотке якоря двигателя. Угловая скорость двигателя постоянного тока независимо от нагрузки изменяется прямо пропорционально напряжению, подводимому к якорю.

При этом следует отметить, что все регулировочные характеристики являются жесткими, а степень их жесткости остается для всех характеристик неизменной. Таким образом, работа двигателя является стабильной на всех угловых скоростях, и, следовательно, обеспечивается широкий диапазон регулирования скорости независимо от нагрузки. Более того, угловую скорость можно уменьшать и увеличивать относительно номинальной. Также достаточно просто обеспечить и плавное регулирование частоты вращения электродвигателя: для этого достаточно плавно изменять напряжение постоянного тока.

Читайте также:  Как определить проводку двигателя

Наконец, этот вариант регулирования является наиболее экономичным, поскольку регулирование угловой скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения осуществляется без дополнительных потерь мощности в силовой цепи якоря.

Учитывая все факторы вышеизложенного анализа существующих способов регулирования частоты двигателей постоянного тока, можно утверждать, что третий способ регулирования является наилучшим.

Именно поэтому в климатической технике регулирование двигателей постоянного тока реализовано посредством изменения питающего напряжения.

Источник

Регулирование скорости двигателей постоянного тока

Из уравнения электромеханической характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения следует, что возможны три способа регулирования его угловой скорости:

1) регулирование за счет изменения величины сопротивления реостата в цепи якоря,

2) регулирование за счет изменения потока возбуждения двигателя Ф,

3) регулирование за счет изменения подводимого к обмотке якоря двигателя напряжения U . Ток в цепи якоря I я и момент М, развиваемый двигателем, зависят только от величины нагрузки на его валу.

Рассмотрим первый способ регулирования скорости двигателя постоянного тока изменением сопротивления в цепи якоря . Схема включения двигателя для этого случая представлена на рис. 1 , а электромеханические и механические характеристики — на рис. 2 , а.

Рис. 1. Схема включения двигателя постоянного тока независимого возбуждения

Рис. 2. Механические характеристики двигателя постоянного тока при различных сопротивлениях цепи якоря (а) и напряжениях (б)

Изменяя сопротивление реостата в цепи якоря можно получить при номинальной нагрузке различные угловые скорости электродвигателя на искусственных характеристиках — ω1, ω2, ω3.

Проведем анализ данного способа регулирования угловой скорости двигателей постоянного тока с помощью основных технико-экономических показателей. Так как при данном способе регулирования изменяется жесткость характеристик в широких пределах, то при скоростях менее половины номинальной стабильность работы двигателя резко ухудшается. По этой причине диапазон регулирования скорости ограничен ( D = 2 — З).

Скорость при данном способе можно регулировать в сторону уменьшения от основной, о чем свидетельствуют электромеханические и механические характеристики. Высокую плавность регулирования трудно обеспечить, так как потребовалось бы значительное количество ступеней регулирования и соответственно большое число контакторов. Полное использование двигателя по току (нагреву) в этом случае достигается при регулировании с постоянным моментом нагрузки.

Недостатком рассматриваемого способа является наличие значительных потерь мощности при регулировании, которые пропорциональны относительному изменению угловой скорости. Достоинством рассмотренного способа регулирования угловой скорости являются простота и надежность схемы управления.

Учитывая большие потери в реостате при малых скоростях, данный способ регулирования скорости применяется для приводов с кратковременным и повторно-кратковременным режимами работы.

При втором способе регулирование угловой скорости двигателей постоянного тока независимого возбуждения осуществляется изменением величины магнитного потока за счет введения в цепь обмотки возбуждения дополнительного реостата. При ослаблении потока угловая скорость двигателя как при нагрузке, так и при холостом ходе возрастает, а при усилении потока — уменьшается. Практически возможно изменение скорости только в сторону увеличения ввиду насыщения двигателя.

При увеличении скорости ослаблением потока допустимый момент двигателя постоянного тока изменяется по закону гиперболы, а мощность остается постоянной. Диапазон регулирования скорости для данного способа D = 2 — 4 .

Механические характеристики для различных значений потока двигателя приведены на рис. 2 , а и 2 , б, из которых видно, что характеристики в пределах номинального тока имеют высокую степень жесткости.

Обмотки возбуждения двигателей постоянного тока независимого возбуждения обладают значительной индуктивностью. Поэтому при ступенчатом изменении сопротивления реостата в цепи обмотки возбуждения ток, а следовательно, и поток будут изменяться по экспоненциальному закону. В связи с этим регулирование угловой скорости будет осуществляться плавно.

Существенными преимуществами данного способа регулирования скорости являются его простота и высокая экономичность.

Данный способ регулирования используют в приводах в качестве вспомогательного, обеспечивающего повышение скорости при холостом ходе механизма.

Читайте также:  При нажатии на педаль сцепления обороты падают двигатель глохнет

Третий способ регулирования скорости заключается в изменении напряжения, подводимого к обмотке якоря двигателя. Угловая скорость двигателя постоянного тока независимо от нагрузки изменяется прямо пропорционально напряжению, подводимому к якорю. Поскольку все регулировочные характеристики являются жесткими, а степень их жесткости остается для всех характеристик неизменной, работа двигателя является стабильной на всех угловых скоростях и, следовательно, обеспечивается широкий диапазон регулирования скорости независимо от нагрузки. Этот диапазон равен 10 и может быть расширен за счет специальных схем управления.

При данном способе угловую скорость можно уменьшать и увеличивать относительно основной. Повышение скорости ограничено возможностями источника энергии с регулируемым напряжением и U ном двигателя.

Если источник энергии обеспечивает возможность непрерывного изменения подводимого к двигателю напряжения, то регулирование скорости двигателя будет плавным.

Данный способ регулирования является экономичным, так-так регулирование угловой скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения осуществляется без дополнительных потерь мощности в силовой цепи якоря. По всем перечисленным выше показателям данный способ регулирования по сравнению с первым и вторым наилучший.

Источник

Как регулировать обороты двигателя постоянного тока через Arduino

Наверное, каждый пацан в своём детстве разбирал игрушки и нередко находил в них небольшие моторчики. Кто их подключал напрямую к батарейке помнит, что они начинали вращаться, а направление вращения зависело от того какую подать полярность на его клеммы. В простоте регулировки и реверсирования и состоит прелесть электродвигателей постоянного тока (ДПТ).

Вообще, правильное название миниатюрных двигателей — это коллекторный двигатель постоянного тока с постоянными магнитами или модельный электродвигатель. Магниты в них располагаются на статоре и играют роль обмотки возбуждения. Модельными они называются из-за того, что их часто используют в радиоуправляемых моделях.

Регулировка оборотов

Известно, что при подключении такого двигателя к источнику питания он сразу начинает вращаться, а направление его вращения зависит от полярности подключенного напряжения.

При изменении питающего напряжения изменяется ток в обмотках, следовательно изменяется и подводимая мощность и его обороты. Есть два основных способа изменения напряжения на клеммах таких электродвигателей — использовать балластные резисторы для ограничения тока или использовать ШИМ-регулирование.

Балластные резисторы греются, выделяют энергию в виде тепла в воздух – это не эффективно и бесполезно.

Смысл ШИМ-регулирования состоит в подаче импульсов с фиксированной частотой, но изменяющейся шириной. От ширины импульса зависит действующее напряжение на подключенной нагрузке и вычисляется по формуле:

где Uнагр – напряжение на нагрузке, Uпит – напряжение источника питания, k – коэффициент заполнения.

Коэффицент заполнения – то отношение ширины импульса (tимп) к периоду (T), то есть:

На рисунке ниже вы видите, как выглядит питание нагрузки через ШИМ-регулятор при разных коэффициентах заполнения.

Короче говоря,при ШИМ-регулировании питание очень быстро включается и отключается, то есть подаётся импульсами. И чем уже эти импульсы – тем меньшее напряжение доходит до нагрузки.

Для ШИМ-регулирования можно собрать схему на таймере NE555 и других микросхемах либо использовать микроконтроллер.

Семейство плат с микроконтроллером ардуино также способно выдавать ШИМ сигнал, стандартная частота ШИМ у них 500Гц, а если быть точным, то 488,28 Гц. Если вам не принципиальная частота – то можно использовать как есть без сторонних библиотек. Отмечу, что для большинства применений этого достаточно. Не очень хорошо это подходит для регулирования яркости осветительных приборов из-за повышения коэффициента пульсаций светильника и вреда для зрения в итоге.

Обратите внимание на иллюстрацию, приведенную выше. Из неё мы видим микроконтроллер Atmega328, который лежит в основе этих плат выдаёт ШИМ-сигнал только на выходах 3, 5, 6, 9, 10, 11, которые обычно помечены знаком «

» плате, а на картинках с распиновками сокращением «PWM».

Подключение к Arduino

Напрямую к порту ардуино подключать нагрузку для диммирования нельзя, так как он может выдать всего 20 мА. То есть напрямую к порту можно подключать отдельные маломощные 5-мм светодиоды, во всех остальных случаях – используйте транзистор. В последнем случае максимальная нагрузка зависит от типа транзистора.

Читайте также:  Как подсоединить двигатель на 220 четыре вывода

Как мы уже определились ШИМ у нас выдают только пины с номерами 3, 5, 6, 9, 10, 11. Значит, к ним и будем подключать нагрузку. В качестве транзистора предлагаю использовать полевой транзистор (MOSFET) IRF840 – он N-канальный со встроенным обратным диодом для защиты от всплесков противо-ЭДС, его характеристики:

  • Предельно допустимое напряжение сток-исток (Uds): 500 V
  • Предельно допустимое напряжение затвор-исток (Ugs): 20 V
  • Пороговое напряжение включения Ugs(th): 4 V
  • Максимально допустимый постоянный ток стока (Id): 8 A

Можно использовать и другие транзисторы с логическим уровнем включения затвора ( Ugs(th) до 5В), в противном случае придется использовать драйвер или промежуточный транзистор для его открытия.

Кроме транзистора нам нужно 2 резистора — первый между выходом платы и затвором на 240 Ом (если его у вас нет – возьмите соседние номиналы) для ограничения тока заряда затворной ёмкости, так мы снизим вероятность выхода из строя порта и просадок по питанию. Второй резистор на 10-12 кОм подключим между затвором и землёй. Он нужен для того, чтобы затвор не висел в воздухе, а также разряда затворной ёмкости и ускорения закрытия полевика. Схему подключения вы видите ниже.

Чтобы задавать обороты, добавим в схему потенциометр, его подключим к аналоговому входу так, как мы делали это в прошлых статьях о сервоприводах и шаговых двигателях .одключение по

Соберем эту схему.

Для ШИМ в родной библиотеке Arduino IDE есть специальная функция — analogWrite (pin, value), в ней pin – номер порта, на который нужно выдавать сигнал, а value – его величина от 0 до 255. То есть при значении value равном 255 коэффициент заполнения на выходе будет равен 1, т.е. будет непрерывный сигнал на входе, а при 127 — почти 50%.

Для нашего эксперимента достаточно простенького кода, который вы видите далее.

int pot = A1; // назначаем вход А1 для чтения сигнала с потенциометра

int motor = 5; // к этому выходу подключаем затвор полевого тразнистора

analogWrite(motor, map (analogRead(pot), 0, 1023, 0, 255));

Функция map, которая используется в качестве второго аргумента функции analogWrite позволяет сократить код на несколько строчек. Её назначение преобразовать одни размерности в другие. Чтобы понять, как она работает рассмотрим её синтаксис:

map(value, fromLow, fromHigh, toLow, toHigh),

где: value – откуда брать величину, в приведенном выше примере мы её считываем функцией analogRead с пина, объявленного в переменной pot (это А1), fromLow – минимальное значение, которое будет участвовать в преобразовании (у нас это 0), fromHigh – максимальное значение для преобразования (у нас это 1023, потому что это максимальное значение, которое «видит» ардуина при чтении аналогового сигнала), toLow – в какое значение преобразовывать минимальное значение со входа, toHigh – в какое значение преобразовывать максимальное значение со входа (у нас это 255, потому что это максимальное число, которое можно записать в analogWrite).

То есть мы получаем любое число от 0 до 1023, а функция возвращает число от 0 до 255. Таким образом, у нас происходит преобразование, в общем-то, с сохранением величины в процентах (комментаторов прошу подсказать, как правильно назвать такое преобразование).

Заключение

ШИМ-регуирование с помощью ардуино реализуется достаточно просто. Оно с лёгкостью может использовать в самодельных радиоуправляемых моделях или роботах, а также для регулировки яркости каких-либо индикаторов и создания световых эффектов. Повторюсь, что для диммирования светильников и светодиодных лент он не очень хорошо подходит из-за низкой частоты.

Также отмечу, что при питании платы от одного источника питания, а нагрузки от другого, например, с большим напряжением, следует соединить их «минусы», иначе транзистор включаться не будет.

Ну и прилагаем видео, в котором иллюстрируется работа схемы рассмотренной в статье

Источник

Adblock
detector