Смазка двигателя оки схема

Устройство смазочной системы

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала и опоры распределительного вала. Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни и поршневые кольца, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов, а также подшипники и шестерни уравновешивающих валов.

Смазочная система (рис. 12) состоит из масляного насоса, масляного фильтра, картера, маслоналивной горловины на крышке головки цилиндров, указателя уровня масла в картере, а также каналов в блоке и головке цилиндров. Минимальное давление масла в системе контролируется датчиком 10, который ввертывается в отверстие фланца масляного фильтра, соединенное каналом с главной масляной магистралью в блоке цилиндров. Минимальное давление масла должно быть не менее 0,08 МПа при частоте вращения коленчатого вала 820-900 мин -1 . При падении давления ниже допустимого загорается красным цветом контрольная лампа светового табло.

Рис. 12. Смазочная система: 1 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 2 — главная масляная магистраль; 3 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 4 — масляная магистраль в головке цилиндров; 5 — канал подвода масла к опорной шейке распределительного вала; 6 — крышка маслоналивной горловины; 7 — редукционный клапан; 8 — ведущая шестерня масляного насоса; 9 — ведомая шестерня масляного насоса; 10 — датчик контрольной лампы давления масла; 11 — маслоприемник; 12 — сливная пробка; 13 — перепускной клапан масляного фильтра; 14 — противодренажный клапан масляного фильтра.

Масляный насос

Шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления, располагается на переднем конце коленчатого вала. Насос состоит из крышки, корпуса с полостями всасывания и нагнетания и маслоприемника. В корпусе устанавливаются ведущая 1 (рис. 13) и ведомая 5 шестерни. Для обеспечения необходимых зазоров между шестернями и корпусом при изменении температуры корпус отливается из чугуна, шестерни изготавливаются из металлокерамики. В корпусе полость всасывания отделяется от нагнетательной серповидным выступом 4.

Ведущая (с наружными зубьями) и ведомая шестерни насоса всасывают масло и впадинами зубьев подают его в нагнетательную полость насоса. При давлении выше 0,45 МПа открывается редукционный клапан 2 и часть масла перепускается в полость всасывания насоса.

Под пробку редукционного клапана ставится алюминиевое кольцо 3. Коленчатый вал в крышке насоса уплотняется резиновым сальником. Маслоприемник насоса уплотняется резиновым кольцом.

Масляный насос взаимозаменяем с насосом двигателя ВАЗ-2108.

Масляный фильтр

Взаимозаменяем с масляным фильтром двигателя ВАЗ-2105. Фильтр полнопоточный, неразборный. В стальной корпус установлен фильтрующий элемент из специального картона.

Вентиляция картера

Принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. При работе двигателя картерные газы по нижнему вытяжному шлангу 9 (рис. 14) отсасываются в маслоотделитель (полость), который закрывается крышкой 6. Далее картерные газы всасываются через верхний вытяжной шланг 5 и шланг 2 отвода картерных газов и с горючей смесью поступают в камеры сгорания двигателя.

Рис. 14. Схема вентиляции картера двигателя: 1 — впускная труба; 2 — шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 3 — карбюратор; 4 — фильтрующий элемент воздушного фильтра; 5 — верхний вытяжной шланг; 6 — крышка маслоотделителя; 7 — крышка маслоналивной горловины; 8 — патрубок вытяжного шланга; 9 — нижний вытяжной шланг; 10 — указатель уровня масла.

Источник

Система смазки

Устройство системы смазки показано на рис. 2-66.

Рис. 2-66. Система смазки: 1 — канал подачи масла, к коренному подшипнику; 2 — главная масляная магистраль; 3 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 4 — масляная магистраль в головке блока; 5 — канал подвода масла к опорной шайбе распределительного вала; 6 — крышка маслоналивной горловины; 7 — редукционный клапан насоса; 8 — ведущая шестерня масляного насоса; 9 — ведомая шестерня масляного насоса; 10 — датчик контрольной лампы давления масла; 11 — маслоприемник; 12 — сливная пробка; 13 — перепускной клапан масляного фильтра: 14 — противодренажный клапан масляного фильтра

Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием — стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов, шестерни привода и подшипники уравновешивающих валов.

При падении давления масла ниже допустимого загорается контрольная лампа недостаточного давления масла.

Масляный насос (рис. 2-67) шестеренчатый, с шестернями 6 и 7 внутреннего зацепления располагается на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. В верхней части канала установлен жиклер диаметром 1,7 мм, ограничивающий подачу масла к деталям головки блока цилиндров.

Масляный фильтр полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапаном.

Рис. 2-67. Детали масляного насоса: 1 — передний сальник коленчатого вала; 2 — крышка насоса; 3 — резиновое уплотнительное кольцо; 4 — маслоприемник; 5 — корпус насоса; 6 — ведомая шестерня; 7 — ведущая шестерня; 8 — редукционный клапан; 9 — пружина клапана; 10 — пробка; 11 — уплотнительное кольцо

Читайте также:  Многотопливный двигатель что это такое

Делайте это на горячем двигателе. Чтобы полностью слить масло, требуется не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.

Заменяя масло, смените и масляный фильтр, который снимите с помощью приспособления А.60312 (см. рис. 2-11). При установке фильтр завертывайте вручную.

При замене масла рекомендуется промывать систему смазки одним из моющих масел (ВНИИНП-ФД, МСП-1, МПТ-2М), для чего:

— после слива отработанного масла не снимая масляного фильтра, залейте промывочное масло до метки «MIN» на указателе уровня масла;

— запустите двигатель и дайте ему поработать (на этом масле) 10 мин на минимальной частоте вращения коленчатого вала;

— полностью слейте промывочное масло и снимите старый масляный фильтр;

— поставьте новый масляный фильтр и залейте новое масло, соответствующее сезону.

Разборка и сборка. Осторожно закрепите масляный насос в тиски, чтобы не повредить крышку 2 (см. рис. 2-67).

Выверните винты крепления корпуса 5 насоса и крышки 2, выньте корпус, ведомую 6 и ведущую 7 шестерни. Отверните пробку 10 редукционного клапана 8 и выньте пружину 9 с клапаном. Выпрессуйте из крышки 2 насоса самоподжимной сальник 1 коленчатого вала.

При сборке насоса смажьте поверхность наружного диаметра сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 2 до упора. Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 5 и заверните винты крепления корпуса и крышки.

Вставьте редукционный клапан, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 11 толщиной 1,5+0,2 мм.

Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан.

После сборки насоса при проворачивании рукой шестерён они должны вращаться плавно, без заеданий и рывков.

Проверка технического состояния деталей. После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте их состояние.

Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, а поверхность крышки должна быть плоской. При заметных износах зажмите крышку в точках 2 (рис. 2-68) и профрезеруйте (но не более чем на 0,2 мм) поверхности X и Y до размера 13,5+0,3 мм.

Рис. 2-68. Точки крепления крышки масляного насоса при фрезеровании плоскостей: 1 — сальник коленчатого вала; 2 — точки крепления крышки; 3 — пробка редукционного клапана. Χ, Υ — οлоскости фрезерования

Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора. При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.

Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин. Предельный диаметр гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,1 мм (рис. 2-69). Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм.

Рис. 2-69. Величины предельного износа корпуса масляного насоса

Основные размеры новых деталей насоса показаны на рис. 2-70.

Рис. 2-70. Основные размеры новых деталей масляного насоса

Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры, которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой — 0,15 мм. Если зазоры превышают предельные значения — замените шестерни. Величины предельного износа шестерен даны на рис. 2-71. Если их размеры превышают предельные значения — замените и шестерни.

Рис. 2-71. Величины предельного износа шестерен масляного насоса (размеры диаметров по вершинам зубьев даны для справок): а — ведущей шестерни; б — ведомой шестерни

Проверьте упругость пружины редукционного клапана и сравните полученные данные с приведенными на рис. 2-72. Редукционный клапан 1 (рис. 2-73) и отверстие под клапан не должны иметь продольных рисок. Предельные размеры клапана и отверстия при износе показаны на рис. 2-73.

Рис. 2-72. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана

Рис. 2-73. Величины предельного износа редукционного клапана масляного насоса и отверстия под клапан: 1 — редукционный клапан; 2 — крышка масляного насоса

Промывка деталей системы вентиляции картера двигателя

Для промывки снимите шланги 2, 5 и 9, отверните гайки крепления и снимите крышку головки блока цилиндров (рис. 2-74). Выверните винты крепления снимите крышку маслоотделителя и фильтрующий элемент 6 маслоотделителя.

Рис. 2-74. Схема вентиляции картера двигателя: 1 — впускная труба; 2 — шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 3 — карбюратор; 4 — фильтрующий элемент воздушного фильтра; 5 — верхний вытяжной шланг; 6 — фильтрующий элемент маслоотделителя; 7 — крышка маслоналивной горловины; 8 — патрубок вытяжного шланга; 9 — нижний вытяжной шланг; 10 — указатель уровня масла

Промойте крышку блока цилиндров и снятые детали вентиляции картера, а также шланги 2, 5 и 9 вытяжной вентиляции моющими средствами.

Снятые детали поставьте на место в обратном порядке.

Читайте также:  Какой двигатель больше расходует бензин

У карбюратора очистите и промойте ацетоном или бензином штуцер шланга 2 отвода картерных газов в задроссельное пространство.

Источник

Смазочная система двигателя

1. Редукционный клапан. 2. Ведущее зубчатое колесо. 3. Ведомое зубчатое колесо. 4. Канал подачи масла от насоса к масляному фильтру. 5. Датчик контрольной лампы давления масла. 6. Канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль. 7. Сливная пробка. 8. Фильтрующий элемент. 9. Перепускной клапан масляного фильтра. 10. Противодренажный клапан масляного фильтра. 11. Канал подачи масла к коренному подшипнику. 12. Главная масляная магистраль. 13. Отверстие для смазывания стенок цилиндра. 14. Жиклер ∅1,7 мм. 15. Вертикальный канал в блоке и головке цилиндров. 16. Масляная магистраль в головке цилиндров. 17. Канал подвода масла к опорной шейке распределительного вала. 18. Патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора. 19. Патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра. 20. Крышка маслоналивной горловины. 21. Корпус насоса. 22. Уплотнительное кольцо. 23. Передний сальник коленчатого вала. 24. Крышка насоса. 25. Резиновое уплотнительное кольцо. 26. Маслоприемник. 27. Впускная труба. 28. Карбюратор. 29. Шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора. 30. Фильтрующий элемент воздушного фильтра. 31. Верхний вытяжной шланг. 32. Крышка маслоотделителя. 33. Крышка головки цилиндров. 34. Нижний вытяжной шланг. 35. Указатель уровня масла.

Смазочная система двигателя предназначена для подвода масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения и повышения механического КПД двигателя, уменьшения износа трущихся деталей, охлаждения их и очистки масла от механических и других вредных примесей.

Смазывание трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Очистка циркулирующего масла от механических и других вредных примесей обеспечивается масляным фильтром с бумажным фильтрующим элементом.

Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих высокие смазочные свойства масла, стойкость против окисления и возможность работы в широком интервале температур.

Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметически закрываемую крышкой 20. Уровень масла контролируется по меткам на указателе 35 уровня масла. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрытое резьбовой сливной пробкой 7. Емкость масляной системы 2,5 л.

Смазочная система двигателя комбинированная, при которой часть деталей смазывается под давлением, часть самотеком и часть разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного зала.

Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, кулачки распределительного вала, подшипники уравновешивающих валов и шестерни их привода, толкатели клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Смазочная система включает масляный картер, маспоприемник 26 с фильтрующей сеткой, масляный насос и редукционный клапан 1, систему масляных каналов 4, 6, 11, 12, 15 в блоке и 16 в головке цилиндров, коленчатом и распределительном валах, полнопоточный фильтр очистки масла с фильтрующим элементом 8. перепускным клапаном 9 и противодренажным клапаном 10, указатель уровня масла 35 и маслозаливную горловину с крышкой 20.

Минимальное давление масла контролируется датчиком 5 контрольной лампы давления масла. Датчик ввертывается в отверстие фланца масляного фильтра, соединяемого каналами 4 и 6 через полость фильтра с главной масляной магистралью 12 в блоке цилиндров. Минимальное давление масла должно быть не менее 0.8 кгс/см 2 при 750—800 об/мин.

При падении давления масла ниже допустимого загорается красным цветом одна из контрольных ламп комбинации приборов.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос, расположенный на переднем конце коленчатого вала, засасывает масло через фильтрующую сетку маслоприемника 26, приемную трубку и канал в корпусе насоса и подает его по каналу 4 в блоке цилиндров к полнопоточному фильтру. В фильтре масло очищается от механических примесей и смолистых веществ. Отфильтрованное масло по каналу 6 поступает в главную масляную магистраль 12, проходящую вдоль блока цилиндров, а оттуда по каналам 11 в перегородках блока цилиндров подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. Во вкладышах коренных подшипников имеются по два отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из этих канавок часть масла идет на смазку коренных подшипников, а другая часть по каналам, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к подшипникам нижних головок шатунов. Через боковое отверстие 13 в шатуне из шатунного подшипника струя масла попадает на зеркало цилиндра в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в поршне отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня.

Читайте также:  Как правильно менять масло в двигателе сливать или откачивать

В шатунных шейках коленчатого вала происходит также центробежная очистка масла от частиц продуктов износа деталей и от посторонних включений, содержащихся в масле, которые скапливаются в наклонных каналах под действием центробежных сил в пространстве от отверстий в шатунной шейке до заглушки масляного канала коленчатого вала.

Кроме того, из главной масляной магистрали 12 масло по вертикальным каналам 15 в блоке и головке цилиндров подводится в масляную магистраль 16 головки цилиндров, а оттуда по каналам 17 к подшипникам распределительного вала.

Вытекающим из подшипников распределительного вала маслом смазываются рабочие поверхности кулачков и толкателей клапанов.

Масло, собирающееся под крышкой головки цилиндров, стекает к левой стороне двигателя и через окна в головке и каналы в блоке цилиндров сливается в картер.

Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах составляет 0,35. 0,45 МПа (3,5. 4,5 кгс/см 2 ).

Для того чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность. А чтобы предотвратить повышение давления масла сверх допустимого, в системе установлен редукционный клапан 1, перепускающий избыточное масло снова на вход масляного насоса.

Масляный насос

Масляный насос двигателя собран в специальном корпусе 21, прикрепляемом к передней стенке блока цилиндров. Масляный насос односекционный с зубчатыми колесами внутреннего зацепления.

Ведущее зубчатое колесо 2 масляного насоса устанавливается на переднем конце коленчатого вала.

В корпусе масляного насоса установлено ведомое зубчатое колесо 3. Для обеспечения необходимых зазоров между зубчатыми колесами и корпусом при изменении температуры корпус отливается из чугуна, зубчатые колеса изготовляются из металлокерамики. В корпусе полость всасывания отделяется от нагнетательной серпообразным выступом.

Пара зубчатых колес насоса вращается в корпусе с зазорами 0,03. 0,08 мм по высоте и 0,10. 0,17 мм по диаметру ведомого зубчатого колеса. Предельные допустимые зазоры в сопряжении равны 0,12. 0,15 мм по высоте и 0,3 мм по диаметру.

При работе двигателя ведущее 3 и ведомое 2 зубчатые колеса насоса всасывают масло и впадинами зубьев нагнетают его в нагнетательную полость насоса. При давлении выше 4,5 кгс/см 2 открывается редукционный клапан 1, и часть масла перепускается из полости давления в полость всасывания насоса.

Под пробку редукционного клапана во избежание течи масла ставится уплотнительное кольцо 22 Коленчатый вал в крышке 24 масляного насоса уплотняется сальником 23, маслоприемник 26 уплотняется резиновым кольцом 25.

Масляный фильтр

Масляный фильтр служит для очистки масла от вредных примесей, оказывающих существенное влияние на ускорение износа деталей двигателя. Качество масла в двигателе не остается постоянным, а засоряется продуктами износа деталей, частицами нагара, образовывающегося в результате неполного сгорания в цилиндрах двигателя, засоряется образующимися при высокой температуре деталей смолистыми веществами.

Масляный фильтр навернут на штуцер фланца и прижат к его кольцевому буртику. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком фланца. Масло поступает в фильтр по каналу 4 и, пройдя фильтрующий элемент, выходит в главную магистраль блока через центральное отверстие, штуцер крепления и канал 6.

Фильтр имеет противодренажный клапан 10, предотвращающий стекание масла из каналов системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 9, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в масляную магистраль 12.

Фильтрация масла производится фильтрующим элементом 8. При смене масла в двигателе фильтр необходимо заменять, чтобы обеспечить эффективную фильтрацию масла.

Система вентиляции картера двигателя

Во время работы двигателя через зазоры в местах установки поршневых колец и зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками в картер проникает некоторое количество отработавших газов. При пуске двигателя в цилиндрах также конденсируются пары бензина, которые, попадая в картер, разжижают масло и ухудшают его смазывающие свойства. Имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в картере, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий, а в соединении с сернистым газом образуют кислоты, которые разъедают рабочие поверхности деталей двигателя и ускоряют их износ.

Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу 27 двигателя. Кроме того, вентиляция картера не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. А поскольку система вентиляции закрытая, то исключается попадание картерных газов в салон автомобиля и уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу.

Вентиляция осуществляется путем отсоса газов из картера по нижнему 34 и верхнему 31 вытяжным шлангам и шлангу 29. Масло, которое отделяется в маслоотделителе, стекает обратно в масляный картер.

Источник

Adblock
detector