Шлам в двигателе что это такое

Основные причины возникновения отложений в ДВС. Часть 1.

Основные причины наличия большого количества отложений это:

— длительная работа двигателя при низкой температуре масла

— существенное превышение рекомендуемых интервалов замены масла

— попадание антифриза в масло

— выработка дизелем большого количества сажи

Посмотрим на каждую из причин более предметно.

Перегрев двигателя. Этот пункт можно разделить на два. Сильный, но кратковременный перегрев двигателя, приводит, как правило, к серьезным поломкам. Это и деформаций головки блока цилиндров и возможные поломки в ЦПГ и кривошатунном механизме. Но существует и другой вариант, когда перегрев не столь значителен, но происходит постоянно. Причиной его может быть неправильная работа системы охлаждения (помпа, термостат, указатель температуры или забитый радиатор). Такой перегрев не носит критически характер для конструкции самого двигателя, но существенно негативно влияет на смазочный материал. Очень часто подобные вещи водитель не в состоянии зафиксировать и поэтому зачастую продолжает эксплуатацию транспорта продолжительное время. Повышение температуры моторного масла в таком случае может достигать значений на 20 – 30 градусов Цельсия превышающих стандартные рабочие характеристик. В этом случае происходит лавинообразная деградация масла. При перегреве масла происходит процесс снижения вязкостных характеристик, а следовательно не эффективное уплотнение поршня и поршневых колец, в следствии чего увеличивается объем прорыва газов и несгоревшего топлива в картер. Концентрация азота, несгоревшего топлива, газов, влаги в перегретом масле, в конечно итоге приводит к его быстрому старению, деградации и полимеризации. Как следствие. Эти процессы приводят к образованию разного рода нагаров на деталях и в системах двигателя.

При нормальном режиме эксплуатации моющий потенциал масла довольно высок, но при частых поездках на непрогретом двигателе это потенциал сокращается очень существенно. В моторах эксплуатируемых при непрогретом двигателе могут наблюдаться обширные отложения шлама. Особенно в картерной зоне. Где наиболее высока концентрация влаги и самые низкие температуры.

Источник

Причины образования лаковых и шламовых отложения в двигателе

Насколько мне известно, лет так 15-20 назад такой проблемы не существовало в принципе. Да, у особых экономистов двигатели покрывались некоторым слоем сажи, выпавшей из умершего масла и окисленного масла в виде вязкой жидкости, которые довольно легко смывался обыкновенной соляркой без применения разной химии типа ДМСО. Но они практически не имели износа и не содержали твердого гуталина, лака, каменных отложений, а уж и о «мармеладе» из масла никто никогда и не слышал. Но настало Светлое Будущее. Производители масел выдумывали способы, как из максимально дешевого сырья (отходы не годящиеся никуда — асфальтовые фракции нефти) изготавливать смазочные материалы. И вот способ найден — везде началось внедрение технологии «гидрокрекинга». Потом ее ввели как 3ю базовую группу масел. И вот с тех пор мы все ищем идеальное масло, интервалы и режимы, при которых масло не умирает, не дает износа и не пачкает двигатель. И что самое важное — не закоксовывает и не закатывает в асфальт кольца, которые теряют подвижность. Особенность гидрокрекинга в том что он очень нестабилен, чтобы вам не обещала реклама. При низких температурах начинается образование шлама — из масла выпадают продукты горения нашего «высококачественного топлива» и продукты окисления масла (обратите внимание на крышку лобовины, поддон и клапанную крышку — у всех там ужос-ужос при большом пробеге), гидрокрекинг очень плохо держит в себе их, даже с самыми навороченными допусками, а при высоких из масла выпадает полимерный загуститель в виде желтого лака под клапанной крышкой, на кольцах, образуя твердый, очень прочный и практически несмываемый нагар. Как показала практика — даже 10% димексида в масле крайне слабо удаляет такие отложения. И эти отложения уже не удаляются никакими маслами с короткими интервалами… ример старого чистого двигателяример лака под клапаннойак на клапанной крышкелам в поддонеакоксованные кольца

Обратили внимание на цвет отложений? Вспомнили цвет вашей отработки с двигателя? Похоже, не правда ли? Кто виноват и что с этим делать, мы будем постепенно разбираться…

Источник

Шлам в двигателе — проблема подержанных машин

Шлам в двигателе: когда хорошее масло портится?

Для людей, которые покупают подержанный автомобиль, есть очень важный фактор, который редко проверяется, но его необходимо учитывать: какое масло заливалось раньше в двигатель и соблюдались ли интервалы замены масла.

Промывочное масло. Купить или нет?

Некоторые из наиболее продаваемых моделей, по всей видимости, имеют повышенный риск серьезных механических проблем, особенно если запланированные замены масла не были выдержаны по срокам. Хуже всего, если предыдущий владелец злоупотреблял применением различных присадок. Самой опасной угрозой является накопление осадка внутри мотора – это липкие отложения, которые уменьшают или блокируют циркуляцию масла и есть риск потратить несколько тысяч или даже десятков тысяч гривен на ремонт или замену двигателя. Часто предыдущие автовладельцы нарочно утаивают информацию о настоящем состоянии двигателя. Не стоит доверять словам – а промыть двигатель после покупки и залить качественное масло.

Читайте также:  Принцип работы двигателя ваз 21114

Что такое шлам?

Шлам представляет собой уплотнение структуры смазочной жидкости и разрушение масла, состояние двигателя ухудшается: влага и загрязняющие вещества накапливаются. Это приводит к тому, что масло превращается в гель, который приводит к избыточному износу деталей, по мере увеличения трения. Хуже того, эксперты предупреждают, что не существует надежного способа избежать неприятностей после покупки подержанного автомобиля, кроме как полная разборка или тщательная промывка мотора.

Проблема не в масле.

Предыдущий владелец подержанного автомобиля мог сознательно менять масло даже каждые 15 тыс. км или больше, значит после покупки проблема остается, если предыдущий владелец пренебрегал сервисным обслуживанием. Бывают случаи, когда двигатель может быть настолько поврежден шламом и нагаром, что Вы столкнетесь с явлением «вечного образования осадка», какое масло бы Вы не заливали. Поэтому, прежде чем ругать свежее масло, подумайте – может проблема не в качестве смазочного материала, а в неудовлетворительном состоянии двигателя и масляной системы.

В каких моторах больше шлама?

Тысячи владельцев автомобилей популярных марок, таких как Lanos, Sens, Chevrolett, Volkswagen, Audi и других сталкивались с проблемой шлама. Часто подержанные автомобили мы покупаем за границей. Европейцы стараются менять автомобиль каждые 2-3 года. Как думаете, будут ли они беспокоиться о состоянии двигателя в длительной перспективе? Конечно же, нет.

Как бороться со шламом?

В США, например, судья штата Луизиана окончательно утвердил прецедент в урегулировании вне суда иска на образования шлама в деле против Toyota, проблема охватывала 3,5 миллиона автомобилей. По условиям соглашения, Toyota будет ремонтировать автомобили с повреждениями, вызванными осадком, если владельцы смогут доказать выполнение всех рекомендаций по техническому обслуживанию. Это касается двигателей, не старше 12 лет.

Фильтр. Купить оригинал или аналог?

Отсутствие адекватной замены масла является не единственной бедой для покупателя подержанного авто, многое зависит и от фильтров. В идеале, предыдущий владелец должен был использовать только оригинальные масляные фильтры, но в большинстве случаев. Это совсем не так. В наши сложные времена, когда по всей стране происходит «покращення», с каждым годом растраты и цены возрастают, а зарплата и денежные выплаты не растут или вовсе урезаются. В такой ситуации каждый автовладелец начнет экономить на расходниках на свой страх и риск. В 70 % случаев, после конца гарантийного обслуживания автовладелец переходит на альтернативное масло и фильтра. Масляный фильтр, на самом деле, очень важная расходная запчасть.

Борьба со шламом в мире.

В октябре 2000 года американские водители попытались подать иск на Lexus, по такой же системе, как подавали в суд на Toyota. Пробег у двигателя был около 42 000 миль, двигатель не удалось завести из-за проблемы шлама. Мотор RX 300 был еще на гарантии, и, хотя у владельца были квитанции, показывающие, что он соблюдал все интервалы сервисной замены масла, Lexus отказался покрыть ремонт в сумме $ 8000, утверждая, что компания не виновата в плохом обслуживании.

Ситуация в Украине.

В Украине по таким случаям даже статистика не ведется, поэтому в суд подавать нет смысла. Тем не менее, проблема шлама в двигателях подержанных автомобилей с каждым годом, кажется, растет. Если это так, то акционный купон на капитальный ремонт двигателя придется покупать «в комплекте» с подержанным автомобилем. Тем не менее, регистрация аварий по причине шламовых отложений в моторе не ведется и вряд ли афишируется, поэтому сложно доказать важность этой проблемы. Иногда на форумах можно кое-что узнать о таких случаях, но о них быстро забывают или вовсе не принимают во внимание. Это слабое утешение для владельцев, которые неожиданно оказываются со счетом в размере 10 тысяч грн. или больше на ремонт или замену двигателя, который мог еще долго исправно работать.

Обслуживание двигателя.

Допустим, если бы всему виной были не владельцы автомобилей, а плохое обслуживание, то практически каждый двигатель от каждого автопроизводителя имел бы серьезные проблемы с осадком. Невозможно поверить, что все сервисные инженеры Украины или Европы сами плохо обслуживают определенные двигатели. Логическое объяснение состоит в том, что плохое обслуживание влияет на некоторые двигатели больше, чем на другие.

Хитрые производители двигателей.

В ситуации с судовыми исками не все так просто. Водители утверждали, что проблема была связана с измененной конструкцией двигателя, которую ввели инженеры Toyota, чтобы соответствовать стандартам выбросов. Концерн Toyota отрицает какую-либо проблему в дизайне его двигателей. Предлагаемое урегулирование конфликта было в комплексе с отрицанием, что автомобили Toyota или Lexus предрасположены к образованию шлама или парафиновых соединений.

Почему шлам появляется?

Трудно сказать, почему некоторые двигатели более уязвимы, чем другие, хотя регулярные замены масла будут более важны для двигателей с турбонаддувом. На двигатели с турбонаддувом идет более сильная нагрузка. Представители компаний VW и Audi отметили, что надлежащее техническое обслуживание имеет решающее значение для 1,8-литровых двигателей с турбонаддувом, которые использовались в 1997-2004 годах на моделях VW Passat и Audi A4. Объем масла также может быть важным фактором, например, с 2,7-литровым двигателем V-6 от Крайслера. Автопроизводитель решил использовать меньший масляный картер, чтобы потребители могли сэкономить на масле, давая двигателю пятилитровую маслоемкость вместо шести.

Как избежать нагара в моторе?

Что все это означает для потребителей, которые ищут подержанный автомобиль? Что полной промывки или вскрытия двигателя не избежать. Производители рекомендуют эксплуатировать автомобиль лишь 8 лет после первой заводской продажи. Таким образом, некоторые эксперты считают, что для потребителей лучше всего просто держаться подальше от двигателей с репутацией накопления шлама.

Читайте также:  Детонация двигателя ваз 21099 инжектор причины

«Это почти как закупорка артерий», — сказал мой хороший знакомый – опытный работник автосервиса,- «Вы хорошо выглядите внешне, но что твориться внутри – загадка, пока полную картину не покажет вскрытие».

Источник

Тесты продукции

Как удалить отложения в двигателе при промывке масляной системе (издание Автодела, август 2013)

Вопрос о необходимости промывки двигателя при очередной смене масла до сих пор вызывает ожесточенные споры на автомобильных форумах. Часть обсуждающих пытается доказать, что промывка необязательна и даже вредна, кто-то, наоборот, стремится мыть двигатель при каждой замене масла. Сколько людей — столько мнений. Профильные автомобильные издания уже добрый десяток лет как устранились от комментариев по поводу промывок и печатают исключительно плохо прикрытую рекламу.

Проведем систематизацию информации об используемых средствах для промывки двигателя, попытаемся обосновать процедуру и понять, чем и когда надо пользоваться при регламентной замене масла. Также постараемся ответить на вопрос: можно ли при помощи промывки только «вылечить» двигатель, устранить ту или иную проблему в агрегате?

История промывки двигателя

Начнем с истории. Процедуре промывки двигателя порядка сорока лет, и сейчас трудно сказать, кто ее придумал. Но при этом точно известно, что СССР и Запад шли разными путями.

Масло для промывки двигателя

В СССР промывка двигателя была разработана для очистки тихоходных тепловозных дизелей, а необходимая для этого техническая жидкость представляла собой жидкое минеральное масло с усиленным пакетом моющих присадок. Технология предусматривала довольно длительный процесс: промывка длилась не менее получаса, а чаще — дольше. Позднее метод без особых изменений перекочевал на легковую технику, и были выпущены специальные промывочные масла, на которых некоторые отечественные фирмы и фирмочки подняли неплохие деньги. Недостатков у такой «полнообъемной» промывки два, но они крупные: во-первых, в двигателе остается приличный объем несливаемого остатка промывочного масла; во-вторых, ни один производитель не добавлял в промывочное масло дорогие антизадирные присадки, и потому сохранялся серьезный риск повреждения высокофорсированного двигателя в процессе его промывки. Еще один, более мелкий недостаток в том, что утилизировать приходилось двойной объем нефтепродуктов, что создавало неудобство мелким сервисам. Сегодня описанная технология сама собой исчезла — вероятнее всего, по причине дороговизны нефти и нефтяных масел вообще, поскольку стоимость промывочного масла вплотную приблизилась к стоимости стандартного моторного масла.

Промывочные присадки в масло

Западные компании пошли иным путем. Экономные капиталисты посчитали, что использовать нефтепродукты для промывки невыгодно: приходится платить и за нефть, и за ее последующую утилизацию, а также за дополнительный ручной труд по сливу-заливу. И потому была разработана другая технология.

Двигатель загрязняется продуктами износа, продуктами окисления масла и топлива, то есть нагарами и смолами. В идеальных условиях эксплуатации с этими загрязнениями борются присадки самого моторного масла. Подавляющее большинство производителей масла так и пишут: «в масле есть все для нормальной эксплуатации». Ключевое слово — «нормальной». Как только условия эксплуатации меняются, нагрузка на масло вырастает в разы. Поэтому производитель авто совершенно логично рекомендует менять масло чаще в тяжелых условиях, но кто это делает. Обыкновенный автолюбитель считает так: «раз предписано менять масло через 15 000 км, я так и буду делать», а зиму, пробки, движение с прицепом и т.п. во внимание, как правило, не принимает. Неудивительно, что масло не выдерживает и первая неприятность, которая ждет подобных «знатоков», — смолистые отложения в двигателе. Итак, основная задача промывки — убрать накопившиеся в двигателе загрязнения от нештатных режимов эксплуатации и обойтись при этом малой кровью, добавив моющий компонент в старое, потерявшее моющие свойства масло. Были разработаны разнообразные присадки, которые объединяет одно: они добавляются в старое масло, поднимают его моющие свойства и способствуют выводу загрязнений из двигателя.

Однако неправильно думать, что все дополнительные промывки являются одинаковыми составами. Пристально рассмотрим их функции, но для начала точно сформулируем задачи, которые должна решить промывочная присадка:

1. Разжижить масло для лучшей циркуляции и проникновения в тонкие зазоры и каналы. Для этого присадка должна содержать разбавители, снижающие вязкость.

2. Обеспечить размягчение и растворение шламов и смол. Для этого используется усиленный комплекс моющих веществ, близкородственный пакету присадок самого масла (одновременно решается и вопрос совместимости дополнительных присадок и масла между собой).

3. Размельчить отмытые загрязнения, чтобы они не смогли закупорить масляные каналы. Для этого используются диспергирующие присадки, опять-таки аналогичные применяемым в самом масле.

4. Защитить двигатель в процессе его промывки, так как растворители разжижают масло. Для этого добавляется антизадирный компонент, также содержащийся в стандартных пакетах присадок моторных масел.

5. Предохранить сальники от растворителей в составе промывки. Добавляют специальные, ухаживающие за резиной компоненты (эстеры или силиконы в терапевтической дозировке).

Таким образом, моющая присадка является ближайшим родственником моторного масла, где вместо базового масла использованы химические или нефтяные растворители, и все это умещается в 200-500 граммовую баночку.

Увы, практика не столь радужна, как теория. Лабораторные исследования самых популярных на рынке промывочных составов, организованных одной столичной компанией, показали, что даже известные и раскрученные производители стремятся экономить и не используют все необходимые компоненты. Исследования были проведены в самой современной независимой лаборатории — МИЦ ГСМ.

Что может лабораторный анализ? С его помощью мы точно узнаем содержание химических элементов в исследованных образцах. Неспециалисту эти абстрактные цифры ни о чем не скажут, но мы попробуем раскрыть некоторые моменты.

Итак: моющие присадки делаются на основе соединений щелочных или щелочноземельных металлов, поэтому наличие значительного содержания натрия, калия или, чаще, кальция говорит о том, что имеется полноценный моющий пакет. Антизадирные компоненты распознаются по повышенному содержанию фосфора в сочетании с цинком, реже может присутствовать молибден.

Читайте также:  Как правильно установка зажигания на 406 двигателе

Лабораторный анализ показал наличие полноценных моющих и антизадирных компонентов только в продукции Liqui Moly GmbH и Comma, остальные исследованные образцы оказались простыми растворителями, поэтому весьма небезопасными. С протоколами испытаний можно ознакомиться на сайте организатора исследований .

Теперь с лидерcтвом на рынке промывочных составов примерно ясно, Понятно и то, каких препаратов стоит избегать. Теперь зададимся следующим вопросом: действительно ли промывки за 5-15 минут использования могут реально отмыть многолетние загрязнения, восстановить компрессию, уменьшить расход масла, более полно слить отработку? То есть выполнить все обещанное на этикетке.

Измерение компрессии в цилиндрах перед применением средства для промывки масляной системы Liqui Moly Pro-Line Motorspulung и после нее позволит оценить эффективность процедуры

Оценить количество выведенных загрязнений из двигателя вполне реально. Масляный шлам в загрязненном двигателе находится на внутренних стенках двигателя. Достаточно взвесить лоток со слитым маслом, чтобы оценить, сколько отработавшее масло прихватило с собой всякой дряни. Мы взяли в качестве объекта эксперимента «Тойоту», пригнанную из Соединенных Штатов, где владельцы традиционно не соблюдают интервалы смены масла. Всего в двигатель умещается 6,1 литра масла с учетом объема масляного фильтра, весящие по расчету (средняя плотность синтетического масла — 0,875 г/л), то есть 5,34 кг, плюс к тому 0,4 кг (нетто) промывки Liqui Moly Pro-Line Motorspulung, итого — 5,74 кг.

Предварительно прогреваем двигатель, после чего заливаем состав для промывки масляной системы Liqui Moly Pro-Line Motorspulung и засекаем 10 минут. Выдерживать необходимо ровно 10 минут, поскольку производитель присадки четко оговорил это время. Передерживать не только не полезно, но и противопоказано, так как летучие компоненты присадки в масло довольно быстро испаряются, и есть риск отложения отмытого нагара обратно на деталях двигателя. Перед заливкой промывки на прогретом двигателе был сделан замер компрессии в 4 наиболее доступных цилиндрах из 8 имеющихся. Записываем данные, они понадобятся нам позже.

Подсчитаем масляный шлам

По истечении 10 минут масло сливается в ванночку, и туда же выливается содержимое масляного фильтра. Ванночка взвешивается, из результата вычитаются 640 г ее собственной массы. Всего из двигателя было слито 5,95 кг масла. Для получения правильного результата нужно заправить двигатель штатным объемом масла по верхнюю отметку на щупе, что и было сделано. В двигатель вошло 5,9 литра с учетом масляного фильтра, то есть в двигателе присутствует примерно 200 мл несливаемого остатка. Это немного. Если мы теперь подсчитаем вес 5,9 литра чистого масла, то окажется, что это всего 5,16 кг. Разница между весом чистого масла и отработки дает нам представление о количестве отложений. После нехитрых арифметических действий получаем, что состав смыл со стенок двигателя 180 г масляного шлама. Несмотря на то, что наш подсчет далек от чистого лабораторного эксперимента, эффект от работы средства для промывки двигателя проявляется вполне наглядно.

Угадайте, в каком стакане масло с промывкой?

В двух колбах одна и также отработка, но в одну из них добавлено средство для промывки масляной системы

Компрессия

Вернемся теперь к показателям компрессии. Мы не стали замерять компрессию во всех 8 цилиндрах двигателя: это долго и совсем необязательно. Ограничимся замерами в левой части блока, то есть в цилиндрах 1, 3, 5, и 7, наиболее доступных для инструмента. На первый взгляд, полученный ряд цифр заставляет усомниться в работоспособности компрессометра, полученные значения выглядят так: 15,5; 14,2; 16; 15,3. То есть компрессия выше теоретически возможной (12,5-13) для двигателя с обычным распределенным впрыском. Как такое возможно? Да очень просто. Если днища поршней покрыты слоем нагара в 1,5-2 мм, то компрессия будет повышенной. Такой нагар приводит к детонации, перегреву и неравномерной работе двигателя в целом, не говоря уже о повышенном расходе топлива. Если за этим не следить, то поршни могут прогореть.

После промывки и заливки свежего моторного масла снова замеряем компрессию и получаем результат 12±0,2 во всех цилиндрах левой части блока. То есть компрессия выровнялась и оказалась в пределах теоретических значений. Этого и следовало ожидать, поскольку активность профессиональной промывки Liqui Moly Pro-Line Motorspulung настолько высока, что ее пары запросто разрушают связующий компонент нагара даже на днищах поршней. Описанный случай — один из возможных исходов после применения профессиональной промывки масляной системы. Чаще же «мотористам» приходится сталкиваться с понижением компрессии из-за закоксовок и лаковых отложений в канавках компрессионных колец, но еще чаще — с повышенным расходом масла из-за нарушения подвижности маслосъемных колец.

Напомним, что задача маслосъемных колец — формирование правильной масляной пленки для успешной работы колец компрессионных. Маслосъемные кольца имеют сложную составную конструкцию с минимальными зазорами, что и обусловливает их закоксовку в случаях перегрева, нарушения положенного интервала замены масла, использования «паленого» топлива и при долгом хранении автомобиля без надлежащей консервации агрегатов. Технологий раскоксовки колец несколько, самая распространенная предусматривает заливку специальной жидкости прямо в цилиндры двигателя. Это трудоемкая и небезопасная для двигателя процедура, которая запросто может привести к заклиниванию поршней из-за набухания нагара, после чего придется разбирать двигатель и устранять нагар вручную. Раскоксовка же при помощи масляных промывок значительно проще и абсолютно безопасна, но не все промывки для этого подходят.

Нагар на головке поршня может привести к изменению степени сжатия цилиндра, но его можно удалить использую средства для промывки масляной системы двигателя

Источник

Adblock
detector