Схема запуска реверсивного асинхронного двигателя

Схема реверсивного пуска асинхронного двигателя

Схема реверсивного пуска двигателя

В современной промышленности и в сельскохозяйственной сфере самое широкое применение нашли трехфазные асинхронные электрические двигатели. Они используются в различных станках, в качестве электропривода, в транспортерах, подъемных механизмах, насосах и вентиляторах. Такие же двигатели, имеющие небольшую мощность, часто применяются для автоматических устройств.

Особенности асинхронных двигателей

Многие несомненные достоинства сделали трехфазные асинхронные двигатели чрезвычайно популярными. Их отличает высокая надежность, они очень просты в эксплуатации и техническом обслуживании, могут работать в прямом подключении к сетям переменного тока.

Очень часто во время рабочих процессов возникает такая ситуация, когда необходимо обязательно изменить направление вращения вала на противоположное. Именно для таких случаев используется схема реверсивного пуска двигателя, совместно с которой применяются дополнительные электрические приборы. Без этих дополнительных устройств, невозможна нормальная реверсивная работа электродвигателя. Для этой схемы используются контакторы в количестве двух единиц, вводное автоматическое устройство, имеющее необходимые параметры, одно тепловое реле и три кнопки управления, входящие в кнопочный пост .

Реверсивный пуск двигателя

Для того, чтобы изменить направление вращения вала на противоположное, в обязательном порядке должно быть изменено расположение фаз напряжения, которое подается при питании асинхронного двигателя. Именно для этого и применяется схема реверсивного пуска двигателя, позволяющая полностью выполнить эту функцию.

Кроме того, необходимо осуществлять постоянный контроль над значением напряжения, подводимого к двигателю, а также за напряжением, поступающим к катушкам контакторов. Именно контакторы непосредственно участвуют в организации реверсивного движения вала. При срабатывании первого контактора, фазы будут располагаться совершенно иначе, нежели при включении второго контактора.

Управление реверсивным пуском

Управление катушками обоих контакторов осуществляется тремя кнопками с наименованиями «стоп», «вперед» и «назад». Эти кнопки позволяют связать расположение фаз с питанием контакторных катушек. В зависимости от очередности включения, контакторы производят замыкание электрической цепи таким образом, что вращение вала будет происходить в ту или иную сторону. Кнопка «назад» может не удерживаться, поскольку катушка сама принимает нужное положение благодаря функции самоподхвата.

На всех трех кнопках имеется блокировка, которая исключает возможность их одновременного нажатия. В такой ситуации велика вероятность выхода из строя электрической части оборудования. Поэтому, для блокировки кнопок используется специальный блок-контакт, расположенный внутри соответствующего контактора.

Электротехническая промышленность — ведущая отрасль народного хозяйства. Продукция электротехнической промышленности используется почти во всех промышленных установках, поэтому качество электротехнических изделий во многом определяет технический уровень продукции других отраслей.

Асинхронные двигатели являются основными преобразователями электрической энергии в механическую и составляют основу электропривода большинства механизмов, используемых во всех отраслях народного хозяйства.

Принцип действия асинхронного двигателя основан на создании вращающегося магнитного поля при питании обмотки статора трехфазным током. Если скорость ротора меньше скорости вращения магнитного поля, то силовые линии вращающегося магнитного поля будут пересекать проводники обмотки ротора и индуктировать в них ЭДС. Поскольку обмотка ротора замкнута, то в проводниках будут протекать токи. На проводники с током, находящиеся в магнитном поле, действуют электромагнитные силы, направление которых определяется правилом левой руки. Суммарное усилие, приложенное ко всем проводникам ротора, образует электромагнитный момент, который увлекает ротор за вращающимся магнитным полем. Но этот момент возникает только тогда, когда скорость ротора не равна скорости вращения поля, т. е. синхронной скорости. Поэтому машина называется асинхронной, что означает «несинхронная».

Управление асинхронными двигателями

Принцип работы схемы управления асинхронным двигателем с к.з. ротором с одного места включения

Схему можно условно разделить на силовую — это то что находится слева, и на схему управления — это то что находиться справа. Для начала на всю электрическую цепь нужно подать напряжение путём включения автомата QF. И напряжение подаются на неподвижные контакты пускателя и на цепь управления. Далее нажимаем кнопку пуска SB2, при этом действии напряжение подается на катушку пускателя и он втягивается и подаётся также напряжение на обмотки статора и электродвигатель начинает вращаться. Одновременно с силовыми контактами на пускателе замыкаются и блок-контакты КМ через которые подаётся напряжение на катушку пускателя и кнопку SB2 можно отпустить. На этом запуска уже окончен.

Читайте также:  Не работают стеклоподъемники при работающем двигателе

Рис.1 Схема управления асинхронным двигателем с к.з. ротором

Для того чтобы прекратить работу электродвигателя нужно нажать на кнопку SB1. Этим действием мы разрываем цепь управления и прекращается подача напряжения на катушку пускателя, и силовые контакты размыкаются и как следствие пропадает напряжение на обмотках статора, и он останавливается.

Принцип работы схемы реверсивного управления асинхронным двигателем с к.з. ротором с выдержкой времени

Реверсирование двигателя выполняется двумя контакторами и трёхкнопочной станцией, следующим образом. При срабатывании контактора КМ1 к обмоткам двигателя подаётся напряжение сети с прямым порядком чередования фаз (А-В-С). Если сработает контактор КМ2, то порядок чередование фаз обратный(С-В-А).

Рис.2 Схема реверсивного управления асинхронным двигателем с к.з. ротором с выдержкой времени

Дистанционный пуск и остановку выполняют реверсивным электромагнитным пускателем (КМ), снабженным электротепловым реле (КК) для защиты его от перегрузок. Управление электродвигателем осуществляется кнопками«ВПЕРЁД», «НАЗАД»,«СТОП».

Пуск электродвигателя вперёд осуществляется следующим образом. При нажатии SBC1.1(кнопка «ВПЕРЁД»с замыкающим контактом) образуется замкнутая электрическая цепь: фаза А-размыкающий контакт SBT(кнопка «СТОП») размыкающий контакт SBC2.2(кнопка«НАЗАД»), замыкающий контакт SBC1.1, катушка электромагнитного пускателя КМ1, размыкающий контакт электротеплового реле КК-фаза В.

В электромагните КМ1 создаётся магнитное поле. Якорь, притягиваясь к сердечнику, увлекает траверсу, на которой закреплены подвижные главные и блокировочные контакты. Силовые контакты КМ1 замыкают цепь главного тока, обеспечивая запуск двигателя вперёд, а блокировочный замыкающий контакт КМ 1.1 шунтирует кнопку «ВПЕРЁД», так как она с пружинным самовозвратом и замкнута лишь на нажатии.

Пуск электродвигателя назад осуществляется следующим образом. При нажатии SBC2.1 (кнопка «НАЗАД» с замыкающим контактом) образуется замкнутая электрическая цепь: фаза А-размыкающий контакт SBT (кнопка «СТОП» ), размыкающий контакт SBC 1.2(кнопка «ВПЕРЁД»), замыкающий контакт SBC 2.1 размыкающий блокировочный контакт магнитного пускателя KM 2.2, катушка реле времени KT, нулевой провод сети N, при этом замкнётся контакт реле времени KT 1.1 через определённый промежуток времени, который выставляется на шкале реле, при помощи указателя неподвижных контактов замкнётся подвижный контакт с самовозвратом КТ1.2, катушка электромагнитного пускателя КМ2, размыкающий контакт электротеплового реле КК-фаза В. Т.о. сработает контактор КМ2, в силовой цепи замкнутся главные контакты КМ2.1 шунтирует кнопку «НАЗАД»(контакт SBC2.1 и контакт с выдержкой времени КТ1.2).

Для остановки электродвигателя следует нажать кнопку SBTс размыкающим контактом («СТОП»). При этом обесточивается катушка КМ, главные контакты электромагнитного пускателя разомкнутся и отключается электродвигатель.

Защита электродвигателя от перегрузок осуществляется тепловым реле КК, которое работает нижеописанным способом. При превышении заданного значения электрического тока в цепи питания электродвигателя сработает тепловое реле КК и своим размыкающим контактом разомкнёт цепь питания катушки электромагнитного пускателя, что в свою очередь приведёт к размыканию его главных контактов и электродвигатель отключается.

асинхронный двигатель ротор реверсный

Схема включения асинхронного двигателя с фазным ротором

Рис. 3. Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором

Используя схему асинхронного двигателя (рис. ) рассмотрим запуск в две ступени который проводится с использованием релейно-контакторной аппаратуры. Одновременно напряжение подается как на силовые цепи, так и на управляющие — замыкается выключатель QF. При подаче напряжения реле времени (обозначены КТ1 и КТ2) в цепи управления срабатывают, размыкая свои контакты. После нажатия кнопки запуска (SB1) срабатывает контактор КМ3 и запускается двигатель с резисторами, которые введены в цепь ротора — в этот момент на контакторах КМ1 и КМ2 питания нет. При подключении контактора КМЗ, из-за потери питания, в цепи контактора КМ1 реле КТ1 замыкает контакт через интервал времени, заданный задержкой времени в реле КТ1. По истечению времени (двигатель разгоняется, ток ротора начинает падать) происходит включение контактора КМ1 — происходит шунтирование первой пусковой ступени резисторов. Ток снова возрастает. но по мере разгона его значение начинает уменьшаться. Одновременно с этим в цепи происходит размыкание реле КТ2, оно теряет питание и с выставленной выдержкой происходит замыкание контакта в цепи контактора КМ2. Происходит шунтирование второй ступени резисторов, включенных в цепь ротора. Двигатель работает в штатном режиме.

Читайте также:  Какие вкладыши нужны на двигатель

Схема пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с помощью нереверсивного и реверсивного магнитных пускателей.

Опубликовано 11.07.2013 | Автор: admin

Управление асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором можно производить с помощью магнитных пускателей или контакторов. При применении двигателей малой мощности, не требующих ограничения пусковых токов, пуск осуществляется включением их на полное напряжение сети. Простейшая схема управления двигателем представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с нереверсивным магнитным пускателем
Для пуска включается автоматический выключатель QF и тем самым подается напряжение на силовую цепь схемы и цепь управления. При нажатии кнопки SB1 «Пуск» замыкается цепь питания катушки контактора КМ, вследствие чего его главные контакты в силовой цепи также замыкаются, присоединяя ста­тор электродвигателя М к питающей сети. Одновременно в цепи управления замыкается блокировочный контакт КМ, что создает цепь питания катушки КМ (независимо от положения контакта кнопки). Отключение электродвигателя осуществляется нажатием кнопки SB2 «Стоп». При этом разрывается цепь питания контактора КМ, что приводит к размыканию всех его контактов, двигатель отключается от сети, после чего необходимо отключить автоматический выключатель QF.
В схеме предусмотрены следующие виды защит:

• от коротких замыканий — с помощью автоматического выключателя QF и предохранителей FU;
• от перегрузок электродвигателя — с помощью тепловых реле КК (размыкающие контакты этих реле при перегрузках размыкают цепь питания контактора КМ, тем самым отключая двигатель от сети);
• нулевая защита — с помощью контактора КМ (при снижении или исчезновении напряжения контактор КМ теряет питание, размыкая свои контакты, и двигатель отключается от сети).
Для включения двигателя необходимо вновь нажать кнопку SB1 «Пуск». Если прямой пуск двигателя невозможен и необходимо ограничить пусковой ток асинхронного короткозамкнутого двигателя, применяют пуск на пониженное напряжение. Для этого в цепь статора включают активное сопротивление или реактор либо применяют пуск через автотрансформатор.

Рис. 2 Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем
На рис. 2 приведена схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем. Схема позволяет осуществлять прямой пуск асинхронного короткозамкнутого двигателя, а также изменять направление вращения двигателя, т.е. производить реверс. Пуск двигателя осуществляется включением автоматического выключателя QF и нажатием кнопки SB1, вследствие чего контактор КМ1 получает питание, замыкает свои силовые контакты и статор двигателя подключается к сети. Для реверса двигателя необходимо нажать кнопку SB3. Это приведет к отключению контактора КМ1, после чего нажимается кнопка SB2 и включается контактор КМ2.
Таким образом, двигатель подключается к сети с изменением порядка чередования фаз, что приводит к изменению направления его вращения. В схеме применена блокировка от возможно­го ошибочного одновременного включения контакторов КМ2 и КМ1 с помощью размыкающих контактов КМ2, КМ1. Отклю­чение двигателя от сети осуществляется кнопкой SB2 и автома­тическим выключателем QF. В схеме предусмотрены все виды защит электродвигателя, рассмотренные в схеме управления асинхронным двигателем с нереверсивным магнитным пускателем.
?

Источник

Подключение РЕВЕРСИВНОГО асинхронного электродвигателя: пошаговая инструкция!

Каждый день нас окружает огромное количество электроприборов. Конструкция значительной части этих приборов включает в себя электродвигатели . Сегодня мы рассмотрим, как выполнить подключение реверсивного асинхронного электродвигателя с местным управлением. Следует отметить, что схема подключения контактора для осуществления реверсивного пуска двигателя отличается от схемы для выполнения прямого подключения.

ВАЖНО! Электромонтажные работы следует проводить только с полным соблюдением требований техники безопасности .

Итак, для реверсивного подключения используется следующее оборудование:

автоматический выключатель защиты двигателя , который на схеме имеет обозначение QF1;
два контактора (магнитных пускателя) – обозначены на схеме КМ1 и КМ2 соответственно;
фронтальные или боковые дополнительные контакты для контакторов с минимальным числом контактов — одним нормально открытым (1NO+1NC) и одним нормально замкнутым (2NO+2NC);
автоматический выключатель для защиты цепи управления – обозначение на схеме SF1;
кнопки с шильдиками «ВПЕРЕД» и «НАЗАД» – обозначение на схеме SB2 и SB3 соответственно;
кнопка с шильдиком «СТОП» – обозначение на схеме SB1.

Сначала выполняем подключение контакторов . Для этого отмеряем необходимые длины провода типа ПуВ и производим подключение в соответствии со схемой :

Читайте также:  Стартер туго крутит двигатель не заводится

• клемма «1» первого контактора — клемма «1» второго контактора;
• клемма «3» первого контактора — клемма «3» второго контактора;
• клемма «5» первого контактора — клемма «5» второго контактора;
• клемма «2» первого контактора — клемма «6» второго контактора;
• клемма «4» первого контактора — клемма «4» второго контактора;
• клемма «6» первого контактора — клемма «2» второго контактора.

Такая схема подключения магнитного пускателя обеспечит возможность изменять направление движения вала двигателя без переключения жил кабеля в клеммной коробке.

Выполнив подключение контакторов, осуществляем подключение автоматического выключателя защиты двигателя к первому контактору. Для этого отмеряем необходимую длину провода типа ПуВ и производим подключение в соответствии со схемой :

• клемма «2» автоматического выключателя — клемма «1» контактора;
• клемма «4» автоматического выключателя — клемма «3» контактора;
• клемма «6» автоматического выключателя — клемма «5» контактора.

Выполнив подключение силовой цепи, переходим к цепи управления . Для этого отмеряются необходимой длины провода типа ПуВ и производится подключение по схеме :

• клемма «1» контактора — клемма «1» автоматического выключателя для защиты цепи управления;
• клемма «2» автоматического выключателя для защиты цепи управления — клемма «11» кнопки «СТОП»;
• клемма «12» кнопки «СТОП» — клемма «13» кнопки «ВПЕРЕД», а также клемма «13» кнопки «НАЗАД»;
• клемма «13» кнопки «ВПЕРЕД» — клемма «54 (NO)» первого контактора;
• клемма «14» кнопки «ВПЕРЕД» — клемма «61 (NC)» второго контактора;
• клемма «53 (NO)» первого контактора — клемма «61 (NC)» второго контактора;
• клемма «62 (NC)» второго контактора — клемма катушки»А1″ первого контактора;
• клемма «13» кнопки «НАЗАД» — клемма «54 (NO)» (54 эн оу) второго контактора;
• клемма «14» кнопки «НАЗАД» — клемма «61 (NC)» первого контактора;
• клемма «53 (NO)» второго контактора — клемма «61 (NC)» первого контактора;
• клемма «62 (NC)» первого контактора — клемма катушки «А1» второго контактора;
• клемма катушки «А2» первого контактора — клемма катушки «А2» второго контактора, а также клемма «3» первого контактора.

Далее выполняем подключение сетевого питающего кабеля типа ВВГнг . Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

Затем производим подключение к верхним клеммам автоматического выключателя защиты двигателя:

• жила с маркировкой «L1» — клемма «1»;
• жила с маркировкой «L2» — клемма «3»;
• жила с маркировкой «L3» — клемма «5»;
• жилу желто-зеленого цвета подключаем к свободной клемме шины заземления.

После этого производим подключение кабеля типа ВВГнг для питания электродвигателя . Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

И подключаем к нижним клеммам первого контактора:

• жила с маркировкой «L1» — клемма «2»;
• жила с маркировкой « L2» (эль два) — клемма «4»;
• жила с маркировкой «L3» (эль три) — клемма «6»;
• жила желто-зеленого цвета — свободная клемма шины заземления.

Далее открываем клеммную коробку, заводим питающий кабель . Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

Затем устанавливаем наконечники и производим подключение :

• жила с маркировкой L1 — клемма «U1»;
• жила с маркировкой L2 — клемма «V1»;
• жила с маркировкой L3 — клемма «W1»;
• жилу желто-зеленого цвета подключаем к соответствующему болтовому соединению заземления.

В завершение устанавливаем перемычки «звезда» или «треугольник» исходя из необходимого питающего напряжения.

Таким образом, мы выполнили реверсивное подключение асинхронного электродвигателя.

Также вы можете посмотреть видео на нашем YouTube-канале , в котором детально показано, как выполнить подключение электродвигателя, а также как правильно подключить контактор для обеспечения прямого и реверсивного пуска двигателя https://youtu.be/ornvYjkv0Cs?t=304 .

Оригинал статьи размещен на нашем сайте cable.ru .

Если этот материал был для Вас полезным, поделитесь им в социальных сетях!

А для того, чтобы не пропустить выход новых статей, ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал: Кабель.РФ: всё об электрике .

Источник

Adblock
detector