Схема управления двигателем с реверсом и концевыми выключателями

Схемы управления двигателями в функции пути

Путевая автоматика, или управление в функции пути, применяется для ограничения перемещения механизма или его останова в любой промежуточной или конечной точке пути.

Основными вариантами рабочих циклов, управляемых элементами путевой автоматики, могут быть: автоматическое отключение электропривода в конце цикла, реверсирование с автоматическим ограничением пути перемещения какого-либо элемента исполнительного механизма без выдержки и с выдержкой на конечных пунктах, реверсирование с выключением механизма после каждого цикла или с длительным челночным движением.

В тех случаях, когда неисправность путевого выключателя может привести к аварии, дополнительно устанавливают конечные выключатели, отключающие двигатель.

В приводимых схемах силовая часть с магнитными пускателями не показана: главные контакты силовой цепи приводятся :в действие катушкой КМ при нереверсивном пускателе и катушками КМ1 и КМ2 если пускатель реверсивный

Схемы на рис. а и б предусматривают отключение двигателя в конце перемещения механизма конечным выключателем и различаются между собой только его размещением в цепи управления и вызванными этим функциональными особенностями. В первой схеме остановленный конечным выключателем двигатель нельзя вновь пустить в прежнем направлении нажатием пусковой кнопки, во второй схеме механизм может продолжать движение, если вновь нажать кнопку.

Рис. Схемы управления двигателями в функции пути с конечными выключателями: а и б — выключение двигателя в конце перемещения механизма, в —с ограничением перемещения механизма, г — циклического перемещения с выдержкой времени в крайних положениях

Схема управления на рис. в предусматривает перемещение механизма по пути, ограниченному двумя путевыми выключателями SQ1 и SQ2, причем работа может осуществляться как отдельными, так и непрерывными ходами. В первом случае механизм начинает свое перемещение вперед при нажатии кнопки SB1 и движется до тех пор, пока не нажмет на путевой выключатель SQ1 Для того чтобы вывести механизм из этого положения, необходимо нажать на кнопку SB2.

Размыкающие контакты КМ2 и КМ1 в цепях катушек КМ1 и КМ2 служат для взаимной блокировки.

Если, используя промежуточное реле, замкнуть его контакты К, то после нажатия пусковой кнопки SB1 или SB2 исполнительный механизм будет непрерывно передвигаться между крайними положениями с автоматическим реверсированием и электрическим торможением двигателя противовключением. После выключения двигателя путевым выключателем SQ1 он автоматически включается контактором КМ2 через замыкающие контакты SQ1 и К, шунтирующие пусковую кнопку SB2. Для прекращения работы двигателя следует нажать кнопку SB.

Для цикличной работы механизма с различной выдержкой времени в крайних положениях может быть применена схема рис. г. При пуске двигателя вперед пусковой кнопкой SB1 включается реле времени КТ1 и размыкает свой контакт в цепи катушки контактора КМ2. Движение продолжается до срабатывания путевого переключателя SQ, размыкающего цепь катушки контактора КМ1 и замыкающего механически связанный с ним контакт SQ. Но реверсирование наступает не сразу, так как размыкающий контакт КТ1 еще разомкнут.

Реле времени КТ1, отключаемое контактом КМ1, отсчитывает заданную выдержку времени и включает катушку контактора КМ2, реверсируя двигатель. Через замыкающий блок-контакт КМ2 включается реле времени KТ2 и разрывает цепь катушки КМ1 контактом КТ2. Электродвигатель включается и перемещает механизм до срабатывания путевого выключателя, после чего цикл повторяется в том же порядке.

Если по условиям работы выдержка времени нужна только в одном каком-либо крайнем положении, то в схеме управления исключается одно реле времени и его размыкающий контакт.

Источник

Подключение реверсивного пускателя через кнопочный пост

Использование реверсивной схемы управления даёт возможность запустить электродвигатель как в прямом, так и в обратном направлении, а также остановить его в нужный момент.

Читайте также:  Основные неисправности грм дизельного двигателя

По сравнению с технологией подключения пускателя для одинарной схемы, потребуется дополнительная цепь управления и некоторые изменения в силовой части.

Пускатель

Действие самого пускового электромагнита заключается в следующем: если подать на его катушку напряжение, то сердечник (к которому прикреплены пары контактов) втянется внутрь катушки. Это позволит контактам замкнуться. Если напряжение будет снято, то соответственно произойдёт размыкание контактов.

Когда пускатель срабатывает, то все четыре пары его контактов замыкаются при этом коммутируют основной объём нагрузки лишь три пары (1-2, 3-4, 5-7), а четвёртая (блок-контакт) подаёт напряжение в момент опускания кнопки «Пуск».

Кнопочный пост

Стандартный кнопочный пост для реверсивного двигателя подразумевает трёхкнопочную конструкцию: нормально-разомкнутые кнопки «Вперёд» и «Назад» (чёрные) и нормально-замкнутая кнопка «Стоп» (красная). Кнопки поста ничем не различаются — у каждой в наличии по 2 контакта (4 клеммы). Разница в функциональном значении возникает из-за разницы в принципе подключения.

Если взглянуть с «изнанки», то можно увидеть нумерацию клемм для каждой кнопки (1, 2, 3, 4). Изначально пара 1-2 разомкнута, а 3-4 замкнута. Во время нажатия кнопки: 1-2 замыкается, а 3-4 размыкается.

Особенности подключения пускателя

Для тех, кому не принципиально самостоятельное подключение пускателя, возможно приобретение уже объединённого с кнопочным постом экземпляра. Его потребуется только подключить к питанию.

Всем остальным понадобятся некоторые разъяснения.

До того, как приступать к подключению магнитного пускателя потребуется:

  • Обесточить весь фронт работ. Для пущей достоверности проверить возможное наличие напряжения при помощи специальных индикаторов.
  • Уточнить подходящий для выбранной катушки диапазон рабочего напряжения (380 вольт и 220 вольт). В случае, если это 220 В, требуется подать на катушку фазу и ноль. При 380 В — должны быть разноимённые фазы. Если это не учитывать, то разность напряжений выведет прибор из строя.

В большинстве случаев магнитный пускатель и двигатель соединяются через тепловое реле. Этот необходимо для обеспечения безопасного поступления тока к устройству, а также даёт возможность не прекращать рабочий процесс, даже если одна из фаз перегорела.

Чтобы вращение электродвигателя изменило направление, две из трёх используемых фаз должны быть поменяны местами (например, вместо ABC — CBA). Обеспечить такую смену фаз помогает дополнительный пускатель. Проблема в том, что одновременное выключение двух приборов может вызвать короткое замыкание. Эта ситуация благополучно избегается благодаря постоянно-замкнутым контактам. Они обеспечивают разрыв одной цепи или просто блокируют её. Есть вариант и с механической блокировкой второго пускателя.

Процесс подключения

К прибору подключаются три разноимённого характера фазы (A, B, C). После этого они перенаправляются к силовым контактам пускателей КМ1 (A1, B1, C1) и КМ2 (A2, B2, C2).

Между центральными фазами B1-B2, а также между A1-C2 и C1-A2 делаются перемычки. К электродвигателю фазы, как уже говорилось ранее, проводятся через тепловое реле, которое по сути отвечает за контроль всего лишь двух фаз, поскольку они взаимозависимы. Если сила тока в одной увеличится, то и в другой происходит то же самое. В критической ситуации будут разомкнуты обе катушки.

Нужно учитывать, что центральная фаза (та, которая не меняет своего положения при смене направления работы двигателя) отвечает за питание всей цепи и проходит через защитный автомат, схему управления и кнопку «Стоп».

Лишь после этого подаётся нужная сила напряжения для контактной группы (кнопки «Вперёд» и «Назад»). Кроме этого существует «дежурный» контакт, он дублирует контактную группу.

Кнопка » Вперёд» имеет параллельное соединение с нормально-разомкнутым вспомогательным контактом пускателя КМ1. Аналогично, кнопка «Назад» соединяется с нормально-разомкнутым вспомогательным контактом КМ2.

Чтобы гарантировать рабочую стабильность, цепь питания обмотки пускателя КМ1 включает в себя нормально-замкнутый контакт пускателя КМ2, и наоборот. В результате запуск двигателя по любому направлению возможен только после полной остановки.

Принцип действия

Как только к трёхкнопочному выключателю подведён источник питания — устройство готово к работе.

Читайте также:  Какие дизельные двигатели ставят на уаз буханка

При нажатии кнопки «Вперёд»: происходит замыкание цепи питания обмотки у КМ1, сердцевина катушки погружается, что вызывает замыкание силовых контактов. Одновременно с этим цепь управления КМ2 размыкается, благодаря включённому в неё вспомогательному контакту КМ1. Когда кнопка отпускается, питание продолжает подаваться по замкнутому вспомогательному контакту КМ1.

При нажатии кнопки «Назад» картина аналогичная, а если воспользоваться кнопкой «Стоп», то сердцевина КМ1 благодаря действию пружины вернётся в исходное положение, и работа прекратится.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта Электронщик , буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Делитесь информацией в соцсетях, ставьте лайки, если вам понравилось — это поможет развитию канала

Источник

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя.

08 Апр 2014г | Раздел: Электрика

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Продолжаем разбираться с магнитным пускателем и сегодня мы рассмотрим еще одну классическую схему подключения магнитного пускателя, которая обеспечивает реверс вращения эл. двигателя.

Такая схема используется в основном, где нужно обеспечить вращение эл. двигателя в обе стороны, например, сверлильный станок, подъемный кран, лифт и т.д.

На первый взгляд может показаться, что эта схема намного сложнее, чем схема с одним пускателем, но это только на первый взгляд.

В схему добавилась еще одна цепь управления, состоящая из кнопки SB3, магнитного пускателя КМ2, и немного видоизменилась силовая часть подачи питания на эл. двигатель. Названия кнопок SB2 и SB3 даны условно.

Для защиты от короткого замыкания в силовой цепи, перед катушками пускателей добавились два нормально-замкнутых контакта КМ1.2 и КМ2.2, взятые от контактных приставок, установленных на магнитных пускателях КМ1 и КМ2.

Для удобства понимания схемы, цепи управления и силовые контакты пускателей раскрашены в разные цвета. А чтобы визуально не усложнять схему, цифробуквенные обозначения пар силовых контактов пускателей не указываются. Ну а если возникнут вопросы или сомнения, прочитайте еще раз предыдущую часть статьи о подключении магнитного пускателя.

1. Исходное состояние схемы.

При включении автоматического выключателя QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние силовые контакты магнитных пускателей КМ1 и КМ2 и там остаются дежурить.

Фаза «А», питающая цепи управления, через автомат защиты цепей управления SF1 и кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопок SB2 и SB3, вспомогательный контакт 13НО пускателей КМ1 и КМ2, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

На рисунке ниже показана часть реверсивной схемы, а именно, монтажная схема цепей управления с реальными элементами.

2. Работа цепей управления при вращении двигателя влево.

При нажатии на кнопку SB2 фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ2.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват, а при замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» поступают на соответствующие контакты обмоток эл. двигателя и двигатель начинает вращение, например, в левую сторону.

Здесь же, нормально-замкнутый контакт КМ1.2, расположенный в цепи питания катушки пускателя КМ2, размыкается и не дает включиться магнитному пускателю КМ2 пока в работе пускатель КМ1. Это так называемая «защита от дурака», и о ней чуть ниже.

На следующем рисунке показана часть схемы управления, отвечающая за команду «Влево». Схема показана с использованием реальных элементов.

3. Работа цепей управления при вращении двигателя вправо.

Чтобы задать двигателю вращение в противоположную сторону достаточно поменять местами любые две питающие фазы, например, «В» и «С». Вот этим, как раз, и занимается пускатель КМ2.

Но прежде чем нажать кнопку «Вправо» и задать двигателю вращение в обратную сторону, нужно кнопкой «Стоп» остановить прежнее вращение.

При этом разорвется цепь и управляющая фаза «А» перестанет поступать на катушку пускателя КМ1, возвратная пружина вернет сердечник с контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель М от трехфазного питающего напряжения. Схема вернется в начальное состояние или ждущий режим:

Читайте также:  Как проявляется недостаток масла в двигателе

Нажимаем кнопку SB3 и фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ1.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ2, пускатель срабатывает и через свой контакт КМ2.1 встает на самоподхват.

Своими силовыми контактами КМ2 пускатель перебросит фазы «В» и «С» местами и двигатель М станет вращаться в другую сторону. При этом контакт КМ2.2, расположенный в цепи питания пускателя КМ1, разомкнется и не даст пускателю КМ1 включиться пока в работе пускатель КМ2.

4. Силовые цепи.

А теперь посмотрим на работу силовой части схемы, которая и отвечает за переброс питающих фаз для осуществления реверса вращения эл. двигателя.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ1 выполнена так, что при их срабатывании фаза «А» поступает на обмотку №1, фаза «В» на обмотку №2, и фаза «С» на обмотку №3. Двигатель, как мы определились, получает вращение влево. Здесь переброс фаз не осуществляется.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ2 выполнена таким-образом, что при его срабатывании фазы «В» и «С» меняются местами: фаза «В» через средний контакт подается на обмотку №3, а фаза «С» через крайний левый подается на обмотку №2. Фаза «А» остается без изменений.

А теперь рассмотрим нижний рисунок, где показан монтаж всей силовой части на реальных элементах.

Фаза «А» белым проводом заходит на вход левого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на вход левого контакта пускателя КМ2. Выхода обоих контактов пускателей также соединены перемычкой, и уже от пускателя КМ1 фаза «А» поступает на обмотку №1 двигателя М — здесь переброса фазы нет.

Фаза «В» красным проводом заходит на вход среднего контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на правый вход пускателя КМ2. С правого выхода КМ2 фаза перемычкой заводится на правый выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «С». И теперь на обмотку №3, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «В».

Фаза «С» синим проводом заходит на вход правого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на средний вход пускателя КМ2. С выхода среднего контакта КМ2 фаза перемычкой заводится на средний выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «В». Теперь на обмотку №2, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «С». Двигатель будет вращаться в правую сторону.

5. Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака».

Как мы уже знаем, что прежде чем изменить вращение двигателя, его нужно остановить. Но не всегда так получается, так как никто не застрахован от ошибок.
И вот представьте ситуацию, когда нет защиты.

Двигатель вращается в левую сторону, пускатель КМ1 в работе и с его выхода все три фазы поступают на обмотки, каждая на свою. Теперь не отключая пускатель КМ1 мы включаем пускатель КМ2. Фазы «В» и «С», которые мы поменяли местами для реверса, встретятся на выходе пускателя КМ1. Произойдет межфазное замыкание между фазами «В» и «С».

А чтобы этого не случилось, в схеме используют нормально-замкнутые контакты пускателей, которые устанавливают перед катушками этих же пускателей, и таким-образом исключается возможность включения одного магнитного пускателя пока не обесточится другой.

6. Заключение.

Конечно, все это с первого раза понять трудно, я и сам, когда начинал осваивать работу эл. приводов, не с первого раза понял принцип реверса. Одно дело прочитать и запомнить схему на бумаге, а другое дело, когда все это видишь в живую. Но если собрать макет и несколько дней посвятить изучению схемы, то успех будет гарантирован.

И уже по традиции посмотрите видеоролик о подключении реверсивного магнитного пускателя.

А у нас еще осталось разобраться с электротепловой защитой эл. двигателя и тема о магнитных пускателях может быть смело закрыта.
Продолжение следует.
Удачи!

Источник

Adblock
detector