Схема двигателя луаз 969м

Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство — часть 2

Компрессию в цилиндрах двигателя измеряют компрессометром при нормальных зазорах в клапанах и на

прогретом двигателе (рис. 5).

Для проведения измерения выверните свечи зажигания и полностью откройте воздушную и дроссельную

заслонки карбюратора. После этого вставьте резиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи пер-
вого цилиндра, плотно прижмите наконечник к кромке отверстия, создавая уплотнение. Теперь включите
стартер и оставьте его включённым до тех пор, пока давление в цилиндре перестанет увеличиваться (но не
более 10 с).

При этом аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена для того, чтобы обеспечить частоту

вращения коленчатого вала двигателя 5,0. 6,7 с-

Прим ечан ие. Частоту вращения коленчатого вала двигателя можно определить, замерив частотомером частоту

вращения шкива вентилятора. Частота вращения шкива вентилятора должна быть не менее 6,7 с

(405 об/мин), т. к. пе-

редаточное отношение шкивов равно 1,35: 1.

Записав величину максимального давления газов в цилиндре, выпустите воздух из компрессометра. Ана-

логично измерьте компрессию поочерёдно в остальных цилиндрах. Величина компрессии в цилиндрах нор-
мально работающего двигателя колеблется в весьма широких пределах — от 7 до 10 кгс/см

ние в разных цилиндрах не должно отличаться более чем на 1 кгс/см

Величина компрессии при измерении существенно зависит от теплового состояния двигателя и от часто-

ты вращения коленчатого вала.

Сама полученная величина компрессии не может служить основанием для ремонта двигателя, но к её за-

меру прибегают для уточнения причины неисправности.

При обнаружении причины падения мощности двигателя замером компрессии легко определить цилиндр,

в котором величина компрессии будет значительно заниженной. В таком цилиндре можно предполагать та-
кие неисправности:

— неплотная посадка головок клапанов к сёдлам;

— поломка или пригорание поршневых колец;

— плохое уплотнение между торцом цилиндра и головкой цилиндров.

Для уточнения неисправности:

— залейте в цилиндр 15. 20 см

чистого масла для двигателя и вновь замерьте компрессию. Более высокие

показания компрессометра в этом случае чаще всего свидетельствуют о пригорании поршневых колец. Если
же величина компрессии остаётся без изменения, то это указывает на неплотное прилегание головок клапа-
нов к их сёдлам или на плохое уплотнение между торцом цилиндра и головкой;

— установите поршень в ВМТ такта сжатия, затормозите автомобиль ручным тормозом, включите выс-

шую передачу и подайте в отверстие под свечу сжатый воздух под давлением 2. 3 кгс/см

через карбюратор укажет на неплотность впускного клапана, а утечка через глушитель—на неплотность вы-
пускного клапана.

Проверка технического состояния по шумности

По шумности работы двигателя при достаточном навыке можно судить о его техническом состоянии. На

слух могут быть выявлены увеличенные зазоры в сопряжениях, случайные поломки, ослабление крепления
деталей. Имейте в виду, что на двигателе воздушного охлаждения вследствие отсутствия жидкостной рубаш-
ки и благодаря оребрению хорошо прослушивается работа поршневой группы, привода распределения, кла-
панного механизма и др. Поэтому не считайте признаком неисправности:

— неравномерный стук двигателя, сливающийся в общий шум;

— периодический стук клапанов и толкателей при нормальных зазорах между клапанами и носками коро-

— выделяющийся стук в двигателе, исчезающий или появляющийся при изменении частоты вращения ко-

ленчатого вала двигателя;

— ровный, нерезкий шум высокого тона от работы привода механизма распределения.

Важно хорошо усвоить шум нормально работающего двигателя воздушного охлаждения с тем, чтобы су-

дить о посторонних стуках, как следствие какой-либо неисправности. Нельзя без корректировки переносить
практику прослушивания двигателя с жидкостным охлаждением для суждения о техническом состоянии дви-
гателя с воздушным охлаждением. И если сравнительно нетрудно обнаружить повышенную шумность или
какой-либо стук в двигателе, то определить место стука и его причину удастся лишь опытным механикам,
имеющим необходимые навыки в распознавании таких дефектов.

Некоторые указания по методике прослушивания и определению неисправности приведены в табл. 1.

Решение о необходимости ремонта принимается в каждом случае по совокупности произведённых прове-

Источник

ЛуАЗ-969М РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ

2 АВТОМОБИЛЬ ЛуАЗ-969М РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ AVTОEXPORT USSR MOSCOW В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, повышающей его надёжность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отражённые в настоящем издании. Внешторгиздат. Изд. 1264У/83. Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство по ремонту на рус. и англ. яз. К-фр. Зак

3 СОДЕРЖАНИЕ I. Введение 8 I.1. Техническая характеристика 9 II. Силовой агрегат. 11 II.1. Снятие и установка 13 III. Двигатель 15 III.1. Проверка технического состояния 15 Условия испытаний и подготовка автомобиля. 15 Определение тяговых качеств 16 Проверка экономичности 16 Проверка компрессии 18 Проверка технического состояния по шумности. 18 Состояние отдельных деталей 20 III.2.Устройство 25 Кривошипно-шатунный механизм 25 Газораспределительный механизм 31 Система смазки 36 Система охлаждения. 40 Система питания. 41 III.3.Разборка и сборка 50 Общая разборка 50 Сборка. 53 Снятие и установка узлов и деталей 56 Головки цилиндров (двигатель не снят) 56 Крышка распределительных шестерён (двигатель снят) 58 Крышка распределительных шестерён (двигатель не снят). 59 Распределительный вал и балансирный механизм (двигатель снят) 59 Распределительный вал и балансирный механизм (без полной разборки двигателя) 60 Цилиндры и поршни в сборе с шатунами (двигатель снят). 60 Цилиндры, поршневые кольца, поршни, шатуны и вкладыши шатунов (двигатель не снят) III.4.Возможные неисправности и способы их устранения 64 III.5.Ремонт 68 Кривошипно-шатунный механизм 68 Картер коленчатого вала 68 Цилиндры 70 Поршни 72 Поршневые кольца. 73 Поршневые пальцы 74 Шатуны 74 Коленчатый вал 75 Маховик 76 Сальники коленчатого вала Вкладыши коренных и шатунных подшипников Газораспределительный и балансирный механизм. 77 Снятие и установка клапанов 77 Проверка состояния стержней клапанов и их направляющих втулок.. 79 Замена направляющих втулок 80 Шлифовка фасок головок клапанов.. 80 Шлифовка фасок сёдел.. 81 Замена седла 82 Притирка клапанов. 82 Проверка клапанных пружин 83 Состояние наконечников клапанов 84 Проверка коромысел и их валиков 84 Проверка толкателей клапанов и штанг.. 84 Проверка состояния уплотнителей, кожухов штанг и сливных трубок. 84 Проверка распределительного вала 84 Проверка балансирного механизма. 85 Система смазки 85 Устранение течи в системе смазки.. 85 Устранение причин падения давления масла. 85 Разборка и сборка масляного насоса 86 Проверка редукционного клапана 86 Проверка привода распределителя зажигания и масляного насоса 87 Проверка масляного радиатора 87 Проверка центробежного маслоочистителя 87 Система охлаждения 88 Проверка вентилятора.. 88 Регулировка натяжения ремня. 89 Система питания 89 Снятие и установка топливного бака.. 89 Ремонт топливного бака 90 Снятие и установка топливного насоса.. 90 Разборка и сборка топливного насоса 90 Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 92 Снятие и установка карбюратора 92 3

4 4 Разборка и сборка карбюратора.. 92 Регулировка карбюратора 93 Регулировка карбюратора на малые частоты вращения коленчатого вала двигателя при холостом ходе.. 94 Снятие и установка тяги и оболочки тяги привода дроссельной заслонки.. 94 Снятие и установка тяги и оболочки тяги привода воздушной заслонки. 94 Регулировка приводов управления заслонками карбюратора. 94 Обкатка отремонтированного двигателя. 94 IV. Сцепление. 95 IV.1. Устройство 95 Привод выключения сцепления. 98 IV.2. Возможные неисправности и способы их устранения.100 IV.3. Ремонт 101 Разборка и сборка 101 Проверка деталей 102 Сборка Установка и окончательная регулировка 104 Регулировка зазора между пятой и подпятником 105 Главный цилиндр привода выключения сцепления 105 Рабочий цилиндр привода выключения сцепления. 106 Педаль сцепления 106 V. Коробка передач, главная передача и дифференциал 107 V.1. Устройство 107 V.2. Возможные неисправности и способы их устранения.114 V.3. Ремонт 116 Разборка 116 Проверка деталей. 119 Сборка коробки передач и дифференциала Проверка и регулировка зазора в шестернях главной передачи. 129 VI. Вал приводной редуктора заднего моста 130 VI.1. Устройство 130 VI.2. Возможные неисправности и способы их устранения.130 VI.3. Ремонт 130 Снятие 130 Разборка 131 Сборка Установка на автомобиль 133 VII. Полуось VII.1. Устройство 133 VII.2. Возможные неисправности и способы их устранения 134 VII.3. Ремонт 134 Снятие 134 Разборка 134 Сборка 137 Установка 137 VIII. Редуктор колёсный 138 VIII.1. Устройство 138 VIII.2. Возможные неисправности и способы их устранения 139 VIII.3. Ремонт 140 Снятие 140 Разборка редуктора 140 Разборка кардана 141 Проверка состояния деталей. 141 Сборка редуктора 143 Установка редуктора. 144 Сборка кардана IX. Редуктор заднего моста 144 IX.1. Устройство. 144 IX.2. Возможные неисправности и способы их устранения IX.3. Ремонт 146 Снятие и установка 146 Разборка 147 Проверка состояния деталей 147 Сборка 148 X. Подвеска, амортизаторы, колёса и шины 149 X.1. Техническая характеристика 149 X.2. Устройство 150 Подвеска 150 Амортизаторы 152 X.3. Возможные неисправности и способы их устранения 154 X.4. Ремонт 155 Подвеска 155 Снятие 155 Установка Замена торсиона 156 Перестановка торсиона 157 Снятие рычага подвески.. 157

5 Установка рычага подвески. 157 Замена корпусов втулок шкворней поворотного кулака с втулками в сборе и шкворней Устранение осевого зазора в шкворневых соединениях поворотного кулака Замена изношенных втулок рычага подвески на ремонтные Ремонт оси подвески 161 Проверка и регулировка зазора в подшипниках ведомого вала колёсного редуктора 161 Схождение колёс Установка наибольших углов поворота передних колёс 162 Амортизаторы 162 Снятие амортизатора передней подвески Снятие амортизатора задней подвески Проверка амортизаторов Разборка, ремонт и сборка 163 Балансировка колёс. 164 Перестановка колёс. 164 Накачивание шин. 164 XI. Рулевое управление 165 XI.1. Устройство. 165 XI.2. Возможные неисправности и способы их устранения XI.3. Ремонт. 169 Снятие и установка рулевого механизма (без вала, опоры вала и рулевого колеса). 169 Разборка рулевого механизма 170 Сборка Замена втулок вала сошки в картере и крышке Снятие и установка рулевого колеса 172 Снятие и установка рулевого вала 172 Снятие и установка опоры рулевого вала 173 Снятие и установка маятниковых рычагов и тяг 173 Ремонт шарового шарнира 173 Снятие и установка кронштейна оси маятникового рычага. 174 Замена втулок в кронштейне маятникового рычага 174 Регулировка зазора в подшипниках червяка 174 Регулировка зазора в червячной паре 174 Регулировка угла свободного поворота рулевого колеса 175 XII. Тормоза XII.1. Техническая характеристика. 175 XII.2. Устройство 176 XII.3. Возможные неисправности и способы их устранения 181 XII.4. Ремонт 183 Снятие и установка тормозного барабана 183 Снятие и установка колодок тормоза 183 Замена колёсного тормозного цилиндра 184 Разборка и сборка колёсного тормозного цилиндра 184 Замена главных тормозных цилиндров. 185 Разборка и сборка главного тормозного цилиндра. 186 Снятие и установка педали тормоза. 186 Замена трубок 186 Замена гибких шлангов 187 Заполнение гидропривода рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверка герметичности 187 Прокачка контура 188 Замена троса стояночного тормоза 188 Регулировка натяжения троса стояночного тормоза Регулировка привода стояночного тормоза кулачковым винтом. 188 Гидровакуумный усилитель 188 Снятие и установка гидровакуумного усилителя Замена манжет, диафрагм и клапанов гидровакуумного усилителя 191 XIII. Электрооборудование 192 Возможные неисправности и способы их устранения..192 XIII.1. Генератор Техническая характеристика. 195 Устройство 195 Проверка генератора на автомобиле 196 Проверка генератора на стенде 197 Выявление неисправностей 197 Ремонт. Разборка и сборка 198 Проверка деталей 198 XIII.2. Регулятор напряжения 199 Техническая характеристика 199 Возможные неисправности и способы их устранения 199 Проверка и регулировка 200 XIII.3. Реле блокировки РБ Техническая характеристика 201 Работа 201 Возможные неисправности и способы их устранения 202 Проверка на автомобиле 202 Проверка и регулировка на стенде 203 5

6 6 XIII.4. Аккумуляторная батарея. 203 Техническая характеристика. 203 Возможные неисправности и способы их устранения 204 Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние 204 Проверка степени разряда. 205 XIII.5. Система зажигания 206 Замок зажигания с противоугонным устройством 206 Катушка зажигания. 207 Распределитель зажигания 207 Регулировка зазора между контактами прерывателя 209 Регулировка угла опережения зажигания 209 Установка угла опережения зажигания 209 Снятие распределителя 210 Установка 210 Проверка на стенде 210 Разборка и сборка. 211 Свечи 212 Испытание на стенде 212 Пластмассовые наконечники. 212 Провода высокого напряжения. 212 XIII.6. Стартер. 213 Техническая характеристика. 213 Устройство 213 Возможные неисправности и способы их устранения 215 Выявление неисправностей 216 Проверка на стенде 216 Испытание на холостом ходу. 216 Испытание в режиме полного торможения 216 Испытание тягового реле 217 Снятие и установка стартера. 217 Разборка 217 Проверка деталей 218 Сборка 218 Дополнительное реле стартера РС Техническая характеристика 219 Проверка и регулировка 219 XIII.7. Электропотребители 220 Центральный переключатель света 220 Трёхрычажный переключатель. 220 Выключатель лампы сигнализации включения блокировки дифференциала заднего моста 221 Фары 221 Проверка и регулировка ближнего света 222 Подфарники. 223 Фонари задние. 223 Фонарь заднего хода и его выключатель. 223 Фонари освещения номерного знака. 224 Выключатели системы аварийной сигнализации тормозов 224 Выключатель сигнала торможения 224 Сигнал звуковой 224 Техническая характеристика 224 Устройство 224 Возможные неисправности и способы их устранения. 225 Предохранители 225 Прерыватель указателей поворота. 227 Выключатель аварийной сигнализации 227 Реле сигнализации исправности тормозов 227 Техническая характеристика 227 XIII.8. Контрольно-измерительные приборы 228 Общие сведения 228 Спидометр 229 Устройство. 229 Возможные неисправности и способы их устранения. 229 Установка 229 Указатель давления масла 229 Устройство 229 Возможные неисправности и способы их устранения. 230 Указатель температуры масла 231 Устройство. 231 Возможные неисправности и способы их устранения. 231 Указатель уровня топлива 232 Амперметр 232 XIV. Кузов 233 XIV.1. Общие сведения 233 XIV.2. Разборка, сборка и ремонт. 234 Лобовое стекло 234 Снятие 234 Установка 234

Читайте также:  Запуск дизельного двигателя мотоблока кентавр

7 Стеклоочиститель. 234 Снятие. 234 Установка 234 Снятие и установка электродвигателя 234 Стеклоомыватель Каркас лобового стекла 236 Снятие. 236 Установка 236 Тент 236 Снятие. 237 Установка 237 Дверь. 237 Устройство. 237 Снятие и установка замка, наружной ручки, кнопки 239 Снятие и установка внутренней ручки 240 Снятие двери. 240 Установка двери 240 Снятие и установка стекол 240 Капот. 241 Устройство 241 Снятие. 241 Установка 241 XIV.3. Отопительная установка 242 Техническая характеристика. 242 Устройство 242 Работа 247 Возможные неисправности и способы их устранения 247 Ремонт 248 Замена кварцевого стержня переключателя Регулировка Демонтаж и монтаж отопительной установки. 249 Снятие и установка электродвигателя и теплообменника. 249 Электромагнитный бензонасос. 250 Снятие и установка. 250 Возможные неисправности и способы их устранения 250 XV. Приложения. 251 Заправочные ёмкости и применяемые топливо, масла, смазки, рабочие жидкости 251 Подшипники качения. 252 Резиновые сальники 253 Лампы 253 Моменты затяжки резьбовых соединений 254 7

8 I. ВВЕДЕНИЕ В настоящем руководстве изложены рекомендации по ремонту автомобиля, который главным образом представляет собой замену изношенных или повреждённых деталей, узлов и агрегатов серийными и (или) ремонтных размеров. Предпосылкой достижения продолжительного послеремонтного срока исправной работы агрегата или узла есть подборка при ремонте пар (вал отверстие), итогом которой будет сборка с посадками соответственно указанным в руководстве. Указанные в руководстве размеры предельно допустимого износа деталей не следует считать абсолютными, так как для детали, износ которой превышает допустимый, при ремонте может быть подобрана пара с такими фактическими размерами, при которых посадки будут соответствовать указанным в руководстве. 8

9 I.1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Общие данные Тип. Колёсная формула Полезная нагрузка автомобиля. Полная масса автомобиля, кг Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг Максимальная скорость при полной массе автомобиля, км/ч. 85 Габаритные размеры, мм: длина ширина высота (в ненагруженном состоянии) 1770 Колея колёс, мм: передних 1335 задних 1330 База, мм Наименьший дорожный просвет, мм Контрольный расход топлива на 100 км с полной нагрузкой с постоянной скоростью движения 60 км/ч, л.. 10 Топливо.. бензин А-76 Двигатель Модель Тип.. грузопассажирский 4х4 400 кг (2 человека и 250 кг или 4 человека и 100 кг) МеМЗ-969А четырёхтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения Количество цилиндров (их расположение) 4 (V-образное с углом развала 90 ) Порядок работы цилиндров Диаметр цилиндра, мм. 76 Ход поршня, мм 66 Рабочий объём, л.. 1,197 Степень сжатия. 7,2 Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала с- 1 ( об/мин), квт (л. с.).. 29,4 (40) Сцепление Модель МеМЗ-968 Тип.. сухое, однодисковое Привод гидравлический Коробка передач Тип.. механическая, двухвальная, пятиступенчатая Компоновка в сборе с дифференциалом и главной передачей (привод на передние колёса) Вал отбора мощности на задние колёса.. отключаемый Количество передач: вперёд. 4 назад 1 Передаточное число: I передачи. 3,8 II передачи. 2,118 III передачи 1,409 IV передачи 0,961 понижающей передачи. 7,2 передачи заднего хода.. 4,156 Силовая передача на передние колёса Главная передача. пара конических шестерён со спиральными зубьями Передаточное число.. 4,125 Полуоси.. полностью разгруженного типа Соединение с карданами полуосей. фланцевое Колёсные редукторы. пара цилиндрических шестерён наружного зацепления Передаточное число.. 1,294 Силовая передача на задние колёса Вал отбора мощности отключаемый Приводной вал. торсионного типа (установлен на трёх подшипниках в кожухе, соединяющем коробку передач с редуктором заднего моста) 9

10 Редуктор заднего моста пара шестерён главной передачи и дифференциал заднего моста Шестерни конические, со спиральными зубьями Передаточное число.. 4,125 Дифференциал блокируемый Привод включения блокировки механический Передняя и задняя подвески Тип.. независимая, торсионная, с продольными рычагами на оси подвески Амортизаторы гидравлические телескопические двустороннего действия Колёса Диск Размер обода. штампованный 102I 330 (4I 13) или 114I 330 (4 1 / 2 I 13) Шины низкого давления Модель ИВ-167 Размер (5,90 13) Рисунок протектора.. повышенной проходимости Норма слойности.. 4 Рулевое управление Рулевой механизм.. глобоидальный червяк с двухгребневым роликом Передаточное число Рулевой привод.. сошка, продольная рулевая тяга, рулевая трапеция с левым и правым маятниковыми рычагами, поворотные кулаки. Тормоза Тип.. барабанные Привод гидравлический, двухконтурный Гидровакуумный усилитель. в контуре гидропривода передних колёс Ручной стояночный тормоз.. рычажно-тросовый, действующий на тормоза задних колёс Электрооборудование Система проводки.. однопроводная, «минус» соединён с массой Номинальное напряжение, V 12 Аккумуляторная батарея.. 6СТ55 Ёмкость при 20 часовом режиме разряда, A ч 55 Генератор Г502Л Тип.. переменного тока со встроенным выпрямителем Сила тока, А 30 Регулятор напряжения РР310-Б (вибрационный) Стартер СТ368 Мощность, Р, Вт (л. с.) (1,1) Распределитель зажигания (с центробежным и вакуумным регуляторами угла опережения зажигания) Р114-Б Свечи.. А23 Кузов Тип. Тент Дуги безопасности.. цельнометаллический, открытый, четырёхместный, двухдверный, полунесущий, с открывающимся задним бортом мягкий съёмный имеются 10

11 Основные данные для регулировки и контроля Зазор между стержнем клапана и носком коромысла при температуре головки цилиндров С, мм: впускного. 0,08 выпускного.. 0,10 Давление масла в системе смазки двигателя, кгс/см 2, не менее: при частоте вращения коленчатого вала 50 с -1 (3000 об/мин) и температуре 80 С.. 2,0 на холостом ходу 0,5 Нормальная температура масла двигателя, С Прогиб ремня вентилятора при усилии 40Н (4 кгс), мм Зазор между контактами распределителя, мм. 0,35. 0,45 Зазор между электродами свечи, мм. 0,75. 0,9 Расстояние от плоскости разъёма поплавковой камеры до уровня бензина, мм ,5 Ход иглы клапана подачи топлива карбюратора, мм. 1,2. 1,5 Угол развала передних колёс (нерегулируемый) 1,5 Схождение передних колёс по шинам, мм Угол продольного наклона шкворня при полной нагрузке (нерегулируемый) 10 Угол поперечного наклона шкворня (нерегулируемый). 7 Максимальные углы поворота передних колёс: внутреннего.. 30 наружного. 23 Давление воздуха в шинах, кс/см 2. 1,7±0,1 Угол свободного поворота рулевого колеса в положении, соответствующем движению по прямой, не более.. 15 Уровень рабочей жидкости в бачках главных цилиндров гидроприводов сцепления и тормозов (от верхней кромки бачка), мм Свободный ход педали сцепления, мм Свободный ход педали тормоза, мм Максимальный уклон на сухом твёрдом грунте, на котором автомобиль с полной массой должен удерживаться неограниченное время стояночным тормозом, %. 28 Номинальная высота уровня электролита в аккумуляторной батарее под предохранительным щитком, мм Заправочные ёмкости и применяемые топливо, масла, смазки и рабочие жидкости приведены в приложении 1. Подшипники перечислены в приложении 2, сальники в приложении 3. Лампы, применяемые в автомобиле, приведены в приложении 4. Моменты затяжки резьбовых соединений указаны в приложении 5. II. СИЛОВОЙ АГРЕГАТ Силовой агрегат МеМЗ-969А (рис. 1), состоит из двигателя со смонтированными на нём агрегатами и коробки передач (КП) (сцепление в сборе установлено на маховик коленчатого вала двигателя и закрыто картером сцепления, являющимся одновременно составной частью коробки передач). В картере сцепления установлен рычаг выключения сцепления с подпятником в сборе. Поводок рычага выведен наружу картера сцепления и приводится в действие установленным на картере цилиндром выключения сцепления. 11

12 12 Рис. 1 Силовой агрегат и схемы включения передач, заднего моста и понижающей передачи: 1-двигатель с оборудованием в сборе; 2-сцепление; 3- коробка передач; ПП — понижающая передача; ЗМ — задний мост; * свободный ход подпятника выключения сцепления; ** ход подпятника для выключения сцепления (ход нажимного диска сцепления при этом не менее 1,5 мм)

13 Силовой агрегат поперечиной 4 (рис. 2) установлен на двух амортизационных подушках 16, установленных на кронштейнах 19 лонжеронов рамы 20. Третьей точкой крепления (силового агрегата в сборе с приводным валом и редуктором заднего моста) является амортизационная опора 9. Рис. 2. Крепление силового агрегата в сборе с приводным валом и редуктором заднего моста: а крепление передней опоры силового агрегата; b крепление опоры редуктора заднего моста; 1, 7, 11, 18 шайба пружинная; 2 болт крепления поперечины к подушке передней опоры; 3, 6 шайба; 4 поперечина передней опоры силового агрегата; 5 рама кузова; 8 болт крепления опоры редуктора заднего моста к раме; 9 опора редуктора заднего моста в сборе; 10, 14, 17 гайка; 12 редуктор заднего моста; 13 провод «массы»; 15 силовой агрегат; 16 подушка передней опоры; 19 кронштейн крепления подушки; 20 лонжерон рамы (левый) II.1. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА Силовой агрегат снимают для его замены либо для замены КП. Если нет необходимости снимать КП, то силовой агрегат можно снимать и устанавливать без снятия КП (при этом выполняются только операции, обозначенные звёздочкой). Порядок работы: * установите автомобиль над смотровой канавой так, чтобы двигатель находился под электротельфером грузоподъёмностью не менее 200 кгс. Откройте капот. Выключите выключатель массы. Защитите покрывалами боковины передка от загрязнений и повреждений лакокрасочного покрытия; * отвинтите четыре болта крепления капота к петлям и снимите капот; * извлеките шплинт крепления тяги управления заслонкой коллектора подогрева двигателя. Ослабьте болт крепления этого коллектора к выхлопной трубе отопителя; * отвинтите шестнадцать болтов крепления предохранительного щита поддона двигателя и брызговиков мотоотсека к раме и снимите щит в сборе с брызговиками и коллектором подогрева двигателя; * отсоедините центральный провод и провод низкого напряжения от распределителя зажигания; пучок проводов генератора от соединительной панели; провода от звукового сигнала, стартера, фар, подфарников и датчиков давления и температуры масла двигателя. Снимите провода из поддерживающих скоб и извлеките их из отверстий облицовки передка и бампера. Снимите со свечей наконечники проводов; * отсоедините тяги и оболочки тяг от карбюратора, жалюзи и облицовки передка. Отсоедините провода от микровыключателя карбюратора. Снимите с трубок воздушного фильтра шланги вентиляции и разбалансировки. Снимите с трубок электромагнитного клапана шланги от карбюратора. Ослабьте хомут крепления на впускном патрубке карбюратора, откройте замок стяжной ленты и снимите воздухоочиститель в сборе с отводящей трубой. Все патрубки и шланги закройте чистыми салфетками или пробками; * отвинтите двенадцать болтов крепления облицовки к боковинам передка и снимите облицовку в сборе с решёткой облицовки, жалюзи, брызговиками, фарами и подфарниками. Снимите боковые прокладки облицовки; * отвинтите два болта крепления звукового сигнала и снимите звуковой сигнал; * отвинтите винты крепления металлорукава, соединяющего отопительную установку с патрубком кожуха двигателя и снимите металлорукав; * отсоедините от штуцера на впускном коллекторе двигателя шланг, соединяющий коллектор с гидровакуумным усилителем; 13

14 * отсоедините от топливного насоса двигателя топливоподводящий шланг и закрепите его в вертикальном положении, закрыв заглушкой; * слейте масло из картера двигателя (по мере необходимости); * слейте масло из КП (но мере необходимости); * слейте масло из кожуха приводного вала; * отсоедините сошку от вала рулевого механизма (см. «Рулевое управление. Снятие и установка рулевого механизма»). Отсоедините продольную рулевую тягу от маятникового рычага; отсоедините передние полуоси от карданов и КП и снимите полуоси с сухарями в сборе; отвинтите два болта крепления трубы глушителя к заднему коллектору; снимите шайбы и болты; снимите с клапана цилиндра сцепления защитный колпачок, наденьте шланг для прокачки тормозов, отверните клапан на оборота и выкачайте в чистый сосуд рабочую жидкость из гидропривода выключения сцепления. Отсоедините и снимите трубку гидропривода; распломбируйте и отвинтите колпачковую гайку; отсоедините от КП гибкий вал спидометра; отсоедините провода от клемм выключателя фонаря заднего хода на КП; отвинтите с рычагом КП рукоятки. Отвинтив десять винтов крепления к днищу кузова, снимите крышку КП в сборе; установите под передний конец кожуха приводного вала подставку для предотвращения его падения при рассоединении с КП. Подставьте под соединение сосуд для сбора капель смазки; отвинтите гайки крепления кожуха приводного вала к КП и снимите шайбы; подведите электротельфер с навешенным приспособлением (рис. 3) и захватите крюками силовой агрегат за рым-планки двигателя. Слегка натяните трос электротельфера; Рис. 3. Приспособление для подвески силового агрегата или двигателя к подъёмному устройству отвинтите четыре гайки крепления силового агрегата к поперечине передней опоры, снимите шайбы и провод «массы» двигателя; * отвинтите (только при снятии двигателя) шесть гаек крепления картера сцепления к двигателю, снимите шайбы, стартер; * подвиньте силовой агрегат (или двигатель) вперёд до выхода шпилек двигателя из отверстий поперечины и шпилек КП из отверстий кожуха приводного вала, предохранив от повреждения картонную прокладку между фланцами КП и кожуха (при снятии двигателя подвиньте двигатель до выхода шпилек картера коленчатого вала двигателя из отверстий картера сцепления и вала КП из подшипника, установленного в расточке болта маховика). При этом не допускайте большого перекоса плоскостей картера коленчатого вала двигателя и картера сцепления относительно друг друга, так как это может привести к выпрессовке из болта маховика заглушки сальника валом КП; опуская силовой агрегат на необходимую высоту, выведите рычаги КП из отверстия крышки КП; * перемещением вперёд выведите силовой агрегат (или двигатель) за пределы автомобиля и установите на транспортную тележку; снимите с толкателя цилиндра выключения сцепления шплинт, снимите оттяжную пружину и толкатель. Отвинтите две гайки крепления цилиндра и снимите шайбы и цилиндр; отвинтите гайки шпилек крепления выпускных коллекторов, снимите коллекторы и прокладки; при замене КП: отвинтите шесть гаек крепления картера сцепления к картеру коленчатого вала двигателя, снимите стартер, КП. Устанавливайте силовой агрегат в последовательности, обратной снятию. При этом: — после установки цилиндра выключения сцепления, толкателя и оттяжной пружины обеспечьте зазор мм между пятой и подпятником сцепления (см. «Сцепление. Регулировка зазора между пятой и подпятником»); 14

Читайте также:  Какой двигатель ставят на ваз 21114

15 — при установке силового агрегата проверьте установку компенсационной муфты на зубчатом хвостовике приводного вала муфта должна быть установлена торцом без фаски в сторону приводного вала; картонную прокладку, устанавливаемую между фланцами, перед установкой окуните в моторное масло; при затяжке гаек крепления кожуха приводного вала к КП приподнимите кожух для исключения несоосности в соединении компенсационная муфта зубчатые хвостовики; — тягу управления жалюзи присоединяйте к рычагу при полностью открытых жалюзи и утопленной ручке управления; — заполните гидропривод выключения сцепления рабочей жидкостью (см. «Тормоза. Заполнение гидропривода рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверка герметичности»). Моменты затяжки, кгс м: гайки крепления приводного вала к КП 5. 5,6 гайки крепления силового агрегата к поперечине 1,7. 1,8 гайки крепления картера сцепления к двигателю. 4,4. 5,0 гайки крепления рулевой сошки гайки крепления шарового пальца рулевой тяги ,5 болта крепления полуосей к карданам 3. 3,5 III. ДВИГАТЕЛЬ III.1. ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Техническое состояние двигателя, как и автомобиля в целом, не остаётся постоянным в процессе продолжительной эксплуатации. В период обкатки по мере приработки трущихся поверхностей уменьшается расход горючего, снижается угар масла. Далее наступает довольно продолжительный период, когда техническое состояние двигателя практически неизменно. По мере износа деталей увеличивается прорыв газов через поршневые кольца, падает компрессия в цилиндрах, увеличивается утечка масла через зазоры в соединениях, и падает давление в системе смазки. Следовательно, постепенно уменьшается и эффективная мощность двигателя, увеличивается расход топлива, возрастает расход масла. Техническое состояние двигателя определяется: тяговыми качествами двигателя; расходом топлива; расходом масла; величиной компрессии в цилиндрах; шумностью работы двигателя. Наиболее объективной оценкой технического состояния двигателя является его проверка на специальном стенде, имеющем нагрузочное устройство. Однако для этого его необходимо демонтировать с автомобиля, а это связано с затратой времени и средств. Ниже приведено несколько способов проверки технического состояния двигателя, не связанных с дополнительными затратами. Условия испытаний и подготовка автомобиля Топливо.. бензин А-76 (или бензиновая смесь с октановым числом 76 по моторному методу) Смазка масло М8ГИ, М8Б 1, М8В 1, М8Г 1, Нагрузка два человека (считая водителя) Дорога сухая, прямая, с твёрдым гладким покрытием Уклоны.. короткие, не превышающие 0,5 % Атмосферные условия. отсутствие дождя и снега Скорость ветра, м с, не более. 3 Атмосферное давление, мм Hg Температура окружающей среды, С Температура масла перед началом каждого заезда, С Перед испытанием проверьте и, при необходимости, отрегулируйте ходовую часть автомобиля схождение и развал передних колёс, тормоза, давление воздуха в шинах и т. п. Готовность автомобиля для испытания устанавливается определением пути его свободного качения. Перед испытанием убедитесь в том, что двигатель в нормальном состоянии (соответствуют норме зазоры в клапанах, угол опережения зажигания, зазоры в контактах распределителя зажигания и др.). Двигатель и агрегаты шасси перед началом испытаний прогрейте, двигаясь на автомобиле на средних скоростях 30 мин. Стёкла дверей плотно закройте. 15

16 Путь свободного качения автомобиля определяют в двух заездах во взаимно противоположных направлениях. Двигаясь со скоростью 50 км/ч у мерной линии быстро выключите сцепление и немедленно переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Замерьте расстояние до места полной остановки автомобиля. Путь свободного качения технически исправного и обкатанного (не менее 4000 км) автомобиля должен превысить 290 м. Определение тяговых качеств Определение тяговых качеств двигателя производится путём определения максимальной скорости автомобиля. Максимальная скорость автомобиля определяется с хода на высшей передаче на мерном участке длиной 1 км. Разгон автомобиля должен быть достаточным для достижения к моменту выезда на мерный участок установившейся (максимальной) скорости. Время прохождения, автомобилем мерного участка определите по секундомеру, который включите и выключите в моменты прохождения мимо километровых столбов, ограничивающих мерный участок. За действительное значение максимальной скорости автомобиля принимают среднее арифметическое из скоростей, полученных в двух заездах во взаимно противоположных направлениях, выполненных непосредственно один за другим. Скорость автомобиля определите по формуле: V=3600/Т, (км/ч) где Т время прохождения километрового мерного участка, с. Приёмистость. Для полноты оценки тяговых качеств двигателя следует проверить приёмистость, т. е. время прохождения участка 1 км с места с последовательным переключением передач при тех же условиях, что и в предыдущем случае (тепловое состояние двигателя, нагрузка автомобиля, дорога, атмосферные условия и др.). Автомобиль разгоните с места на I передаче энергичным нажатием на педаль акселератора. Трогаться с места следует плавно. Переключать передачи быстро и бесшумно при наивыгоднейших режимах (при достижении скоростей на I передаче примерно 15 км/ч, на II 30 км/ч, на III 50 км/ч. Замеры выполните в обоих направлениях участка, причём оба замера должны следовать непосредственно один за другим). Время измеряется с момента трогания до момента переезда границы участка в 1 км. По результатам замеров подсчитайте среднее время. Если по результатам испытаний максимальная скорость автомобиля не менее 85 км/ч, а время разгона не более 55 с, то это значит, что двигатель развивает необходимую мощность. Снижение максимальной скорости больше, чем на 15 % от нормальной и увеличение времени разгона на участке в 1 км более чем на 25 % при исправном техническом состоянии ходовой части автомобиля и при соблюдении указанных выше условий испытаний, указывают на недостаточную мощность двигателя и на необходимость более детальной проверки состояния двигателя и выявления причин, вызвавших снижение мощности. Проверка экономичности Эксплуатационный расход топлива. Экономическая характеристика автомобиля, т. е. зависимость расхода топлива Q (1/100 км) от скорости движения автомобиля V (км/ч), показана на рис Рис. 4. Экономическая характеристика

17 Величина эксплуатационного расхода топлива в большой степени зависит от дорожных и климатических условий, режима движения (скорость, нагрузка, дальность и частота поездок) и квалификации водителя. В связи с этим нельзя с достаточной объективностью судить о техническом состоянии автомобиля по эксплуатационному расходу топлива, тем более по нему нельзя судить о техническом состоянии двигателя (т. к. на расход топлива существенно влияет состояние ходовой части автомобиля). Объективным показателем технического состояния двигателя служит контрольный расход топлива. Замер контрольного расхода заключается в определении расхода топлива при скорости км/ч с технически исправной ходовой частью при соблюдении условий испытания, изложенных выше. Измерение выполняйте на участке дороги длиной не менее 5 км с постоянной скоростью, в двух противоположных направлениях движения не менее чем по 2 раза в каждом направлении. При этом топливо в карбюратор нужно подавать из специальных мерных колб или мерного бачка. Замеры производите лишь после того, как полностью установится нормальный тепловой режим двигателя. Подсчитанный контрольный расход относится к заданной скорости. Действительная скорость не должна отличаться от заданной более чем на ± 1 км/ч. Если контрольный расход топлива не превышает 10 л/100 км это свидетельствует об исправности двигателя. Расход масла двигателем замеряют обычно в период между сменами масла при режимах движения, характерных для нормальной эксплуатации. Расход масла определяется его взвешиванием до и после пробега с учётом расхода на доливки. Масло сливайте (температура 60 С) при одинаковом (по возможности горизонтальном) положении автомобиля во время залива и слива. Сливайте масло при открытой маслозаливной горловине в течение 10 мин для полного стекания масла со стенок картера. Можно замерить расход масла, дополняя его до первоначального уровня (до верхней риски маломерного щупа) из заранее взвешенной ёмкости. Расход масла Р определите как среднюю величину за пробег: где Q 1 залитое в картер двигателя масло, г; Q 2 слитое из картера масло, г; Q 3 долитое масло за период проверки, г; L пробег за период проверки (обычно между двумя сменами масла), км. Примечание. При необходимости определить расход масла за более короткое время эксплуатации автомобиля можно ограничиться пробегом 100 км (не менее) при режиме равномерного движения со скоростью км/ч. На протяжении срока службы двигателя, начиная с момента обкатки, расход масла не остаётся постоянным. Постепенно снижаясь за период обкатки двигателя, расход масла обычно стабилизируется после пробега км и не превышает 100 г/100 км. После пробега км расход масла начинает постепенно возрастать. Двигатель требует ремонта, если расход масла на 100 км пути превышает 160 г. В этом случае, как правило, требуется замена изношенных компрессионных и маслосъёмных колец новыми. Увеличенный расход масла может быть также из-за закоксовывания (потери подвижности) поршневых колец, увеличенного зазора между втулкой и стержнем впускных и выпускных клапанов. Рис. 5. Компрессометр 17

18 18 Проверка компрессии Компрессию в цилиндрах двигателя измеряют компрессометром при нормальных зазорах в клапанах и на прогретом двигателе (рис. 5). Для проведения измерения выверните свечи зажигания и полностью откройте воздушную и дроссельную заслонки карбюратора. После этого вставьте резиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи первого цилиндра, плотно прижмите наконечник к кромке отверстия, создавая уплотнение. Теперь включите стартер и оставьте его включённым до тех пор, пока давление в цилиндре перестанет увеличиваться (но не более 10 с). При этом аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена для того, чтобы обеспечить частоту вращения коленчатого вала двигателя 5,0. 6,7 с- 1 ( об/мин). Примечание. Частоту вращения коленчатого вала двигателя можно определить, замерив частотомером частоту вращения шкива вентилятора. Частота вращения шкива вентилятора должна быть не менее 6,7 с -1 (405 об/мин), т. к. передаточное отношение шкивов равно 1,35: 1. Записав величину максимального давления газов в цилиндре, выпустите воздух из компрессометра. Аналогично измерьте компрессию поочерёдно в остальных цилиндрах. Величина компрессии в цилиндрах нормально работающего двигателя колеблется в весьма широких пределах от 7 до 10 кгс/см 2. При этом давление в разных цилиндрах не должно отличаться более чем на 1 кгс/см 2. Величина компрессии при измерении существенно зависит от теплового состояния двигателя и от частоты вращения коленчатого вала. Сама полученная величина компрессии не может служить основанием для ремонта двигателя, но к её замеру прибегают для уточнения причины неисправности. При обнаружении причины падения мощности двигателя замером компрессии легко определить цилиндр, в котором величина компрессии будет значительно заниженной. В таком цилиндре можно предполагать такие неисправности: — неплотная посадка головок клапанов к сёдлам; — поломка или пригорание поршневых колец; — плохое уплотнение между торцом цилиндра и головкой цилиндров. Для уточнения неисправности: — залейте в цилиндр см 3 чистого масла для двигателя и вновь замерьте компрессию. Более высокие показания компрессометра в этом случае чаще всего свидетельствуют о пригорании поршневых колец. Если же величина компрессии остаётся без изменения, то это указывает на неплотное прилегание головок клапанов к их сёдлам или на плохое уплотнение между торцом цилиндра и головкой; — установите поршень в ВМТ такта сжатия, затормозите автомобиль ручным тормозом, включите высшую передачу и подайте в отверстие под свечу сжатый воздух под давлением кгс/см 2. Утечка воздуха через карбюратор укажет на неплотность впускного клапана, а утечка через глушитель на неплотность выпускного клапана. Проверка технического состояния по шумности По шумности работы двигателя при достаточном навыке можно судить о его техническом состоянии. На слух могут быть выявлены увеличенные зазоры в сопряжениях, случайные поломки, ослабление крепления деталей. Имейте в виду, что на двигателе воздушного охлаждения вследствие отсутствия жидкостной рубашки и благодаря оребрению хорошо прослушивается работа поршневой группы, привода распределения, клапанного механизма и др. Поэтому не считайте признаком неисправности: — неравномерный стук двигателя, сливающийся в общий шум; — периодический стук клапанов и толкателей при нормальных зазорах между клапанами и носками коромысел; — выделяющийся стук в двигателе, исчезающий или появляющийся при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя; — ровный, нерезкий шум высокого тона от работы привода механизма распределения. Важно хорошо усвоить шум нормально работающего двигателя воздушного охлаждения с тем, чтобы судить о посторонних стуках, как следствие какой-либо неисправности. Нельзя без корректировки переносить практику прослушивания двигателя с жидкостным охлаждением для суждения о техническом состоянии двигателя с воздушным охлаждением. И если сравнительно нетрудно обнаружить повышенную шумность или какой-либо стук в двигателе, то определить место стука и его причину удастся лишь опытным механикам, имеющим необходимые навыки в распознавании таких дефектов. Некоторые указания по методике прослушивания и определению неисправности приведены в табл. 1. Решение о необходимости ремонта принимается в каждом случае по совокупности произведённых проверок.

Читайте также:  Сколько можно не менять масло в двигателе ваз

19 Проверка технического состояния двигателя по шумности Таблица 1 Место прослушивания В нижней части картера коленчатого вала В нижней части картера коленчатого вала В районе цилиндров Боковая поверхность цилиндров Тепловое состояние двигателя Режим работы Не зависит Переменный Характер стука Резкий металлический среднего тона Причина Ослабление крепления маховика Прогрет То же Глухой низкого тона Ослабление посадки опор коленчатого вала или увеличенный зазор в коренных подшипниках Холодный Холостой ход Сухой щёлкающий стук (уменьшается по мере прогрева двигателя) Прогрет То же Отчётливый звонкий стук, резко выделяющийся из шума работы клапанного механизма Увеличенный зазор между юбкой поршня и цилиндром Ослабление посадки седла клапана Возможность дальнейшей эксплуатации Не допускается К эксплуатации допускается до сохранения давления масла в системе смазки К эксплуатации допускается до достижения предельного расхода масла Не допускается Возможные последствия эксплуатации с неустранённым стуком Срезание штифтов фиксирующих маховик Постепенное падение давления в системе смазки Увеличенный расход масла Поломка седла и повреждение поршня, головки цилиндров Способ устранения Закрепите маховик Замените опоры или коренные подшипники Замените поршни Замените седло клапана Верхняя часть картера коленчатого вала Холодный То же Отчётливый звонкий стук Износ рабочего торца толкателя Не допускается Износ кулачков распре делительного вала Замените повреждённые толкатели В районе вентилятора Прогрет На средних частотах вращения коленчатого вала Чётко выделяющийся шум от работы подшипников генератора Отсутствует смазка в подшипниках генератора, износ подшипников То же Повышенный износ и разрушение подшипников генератора Замените подшипники То же То же На частотах вращения коленчатого вала выше средних Шум высокого тона (вой) Нарушение режима работы вентилятора из-за изменения сопротивления системы охлаждения То же Перегрев двигателя Очистите масляный радиатор и проверьте сопряжения кожухов системы охлаждения В нижней части картера коленчатого вала Не зависит Переменный Резкий металлический стук Выплавление вкладышей шатуна Не допускается Задир шатунных шеек коленчатого вала Замените негодные детали 19

20 Состояние отдельных деталей Если по техническому состоянию двигателя или по обнаруженному дефекту его частичная или полная разборка неизбежна, рекомендуется проверить при этом состояние деталей и сопряжений с тем, чтобы, воспользовавшись разборкой, заменить детали, создающие зазоры в сопряжении, близкие к предельным. Такая замена улучшит техническое состояние двигателя и продлит срок его службы. В табл. 2 указаны номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях двигателя; предельно допустимые износы деталей и зазоры. Пользуясь этой таблицей, определите детали, подлежащие замене по износу. 20

21 Обозначение и наименование Б Поршень (диаметр юбки). Группа маркируется клеймом на днище: А Б В А Поршневой палец Группа маркируется краской внутри отверстия: красной (I группа) жёлтой (II группа) зелёной (III группа) белой (IV группа) Б Б Кольцо поршневое компрессионное (размер по высоте): I II Б Б Кольцо компрессионное (I II) Кольцо маслосъёмное (комплект) А Поршневой палец. Группа маркируется краской внутри отверстия: красной (I группа) жёлтой (II группа) зелёной (III группа) белой (IV группа) Номинальные размеры, предельные износы; зазоры и натяги в основных сопрягаемых деталях Сопрягаемые детали Размер по чертежу, мм 75, ,94 75, ,95 75, ,96 21, , , , , , , ,0000 1, ,490 1, ,995 Тепловой зазор 1,0 мм 21, , , , , , , ,0000 Предельный износ, мм 0,162 0,005 0,056 0, Коленчатый вал: — шатунная шейка 49,975 49,990 0,164 Обозначение и наименование А Цилиндр. Группа маркируется краской на верхнем ребре: красной жёлтой зелёной Б Поршень (отверстие под палец). Группа маркируется краской на бобышке: красной (I группа) жёлтой (II группа) зелёной (III группа) белой (IV группа) Б Поршень (высота канавок под поршневые кольца): I II Размер по чертежу, мм 75, ,00 76, v 01 76, ,02 21, , , , , , , ,9975 1, ,555 2, ,035 Предельный износ, мм 0,100 0,042 0,100 0,074 Таблица 2 Зазор (натяг) в соединении сопрягаемых деталей, мм min 0,05 0,05 0, ,045 0,020 монтажный max 0,07 0,07 0,07 0,005 0,005 0,005 0,005 0,077 0,057 предельно допустимый в эксплуатации Цилиндр Тепловой зазор 0,25 0,55 1,5» 0,9 1,5 2, А Шатун (втулка верхней головки). Группа маркируется краской на верхней головке шатуна: 0,010 красной (I группа) 21, ,9970 0,046 0,002 0,007 жёлтой (II группа) 21, ,9995 0,002 0,07 0,06 зелёной (III группа) 21, ,0020 0,002 0,07 белой (IV группа) 22, ,0045 0,002 0, А Шатун: подшипник нижней головки шатуна 50, ,046 0,164 0,026 0,071 0,25 0,25 0,05 0,20 0,20 21

22 Обозначение и наименование — 1-я коренная шейка — 2-я коренная шейка — 3-я коренная шейка Опора коленчатого вала (наружный диаметр): — передняя — средняя Вкладыш заднего подшипника коленчатого вала (наружный диаметр) Размер по чертежу, мм 54,980 55,00 54,980 55,00 54,980 55,00 143, , , ,580 65,035 65,055 Сопрягаемые детали Предельный износ, мм 0,068 0,133 0,058 0,082 0,072 Обозначение и наименование Передний коренной подшипник (внутренний диаметр) Средний коренной подшипник (внутренний диаметр) Задний коренной подшипник (внутренний диаметр) Б Картер коленчатого вала (отверстие под опору): — переднее — среднее Б Картер коленчатого вала (отверстие под вкладыш) Размер по чертежу, мм 55,070 55,090 55,050 55,080 55,085 55, , , , ,540 Предельный износ, мм 0,068 0,133 0,058 0,087 0,080 Зазор (натяг) в соединении сопрягаемых деталей, мм min 0,070 0,050 0,085-0,010-0,010 монтажный max 0,110 0,100 0,125-0,070-0,080 предельно допустимый в эксплуатации 65,000 65,026-0,009-0,055 0,20 0,25 0,20 0,05 0, А Вал распределительный: — передняя шейка — средняя шейка — задняя шейка — высота кулачка* — размер затылка Вал балансирный: — диаметр шейки Противовес (диаметр ступицы) Б Б2 Клапан (диаметр стержня) — впускной — выпускной 44,439 44,460 44,909 44,930 54,419 54,440 6,05 6,15 29,8 30,2 15,948 15,960 29,910 29,930 7,955 7,967 7,925 7,937 0,086 0,063 0,120 0,2 0,123 0,107 0,037 0, Б Картер коленчатого вала (отверстие под распредвал) — диаметр переднего подшипника — диаметр среднего подшипника — диаметр заднего подшипника Вал распределительный: — внутренний диаметр передней втулки — внутренний диаметр задней втулки Втулка направляющая клапана (внутренний диаметр) 44,500 44,527 45,000 45,027 54,500 54,530 16,000 16,019 30,000 30,023 7,992 8,020 7,992 8,020 0,093 0,070 0,132 0,123 0,107 0,037 0,063 0,040 0,070 0,060 0,040 0,070 0,025 0,055 0,088 0,118 0,111 0,071 0,113 0,065 0,095 0,20 0,20 0,25 0,20* 0,10 0,20 0,20 0,15 0,20 22

23 Обозначение и наименование Размер по чертежу, мм Сопрягаемые детали Предельный износ, мм Втулка направляющая клапана (внутренний диаметр) 14,073 14, Б2 Толкатель клапана (диаметр) Б2 Толкатель выпускного клапана 1-го и 3- го цилиндров 20,960 20,975 0, Седло вставное выпускного клапана (наружный диаметр) 34,180 34, Седло вставное впускного клапана (наружный диаметр) 36,180 36, Б Валик коромысел клапанов (диаметр) 17,958 17,970 0, Б Корпус масляного насоса (наружный диаметр хвостовика) 20,940 20,980 0, Б Валик ведущий масляного насоса (диаметр) Б Ось ведомой шестерни масляного насоса (диаметр) 12,028 12,040 0,05 11,977 11,990 0,10 Обозначение и наименование Размер по чертежу, мм Предельный износ, мм Зазор (натяг) в соединении сопрягаемых деталей, мм min монтажный max предельно допустимый в эксплуатации Б Головка цилиндров (отверстие под втулку) 13,990 14,019-0,054-0, Б Картер коленчатого вала (отверстие под толкатель) Б Головка цилиндров (отверстие под седло) 21,000 21,023 0,20 0,025 0,063 0,30 34,000 34,027 36,000 36,027-0,153-0, Коромысло клапана ,000 18,050 0,040 0,030 0,092 0,15 Коромысло левое (отверстие под валик) Б Картер коленчатого вала (отверстие под хвостовик) 21,000 21,023 0,10 0,020 0, Б Корпус масляного насоса (отверстие под валик) Б Шестерня ведущая масляного насоса (отверстие под валик) Б Крышка масляного насоса (отверстие под валик) Б Корпус масляного насоса (отв. под ось) Б Шестерня ведомая масляного насоса (отверстие под ось) Б Крышка масляного насоса (отверстие под валик) 12,057 12,078 12,006 12,025 12,100 12,120 11,928 11,947 12,006 12,025 11,990 12,008 0,10 0,10 0,10-0,153 0,017-0,003 0,060-0,030 0, ,200 0,050-0,034 0,092-0,062 0,048 0,031 0,10 0,15 0,10 23

24 Обозначение и наименование Б Б Шестерни ведомая и ведущая масляного насоса: — диаметр шестерни — высота шестерни Валик привода распределителя зажигания Корпус валика привода распределителя зажигания Г Распределитель зажигания в сборе (диаметр хвостовика) Размер по чертежу, мм 38,210 38,235 29,960 30,000 Сопрягаемые детали Предельный износ, мм 0,05 11,988 12,000 0,03 35,955 35,980 0,10 26,947 26,980 Обозначение и наименование Б Корпус масляного насоса: — диаметр расточки — глубина расточки Прокладка масляного насоса Корпус привода распределителя зажигания (отверстие под валик) Б Картер коленчатого вала (отверстие под корпус валика привода распределителя зажигания) Корпус привода распределителя зажигания (отверстие под хвостовик) Размер по чертежу, мм 38,310 38,335 30,000 30,030 0,047 0,054 Предельный износ, мм 0,015 0,10 Зазор (натяг) в соединении сопрягаемых деталей, мм min 0, ,047 монтажный max 0,125 0,070 0,124 предельно допустимый в эксплуатации 0,20 0,10 0,15 12,016 12,040 0,060 0,016 0,052 0,10 36,000 36,027 0,10 0,020 0,072 0,15 27,000 27,027 0,15 0,020 0,080 0,20 * Допускается износ вершин 2-х кулачков разных цилиндров до 1 мм (при этом ухудшение энергетических показателей двигателя не должно превышать 5%) 24

25 III.2. УСТРОЙСТВО Кривошипно-шатунный механизм Продольный и поперечный разрезы двигателя приведены на рис. 6, 7. Рис. 6. Продольный разрез двигателя: 1 распределитель зажигания в сборе; 2 воздуховод пускового подогревателя в сборе; 3 распределительный вал; 4 балансирный вал в сборе; 5 механизм сцепления в сборе; 6 масляный насос 25

Источник

Adblock
detector