Схема двигателя гольф 3 моновпрыск

Моновпрыск Mono-Motronic (Jetronic) Bosch

Система управления Bosch Mono-Jetronic — система моновпрыска. Это означает, что, подобно карбюраторным двигателям, топливо впрыскивается одной форсункой перед дроссельной заслонкой.

Двигатели: 1F, RP.

Система впрыска Mono-Motronic аналогична системе Mono-Jetronic. Отличие заключается в том, что в системе Mono-Motronic отсутствует коммутатор и вакуумный корректор УОЗ, их функции выполняет блок управления двигателем, что улучшает работу системы зажигания на всех режимах двигателя. В системе предусмотрена функция самодиагностики. Электроника регистрирует неисправности в системе впрыска и после первого появления неисправности записывает в память ее код.

Двигатели: 1F, RP, AAM, ABS, ADZ.

Технические характеристики системы топливопитания:

Тип топливного насоса — электрический погружной, расположенный в топливном баке. Подача топливного насоса — не менее 1000 см3/мин. при напряжении в сети 12,5В. Давление топливопитания — 0,8-1,2 бар. Число оборотов на холостом ходу — 700. 1000 об/мин. (регулируется электроникой и больше ничем). Максимальное число оборотов — 6300 об/мин. (ограничено электроникой). Сопротивление форсунки: mono-jetronic — 3,0. 4,0 Ом, mono-motronic — 1,2. 1,6 Ом.

Система впрыска Mono-Jetronic обеспечивает впрыск топлива во впускной коллектор через равные промежутки времени. В данной системе имеется только одна центральная форсунка для всех цилиндров. Распределение топлива по отдельным цилиндрам происходит, как и в карбюраторных двигателях, во впускном коллекторе.

Воздух всасываемый двигателем, пройдя через воздушный фильтр, попадает в блок впрыска. В блоке находится управляемая тросиком от педали акселератора дроссельная заслонка. Угол открытия заслонки определяется при помощи потенциометра (датчик положения дроссельной заслонки), установленного на ее оси, и передается в электронный блок управления впрыском. На основании информации с ДПДЗ и датчика температуры всасываемого воздуха ЭБУ определяет объем всасываемого воздуха.

По данным об объеме всасываемого воздуха и числе оборотов коленвала (последнее определяется датчиком Холла) блок управления определяет момент и продолжительность открытия форсунки.

По положению контактов концевика, установленного на регуляторе положения дроссельной заслонки, ЭБУ определяет переход с ХХ в рабочий режим и обратно. Регулятор положения дроссельной заслонки в незначительных пределах приоткрывает или закрывает дроссельную заслонку, поддерживая стабильные обороты холостого хода (ХХ).

В системе также имеется датчик температуры охлаждающей жидкости, влияющий на подготовку топливо-воздушной смеси в зависимости от температуры двигателя.

Датчик кислорода, установленный в системе выпуска автомобилей с «регулируемым» катализатором, измеряет содержание кислорода в потоке отработавших газов. По информации, получаемой от него, ЭБУ регулирует состав горючей смеси таким образом, чтобы обеспечивать максимальную эффективность работы катализатора, т.е. поддерживать минимальный уровень вредных выбросов в отработавших газах.

Регулятор давления топлива устанавливается в верхней части моновпрыска рядом с форсункой. Регулятор механический диафрагменного типа служит для сброса лишнего давления топлива, чтобы распыление бензина форсункой держать под контролем.

Неисправности: засорение и заклинивание регулятора, в зимнее время подмерзание из-за влаги, что приводит к повышению или понижению давления топлива. Небольшое повышение давления топлива корректируется блоком управления при помощи длительности впрыска и приводит к более устойчивой работе двигателя. Значительное повышение: повышенный расход топлива, черный бархатный налет на свечах, дымность выхлопа, тупость в динамике, возможен повышенный холостой ход. Наибольшую неприятность доставляет пониженное давление топлива: в летнее время паровые пробки, неустойчивый холостой ход или невозможность завезти двигатель, дымность выхлопа с запахом бензина, свечи часто сырые, двигатель плохо раскручивается или глохнет, тупость в динамике, большой расход топлива. Бонусом — можно налить бензин в масло. На форсунке обычно нет четкого конуса распыла или бензин просто льется.

Для проверки регулятора давления в прямую магистраль через тройник подключают механический манометр и запускают двигатель. Манометр должен показывать в диапазоне 0,8. 1,2 бар. Выключить зажигание и через 5 мин. проверить остаточное давление топлива, которое должно быть не менее 0,5 бар. Что говорит об исправности обратного клапана топливного насоса. Приведение давления топлива в норму сводится к промывке регулятора давления, промывке сетки грубой очистки (стоит на топливной колбе), замена топливного фильтра (под днищем), осушение топливной системы, возможна замена топливного насоса.

Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, от работы которой зависит качество топливовоздушной смеси.

Самая простая проверка форсунки — это проверить визуально распыление бензина, для этого нужно снять крышку моновпрыска, запустить двигатель и смотреть на распыл бензина. На холостом ходу двигателя, форсунка должна распылять четким конусом. Если увеличить обороты двигателя выше 3000 об/мин. и резко закрыть дроссельную заслонку, форсунка не должна лить бензин — должен быть виден четкий конус распыла бензина, а при закрытии дроссельной заслонки — четкая отсечка топлива, без капель бензина, пока обороты не упадут. При выключении зажигания из форсунки не должно выливаться более 2-х капель топлива в минуту.

Читайте также:  Плавают обороты двигателя камаз 5320

Также нужно проверить сопротивление форсунки тестером. Для этого нужно отсоединить коричневую фишку и проверить сопротивление между средними (2 и 3 поз.1) контактами разъема. Сопротивление форсунки моновпрыска должно быть в пределах 1,2-1,6 Ом (увеличение сопротивления на несколько десятых Ом, может быть вызвано окислением контактов в крышке форсунки).

Если форсунка исправна, а распыла бензина из форсунки нет (подача бензина есть и регулятор давления исправен) — стоит проверить подаваемое напряжение на форсунке (тестер может не показать усредненное напряжение, VAG рекомендует использовать светодиодный пробник) и выходной каскад блока управления. Работу выходного каскада ЭБУ можно проверить замыкая средний контакт разъема датчика Холла на один из крайних контактов.

Регулятор положения дроссельной заслонки представляет собой шаговый двигатель, объединенный в одном корпусе с концевым выключателем признака холостового хода. Блок управления с его помощью открывает или закрывает дроссельную заслонку в зависимости от условий по поддержанию оборотов холостого хода. Концевой выключатель показывает блоку управления переход при открытии дросселя с холостого хода в рабочий режим.

Неисправности: нестабильность ХХ, отсутствие поддержания ХХ при изменении нагрузок (включение эл. вентилятора охлаждения, печки, ближнего света и других потребителей); повышенные обороты холостого хода; пониженные обороты ХХ; замедленный и\или через раз сброс оборотов при отпускании педали газа.

Проверка регулятора положения дроссельной заслонки (необходимо снять разъем):

* контакты 1 и 2 — сопротивление в пределах 4-200 Ом;

* контакты 3 и 4 — сопротивление в пределах 0,5 Ом при закрытой дроссельной заслонке и бесконечность при открытой дроссельной заслонке.

* подача напряжения не более 6В (4,5В от батарейки) на контакты 1 и 2 приводит к движению штока (выявление механической неисправности): подача на контакты 1 — «+», 2 — «-» втягивает шток, обратная полярность выдвигает шток.

Если показания не соответствуют указанным величинам — регулятор под замену. После замены необходимо выполнить регулировку. Для этого необходимо отсоединить разъем и при помощи напряжения не более 6В втянуть шток до упора. Отключить источник питания. Используя контрольный щуп 0,5+-0,1мм, проверить срабатывание концевика на контактах 3 и 4. Если зазор находится в указанных пределах, то сопротивление концевика не должно меняться. В противном случае отрегулировать зазор винтом.

Датчик положения дроссельной заслонки выдает блоку управления информацию о положении (угле открытия) дроссельной заслонки. Блок управления использует эту информацию для регулирования количества впрыскиваемого топлива, регулировки оборотов холостого хода.

ДПДЗ регулируется с завода изготовителя и регулировке в процессе эксплуатации не подлежит, но иногда приходится вмешиваться в этот ответственный узел.

Неисправности: рывки при ускорении, зависание оборотов, неустойчивый холостой ход.

Для проверки исправности датчика необходимо померить сопротивление между контактами ДПДЗ:

* 1 и 5 — 520-1300 Ом;

* 1 и 2 — 600-3500 Ом;

* 1 и 4 — 600-6600 Ом.

При повороте дроссельной заслонки, показания должны плавно изменяться без рывков и замедления. При подключения к контактам 1 и 2 показания сопротивления должны меняться до открытия заслонки до 1/4, потом оставаться постоянными. При подключении к контактам 1 и 4 вплоть до 1/4 открытия заслонки сопротивление должно оставаться постоянным, а затем — изменяться.

Регулировка «0» ДПДЗ выполняется только после ремонта или замены датчика, но никак не для регулировки холостого хода. Вольтметр подключаем к контактам 1 и 2, открываем дроссельную заслонку и задвигаем шток регулятора положения дроссельной заслонки в себя. Отключаем разъем с регулятора положения и отпускаем дроссельную заслонку. Убеждаемся, что шток не упирается в заслонку и тросик акселератора не натянут (дроссель полностью закрыт). Теперь двигаем платку ДПДЗ и добиваемся показаний 0,18. 0,2 В (0,186В). Затягиваем винты и собираем все на место. На заведенном двигателе на холостых оборотах напряжение на контактах 1 и 2 ДПДЗ должно быть 0,7. 0,8 В.

Подогреватель всасываемого воздуха . Для улучшения работы двигателя во время прогрева в движении в приемном коллекторе установлен электрический нагревательный элемент (еж). Он нагревается в течение нескольких секунд, отдавая тепло горючей смеси. Нагреватель включается термовыключателем, ввернутым в водяную рубашку (красный датчик) или блоком управления на основании ДТОЖ. Подогреватель проверяют на холодном двигателе, отсоединив разъем. Сопротивление должно составлять 0,25-0,5 Ом. Для проверки термовыключателя (красный датчик на тройнике) снимают разъем и подключают тестер. Он должен показывать следующее: при температуре охлаждающей жидкости ниже 55 град — около 0 Ом, выше 65 град — бесконечность.

Читайте также:  Что такое контрактный двигатель на мотоцикл

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен на тройнике в системе охлаждения двигателя.

Примечание : Рядом с датчиком температуры охлаждающей жидкости (синий цвет) установлены датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (черный цвет), термовыключатель подогревателя воздуха (красный цвет). Эти датчики не влияют на работу системы управления двигателем. В некоторые системы ставился четырехконтактный ДТОЖ совмещенный с датчиком указателя температуры (контакты 1 и 3 — ДТОЖ, контакты 2 и 4 — указатель температуры).

Датчик представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом: электрическое сопротивление датчика уменьшается с повышением температуры. Контроллер обрабатывает сигнал датчика и устанавливает оптимальное обогащение рабочей смеси при прогреве двигателя, использует данные для расчета параметров зажигания.

Неисправности: плохой пуск двигателя, как на холодную, так и на горячую (не обязательно оба признака одновременно); может как богатить смесь, так и беднить топливовоздушную смесь; неустойчивый или не верный холостой ход. Один из основных датчиков для правильного смесеобразования.

Проверяется измерением сопротивления при разных температурах и сравнением с данными из графика. При замене единственный датчик на котором экономить не стоит и перед установкой стоит проверить сопротивление, хотя бы при комнатной температуре. Так же исправность его можно проверить, сняв на время разъем и запустив двигатель. Датчик с сильно ушедшей характеристикой будет заметен сразу.

Другой способ проверки, дающий более полную картину об исправности системы, это замер напряжения на датчике. Т.к. даже на исправном датчике может быть неверное падение напряжения. Зависимость напряжения от температуры:

10 град — 3,75-4,0 В

20 град — 3,0-3,5 В

40 град — 2,5-3,0 В

60 град — 2,0-2,5 В

80 град — 1,0-1,3 В

Приведу данные для датчика указателя температуры (хоть он и не относится к системе впрыска): 90 град — 100 Ом, 110 град — 51 Ом. Подключая эти же сопротивления в разъем вместо датчика, можно проверить приборку.

Датчик температуры всасываемого воздуха аналогичен по характеристикам датчику температуры охлаждающей жидкости, в нем так же использован термистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры. Датчик установлен в узле центрального впрыска на держателе форсунки. По информации о температуре воздуха от датчика контроллер регулирует количество впрыскиваемого топлива. Для того, чтобы проверить ДТВВ на двигателе, необходимо проверить сопротивление между крайними (1 и 4 поз. 2) контактами коричневого разъема форсунки. Основная неисправность: обрыв датчика в крышке форсунки или в месте установки. Из-за этого несколько увеличивается расход, машина нормально заводится зимой. Вместо оборванного ДТВВ возможна установка синего ДТОЖ в крышку (черепашка) моновпрыска.

Датчик кислорода ввернут в резьбовое отверстие выпускного коллектора. В металлической колбе датчика расположен гальванический элемент, омываемый потоком отработавших газов. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах в результате сгорания топливовоздушной смеси изменяется напряжение сигнала датчика в диапазоне от 0.1 до 0.9 В.

Постоянно отслеживая напряжение сигнала датчика, блок управления корректирует количество впрыскиваемого форсункой топлива. При низком уровне сигнала датчика (бедная топливовоздушная смесь) количество подаваемого топлива увеличивается (трещины в выхлопном коллекторе также приводят к обогащению), при высоком уровне сигнала (богатая смесь) — уменьшается. Если датчик кислорода неисправен, токсичность отработавших газов может резко повыситься.

Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (около 320 град.). Пока датчик находится в холодном состоянии на нем находится опорное напряжение 0,45В. Если при прогретом до нормальной рабочей температуры и/или работающем в течение не менее двух минут двигателе кислородный датчик вырабатывает стабильный сигнал амплитудой 0.45 В, система самодиагностики заносит в память соответствующий код неисправности. Код заносится также в случае выявления неисправности в цепи нагревателя датчика.

Неисправности: Для простой проверки его исправности можно на время просто отсоединить от разъема. Работа ЭБУ перейдет в аварийный режим, расход топлива увеличится на 0,5-1,0л/100км. Для детальной диагностики кислородного датчика нужен осцилограф. Амплитуда исправного датчика на прогретом двигателе после двух минут работы должна менятся от 0,1 до 0,9В без срезанных верхушек осцилограммы. Подсос воздуха в выхлопном коллекторе, также как и заниженные показания приводят к обогащению топливооздушной смеси. Свечи в бархатном черном налете, дымление выхлопа, повышенный расход, при сильном обогащении потеря в динамике. Завышенные показания датчика кислорода приводят к обеднению топливовоздушной смеси, что приводит к неустойчивому холостому ходу, дымление выхлопа (возможен запах бензина), потеря динамики, свечи светлые возможно мокрые. Ленивый датчик (пологие переходы от 0,1 до 0,9В) может приводить к раскачиванию оборотов, провалы в динамике.

Читайте также:  Датчик температуры двигателя на снегоход скандик

Система зажигания служит для создания в цилиндре двигателя искрового разряда в определенный момент (в конце такта сжатия) для воспламенения топливовоздушной смеси. Основные компоненты: катушка зажигания, свечи зажигания, датчик-распределитель. В распределителе для коммутации низковольтной цепи системы зажигания используется датчик Холла. Прием сигналов с датчика Холла и его питание осуществляются отдельным блоком — коммутатором или непосредственно ЭБУ (в зависимости от типа впрыска и системы зажигания). Коммутатор или ЭБУ управляет низковольтной цепью катушки зажигания.

Система зажигания TSZ-H используется на двигателях с системой впрыска Mono-Jetronic. Эта система включает в себя отдельный коммутатор. В зависимости от частоты вращения и нагрузки двигателя угол опережения зажигания корректируется вакуумным регулятором.

Система зажигания Mono-Motronic является частью системы управления двигателем. В ней не предусмотрен отдельный коммутатор, зажиганием управляет ЭБУ. Распределитель зажигания не имеет вакуумного корректора. Угол корректируется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, температуры и нагрузки (величины открытия дроссельной заслонки) в соответствии с заложенной в ЭБУ программой.

Неисправности: неустойчивый холостой ход или пониженный, повышенный расход бензина (возможно повышение уровня масла из-за бензина), потеря динамики, дымность выхлопа.

Датчик Холла служит для синхронизации работы всей системы, часто является причиной неравномерной работы двигателя или отсутствия искры в системе зажигания.

Для проверки работоспособности датчика Холла необходимо:

— вытащить центральный провод на трамблере, вставить свечу зажигания в центральный провод и положить ее на массу. Прокручиваем двигатель стартером, если искры нет, то проверяем датчик Холла.

— снимаем с трамблера разъем, включаем зажигание и меряем напряжение между крайними контактами, оно должно быть не ниже 9В.

— если напряжение есть, то при включенном зажигании прерывисто замыкаем центральный контакт на любой из двух крайних контактов. Должна появиться искра на свече и форсунка должна издавать щелчок. Если искры нет, а форсунка щелкает, то датчик Холла здесь не причем.

Методика считывания «медленных» кодов диагностики . Коды неисправностей, записанные в память, могут быть считаны с помощью простейшего светодиодного тестера, подключаемого к диагностическому разъему, находящемуся под чехлом перед рычагом переключения передач.

Светодиодный пробник подключается к разъему А (черного цвета) и В (коричневого цвета).

Запустите двигатель и оставьте его работать на холостых оборотах. Во время процедуры вызова кодов неисправностей не нажимайте на педаль акселератора, иначе контрольный светодиод погаснет. Если двигатель не запускается из-за серьезной неисправности в системе впрыска, удержите стартер включенным около 6с. После этого, не выключая зажигания, приступите к процедуре вызова кодов неисправностей.

Замкните контакты «SW1» на время не менне 5с и разъедините их. Светодиод должен замигать, показывая код неисправности. Код неисправности представляет собой блок из 4-х групп импульсов свечения диода, причем каждая группа состоит из 4-х коротких световых импульсов. Между группами выдерживается пауза около 2,5с и предваряются одним длинным «пилотным» миганием, длиной около 1 сек. Число отдельных импульсов внутри одной группы равняется цифре одного из разрядов кода неисправности.

Считайте и запишите отдельные разряды кода. Если передан код 4-4-4-4, то это значит, что система находится в полной исправности. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не появится код 0-0-0-0 (конец вызова). Для повторения проверки замкните контакты «SW1» на время не менее 5с.

Коды неисправностей и их расшифровка:

1-1-1-1 — блок управления

2-1-2-1 — концевик ХХ или регулятор положения дроссельной заслонки

2-1-2-2 — отутствует сигнал о числе оборотов от коммутатора

2-2-1-2 — датчик положения дроссельной заслонки

2-3-1-2 — датчик температуры охлаждающей жидкости

2-3-2-2 — датчик температуры всасываемого воздуха

2-3-4-1 — лямбда-зонд (не работает регулировка)

2-3-4-3 — лямбда-зонд (неправильно работает регулировка)

4-4-4-4 — неисправностей нет

0-0-0-0 — конец вызова

Очистка памяти неисправностей. Выключите зажигание, замкните контакты «SW1». Включите зажигание и выдержите паузу не менее 5с. После этого память полностью очищена.

Кому интересно, подписывайтесь.

Источник

Adblock
detector