Сборка двигателя москвич 2140 своими руками

Разборка и сборка двигателя

Перед разборкой двигатель тщательно очистите от грязи и масла и промойте его. Для удобства разборки и сборки двигателя пользуйтесь монтажным стендом.

Для установки двигателя, снятого с автомобиля, на монтажный стенд, проделайте следующие операции:

— отверните гайки болтов крепления генератора, снимите ремень генератора и вентилятора;

— отверните гайки и снимите кронштейны передней подвески двигателя;

— поставьте вместо левого кронштейна подвески двигателя специальный монтажный кронштейн и укрепите его гайками на трех шпильках блока;

— установите двигатель с кронштейном на монтажный стенд (рис. 10).

Рис. 10. Установка силового агрегата на монтажном стенде

Снятие и установка головки цилиндров (двигатель на монтажном стенде)

Для снятия головки цилиндров проделайте следующие операции:

— отверните семь гаек шпилек крепления крышки головки цилиндров и снимите крышку и провода высокого напряжения от распределителя зажигания к свечам;

— проверните коленчатый вал по часовой стрелке до положения, при котором поршень первого цилиндра находится в положении в.м.т. такта сжатия (оба клапана закрыты, а метка в.м.т. на шкиве коленчатого вала совмещена с острием установочного штифта на нижней крышке звездочек привода газораспределения, рис. 11);

Примечание . Первая метка ( по направлению вращения коленчатого вала ) используется при установке момента зажигания , а вторая метка соответствует верхней мертвой точке ( в . м . т .).

— отверните семь болтов крепления верхней крышки звездочек и снимите крышку (см. «Снятие и установка верхней крышки звездочек привода газораспределения»);

— расконтрите (рис. 12) и отверните четыре болта крепления ведомой звездочки привода газораспределения, и снимите звездочку с вала, не разъединяя ее от цепи. Во избежание соскакивания цепи с зубьев звездочки ее вместе с цепью свяжите проволокой (рис. 13). При разъединенном цепном приводе, но не снятой еще с блока цилиндров головке, не повертывайте коленчатый или распределительный вал в любом направлении, даже на самый незначительный угол. Невыполнение этого требования приведет к повреждению головки клапанов вследствие их соприкосновения с днищем поршня;

— отверните десять гаек крепления головки и снимите ее с блока.

Рис. 11. Положение риски на шкиве коленчатого вала в момент нахождения поршня первого цилиндра в в.м.т.: 1 — метка для установки момента зажигания; 2 — метка, соответствующая положению первого цилиндра в в.м.т.; 3 — штифт установочный

Рис. 12. Расконтривание стопорных пластин болтов крепления ведомой звездочки газораспределения

Рис. 13. Способ удержания ведомой звездочки газораспределения с цепью в необходимом положении

При снятой головке не проворачивайте коленчатый вал, так как из-за трения колец о зеркало гильзы цилиндров могут подняться, и под упорный нижний торец гильзы попадет накипь или продукты коррозии стенок рубашки блока цилиндров, оставшиеся в водяной рубашке блока после слива охлаждающей жидкости, что приведет к нарушению уплотнения гильзы по торцам. Чтобы избежать этого, после снятия головки гильзы закрепите в блоке планками-держателями, установленными на шпильки (рис. 14).

Рис. 14. Закрепление гильзы цилиндра

Снимите уплотнительную прокладку головки цилиндров.

После проверки и замены поврежденных и изношенных деталей установку и крепление головки цилиндров на блоке производите в обратной последовательности. При этом:

— тщательно осмотрите уплотнительную прокладку головки цилиндров и резино-пробковую прокладку под крышку головки. Поврежденные или сильно обжатые прокладки замените;

— уплотнительную прокладку головки цилиндров перед установкой на блок смажьте с обеих сторон специальной графитной смазкой для предохранения от пригорания к плоскостям головки и блока цилиндров;

— для равномерного обжатия по всей поверхности прокладки и предупреждения опасных деформаций блока гайки шпилек крепления головки затягивайте в последовательности, указанной на рис. 15;

— окончательную затяжку гаек шпилек крепления головки цилиндров производите динамометрическим ключом, момент затяжки должен быть 90-100 Н·м (9,0-10,0 кгс·м).

Рис. 15. Последовательность затяжки гаек шпилек крепления головки цилиндров

Однако, прежде чем установите на верхнюю торцевую плоскость блока цилиндров с уложенной на нее уплотнительной прокладкой головку блока, собранную заранее с клапанным механизмом и с распределительным валом, предварительно установите взаимное угловое положение коленчатого и распределительного валов. Для этого, убедившись в том, что сохранилась предварительная установка поршня первого цилиндра в в.м.т. в конце такта сжатия, вращайте распределительный вал до тех пор, пока риска на фланце распределительного вала (рис. 16) не установится против середины прилива на передней опоре распределительного вала. После этого головку блока цилиндров установите на блок цилиндров и закрепите ее.

Рис. 16. Положение распределительного вала на головке цилиндров перед установкой его на блок

Снятие и установка головки цилиндров (двигатель на автомобиле)

При необходимости притирки клапанов к их седлам или замены самих клапанов, очистки нагара со стенок камер сгорания или замены прокладки головки цилиндров, операция снятия головки может быть проделана без снятия двигателя с автомобиля.

Для снятия головки цилиндров на автомобиле проделайте следующие операции:

— откройте краник отопителя на крышке водяного насоса, отверните пробку на блоке двигателя и слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения;

Читайте также:  Какое масло льют в двигатель летом

— снимите с полюсного штыря аккумулятора наконечник «массового» провода;

— снимите воздушный фильтр и шланг вентиляции картера;

— отсоедините от рычагов карбюратора тягу привода дроссельных заслонок и трос привода воздушной заслонки;

— отсоедините от отводящего патрубка водяной рубашки головки шланга радиатора и перепускной шланг термостата;

— отсоедините провод от датчика температуры охлаждающей жидкости, находящегося в отводящем патрубке водяной рубашки;

— отсоедините от бензинового насоса трубку топливного бака;

— отсоедините подводящий шланг отопителя;

— отсоедините отводящие шланги подогрева карбюратора и впускной трубы;

— отсоедините трубку вакуум-регулятора от карбюратора;

— отверните гайки крепления фланца приемной трубы глушителя к выпускной трубе и гайку болта планки крепления приемной трубы к кронштейну на картере коробки передач.

Далее последовательность операций см. в разделе «Снятие и установка головки цилиндров» (двигатель на монтажном стенде).

Снятие и установка верхней крышки звездочек привода газораспределения

Верхнюю крышку звездочек снимайте с двигателя при снятии головки цилиндров, разборке привода газораспределения и при полной разборке двигателя перед капитальным ремонтом.

Разборку крышки производите в следующем порядке:

— отверните гайки шпилек крепления крышки головки цилиндров и снимите крышку головки и прокладку;

— отверните семь болтов крепления верхней крышки звездочек привода газораспределения и снимите ее.

Установку верхней крышки привода газораспределения производите в обратной последовательности. При этом необходимо:

— предварительно проверить затяжку девяти гаек шпилек крепления нижней крышки;

— установив верхнюю крышку, произведите окончательную затяжку вначале двух болтов 1 и 2 (рис. 17), крепящих верхнюю крышку к нижней, затем — всех остальных.

Рис. 17. Последовательность затяжки болтов крепления верхней крышки звездочек

Снятие и установка нижней крышки звездочек привода газораспределения

Снятие нижней крышки звездочек привода газораспределения производите при необходимости ремонта или замены коленчатого вала, цепи газораспределения и замены самоподвижного сальника уплотнения переднего конца коленчатого вала.

Снятие нижней крышки звездочек производите в следующем порядке:

— отверните гайку шпильки крепления распределителя зажигания и снимите его;

— отверните гайки шпилек крепления корпуса привода масляного насоса и распределителя зажигания и выньте корпус из расточки в нижней крышке звездочек;

— отогните замочную шайбу и отверните храповик коленчатого вала;

-снимите шкив коленчатого вала с помощью съемника 9680-2452 (рис. 18);

— отверните три гайки крепления полнопоточного масляного фильтра и снимите его;

— отверните девять гаек шпилек крепления нижней крышки звездочек и снимите ее.

Рис. 18. Снятие шкива коленчатого вала с помощью съемника: 1 — рукоятка; 2 — винт; 3 — болт

Установку нижней крышки звездочек привода газораспределения производите в обратной последовательности, но обязательно устанавливайте и крепите нижнюю крышку раньше верхней.

Снятие и установка масляного картера

Снятие масляного картера производите при ремонте кривошипно-шатунного механизма.

Снятие картера производите в следующем порядке:

— выньте указатель уровня масла из трубки, ввернутой в нижнюю часть блока цилиндров;

— отверните винты крепления масляного картера к блоку цилиндров и снимите картер, стараясь не повредить пробковую прокладку.

При установке на место масляного картера проверьте состояние пробковой прокладки и при ее повреждении замените на новую. Затяжку винтов крепления масляного картера производите в последовательности, указанной на рис. 19.

Рис. 19. Последовательность затяжки винтов крепления масляного картера

Снятие и установка крышки заднего сальника

Снятие крышки заднего сальника коленчатого вала производите при ремонте или замене коленчатого вала и течи самоподжимного заднего сальника.

Снятие крышки заднего сальника производите в следующей последовательности:

— расконтрите замочные пластины, отверните шесть болтов крепления маховика и снимите маховик;

— отверните четыре болта и две гайки шпилек крепления крышки заднего сальника и снимите ее.

Установку крышки заднего сальника на блок цилиндров производите в обратной последовательности, учитывая, что если крышка снималась даже не по причине течи через задний сальник, то, устанавливая ее, замените сальник на новый, так как старый сальник, сдвинутый с места, может привести к течи;

— перед установкой крышки в сборе с сальником на блок цилиндров смажьте внутреннюю поверхность сальника моторным маслом;

— крышку устанавливайте с помощью оправки (рис. 20).

Рис. 20. Установка крышки заднего сальника с помощью оправки: а — установка оправки; б — установка крышки

Снятие и установка гильз цилиндров с поршнями и шатунами в сборе

Гильзу цилиндра с поршнем и шатуном в сборе снимайте в следующем порядке:

— отверните гайки болтов шатуна и снимите крышку шатуна с вкладышем;

— вытолкните из расточки блока гильзу с поршнем и шатуном и пометьте поршень порядковым номером цилиндра (рис. 21);

Примечание . При замене дефектных или изношенных гильз цилиндров новыми или отремонтированными гильзами , положение их в блоке не ориентируется . В остальных случаях прежде , чем вынуть гильзы из блока , пометьте их порядковым номером ( счет вести от цепного привода газораспределения ), а также отметьте их положение в блоке , чтобы при сборке обеспечить их установку в прежнем положении .

Читайте также:  Как долить масло в двигатель вольво

— выньте из гильзы поршень с шатуном в сборе.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Удаление поршня с кольцами и шатунами в сборе из гильзы и установку в гильзу производите только со стороны нижнего центрирующего пояска гильзы цилиндра, избегая протаскивания нижней головки шатуна с болтами через гильзу цилиндра, так как повернувшийся болт шатуна может своей головкой повредить зеркало цилиндра — образовать продольную царапину.

Рис. 21. Нумерация цилиндров на поршнях и шатунах

Установку гильз цилиндров с поршнями и шатунами в сборе производите в следующем порядке:

— тщательно очистите от посторонних частиц торцы расточек под гильзы цилиндров в блоке;

— вставьте гильзы с прокладками в блок и проверьте величину выступания торца гильзы над плоскостью блока (рис. 22). Величина выступания должна быть в пределах 0,01-0,08 мм. Проверку производите, используя приспособление 9561-667, предварительно прижав гильзу к блоку с усилием 50-70 H (5-7 кгс);

— после проверки указанного размера гильзы выньте из блока для установки в них шатунно-поршневой группы;

— перед установкой в гильзу поршня с кольцами и шатуном в сборе смажьте маслом для двигателя поршневые кольца, юбку поршня и поршневой палец;

— установите поршневые кольца в канавках поршня так, чтобы их замки расположились друг от друга на 120° (рис. 23);

— перед тем, как вставить поршень с кольцами в гильзу цилиндра, сожмите кольца специальной обжимкой и проследите, чтобы они не сместились и не нарушалось взаимное расположение замков;

— поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка установилась в н.м.т.;

— проверьте, правильно ли установлены вкладыши в шатуне и в его крышке, смажьте их маслом, применяемым для двигателя, вставьте гильзу цилиндра в расточку блока, протолкните поршень вглубь гильзы и соберите шатунный подшипник на шейке коленчатого вала. При установке гильзы в блок обратите внимание на то, чтобы стрелка, выбитая на днище поршня, выступ на теле шатуна и паз на крышке (рис. 24) были обращены в сторону цепной передачи привода газораспределения;

— гайки шатунных болтов затягивайте равномерно. Окончательную затяжку гаек производите динамометрическим ключом, момент затяжки 55-65 Н·м (5,5-6,5 кгс·м);

— проверьте, легко ли проворачивается коленчатый вал в подшипниках, предварительно закрепив гильзы планками-держателями.

Рис. 22. Проверка выступания торца гильзы цилиндра над плоскостью блока

Рис. 23. Взаимное расположение замков перед установкой поршня в гильзу

Рис. 24 Взаимное положение поршня и шатуна

Снятие и установка поршневых колец

Поршневые кольца снимайте и надевайте на поршень только с помощью съемника 9680-2445 (рис. 25).

Рис. 25. Съемник поршневых колец: 1 — рукоятка; 2 — выступы; 3 — упоры; 4 — захваты

Установите съемник на поршень так, чтобы выступы 2 зашли в зазор замка кольца. Затем, сжимая рукоятку 1, разожмите кольцо и снимите с поршня (разжимаясь, кольцо упирается рабочей поверхностью в упоры 3 захватов 4, становится круглым, легко снимается и устанавливается в канавку поршня).

Разборка и сборка поршня с шатуном

Разборку поршня с шатуном производите в следующем порядке:

— выньте стопорные кольца, удерживающие поршневой палец в бобышках, поддевая каждое из них тонкой отверткой;

— нагрейте поршень, опустив его на 2-3 мин. в воду, нагретую до температуры 45-75°С;

— выпрессуйте поршневой палец из поршня и втулки головки шатуна ударом молотка через латунную оправку.

Сборку шатуна с поршнем производите в обратной последовательности. При этом обратите внимание на следующее:

— в случае замены одного из шатунов он должен быть подобран по размеру отверстия под поршневой палец и массе;

— разница в массе самого тяжелого и самого легкого шатуна в комплекте, устанавливаемом на двигатель, не должна превышать 8 г. Шатун, принадлежащий к определенной группе по массе, маркируется рисками на приливе его крышки;

— зазор между поршневым пальцем и втулкой головки шатуна, принадлежащих к одной и той же размерной группе и имеющих одинаковую цветовую маркировку, проверяйте таким образом, чтобы поршневой палец, смазанный маслом для двигателя, плотно входил во втулку под усилием большого пальца, как показано на рис. 26.

Рис. 26. Проверка правильности подбора поршневого пальца к втулке малой головки шатуна

В пределах данной размерной группы посадка поршневого пальца во втулке головки шатуна осуществляется с зазором 0,0045-0,0095 мм;

— при сборке поршня с шатуном и поршневым пальцем проверьте совпадение отмеченных ранее номеров цилиндров на поршне и шатуне (см. рис. 21), а также совпадение направления стрелки, выбитой на днище поршня, с выступом на теле шатуна и пазом на его крышке.

Снятие и установка коленчатого вала

Снятие коленчатого вала производите, когда предварительно сняты головка блока, масляный картер, верхняя и нижняя крышки звездочек привода газораспределения, цепь привода газораспределения, крышка заднего сальника и гильзы с поршнями и шатунами.

Читайте также:  Механические характеристики двигателей постоянного и переменного тока

Снятие производите в следующем порядке: — отверните гайки шпилек крепления крышек всех пяти коренных подшипников и снимите крышки вместе с вкладышами и упорными кольцами средней крышки;

— снимите коленчатый вал и вкладыши из блока. Установку коленчатого вала в блок производите в обратной последовательности. При этом:

— перед установкой вала вставьте вкладыши коренных подшипников, смазав их рабочие поверхности маслом, применяемым для двигателя;

— установите на свои места вал и крышки с вкладышами, которые также смажьте маслом. При установке крышек строго соблюдайте порядок расположения их в соответствии с порядковым номером цилиндра, выбитым на площадке каждой крышки. Счет номеров крышек ведите от цепной передачи привода газораспределения, куда и должны быть направлены пазы на приливах крышек;

— при установке средней крышки на блок в торцевые проточки установите опорные кольца, смазанные маслом для двигателя;

— затяните гайки шпилек крепления крышек коренных подшипников динамометрическим ключом, момент затяжки 90-100 Н·м (9-10 кгс·м) ;

— проверьте, легко ли проворачивается коленчатый вал в коренных подшипниках.

Снятие и установка цепи привода газораспределения

Прежде чем снять цепь привода газораспределения, снимите с двигателя крышку головки цилиндров, а также верхнюю и нижнюю крышки звездочек привода газораспределения.

Снятие цепи производите в следующем порядке:

— расконтрите и отверните четыре болта крепления ведомой звездочки привода газораспределения (см. рис. 12) и снимите ведомую звездочку совместно с цепью, отжав при этом от цепи звездочку натяжного устройства.

Установку цепного привода газораспределения на двигатель производите в следующем порядке:

— поверните коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра находился в положении в.м.т.;

— установите в головке блока цилиндров распределительный вал так, чтобы риска на его фланце совпала с серединой прилива на передней опоре распределительного вала (см. рис. 16). Во избежание повреждения клапанов не проворачивайте распределительный или коленчатый валы без установленной цепи;

— отжав звездочку натяжного устройства, накиньте цепь на ведущую и ведомую звездочки привода газораспределения и установите последнюю вместе с цепью на распределительный вал, при этом ведущая ветвь цепи привода не должна провисать;

— подожмите цепь звездочкой натяжного устройства, добившись полного натяжения ведущей ветви цепи привода путем незначительного поворачивания распределительного вала, не изменяя положения коленчатого вала, при этом риска на фланце распределительного вала не должна выходить за пределы прилива передней опоры распределительного вала;

— соберите верхнюю крышку распределительных звездочек с плунжером, пружиной и прижимной планкой и законтрите стопорным болтом. Выступание плунжера из цилиндров крышки недопустимо (рис. 27);

— установите нижнюю крышку звездочек привода газораспределения на передний торец блока цилиндров и затяните крепежные гайки;

— установите верхнюю крышку звездочек привода газораспределения на переднем торце головки блока, поддерживая при этом цепь в натянутом состоянии (порядок установки см. раздел «Снятие и установка верхней крышки звездочек привода газораспределения») путем нажима отверткой на рычаг натяжного устройства, и отпустите стопорный болт натяжного устройства на 0,5-0,75 оборота;

— проверните коленчатый вал по часовой стрелке на 2-3 оборота с отпущенным стопорным болтом натяжного устройства для выбора всех зазоров в приводе распределительного вала, после чего заверните стопорный болт до упора (рис. 28).

Не допускайте вращение коленчатого вала против часовой стрелки.

Рис. 27. Положение плунжера натяжного устройства перед установкой верхней крышки звездочки привода газораспределения на блок

Рис. 28. Затяжка стопорного болта натяжного устройства цепного привода газораспределения

Снятие и установка привода масляного насоса и распределителя зажигания

Снимите корпус привода распределителя зажигания в следующем порядке:

— отверните гайку шпильки крепления распределителя зажигания и снимите его;

— отверните гайки шпилек крепления корпуса привода и снимите его.

Установку привода распределителя зажигания производите в следующем порядке:

— поверните коленчатый вал по часовой стрелке до положения, при котором поршень первого цилиндра находится в положении в.м.т. такта сжатия (оба клапана закрыты), а вторая метка на шкиве коленчатого вала по направлению его вращения совмещена с острием установочного штифта на нижней крышке звездочек привода механизма газораспределения (см. рис. 11);

— поверните валик привода распределителя зажигания так, чтобы паз, с которым зацепляется муфта распределителя, был расположен под углом к прямой, соединяющей центры отверстий для шпилек крепления (рис. 29);

— осторожно установите привод распределителя зажигания в гнездо нижней крышки звездочек привода газораспределения. Когда шестерня привода распределителя войдет в зацепление с ведущей шестерней, закрепленной на переднем конце коленчатого вала, паз на валике привода займет правильное положение (рис. 30), повернувшись при этом против часовой стрелки.

Рис. 29. Положение паза на валике привода распределителя зажигания перед установкой привода на двигатель

Рис. 30. Положение паза на валике привода распределителя зажигания после установки привода на двигатель

Источник

Adblock
detector