Двигатель
Рис. 5.4. Двигатель K4J: 1 — распределительный вал выпускных клапанов; 2 — выпускной клапан; 3 — распределительный вал впускныус клапанов; 4 — впускной клапан; 5 — гидро- компенсатор зазора; б — коромысла клапанов; 7 — пружины клапанов; 8 — крышка головки блока цилиндров; 9 — шестерня распределительного вала; 10 — передняя крышка головки блока цилиндров; 11 — шкив генератора; 12 — шкив компрессора кондиционера; 13 — натяжной ролик ремня привода вспомогательных агрегатов; 14 — блок цилиндров; 15 — ремень привода вспомогательных агрегатов; 16 — шкив коленчатого вала; 17 — масляный картер; 18 — ремень привода газораспределительного механизма; 19 — цепь привода масля- ного насоса; 20 — выпускной коллектор; 21 — крышка шатуна; 22 — коленчатый вал; 23 — шатун; 24 — поршень; 25 — головка блока цилиндров
На автомобиль установливаются двигатели k4j и k7j — бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, рядный, с верхним расположением двух распределительных валов. Его размещают в передней части автомобиля поперек его продольной оси. |
Распределительные валы установлены на шести опорных подшипниках. Привод распределительных валов осуществляется от шкива коленчатого вала зубчатым резиновым ремнем, приводящим также в действие водяной насос. В двигателе применяется закрытая система вентиляции картера. Масляный насос шестеренчатого типа приводится в действие цепью от коленчатого вала. |
ДВИГАТЕЛЬ K4J — ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Рабочий объем двигателя. 1390 см 3
Диаметр цилиндра. .79,5 мм
Ход поршня. ..70 мм
Степень сжатия. .10/1
Порядок работы цилиндров. .1-3-4-2
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ПРОМЫВКЕ ДВИГАТЕЛЯ
1. Защитите от брызг и прямого воздействия моющего средства ремень газораспределительного механизма и приводной ремень генератора переменного тока.
2. Не допускайте попадания воды и моющих средств на навесное оборудование.
3. Не допускайте попадания воды во впускные воздуховоды.
4. При мойке деталей двигателя не допускайте их соударений, которые могут повредить их посадоч- ные поверхности и нарушив их подгонку, что может привести к повреждению двигателя.
РЕМОНТ РЕЗЬБОВЫХ ОТВЕРСТИЙ
Резьбовые отверстия всех деталей двигателя можно ремонтировать путем нарезки новой резьбы, кроме отверстий для крепления крышки головки блока цилиндров.
ЧИСТЯЩИЕ СРЕДСТВА И ГЕРМЕТИКИ
Назначение и применение
Растворитель S 56
Очистка сопрягаемых поверхностей под прокладки
Герметик RHODORSEAL 5661
Уплотнение крышки подшипников коленчатого вала
Герметик LOCTITE 518
Уплотнение передней крышки коленчатого вала,
водяного насоса
Герметик Loctite FRENETANCH
Фиксация болтов водяного насоса
Таблица. Моменты затяжки крепежа в верхней части двигателя (указаны в Нм или в градусах).
Болты крепления узла воздушного фильтра
Болты крепления впускного воздушного коллектора (см. порядок затяжки)
Нижний впускной коллектор
Болты крепления блока дроссельной заслонки***
Болты крепления маслоотстойника (см. порядок затяжки)***
Болты крепления картера распределительных валов
(см. порядок затяжки)
Болты крепления термостата на выходе головки блока цилиндров
Гайки крепления шкивов распределительных валов
30 и с доворотом на 84°
Болты крепления головки блока цилиндров
Болты и гайки крепления маятниковой опоры головки блока цилиндров
Винты крепления катушек зажигания***
Болты крепления насоса усилителя рулевого управления
Болты крепления генератора
Болты крепления компрессора кондиционера
Болты крепления многофункционального кронштейна
Гайки выпускного коллектора (см. порядок затяжки)
* См. раздел «Сборка двигателя».
** См. раздел «Заключительные операции».
*** Внимание : Затяжка самонарезающих болтов должна производится указанным моментом и при помощи динамометрического ключа.
Таблица. Моменты затяжки крепежа в нижней части двигателя (указаны в Н-м или в градусах).
Болты крепления поддона картера двигателя (см. порядок затяжки)
8 и окончательная затяжка 14
Болты крепления шкива коленчатого вала
20 и с доворотом на 135 ± 15°
Болты крепления крышки коленчатого вала (см. порядок затяжки)
Болты крепления маховика
Болты крепления кожуха сцепления
Болты крепления масляного насоса
Болты крепления крышке кривошипных головок шатунов
Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала
25 и с углом 47 ± 5°
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости:
Болты крепления обводного ролика ремня привода
газораспределительного механизма
Гайка натяжного ролика ремня привода газораспределительного
механизма
ДЕТАЛИ, КОТОРЫЕ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ПОВТОРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
1. Все уплотнительные манжеты и прокладки.
2. Болты крепления маховика.
3. Направляющие клапанов.
4. Болты крепления подшипников коленчатого вала.
5. Гайки крепления шкивов распределительных валов.
6. Гайки крепления крышек подшипников.
7. Приводные ремни.
8. Натяжной ролик ремня распределительного механизма.
9. Обводной ролик привода газораспределительного механизма.
Двигатель K7J
Двигатель K7J (продольный разрез): 1 — коленчатый вал; 2 — крышка коренного подшипника коленчатого вала; 3 — звездочка цепи привода масляного насоса; 4 — шкив ремня привода вспомогательных агрегатов; 5 — зубчатый шкив коленчатого вала; б — передний сальник коленчатого вала; 7 — водяной насос; 8 — зубчатый шкив водяного насоса; 9 — крышка ремня привода газораспределительного механизма; 10 — зубчатый шкив распределительного вала; И — сальник распределительного вала; 12 — крышка головки блока цилиндров; 13 — ось коромысел привода клапанов; 14 — распределительный вал; 15 — головка блоков цилиндров; 16 — блок цилиндров; 17 — маховик; 18 — задний сальник коленчатого вала; 19 — масляный картер; 20 — вкладыш шатунного подшипника; 21 — вкладыш коренного подшипника; 22 — приемный патрубок масляного насоса
Двигатель K7J (поперечный разрез): 1 — крышка шатуна; 2 — шатун; 3 — поршневой палец; 4 — поршень; 5 — впускная труба; б — распределительный вал; 7 — впускной клапан; 8 — коромысло впускного клапана; 9 — регулировочный болт; 10 — контргайка регулировочного болта; 11 — ось коромысел привода клапанов; 12 — коромысло выпускного клапана; 13 — тарелка пружины клапана; 14 — пружина клапана; 15 — направляющая втулка клапана; 16 — выпускной клапан; 17 — коленчатый вал; 18 — маховик; 19 — масляный картер
Общие характеристики
Двигатель. K7J 700
Рабочий объем двигателя. 1390 см3
Диаметр цилиндра. 79,5 мм
Ход поршня. 70 мм
Степень сжатия. 9,5/1
Порядок работы цилиндров. 1-3-4-2
Меры предосторожности при мойке двигателя
Защищайте ремни привода распределительного вала и генератора от попадания на них воды и моющих средств. Не допускайте попадания воды во впускные воздухопроводы.
Ремонт резьбовых отверстий
Резьбовые отверстия во всех частях двигателя можно ремонтировать путем использования спиральных вставок с соответствующей резьбой.
Моменты затяжки
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — Резьбы и контактирующие поверхности под головками болтов, смазываемые моторным маслом, (2) — Предварительная затяжка до 20 Нм с последующим дополнительным поворотом на угол 68 ± 6е, (3) — Болт и гайка Мб, (момент затяжки 10 Нм), болт М8 (момент затяжки 22 Нм), (4) — Момент затяжки гайки натяжителя ремня привода распредели- тельного вала 50 Нм, (5) — Перед затяжкой смажьте резьбу болта и поверхность под его головкой моторным маслом .
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — Предварительная затяжка до 10 Нм, затем затяжка с моментом 43 Нм.
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — См. затяжку болтов крепления головки блока цилиндров подраздела «Установка головки блока цилиндров», (2) — Предварительно затяните болты с моментом 25 Нм, после чего доверните на угол 47 ± 5°.
Детали, которые не допускаются к повторному использованию
1. Все сальники и прокладки. 2. Болты крепления маховика. 3. Направляющие втулки клапанов. 4. Болты крепления головки блока цилиндров. 5. Болты крышек коренных подшипников коленчатого вала.
Основное отличие двигателя K4J от двигателя K7J — наличие двух распределительных валов (отдельно впускных и выпускных клапанов) в головке блока цилиндров. Распределительные валы приводятся во вращение армированным зубчатым ремнем. Шестнадцать клапанов двигателя приводятся в действие от распределительных валов с помощью роликовых коромысел (рокеров). Гидрокомпенсаторы автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с клапаном. Блок цилиндров, коленчатый вал. маховик, поршни, поршневые пальцы, шатуны обоих двигателей идентичны. Системы смазки, охлаждения, питания также одинаковы по конструкции.
Электросхема — Система управления двигателем K4J
Схема 1. Система управления двигателем K4J с механической коробкой передач: 1,2,17,54 — монтажный блок моторного отсека; 3,24,25,26 — катушка зажигания; 4 — датчик уровня топлива; 5 — концевой выключатель педали сцепления; 6 — реле малой скорости вращения электровентилятора системы охлаждения двигателя; 7 — реле высокой скорости вращения электровентилятора системы охлаждения двигателя; 8 — блок управления электрооборудованием салона; 9 — монтажный блок в салоне; 10 — реле управления компрессором кондиционера; И, 12, 13,14, 15,18,19,21,22,27,34,35,36,37, 38, 39,45,46,49,50, 51,52 — колодка жгута проводов; 16 — датчик положения педали акселератора; 20 — выключатель круиз-контроля; 23 — реле топливного насоса; 28 — датчик положения коленчатого вала; 29 — электронный блок; 30 — регулятор круиз-контроля; 31 — клавиша управления круиз-контролем и подушкой безопасности; 32 — датчик давления хладагента; 33 — дроссельный узел; 40 — блок управления двигателем; 41 — датчик детонации; 42 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 43 — датчик атмосферного давления; 44 — датчик температуры воздуха; 47,48,56, 57 — форсунка; 53 — реле блокировки впрыска; 55 — блок управления системой отопления (кондиционирования) и вентиляции; 58 — адсорбер; 59 — диагностический датчик концентрации кислорода; 60 — выключатель стоп-сигнала; 61 — управляющий датчик концентрации кислорода; 62 — диагностический разъем
Схема 2. Система управления двигателем K4J с автоматической коробкой передач: 1 — реле топливного насоса; 2 — реле блокировки впрыска; 3 — датчик уровня топлива; 4,5,6,7 — катушка зажигания; 8 — датчик положения коленчатого вала; 9 — реле малой скорости вращения электровентилятора системы охлаждения двигателя; 10 — реле высокой скорости вращения электровентилятора системы охлаждения двигателя; 11 — блок управления автоматической коробкой передач; 12 — реле управления компрессором кондиционера; 13 — выключатель круиз-контроля; 14,15,16 — монтажный блок под капотом; 17 — датчик давления хладагента; 18 — дроссельный узел; 19 — датчик положения педали акселера- тора; 20 — блок управлениия электрооборудованием салона; 21 — электронный блок; 22 — регулятор круиз-контроля; 23 — клавиша управления круиз-контролем и подушкой безопасности; 24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,41,42,43, 44,45,46 — колодка жгута проводов; 36 — блок управления двигателем; 37 — датчик детонации; 38 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 39 — датчик атмосферного давления; 40 — датчик температуры воздуха; 47 — блок управления системой отопления (кондиционирования) и вентиляции; 48,49,50, 51 — форсунка; 52 — адсорбер; 53 — диагностический датчик концентрации кислорода; 54 — выключатель стоп-сигнала; 55 — управляющий датчик концентрации кис- лорода; 56 — диагностический разъем
Двигатель Рено Симбол
3.0 Двигатель
Общие сведения Снятие и установка силового агрегата Порядок разборки и сборки двигателя Головка блока цилиндров Общие сведения Снятие и установка головки блока цилиндров Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров Снятие, установка и регулировка натяжения зубчатого р.
3.1 Общие сведения
На автомобиле установлен двигатель 4КМ – бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, рядный, с верхним расположением двух распределительных валов. Его размещают в передней части автомобиля поперек его продольной оси. Распределительные валы установлены на шести опорных подшипниках. Привод р.
3.2 Снятие и установка силового агрегата
Рекомендуется снимать силовой агрегат вниз вместе с подрамником, после чего при необходимости можно отсоединить подрамник и коробку передач. Порядок снятия: – установите автомобиль на эстакаду или подъемник; – отсоедините от аккумуляторной батареи провода и снимите ее; – снимите передни.
3.3 Порядок разборки и сборки двигателя
Перед разборкой с двигателя снимаются все вспомогательные агрегаты и узлы, и лишь потом проводится его полная разборка. Порядок снятия вспомогательных узлов примерно следующий: – компрессор кондиционера; – насос гидроусилителя руля; – генератор в сборе с кронштейном крепления; – стартер.
3.4. Головка блока цилиндров
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
3.5 Снятие и установка масляного насоса
Порядок снятия: – снимите поддон картера двигателя; Рис. 3.51 . Выворачивание болтов антивспенивающей пластины – выверните болты крепления насоса и болты крепления антивспенивающей пластины в картере двигателя ( рис. 3.51); – снимите антивспенивающую пластину; .
3.6. Шатунно-поршневая группа
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
3.7. Коленчатый вал
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
3.8. Блок цилиндров
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
3.9 Установка поршневой группы в блок цилиндров
Предполагается, что перед началом работы коленчатый вал установлен в блок цилиндров. Порядок работы: – очистите поверхность шатунных вкладышей с помощью тряпки, не оставляющей ворса. Если устанавливаются новые вкладыши, промойте их керосином и вытрите досуха; – уложите вкладыши в шатунные.
3.10. Система охлаждения
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
3.11. Система смазки
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
3.12. Система питания
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
3.15. Система зажигания
(Категория). Список материалов смотрите внутри.