Причины переохлаждения двигателя с жидкостным охлаждением

Проблемы с прогревом двигателя: причины и устранение неисправностей

Что делать, если холодный двигатель медленно прогревается, какие могут быть причины таких неисправностей, как выполнить ремонт системы охлаждения и мотора.

В зимнее время года мы часто сталкиваемся с такой проблемой как сложности с прогревом мотора в мороз. Машина с холодным двигателем плохо разгоняется, мотор работает неровно, появляются вибрации и детонация, существенно увеличивается расход топлива. Если учесть, что в среднем многие поездки зимой не превышают 15-20 километров, то мы постоянно ездим на холодной машине, что приводит к преждевременному износу мотора и необходимости его капитального ремонта. Что делать, если машина плохо греется зимой и как решить имеющиеся проблемы.

Проблемы с эксплуатацией двигателя

Любой опытный автовладелец прекрасно знает, что правильная работа двигателя обеспечивается лишь при прогретом моторе. Смазка и охлаждающая жидкость должны выйти на свою рабочую температуру, что позволит защитить двигатель от износа. Если же масло холодное, это существенно ухудшает смазку подвижных частей, что приводит к быстрому износу двигателя. Не стоит удивляться тому, что при такой неправильной работе, двигатель уже буквально через 100 000 километров пробега потребует капитального ремонта.

На холодную мотор может потреблять много топлива, поэтому не стоит удивляться тому, что зимой машина будет «кушать» на 3-5 литра больше, чем во время летней эксплуатации. Куда хуже, если по каким-либо причинам мотор не нагревается, а двигатель постоянно холодный, что может быстро привести к серьезным поломкам, а автовладельцу потребуется обращаться в сервис за капитальным ремонтом. Именно поэтому если вы заметили проблемы с прогревом мотора, следует проводить диагностику в мастерской и устранять имеющиеся неисправности.

Расширительный бачок

Если автовладелец заметил, что двигатель зимой плохо прогревается, то в первую очередь нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в бачке расширения. Если антифриза и тосола там нет, то его нужно удалить, чтобы уровень располагался между отметками минимума и максимума. Проверять уровень охлаждающей жидкости необходимо на регулярной основе. Раз в несколько лет выполняют замену антифриза, прочищая всю систему от загрязнений.

Часто проблемы отмечаются с самим бачком расширения на радиаторе, в котором появляются трещины или клапан в крышке перестает стравливать давление, что приводит к проблемам с охлаждением или прогревом мотора. Если вы заметили характерные подтёки красного или зелёного цвета, в зависимости от разновидности тосола, на бачке расширения, то его лучше заменить на новый, что исключит проблемы с работой двигателя.

Поломка термостата

Часто причиной медленного прогрева мотора является неисправный термостат, который заклинивает в одном положении, а помпа прогоняет охлаждающую жидкость по большому контуру, что существенно замедляет прогрев мотора. При исправном клапане системы охлаждения на холодном моторе антифриз циркулирует по малому контуру, что позволяет быстро нагревать мотор. Как только жидкость прогреется, термостат открывается, и антифриз движется по большому контуру, эффективно охлаждаясь и поддерживая температуру двигателя постоянной.

Располагается термостат внутри патрубка или в специальном распределителе системы охлаждения. Часто такой клапан забивается отложениями и его заклинивает в одном положении. Определить такую поломку можно на холодный двигатель. Машину заводят, контролируя температуру патрубков малого контура. Если они холодные, а мотор медленно прогревается, то замене подлежит термостат. Стоимость его не слишком высока, а ремонт не представляет сложности, поэтому всю работу можно выполнить самостоятельно.

Падение уровня охлаждающей жидкости

Падение уровня охлаждающей жидкости может не только привести к медленному прогреву холодного двигателя, но и в последующем вызвать перегрев мотора, после чего требуется капитальный ремонт и замена головки блока цилиндров. Автовладельцу нужно будет постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости, при необходимости доливая антифриз. В том случае, если он быстро уходит, выполнять соответствующую диагностику машины с поиском имеющихся неисправностей.

Читайте также:  Что лучше двигатель gdi или

Определить недостаточный уровень антифриза в системе можно по долгому прогреву салона автомобиля зимой, а также по резкому потоку горячего воздуха из печки при нажатии на педаль газа. Доливая антифриз, следует помнить о том, что нужно использовать исключительно жидкость такой же марки, как уже залита в двигатель. В противном случае химикаты могут войти в реакцию друг с другом, появится осадок, который забивает радиатор и вынуждает выполнять сложный ремонт или замену повреждённых элементов.

Повреждение радиатора

Медленный прогрев двигателя может отмечаться при повреждении радиатора и потери им охлаждающей жидкости. При наличии на металлических сотах многочисленных микроповреждений заметить подтёки бывает крайне сложно, поэтому определить такую поломку затруднительно. При изменении температуры антифриз меняет свою плотность и зимой в холод может начинать протекать даже через микроскопические повреждения, которые не заметны глазу.

Определить такие минимальные протечки можно по специальным присадкам, которые добавляются в охлаждающую жидкость и светятся в ультрафиолете. Мастера при диагностике автомобиля используют такие лампы, что позволяет им найти даже небольшую протечку антифриза и быстро ее устранить. При наличии многочисленных повреждений радиатора его бывает проще заменить, чем пытаться запаять, уменьшив активную площадь охлаждения.

Протеки по шлангам системы охлаждения

Если в системе охлаждения недостаточно жидкости, то могут отмечаться не только проблемы с перегревом двигателя, но и его медленный выход на рабочую температуру. Чаще всего протечки антифриза отмечаются по соединению шлангов, которые крепятся на хомуты или же перетираются на изгибах. При резких колебаниях температуры зимой такие пластиковые или прорезиненные шланги теряют свою эластичность, начинают покрываться многочисленными трещинами, из которых подтекает охлаждающая жидкость.

Если система охлаждения не герметична и вместо антифриза в нее начинает попадать воздух, то термостат или цифровой датчик начинает неправильно считывать параметры, а в блок управления двигателем поступают неверные сигналы. В итоге, двигатель сначала долго не выходит на рабочую температуру, а потом быстро перегревается. Чтобы избежать подобного необходимо постоянно проверять уровень антифриза в бачке расширения, и, если он резко падает, следует провести осмотр всей системы на предмет поиска протечек. Если они не выявлены, то машина доставляется в сервис на полную диагностику.

Датчик температуры двигателя

На современных машинах часто вместо термостата устанавливают датчики температуры охлаждающей жидкости и масла. В зависимости от полученных показателей автоматика пускает антифриз по большому и малому кругу, обеспечивая быстрый прогрев мотора и последующее поддержание оптимальной температуры двигателя. В том случае, если датчик температуры вышел из строя, то автоматика в целях предупреждения перегрева двигателя сразу же пускает антифриз по большому кругу, включая на полную мощность вентилятор.

Определить такие поломки не составит труда. Можно провести компьютерную диагностику, что позволит определить ошибки по датчикам температуры или же посмотреть как работает двигатель на холодную. Если сразу же после пуска мотора на полную мощность включается вентилятор, то это основной симптом неисправности. Необходимо заменить вышедший из строя датчик, проведя его калибровку под особенности конкретного мотора. Стоимость такого ремонта будет различаться, в зависимости от модели автомобиля.

Некачественный антифриз

Некачественный антифриз также может стать одной из причин проблем с нагревом двигателя и выходом технических жидкостей на рабочую температуру. Низкая плотность, наличие посторонних включений или свойство замерзать при температурах в минус 10-15 градусов, все это приводит к тому, что система охлаждения работает неправильно. Внутри рубашки двигателя может образовываться лед, который медленно оттаивает, что приводит к длительному прогреву двигателя.

Чтобы избежать подобных неприятностей автовладельцу необходимо будет регулярно менять охлаждающую жидкость, что выполняются через 20-30 тысяч километров пробега или каждые два года. Нужно будет регулярно осматривать на холодной машине бачок расширения и находящийся в нем антифриз. Если в жидкости появляются хлопья или она поменяла свой цвет, то необходимо выполнять замену антифриза. Такая работа не отличается особой сложностью, поэтому, даже не имея соответствующего опыта, вполне по силам выполнить ее самостоятельно.

Читайте также:  Как сделать чтобы при запуске двигателя включаются противотуманки

Профилактика поломок

На первый взгляд медленный прогрев двигателя не кажется большой проблемой, поэтому многие автовладельцы даже не обращают на неё особого внимания и не обращаются в сервис. Однако, в действительности длительная работа холодного мотора приводит к его износу, появляются серьезные поломки, что существенно увеличивает затраты на ремонт автомобиля. Всех таких поломок можно было бы избежать, если бы автовладелец поддерживал надлежащее техническое состояние машины и своевременно устранял мелкие неисправности.

Профилактикой проблем с нагревом двигателя в зимнее время года является правильный уровень антифриза в системе, надёжная работа термостата и датчика температуры. Если автовладелец заметил какие-либо проблемы с нагревом и охлаждением двигателя, необходимо сразу же обращаться на СТО за проведением диагностики и ремонтом автомобиля. Чем раньше обратиться владелец авто в мастерскую, тем проще и дешевле устранить поломки и предупредить повреждение двигателя и другие неисправности, которые потребуют выполнения капитального ремонта.

Выводы

Причин медленного прогрева двигателя автомобиля зимой может быть множество. В первую очередь, это неисправности термостата и датчика температуры, недостаточный уровень охлаждающей жидкости, плохое качество антифриза. Автовладельцу, чтобы предупредить повышенный расход топлива и избежать преждевременного износа коленвала и поршневой группы, следует при проблемах с прогревом мотора сразу же обращаться в сервис за диагностикой и ремонтом автомобиля.

Источник

Cистема охлаждения, перегрев и переохлаждения двигателя

В статье «Система охлаждения перегрев и переохлаждения двигателя» мы расскажем про переохлаждение и перегрев двигателя. Переохлаждение двигателя происходит во время наружной отрицательной температуры, и приводит к тому, что из выхлопных газов в цилиндрах образуются кислоты, в результате резко увеличивается интенсивность коррозионно-механического изливания. Ухудшается смазка поверхностей, из-за того что повышается вязкость масла, с поверхности цилиндров неиспарившиеся фракции топлива смывают масло и разжижают его.

Большое внимание при конструировании уделяют обеспечению равномерности температуры деталей и организации теплового отвода:

— устройства для вращения выхлопных клапанов двигателей и натриевое охлаждение;

— улучшение конструкции радиаторов;

— специальные канавки на поршнях;

— введение в системы сигнализаторов температуры и автоматических регуляторов (муфты отключения вентиляторов, термостаты). Внедрение в тормозные системы автомобилей большой массы и автопоездов, замедлителей, работающих в горных условиях, вызвано необходимостью, чтобы у основных тормозных механизмах снизалась температура, на затяжных спусках при длительных торможениях.

Ремонтопригодность автомобиля и агрегата обеспечиваются сборкой взаимозаменяемых деталей, легко снимать быстро изнашиваемые детали, разработкой регулирующих устройств, чтобы компенсировать износ, быть удобным для ремонта и обслуживания размещением деталей.

При перегреве двигателе, или когда в системе охлаждения появляются воздушные пузырьки, не советуем снимать головку блока цилиндров, то есть тогда, когда затевается серьезный ремонт. Нужно начать со следующего.

Проверьте, нет ли перед радиатором картонки, которую вставляли, чтобы меньше остывал двигатель.

Также проверьте, хватает ли в радиаторе и расширительном бачке охлаждающей жидкости. Если по какой-то причине уровень жидкости снижен, нужно долить жидкость и в системе охлаждения поискать течь. Можно доливать любой «Тосол», так как «Тосол» — торговая марка антифриза с добавками, и тогда ни каких осадков и свертывания не будет. Не нужно доливать воду, только лишь через неделю, если в системе охлаждения вы собираетесь менять всю жидкость.

В системе охлаждения несложно обнаружить течь по потекам и по пару. «Тосол» когда попадает на горячее железо двигателя, испаряется, тут же образуется пар при открытом капоте, это можно легко заметить. Если пар не виден, то нужно искать потеки. Потеки бывают влажными или сухими, это все зависит от количества «Тосола», который вытекает, и успевает ли он при этом высохнуть или нет. Вероятна утечка охлаждающей жидкости под помпой, на стыках резиновых водяных шлангов, в радиаторе. Если утечка под помпой, ее нужно заменить. Когда течет «печка» автомобиля, это можно обнаружить по характерному запаху в салоне и по запотевшим окнам.

Читайте также:  Как измерить компрессию двигателя автомобиля

Для устранения течи можно использовать разные добавки, только в том случае, если нужно доехать только до гаража, когда нужно вернуться из отпуска или из командировки, чтобы в последующем заняться ремонтом и промывкой системы охлаждения. Ведь для этого добавки и предназначены.

Возможная причина перегрева двигателя заключена в следующем. Как известно, вода кипит при температуре 100 градусов, а «Тосол» может закипеть и при 105 градусов. Японские двигатели имеют и высокую рабочую температуру. При быстрой езде температура частей головки блока цилиндров превышает 120 градусов. Даже при спокойной езде у всех автомобилей головка блока цилиндров нагревается свыше 100 градусов, при этом вода в системе охлаждения не кипит.

Все потому что в системе охлаждения японских двигателей повышенное давление, которое обеспечивается за счет объемного расширения «Тосола». При этом система охлаждения должна быть герметичной. После прогрева двигателя, в ней поднимется давление, и охлаждающая жидкость при быстрой езде не будет кипеть. Иначе произойдет местное закипание в головке, пар, который образуется, начнет в расширительный бачок «выгонять» «Тосол», дальше на улицу, и двигатель перегреется. Картина будет наблюдаться, как в случае «пробитой» прокладке: полный расширительный бачок, пена, пузырьки и так далее, все то, что можно видеть, когда газы прорываются в систему охлаждения.

Часто это происходит из-за неисправной пробки радиатора. Тогда давление не будет подниматься в системе охлаждения, и течь не будет обнаружена. Если же пробка исправна, то по тому, как будет прогреваться двигатель, давление будет повышаться и это можно обнаружить по упругости резиновых водяных трубок. Но если такого не наблюдается, следует заменить пробку радиатора.

Причиной перегрева двигателя будет неэффективность системы охлаждения. К этому приведет не работающий вентилятор, заклиненный термостат, сгнившие лопасти помпы, забитый радиатор охлаждения. Эти причины вызывают перегрев двигателя. А так как двигатель неравномерно нагревается, будет местное закипание охлаждающей жидкости. Пар, который образуется, будет «выгонять» «Тосол», его недостаток вызовет большой перегрев. При этом не нужно снимать головку блока.

Когда стрелка указателя температуры двигателя переместится выше середины, действия должны быть следующими:
1. На полную мощность нужно немедленно включить «печку».
2. Нужно перестроиться, выбрать место, остановиться. Не глушить двигатель.
3. Открыть капот и посмотреть, если есть вязкостная муфта, заклинена ли она, работает, если он есть, электрический вентилятор охлаждения радиатора.
4. Затем заглушить двигатель и пощупать радиатор. Если – холодный, то, наверное, неисправен термостат. Если немного теплый, значит, неисправна помпа, или радиатор забит грязью.
5. Двигателю дать остыть. Открыть заливную пробку радиатора и долить охлаждающей жидкости. Если жидкость начнете доливать в не остывший двигатель, то головка блока может стать «домиком» или треснуть. И тогда не обойтись без серьезного ремонта.
6. Можно продолжить движение, меньше давить на газ и посматривать чаще на приборы. Высадить лишних пассажиров и двигаться в направлении гаража.

По следующей методике можно посмотреть пробита или нет прокладка:
1. Двигатель должен быть остывшим.
2. Отсоединить резиновую трубку от расширительного бачка, опустить конец трубки в чашку с водой.
3. Запустить двигатель и понаблюдать за концом трубки.

После запуска двигателя и трубки начнут появляться пузырьки. Таким образом, из самой трубки вытесняется воздух. Потом из трубки выходит «Тосол». А так как вода в чашке чистая, его хорошо видно. Если из трубки в течение 10 минут не видно пузырьков, значит прокладка целая. Двигатель холодный, и речи не может быть ни о каком закипании.

Теперь мы знаем, какая система охлаждения перегрев и переохлаждения двигателя, следуя этим советам можно не допустить перегрев и переохлаждения двигателя.

Источник

Adblock
detector