Приборы контроля за работой систем двигателя

ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА

Конспект лекций

Тема: ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-18Т
Цель:Подготовка летного состава.
Категория ЛС, тип ВС: пилоты Ан-124-100

ПЛАН ТЕМЫ.

ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 4

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МОЩНОСТИ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 7

ИЗМЕРЕНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ РОТОРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ. ТАХОМЕТР — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 7

Основные технические данные. 8

УКАЗАТЕЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ РЫЧАГА ТОПЛИВНОГО АГРЕГАТА УПРТ-5 — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 9

Основные технические данные. 10

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЕЙ АИТ-1,7 — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 11

Основные технические данные. 11

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРАХ ДВИГАТЕЛЕЙ — ОПИСАНИЕИ РАБОТА. 13

Основные технические данные. 13

СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ГАЗОВ В ДВИГАТЕЛЯХ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 14

ТЕРМОМЕТР ВЫХОДЯЩИХ ГАЗОВ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 14

Основные технические данные. 14

КОНТРОЛЬ ВИБРАЦИЙ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 16

АППАРАТУРА КОНТРОЛЯ ВИБРАЦИИ ИВ-42-СФ-4 — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 16

Основные данные. 17

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ РАЗВИТИЯ ПОМПАЖА — ОПИСАНИЕ И РАБОТА 20

ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ МАСЛОСИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 22

СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МАСЛА — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 25

Основные технические данные. 25

ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 26

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МАНОМЕТР ЗАМЕРА ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЙ МАСЛА ДИМ-Д — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 27

Основные технические данные. 27

ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 28

СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ МАСЛА — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 29

Основные технические данные. 29

ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 30

ТЕРМОСТРУЖКОСИГНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 31

Основные технические данные. 31

ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 31

СИГНАЛИЗАЦИЯ МИНИМАЛЬНОГО ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЙ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 31

Основные технические данные. 32

ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 32

СИГНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЙ НА МАСЛЯНОМ ФИЛЬТРЕ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЯ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 32

ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 32

ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА

Приборы контроля работы двигателей (КРД), установленные на самолете, предназначены для измерения:

— частоты вращения роторов двигателей;

— положения рычагов топливных регуляторов двигателей;

— степени повышения давления воздуха в компрессорах двигателей;

— температуры газов в двигателях;

Кроме этого, на самолете осуществлена световая сигнализация:

— опасной вибрации двигателей.

Перечень приборов КРД и их размещение на самолете приведены в табл. 1, а размещение органов управления и индикации в кабине экипажа — на рис. 1.

Основные параметры приборов КРД записываются в бортовом регистраторе полетных данных „Тестер-М” и подаются в БАСК.

Все светосигнальные табло подключены через блоки аварийно-предупреждающих сигналов (БАП) или блоки уведомляющих сигналов (БУ) системы САС.

Контролируемый параметр Тип аппаратуры Колич. Место установки
Частота вращения роторов двигателей Тахометр:
— указатель УТП-4, Левая приборная панель старшего бортинженера
— датчик ДТЭ-5Т Коробка приводов двигателя
Тяга двигателей АИТ-1,7:
— указатель 4УОД-1,7 Средняя панель приборной доски летчиков, левая приборная панель старшего бортинженера

Продолжение табл. 1

Контролируемый параметр Тип аппаратуры Колич. Место установки
— датчик ДОТ-1,7С Наружная поверхность промежуточного корпуса двигателя
Степень повышения давления воздуха в компрессорах двигателей ИОД-30:
— указатель УОД-30
— датчик ДОТ-30М Наружная поверхность промежуточного корпуса двигателя
Температура выходящих газов двигателей ТСП-4:
— указатель УТГП-4 Левая приборная панель старшего бортинженера
— термопара Т-111 Корпус турбины двигателя
— переходная колодка ПК-9Д Панель кессона пилона двигателя
Положение рычагов топливных регуляторов двигателей УПРТ-5:
— индикатор ИПРТ-5 Средняя панель приборной доски летчиков, левая приборная панель старшего бортинженера
— датчик ДСК-2 Топливный регулятор 4015Т двигателя
Вибрация двигателей ИВ-42-СФ-4:
— указатель УК-68ВБ Левая приборная панель старшего бортинженера
— датчик МВ-04-3 Наружная поверхность промежуточного корпуса в плоскости передней подвески
— датчик МВ-04-3 Корпус турбины в плоскости задней подвески
— блок электронный БЭ-47-2 Кабина сменного экипажа, на этажерке по правому борту в районе шпангоута № 21
Читайте также:  Периодический стук в двигателе умз

Продолжение табл. 1

Контролируемый параметр Тип аппаратуры Колич. Место установки
Сигнализация вибрации двигателей Табло светосигнальное ТС-3 (желтый светофильтр):
„1 ДВИГ. — ВИБРАЦИЯ”
„2 ДВИГ. — ВИБРАЦИЯ” Верхняя приборная панель старшего бортинженера
„3 ДВИГ. — ВИБРАЦИЯ”
„4 ДВИГ. — ВИБРАЦИЯ”
„1 ДВИГ. — НЕИСПРАВЕН”
„2 ДВИГ. — НЕИСПРАВЕН” Нижняя панель верхнего
„3 ДВИГ. — НЕИСПРАВЕН” пульта летчиков.
„4 ДВИГ. — НЕИСПРАВЕН”
Сигнализация опасной вибрации двигателей Табло светосигнальные ТС-3 (красный светофильтр):
„1 ДВИГ. — ОПАСН.ВИБР.”
„2 ДВИГ. — ОПАСН.ВИБР.” Левая приборная панель
„3 ДВИГ. — ОПАСН.ВИБР.” старшего бортинженера
„4 ДВИГ. — ОПАСН.ВИБР.”
„1 ДВИГ. — ОПАСН.ВИБРАЦИЯ”
„2 ДВИГ. — ОПАСН.ВИБРАЦИЯ” Козырек приборной доски
„3 ДВИГ. — ОПАСН. ВИБРАЦИЯ” летчиков
„4 ДВИГ. — ОПАСН.ВИБРАЦИЯ”
Помпаж двигателей Система защиты двигателей от помпажа:
— датчик ДОЛ-32 Двигатель
— электромагнитный клапан МКВ-250 Двигатель
— электромагнитный клапан МКТ-163 Двигатель
— электронный преобразователь ЭП-В Кабина сменного экипажа на этажерке по правому борту в районе шпангоута № 36
Сигнализация помпажа Табло светосигнальное ТС-3 (желтый светофильтр):
„1 ДВИГ. — ПОМПАЖ”
„2 ДВИГ. — ПОМПАЖ” Верхняя приборная панель
„3 ДВИГ. — ПОМПАЖ” старшего бортинженера
„4 ДВИГ. — ПОМПАЖ”

Информацию о работе двигателей можно получить также с помощью БАСК, выводя на экран блока индикации значения аналоговых параметров и бинарных сигналов, параметрические кадры или текстовые сообщения о возникающих ситуациях (см. 142.10.00).

Источник

Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?

Какое бывает оборудование для проверки электроники автомобиля?

Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры (они изображены на рисунке).

Еще есть дополнительное оборудование, но из всего списка можно выделить три большие группы диагностических приборов.

Диагностический сканер

Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму.

Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.

Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.

То, что мы видим сканером — мы видим глазами электронного блока управления.

Мотортестер

Данный прибор – это глаза диагноста.

Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под работу с двигателем, под измерение высокого напряжения, давлений, токов.

Читайте также:  Количество оборотов двигателя квадрокоптера

Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.

В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.

Газоанализатор

То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.

То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.

Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.

Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).

Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.

Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.

Дополнительное оборудование

Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.

Топливные монометры

В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.

Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.

Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).

Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.

Разрядники

Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.

Какой более безболезненный вариант в этом случае?

  1. Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
  2. Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.

Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.

Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.

Почему на разрядники нужно смотреть?

Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.

А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.

Читайте также:  Какой двигатель можно поставить на москвич 2715

Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.

Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.

Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.

Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.

Тестер утечек

Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.

Какие места утечек могут быть:

  • Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
  • Регуляторы холостого хода.

Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.

Стетоскоп технический

Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.

Эндоскоп

Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?

Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.

Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).

Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.

Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.

И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.

Пример образования смолы (нагара)

Тестер цепей

Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.

Базы данных

Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.

Что такое база данных?

Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.

Пример из базы данных Chevrolet:

Заключение

В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.

На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.

Источник