При торможении двигателем на крутом спуске какую передачу нужно выбирать

Как правильно тормозить двигателем и можно это делать?

Добрый день, дорогие друзья. Многие из вас слышали такое понятие, как тормозить двигателем. Опытные автомобилисты знают, что это такое, и активно этим пользуются. Так что этот материал будет полезен в первую очередь начинающим водителям и тем, кто только получил права.

Сегодня разберем, что значит этот термин, как им пользоваться и чем это опасно для вашего автомобиля.

Что значит, тормозить двигателем?

Торможение двигателем происходит в тот момент, когда вы двигаетесь с определенной скоростью, у вас включена передача, и вы отпускаете педаль газа. В этот момент прекращается подача топлива в двигатель автомобиля, и он начинает затормаживать авто, так как ДВС находится в зацеплении с коробкой передач, а соответственно с колесами машины.

Так как они продолжают вращаться за счет инерции автомобиля, они передают крутящий момент на коленвал мотора. В его камеры сгорания не поступает топливо и за счет трения поршней и деталей двигателя, он замедляет скорость вращения валов КПП, и, соответственно колёс автомобиля.

Происходит обратный процесс, не двигатель передает энергию на колеса через коробку передач, а колеса на двигатель. Нет топлива для выработки новой порции крутящего момента — нет энергии для передачи колесам. А значит, их скорость начинает снижаться до полной остановки.

Чем опасно для автомобиля торможение двигателем?

Забегая наперед, отвечу — ничем, кроме того, что в один момент, когда скорость движения автомобиля будет ниже 20 км/ч, двигатель «заглохнет».

Кроме этой проблемы, торможение двигателем ничем не опасно для автомобиля и его узлов . Дело в том, когда водитель тормозит ДВС при включенной передачи, коленвал и все детали двигателя продолжаю вращаться. Вместе с ними вращается маслонасос мотора, давление, создаваемое им, обеспечивает подачу масла на трущиеся пары двигателя, обеспечивая их смазку. Поэтому работа их в таком режиме ничем не отличается от работы двигателя на холостых оборотах или в обычном режиме езды авто.

Как правильно тормозить двигателем?

Во время езды, когда включена любая передача на КПП, нужно отпустить педаль газа, не нажимая на педаль сцепления. Вы почувствуете, как машина начнет снижать скорость, как будто ее кто-то держит за задницу.

Стоит отметить, чем выше передача включена, тем медленнее будет снижаться скорость. Например, если ехали на 5 передачи и начали торможение двигателем, то замедление будет плавным, еле заметным. Уменьшение скорости будет незначительным.

Если начали затормаживать двигателем на 3 или 2 передачи, то скорость авто будет быстро снижаться, обороты мотора будут оставаться высокими. Поэтому и рекомендуется на крутых спусках тормозить двигателем только на пониженных передачах, это обеспечит максимальную эффективность торможения.

Стоит запомнить, что прибегать к торможению двигателем стоит на скоростях выше 20 км/ч. В таком режиме работы двигателя он не заглохнет. Если скорость ниже — нажимаем педаль сцепления, переводим КПП в нейтральное положение и тормозим педалью тормоза. При этом мотор перейдет в режим работы на холостых оборотах и не заглохнет.

Зачем тормозить двигателем, если есть тормоза на автомобиле?

Этим приемом пользуются опытные водители. Новичкам мы тоже советуем научиться его применять. Если его применять в паре с обычными тормозами, то эффективность торможения возрастает в разы. Кроме того, уменьшается износ тормозных механизмов автомобиля.

Читайте также:  Ford focus 2 сколько подушек двигателя

Источник

Чем круче спуск тем ниже передача

Опасность. Двигаясь с горы, автомобиль стремится набрать высокую скорость. И чем дальше, тем активнее происходит этот процесс. Разумеется, при спуске повышенные требования предъявляются тормозной системе: если в ней недостаточный уровень жидкости или она перегрета, то эффективность тормозов резко падает. Особенно опасно, если автомобиль бесконтрольно набирает скорость. В итоге тормозная система может не справится с нарастающим ускорением.

На нейтралке с горки и торможение педалью тормоза

Типичные ошибки. Частенько, увидев склон, водители испытывают желание лихо прокатиться с горы. Как правило, они неверно выбирают передачу, на которой приступают к спуску: в основном это повышенная ступень или (что гораздо хуже) выключенное сцепление, а возможно, перевод рычага КПП в положение нейтральной передачи — на нейтралке с горки (речь идет о механической коробке передач). В итоге автомобиль практически не может тормозить двигателем, поскольку тормозной момент у повышенных передач крайне низок, особенно при спуске. Осознав, что скорость растет слишком быстро и тормозить двигателем неэффективно, водитель предпринимает попытку снизить скорость рабочей тормозной системой. До какого-то момента это помогает, но затем тормоза перегреваются и не удерживают машину. Дальнейшее развитие событий предугадать несложно.

Безопасно. Приближаясь к спуску, необходимо оценить его крутизну. От этого зависит выбор передачи и начальная скорость. Категорически запрещается двигаться с горы на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением (с выжатой педалью)! Вы лишаете себя связи с двигателем автомобиля и не сможете в случае опасности что-либо предпринять, чтобы избежать ДТП.

Движение на спусках — чем круче спуск тем ниже передача, пояснение

По возможности максимально используйте торможение двигателем. Заблаговременно включайте пониженную передачу (II или даже I), чтобы не менять ее во время спуска и не разрывать связь двигателя с колесами. Помните: чем круче спуск, тем ниже должна быть включенная передача и начальная скорость! Старайтесь как можно меньше нажимать педаль тормоза. В противном случае это приведет к повышенному износу колодок, перегреву системы и, как следствие, отказу тормозов.

Вот примерные действия водителя перед спуском:

  1. приближаясь к склону, уменьшите тягу практически до нуля;
  2. выжимайте сцепление, включите пониженную передачу, например, вторую, отпустите педаль сцепления;
  3. плавно добавьте газа, пока не достигнете скорости 20-30 км/ч дальше, двигаясь вниз, старайтесь придерживаться скорости не выше 40 км/ч.

Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.

Приближаясь к поворотам, на 1-3 с нажмите на педаль тормоза чтобы ликвидировать избыток скорости. Но не удерживайте ее, особенно при повороте, кроме крайней необходимости! Из следующей главы можно будет узнать как перестраиваться в плотном потоке если перестроение в плотном потоке машин заставляет вас бояться.

Если автомобиль активно набирает скорость, а обороты двигателе растут, затормозите рабочей тормозной системой до 15-20 км/ч (тут уж ничего не поделаешь, придется разогреть систему), быстро включите более низкую передачу и продолжайте спуск уже на ней. А в одной из следующих глав можно будет узнать простой алгоритм для проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

Следите за дистанцией впереди идущего автомобиля. Оставляйте двойной запас расстояния относительно движения по ровной дороге. Не переключайте передачи вниз в непосредственной близости от лидера: при выключенном сцеплении автомобиль будет резко набирать скорость, а погасить ее можете не успеть.

Читайте также:  Поставить двигатель на опель тигра

На горных дорогах, так называемых серпантинах, где спуски затяжные, а поворотов слишком много, обычно устраиваются аварийные тупики, то есть полосы аварийной остановки. Они представляют собой участки дороги в конце длинного прямого пути перед особо опасными поворотами. Тупики же, как правило, продолжают прямые и имеют небольшой подъем. Сделаны они специально для того, чтобы водитель, у которого отказала тормозная система, смог без особых проблем затормозить естественным образом и остановиться, не нанеся повреждений ни себе, ни другим участникам дорожного движения. Если на горной дороге вы почувствуете, что не справляетесь с ускорением, используйте аварийный тупик, чтобы снизить скорость вплоть до полной остановки.

Что же касается вынужденной остановки или стоянки на спуске, то правила такие же, как на подъеме: оставляйте автомобиль на стояночном тормозе с включенной передачей (на спуске рекомендуется включать задний ход), передние колеса выворачивайте в сторону бордюра или обочины.

А как быть с автоматом? Большинство современных автомобилей оборудованных автоматическими КПП, имеют режимы принудительного включения пониженной передачи. Как правило, они маркированы цифрами 3, 2, 1 или буквой L. Перед спуском вам придется снизить скорость и включить один из этих режимов. Правила те же, что и для механической коробки: чем круче спуск, тем жестче должна быть ограничена коробка передач в выборе максимальной ступени работы.

ПДД. Пункт 11.7 определяет очередность проезда препятствия на склоне: «На уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск» . Кроме того, на горной дороге обращайте внимание на знак 6.5 «Полоса аварийной остановки». Им обозначаются аварийные тупики на крутых спусках.

Источник

Крутые спуски и подъемы. Правила вождения.

Одним из сложных участков дороги, с которым приходится сталкиваться водителям – это крутые спуски и подъемы. Управление автомобилем в подобных условиях достаточно опасное и сложное испытание не только для новичка, но и для опытного водителя. Для преодоления крутых спусков и подъемов необходима внимательность, выдержка, а порой и физическая подготовка, также не надо забывать о технических знаниях вождения в экстремальных условиях.

Момент прохождения автомобиля таких сложных участков, как крутые спуски и подъемы сопровождается повышенным напряжением водителя, ведь в это время ему необходимо следить за скоростью транспортного средства, траекторией его движения, а также за состоянием дорожного полотна.

Водителю будет проще преодолевать такие опасные участки, владея определенной техникой вождения. А вот о том, какие техники при движении на крутых спусках и подъемах чаще используют на практике, мы и поговорим ниже.

На крутых спусках

Что делать водителю при движении на крутом спуске? Первое правило – проходить этот участок дороги очень аккуратно, не спешить, не дергать и не вилять рулем.

Второе правило – не допускать скольжения колес, так называемого «юза», это очень опасно т.к. водитель может не справиться с управлением.

Третье – преодолевать крутые спуски необходимо с расположенными по линии движения автомобиля колесами, передача должна быть постоянной и включена заранее, перед началом прохождения опасного участка дороги. Если угол спуска позволяет не использовать педаль тормоза, то лучше ее не трогать, а вообще лучше тормозить двигателем, при этом ехать на пониженной передаче. Для этого перед началом спуска водитель должен выбрать самую оптимальную передачу, при которой не придется прибегать к торможению, что позволит избежать скольжения покрышек.

Для того, что выбрать «правильную» передачу необходимо учесть состояние дороги и технический потенциал машины. Очень важно не упустить из виду «скрытые» от водителя ямы, выбоины, ухабы и канавы.

При преодолении крутого спуска категорически запрещено использовать нейтральную передачу и выключать зажигание.

Читайте также:  Как определить обмотки трехфазный двигатель от 220

Если перед крутым спуском был такой же крутой подъем, то передача, на которой осуществляется преодоление обоих препятствий, должна быть одинаковая.

В случае остановки транспортного средства на крутом спуске для предупреждения произвольного движения машины, колеса направляют в сторону бордюра либо упирают в иную надежную опору (камень, иное препятствие или возвышенность), а автомобиль ставят на ручной тормоз.

Крутые подъемы

В теплое время года особой сложности преодоление крутых подъемов не вызывает, но как только приходят первые заморозки, заехать на небольшую, но крутую и скользкую горку становится невозможно даже водителю со стажем. Опасность маневра заключается в протяженности подъема, его крутизне и неровности дороги. Помимо этого водители, которые едут на встречу, не видят автомобиль, совершающий маневр и в случае нештатной ситуации может произойти авария. Главное правило при преодолении крутого подъема – не прибавлять газу и не крутить рулем.

Тут еще хочется отметить, что при прохождении коротких подъемов можно осуществить маневр на любой передачи и с разгона, а для прохождения крутого затяжного подъема существует выработанная тактика:

  • движение колес должно быть аналогично траектории движения транспортного средства;
  • не допускается резкое движение рулем и пробуксовка;
  • преодоление подъема проводится только на пониженной передаче, выбор которой определяется с учетом массы ТС и крутизны подъема;
  • смена передачи во время маневра нежелательна.

Водители со стажем могут преодолеть крутой подъем, разогнавшись перед ним до определенной скорости, а перед самым его началом происходит сброс газа, делают они это очень плавно, как бы растягивая скорость до конца подъема. На более крутых подъемах скорость будет снижаться быстрее.

В момент преодоления вершины подъема скорость остается минимальной, поэтому водитель должен продолжить движение, выбрав оптимальную скорость, которая позволила бы ему при необходимости совершить торможение. Особенно это касается маневров, проводимых на узкой дороге и при имеющемся встречном потоке.

Пробуксовка на склоне или подъеме

При проезде крутых спусков (подъемов) по грунтовым, иным «мягким» дорогам или при плохом состоянии дорожного полотна транспортное средство может просто-напросто застрять. Если автомобиль, выполняя маневр преодоления затяжного крутого спуска или подъема забуксовал, первое, что можно попробовать – это раскачать машину, если не помогает, пробуем улучшить сцепление покрышек с дорогой путем подкладывания досок, веток и пр. под ведущие колеса авто. Третье, что можно попробовать – откопать застрявшее колесо. Если машина «села на брюхо», то, увы, без помощи иного транспортного средства не обойтись.

Итак, если все не так плохо, и вы сами пытаетесь выбраться путем раскачки машины (не стоит забывать, что машина стоит на склоне), то наличие в вашем авто механической коробки передач, облегчит вам эту задачу, ведь не на всех «автоматах» можно вот так запросто проводить операцию подобного рода. Конечно, современные «автоматы» могут позволить раскачать автомобиль, но все же не до такой степени, чтобы свободно высвободиться из «капкана» т.к. амплитуда раскачки недостаточна для эффективного форсирования препятствия.

При раскачке необходимо включать передачу в зависимости от уклона и направления машины: если вы застряли, когда ехали в гору, то раскачиваться надо, включая первую передачу, если на спуске, то заднюю.

Алгоритм раскачки машины:

  1. Выжимаем сцепление, включаем первую (или заднюю) передачу, плавно отпускаем сцепление и одновременно выжимаем педаль газа, проезжаем пока колеса не упрутся в препятствие.
  2. «Поймать» момент, когда авто начинает буксовать, выжимаем сцепление и позволяем машине откатиться назад.
  3. Повторно «разгоняемся» за счет высвободившегося пространства, выжимаем сцепление и пробуем проехать большее расстояние, чем в первую попытку раскачки опять до упора.
  4. Выжимаем сцепление, откатываемся и повторяем до тех пор, пока амплитуда не позволит колесу «выкатиться»

Источник

Adblock
detector