Порядок запуска двигателя тепловоза

Порядок запуска двигателя тепловоза

> Каким образом осуществляется запуск двигателей в дизельных
> локомотивах — по такому же принципу, как в автомабилях
> (электрический стартер) или же по такому принципу, как в
> тракторах (небольшой пусковой дизельный двигатель, который
> «раскручивает» основной)?

Цитата из какого-то давнего ФИДОшного письма, пишет машинист тепловоза:

Если в тепловозе эл. передача постоянного тока, то запуск главным генератором напрямую, если переменно-постоянного, то стартер-генератором. Также и ТГМы стартером.

SG> тогда вопpос по новой :)Все ли стаpтеpы на одном валу с
SG> коленвалом ? (жестко)

Стартер-генератор раскручивает дизель за маховик, если я в чем-то ошибся, то меня поправят те кто работает на таких типах машин. В нашем депо таких нету, поэтому в тонкостях я могу и ошибиться. А на одном валу — главный генератор, если эл. передача постоянного тока, то в главном генераторе имеется пусковая обмотка, которая и подключается пусковыми контакторами к батарее. Генератор раскручивает дизель вместе со всем остальным оборудованием.

SG> Или все же была и описываемая мною ситуация с маховиком ?

А откуда такие ощущения? Описываю, что происходит в тепловозе при запуске не как по книжке, а как на самом деле:
Включается топливный насос, начинает жужжать мотор насоса, создавая давление топлива в системе.
Далее нажимаем кнопку Пуск дизеля. Hачинает дико греметь или визжать разбитыми-изношенными шлицами маслопрокачивающий насос, пытаясь создать давление масла в системе дизеля. Минута-полторы рева насоса и реле времени пытается включить реле РУ-5, если давление масла все-таки создалось, и реле включится, маслопрокачивающий перестанет орать. РУ-5 подаст питание на пусковые контакторы, те подключают главный генератор к батарее и, если давление масла еще не успело упасть после этих переключений ниже 0,25 атм, то генератор начинает проворачивать дизель вместе с компрессором, вспомогательным генератором, возбудителем и прочим недоломанным барахлом, которое присоединено к дизелю (его там до хрена). Если батарея еще нормальная, воздух в резервуарах еще имеется и ускоритель запуска, что удивительно, работает, то произойдет запуск. Или его не произойдет. Тогда, применив нецензурные слова, придется идти в ВВК и нажимать релюхи вручную, а помощник давит на рейки ТHВД, выполняя роль и ускорителя запуска и масляного насоса регулятора числа оборотов, последний как всегда уже не может создать нормальное давление при запуске и запускать таким образом.

Источник

Порядок запуска двигателя тепловоза

9.3. ЗАПУСК ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА ТЭМ2

Для запуска дизеля включают рубильник аккумуляторной батареи РБ, штурвал контроллера машиниста КМ устанавливают в нулевое положение, реверсивную рукоятку контроллера ставят в рабочее положение «Вперед» или «Назад», включают автоматический выключатель АВЗ «Управление общее», а также выключатели АВ1 и АВ2 в цепях электродвигателей топливо-и маслопрокачивающих насосов.

Запуск дизеля начинается после включения тумблера В27 «Пуск-остановка дизеля». До включения тумблера В27 его размыкающими контактами подается питание на катушку реле РУ12 через размыкающие контакты кнопок 1КО, 2КО «Стоп дизеля» на переносных пультах и размыкающие контакты переключателя ПЧТ.

Реле РУ12 включается и замыкающими контактами становится на самоблокировку. Вторыми замыкающими

контактами подготовляется цепь питания контактора КТН.

После включения тумблера В27 «Пуск-остановка дизеля» получает питание катушка контактора KТH от контактов контроллера КМ по контактам тумблера В27 и замкнутым контактам реле РУ12.

Контактор КТН включается и контактами главной цепи подключает цепь питания электродвигателя топливоподкачивающего насоса ТН через контакты штепсельного разъема Р1.

Одновременно замыкающими контактами контактора КТН подготовляется цепь питания пусковых контакторов Д1, Д2 и реле РВЗ, РВ5, а также контактора КМН, размыкающими контактами контактора КТН разрывается цепь питания контакторов Д1, Д2 от кнопки КП «Проворот вала дизеля», чем исключается возможность включения пусковых контакторов при работающем дизеле на холостом ходу от случайного нажатия кнопки.

После включения контактора КТН получает питание катушка реле времени РВ2 по цепи: размыкающие контакты тумблера В28, замкнутые контакты контактора КТН, замкнутые контакты реле РУ4. Реле РВ2 замыкающими контактами подключает катушку реле времени РВЗ по цепи: размыкающие контакты реле РУ17, замкнутые контакты реле РВ2, размыкающие контакты вспомогательной цепи КМН реле РУ4 и часть резистора С РВЗ.

Реле времени РВЗ замыкающими контактами мгновенного действия включает катушку контактора КМН маслопрокачивающего насоса, который контактами главной цепи включает электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН. Размыкающие контакты вспомогательной цепи контактора КМН при этом размыкаются и вводят дополнительную ступень резистора С РВЗ в цепь катушки реле РВЗ во избежание ее перегрева.

Включенный маслопрокачивающнй насос производит предварительную прокачку масла дизеля в течение 30 с. По истечении этого времени замыкающие контакты реле РВЗ (с выдержкой времени) включают катушку реле управления РУ5. Реле РУ5 замыкающими контактами подключаем катушку реле воемени РВ5 через размыкающие контакты вспомогательной цепи контактора Д2, часть резистора СРВ5. Вторыми замыкающими контак-тами реле РУ5 подключаются катушки пусковых контакторов Д1 и Д2 через размыкающие контакты вспомогательной цепи контактора КВ.

Контакторы Д1 и Д2 контактами главной цепи подключают тяговый генератор Г к зажимам аккумуляторной батареи Б А через рубильник батареи РБ. Генератор, работая в режиме электродвигателя, разворачивает коленчатый вал дизеля.

При включении пусковых контакторов замыкающими контактами вспомогательной цепи контактора Д1 включается электромагнит регулятора частоты вращения вала дизеля БМ. Электромагнит включает в работу сервомотор регулятора частоты вращения вала дизеля, который обеспечивает подачу топлива в цилиндры дизеля.

Размыкающими контактами вспомогательной цепи контактора Д2 вводится дополнительная ступень резистора СРВ5 в цепь катушки реле РВ5 во избежание ее перегрева.

В процессе запуска дизеля при достижении давления масла 0,16—0,17 МПа (1,6—1,7 кгс/см2) контакты реле давления масла РДМ замыкаются и включают реле управления РУ4. После включения реле РУ4 становится на самоподпитку.

При включении реле РУ4 его размыкающими контактами обесточиваются катушки реле времени РВ2 и контактора КМН, отключается маслопрокачивающий насос, контакты реле РВ2 размыкаются по истечении 5 с и отключают реле РУ5, РВЗ. После этого замыкающими контактами реле РУ5 отключаются пусковые контакторы Д1 и Д2, реле РВ5. Задержка отключения контакторов Д1 и Д2 на 5 с после включения реле давления масла РДМ предусмотрена для повышения устойчивости запуска.

Пусковые контакторы Д1, Д2, отключившись, разорвут цепь питания тягового генератора от аккумуляторной батареи.

В том случае, если по какой-либо причине в процессе запуска дизеля не происходит срабатывание реле давления масла РДМ, то по истечении 10 с после включения пусковых контакторов Д1 и Д2 замыкаются контакты реле времени РВ5 и включают реле РУ4, которое, срабатывая, как описано выше, разбирает схему запуска дизеля.

Этим ограничивается время прокрутки дизеля от батареи при несостоявшемся запуске — 15 с.

Для возможности проворота коленчатого вала без запуска дизеля предусмотрена кнопка КП «Проворот вала дизеля», нажатием которой на позиции «Холостой ход» подается питание непосредственно на катушки пусковых контакторов Д1 и Д2 через размыкающие контакты вспомогательной цепи контакторов ДУЯ и КВ.

Кроме того, предусматривается возможность включения топливоподкачивающего насоса без запуска дизеля посредством включения контактора КТН тумблером В28 «Топливный насос». При этом цепь питания катушек аппаратов схемы запуска дизеля размыкается размыкающими контактами тумблера В28. Также предусмотрено включение маслопрокачивающего насоса тумблером В4 «Масляный насос».

Остановка дизеля производится отключением тумблера В27 «Пуск-остановка дизеля». При этом обрывается питание контактора КТН, реле РУ4 и электромагнита БМ. Дизель глохнет.

Источник

Пуск двигателя

Пуск двигателя

При пуске двигателя нового тепловоза или после крупного ремонта (перед первым пуском) необходимо выполнить следующие работы.

Читайте также:  Какое масло лить в двигатель opel astra

1. Смыть антикоррозийную смазку и снять бумажные укрытия с деталей и механизмов двигателя и генератора.

2. Произвести тщательный осмотр двигатель-генераторной группы и всех вспомогательных механизмов, а также тепловоза в целом (в объёме ежедневного осмотра).

3. С помощью постороннего масляного насоса, подсоединённого к корпусу масляного щелевого фильтра, прокачать масло через масляный трубопровод двигателя до появления давления на манометре пульта управления, а также до появления масла в коренных и шатунных подшипниках, втулках распределительного вала и топливного насоса. Одновременно необходимо открыть индикаторные краны цилиндров и пробоксовать коленчатый вал двигателя вручную, смазать все движущиеся детали двигателя, рычаги и стержни клапанов, пружины, толкатели и т. п., которые во время работы смазываются разбрызгиваемым маслом. При выключенных секциях топливного насоса и работающем топливоподкачивающем насосе провернуть коленчатый вал двигателя от батареи на несколько оборотов вначале при открытых индикаторных кранах цилиндров, а затем при закрытых; при этом проследить за покачиванием якоря генератора при остановке двигателя. Лёгкое покачивание якоря главного генератора показывает, что повышенное трение или задиры в поршневой группе отсутствуют.

Перед пуском двигателя следует убедиться в том, что вентилятор холодильника выключен Поставить рукоятку контроллера в положение холостого хода, а рукоятку реверсора в нейтральное положение.

Пуск двигателей обеих секций необходимо производить в такой последовательности.

1) включить рубильник аккумуляторных батарей обеих секций;

2) открыть ключом кнопочный выключатель поста, с которого будет вестись управление тепловозом: 3) включить электротермометр и электроманометр, показывающие температуру воды и давление масла в двигателе 2-й секции тепловоза;

4) включить кнопку «Топливный насос» 2-й секции: 5) включить кнопку управления;

6) дать предупредительный сигнал о пуске двигателя;

7) включить кнопку «Пуск двигателя» 2-й секции и держать кнопку включённой до момента, когда давление масла по манометру достигнет 1,6 кг/см*-

О запуске и работе двигателя 2-й секции должен свидетельствовать зелёный свет сигнальной лампочки, горящей на пульте управления.

Пуск двигателя 1-й секции осуществляется в той же последовательности, как и при пуске двигателя 2-й секции.

При пуске двигателей кнопку держать нажатой не более 30 сек. и, если двигатель не дал вспышек, кнопку отпустить и установить причину отсутствия пуска. Нельзя разряжать батарею повторными пусками, если первые два-три оказались безуспешными. Запрещается при пуске двигателя помогать вручную поршню сервомотора, так как это может вызвать мгновенное повышение-оборотов двигателя и возникновение больших сил инерции поступательно-движущихся масс, вызывающих в свою очередь большой износ деталей и резко сокращающих срок службы двигателя.

Проверить давление масла по манометру и, если необходимо, установить его регулирующим клапаном, расположенным в шахте холодильника. Нормальное давление при холостых оборотах двигателя должно быть 2,5 кг 1см’1′. С увеличением числа оборотов двигателя давление масла всегда увеличивается. Давление масла понижается при засорении масляных фильтров двигателя, перегретом или разжиженном масле в картере и при уменьшении оборотов двигателя. Поэтому необходимо постоянно следить за давлением масла и не допускать повышения его более 4 кг/см2 и понижения менее 1,6 кг/см2. Высокое давление масла может привести к прорыву уплотнительных прокладок в масляном трубопроводе, а при низком давлении масла реле автоматически остановит двигатель.

После пуска двигателей на обеих секциях необходимо проверить: плотность всех трубопроводов и фланцевых соединений, работу топливного насоса и регулятора, набивку сальника водяного насоса открытого типа и уплотнения вала у насоса закрытого типа, равномерность работы двигателя и турбовоздуходувки. Проверить работу компрессора и подачу им воздуха в главные резервуары, работу водяных насосов, вентиляторов и всех электрических машин. Осмотреть резиновые уплотнения, уложенные в выточки между блоком и цилиндровыми крышками (нет ли просачивания воды), плотность посадки буртов крышек в блоке (на отсутствие пропуска газов). Проверить работу форсунок по контрольным трубкам («капельницам») и пульсации топлива в трубках высокого давления. Проверить давление воздуха в главном резервуаре по манометру и давление воздуха, при котором включается и выключается компрессор. Компрессор должен выключаться при давлении воздуха 8 кг/см* и включаться при 7 кг/см2. Одновременно проверить, отрегулирован- ли редукционный клапан главного резервуара на давление 8 кг/см2. Проверить по манометру давление воздуха в резервуаре для пневматических контакторов. При необходимости давление отрегулировать редукционным клапаном, расположенным под полом кабины машиниста. Давление воздуха должно быть 5 кг/см2-

а Проверить работу электропневматических песочниц. Для этого необхо; димо проделать следующие операции: 1) поставить рукоятку контроллера в нулевое положение;

2) включить кнопку управления моторами;

3) затормозить тепловоз (автоматическим или ручным тормозом);

4) поставить рукоятку реверсора на передний ход;

5) перевести на несколько секунд рукоятку контроллера в первое положение и сейчас же перевести обратно в положение холостого хода;

6) нажать педаль песочниц и проверить работу последних;

7) то же проделать для заднего хода, при этом не надо забывать, что песочницы сблокированы с положением реверсора, а последний переводится только при положении рукоятки контроллера на холостом ходу.

Убедиться в нормальной работе автоматического тормоза. Проверить выход штоков тормозных цилиндров и правильность нажатия тормозных колодок. При необходимости сменить тормозные колодки. Одновременно удостовериться в нормальном положении рубильника отключения тяговых электродвигателей (электродвигатели включены при верхнем положении рубильников). Проверить по амперметру зарядку аккумуляторной батареи.

Источник

Порядок запуска двигателя тепловоза

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЗАПУСК ДИЗЕЛЯ

У двухсекционных тепловозов при подготовке их к работе рекомендуется вначале пустить дизель на ведомой секции, а затем на ведущей.

Пуск дизеля осуществляется с помощью стартер — генератора С-Г, работающего во время пуска в режиме двигателя последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи АБ. Для подготовки питания цепей необходимо на ведомой секции включить в левой аппаратной камере разъединитель аккумуляторной батареи ВБ, а в правой автоматические выключатели А1 «Возбудитель», А2 «Топливный насос», A3 «Дизель», А4 «Управление возбуждением», А6 «Управление холодильником» (для
контроля температуры воды и масла по показаниям приборов), А12 «Питание БУВ».

На ведущей секции включить в левой аппаратной камере разъединитель аккумуляторной батареи ВБ, в правой — автоматические выключатели: А1 «Возбудитель», А2 «Топливный насос», A3 «Дизель», А4 «Управление возбуждением», А6 «Управление холодильником», А12 «Питание БУВ», а на пульте управления машиниста – автомат АУ «Управление общее», вставить и повернуть вниз до упора рукоятку блокировки тормоза 367, контроллер машиниста установить на нулевую позицию, вставить рукоятку реверсивного механизма контроллера и установить её в одно из рабочих положений «Вперед» или «Назад» и включить тумблер ТН1 (ТН2) «Топливный насос».

Валоповоротный механизм на обеих секциях должен быть поднят (т.е. блокировка 105 замкнута). Контакты тумблера ОМН «Отключение масляного насоса» должны быть замкнуты.

После включения ВБ собирается цепь на выключатель A3 «Дизель» и катушку контактора нагрузки КН: «+» БА кабель 950, ВБ; кабели 952,969, шунт зарядки батареи Ш3Б, резистор зарядки батареи С3Б, провод 979, предохранитель ПР5, провод 1236, A3 и шунт Ш3Б, провода 2655, 2656, катушка КН, провода 2657, 1093 х 2, 1096, кабель 953, ВБ, кабель 951, «-« АБ. В результате замыкания контакта контактора КН собирается цепь на автоматические выключатели: плюсовой зажим БА, кабель 950, провод 954 х 3, диод Д30, провод 956 х 3, главные контакты КН, провода 2654 х 3, 1232, 1225 х 2, зажимы 21/3, 4 и 5/10, автоматические выключатели Al, A2, А4-А9, АУ, АК, А11.

При включении тумблера ТН1 (2) напряжение поступает на катушку контактора топливного насоса КТН: A3, провода 1148, 1123, 1159, размыкающие контакты РУ3 провода 1148, 1724, размыкающий контакт контактора регулятора напряжения КРН, провода 1720, 1710, катушка КТН, провода 1742, 1741, 1740, 1739, ТН1, провода 1734, 1737, сборный минусовой разъем 1М «-« БА. Через главный контакт КТН подается напряжение на электродвигатель ТН топливоподкачивающего насоса: А2, провода 1118, 1221, замыкающий контакт КТН, провод 1217, ТН, провода 1216, 1275 х 2, разъем 2М. Топливоподкачивающий насос подает топливо в системы дизеля. Одновременно с этим замкнувшийся вспомогательный контакт КТН (1153, 1127) подготавливает цепь питания катушек пускового контактора ДЗ и электромагнита МР6 объединенного регулятора частоты вращения вала дизеля.

Читайте также:  С чего двигатель на дэо джентра

Пуск дизеля происходит автоматически после кратковременного нажатия кнопки ПД1 «Пуск». При этом получает питание катушка контактора маслопрокачивающего насоса КМН: АУ, провода 1684, 1685, БУ, провода 1686, 1687, контакты реверсора, замкнутые в положении «Вперед» или «Назад», провод 1696, контакты КМ, замкнутые на нулевой позиции, провода 1699, 1674, ПД1, провода 1702, 1703, 1701, замыкающий контакт КТН, провод 1705, размыкающие контакты РУ23, провод 1227, размыкающий контакт ОМН, провод 1220, катушка КМН, провода 1711, 1719, разъем 2М. Контактор КМН включается и становится на самопитание: по цепи АУ до провода 1699, провода 2127, 1717 , блок выпрямителей БС-1 провода 1718, 1708, замыкающий контакт КМН, шунтирующий контакт ПД1, провод 1707 и по рассмотренной ранее цепи на катушку КМН. Одновременно с этим главный контакт КМН подает напряжение на электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН: «+» БА, по цепи КН до провода 979, предохранитель ПР5, провод 980, замыкающий контакт КМН, провод 965, МН, провод 985, зажим 26/1. Маслопрокачивающий насос начинает прокачку масла в системе дизеля.
Замыкающий контакт КМН собирает цепь реле времени РВП1, контролирующего время прокачки дизеля маслом: A3, провода 1148, 1123, 1151, 1152, замыкающий контакт КМН, провод 1049, размыкающий контакт ОМН, провод 1051, катушка РВП1, провода 1709, 1719, разъем 2М. Замыкающий контакт КМН (1162, 1087) подготавливает цепь питания контактора Д3.

Через 70 с. с момента начала прокачки дизеля маслом замыкается контакт РВП1 и, если к тому времени давление в масляной системе достигло 0,3 кгс/см 2 , в результате чего сработало реле давления масла РДМ3, получают питание катушки электромагнита МР6 и Д3: A3, провода 1148, 1123, 1151, 1152, 1153, замыкающий контакт КТН, провод 1127, замыкающий контакт РВП1, с выдержкой времени 70 с, провода 1128, 1132, замыкающий контакт РДМ3, провод 1130, катушка МР6, минусовый зажим; провода 1160, 1162, замыкающий контакт КМН, провод 1087, катушка Д3, провода 1712, 1711, 1719, разъем 2М.

Главный контакт ДЗ собирает цепи катушек пускового контактора Д2 и вентиля ускорения пуска ВП7: A3, по цепи РВП1 до провода 1123, замыкающий контакт Д3, провода 1144, 1131, размыкающий контакт 105 блокировки валоповоротного механизма дизеля, провода 1675, 1145, катушка Д2, провода 1138, 1146, 1147, провод 1157, зажим 2М; провод 2425, катушка ВП7. Вентиль ВП7 открывает доступ сжатого воздуха к поршню ускорителя пуска дизеля. Перемещение поршня обеспечивает нагнетание масла в аккумулятор регулятора частоты вращения дизеля. При этом шток сервомотора регулятора, перепускной клапан которого перекрыт включенным ранее электромагнитом МР6 перемещает рейки топливных насосов в положение наибольшей подачи топлива, ускоряя пуск дизеля. Замыкающий контакт Д3 (1292, 1293) шунтирует контакты реле РДМ3 в цепи питания электромагнита МР6, а через замыкающий контакт Д3 (1151, 1040) напряжение подается на РВП2.

Контактор Д2 своими главными контактами подготавливает цепь стартер — генератора СГ от батареи БА; вспомогательные замыкающие контакты Д2 собирают цепь питания пусковых контакторов Д1 ведущей и ведомой секций: A3, провод 1148, по цепи Д2 до проводов 1145, 1143, замыкающий контакт Д2, провод 1142, размыкающий контакт Д1, провод 1141, катушка Д1, провода 1146, 1147, 1157, разъем 2М.

Контактор Д1 своими главными контактами соединяет параллельно аккумуляторные батареи обеих секций тепловоза (минусовые зажимы батарей обеих секций соединены постоянно через ВБ) и подключает к ним стартер СГ, который с этого момента работает в режиме электродвигателя последовательного возбуждения. Начинается вращение коленчатого вала дизеля. Вспомогательный раз-
мыкающий контакт Д1 (1142, 1141) вводит резистор СД3 в цепь питания собственной катушки, уменьшая тем самым ток через неё, размыкающий контакт Д1 (1798, 1085) исключает возможность включения контактора регулятора напряжения КРН до окончания процесса пуска дизеля.
Спустя 7 с. с момента пуска дизеля, замыкается контакт РВП2 и собирает цепь катушки РУ9: A3, провода 1148, 1035, замыкающий контакт РВП2, провода 1041, 1169, катушка РУ9; минусовый зажим катушки РУ9 соединен с минусовым зажимом катушки РУ11 и далее с минусовым разъемом 2М*.

После включения РУ9 собираются следующие цепи: реле РУ9 становится на самопитание через замыкающий контакт РУ9 (1159, 1744) и замыкающий контакт реле давления масла РДМ4 (1166, 1167), включающийся при давлении в масляной системе дизеля 0,4-0,6 кг/см 2 ; замыкающие контакты РУ9 (1159, 1170 и 1159, 1745) подготавливают питание соответственно катушек МР6 и контактора регулятора напряжения КРН при работе дизеля на холостом ходу; получает питание реле РУ23: A3, провода 1148, 1123, 1159, замыкающий контакт РУ9. Катушка РУ23, провода 1713, 1714, разъем 2М; замыкающий контакт РУ9 (1159, 1171) подает питание на лампу «Дизель 2» ЛД2 ведомой секции через контакты разъема 2Т межтепловозного соединения.

· Примечание: В дальнейшем цепь от минусовых зажимов
катушек и контакторов до разъемов 1М-ЗМ
указывается не везде.

Реле РУ23 замыкает свой контакт (провод 1706),
подготавливая цепь самопитания. Одновременно с этим размыкающие контакты РУ23 (1705, 1226) отключают контактор КМН, обеспечивая возможность прокачки маслом дизеля после его остановки, а замыкающий контакт РУ23 собирает цепь РУ10: A3, провода 1148, 1123, 1159, размыкающие контакты РУЗ, замыкающий контакт РУ23, катушка РУ10, провода 1034, 1740, 1739, ТН1, провода 1734, 1737, разъем 1М.

Реле РУ10 замыкает свой контакт (1159, 1170) в цепи катушки МР6, обеспечивая её питание при работающем дизеле, и подает напряжение на катушку вентиля ВТН, отключающего в режиме холостого хода на нулевой и 1-й позициях по четыре топливных насоса с каждой стороны дизеля: A3, провода 1148, 1123, 1159, замыкающие контакты РУ10, размыкающие контакты РУ8, РУ5, провода 1667, 2425, катушка ВТН, провода 2751, 2429, 1205,
разъем 2М.

При отключении контактора КМН размыкается его главный контакт и разбирает цепь питания электродвигателя МН. Одновременно с этим замыкающие контакты КМН (1152, 1049 и 1162, 1087) обесточивают соответственно катушки РВП1 и ДЗ. После этого размыкающий контакт РВП1 (1743, 1747) замыкается и РУ23 становится на самопитание; замыкающий контакт ДЗ (1151, 1040) отключает реле РВП2, а главный замыкающий контакт Д3 (1123, 1144) размыкает и обесточивает катушки Д1 и Д2.
Главные контакты Д2 и ДЗ отсоединяют стартер СГ от батарей БА, и схема пуска дизеля разбирается. Одновременно с этим размыкающий контакт Д1 (1798, 1085) собирает цепь питания катушки КРН, которое, включаясь, подает напряжение на независимую обмотку возбуждения H1-H2 стартера СГ: A3, провода 1148, 948, контакты КРН, провода 1003, 1001, обмотка Н1-Н2, провода 1000, 999, регулятор напряжения РН, провода 997, 1178, разъем 3М. Стартер СГ переходит в генераторный режим и совместно с регулятором напряжения обеспечивает питание цепей управления через диод Д31 и подзаряд батареи БА напряжением 110±3 В через диод Д36.

Поддержание этой величины напряжения осуществляется тиристорным регулятором напряжения РН посредством изменения тока в независимой обмотке возбуждения СГ.

Аккумуляторная батарея заряжается от работающего СГ по цепи: СГ-ПР4 (960, 973) –Д3Б (973, 974) – С3Б (974, 971) – Ш3Б (971, 969) — ВБ (952, 950) -АБ.

Цепи автоматического выключателя А14 «Освещение» до запуска дизеля питаются от аккумуляторной батареи через диод Д30 (954, 1044).

Читайте также:  Влияние зазора свеч на работу двигателя

После запуска дизеля питание цепи А14 осуществляется от С-Г через диод Д31 (2658, 2654) и силовой замыкающий контакт КН (2654, 956), минуя резистор С3Б, что позволяет увеличить напряжение, поступающее на зажимы АБ и улучшить её зарядку.

Вспомогательный размыкающий контакт КРН (1724, 1720) обесточивает КНТ, который, отключаясь, разбирает цепь питания двигателя ТН. В дальнейшем подачу топлива осуществляет насос, имеющий привод от дизеля. На этом процесс автоматического пуска дизеля заканчивается.

Цепи из диодов и резисторов, шунтирующие катушки контакторов КРН, КМН и др. создают замкнутую цепь для тока самоиндукции при отключении катушек, чем предотвращают перенапряжения в цепи и подгар контактов.

После завершения пуска дизеля при включенном выключателе А4 подается возбуждение к генератору Г, так как уже на режиме холостого хода работы дизель-генераторной установки возникает необходимость питания асинхронных электродвигателей приводов вспомогательного оборудования.

Одновременно с главными контактами контактора КРН замыкается его вспомогательный контакт и собирает цепь питания реле контакторов возбуждения РКВ: А4, провод 1307, зажим 20/3, 4, провод 1435, зажим 29/1, провода 1555, 1472, размыкающий контакт РВ3, провод 1437, размыкающие контакты поездных контакторов П1-П6, провод 898, зажим 20/13, провод 1442, размыкающий контакт РУ5, провод 1311, зажим 20/9, провод 1327, замыкающий контакт КРН, провод 3037, катушка РКВ, провода 3038, 1373, 1380, зажим 31/3, провод 1575, разъем 3М.

Кроме того, вспомогательный замыкающий контакт КРН (2826, 2817) обеспечивают питание катушек вентилей системы осушки воздуха ВО1 и ВО2, управляющих адсорберами пневмосистем тепловоза. Система осушки воздуха включается при работающем компрессоре, начиная со 2-й позиции, когда получает питание катушка реле управления РУ8.

Реле РКВ выполняет функции промежуточного реле, собирающего цепи питания контакторов возбуждения возбудителя ВВ и генератора КВ. Так как катушки контакторов KB и ВВ обладают большой индуктивностью и через них протекает значительный ток, часть блокировок из цепей этих катушек перенесена в цепь питания катушки реле РКВ, обладающей значительно меньшей индуктивностью и потребляющей меньшую мощность. Это позволяет предохранить от подгорания контакты этих блокировок при коммутации.

Реле РКВ замыкает свой контакт (3032, 400) и подготавливает цепь питания блока управления возбуждением БУВ, а также собирает цепь питания катушек ВВ и KB: А4, провод 1307, зажим 20/3, 4, провод 1435, зажим 29/1, провод 3033, замыкающий контакт РКВ, провод 3034, размыкающий контакт реле заземления РЗ, провод 1341, размыкающий контакт реле обрыва полюсов РОП, провод 1359, размыкающий контакт реле защиты выпрямительной установки РМ2, провод 1343, замкнутые контакты дверных блокировок БД2-БД8 и выпрямительной установки БВУ, провода 1369, 1363, зажим 25/2, провода 1378, 1372, катушки KB, BB, провода 1373, 1380, зажим 31/3, провод 1575, разъем 3М.

Включившись, контактор ВВ:

подает напряжение на обмотку возбуждения И1-И2
возбудителя СВ: А1, провод 535, зажим 21/6, провод 372, обмотка И1-И2, провод 371, зажим 21/9, провод 352, шунт Ш5, провод 539, зажим 21/10, провод 536, резисторы цепей возбуждения возбудителя СВВ и аварийного возбуждения САВ1, провод 359, переключатель режима возбуждения АП1, замкнутый в положении «Рабочее», провода 357, 355, 589, зажим 19/10, провод 571, главные контакты
ВВ, провод 548, зажим 31/7, разъем 3М; в результате на зажимах обмотки якоря С2-С1 возбудителя появляется напряжение;

вспомогательным размыкающим контактом ВВ (1158, 1421) разбирается цепь питания катушки реле РУ11 и кратковременно загоревшаяся сигнальная лампа ЛН1 (ЛН2) «Сброс нагрузки» гаснет;

вспомогательными замыкающими контактами ВВ (1420, 1436, 1427) подготавливается цепь питания катушки реле времени РВ4, которое включается при срабатывании реле боксования РБ1 или РБ2.

Переменное напряжение, снимаемое с зажимов С1-С2, возбудителя СВ используется для питания элементов автоматической системы регулирования напряжения генератора Г: блока задания возбуждения БЗВ и узла коррекции. В узел коррекции входит трансформатор ТК и выпрямительный мост БСТ1. Первичная обмотка Н1-К1 трансформатора ТК включена в цепь обмотки возбуждения генератора. С вторичной обмотки Н2-О2 напряжение подается на выпрямитель БСТ1. Отсюда выпрямленное напряжение поступает на обмотку возбуждения И1-И2 возбудителя СВ.

Блок БЗВ получает питание с зажимов С1-С2 возбудителя через балластный резистор СБЗ. Выходное выпрямленное напряжение с контактов 2 и 3 разъема блока БЗВ полается на потенциометры задания селективного узла ССУ2. Для уменьшения напряжения генератора при работе на холостом ходу и снижения его мощности на рулевой и 1-й позициях резистор ССУ2 канала напряжения селективного узла шунтируется соответственно размыкающими контактами РУ5 и РУ8 через резисторы ССУ2.5 и СНП (резистор рулевой позиции).

От блока БЗВ питается также катушка ИД индуктивного датчика. Переменное напряжение с контактов 5 и 6 разъема БЗВ подается на выпрямительный мост блока БС1. Выпрямленное блоком БС1 напряжение поступает на резистор цепи индуктивного датчика СИД, где складывается с напряжением уставки.

Кроме того, выходное переменное напряжение возбудителя СВ подается на зажимы 1-2 распределительных трансформаторов Tpl и Тр2. С вторичной обмотки 7-8 трансформатора Tpl через балластный резистор СБВ пониженное переменное напряжение поступает на контакты 9 и 10 разъема ШР блока БУВ.

Со вторичных обломок трансформатора Тр2 получают питание рабочие обмотки трансформатора постоянного напряжения ТПН и трансформаторов постоянного тока ТПТ1- ТПТ4. Управляющая обмотка трансформатора ТПН включена на напряжение выпрямительной установки ВУ через регулируемый резистор СТН.

Управляющими обмотками трансформаторов ТПТ1-ТПТ4 являются кабели, соединяющие выпрямительную установку с тяговыми электродвигателями. При этом трансформаторы ТПТ1 и ТПТ4 измеряют ток в цепи электродвигателей 1 и 6, наиболее склонных к боксованию; каждый из трансформаторов ТПТ2 и ТПТ3 измеряет суммарные значения токов в цепях электродвигателей 2,3 и 4,5. Коэффициенты передачи трансформаторов ТПТ1, ТПТ4 и ТПТ2, ТПТ3 отличаются друг от друга в два раза, поэтому выходные сигналы всех трансформаторов примерно равны. Выходные напряжения рабочих обмоток трансформаторов ТПТ1-ТПТ4 подаются на выпрямительные мосты узла выделения максимального сигнала, расположенные в блоках БС3 и БС4. Выпрямленные напряжения трансформаторов ТПН и ТПТ1- ТПТ4 поступают на резисторы селективного устройства ССУ1. Сигнал рассогласования селективного устройства по проводам 402 и
433 подается на контакты 3 и б разъема блока БУВ, управляющего углом открытия тиристоров +Т и -Т блока УВВ.

Включившись, контактор KB своим вспомогательным контактом (350, 3032) собирает цепь питания блока БУВ от батареи БА (через рубильник ВБ, выключатель А12, замыкающий контакт РКВ), а главным контактом подает питание на обмотку возбуждения И1-И2 генератора Г: зажим С1 возбудителя (при наличии «плюса» на зажиме С7), кабель 366, предохранитель Пр1, кабель 361, переключатель АП2, замкнутый в положение «Рабочее», кабели 531, 364, зажим 1 блока УВВ, тиристор +Т и диод блока УВВ, кабель 426, шунт ШЗ, кабель 429, главный контакт KB, кабель 437, обмотка И1-И2, кабель 432, зажим 3, диод, зажим 2 блока УВВ, кабель 365, зажим С2 возбудителя (при наличии «плюса» на зажиме С2 возбудителя цепь на обмотку И1-И2 генератора собирается через тиристор -Т). В результате в обмотках стартер-генератора наводится переменная э.д.с. и электродвигатели приводов вспомогательного оборудования получают питание.

Если дизель не запустился, продолжительность вращения вала ограничивается выдержкой реле времени РВП2 (3 с), по истечении которой замыкающий контакт РВП2 (1035, 1041) подает питание на катушку реле РУ9 и схема пуска разбирается аналогично вышеизложенному.

Схемой предусмотрена также возможность предварительной прокачки масла в системе дизеля. При включении тумблера ОМН через его контакт (1219, 1220) напряжение от выключателя A3 подается на катушку контактора КМН. Контактор КМН включается и собирает цепь питания электродвигателя МН. Включение маслопрокачивающего насоса тумблером ОМН возможно только при отключенном контакторе КТН, т.е. при неработающем дизеле.

Источник

Adblock
detector