Почему сша закупают российские ракетные двигатели

Содержание
  1. Зависят ли американцы от российского двигателя РД-180 и почему его до сих пор не скопировали
  2. Есть ли в самом деле зависимость? Почему бы американцам банально не скопировать РД-180 раз они такие умные?
  3. Американцам не нужно копировать РД-180 хотя бы по той причине, что его параметры практически совпадают с параметрами RS-25.
  4. Получается, что американцы создали аналог РД-180 до появления самого РД-180?
  5. Почему же американцы покупают РД-180?!
  6. Почему США покупают российские ракетные двигатели
  7. Где наследие «Аполлонов»?
  8. На помощь пришли русские
  9. Поиск альтернатив
  10. Почему американцы покупают российские двигатели РД-180?
  11. Как так получилось?
  12. Так могут ли американцы создать свой двигатель?
  13. Заключение
  14. «Веские причины»: почему США продолжат закупать российские ракетные двигатели
  15. Проблема воспроизводства
  16. «Потолок технологических возможностей»
  17. «Надёжная и эффективная ракета»

Зависят ли американцы от российского двигателя РД-180 и почему его до сих пор не скопировали

Насмотревшись телевизионных передач, где выступают различные «эксперты», обыватель автоматически становится «экспертом» и спокойно засыпает с мыслями о том, как загнивающая Америка не в силах летать в космос без легендарного российского двигателя РД-180.

Есть ли в самом деле зависимость? Почему бы американцам банально не скопировать РД-180 раз они такие умные?

Ответ, как и всегда, на поверхности.

Сказочники, рассказывая о преимуществах РД-180 и об отсутствии аналогов в мире, осознанно умалчивают об американском ракетном двигателе RS-25, который был разработан для реализации программы «Спейс шаттл». Именно RS-25 был главным двигателем космического челнока.

Американцам не нужно копировать РД-180 хотя бы по той причине, что его параметры практически совпадают с параметрами RS-25.

На одну камеру сгорания на уровне земли RS-25 развивает 182 тонны тяги, а РД-180 — 187 тонн. В вакууме RS-25 дает уже 223 тонны против 203 тонн от российского двигателя. Удельный импульс RS-25 больше (452 секунды в вакууме и 366 секунд на уровне Земли), чем у хваленого РД-180 (338 секунд в вакууме и 311 секунд на уровне Земли).

Кроме этого, RS-25 в отличие от РД-180 является многоразовым ракетным двигателем: его можно включать и выключать на полную тягу, что в общем-то и делали при запусках «Спейс шаттл». РД-180 рассчитан на один запуск.

Получается, что американцы создали аналог РД-180 до появления самого РД-180?

Именно! RS-25 начали использовать еще в 1981 году, а РД-180 появился на свет в 1999 году. Эх, американцы «скопировали» незаменимый РД-180 за 18 лет до его создания.

Справедливости ради стоит отметить, что российский РД-180 (2 камеры сгорания) является «уполовиненной» версией советского РД-170 (4 камеры сгорания), который появился на свет в 1984 году.

Почему же американцы покупают РД-180?!

Если бы ученые, инженеры и обслуживающий персонал в США работал за такие же зарплаты, как их коллеги в России, то ни о каких покупках РД-180 не шло бы речи.

Дело в том, что подготовка RS-25 к полету — дорогое мероприятие в стоимость которого заложены зарплаты специалистов.

Таким образом, стоимость одного RS-25 составляет 50-60 миллионов долларов, а цена на РД-180 не превышает 15 миллионов долларов. Американцы — капиталисты, бизнесмены и они совершают покупки, которые ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫ ДЛЯ НИХ.

РД-180 — дешевый и качественный аналог RS-25, который американцы скупали в огромном количестве за бесценок. Согласно первому контракту, Россия передала США 101 двигатель РД-180, получив за это около миллиарда долларов.

Американцы прекрасно сэкономили и, что очень забавно, неоднократно запускали военные спутники, используя эти двигатели.

Почему же Россия не использует чудесный РД-180 для собственных нужд? Об этом подробно в нашей другой СТАТЬЕ .

Источник

Почему США покупают российские ракетные двигатели

Несколько экспедиций на Луну, многочисленные запуски спутников Земли и огромное число межпланетных зондов — все это позволило США стать лидером в космической отрасли. Многие достижения остались во времена «холодной войны», а сейчас американцы скорее движутся по инерции.

Прорывных технологий не появляется, на Марс так не слетали, а ракетные двигатели покупаются у России. Последний пункт особо беспокоит Конгресс США, который активно ищет замену русским технологиям. Как же так получилось, что американцы начали закупать наши двигатели?

Где наследие «Аполлонов»?

Многие скептики задаются вопросом: «Если американцы летали на Луну, то где все их ракеты и технологии?». Вероятно, такие люди считают, что сложную технику можно собрать как конструктор за пару часов. На деле же строить ракетные двигатель крайне дорого и долго.

Сатурн 5, отправлявший астронавтов на Луну в миссии «Аполлон», уже давно не работает и едва ли включался после окончания 17 экспедиции (1972 год). Те экземпляры, которые были, сейчас растащили по музеям и частным коллекциям . Возможно, инженеры США посчитали Сатурн-5 слишком плохим для будущих космических запусков и отказались от дальнейшего его развития.

Другой причиной можно считать дороговизну Сатурн-5. По тем же причинам были свернуты все «Аполлоны», начиная с 18-го. Держать в строю такую технику — непозволительная расточительность американцев.

На помощь пришли русские

«Новой» России от советского наследия осталось много разной техники, которую надо было как-то использовать. В 90-х годах на основе РД-170 в НПО «Энергомаш» был создан двигатель РД-180. Позже право на применение разработки купила американская компания General Dynamics. В последствии РД-180 использовался для пуска ракет «Атлас-3» и «Атлас-5». По оценке на 2010 год, цена одного российского двигателя составляет $9 миллионов .

Читайте также:  Причины не работы цилиндра дизельного двигателя

Текущий договор на поставку РД-180 истекает в 2020 году. По информации авторитетного издания The Wall Street Journal , соглашение продлят еще на 5 лет. Где же используют российскую разработку? Двигатель имел огромное значение в таких важнейших космических программах, как: «Новые горизонты», InSight, LRO и многие другие.

Поиск альтернатив

Примечательно, что США обладают не только РД-180, но и его технической документацией. Чисто теоретически, Штаты могут построить его у себя, но до сих пор не сделали этого. Некоторые военные эксперты убеждены в том, что для построения аналога РД-180 требуются не только чертежи, но еще особые тонкости и специалисты.

Впрочем, поиск альтернатив российскому двигателю Штаты начали активно искать лишь в 2014 году из-за геополитического кризиса между странами. Сначала Джон Маккейн запретил закупку РД-180 , но позже поставки возобновились. Сделано это было отчасти из-за провальных испытаний ракеты Antares, которая, кстати, базировалась на старом советском двигателе HK-33.

Срок лицензионного соглашения с Россией истекает в 2030 году и к тому времени США захотят сделать аналог. Лидером в разработке нового двигателя является компания Джеффа Безоса. Их детище BE-4 показывает значительные успехи и, что важно, работает на метане.

Не остался в стороне и Илон Маск, предложивший в 2020 году запустить военный спутник AFSPC-52. Предприниматель сделает это при помощи своей фирменной ракеты Falcon Heavy, которая уже совершила успешный вылет. В ней используются собственные двигатели под названием Merlin. Они хоть и хороши, но уступают РД-180.

Несмотря на активное введение санкций против России, США предусмотрительно обходят космическую отрасль. По этому поводу уже родилось много шуток про запуск ракет в космос на батутах. Действительно, Штаты пока сильно зависят от российских поставок, поэтому вынуждены сотрудничать. Но в скором времени все может измениться и NASA с Пентагоном смогут работать автономно от России.

Источник

Почему американцы покупают российские двигатели РД-180?

Вновь отвечаем на вопросы читателей. Впервые в истории канала это не вопрос какого-то конкретного читателя присланный нам, а собирательный вопрос по мотивам большого количества комментариев к различным статьям на нашем канале.

Когда в комментариях начинается дискуссия по поводу американской космической программы рано или поздно появляется комментатор заявляющий что-то вроде « Да они даже двигатели делать не умеют, до сих пор наши покупают. ».

Как так получилось?

Как вообще так получилось, что на американской ракете был установлен российский двигатель? C 80-х годов основными ракетами для выведения спутников на орбиту в США были ракеты семейства Atlas, в частности Atlas-Centaur, а с начала 90-х — Atlas-I и Atlas-II. Эти ракеты основывались на межконтинентальной баллистической ракете SM-65 Atlas разработки еще 1957-го года.

В этих ракетах использовались устаревшие технические решения, которые хоть и обеспечивали превосходное соотношение массы и производительности, создавали много головной боли при эксплуатации. Поэтому в NASA хотели отправить эти ракеты на свалку и разработать новую, современную ракету «с нуля» избавившись от накопившегося «технического долга».

Разработку новой ракеты поручили компании General Dynamics (разработчику Atals I и Atlas II). Но GD сами не занимаются разработкой двигателей и эту задачу делегировали другой компании — Rocketdyne. Те запросили за разработку нового двигателя непомерные деньги и в GD начали искать альтернативу.

И тут подвернулись российские двигатели РД-180, которые как раз были разработаны в НПО Энергомаш и использовать их было намного дешевле, чем разрабатывать свои. Дело, напомню, было в первой половине 90-х. Отношения между Россией и США в пору правления Ельцина были теплыми, поэтому идея использовать российские двигатели в новой ракете большого сопротивления в НАСА и Пентагоне не вызвала.

Помимо политических реверансов, двигатель РД-180 действительно впечатлил американцев, так как по производительности на 10-15% превосходил любые аналоги использующие тот же тип топлива.

Американцы получили полную техническую документацию и право на использование и производство двигателей, но производство двигателей РД-180 в США так и не было начато. Оказалось, что покупать готовые движки у Энергомаша дешевле, чем налаживать производство у себя.

Первый запуск ракеты с РД-180 состоялся в 2000-м году, когда ракета Atlas-III вывела коммуникационный спутник Eutelsat W4 на геостационарную орбиту. Всего с 2000-го года по сегодняшний день американцами было запущено 90 ракет с РД-180, т.е. около 20% всех запусков совершенных в США с тех пор.

Со временем отношения между нашими странами испортились и в NASA вновь заговорили о том, чтобы либо отказаться от РД-180, либо начать производить их на территории США.

И действительно — доля запусков ракет с РД-180 начала стремительно сокращаться. Правда это не столько следствие ухудшения отношений между странами, сколько совпадение — Atlas V проигрывает конкуренцию Falcon-ам производства SpaceX, запуски которых просто дешевле. Так за пошлый год из 27 запусков ракет в США только на 2-х использовались российские двигатели.

В настоящее время ракеты Falcon полностью вытеснили ракету Atlas V с коммерческих запусков спутников на низкую околоземную орбиту и сильно потеснили в других сегментах. Сейчас Atlas V используется для:

  • запуска спутников ВВС США на геостационарную орбиту из-за действующего до 2021-го года контракта с ULA;
  • отправки аппаратов за пределы орбиты Земли, так с помощью Atlas V совсем недавно на Марс был отправлен марсоход Perseverance;
  • прямыми конкурентами SpaceX, которым пользоваться услугами конкурентов не с руки, так Atlas V используется компанией Boeing для запуска космического корабля Starliner.
Читайте также:  Режимы работы автотракторных двигателей

Помимо проигрывания конкурентной борьбы Atlas V устаревает и чисто в техническом плане и ей уже готовят замену. На смену Atlas V должна прийти ракета Vulcan-Centaur использующая новый американский двигатель BE-4, разработанный компанией Blue Origin. Первый запуск намечен на апрель 2021-го года. Она должна будет вывести на орбиту новый многоразовый космический корабль Dream Chaser.

Так могут ли американцы создать свой двигатель?

Возвращаясь к исходному посылу, который звучит во многих комментариях, говорить о том, что американцы не могут создать свой двигатель не приходится. В конце концов параллельно с ракетами на РД-180 они запускали много ракет со своими двигателями.

При этом на американских двигателях летают ракеты равных которым по грузоподъемности у нас, на данный момент, нет, к примеру: Falcon Heavy (63 тонны на НОО) и Delta IV Heavy (29 тонн на НОО), плюс не сегодня-завтра полетят находящиеся на финальных стадиях разработки SLS (130 тонн на НОО) и Starship (100 тонн на НОО).

Для сравнения у нас сейчас на ходу из аналогов только «Протон-М», который может забросить на НОО 24 тонны полезной нагрузки и «Ангара», с массой полезной нагрузки на НОО 24.5 тонны. Разумеется не только двигатель определяет грузоподъемность ракеты, но и он тоже.

Заключение

Причиной по которой американцы покупают двигатели РД-180 является то, что под них спроектирована ракета Atlas V. Это решение было обусловлено тем, что:

  • РД-180 это отличный двигатель, который на тот момент существенно превосходил все существующие аналоги;
  • Двигатель был уже готов и под него можно было спокойно делать ракету. Лицензировать готовый двигатель гораздо дешевле, чем заказывать разработку с нуля;
  • Само производство двигателей в России было также гораздо дешевле;
  • Кроме того использование готового двигателя существенно экономит время, благодаря чему разработка ракет Atlas III и Atlas V была закончена в очень короткие сроки;
  • Улучшение взаимоотношений между странами после распада СССР и политические реверансы в сторону Ельцина, который очень хотел дружить с США

Источник

«Веские причины»: почему США продолжат закупать российские ракетные двигатели

Российское НПО «Энергомаш» и американская United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, подписали новый контракт на поставку в США ракетных двигателей РД-180. Об этом журналистам рассказал глава «Энергомаша» Игорь Арбузов.

«Мы подписали контракт уже на 2020 год, в рамках которого поставим нашим партнёрам ещё шесть двигателей РД-180», — цитирует слова Арбузова РИА Новости.

Это соглашение продолжает предыдущие контракты — например, в текущем году американская сторона получит по условиям ранее подписанного договора две партии двигателей РД-180 и РД-181.

Двигатели РД-180 используются для разгона первой ступени одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя Atlas V, с помощью которой на орбиту выводится аппаратура как гражданского, так и военного назначения. Договор на поставку РД-180 на сумму почти в $1 млрд Москва и Вашингтон заключили ещё в 1997 году.

Ещё один двигатель — РД-181 — поставляется для одноразовой ракеты-носителя Antares, разработанной Orbital Sciences Corporation и предназначенной для запуска на орбиту грузов массой до 8 тонн — в первую очередь речь идёт о доставке грузов на МКС. Первый испытательный запуск Antares состоялся в 2013 году. При этом на разработку и запуск в производство двигателя РД-181 НПО «Энергомаш» потребовался лишь один год.

В июне «Энергомаш» по итогам испытания ракеты-носителя Antares заявил, что его двигатели могут использоваться и на многоразовых ступенях.

Решение закупить двигатели РД-180 руководство Orbital Sciences Corporation приняло после неудачного испытания Antares в 2014 году — ракета-носитель с двигателями советского производства НК-33 взорвалась на старте. По мнению экспертов, такой результат был предсказуем: НК-33 были построены ещё для лунной программы СССР, а в США их продали в 1990-х годах.

Проблема воспроизводства

По условиям текущего контракта США получили не только готовые двигатели РД-180, но и техническую документацию для их производства на своей территории. Срок лицензионного соглашения истекает в 2030 году.

Как пояснил в интервью RT ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, американцы уже пытались наладить производство двигателей у себя, но безрезультатно.

«Это совершенно закономерный итог: даже передача технологий с одного на другое предприятие внутри страны всегда сопровождается серьёзными проблемами — документация отражает далеко не всё, есть множество неуловимых тонкостей», — отметил специалист.

По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, причин, по которым США так и не начали производство РД-180 у себя, может быть множество.

«Даже получив все чертежи, можно столкнуться с дефицитом сырья — для такой техники активно используются редкоземельные металлы, — пояснил эксперт в интервью RT. — Именно они позволяют создавать сплавы, выдерживающие экстремальные нагрузки. Для копирования производства нужны не только специалисты и документация, но и аналогичная материальная база. Судить о том, что именно помешало США воспроизвести РД-180, сложно. Видимо, причины были веские, потому что американцы просто так денег на ветер не бросают».

Читайте также:  Что за двигатель z17dth

Эйсмонт напомнил, что в истории ракетного двигателестроения Москва всегда была на шаг впереди Вашингтона.

«Момент, когда США начали условно отставать по некоторым направлениям, — это середина и конец 1960-х годов. Причин было много — например, неготовность ждать и тратить слишком большие ресурсы, — говорит эксперт. — В частности, по своим характеристикам двигатели, с помощью которых США осуществили миссию на Луну, были плохи. Их единственным, пусть и немаловажным плюсом была высокая надёжность».

Как пояснил Эйсмонт, отечественные конструкторы очень долго шли к созданию РД-180: двигатель, разработанный в середине 1990-х годов на основе РД-170, стал весьма дорогостоящим и трудоёмким проектом, однако в итоге были получены «совершенные технологии».

«Потолок технологических возможностей»

На сегодняшний день наиболее значительных результатов по замещению российских двигателей аналогами местного производства добилась частная компания Blue Origin, основанная мультимиллиардером Джеффом Безосом. Предприятие начало разработку аналога РД-180 ещё в 2011 году, успешные испытания двигателя BE-4 состоялись в апреле текущего года.

Американские инженеры утверждают, что двигатель будет дешевле импортируемых из России узлов примерно на 40%. Заявлено, что многоразовый BE-4 будет работать на метане, а не на керосине, что для многоразовых ракет может стать конструктивным преимуществом, считают эксперты. Впрочем, до запуска серийного производства BE-4 ещё далеко. BE-4 предназначен главным образом для ракеты-носителя большой грузоподъёмности Vulcan, над которой сейчас работают конструкторы ULA.

Ракета в будущем должна заменить Atlas V — в ULA также обратились к популярной идее многоразовых ракетных узлов, однако, в отличие от конкурентов из SpaceX, компания планирует возвращать не всю ступень, а только самую дорогостоящую её часть — двигатель. Тем не менее пока сроки начала реального использования BE-4 остаются неопределёнными, а первый запуск ракеты-носителя Vulcan запланирован на 2019 год.

Ещё одну альтернативу российским двигателям предлагает SpaceX Илона Маска — в июне этого года частная компания подписала контракт с Пентагоном, взяв на себя обязательство вывести на орбиту в 2020 году военный спутник AFSPC-52 при помощи тяжёлой ракеты Falcon Heavy. Для ракеты, первый тестовый запуск которой состоялся только в феврале текущего года, SpaceX применяет двигатели собственной разработки Merlin. По мнению специалистов, этот двигатель — любопытная разработка, хотя он и уступает российским аналогам. При этом самой Falcon Heavy ещё только предстоит наработать статистику успешных пусков, отмечают эксперты.

«Говорить о том, какие американские разработки сейчас более перспективны, просто рано, — считает Эйсмонт. — В принципе, главные характеристики любых двигателей — это удельный импульс и надёжность, последнюю нужно долго нарабатывать. Но очень сомнительно, что какой-то из аналогов сможет превзойти РД-180 — дело в том, что в нём был достигнут потолок технологических возможностей».

В целом создание нового двигателя — очень долгий процесс. Любое отклонение от запланированных параметров требует доработок, которые очень сильно растягивают сроки, пояснил эксперт.

«Надёжная и эффективная ракета»

Учитывая, что вывод американских разработок в серийную эксплуатацию пока откладывается, ни в NASA, ни в Пентагоне пока не спешат расторгать контракты на поставку российских комплектующих.

Вашингтон был вынужден вывести эти договоры из-под действия антироссийских санкций, запрещающих сотрудничество с Москвой в оборонной сфере. С такой просьбой к конгрессу обратился Пентагон — в ведомстве признали, что отказ от российских двигателей ограничит возможность запуска военных спутников США.

Конгресс ограничил импорт ракетных двигателей российского производства ещё в 2014 году на фоне ухудшения политических отношений с Россией. Это вынудило компанию ULA приостановить работы по запуску американских спутников.

В результате запрет на поставки был снят, в конгрессе пообещали проводить ежегодную оценку потребностей национальной космонавтики в российских двигателях, чтобы не допустить дефицита, пока американские компании будут искать возможности для импортозамещения. Как заявил впоследствии бывший астронавт, член комитета сената по делам вооружённых сил Билл Нельсон, поспешный отказ от импорта РД-180 способен поставить под удар национальную безопасность США.

Администрация Дональда Трампа продолжает эту линию: вводя новые санкции против России, власти США неизменно обходят стороной вопрос сотрудничества в сфере ракетного двигателестроения.

Как сообщила в прошлом году газета The Wall Street Journal, закупки РД-180 продлятся как минимум до 2025 года. Об этом изданию рассказали источники в правительстве и промышленных корпорациях. Распоряжение конгресса по замене российских двигателей американской продукцией к 2019 году на практике оказалось невыполнимым.

Эти оценки разделяют и российские эксперты. По прогнозу Натана Эйсмонта, велика вероятность того, что договор на поставку РД-180 будет продлён и после 2020 года, а все разговоры о расторжении этого сотрудничества с большой долей вероятности носят спекулятивный характер. Дело в том, что, заявляя о сворачивании импорта РД-180, американские чиновники не говорят о скором выводе из эксплуатации ракеты Atlas V.

«Напротив, на ней запланированы миссии и в более поздние годы. Соответственно, потребуются и двигатели для этих ракет. Сейчас именно на Atlas V реализуется больше половины американских миссий научного и хозяйственного назначения, это надёжная и эффективная ракета. И разговоры о скором отказе от РД-180 могут быть на руку разве что тем, кто хочет по каким-то причинам вывести из эксплуатации Atlas V», — подвёл итог эксперт.

Источник

Adblock
detector