Почему сша покупает ракетные двигатели в россии

Почему американцы покупают российские двигатели РД-180?

Вновь отвечаем на вопросы читателей. Впервые в истории канала это не вопрос какого-то конкретного читателя присланный нам, а собирательный вопрос по мотивам большого количества комментариев к различным статьям на нашем канале.

Когда в комментариях начинается дискуссия по поводу американской космической программы рано или поздно появляется комментатор заявляющий что-то вроде « Да они даже двигатели делать не умеют, до сих пор наши покупают. ».

Как так получилось?

Как вообще так получилось, что на американской ракете был установлен российский двигатель? C 80-х годов основными ракетами для выведения спутников на орбиту в США были ракеты семейства Atlas, в частности Atlas-Centaur, а с начала 90-х — Atlas-I и Atlas-II. Эти ракеты основывались на межконтинентальной баллистической ракете SM-65 Atlas разработки еще 1957-го года.

В этих ракетах использовались устаревшие технические решения, которые хоть и обеспечивали превосходное соотношение массы и производительности, создавали много головной боли при эксплуатации. Поэтому в NASA хотели отправить эти ракеты на свалку и разработать новую, современную ракету «с нуля» избавившись от накопившегося «технического долга».

Разработку новой ракеты поручили компании General Dynamics (разработчику Atals I и Atlas II). Но GD сами не занимаются разработкой двигателей и эту задачу делегировали другой компании — Rocketdyne. Те запросили за разработку нового двигателя непомерные деньги и в GD начали искать альтернативу.

И тут подвернулись российские двигатели РД-180, которые как раз были разработаны в НПО Энергомаш и использовать их было намного дешевле, чем разрабатывать свои. Дело, напомню, было в первой половине 90-х. Отношения между Россией и США в пору правления Ельцина были теплыми, поэтому идея использовать российские двигатели в новой ракете большого сопротивления в НАСА и Пентагоне не вызвала.

Помимо политических реверансов, двигатель РД-180 действительно впечатлил американцев, так как по производительности на 10-15% превосходил любые аналоги использующие тот же тип топлива.

Американцы получили полную техническую документацию и право на использование и производство двигателей, но производство двигателей РД-180 в США так и не было начато. Оказалось, что покупать готовые движки у Энергомаша дешевле, чем налаживать производство у себя.

Первый запуск ракеты с РД-180 состоялся в 2000-м году, когда ракета Atlas-III вывела коммуникационный спутник Eutelsat W4 на геостационарную орбиту. Всего с 2000-го года по сегодняшний день американцами было запущено 90 ракет с РД-180, т.е. около 20% всех запусков совершенных в США с тех пор.

Со временем отношения между нашими странами испортились и в NASA вновь заговорили о том, чтобы либо отказаться от РД-180, либо начать производить их на территории США.

И действительно — доля запусков ракет с РД-180 начала стремительно сокращаться. Правда это не столько следствие ухудшения отношений между странами, сколько совпадение — Atlas V проигрывает конкуренцию Falcon-ам производства SpaceX, запуски которых просто дешевле. Так за пошлый год из 27 запусков ракет в США только на 2-х использовались российские двигатели.

В настоящее время ракеты Falcon полностью вытеснили ракету Atlas V с коммерческих запусков спутников на низкую околоземную орбиту и сильно потеснили в других сегментах. Сейчас Atlas V используется для:

  • запуска спутников ВВС США на геостационарную орбиту из-за действующего до 2021-го года контракта с ULA;
  • отправки аппаратов за пределы орбиты Земли, так с помощью Atlas V совсем недавно на Марс был отправлен марсоход Perseverance;
  • прямыми конкурентами SpaceX, которым пользоваться услугами конкурентов не с руки, так Atlas V используется компанией Boeing для запуска космического корабля Starliner.
Читайте также:  Cummins двигателя какие бывают

Помимо проигрывания конкурентной борьбы Atlas V устаревает и чисто в техническом плане и ей уже готовят замену. На смену Atlas V должна прийти ракета Vulcan-Centaur использующая новый американский двигатель BE-4, разработанный компанией Blue Origin. Первый запуск намечен на апрель 2021-го года. Она должна будет вывести на орбиту новый многоразовый космический корабль Dream Chaser.

Так могут ли американцы создать свой двигатель?

Возвращаясь к исходному посылу, который звучит во многих комментариях, говорить о том, что американцы не могут создать свой двигатель не приходится. В конце концов параллельно с ракетами на РД-180 они запускали много ракет со своими двигателями.

При этом на американских двигателях летают ракеты равных которым по грузоподъемности у нас, на данный момент, нет, к примеру: Falcon Heavy (63 тонны на НОО) и Delta IV Heavy (29 тонн на НОО), плюс не сегодня-завтра полетят находящиеся на финальных стадиях разработки SLS (130 тонн на НОО) и Starship (100 тонн на НОО).

Для сравнения у нас сейчас на ходу из аналогов только «Протон-М», который может забросить на НОО 24 тонны полезной нагрузки и «Ангара», с массой полезной нагрузки на НОО 24.5 тонны. Разумеется не только двигатель определяет грузоподъемность ракеты, но и он тоже.

Заключение

Причиной по которой американцы покупают двигатели РД-180 является то, что под них спроектирована ракета Atlas V. Это решение было обусловлено тем, что:

  • РД-180 это отличный двигатель, который на тот момент существенно превосходил все существующие аналоги;
  • Двигатель был уже готов и под него можно было спокойно делать ракету. Лицензировать готовый двигатель гораздо дешевле, чем заказывать разработку с нуля;
  • Само производство двигателей в России было также гораздо дешевле;
  • Кроме того использование готового двигателя существенно экономит время, благодаря чему разработка ракет Atlas III и Atlas V была закончена в очень короткие сроки;
  • Улучшение взаимоотношений между странами после распада СССР и политические реверансы в сторону Ельцина, который очень хотел дружить с США

Источник

Зависят ли американцы от российского двигателя РД-180 и почему его до сих пор не скопировали

Насмотревшись телевизионных передач, где выступают различные «эксперты», обыватель автоматически становится «экспертом» и спокойно засыпает с мыслями о том, как загнивающая Америка не в силах летать в космос без легендарного российского двигателя РД-180.

Есть ли в самом деле зависимость? Почему бы американцам банально не скопировать РД-180 раз они такие умные?

Ответ, как и всегда, на поверхности.

Сказочники, рассказывая о преимуществах РД-180 и об отсутствии аналогов в мире, осознанно умалчивают об американском ракетном двигателе RS-25, который был разработан для реализации программы «Спейс шаттл». Именно RS-25 был главным двигателем космического челнока.

Американцам не нужно копировать РД-180 хотя бы по той причине, что его параметры практически совпадают с параметрами RS-25.

На одну камеру сгорания на уровне земли RS-25 развивает 182 тонны тяги, а РД-180 — 187 тонн. В вакууме RS-25 дает уже 223 тонны против 203 тонн от российского двигателя. Удельный импульс RS-25 больше (452 секунды в вакууме и 366 секунд на уровне Земли), чем у хваленого РД-180 (338 секунд в вакууме и 311 секунд на уровне Земли).

Кроме этого, RS-25 в отличие от РД-180 является многоразовым ракетным двигателем: его можно включать и выключать на полную тягу, что в общем-то и делали при запусках «Спейс шаттл». РД-180 рассчитан на один запуск.

Читайте также:  Защита двигателя своими руками рено меган 2

Получается, что американцы создали аналог РД-180 до появления самого РД-180?

Именно! RS-25 начали использовать еще в 1981 году, а РД-180 появился на свет в 1999 году. Эх, американцы «скопировали» незаменимый РД-180 за 18 лет до его создания.

Справедливости ради стоит отметить, что российский РД-180 (2 камеры сгорания) является «уполовиненной» версией советского РД-170 (4 камеры сгорания), который появился на свет в 1984 году.

Почему же американцы покупают РД-180?!

Если бы ученые, инженеры и обслуживающий персонал в США работал за такие же зарплаты, как их коллеги в России, то ни о каких покупках РД-180 не шло бы речи.

Дело в том, что подготовка RS-25 к полету — дорогое мероприятие в стоимость которого заложены зарплаты специалистов.

Таким образом, стоимость одного RS-25 составляет 50-60 миллионов долларов, а цена на РД-180 не превышает 15 миллионов долларов. Американцы — капиталисты, бизнесмены и они совершают покупки, которые ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫ ДЛЯ НИХ.

РД-180 — дешевый и качественный аналог RS-25, который американцы скупали в огромном количестве за бесценок. Согласно первому контракту, Россия передала США 101 двигатель РД-180, получив за это около миллиарда долларов.

Американцы прекрасно сэкономили и, что очень забавно, неоднократно запускали военные спутники, используя эти двигатели.

Почему же Россия не использует чудесный РД-180 для собственных нужд? Об этом подробно в нашей другой СТАТЬЕ .

Источник

Почему США покупают российские ракетные двигатели

Несколько экспедиций на Луну, многочисленные запуски спутников Земли и огромное число межпланетных зондов — все это позволило США стать лидером в космической отрасли. Многие достижения остались во времена «холодной войны», а сейчас американцы скорее движутся по инерции.

Прорывных технологий не появляется, на Марс так не слетали, а ракетные двигатели покупаются у России. Последний пункт особо беспокоит Конгресс США, который активно ищет замену русским технологиям. Как же так получилось, что американцы начали закупать наши двигатели?

Где наследие «Аполлонов»?

Многие скептики задаются вопросом: «Если американцы летали на Луну, то где все их ракеты и технологии?». Вероятно, такие люди считают, что сложную технику можно собрать как конструктор за пару часов. На деле же строить ракетные двигатель крайне дорого и долго.

Сатурн 5, отправлявший астронавтов на Луну в миссии «Аполлон», уже давно не работает и едва ли включался после окончания 17 экспедиции (1972 год). Те экземпляры, которые были, сейчас растащили по музеям и частным коллекциям . Возможно, инженеры США посчитали Сатурн-5 слишком плохим для будущих космических запусков и отказались от дальнейшего его развития.

Другой причиной можно считать дороговизну Сатурн-5. По тем же причинам были свернуты все «Аполлоны», начиная с 18-го. Держать в строю такую технику — непозволительная расточительность американцев.

На помощь пришли русские

«Новой» России от советского наследия осталось много разной техники, которую надо было как-то использовать. В 90-х годах на основе РД-170 в НПО «Энергомаш» был создан двигатель РД-180. Позже право на применение разработки купила американская компания General Dynamics. В последствии РД-180 использовался для пуска ракет «Атлас-3» и «Атлас-5». По оценке на 2010 год, цена одного российского двигателя составляет $9 миллионов .

Текущий договор на поставку РД-180 истекает в 2020 году. По информации авторитетного издания The Wall Street Journal , соглашение продлят еще на 5 лет. Где же используют российскую разработку? Двигатель имел огромное значение в таких важнейших космических программах, как: «Новые горизонты», InSight, LRO и многие другие.

Поиск альтернатив

Примечательно, что США обладают не только РД-180, но и его технической документацией. Чисто теоретически, Штаты могут построить его у себя, но до сих пор не сделали этого. Некоторые военные эксперты убеждены в том, что для построения аналога РД-180 требуются не только чертежи, но еще особые тонкости и специалисты.

Читайте также:  Троит двигатель как проверить свечи

Впрочем, поиск альтернатив российскому двигателю Штаты начали активно искать лишь в 2014 году из-за геополитического кризиса между странами. Сначала Джон Маккейн запретил закупку РД-180 , но позже поставки возобновились. Сделано это было отчасти из-за провальных испытаний ракеты Antares, которая, кстати, базировалась на старом советском двигателе HK-33.

Срок лицензионного соглашения с Россией истекает в 2030 году и к тому времени США захотят сделать аналог. Лидером в разработке нового двигателя является компания Джеффа Безоса. Их детище BE-4 показывает значительные успехи и, что важно, работает на метане.

Не остался в стороне и Илон Маск, предложивший в 2020 году запустить военный спутник AFSPC-52. Предприниматель сделает это при помощи своей фирменной ракеты Falcon Heavy, которая уже совершила успешный вылет. В ней используются собственные двигатели под названием Merlin. Они хоть и хороши, но уступают РД-180.

Несмотря на активное введение санкций против России, США предусмотрительно обходят космическую отрасль. По этому поводу уже родилось много шуток про запуск ракет в космос на батутах. Действительно, Штаты пока сильно зависят от российских поставок, поэтому вынуждены сотрудничать. Но в скором времени все может измениться и NASA с Пентагоном смогут работать автономно от России.

Источник

В США объяснили закупку космических двигателей у России

Глава компании United Launch Alliance (подрядчик NASA) Тори Бруно объяснил, почему для запусков ракет семейства Atlas на протяжении многих лет используются российские двигатели РД-180. Об этом президент ULA рассказал в Twitter, отвечая на соответствующий вопрос от подписчика.

«Правительство США попросило нас купить их в конце холодной войны, чтобы российские ученые-ракетчики не оказались в Северной Корее и Иране», — написал он.

Двигатели РД-180 были разработаны НПО «Энергомаш» (предприятие «Роскосмоса») в середине 1990-х годов на базе советского РД-170, который был мощнейшим ракетным двигателем в мире и использовался на сверхтяжелой ракете-носителе «Энергия». РД-180 поставляются на экспорт в США, где их используют в запусках ракет семейства Atlas. Соглашение о поставках двигателей РД-180 американцам было заключено в 1997 году. По данным «Энергомаша», всего в Штаты было отправлено 119 двигателей, при этом выполнено 89 полетов на ракетах Atlas.

В 2014 году РД-180 попали под санкции США — в апреле американский суд по федеральным искам запретил United Launch Alliance использовать эти двигатели. ULA было запрещено «производить какие-либо покупки или платежи с НПО «Энергомаш». Однако уже в мае того же года Вашингтон отменил запрет. В 2016 году конгресс пытался отказаться от использования РД-180 с 2019 года, однако из-за отсутствия аналогов прекратить закупки российских двигателей не получилось.

В американских СМИ регулярно появляются сообщения о том, что Вашингтон пытается ускорить процесс замены РД-180, однако создать конкурентный двигатель, который мог бы заменить его в ближайшие годы, американским разработчикам пока не удалось.

В апреле прошлого года Тори Бруно на полях 35-го симпозиума по космосу в Колорадо-Спрингс заявил, что качество российских ракетных двигателей РД-180 находится на высоком уровне и у США никогда не было никаких вопросов с поставками. Тогда он сообщил, что запас этих двигателей на складах ULA покрывает потребности примерно на два года вперед. При этом президент компании затруднился ответить на вопрос, будет ли она закупать РД-180 после 2022 года (Минобороны США настаивает на том, чтобы покупка российских двигателей прекратилась именно в этом году). До этого времени, как указал Бруно, для обеспечения национальной безопасности было разрешено закупить 18 двигателей. Глава консорциума уточнил, что в 2022 году необходимо прекратить закупки, а использовать двигатели в дальнейшем будет можно.

Источник