Почему плавают обороты холостого хода инжекторного двигателя

Всё о холостых оборотах: плавание, зависание и т.д.

Плавающие холостые — это как повышенная температура у человека. То есть, является симптомом, а не болезнью как таковой. И рано или поздно сталкиваются с ним почти все автовладельцы. А так как вопрос поднимается на форумах с завидной частотой, то я решил несколько систематизировать «симптоматику» и пояснить, какое поведение стрелки тахометра с чем связано. Итак.

Пожалуй, лидирующие позиции занимает вопрос «почему на холодную обороты всегда повышены и плавно опускаются к норме спустя минуту-другую» . И здесь сразу спешу успокоить: никакой аномалии нет. Такой алгоритм поведения холостого хода связан с необходимостью прогрева катализатора и заложен в электронный блок управления двигателя изначально. Дело в том, что нейтралитический катализатор, устройство и назначение которого мы уже подробно разбирали ранее , начинает эффективно работать только при определённой температуре. Очевидно, что при холодном старте двигателя эта температура ещё не достигнута, и компьютер пытается как можно скорее на неё выйти — дабы не было а-та-та от «зелёных», и катализатор начал очищать выхлоп быстрее. Кстати, при этом могут наблюдаться подтраивания, потрясывания и акустические перебои в работе мотора. Это тоже нормально и проходит через несколько десятков секунд. В момент прогрева форсунки впрыскивают в цилиндры дополнительные порции бензина, из-за чего стехиометрический состав топливовоздушной смеси нарушается, зато повышается температура выхлопных газов. Которые и греют катализатор.

Ну а второй по списку идёт проблема плавания оборотов холостого хода (ХХ) . Вообще, на стабильность оборотов (неважно, в каком диапазоне) влияет куча факторов. И чем сложнее двигатель, тем труднее определить проблему без подключения сканера. Но всё же, основные причины нестабильных ХХ я перечислю.

Устал регулятор холостого хода (РХХ). Ещё его называют клапан холостого хода, но суть одна. Это небольшой «краник» с электроприводом, который регулируется тем же ЭБУ двигателя. Краник этот дозирует количество воздуха, которое попадает в цилиндры во время работы на холостых. Когда он изнашивается (или отказывает совсем), объём попадающего воздуха в двигатель не соответствует расчётному. Соответственно, «мозг» начинает корректировать смесь только количеством топлива, что неправильно и вызывает подобные пульсации оборотов.

Кстати, фактор неисправности РХХ — это отличный повод понять зачем он нужен вообще. Если у кого-то возникал такой вопрос, разумеется. 🙂 Ведь казалось бы, если газ отпущен — то значит, дроссельная заслонка полностью закрыта! Как же тогда воздух попадает в мотор, чтобы он не глох. Вот через «обход» в виде РХХ и попадает, а электромотор дозирует его количество в зависимости от температуры воздуха, двигателя и других факторов. Есть и альтернативный вариант — когда в дроссельной заслонке есть специальное отверстие для холостых оборотов. Но об этом ниже.

Подсосы воздуха во впуск. Слышали о таком, правда? Жаль, не все объясняют в чём суть. А суть в том, что как уже говорилось выше, количество воздуха и топлива в каждом режиме работы мотора должно строго соответствовать определённой пропорции. И когда появляется незапланированная «дыра» (например, треснул патрубок на впускной коллектор) — то воздуха начинает подмешиваться больше. Контроллер в свою очередь пытается его компенсировать бОльшим количеством подаваемого топлива — обороты повышаются. Но так как нагрузки на двигатель нет, а машина стоит — то ЭБУ снова уменьшает количество топлива. А «дыра»-то никуда не исчезла! Воздуха по прежнему входит больше чем нужно. И история повторяется по-кругу.

Читайте также:  Рассчитать естественную механическую характеристику асинхронного двигателя

Неисправный датчик массового расхода воздуха даёт похожую на вышеописанные подсосы симптоматику. Разница лишь в том, что при подсосах воздуха поступает больше по факту, а при неисправности ДМРВ — компьютер лишь «думает», что его больше, опираясь на ложные показания. Второй вариант — неисправный датчик абсолютного давления во впуске. Он же ДАД, он же MAP-сенсор ( manifold absolute pressure ). Принцип работы другой (измеряется не объём воздуха, а его давление во впускном коллекторе), но эффект может давать такой же.

Забитая вентиляция картерных газов . Здесь рекомендую сначала ознакомиться с данной статьёй , где я подробно описывал что это такое и зачем нужно. В нашем же случае суть в том, что забитая система ВКГ также влияет на неправильное смесеобразование. Так как воздух из неё тоже поступает во впуск и компьютер на него «рассчитывает» при дозировании впрыскиваемого топлива. Кстати, из-за этого может ещё и нехило подъедать масло. Об этом тоже в статье по ссылке выше.

Проблемы с дроссельным узлом . Возможно как некорректное положение заслонки на холостом ходу (смотреть датчик положения — ДПДЗ), так и её физический износ. Со вторым бороться практически невозможно, ибо ничто не вечно под Луной. А вот поломать шаловливыми ручонками то, что вполне замечательно работало до вас — это запросто. Нужно лишь «профилактически» полезть в дроссельный узел и. начисто убрать всю грязь и нагар. Почему после такого «наведения красоты» вы практически гарантированно получаете геморрой на пустом месте — подробно сказано здесь .

Пожалуй, это основные причины нестабильных оборотов холостого хода. Разумеется, я не стал отвлекаться на такие очевидные моменты как грязные свечи зажигания , давным-давно забитые топливные форсунки или в принципе полумёртвый двигатель, который давно при смерти по всем статьям. Что же касается списка перечисленных причин, то указанные в тексте ссылки помогут вам понять устройство как отдельных систем автомобиля, так и самостоятельно решить некоторые из озвученных сегодня проблем. Дерзайте! 🙂

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем ровных оборотов и исправных датчиков!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!

Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали 🙂

Источник

Почему плавают обороты двигателя?

Дергается стрелка тахометра, а мотор синхронно подвывает? В таких случаях говорят о плавающих оборотах. Выясним, что заставляет мотор вести себя подобным образом.

Множество датчиков и контроллеров — это, конечно, современно. Но чем сложнее автомобиль, тем больше причин для его нестабильного поведения. Это в старом фильме «Трактористы» демобилизованный Клим Ярко в исполнении Николая Крючкова легко определил на слух все неисправности трактора. А сегодня, скорее всего, потребуется диагностическое оборудование . Тем не менее определить, в каком направлении «копать» в поисках причины неисправности, тоже как-то нужно. Сумеете самостоятельно обнаружить проблемный узел или систему, тогда у нечестного сервисмена будет куда меньше шансов запудрить вам мозги и обмануть. Что ж, попробуем перечислить самые частые причины плавания частоты вращения двигателя.

  • подсасывание атмосферного воздуха во впускной системе (неплотные соединения, трещина во впускном трубопроводе и др.);
  • изношенные или загрязненные форсунки;
  • неисправен ЭБУ (электронный блок управления двигателя);
Читайте также:  Не заводиться двигатель после замены бензонасоса

Все вышеперечисленные дефекты — как простейшие, так и посложнее — вполне могут привести к одному и тому же внешнему эффекту: частота оборотов двигателя может начать плавать. Что до самостоятельного устранения неприятности, то многое зависит от вашей подготовленности. Скажем, с топливом сможет разобраться, пожалуй, всякий. Если грешите на плохой бензин, то после очередной заправки хорошим топливом неисправность исчезнет или станет проявляться менее ярко. А вот остальные заботы при отсутствии навыков и опыта придется перекладывать на СТО. Даже поменять свечи на большинстве машин сегодня тяжеловато — что уж говорить о замене прокладки головки блока цилиндров?

Какие из неисправностей , порождающих плавание оборотов, мы упустили? Ждем ваших сообщений.

Материал подготовили: Ревин Алексей и Колодочкин Михаил.

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями в социальных сетях!

Источник

Плавают обороты на холостом ходу: причины и рекомендации по устранению

Многие водители сталкиваются с такой проблемой и не всегда знают её причины. Плавают обороты на холостом ходу — стрелка тахометра дёргается, показывая то низкие то высокие обороты, а силовая установка синхронно подвывает. Если вы наблюдаете такое поведение двигателя, то, скорее всего, возникает интерес, по какой причине это произошло и как бороться с неисправностью. Современные автомобили имеют довольно сложное устройство, поэтому за устранением неисправности лучше обратиться в сервис, а вот о причинах мы подробно расскажем.

Почему плавают обороты на холостом ходу

Предлагаем перечень возможных проблем, чтобы автовладелец имел возможность определиться в каком направлении искать неисправность и самостоятельно выявить проблемный узел. Такие знания необходимы не столько для самостоятельной починки транспортного средства, сколько для понимания сути. В таком случае в сервисе будет меньше шансов навязать водителю ненужные услуги.

Самые частые причины можно условно разделить на простые и сложные. Первые диагностируются довольно быстро и исправляются без особых затрат и затруднений. К ним относятся:

  • лишний воздух во впускной системе (подсасывание), он появляется при неплотном соединении, трещинах в трубопроводе и так далее;
  • загрязнение форсунок, а также их изнашивание;
  • неисправность проводов;
  • зазоры или нагар на свечах зажигания и другие их дефекты;
  • недостаточное давление топлива, этот становится следствием неисправности бензонасоса, загрязнения фильтров;
  • плохое топливо, присутствие воды в бензине, как правило, смена заправочной станции решает проблему полностью;
  • снижение компрессии в цилиндрах, эта проблема более серьёзная и требует немедленной починки. Чтобы не усугублять ситуацию;
  • отсутствие герметичности в системе вентиляции картерных газов.

Есть и более сложные причины, которые не всегда удаётся диагностировать на глаз и с первого раза. К ним следует отнести:

  • некорректная работа электронного блока управления;
  • неисправности датчиков положения дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, абсолютного давления и температуры воздуха на впуске;
  • загрязнение датчика массового расхода воздуха или его полный выход из строя;
  • проблемы с датчиком положения коленвала или распределительного вала;
  • катушка зажигания не в порядке;
  • фазы газораспределения нарушены;
  • при условии механического привода, дроссельная заслонка может заедать;
  • неисправны регулятор давления топлива, гидрокомпенсатры или датчики концентрации кислорода.

Всё вышеперечисленное гарантировано приведёт к частой смене оборотов двигателя. В целом, автовладелец с уверенными навыками автомеханика справится с проблемами самостоятельно, как это сделать читайте дальше. Всем остальным настоятельно советуем обратиться к специалисту, если у вас плавают обороты на холостом ходу .

Так же не лишним в данной ситуации будет самостоятельная диагностика с помощью ODB-2 сканера.

сканер корейской разработки Scan Tool Pro Black Edition

Читайте также:  Работа двигателя мерседес 814

Устройство поможет более точно выявить неисправный элемент, после чего осмотр следует начать именно с него. Особенностью Scan Tool Pro является диагностика не только двигателя, но и других агрегатов автомобиля (ABS\SRS\ESP\коробки передач\трансмиссии и т.д.). Сканер имеет русифицированное ПО (расшифровка всех имеющихся ошибок на русском языке), достаточно прост в эксплуатации и работает без потерь связи с любыми устройствами на базе ios, android, windows.

Скачки оборотов мотора: как исправить

Теперь давайте поговорим о том, что может предпринять подкованный в автомеханике владелец транспортного средства.

Подсос воздуха

Как мы уже упоминали выше, это явление наблюдается при условии плохой герметизации. Её то и нужно проверить в первую очередь. Можно снимать по отдельности каждый шланг магистрали подачи воздуха к впускному коллектору и продувать его. Чтобы упростить задачу можно обработать шланги WD-40. На месте испарения состава будет трещина. Шланг лучше заменить.

Регулятор холостого хода

Состояние этого прибора измеряется мультиметром. Необходимо снять показания сопротивления, если они в пределах от 40 до 80 Ом, то требуется замена.

Клапан вентиляции картера

Он имеет свойства загрязняться со временем и оказывать влияние на число оборотов двигателя. Чтобы прочистить клапан, необходимо разобрать масляный картер и извлечь его. Промывка в керосине избавит от масляного шлама. После процедуры необходимо просушить запчасть и установить обратно.

Замена ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха очень деликатный и в случае поломки ремонту не подлежит. Его можно только заменить.

Дроссельная заслонка

Этот случай характерен для механического привода заслонки. Если она заедает, то для того чтобы исправить ситуацию её нужно извлечь и промыть, а затем установить обратно, выставив правильное положение. Есть вариант промывки без демонтажа. Для очистки используется специальный аэрозоль, который можно найти в любом магазине автозапчастей.

Регулировка холостого хода двигателя

Это стоит делать только в том случае, если вы точно уверены в своих силах. Сотрудникам автосервисов нередко приходится исправлять результат действий неопытного наладчика. Процесс выполняется при помощи отвертки, ей регулируются винты количества и качества оборотов.

Электромагнитный клапан карбюратора

Если эта часть установки неисправна, то двигатель может работать только на подсосе воздуха. Ремонту не подлежит, только замена.

Жиклёр холостого хода

Водители с большим стажем могут сказать, что чистка этой детали очень трудоёмкий процесс. Утверждение давно потеряло свою актуальность, сегодня не требуется извлекать жиклёр для того, чтобы привести его в порядок. В него вливается специальное чистящее средство и оставляется на несколько минут. Затем жидкость сливается, а остатки грязи выдуваются напором воздуха.

Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Эта процедура также выполняется специальным чистящим составом. Его просто распыляют на горловину топливного бака перед его заправкой. Других действий не требуется.

Теперь вы знаете почему плавают обороты на холостом ходу и как можно исправить ситуацию. Но хотим повторить ещё раз, при возникновении такого явления, не затягивайте и обязательно обратитесь в СТО. Это позволит решить проблему на ранней стадии и не усугубить ситуацию, последнее может повлечь значительное увеличение стоимости ремонта. Если остались вопросы, пишите их в комментариях. Делитесь статьёй и оставайтесь с нами.

Автор и администратор данного сайта. Автолюбитель, стаж вождения с 2008 года. Интересуюсь всем, что связано с автомобилями.

Источник

Adblock
detector