От чего взрывается двигатель самолета

Взорвался двигатель: подробности аварийной посадки Ан-124 в Новосибирске

Сажать борт пришлось практически вслепую — без приборов, команд диспетчера и тормозов

Следственный комитет России возбудил уголовное дело после аварийной посадки самолета Ан-124 «Руслан». ЧП произошло в пятницу утром в Новосибирске — сразу после вылета двигатель самолета взорвался и разлетелся на куски, полностью обесточив воздушное судно.

Огромный белый самолет — на подозрительно низкой высоте. Происшествие в воздухе моментально привлекает внимание водителей на трассе вблизи аэропорта Толмачёво. Сотрудники воздушной гавани с тревогой следят за траекторией движения «Руслана».

Крен на одну сторону сохраняется, даже когда диспетчер дает команду об экстренной посадке. В последний момент пилот выравнивает крылья 180-тонной машины. И точно заходит на полосу. Но полосы для аварийного торможения не хватает и Ан-124 выкатывается на 200 метров в поле. Возгорания нет, пострадавших тоже.

Начиналось все штатно. Около полудня по местному времени тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан» компании «Волга-Днепр» взлетел из новосибирского аэропорта и взял курс на столицу Австрии. На борту находились 14 членов экипажа, пассажиров и груза не было. Менее чем через десять минут на высоте 300 метров произошёл хлопок — взорвался двигатель. Разлетевшиеся части перебили проводку и обесточили самолёт. Один из обломков рухнул вниз, пробив крышу склада магазина. Командир борта принял решение об экстренной посадке. Она проходила практически вслепую, без приборов, реверса и тормозов. Во время приземления оказалась повреждена пневматика, левая стойка шасси подломилась. Прибывшие к месту ЧП экстренные службы застали самолет лежащим на фюзеляже, возле крыла – огромная трещина.

Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». В первые минуты после происшествия другие самолеты, летевшие в Новосибирск, были перенаправлены в Кемерово и Барнаул. Спустя два часа работа аэропорта Толмачево была полностью восстановлена.

Источник

Отказ двигателей в полете — насколько это опасно?

Сразу оговоримся, рассматривать ситуацию будем для пассажирских турбореактивных самолетов, в качестве «подопытного» возьмем Airbus А320.

Давайте начнем с того, что разберемся — зачем вообще нужны двигатели. Самое очевидное — двигатели создают тягу и именно за счет этой тяги самолет может набирать и поддерживать скорость, а скорость — это подъемная сила. Но это не все! Мы же помним, что а320 это летающий компьютер? А компьютеру для работы нужно электричество — двигателях установлены генераторы обеспечивающие потребности в нем всех систем самолета. Но и это не все — на каждом двигателе есть насосы гидросистем, создающее в них необходимое давление. Все управляющие поверхности, механизация крыла, уборка и выпуск шасси управляются гидравликой.

Почему вообще могут отказать двигатели:

1. Внутренние дефекты. Причина крайне маловероятная — конструкция очень продумана и надежна, а также (в случае CFM56) доведена практически до совершенства за многолетнюю историю эксплуатации (к сожалению, это не относится к двигателям а320NEO — там установлены абсолютно новые двигатели и пока еще встречаются «детские болезни»). Кроме того, современные технологии производства и контроля качества сводят риск дефектов практически до нуля. В любом случае, вряд ли по этой причине откажут оба двигателя одновременно, а полет с одним отказавшим двигателем проблемой не является — самолет даже может набирать высоту.

2. Механические повреждения. Например попадание птиц или любых других посторонних предметов или удар о поверхность ВПП. Самые известные случаи — посадки на Гудзон и в кукурузу, катастрофа в Карачи.

Читайте также:  Где находится датчик температуры двигателя на шниве

3. — Дедушка, дедушка, а правда, что ты в войну 5 самолетов сбил?

— Ну видишь ли, внучек. Не то, чтобы прям сбил. Скажем так — недозаправил.

Третья причина — отсутствие топлива. И это самый неприятный случай — нет даже шанса на повторный запуск. Но такого на А320 не произошло ни разу! А самый известный случай такого рода — планер Гимли.

4. Помпаж, самозатухание. Это может произойти, например при сваливании самолета или в мощной турбуленции — поток воздуха входит в двигатель неправильно, масса воздуха (а он нужен для горения керосина) не соответствует расчетной — газодинамическая устойчивость нарушается. Для минимизации риска отказа при входе в зону с опасными метеоявлениями пилоты включают зажигание в постоянном режиме (а обычно после запуска оно отключается — процесс горения топлива в турбореактивном двигателе непрерывен, в нем нет надобности). Правда в случае подобных отказов есть шанс запустить двигатель заново.

5. Пожар. Пожар двигателя явление само по себе опасное, однако шанс что загорятся сразу оба стремится к нулю. В случае чего — на каждом двигателе установлены две очереди пожаротушения — обычно хватает.

Так что же случится, если откажут оба двигателя, например при полете на эшелоне?

1. Пропадет тяга. Но на большой высоте это не так страшно, все пилоты знают — есть высота, будет и скорость. В конце концов, летают же планеры вообще без двигателей. Так и самолет — просто превратится в планер.

2. Откажут генераторы установленные на двигателях. В этом случае самолет перейдет на питание от аккумуляторов (только основные системы), а через несколько секунд вывалится RAT (ram air turbine — турбина набегающего потока) — аварийная турбина, создающая давление в одной из гидросистем самолета, от которой в свою очередь приводится аварийный генератор.

3. Откажут гидросистемы. Точнее одна из трех. Вторая будет худо-бедно работать от электродвигателя, в третью давление подаст RAT.

4. Закон управления полетом перейдет в Alternate law .

То есть оснований «падать камнем на землю» нет никаких. К тому же, через 45 секунд можно запустить APU (ВСУ — вспомогательная силовая установка) — электропитание воостановится от ее генератора.

Ну ладно, APU мы запустили, работу систем восстановили (не в полном объеме) дальше нужно искать где сесть. Есть такое понятие «аэродинамическое качество самолета», если грубо, то это отношение пройденного пути к потерянной высоте (нас интересует именно это при полете без двигателей). У самолета А320 оно равно примерно 15 (у всех пассажирских самолетов примерно столько же), то есть с высоты в 1 км можно спланировать на 15 км. Мы летаем на высоте 10 км и больше, то есть можно пролететь примерно 120-130 километров, с учетом потерь на меневрирование и выпущенные перед посадкой механизацию крыла и шасси. Есть правда еще один нюанс — максимальному качеству соответствует определенная скорость и при полете с неверно выбранной скоростью дальность планирования существенно снижается. Но наш А320 сам умеет рассчитывать оптимальную скорость и подсказывать ее пилотам -она называется GREEN DOT SPEED (скорость зеленой точки) — на шкале указателя скорости есть зеленая точка, подсказывающая нам эту скорость. Если по каким-то причинам Green Dot Speed не отображается — на борту есть QRH (quick reference book — оперативный справочник) в котором есть таблицы. Насколько это много — 120 километров? Достаточно для того, чтобы при полетах над Европой посадку можно было произвести на аэродроме. Над Сибирью — сложнее, пригодных аэродромов мало, тут как повезет. Но что же делать, если аэродромов поблизости не оказалось? Вариантов нет — садиться где получится . Практика показывает, что шанс посадить А320 в поле или на воду — очень высок (речь о посадке без жертв). А уж рек и в Сибири хватает. Впрочем шанс что откажут два двигателя одновременно — крайне мал.

Читайте также:  Чип тюнинг двигателя мерседес е200 2016

Намного хуже, если отказ произойдет, например, при взлете (а взлет — это самый тяжелый для двигателей режим). Проблема в том, что нет запаса времени для подготовки к посадке и высоты для спокойного возврата на аэродром вылета. Но шанс что повезет очень и очень велик — отказ двигателя на взлете — самый любимый сценарий на тренажерах и экипажи справляются.

Как видим, не все так страшно. Кстати, вы заметили, что я пишу только об одновременном отказе обоих двигателей? Дело в том, что одного двигателя вполне достаточно для того чтобы взлететь, а уж тем более снизиться и приземлиться. Отказ одного двигателя на разбеге (при достижении определенной скорости) даже не является причиной для прекращения взлета. Вот так вот — летайте с удовольствием, а не со страхом!

Источник

Эксперты назвали версию взрыва двигателя самолета «Когалымавиа» неубедительной

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 ноября. Эксперты считают «неубедительной» версию о том, что у самолета авиакомпании «Когалымавиа» рейса 9268 взорвался двигатель.

По словам специалистов, конструкция двигателя такова, что сравнительно небольшое количество топливно-воздушной смеси не может «обеспечить» мощный взрыв, способный привести к разрушению фюзеляжа самолета. Если данные параметрического бортового самописца действительно указывают на проблемы с двигателем, то речь скорее должна идти о его разрушении, сообщает «Коммерсант».

Когда происходит нелокализованное разрушение турбины, оторвавшиеся от нее лопатки вылетают наружу и на огромной скорости, двигаясь в одной плоскости, режут крыло и фюзеляж подобно диску пилы-болгарки. В результате происходит взрывная разгерметизация фюзеляжа, и самолет полностью разрушается. Это объясняет почему бортовые самописцы не зафиксировали обращений пилотов к наземным службам перед аварией — взрывная разгерметизация происходит настолько быстро, что они бы не успели ничего предпринять.

О том, что к катастрофе российского пассажирского самолета в Египте привел взрыв в двигателе, сообщил египетскому порталу Al-Masry Al-Youm источник в следственной комиссии, знакомый с расшифровкой информации с черных ящиков. При этом следователи все еще допускают версию теракта, отметил источник издания. Причина взрыва — дефект двигателя или детонация бомбы — станет известна после того, как будет проведен анализ частиц, найденных на телах жертв и на обломках аэробуса.

Крупнейшая катастрофа в истории советской и российской авиации произошла 31 октября: лайнер Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа», который летел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.

Подробнее о том, что могло привести к трагедии, и о состоянии российской авиации читайте здесь.

Источник

Причины падения самолета ведущего НТВ Александра Колтового: неполадки с двигателем

К этой версии склоняются его друзья-пилоты, «судя по дыму»

В субботу не стало ведущего НТВ Александра Колтового. Мужчина разбился при пилотировании легкомоторного самолета. А авиакатастрофе погибла спутница телеведущего Наталья.

Знакомая Колтового Юлия Крылова, пилот аэродрома «Орешково», рассказала детали проишествия и пояснила ситуацию с личной жизнью телеведущего.

— Нас с Сашей связывала авиация, — начала разговор Юлия. — Он буквально влюбился в наш аэродром «Орешково», в нашу компанию. Постоянно прилетал к нам, снимал фильм про нас, катался на реактивном самолёте. Иногда просто приезжал, чтобы пожарить нам мясо, посидеть за столом. Мы будто его отдушиной были. Казалось, что он заряжался в этой обстановке. Когда он стал вести программу «ДНК» и работать с Лерой Кудрявцевой, я думала, он будет появляться у нас реже. Но нет, это никак на Сашу не повлияло. Последний раз мы виделись в Москве в лётном баре «Крылья» на встрече со «Стрижами». Мы с супругом организовывали

Читайте также:  Ca4ga5 двигатель с чего

мероприятие, Саша и тут нас поддержал. А неделю назад я была в Мячково, слушала по рации Сашин голос. Он летал. Я не стала ему звонить, отвлекать. Как обычно, думала, успеем ещё увидеться.

— Александр был профессиональным пилотом?

— Саша хорошо летал. После его гибели мы списывались с его инструктором. Тот сказал, что вопросов, будто Колтовой с чем-то не справился, не могло возникнуть. Саша столько раз отрабатывал посадку с выключенным двигателем, штопор, другие манипуляции, что в его профессионализме никаких сомнений нет.

— Что могло случиться?

— Пока по обрывкам видео рано делать выводы. Но если появился дым, то ситуация была стрессовая. Здесь сложно любому человеку, даже профессионалу, справиться.

— Говорят, что загорелся двигатель?

— Судя по дыму, похоже на то. Возникли неполадки с двигателем. Слышала из прессы, что Саша доложил диспетчеру обстановку, подал сигнал бедствия. Значит, он действовал осознанно, подготовленно, как положено в этой ситуации.

— У него не было шансов выжить, потому что слишком низко летел?

— Думаю, что снижение произошло в результате неполадок самолета.

— Не было шансов выжить?

— Шанс есть всегда. Но важен человеческий фактор. У пилота мало времени сориентироваться. Как говорят инструктора, ситуация бывает опасной, аварийной и катастрофической. Из первых двух выход есть, из третей нет. Переход из первой стадии во вторую и в третью занял доли секунды.

— Он хорошо знал самолёт, на котором разбился?

— Я Сашу видела только на этом самолете, даже думала, он в его собственности. Но из прессы узнала, что владелец самолета другой человек. Значит, там были какие-то договорные отношения.

— Он только на этом самолете летал?

— Да, я Сашу только на этом видела. Он его знал, как свои пять пальцев. Ещё пресса упорно пишет, что это был самолёт «Цессна». Это не так. Саша разбился на «Пайпере».

— Колтовой заканчивал лётную школу?

— Да, конечно. Может, общий стаж у него был не такой большой, но летал он часто. Не только по выходным или во время отпуска, как многие любители. Я как только не приеду в Мячково, он всегда там.

— Если говорить о личной жизни Александра, он был женат?

— Насколько знаю, он развёлся. В том самолете он находился с другой девушкой. Я ее лично не знаю. Саша к нам всегда один прилетал. Вероятно, первый раз решил полетать с этой девушкой.

— Они давно встречались?

— Не так давно. Но если они вместе летели в Рыбинск, значит, Саша готов был вывести в свет свою избранницу.

— Зачем они летели в Рыбинск?

— В Рыбинске часто проходят встречи пилотов, это популярное место. Возможно, Саша не был там раньше, хотел посмотреть. Пилоту всегда интересно открывать для себя новые аэродромы.

— Часто он брал друзей полетать вместе?

— К нам в Орешково он всегда один прилетал. Но я слышала, что иногда он брал с собой друзей.

— Пишут, что у Александра осталась дочь? Он рассказывал про семью?

— Мы много общались, встречались. Но о личной жизни он особо не распространялся. Нас настолько увлекала авиационная среда, что когда мы встречались, то отключали головы и говорили только о самолетах. Саша, когда приезжал к нам, мог просто гулять по аэродрому, смотреть на наши полёты.

— Ваши коллеги выдвигают какие-то версии случившегося?

— Никто никаких версий пока никто не выдвигает, слишком мало информации.

Источник

Adblock
detector