Типичные неисправности дизельных двигателей: на что обращать внимание?
Дизельные двигатели сегодня пользуются все большей популярностью у автолюбителей. Это объясняется отличными эксплуатационными характеристиками таких силовых агрегатов, надежностью, хорошей мощностью и топливной экономичностью таких моторов. Однако дизельные двигатели не лишены определенных недостатков, именно об их распространённых поломках мы и поговорим в этой статье.
Конструктивные особенности дизелей
В прошлом дизельные двигатели не отличались хорошей мощностью, такой автомобиль можно было узнать по характерному тракторному рокоту. Неудивительно, что такие машины не пользовались спросом у покупателей. Однако с наступлением турбоэры ситуация существенно изменилась. Современные дизельные двигатели по своим показателям мощности даже превосходят бензиновые моторы, при этом они отличаются топливной экономичностью, а в отдельных случаях даже надежнее своих бензиновых собратьев.
Их отличные эксплуатационные характеристики достигаются за счет использования сложной системы подачи и распределения топлива, высокой степени сжатия, а также наличия одной или нескольких турбин. Такая конструктивная сложность и огромные нагрузки в процессе эксплуатации авто могут привести к различного рода поломкам автомобиля. Также требуется применять аккумулятор повышенной мощности, который из-за повышенной нагрузки не может похвастаться должной надежностью, требуя замены каждые 3-5 лет.
Частой причиной поломок таких дизельных двигателей является использование не слишком качественного топлива, из-за чего загрязняются форсунки, а вся топливная система требует очистки или дорогостоящей замены. Также нужно помнить о том, что солярка имеет более высокую температуру замерзания, поэтому перед наступлением холодов необходимо начинать заправляться специальным зимним или арктическим топливом. Если по какой-либо причине автовладелец пренебрегает необходимостью использовать такое топливо, это приводит к повреждению бензобака и всей топливной магистрали.
Типичные поломки дизелей
Из распространённых поломок дизельных двигателей, которые вызваны неправильной эксплуатацией автомобиля или же повышенными нагрузками на машину, выделяют следующие неисправности:
1) проблемы с охлаждением мотора;
3) эрозия форсуночных узлов;
4) повышенные вибрации двигателя;
5) снижение компрессии;
6) неустойчивая работа холостого хода;
7) падение мощности;
8) увеличение расхода топлива.
При появлении симптомов таких неисправностей следует сразу же обращаться в специализированные сервисы, выполнять грамотный ремонт автомобиля. Дизельные двигатели отличаются критичностью к качеству сервиса, причём из-за особенностей конструкции и используемого топлива масло требуется менять тут куда чаще, чем на бензиновых автомобилях.
Доверять ремонт дизельного двигателя можно исключительно специалистам, которые имеют хороший опыт работы, специализируясь на тех или иных марках автомобилей. Только в этом случае можно гарантировать отсутствие каких-либо проблем при эксплуатации дизельного двигателя, а автовладелец не рискует критическими поломками мотора.
Подведём итоги
Дизельные двигатели могут в процессе эксплуатации ломаться, требуя квалифицированного ремонта. По причине сложности конструкции и существенных нагрузок на мотор во время эксплуатации авто часто из строя выходят форсунки и вся топливная система или турбина, также появляются проблемы с маслом, которое из-за большого содержания серы в солярке быстро теряет свои эксплуатационные характеристики.
На дизельных моторах следует чаще менять масло, такие двигатели имеют проблемы с системой впрыска, также требуется регулярно менять вышедший из строя аккумулятор.
Турбо дизель возможные неисправности
Если двигатель работает нормально, его своевременно и качественно обслуживают, то компрессор будет работать в течение долгих лет. Турбо дизель возможные неисправности, читайте в этой публикации.
Возможные неисправности в турбо дизеле:
1) Недостаточное количество масла;
2) В турбокомпрессор попали посторонние предметы;
3) Слишком грязное масло.
Многие автолюбители часто снимают с двигателя турбокомпрессоры, не проверив нужно ли было снимать его. Запомните ремонт турбо дизеля необходимо производить только в том случае, если вы убеждены, что в вашем двигателе отсутствуют какие-либо неисправности. В большинстве случаев это позволит вам избежать ненужной замены турбокомпрессора.
Возможные неисправности, которые часто можно обнаружить при осмотре турбо дизеля:
1) Двигатель плохо развивает полную мощность.
2) Из выхлопной трубы идёт чёрный дым.
3) Из выхлопной трубы идёт синий дым.
4) Быстро расходуется масло.
5) При работе сильно шумит турбо дизель.
Двигатель плохо развивает полную мощность, из выхлопной трубы идёт чёрный дым
Эти два признака происходят из-за недостаточного поступления воздуха в двигатель, чаще всего это происходит, когда засорён канал подвода воздуха, либо же когда во впускном или выпускном коллекторе имеется небольшая утечка.
Для начала необходимо запустить двигатель, затем прослушайте шум, который исходит от турбокомпрессора. Обладая некоторым опытом, вы довольно быстро определите утечку воздуха между выходом турбокомпрессора, а также двигателем по свисту, который возникает при этом. Затем проверьте, не засорился ли воздушный фильтр.
Также если будет необходимо, проверьте количество поступающего воздуха, используя технические данные производителя турбо дизеля. Затем необходимо заглушить двигатель, снять уплотнение между турбокомпрессором и воздушным фильтром и проверить, нет ли засорения и повреждений данного канала. Если всё будет в порядке, а неисправность всё равно осталась, то советуем проверить уплотнения турбо дизеля, крепление глушителя, а также коллектор, чтобы вы смогли убедиться, что и там тоже отсутствуют засорение или посторонние предметы.
Проверьте, нет ли трещин, затянуты ли гайки выпускного коллектора, отсутствуют ли повреждения соединений, а также прокладок системы выпуска.
Затем повращайте немного ось турбокомпрессора, чтобы вы смогли определить, свободно она вращается или нет, есть ли повышенный износ или повреждения ротора компрессора или турбины.
Обычно у оси всегда имеется небольшой люфт, но если, вращая рукой турбокомпрессор, вы чувствуете, что ротор компрессора и турбины задевает или трётся о корпус — значит, имеется явный износ.
Если проверив все элементы, вы не обнаружите никаких неисправностей, значит, мощность упала не по вине турбокомпрессора. Скорее всего, причина кроется в самом двигателе.
Из выхлопной трубы идёт синий дым
Если вы увидели, что из выхлопной трубы вашего авто идёт синий дым, то есть большая вероятность, что это из-за сгорания масла, и скорее всего причиной этому стала утечка в турбо дизеле, либо же какие-то неисправности в самом двигателе.
Для начала вам необходимо проверить воздушный фильтр, т.к. любое препятствие на пути воздуха к турбокомпрессору могло стать причиной утечки масла со стороны самого компрессора. В таком случае за ротором компрессора появится разрежение, в результате оно вызовет засасывание масла в компрессор из корпуса оси.
Далее что вам будет необходимо сделать, это снять корпус турбокомпрессора и турбины, чтобы проверить свободно ли вращаются оси, отсутствуют ли какие-либо повреждения на роторах.
Теперь настал момент, когда нужно проверить сливной маслопровод от турбо дизеля к корпусу двигателя, возможно в нём имеются повреждения, сужения и пробки. Необходимо знать, что если в маслопроводе имеется засорение, либо же в картере двигателя стоит высокое давление, которое часто вызывается из-за плохой системы вентиляции картера, то это может привести к тому, что масло из турбо дизеля не будет возвращаться в масляный картер двигателя. Также нужно проверить, не высокое ли в картере давление газов. Пользоваться нужно только тем маслом, которое рекомендует производитель вашего двигателя.
Также не упускайте из виду тот факт, что в масляный картер не только сливается одно масло, в нём также может присутствовать некоторая часть отработавших газов, а также сжатого воздуха из компрессора и турбины. В такой смеси на одну часть масла приходится, как правило, 4-5 частей газов.
И последнее, что вам нужно будет проверить при данной неполадке — это снять выпускной коллектор двигателя и проверить его на отсутствие следов масла. Если данная проверка окажется успешной, значит искать неисправности нужно в двигателе.
Быстро расходуется масло (без синего дыма)
Вначале необходимо проверить воздушный фильтр, крепления корпуса турбины турбокомпрессора, а также давление в нём. Также проверьте турбокомпрессор на следы износа, они могут появиться при трении ротора турбины и компрессора о стенки соответствующих корпусов, оцените люфт оси турбокомпрессора. Кстати износ можно легко обнаружить по люфту оси турбокомпрессора.
Если вы не выявили ничего необычного, тогда ищите неисправности за пределами турбокомпрессора. Бывает даже, что утечка масла может происходить через турбину турбокомпрессора, при этом сама турбина может находиться в исправном состоянии. Судя по нашему опыту, оказывается, что во всём этом «виноват» засоренный сливной маслопровод, либо же высокое давление в масляном картере двигателя. Как мы уже говорили вам выше, по маслопроводу течёт не только масло, но и огромное количество газов. Для этого маслопровода идеальной формой была бы прямая труба, которая отходила бы от турбокомпрессора и без изгибов шла бы в масляный картер двигателя, её вывод располагался бы в картере немного выше нормального уровня масла.
При покупке маслопровода, обязательно обращайте внимание на диаметр маслопровода. Например, у турбокомпрессоров небольшого размера, т.е. Garrett Т3, Т04В или 3LD Holset-KKK-Shwitzer, диаметр маслопровода 20 мм. Как и говорилось выше, в идеале необходимо, чтобы труба маслопровода соединяла турбокомпрессор с картером двигателя напрямую без всяческих изгибов и горизонтальных частей. Однако большая часть сливных маслопроводов достаточно редко бывает подобной формы. Если имеется значительный износ двигателя, начинают возникать трудности со сливом масла. Фирма Garrett, имеющая тридцатилетний опыт в производстве турбо дизелей, предложила специальный декомпрессор, который снижает давление, а также отдельный сепаратор масла, который необходимо изготовить и установить самостоятельно (см. рис.).
При работе сильно шумит турбо дизель
Нужно проверить все трубопроводы, которые находятся под давлением, а именно вход и выход турбокомпрессора, а также систему выпуска. Проверьте, легко ли вращается ось турбины, отсутствует ли трение между роторами компрессора и турбины, имеются ли на роторах какие-либо повреждения от посторонних предметов. Если вы обнаружите, что роторы выглядят потёртыми, либо же имеется их деформация, то снимите турбокомпрессор и замените его.
— Также снимите полностью трубку сапуна и сливной маслопровод. Проверьте их тщательно, не засорились ли они, возможно, они пережаты.
— Если вы захотите укрепить подающие и сливные маслопроводы турбокомпрессора, ни в коем случае не следует пользоваться герметиком, т.к. большинство герметиков, соприкасаясь с горячим маслом, сразу же растворяются в нём. В результате загрязненное масло повредит кольца турбокомпрессора и подшипники.
— Следите за тем, чтобы не оставалось остатков герметика, иначе они засорят внутри турбокомпрессора масляные каналы.
— Перед тем как установить турбокомпрессор, необходимо его смазать.
— После всех вышеперечисленных действий, следует промыть двигатель, заменить масло, а также не забудьте установить новые масляные и воздушные фильтры.
Управляя автомобилем, следите за правильностью вождения, обращайте внимание на особенности двигателя с турбокомпрессором, а точнее запуск и его остановка. Попробуйте заглушить двигатель, когда он будет работать на высоких оборотах, турбокомпрессор продолжит вращаться без смазки, потому что давление моторного масла будет равно нулю. При этом могут повредиться подшипники и кольца турбокомпрессора.
Также помните, что двигателю необходимо чаще давать работать на холостых оборотах, ему будет достаточно всего лишь 30 секунд, и только потом можете дать ему полную нагрузку (по тем же причинам, что и во время остановки). Регулярно меняйте масло, а также масляный фильтр, ещё раз напомним вам, необходимо использовать то масло, которое рекомендовано производителем для вашего турбокомпрессорного двигателя.
И в заключение добавим, что наиболее частые неисправности возникают именно из-за утечки воздуха и отработавших газов. Утечку всегда можно услышать по шуму, из-за потери газов или воздуха часто происходит снижение производительности турбокомпрессора, соответственно, уменьшается мощность двигателя. Если воздуха будет недостаточно, то из выхлопной трубы может пойти чёрный дым. Бывает так, что не найдя ни одной неисправности, шум устраняют с помощью замены турбокомпрессора.
Поиск возможных неисправностей на дизельном двигателе с турбокомпрессором
1. Если двигатель работает на неполной мощности, во время его работы выделяется чёрный дым, в таком случае вам нужно проверить следующие элементы:
а) воздушный фильтр;
б) выпускной коллектор, крепления воздуховодов; его уплотнения, а также систему выпуска;
в) турбокомпрессор (ищите следы трения роторов компрессора и турбины).
2. При работе двигателя из выхлопной трубы идёт синий дым, расходуется слишком много масла, в таком случае проверьте следующие элементы:
а) воздушный фильтр;
б) подшипники, а также уплотнительные кольца турбокомпрессора, убедитесь, что повреждения отсутствуют;
в) турбокомпрессор (возможно, он мог засориться загрязнённым маслом);
г) трубу сливного маслопровода и сапун двигателя.
3. При работе турбокомпрессор сильно шумит, проверьте:
а) крепления воздуховодов;
б) систему выпуска;
в) подшипники (отсутствуют ли повреждения из-за нехватки масла или загрязнённого масла).
Дизельный двигатель: признаки неисправности
Дизельные двигатели сегодня пользуются все большей популярностью у производителей как грузовых, так и легковых автомобилей. Это объясняется отличными эксплуатационными характеристиками данного силового агрегата, надежностью, хорошей мощностью и топливной экономичностью.
Однако дизельные двигатели не лишены ряда недостатков, именно об их распространённых поломках мы и поговорим в этой статье.
ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ДИЗЕЛЬНОМ ДВИГАТЕЛЕ
1). Двигатель не заводится в холодную погоду, возможные причины:
- неисправность системы предварительного подогрева
- парафинизация топлива
- неисправность механизма холодного пуска
- неправильное использование системы предварительного подогрева
2). Двигатель не заводится в теплую и холодную погоду, возможные причины:
- недостаточная частота вращения стартера
- наличие воздуха в топливе
- отсутствие топлива в баке
- недостаточная компрессия
- загрязнение топлива
- дополнительное сопротивление в системе подачи топлива
- неисправность электро — магнитного клапана
- внутренняя поломка ТНВД
3). Двигатель трудно заводится, возможные причины:
- неправильная процедура пуска двигателя
- неисправность стартера или аккумулятора
- наличие воздуха в топливе
- неисправность системы предпускового подогрева
- недостаточная компрессия
- дополнительное сопротивление в системе подачи топлива или выпускной системе
- неправильная регулировка зазора клапанов или механизма газораспределения
- неисправность форсунки / форсунок
- неправильное выставление момента впрыска
- внутренняя поломка ТНВД
4). Недостаточная частота вращения стартера, возможные причины:
- недостаточная емкость аккумулятора
- несоответствие залитого масла требованиям производителя двигателя
- неисправность стартера
- высокое сопротивление в электрической цепи стартера
5). Двигатель заводится, но сразу глохнет, возможные причины:
- недостаточно топлива в баке
- наличие воздуха в топливе
- неправильная установка оборотов холостого хода
- дополнительное сопротивление в системе подачи топлива или в системе слива лишнего топлива в бак, во впускной или выпускной системах
- загрязнение воздушного фильтра
- неисправность форсунки / форсунок
6). Двигатель не останавливается после выключения подачи топлива, возможные причины:
- неисправность электро — магнитного клапана
7). Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, возможные причины:
- наличие воздуха в топливе
- загрязнение воздушного фильтра
- дополнительное сопротивление во впускной системе или системе подачи топлива
- неправильная регулировка зазора клапанов, пружины клапанов ослабли или сломались
- перегрев
- неисправность ТНВД
- неисправность форсунки / форсунок
- неправильная регулировка механизма газораспределения
- неправильное подсоединение трубки к форсункам или несоответствие трубки требованиям производителя двигателя
8). Недостаток мощности двигателя, возможные причины:
- загрязнение воздушного фильтра
- проблемы в работе тяги акселератора или ТНВД
- наличие дополнительного сопротивления во впускной или выпускной системах, в системе подачи топлива
- наличие воздуха в топливе
- неправильная установка момента впрыска
- неправильная регулировка механизма газораспределения, зазоров клапанов
- недостаточное давление турбонаддува, недостаточная компрессия
- неисправность форсунки / форсунок
- неисправность ТНВД
9). Чрезмерный расход топлива, возможные причины:
- внешняя утечка
- утечка топлива в поддон двигателя
- загрязнение воздушного фильтра
- наличие дополнительного сопротивления во впускной системе
- неисправность ТНВД
- неисправность форсунки / форсунок
- неправильная установка момента впрыска
- недостаточная компрессия
- неправильная регулировка зазора клапанов
10). Двигатель сильно стучит, возможные причины:
- наличие воздуха в топливной системе
- некачественное топливо
- неисправность форсунки / форсунок
- поломка или ослабление пружин клапанов
- неправильная регулировка зазора клапанов, механизма газораспределения
- поломка поршневых колец или их износ
- износ цилиндропоршневой группы или распредвала
11). Выхлоп черного цвета, возможные причины:
- загрязнение воздушного фильтра
- наличие дополнительного сопротивления во впускной или выпускной системах
- неправильная регулировка зазора клапанов или механизма газораспределения
- недостаточная компрессия или недостаточное давление турбонаддува
- неправильная установка момента впрыска
- неисправность ТНВД
12). Выхлоп голубого или белого цвета, возможные причины:
- использование некачественного масла или его несоответствие требованиям производителя двигателя
- загрязнение воздушного фильтра
- неисправность свечей накаливания или реле этих свечей
- наличие дополнительного сопротивления во впускной системе
- неисправность форсунки / форсунок или теплоотражателей
- повреждение прокладки блока, поршневых колец
- недостаточная компрессия
- изношенность цилиндропоршневой группы
13). Чрезмерный расход масла, возможные причины:
- его внешняя утечка, некачественный состав или несоответствие требованиям производителя
- высокий уровень масла в двигателе
- дополнительное сопротивление в системе вентиляции картера
- утечка масла в топливную систему, с систему охлаждения или в ТНВД, из дополнительного оборудования
- загрязнение воздушного фильтра
- наличие лаковых отложение на стенках цилиндра
- износ поршневых колец, штока клапана, уплотнений штока клапана
14). Перегрев двигателя, возможные причины:
- утечка охлаждающей жидкости
- высокий уровень масла
- поломка вентилятора
- неисправность системы охлаждения, радиатора, патрубков
- неисправность термостата
- загрязнение воздушного фильтра
- повреждение прокладки блока
- неправильная установка момента впрыска (слишком рано), неправильная регулировка механизма газораспределения
- наличие дополнительного сопротивления во впускной или выпускной системе
- деформация головки блока или наличие трещин в ней
- неисправность форсунки / форсунок
- неисправность ТНВД
15). Вибрация в двигателе, возможные причины:
- изношенность или ослабление двигателя крепления
- необходимость в регулировке тяги акселератора
- неисправность вентилятора
- неправильное подсоединение форсунки / форсунок
- недостаточная компрессия
- ослабевание крепления маховика
16). Повышенное давление в картере, возможные причины:
- наличие дополнительного сопротивления в системе вентиляции картера
- негерметичность в вакуумном насосе
- поломка поршневых колец
- повреждение прокладки блока
17). Неустойчивая работа двигателя, возможные причины:
- неисправность рабочей температуры
- загрязнение воздушного фильтра
- наличие дополнительного сопротивления во впускной системе
- наличие воздуха в топливе
- неправильное подсоединение трубки к форсункам
- недостаточная компрессия
- ослабление креплений ТНВД
- неправильная установка момента впрыска
- неисправность ТНВД
18). Низкое давление масла в двигателе, возможные причины:
- низкий уровень масла или несоответствие масла требованиям производителя
- загрязнение масляного фильтра или масла, загрязнение фильтра грубой очистки топлива
- перегрев
- изношенность насоса или подшипников коленвала
19). Высокое давление масла, возможные причины:
- несоответствие масла требованиям производителя двигателя
- неисправность датчика
- повреждение предохранителя клапана
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОИЗВЕСТИ ЭКСПРЕСС — ДИАГНОСТИКУ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПРОЦЕСС:
1. Присмотритесь. Да, а лучше производите визуальный осмотр двигателя на еженедельной основе:
- визуально осмотрите подкапотное пространство
- осмотрите состояние и степень натяжения приводных ремней
- проверьте целостность проводки
- проверьте воздушный фильтр
- измерьте уровень масла в картере двигателя
- измерьте уровень антифриза в бачке
- измерьте уровень тормозной жидкости
- проверьте целостность топливных шлангов и патрубков
- проверьте топливный фильтр
После этого запустите двигатель и прогрейте его до нужной температуры.
2. Прислушайтесь. Особо опасные звуки на холостом ходу:
- стрекотание при запуске, исчезает при нагревании
- приглушенный шум с частотой вдвое реже частоты оборотов коленвала при работе дизеля на холостом ходу
- звонкий стук со стороны ЦПГ
- хлопки, в том числе на холостом ходу
3. Проведите простой эксперимент — «Бумажный тест». Во время работы прогретого двигателя поднесите чистый белый лист бумаги на расстояние порядка 1-2 см к выхлопной трубе. Ждите минуту, затем подсушите бумагу на солнце или с помощью салонной печки. Оцените состояние бумаги:
- лист чистый, без грязного налёта и следов от выхлопных газов — двигатель работает исправно
- заметны следы масла или коричневые разводы — имеет место «масложор», на сервисе дизель приготовят то ли к замене маслосъёмных колпачков, то ли к серьёзному ремонту
- заметен масляный налёт, но цвет бумаги не изменился — вероятно, антифриз просачивается в камеру сгорания и масло смешивается с охлаждающей жидкостью, так бывает при пробое прокладки клапанной крышки блока цилиндров или повреждении (пробое) ГБЦ
Даже если у вас не получится самостоятельно определить причины неисправности дизельного двигателя, внимательное наблюдение и осмотр основных выявленных закономерностей не будет лишним. Это поможет вовремя выявить неисправность и обратиться за помощью в автотехцентр. К тому же, вы сможете четко и подробно описать мастеру проявления неисправностей, что поможет сэкономить ваше время и расходы.
Статья была полезной? Ставьте класс, сохраняйте в избранное. Есть вопросы — пишите в комментарии. Обсудим, дадим исчерпывающий ответ:)