- Неисправности системы охлаждения
- Основные неисправности системы охлаждения двигателя.
- Машина теряет охлаждающую жидкость: причины, возможности ремонта и профилактика поломок
- Назначение системы охлаждения мотора
- Потек радиатор
- Повреждены патрубки
- Лопнул расширительный бачок
- Трещины головки блока цилиндров
- Проблемы с герметичностью прокладки ГБЦ
- Общий износ мотора
- Проблемы с печкой
- Профилактика поломок
- Выводы
Неисправности системы охлаждения
При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:
- неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
- неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
- неисправности термостата;
- неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
- трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
- прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
- неисправность датчика температуры;
- неисправность указателя температуры;
- низкий уровень охлаждающей жидкости.
Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
- нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
- применение некачественных комплектующих;
- предельный срок службы элементов системы;
- неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.
Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока цилиндров, а также появлению трещин.
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:
- перегрев двигателя;
- переохлаждения двигателя;
- наружная утечка охлаждающей жидкости;
- внутренняя утечка охлаждающей жидкости.
Для того, чтобы не пропустить зарождающуюся неисправность водитель должен систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.
Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.
Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление.
Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.
Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.
Основные неисправности системы охлаждения двигателя.
При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима.
Различают следующие неисправности системы охлаждения:
· неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
· неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
· неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
· трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
· прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
· неисправность датчика температуры;
· неисправность указателя температуры;
· низкий уровень охлаждающей жидкости.
Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
· нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
· применение некачественных комплектующих;
· предельный срок службы элементов системы;
· неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:
· наружная утечка охлаждающей жидкости;
· внутренняя утечка охлаждающей жидкости.
Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.
Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление. Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.
Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя.
Система охлаждения двигателя обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме, равном 85-90 °С , при различных условиях эксплуатации.
Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в определении ее теплового состояния и герметичности, проверке натяжения ремня вентилятора и работы термостата. Разность температур между верхним и нижним бачками радиатора при полностью прогретой системе охлаждения должна быть в пределах 8-12°С. Герметичность системы контролируют на холодном двигателе. Течь охлаждающей жидкости может быть обнаружена по следам подтеканий через сальник жидкостного насоса, в местах соединения патрубков и т.д. Герметичность проверяют под давлением 0,06 МПа происходить соответственно при температурах 65-70 и 80-85’С. Неисправный термостат заменяют.
При ЕО проверяют герметичность системы охлаждения тщательным осмотром всех соединений . При необходимости подтягивают соединения. Уровень жидкости в радиаторе должен быть на 20- 30 мм , ниже верхней кромки заливной горловины. При необходимости жидкость доливают
При ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно промывают двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через радиатор наружу. Проверяют натяжение ремней вентилятора и водяного насоса и при необходимости регулируют, используя точки 2 регулировки, предусмотренные конструкцией данного автомобиля. Проверяют работу парового и воздушного клапанов, пробки радиатора. Смазывают подшипники водяного насоса и шкива вентиля торного устройства (у двигателейЯМЗ-236и ГАЗ-53А). Проверяют действие жалюзи радиатора и его привод
При ТО-2 подтягивают крепления гайки ступицы шкива вентилятора. Проверяют работу датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости. Проверяют работу гидромуфты или электромуфты включения вентилятора
При СО (через 40-60 тыс. км пробега) для удаления шлама систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды
Для удаления накипи, приводящей к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива (на 5-6 %), возникновению детонации интенсивному износу деталей цилиндропоршневой группы, систему охлаждения промывают различными растворами. Наиболее эффективным является раствор соляной кислоты с ингибитором, смачивателем и пеногасителем. Раствор заливают в систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают раствор до температуры 60 °С (термостат должен вить снят). Через 10-15 мин. раствор сливают, а систему промывают горячей водой
Сливные краники прочищают мягкой проволокой.
Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо использовать воду малой жесткости. Смягчение воды можно О беспечить предварительным кипячением, добавлением соды, извести или пропуская ее через магнитные фильтры, а также добавлением в воду различных антинакипинов
Наиболее опасно в зимнее время размораживание системы охлаждения. Для повышения надежности работы системы применяют антифризы (жидкости с низкой температурой замерзания — минус 40°С). У антифриза больше коэффициент объемного расширения, поэтому наполнять систему надо на 90-95% (если нет расширительного бачка).
Текущий ремонт системы охлаждения двигателя.
Проверка радиатора
Если при проверке радиатор оказывается теплым только в верхней части, а нижний шланг радиатора не прогревается, значит, радиатор засорен маслом, накипью или ржавчиной, что является причиной снижения теплоотдачи радиатора и перегрева двигателя.
При утечке охлаждающей жидкости из радиатора, если найти место утечки не удается, радиатор проверяют на герметичность непосредственно на автомобиле или снимают его. Проверяя радиатор на автомобиле, его заполняют водой, закрывают патрубки заглушками, оставляя один открытым, через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 1 кгс/см2). Место утечки определяют по месту появления воды.
Если радиатор необходимо снять, из него сливают охлаждающую жидкость. Для этого со шлангов снимают хомуты и, если имеется отдельный расширительный бак, с него снимают соединительный шланг. Далее снимают шланг с патрубка головки блока цилиндров; при автоматической коробке передач снимают с радиатора масляные шланги; отключают провода от термовыключателя и вентилятора; отвинчивают кронштейн радиатора и вынимают радиатор вместе с кожухом вентилятора. В некоторых моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха.
Заменяя радиатор, необходимо переставить кожух вентилятора и термовыключатель на новый радиатор. Проверяют состояние кронштейнов радиатора и поврежденные заменяют. Радиатор закрепляют на кронштейнах и затем действуют в последовательности, обратной снятию.
После снятия радиатора с автомобиля закрывают его заливную горловину и патрубки, оставив один патрубок открытым. Через этот патрубок в радиатор подают воздух под давлением 1 кгс/см2. Радиатор помещают в емкость с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые подскажут место утечки.
Частыми дефектами у радиаторов бывают пробоины, вмятины, трещины на бачках, поломки и трещины на пластинах каркаса, нарушение герметичности в местах пайки, повреждение охлаждающих пластин или трубок, отложения накипи.
Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник. Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить? разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.
При попадании в картер двигателя воды из системы охлаждения прежде всего нужно заменить прокладку головки/ блока. Однако случается, что причина не в ней, а в трещине во внутренней стенке головки блока. Когда после остановки двигателя клапан открыт, вода проникает через него в цилиндр и далее в картер. В этом случае для устранения неисправности головку блока заменяют.
Если жидкостный насос при работе издает шум, необходимо проверить его осевой люфт. В автомобилях ВАЗ жидкостный насос порой при снижении оборотов двигателя начинает издавать резкий скрипучий прерывистый звук. Появляется он в результате износа двигателя. Нагнетание смазки в подшипник лишь на время может этот звук устранить. Причиной неисправности, как правило, бывает стопорящий винт, ненадежно закрепляющий подшипник в корпусе. Слегка покачиваясь, он издает резкий звук от трения наружной обоймы. Чтобы избавиться от звука, можно заменить штатный стопорящий винт болтом длиной 17 мм с резьбой М6 и головкой под ключ на 10 мм. Стержень болта стачивают на конус, тогда появляется возможность подтягивать стопорящий винт ключом без снятия крыльчатки насоса и шкива ремня.
При ремонте расширительного бачка системы охлаждения двигателя обычно отдельные небольшие трещины на шве, который соединяет нижнюю и верхнюю половины бачка, можно заварить, используя паяльник для нагрева пластмассы, из которой сделан бачок. Если трещины более 20 мм или размеры бачка увеличены, такой бачок подлежит замене. Вздутие расширительного бачка может произойти из-за залипания выпускного клапана в его пробке, что приводит к повышению давления в системе охлаждения.
Для предотвращения возможных неисправностей системы охлаждения двигателя необходимо помнить, что заливать холодную воду в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров. После слива охлаждающей жидкости запрещаются запуск и кратковременная работа двигателя, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок и короблению головок блоков цилиндров.
Частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образование накипи. При засорении сердцевины радиатора системы охлаждения ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно промыть систему охлаждения. При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают чистой водой. Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки нового автомобиля и при сезонных технических осмотрах.
Машина теряет охлаждающую жидкость: причины, возможности ремонта и профилактика поломок
Если машина теряет охлаждающую жидкость, то необходима незамедлительная диагностика и правильный ремонт, что позволит избежать дорогостоящего капитального ремонта двигателя.
Проблемы с системой охлаждения двигателя — это распространённые поломки, причиной которых может быть как повреждение радиатора, так и появление трещин в головке блока цилиндров мотора. Вне зависимости от причин таких проблем необходимо как можно скорее выполнить диагностику, определять поломку и провести ремонт двигателя. Поговорим поподробнее о том, по каким причинам машина может терять охлаждающую жидкость и как выполняется ремонт силового агрегата.
Назначение системы охлаждения мотора
Двигатель во время работы подвергается существенным температурным нагрузкам и без правильного охлаждения просто не сможет функционировать. Чтобы решить такую проблему была разработана специальная система охлаждения, которая состоит из радиатора с вентилятором, электрической помпы, бачка расширения с охлаждающей жидкостью, а также замкнутого контура с разветвленной рубашкой внутри мотора.
Любая неисправность таких составных компонентов может привести к недостаточной эффективности охлаждения двигателя и его перегреву. Куда хуже, если мотор по каким-либо причинам начинает терять охлаждающую жидкость.
Причин таких поломок может быть несколько:
- повреждение радиатора и патрубков;
- трещины расширительного бачка;
- износ цилиндров и повреждение камеры сгорания;
- пробой прокладки головки блока цилиндров;
- появление трещин и потеря герметичности ГБЦ.
Если причиной потери охлаждающей жидкости является повреждение радиатора, то автовладелец отделался легким испугом. Можно заклеить радиатор с помощью специального геля или запаять его, что позволит с минимальными расходами устранить имеющиеся неполадки. Куда хуже, если повреждена головка блока цилиндров, стоимость этого узла может составить 50000 рублей и более.
Потек радиатор
Повреждение радиатора автомобиля отмечаются сплошь и рядом. Достаточно поймать в незащищенную решетку радиатора мелкий камушек, который от удара разбивает металлические соты, что приводит к потере охлаждающей жидкости. Заметить такие повреждение бывает достаточно сложно, так как как диаметр пробоины может составлять не более 1 сантиметра, а на скорости во время работы вентилятора жидкость будет быстро распыляться, поэтому на поверхности металлических сот заметить даже небольшие подтёки невозможно.
Ремонт радиатора будет существенно различаться, в зависимости от типа автомобиля и характера повреждения. Раньше популярностью пользовались различные герметики, которые добавлялись в антифриз и в последующем запаивали имеющиеся трещины. Однако сегодня мастера, занимающиеся ремонтом автомобилей, использовать такой способ борьбы с потекшим теплообменником не рекомендуют, так можно повредить двигатель, а в последующем ремонт обойдется уже в десятки раз дороже, даже чем покупка нового фирменного радиатора.
При существенных повреждениях металлических сот их можно попробовать запаять, что уменьшает активную площадь охлаждения, но позволяет избавить владельца автомобиля от необходимости покупки нового радиатора. Если проведённая работа не позволила решить проблему, то нужно будет купить новый качественный радиатор и провести его замену. Покупать оригинальный радиатор или его дубликат — это решение каждого владельца автомобиля, с учетом его финансовых возможностей.
Повреждены патрубки
Часто от старости начинают лопаться пластиковые патрубки, что приводит к появлению подтёков антифриза по соединению. Кто-то пытается решить такую проблему герметизируя швы, кто-то заменяет поврежденные патрубки, а самым радикальным способом ремонта является покупка новых трубок и самого радиатора.
Оставлять без внимания такие протечки не рекомендуется, так как со временем они только увеличиваются, в системе остается минимум охлаждающей жидкости, что приводит к росту температуры двигателя. В этом случае возможна термическая деформация мотора, после чего двигатель идёт под замену.
Если на патрубках появились минимальные повреждения, то их можно попытаться затянуть штуцером и дополнительно проклеить холодной сваркой. Такого ремонта хватит на несколько лет использования, после чего потребуется уже решать проблему изношенных патрубков системы охлаждения. Отдельные умельцы используют новые пластиковые фиксаторы, к которым крепятся трубки, что исключает появление протечек по шву.
Лопнул расширительный бачок
Расширительные бачки системы охлаждения могут терять свою герметичность и даже взрываются от перегрева. Если в системе от высокой температуры повышается давление, то, в первую очередь, страдает бачок расширения и его крышка. Стоит мотору закипеть, как ее срывает с резьбы, после чего требуется полная замена бачка, а это существенные расходы.
Крышка бачка в системе охлаждения используется со специальным клапаном, что позволяет стравливать лишнее давление воздуха, предупреждая разрыв всей системы. Если такой клапан забился или от старости уже не действует, то внутри емкости начинает расти давление, которое при первом же перегреве двигателя разрывает бачок и, в лучшем случае, потребуется выполнять замену только этого элемента, а не всего двигателя.
Профилактикой таких поломок является регулярный уход за радиатором и всей системой охлаждения. Раз в несколько лет следует промывать радиатор от грязи, осматривать крышку бачка и при необходимости выполнять ее замену. Если по каким-либо причинам двигатель работает при повышенной температуре, следует доставить машину в сервис, выполнить диагностику и устранить имеющиеся поломки.
Трещины головки блока цилиндров
Причиной, по которой на головке блока цилиндров появляются трещины или ГБЦ теряет свою геометрию, является одномоментный или длительный постоянный перегрев мотора. Через появившиеся трещины антифриз и тосол попадает из рубашки системы охлаждения в камеры сгорания, появляется неровная работа двигателя, а выхлоп становится сизым с характерным масляным запахом.
К сожалению, ремонт неисправностей головки блока цилиндров чрезвычайно сложен. Если глубина трещин составляет 2-3 миллиметра, то возможна дополнительная шлифовка блока на специальном координатном станке и последующее использование прокладок ГБЦ увеличенной толщины. Чаще всего головка блока цилиндров не подлежит ремонту, и ее приходится менять, а стоимость такого узла чрезвычайно высока.
Предупредить появление трещин на головке блока цилиндров можно лишь правильной эксплуатацией двигателя. Нужно постоянно следить за температурой мотора, которая должна находиться в пределах нормы. Любой перегрев и нещадная эксплуатация двигателя приводит к таким серьезным поломкам, в результате чего приходится вскрывать мотор и менять дорогостоящую головку блока цилиндров с прокладкой.
Проблемы с герметичностью прокладки ГБЦ
Одной из распространенных причин, почему уходит охлаждающая жидкость, является пробой и потеря герметичности прокладки головки блока цилиндров. Такие проблемы возникают при существенных нагрузках во время эксплуатации двигателя, частом перегреве и работе мотора на высоких оборотах. Определить пробой прокладки ГБЦ можно по появившимся резким стукам, потере охлаждающей жидкости и появлению масляного запаха в выхлопе.
Ремонт такой неисправности заключается во вскрытии двигателя, проведении его дефектовки, после чего мастер заменяет прохудившуюся прокладку, которая должна полностью соответствовать типу мотора. Правильно выполнив такой ремонт, можно полностью устранить неполадки, исключается детонация топлива и потеря охлаждающей жидкости. Проводимый ремонт относительно сложен и самостоятельно выполнить его затруднительно, но такая поломка куда лучше, чем повреждение самой головки блока цилиндров.
Общий износ мотора
На старых изношенных двигателях могут быть проблемы с маслосъемными колпачками и клапанной группой, что приводит к небольшому угару масла и потере двигателем охлаждающей жидкости. Для таких моторов характерна неровная работа, повышенный расход топлива и потеря своей начальной мощности. Устранить такие поломки крайне сложно, поэтому приходится либо не обращать на них внимание, либо выполнять капитальный ремонт с заменой блока цилиндров и ГБЦ.
Предупредить износ мотора и потерю охлаждающей жидкости можно своевременно выполняя сервис, меняя масло и эксплуатируя машину в щадящем режиме. А вот если пропускать сервисное обслуживание, постоянно выкручивать мотор до красной зоны тахометра, то все это неминуемо приведет к серьёзным поломкам и проблемам с системой охлаждения двигателя.
Проблемы с печкой
Уходить тосол может и при наличии проблем с печкой. В радиаторе отопителя может циркулировать небольшое количество антифриза, который протекает по патрубкам. При повышении давления в системе охлаждающую жидкость будет выдавливать через крышку, а на расширительном бачке можно увидеть характерные подтёки красного или зелёного цвета.
Ремонт радиатора печки и подающих патрубков подразумевает определение неисправности, для чего требуется разобрать панель в салоне автомобиля. Радиатор отопителя может быть запаян или заменён на новый. Технология ремонта будет различаться в зависимости от характера поломки. Профилактикой таких неисправностей станет регулярное обслуживание теплообменника и очистка радиатора от загрязнений.
Профилактика поломок
Профилактикой отдельных поломок системы охлаждения двигателя станет регулярный и качественный сервис автомобиля. Потребуется менять охлаждающую жидкость, очищать радиатор и при первых симптомах поломки системы проводить ремонт автомобиля, что позволит избежать появления трещин в головке блока цилиндров.
Необходимо исключить эксплуатацию при повышенной нагрузке, что предупреждает преждевременный износ. Нужно регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, которая в бачке расширения должна находиться посередине минимума и максимума. Если зимой антифриз или тосол замерзает, их обязательно меняют на новые качественные охлаждающие жидкости.
Выводы
Если уровень охлаждающей жидкости в двигателе стал быстро падать, нужно незамедлительно доставить машину в сервис и провести ее диагностику. Если повреждён радиатор или протекают патрубки, их меняют или дополнительно запаивают. Куда хуже, если проблема в головке блока цилиндров, которая потеряла свою геометрию и начала протекать. Такой ремонт отличается сложностью и будет иметь крайне высокую стоимость.