Возможные неисправности двигателя ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524 и методы их устранения
1. При появлении в работающем двигателе выделяющихся шумов и стуков следует выяснить причину их возникновения и до устранения неисправности двигатель не эксплуатировать
В холодном двигателе после запуска возможно появление стуков гидротолкателей клапанов и гидронатяжителей.
По мере прогрева двигателя до рабочей температуры, но не более чем через 30 минут, стуки должны исчезнуть.
2. Не допускайте перегрева двигателя. При загорании сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости следует немедленно остановить двигатель, выявить и устранить причину перегрева.
3. Не допускается эксплуатация двигателя с горящим сигнализатором аварийного давления масла. Это приведет к задиру подшипников коленчатого вала, распределительного вала и выходу из строя газораспределительного механизма.
Загорание сигнализатора допускается при работе двигателя на минимальной частоте вращения в режиме холостого хода и при резком торможении.
4. Не допускается эксплуатация двигателя с горящей диагностической лампой. Постоянное горение лампы говорит о наличии неисправностей в системе управления двигателем.
Необходимо провести диагностику системы и устранить неисправность в возможно короткий срок.
двигатель не пускается:
а) подсос воздуха во впускной коллектор в обход ДМРВ
а) Устранить негерметичность
б) нарушение установки фаз ГРМ.
б) Откорректировать установку фаз ГРМ
— Нарушение подачи бензина
а) не работает электробензонасос (ЭБН);
а) Проверить целостность предохранителя. Проверить исправность и надежность разъемов ЭБН, пускового реле (ПР) и реле ЭБН. При включении зажигания должен быть слышен характерный звук 2-3 сек работы ЭБН.
б) неисправен регулятор давления топлива
б) Заменить регулятор
в) засорен фильтр тонкой очистки топлива
в) Заменить фильтр
г) засорен топливопровод или замерзла вода в топливопроводе
г) Продуть топливопровод сжатым воздухом
д) отсутствие топлива в баке
д) Залить топливо в бак
— Неисправности в КМСУД
а) зазор между электродами свечи не соответствует норме;
а) Проверить зазор круглым щупом и отрегулировать
б) неисправны свечи зажигания (шунтирование центрального электрода нагаром на конусе изолятора);
б) Заменить неисправные свечи. При шунтировании нагаром устранить причину неисправности
в) нет сигнала от датчика синхронизации (ДПКВ);
в) Проверить надежность разъема и исправность датчика
г) отсутствует контакт в электрической цепи катушек зажигания, блока управления;
г) Проверить исправность и надежность разъемов. После каждой проверочной операции разъема выполнить пробный пуск двигателя
д) неисправен блок управления.
д) Заменить блок управления
Двигатель работает неустойчиво:
а) попадание воды в топливный бак;
а) Слить отстой из топливного бака
б) нарушение контактов в соединениях жгута КМСУД;
б) Устранить неплотности контактов
в) подсос воздуха во впускной коллектор в обход ДМРВ;
в) Проверить соединения, устранить неплотности
г) неисправность жгута проводов КМСУД;
г) Устранить неисправность
д) нарушение контакта в соединениях цепи массы
д) Устранить неисправность
Перебои или отказ в работе одного из цилиндров двигателя:
а) нарушение или загрязнение контактов в системе зажигания;
а) Устранить загрязнение или неплотности контактов
б) нагар на тепловом конусе свечи;
б) Заменить свечу
в) не работает свеча зажигания;
в) Заменить неисправную свечу
г) неисправность катушки зажигания;
г) Заменить неисправную катушку
д) отсутствие контакта в разъеме форсунки или неисправность форсунки
д) Проверить разъем на форсунке или заменить форсунку
Повышенная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода на прогретом двигателе:
а) подсос воздуха в систему впуска в обход ДМРВ
а) Проверить соединения, устранить неплотности
б) нарушение контакта или выход из строя электронного дросселя;
б) Проверить разъем, заменить электронный дроссель
в) неисправность датчика положения педали газа или цепи датчика;
в) Заменить датчик
г) увеличенный зазор между датчиком фазы и отметчиком
г) Подтянуть крепление датчика
д) нарушение контакта или неисправность датчиков
д) Проверить разъем, заменить неисправный датчик
е) прочие неисправности КМСУД
е) Устранить неисправность
ж) негерметичны форсунки или загрязнены их распылители
ж) Заменить неисправные форсунки
Повышенная токсичность выхлопных газов:
а) повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте;
а) Очистить впускной тракт или заменить воздушный фильтр
б) увеличенный зазор между электродами свечей;
б) Отрегулировать зазор или заменить свечи
в) негерметичность клапанов;
в) Притереть клапаны
г) неисправность форсунок (засорение, негерметичность, плохой распыл)
г) Заменить неисправные форсунки
д) нарушение фаз ГРМ;
д) Откорректировать установку фаз ГРМ
е) повышенный угар масла;
е) См. «Повышенный угар масла»
ж) неисправность КМСУД;
ж) Устранить неисправность
з) неисправность нейтрализатора.
з) Заменить нейтрализатор
Двигатель не развивает полной мощности:
а) повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте
а) Очистить впускной тракт или заменить воздушный фильтр
б) повышенное покрытие впускных клапанов нагаром;
б) Очистить клапаны от нагара
г) повышенное сопротивление в выпускном тракте;
г) Очистить выпускной тракт или заменить детали системы выпуска
д) нарушение фаз ГРМ;
д) Произвести корректировку фаз
е) износ кулачков распределительных валов;
е) Заменить распределительные валы
ж) чрезмерное нагарообразование в камерах сгорания;
ж) Очистить камеры от нагара или заменить топливо и выжечь нагар ездой на режиме максимальной мощности
з) зазор между электродами свечи не соответствует норме;
з) Проверить зазор круглым щупом и при необходимости отрегулировать
и) пониженная компрессия двигателя;
и) Притереть клапаны или произвести ремонт ЦПГ
к) недостаточная мощность искры;
к) Заменить катушку зажигания или устранить неисправность
л) неисправность КМСУД
л) Устранить неисправность
Недостаточная подача топлива:
а) низкое давление топлива;
а) Заменить регулятор давления, бензонасос, фильтр тонкой очистки топлива или очистить топливоподающую магистраль, топливоприемник
б) засорение форсунок;
б) Заменить неисправные форсунки
в) неисправность обмоток форсунок
в) Заменить неисправные форсунки
Двигатель перегревается:
а) недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе;
а) Долить жидкость. Проверить герметичность системы
б) неисправен термостат;
б) Заменить термостат
в) прогар прокладки головки цилиндров;
в) Заменить прокладку, проверить неплоскостность привалочной плоскости головки цилиндров
г) проскальзывание ремня привода агрегатов;
г) Заменить натяжное устройство
д) нарушение циркуляции охлаждающей жидкости;
д) Промыть систему охлаждения
е) неисправность водяного насоса — проворачивание ступицы или крыльчатки, износ крыльчатки;
е) Заменить водяной насос
ж) загрязнение наружной или внутренней поверхности радиатора;
ж) Очистить радиатор
з) недостаточное вращения электромагнитной муфты вентилятора из-за проскальзывания ремня
з) Устранить неисправность вентилятора или неисправности
Низкое давление масла или отсутствие давления в системе смазки:
а) заклинивание редукционного клапана масляного насоса в открытом положении, поломка или ослабление пружины плунжера;
а) Устранить причину заклинивания клапана или заменить пружину плунжера
б) засорение масляного фильтра;
б) Заменить фильтр
в) засорение сетки маслоприемника масляного насоса;
в) Очистить сетку
г) залипание противодренажного клапана масляного фильтра после длительной стоянки автомобиля;
г) Заменить фильтр
д) поломка или ослабление пружины предохранительного клапана термоклапана;
д) Заменить пружину
е) перегрев двигателя;
е) Устранить причину перегрева
ж) повышенные зазоры в масляном насосе, износ шестерен насоса;
ж) Заменить масляный насос
з) увеличенные зазоры в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах в тех узлах, куда масло подается под давлением;
з) Произвести ремонт двигателя
и) пониженный уровень в масляном картере;
и) долить масло до рекомендуемого уровня по указателю
к) постоянное открытие перепускного клапана масляного фильтра;
к) Заменить масляный фильтр
л) неисправен привод масляного насоса;
л) Заменить дефектные детали привода
м) залито моторное масло низкого качества или несоответствующее сезону эксплуатации;
м) Заменить моторное масло. Промыть систему смазки
н) неисправность датчика или замыкание провода от датчика до сигнализатора на массу
н) Заменить датчик или устранить замыкание сигнализатора
Повышенный расход масла:
— Течь масла через сальниковые уплотнения и прокладки
а) разрушение сальников и износ места коленчатого вала под рабочей кромкой сальника
а) Заменить сальник. При износе коленчатого вала для установки сальника использовать дистанционное кольцо
б) дефект уплотняющих прокладок, коробление прилегающей плоскости детали
в) засорение системы вентиляции картера;
г) залипание клапана разрежения.
Повышенный угар масла:
а) высокий уровень масла в масляном картере;
а) Слить лишнее масло
б) износ, закоксовывание поршневых колец;
б) Произвести ремонт двигателя
в) разрыв диафрагмы клапана разрежения;
в) Заменить диафрагму
г) разрушение маслоотражательных колпачков;
г) Заменить колпачки
д) наличие раковин или нецилиндричность отверстий под втулку клапана в головке цилиндров. Увеличенный зазор в сопряжении втулка клапана — стержень клапана;
д) Произвести ремонт двигателя
е) износ деталей ЦПГ, задир цилиндра.
е) Произвести ремонт двигателя
Унос масла в систему охлаждения двигателя:
Нарушение герметичности прокладки головки цилиндров
Заменить прокладку головки цилиндров.
Проверить неплоскостность поверхности сопряжения головки с блоком цилиндров
Стуки в двигателе:
а) износ вкладышей коленчатого вала;
а) Произвести ремонт двигателя
б) износ шатунно-поршневой группы;
б) Произвести ремонт двигателя
в) Произвести ремонт двигателя
г) неисправен гидротолкатель клапана;
г) Заменить гидротолкатель
д) неисправен гидронатяжитель цепи;
д) Заменить гидронатяжитель
е) повышенное удлинение цепи — равномерный шум в передней части двигателя, усиливающийся при средних оборотах и переменных нагрузках
е) Проверить увеличение длины цепей, при необходимости заменить цепи со звездочками комплектом
ж) задир стержня клапана в направляющей втулке;
ж) Произвести ремонт головки цилиндров
з) осадка под нагрузкой клапанной пружины;
з) Заменить пружину
и) поломка пружины автоматического натяжного устройства;
и) Заменить натяжное устройство
к) ослабло крепление шкива-демпфера коленчатого вала.
к) Подтянуть болт
л) неисправен подшипник генератора;
л) Заменить подшипник
м) стук подшипника водяного насоса;
м) Заменить насос
н) стук подшипника направляющего ролика ремня привода агрегатов
Неисправности при диагностике двигателя 405
При появлении в работающем двигателе выделяющихся шумов и стуков следует выяснить причину их возникновения и до устранения неисправности двигатель не эксплуатировать
В холодном двигателе после запуска возможно появление стуков гидротолкателей клапанов и гидронатяжителей.
По мере прогрева двигателя до рабочей температуры, но не более чем через 30 минут, стуки должны исчезнуть.
2. Не допускайте перегрева двигателя. При загорании сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости следует немедленно остановить двигатель, выявить и устранить причину перегрева.
3. Не допускается эксплуатация двигателя с горящим сигнализатором аварийного давления масла.
Это приведет к задиру подшипников коленчатого вала, распределительного вала и выходу из строя газораспределительного механизма.
Загорание сигнализатора допускается при работе двигателя на минимальной частоте вращения в режиме холостого хода и при резком торможении.
4. Не допускается эксплуатация двигателя с горящей диагностической лампой.
Постоянное горение лампы говорит о наличии неисправностей в системе управления двигателем. Необходимо провести диагностику системы и устранить неисправность в возможно короткий срок.
Примеры возможных причин неисправности двигателя
Двигатель не запускается:
— Нарушена подача топлива
Проверить предохранитель топливного насоса
— не работает топливный насос
Проверить состояние контактов в соединениях насоса, реле насоса и пускового реле
— нарушены фазы газораспределения
Восстановить фазы на станции технического обслуживания
— вышел из строя редукционный клапан топливной системы
— засорился топливный фильтр
Неисправна система зажигания:
— нарушен контакт в цепях катушек зажигания и блока управления
— вышла из строя катушка зажигания
Двигатель работает неустойчиво:
— Попадание воды в топливный бак
Слить отстой из бака
— Подсос воздуха через неплотности в системе впуска, вентиляции картера или регулятора холостого хода
Устранить негерметичность в соединениях
Перебои или отказ в работе одного из цилиндров:
— нагар на свече или выход из строя свечи
Счистить нагар или заменить свечу
— нарушен контакт форсунки или форсунка вышла из строя
Восстановить контакт или заменить форсунку
— пробит наконечник свечи зажигания
— неисправен блок управления
Перебои или отказ в работе двух цилиндров:
— неисправна катушка зажигания
— неисправен блок управления
Высокая частота вращения коленвала в режиме холостого хода на прогретом двигателе:
— Негерметичность соединений шлангов системы вентиляции картера и регулятора холостого хода
Устранить негерметичность в соединениях
— Нарушен контакт регулятора холостого хода или регулятор вышел из строя
Восстановить контакт или заменить регулятор
— Нарушен контакт датчиков системы управления двигателем или выход из строя датчиков
Восстановить контакт или заменить неисправные датчики
Повышена токсичность отработавших газов:
— Нарушилась регулировка СО
Отрегулировать содержание СО регулировочным винтом на датчике массового расхода воздуха
— Нарушена герметичность клапанов
— Изношены маслоотражательные колпачки
— Нарушен контакт датчика температуры охлаждающей жидкости или датчик вышел из строя
Восстановить контакт или заменить датчик
— Нарушилась регулировка СО
Отрегулировать содержание СО регулировочным винтом на датчике массового расхода воздуха
— Нарушена герметичность клапанов
— Изношены маслоотражательные колпачки
— Нарушен контакт датчика температуры охлаждающей жидкости или датчик вышел из строя
Восстановить контакт или заменить датчик
— Износ деталей цилиндропоршневой группы
Двигатель не развивает полную мощность:
— Загрязнен воздушный фильтр
Заменить фильтрующий элемент
— Засорен топливный фильтр
— Воздушная дроссельная заслонка открывается не полностью
Отрегулировать привод заслонки
— Падение производительности топливного насоса
Перегрев двигателя:
— Ослабло натяжение ремня привода водяного насоса и генератора
Отрегулировать натяжение ремня
— Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения двигателя
Долить охлаждающую жидкость
— Сильное загрязнение радиатора
Промыть радиатор струей воды
Проверить электродвигатель вентилятора, датчик и реле. Неисправные узлы заменить
— Неисправен водяной насос
Пониженное давление масла:
— Неисправность или засорение редукционного клапана масляного насоса
Промыть детали клапана или заменить неисправные детали
Устранить причину перегрева
— Износ деталей масляного насоса
— Износ вкладышей коренного подшипника
Повышенный расход масла:
— Изношены или закоксовались поршневые кольца
— Нарушена система вентиляции картера
Промыть детали системы
— Изношены маслоотражательные колпачки
— Течь масла через прокладки и сальники
Устранить течь, при необходимости заменить прокладки сальники