Лабораторная работа №2. ДЕФЕКТАЦИЯ блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания
Цель работы: — изучить дефекты блока цилиндров;
— произвести дефектацию блока цилиндров;
— составить карту дефектации блока цилиндров.
2.1. Теоретический раздел
В различных автомобильных деталях возникают различные дефекты, количество которых весьма велико. В авторемонтном производстве дефекты классифицируют по месту расположения, по причинам возникновения, по последствиям и т.д. Дефектом называется каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативной документацией.
По месту расположения все дефекты подразделяются на наружные и внутренние. Наружные дефекты, такие, как деформации, поломки, изменение геометрической формы и размеров, легко выявляются визуально или путем несложных измерений.
Внутренние дефекты, такие, как усталостные трещины, дислокации трещины термической усталости и т.д., выявляются различными способами дефектоскопии деталей.
Под дефектоскопией деталей понимается комплекс работ, состоящий в выявлении и характеристике дефектов, имеющихся в автомобильных деталях.
По возможности исправления дефекты классифицируют на исправимые и неисправимые.
Исправимый дефект – дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
Неисправимый дефект – дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
По причинам возникновения дефекты подразделяются на четыре класса: конструктивные дефекты; производственные дефекты; эксплуатационные дефекты; дефекты хранения и транспортировки изделий.
Требования на дефектацию рекомендуется излагать в виде карты дефектации и ремонта, представленной на рисунке 2.1.
(ГОСТ 2.602–95) [1].
На эскизе должны быть обозначены контролируемые размеры, поверхности, сварные швы и т. п.
Контролируемые параметры, при необходимости, могут быть разделены на зоны контроля. Границы зоны при отсутствии видимых ориентиров следует определять размерами, указанными на эскизе.
Карта дефектации и ремонта ____________ ____________________ ______________ ________ | |||||
обозначение и наименование изделия составной части | № позиции | № эскиза | № карты | ||
Количество на изделие, шт___________________________ | |||||
(поле для эскиза) | |||||
Обозначение | Возможный дефект | Метод установления дефекта | Средство измерения | Заключение и рекомендуемые методы ремонта | Требования после ремонта |
Рисунок 2.1 – Карта дефектации и ремонта
В графах карты указывают:
в графе «Обозначение» – обозначение сопряжения, контролируемого размера, поверхности или зоны контроля, номер сварного шва или обозначение пересечения сварных швов, указываемого номерами сварных швов, через тире, например
№ 1–№ 2 и др. параметров;
в графе «Возможный дефект» – возможные дефекты сопряжении, контролируемых размеров поверхностей, сварных швов и др. параметров. Дефекты следует указывать, начиная с малозначительных;
в графе «Метод установления дефекта» – метод контроля, с помощью которого устанавливается дефект, указанный в графе «Возможный дефект»;
в графе «Средство измерения» – наименование и обозначение средств измерений (по стандарту, ТУ);
в графе «Заключение и рекомендуемые методы ремонта»–заключение указывают словами «замена», «ремонт»;
в графе «Требования после ремонта»–требования к изделию (составной части) после ремонта, например:
– к размерам, контролируемым после ремонта;
– к формам и расположению поверхностей;
– к шероховатости и твердости поверхностей;
– к заварке, напайке и наплавке;
– к герметичности (прочности);
– к моментам затяжки резьбовых соединений;
– к электрическим параметрам.
Дефектация деталей проводится в следующем порядке [9]:
1) Внешний осмотр деталей с целью обнаружения повреждений, видимых невооруженным глазом: крупных трещин, пробоин, изломов, задиров, коррозии и т. п.
2) Проверка на специальных приспособлениях для обнаружения дефектов, связанных с нарушениями взаимного расположения рабочих поверхностей и физико–механических свойств материала деталей.
3) Контроль на отсутствие скрытых дефектов (невидимых трещин и внутренних пороков).
4) Контроль размеров и геометрической формы рабочих поверхностей деталей.
2.2. Лабораторное оборудование
1) Блок цилиндров ВАЗ – 2101.
2) Нутромер индикаторный НИ 50–100 КЛ.1 ГОСТ 868–82.
3) Линейка поверочная ШД–630 ГОСТ 8026–92.
4) Комплект щупов.
2.3. Порядок выполнения экспериментальных исследований
1) Произвести измерения диаметров цилиндров, предварительно настроив нутрометр;
2) Проверить с помощью линейки и комплекта щупов плоскость разъема с головкой цилиндров.
2.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
Составить карту дефектации блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания автомобиля ВАЗ–2101 согласно позициям на эскизе 2.2.
Рисунок 2.2 – Эскиз блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания автомобиля ВАЗ–2101
2.5. Контрольные вопросы
1) Перечислить основные виды дефектов блока цилиндров.
2) Перечислить основные методы устранения перечисленных неисправностей.
3) Перечислить технические требования к блоку цилиндров после ремонта.
Источник
Дефектация блока цилиндров двигателя и гильз
Лабораторная работа № 1
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
1. Изучить технические условия на дефектацию бликов и гильз цилиндров.
2. Ознакомиться с устройством измерительных приборов, оснастки и методами измерений.
3. Приобрести навыки по дефектовке блоков цилиндров и гильз.
1. Подготовить исходные данные для дефектовки деталей.
2. Определить техническое состояние деталей.
3. Произвести сортировку деталей по результатам контроля.
4. Назначить способ ремонта детали.
5. Оформить отчет о результатах работы.
Оснащение рабочего места: лупа четырехкратного увеличения; резьбовая
калибр-пробка М II-6Н; калибр-пробка НЕ 25,04 мм; индикаторный нутромер НИ 18-50 (ГОСТ 868-82); штангенциркуль ШЦ-п-250-0,05 (ГОСТ 166-89); микрометр МК 100 (ГОСТ 4381-87); индикаторный нутромер НИ 100-160 (ГОСТ 862-87); линейка 200 мм; блок цилиндров и гильзы.
Общие сведения
В двигателях ВАЗ цилиндрами служат отверстия в блоке. В двигателях УМЗ-421 и его модификациях, ЗМЗ-406, ЗМЗ-409 установлены чугунные влитые в материал блока цилиндров гильзы сухого типа, т. е. несъемные. У двигателей ЗИЛ, КамАЗ, ЯМЗ и др. цилиндрами являются сменные гильзы. Для повышения износостойкости цилиндров в верхней части в них запрессованы короткие гильзы — вставки из легированного чугуна (нирезиста). Блоки цилиндров изготавливаются из чугуна СЧ 18, СЧ 15, СЧ 24, алюминиевых сплавов АЛ-4 и АЛ-9.
Блоки цилиндров могут иметь (см. рис. 12) механические повреждения (трещины, обломы, пробоины, обломы болтов и шпилек, срыв резьбы и др.), коробление, износ посадочных отверстий под подшипники и втулки, износ рабочих поверхностей с подвижными посадками, повреждение резьбы. Блок цилиндров в значительной степени определяет надежность работы двигателя, так как поверхности блока связаны между собой высокими требованиями по точности взаимного расположения.
Точность обработки блоков характеризуют следующие данные:
— точность отверстий под вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и под шейки распределительного вала по 7-му квалитету;
— конусность и овальность этих отверстий по всей длине блока допускается в пределах 50-70 % поля допуска на отверстие;
— отклонение от перпендикулярности осей цилиндров к оси коленчатого вала не более 0,03 — 0,07 мм на всю длину блока;
— отклонение от параллельности осей отверстий под коленчатый и распределительный валы не более 0,08-0,15 мм на всю длину блока;
— неплоскостность верхней и нижней плоскостей не более 0,02 — 0,08 мм на длине 100 мм, переднего и заднего торцев не более 0,08 — 0,12 мм на всю
7
Рис. 12. Основные дефекты блока цилиндров на примере двигателя
1 — пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера; 2 — износ торцов первого коренного подшипника; 3 — трещины и отколы; 4 — износ нижнего посадочного отверстия под гильзу; 5 — износ верхнего посадочного отверстия под гильзу; 6 — износ отверстий под толкатели; 7 — износ отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала;
8 — износ гнезд вкладышей коренных подшипников и их несоосность; 9 — износ отверстий под втулки распределительного вала
Появление указанных ранее дефектов, а также деформация и износ рабочих поверхностей вызывают следующие отказы, повреждения и нарушения:
— течь воды через наружные стенки блока и попадание воды в поддон картера;
— течь масла через крайние коренные подшипники и через соединение поддон и картера блока;
-схватывание рабочих поверхностей поршня и гильзы;
-повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы;
-кавитационное разрушение гильз;
— падение мощности двигателя и неравномерность его работы, повышенный износ и схватывание рабочих поверхностей коренных подшипников, выкрашивание антифрикционного слоя вкладышей, поломка
— повышенный шум и вибрации двигателя;
-увеличение расхода топлива и масла;
-падение давления масла в двигателе и др.
Гильзы цилиндров двигателей ЯМЗ и КамАЗ-740 изготавливают из
специального чугуна (НRС 42-50 и НRС 45-50 соответственно).
Основные дефекты гильз:
— износ зеркала цилиндра, который выражается в увеличении диаметра
(Dизн. до 0,15 мм) и сопровождается искажением геометрической формы, в результате износ цилиндра по длине приобретает форму неправильного
конуса (Dкон. до 0,2 мм), а по диаметру − овала (Dнецил. до 0,12 мм);
— износ, изменение формы и взаимного расположения верхнего и
нижнего установочных поясков относительно оси цилиндра;
— сколы и трещины любого размера и расположения;
— отложения накипи на поверхности, омываемой охлаждающей жидкостью, и на поверхности посадочных поясков;
— коробление, отколы, глубокие задиры или потеря натяга нирезистовой вставки гильзы.
Износы, механические и коррозионные повреждения устраняют
обработкой детали под ремонтный размер (РР) или постановкой дополнительных ремонтных деталей (ДРД), заваркой, а также синтетическими материалами. Деформации различного характера устраняют слесарно- механической обработкой. Ремонтные размеры цилиндров устанавливаются заводом-изготовителем и под них выпускаются поршни и кольца ремонтных размеров, которые приведены в табл. 2. Гильзы цилиндров двигателей КамАЗ-740 восстанавливают только под номинальный размер, так как поршни ремонтного размера не выпускаются. Восстанавливать гильзы можно пластинированием, т. е. установкой вставок, изготовленных из стальной ленты У8А, У10А или 65Г; наплавкой внутренней поверхности порошковой проволокой ПП-АН-124-0; индукционной центробежной наплавкой порошковой шихтой; термопластическим обжатием с использованием нагрева ТВЧ и др.
Марка двигателя | Номинальный диаметр, мм | Ремонтные размеры, мм | ||
I | II | III | ||
ВАЗ-2108 | 76,0+0,01 | 76,2+0,01 | 76,4+0,01 | 76,6+0,01 |
ЗМЗ-24, ЗМЗ-53 | +0,06 92,0 | +0,06 92,5 | +0,06 93,0 | 93,5+0,06 |
ЗИЛ-130 | 100,0+0,06 | 100,5+0,06 | 101,0+0,06 | 101,5+0,06 |
ЯМЗ-238 | 130,0+0,06 | 130,5+0,06 | — | — |
КамАЗ-740 | 120,0+0,03 | — | — | — |
Технические условия на расточку цилиндров двигателей.Поверхность зеркала цилиндра должна быть гладкой; допускаются заметные на глаз мелкие риски от резца. Шероховатость поверхности Ra = 1,25-1,0 мкм. Овальность и конусность расточенного цилиндра не должна превышать 0,02-0,03 мкм. После расточки цилиндры хонингуются.
Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 11102 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Лабораторная работа №8 «Технология дефектации и ремонта блока цилиндров двигателя»
Время выполнения работы -4часа
Цель работы
Закрепить и расширить знания по технологии ремонта и дефектации блока цилиндров двигателя.
Изучить принцип действия и освоить навыки работы со специальными измерительными приборами.
Материальное обеспечение и оборудование:
Рисунок 1 — Блок цилиндров с гильзами на лабораторном столе 1- блок цилиндров, 2- гильза, 3-лабораторный стол
Для выполнения лабораторной работы используется: стол лабораторный, блок цилиндров и гильзы, подлежащие дефектации, индикаторные инструменты НИ (ГОСТ868-82) с пределами измерения 18-50мм, 100-160мм, струбцина и набор мерных плиток для настройки индикаторного нутромера, микрометр МК(ГОСТ 6507-78), глубиномер ГИ-100 (ГОСТ 1620-91)
Последовательность выполнения работы:
-провести внешний осмотр блока цилиндров с целью выявления трещин и обломов с установлением размеров повреждений;
-измерить диаметры цилиндров (гильз) для определения износов, искажения геометрических форм;
-рассчитать овальность, конусность и величины общих износов цилиндров и гильз;
-заполнить дефектовочную ведомость и дать рекомендации по технологии ремонта блока цилиндров.
Краткие сведения из теории
Блок цилиндров двигателя относят к классу корпусных деталей. Наиболее крупными и сложными деталями кривошипно-шатунного механизма являются блок цилиндров и его головка (или головки). Блок цилиндров и головка цилиндров имеют сложную форму, поэтому их изготовляют литьем. Между ними для герметизации стыка установлена прокладка. Спереди (а иногда и сзади) также через прокладку к блоку крепится крышка распределительных шестерен. Все остальные детали кривошипно-шатунного механизма расположены в блоке цилиндров, их обычно объединяют в несколько групп. Блоки цилиндров различных двигателей отличаются по конструктивному исполнению. На рис.1. приведен блок цилиндров четырёхцилиндрового двигателя автомобиля «ВАЗ», а на рис.2.блок цилиндров двигателя ЗМЗ-53. Блок цилиндров отливают из чугуна (СЧ 21, СЧ 15) или из алюминиевых (например, АЛ 4) сплавов. Соотношение масс чугунных и алюминиевых блок-картеров составляет примерно 4:1.
Рисунок 2 — Головка и блок цилиндров V-образного восьмицилиндрового двигателя ЗМЗ-53: 1 — головка правого ряда цилиндров, 2 — гильза цилиндра, 3 — прокладка гильзы, 4 — направляющий поясок для гильзы, 5 — блок цилиндров, 6 — прокладка крышки распределительных шестерен, 7 — сальник переднего конца коленчатого вала, 8 — крышка распределительных шестерен, 9 — прокладка головки цилиндров
За одно целое с блоком отлита верхняя часть картера. В отливке блока цилиндров выполнены рубашка охлаждения, окружающая цилиндры, постели для коренных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала, а также места для установки других узлов и приборов. Чугунные блок картеры изготовляют или вместе с цилиндрами или со вставными цилиндрами — гильзами, а алюминиевые только со вставными гильзами. Уплотнение гильз в блоке осуществляется с помощью резиновых колец или прокладок 3 (см. рис. 2.). Тщательно обработанная внутренняя поверхность гильз (или цилиндров) называется зеркалом.
Головка закрывает цилиндры сверху; в ней размещены клапаны, камеры сгорания, свечи, форсунки. В головку цилиндров запрессованы направляющие втулки и седла клапанов. Плоскость разъема между головками и блоком цилиндров уплотнена сталеасбестовыми прокладками. Между головкой цилиндров и крышкой клапанов установлены пробковые или резиновые прокладки.
Головки отлиты из алюминиевого сплава или чугуна. Двигатели с рядным расположением цилиндров имеют одну головку, двигатели с V-образным расположением — две головки на каждый ряд (двигатель ЗИЛ-130), четыре — на каждые три цилиндра (двигатель ЯМЗ-240), восемь — на каждый цилиндр (двигатель К.амАЗ-740).Корпусные детали предназначены для крепления деталей агрегатов и имеют отверстия для установки подшипников, втулок, вкладышей, гильз, штифтов и резьбовые отверстия для крепления деталей; плоскости и технологические плоскости. При эксплуатации машин в корпусных деталях возможно появление следующих характерных дефектов:
— механические повреждения-повреждения баз: трещины, забоины, обломы шпилек;
— нарушение геометрических размеров, формы и взаимного расположения поверхностей
— — износ поверхностей (посадочных и рабочих) резьб;
— кавитационный износ отверстий, через которые проходит охлаждающая жидкость;
— нецилиндричность и некруглость отверстий и т.д.
Рисунок 3 — Дефекты гильзы цилиндра: 1-трещина, 2-облом гильзы
Износ внутренних цилиндрических поверхностей в корпусных деталях устраняют растачиванием под ремонтный размер при помощи дополнительных ремонтных деталей с последующей механической обработкой, электрохимических и эпоксидных покрытий, наплавкой и плазменным напылением.
Устранение дефектов в деталях из чугуна. При ремонте чугунных деталей применяют дуговую и газовую сварку, газопорошковую наплавку и пайку.
У деталей из чугуна сваркой заделывают трещины и отверстия, присоединяют отколотые части детали, наплавляют износостойкие покрытия.
Следует иметь в виду возможность плохого сплавления присадочного металла с основным металлом в связи с насыщенностью чугуна газами. Такой чугун может быть в деталях, работавших в машине длительное время при температуре 400°С и выше. Холодную сварку чугуна ведут без предварительного подогрева детали поэтому сварной шовохлаждается быстро. Это приводит к возникновению в зоне сварки больших напряжений и даже трещин.
Холодную сварку чугунных деталей можно также выполнять специальными стальными электродами и электродами из цветных металлов и сплавов.
Из группы специальных стальных электродов рекомендуется применять электроды ЦЧ-4 и электроды АНЧ-1. Электроды_ЦЧ-4 изготовляют из никельсодержащей проволоки с толстым покрытием содержащим титан. Шов имеет высокую прочность соединения, хорошо поддается механической обработке.
Сварка деталей из алюминия и его сплавов. Сварка и наплавка деталей из алюминия и его сплавов затруднена по следующим причинам:
-при сварке образуются тугоплавкие пленки оксидов А12О3 с температурой плавления 2050°С, в то время как температура плавления алюминия 660°С;
-алюминий и его сплавы в расплаве весьма жидкотекучи, а при остывании имеют большой коэффициент усадки и высокий коэффициент линейного расширения ;
-при температуре 400—500 0 С алюминиевые сплавы приобретают повышенную хрупкость, что способствует образованию при сварке трещин;
— алюминиевые сплавы обладают значительной растворимостью в расплавленном металле водорода, что способствует образованию пористого шва.
Детали из алюминиевых сплавов соединяют газовой или дуговой сваркой. При газовой сварке в качестве горючего используют ацетилен. Сварку выполняют нейтральным пламенем.
При дуговой сварке чаще всего применяют электроды ОЗА-2.
Источник