Общее диагностирование двигателя.
Лабораторная работа №1
1. Тема: Диагностирование двигателя в целом.
2. Цель: Изучить технологический процесс общего диагностирования контрольным осмотром, прослушиванием, а также уметь проверять работоспособность двигателя и его систем по встроенным приборам.
3. Задачи: Получить навыки по диагностированию двигателя в целом.
4. Студент должен знать:
Способы проверки технического состояния двигателя наружным осмотром, диагностические параметры, технику безопасности при диагностировании двигателя.
Проверять техническое состояние двигателя по встроенным приборам и прослушиванием во время его работы.
Методические указания для студентов при подготовке к
Занятию.
5.1 Литература:»Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» Епифанов.»Автомобили» Богатырев «Устройство и эксплуатация транспортных средств» Роговцев и д.р.
5.2 Вопросы для повторения:
— устройство основных систем двигателя автомобиля;
— основные неисправности возникающие в механизмах и системах двигателя и способы их устранения .
Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
Довести меры техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
6.2. Методические указания по выполнению работы:
6.2.1. Контрольный осмотр двигателя и его прослушивание.
ТО двигателя начинается с контрольного осмотра, заключающегося в выявлении его комплектности , наличия подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверки крепления двигателя и проводов (системы зажигания).
Следующим элементом осмотра является опробывание двигателя пуском. При этом проверяют легкость пуска, наличие дымления на выпуске, прослушиванием обнаруживаются резкие шумы и стуки. Одновременно проверяются равномерность и устойчивость работы двигателя на различной частоте вращения коленчатого вала, плотность креплений и соединений системы выпуска (прорыв газов) и показания контрольных приборов. Продолжительность одного пуска должна быть не более 20с. Повторный пуск проводится через 1-2 мин.
Контрольный осмотр двигателя позволяет выяснить его очевидные дефекты без применения диагностических средств и приступить к операциям обслуживания или ремонтным воздействиям.
Признаки неисправности | Структурные изменения | Способы диагностики и устранения дефектов |
1. Падение мощно-сти двигателя, уве-личенный расход топлива и масла, дымный выхлоп. | Износ или зазор цилиндров, износ поршневых колец, потеря ими упру-гости, поломка | Замерить: мощность двигате-ля, утечку сжатия воздуха, прорыв газов в картере, давление такта сжатия, угар масла. При необходимости заменить элементы. |
2. Стук поршней | Износ юбок поршней. | Прослушать двигатель стетоскопом. |
3. Пульсирующее дымление из венти-ляционной трубки | Трещины или прогар поршней в дизелях. | Замерить давление конца такта сжатия; Заменить поршни. |
4. Неравномерная работа двигателя, вода на электродах свечей. | Нарушение герме-тичности проклад-ки головки. | Замерить утечку сжатия воздуха. Заменить прокладку. |
5. Резкие стуки в двигателе, не исче-зающие при позд-нем зажигании. | Износ вкладышей шатунных подшипников. | Прослушать двигатель стетоскопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши. |
6. Частые и редкие стуки в двигателе при пуске и движе-ний с высокими скоростями. | Износ вкладышей шатунных подшипников. | Прослушать двигатель стето-скопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши. |
7. Резкие глухие стуки, хорошо слы-шимые при отпу-скании педали сцепления. | Износ вкладышей коренных подшипников. | Определить давление масла, при необходимости заменить масло. Определить износ, заменить вкладыши. |
8. Чрезмерные сту-ки, слышимые на всех режимах работы двигателя. | Выплавление вкла-дышей шатунных и коренных подшипников. | Давление масла равно нулю, коленвал шлифовать. |
Общее диагностирование двигателя.
Общее диагностирование двигателя производится по диагностическим параметрам, характеризующим общее техническое состояние двигателя, без выявления конкретной неисправности.
Такими параметрами являются:
мощность двигателя (или крутящий момент при определенной частоте вращении коленчатого вала), расход топлива и масла (угар).
Представление о техническом состоянии и, в частности, кривошипно-шатунного механизма может дать падение давления в системе смазки, угар (расход) масла и топливная экономичность в эксплуатации, которые выявляются на основании ежедневного учета или испытания пробегом.
Снижение давления масла ниже 0,04-0,05 МПа при малой частоте вращения коленчатого вала прогретого карбюраторного двигателя и 0,1 МПа дизельного двигателя указывает (при исправной системе смазки) на недопустимый износ подшипников двигателя. При 1000 об/мин давление в масляной системе карбюраторного двигателя по манометру должно быть не мене 0,1 МПа. Соответственно для дизельного двигателя эти величины составляют 0,4-0,7 МПа и 2100 об/мин.
Прослушивая двигатель при работе выявляют некоторые дефекты до проведения углубленной диагностики. Зоны прослушивания указаны на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Зоны прослушивания двигателя для определения дефектов различ
ных деталей: 1 – клапанов; 2 – поршневых пальцев, шатунных подшипников; 3 – Распределительных зубчатых колец; 4 – коренных подшипников; 5 — подшипников распределительного вала.
Для прослушивания двигателей используют различные стетоскопы рис.11.2.
Рис. 11.2. Стетоскопы: а — механический; б — электронный; / — стержень; 2 — мембрана; 3 — резиновые трубки; 4 — слуховые наконечники; J — пружинная пластина; 6— телефон-наушник.
Угар масла в исправном мало изношенном двигателе может составлять 0,5-1% от расхода топлива. Определяется он по фактическому расходу при эксплуатации. При значительном общем износе двигателя может достигать 4% и более от расхода топлива и сопровождаться дымлением. Для карбюраторных двигателей расход масла не должен превышать 3,5%, а для дизельных 5% от расхода топлива.
Топливная экономичность определяется методами ходовых и стендовых испытаний, а также по расходу топлива автомобилем на основании ежедневного его учета и сравнения с нормативными значениями. Однако, учитывая большое количество факторов, влияющих на расход топлива, последний метод может лишь ориентировочно отражать общее техничес-кое состояние двигателя.
6.3. Контрольные вопросы:
— контрольный осмотр двигателя и его прослушивание;
— проверка работоспособности систем двигателя по встроенным
Работу провел студент:
Работу принял руководитель:
Работу провел студент:
Работу принял руководитель:
Лабораторная работа №1
Контрольный осмотр двигателя.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Двигатель (марка):
1. Контрольный осмотр двигателя:
1.1. Наличие подтеканий:
1.2.Состояние и крепление проводов системы зажигания:
1.3.Состояние крепления приборов системы питания (карбюратора,бензонасоса, фильтра тонкой очистки топлива, топливопроводов):
1.4.Состояние натяжения ремня генератора и крепления генератора:
1.5. Проверка уровня охлаждающей жидкости и масла:
2. Запуск двигателя, прогрев и прослушивание. 2.1. Легкость запуска двигателя:
2.2. Прогрев до рабочей температуры и контроль давления масла в системе смазки:
— на минимальных оборотах холостого хода:
— на средних оборотах холостого хода:
Давление Масла (соответствует или не соответствует установленным требованиям):
2.3. Определение повышенных шумов и вибраций при работе (в области ГРМ, в области КШМ, работают ли все цилиндры двигателя):
2.4. Определение дымности выпуска отработавших газов:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
2.5. Определение исправности работы генератора и реле-регулятора по встроенным приборам:
2.6. Определение исправной работы термостата:
3. Заключение (сделать вывод об исправности двигателя):
Источник
Лабораторная работа №1 «Контрольный осмотр двигателя. Прослушивание двигателя. Проверка двигателя по встроенным приборам»
Пояснительная записка
Данное методическое пособие предназначено для выполнения студентами курса лабораторных работ ПМ.01 МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Раздел 2 «Технология обслуживания и ремонта автомобильного транспорта» в объеме 60 часов.
Целью данного курса лабораторных работ является закрепление у студентов теоретических знаний об обслуживании и диагностировании автомобилей путем выполнения данных работ непосредственно в ходе лабораторных занятий. Также на лабораторных занятиях студенты ознакомляются с устройством и принципом работы различного гаражного оборудования и непосредственно наблюдают его работу в ходе занятия.
Задачей выполнения студентами данных лабораторных работ является получение практических навыков по обслуживанию и диагностированию автомобилей с применением технических средств диагностирования и современных стендов.
Лабораторные занятия проводятся в лаборатории технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта на специально оборудованных рабочих местах группами по 3 человека на рабочее место.
Время выполнения работы 2 часа.
Форма отчета – письменная лабораторная работа и устный ответ на вопросы преподавателю по защищаемой работе.
при выполнении лабораторных работ ПМ 01. МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Раздел 2 «Технология обслуживания и ремонта автомобильного транспорта»
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПМ.01 МДК.01.02
ПМ 01. МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Раздел 2 «Технология обслуживания и ремонта автомобильного транспорта»
Тема работы | Количество часов |
Лабораторная работа №1 | |
Контрольный осмотр двигателя. Прослушивание. Проверка работы его систем по встроенным приборам | |
Лабораторная работа №2 | |
Диагностирование исправности КШМ и ГРМ по величине компрессии | |
Лабораторная работа №3 | 2 |
Проверка ГБЦ и протяжка болтов крепления ГБЦ. Регулировка тепловых зазоров клапанов ГРМ | |
Лабораторная работа №4 | |
Диагностирование систем охлаждения и смазки. Проверка работы термостата | |
Лабораторная работа №5 | |
Проверка электронных форсунок системы питания с впрыском бензина | |
Лабораторная работа №6 | |
Проверка датчика положения дроссельной заслонки | |
Лабораторная работа №7 | |
Проверка регулятора холостого хода | |
Лабораторная работа №8 | |
Диагностирование датчика массового расхода воздуха | |
Лабораторная работа №9 | |
Диагностирование датчика положения коленчатого вала | |
Лабораторная работа №10 | |
Проверка и регулировка форсунок дизельного двигателя | |
Лабораторная работа №11 | |
Проверка и регулировка ТНВД | |
Лабораторная работа №12 | |
Проверка и установка угла опережения впрыска топлива дизельного двигателя | |
Лабораторная работа №13 | |
Проверка и регулировка форсунок | |
Лабораторная работа №14 | |
Диагностирование систем зажигания при помощи мотор-тестера | |
Лабораторная работа №15 | |
Диагностирование электрооборудования переносными приборами | |
Лабораторная работа №16 | |
Проверка и регулировка света фар | |
Лабораторная работа №17 | |
Диагностирование приборов зажигания | |
Лабораторная работа №18 | |
Поверка и установка зажигания. Заряд аккумуляторной батареи | |
Лабораторная работа №19 | |
Диагностирование агрегатов трансмиссии | |
Лабораторная работа №20 | |
Диагностирование и регулировка сцепления | |
Лабораторная работа №21 | |
Измерение и регулировка углов установки передних колес | |
Лабораторная работа №22 | |
Проверка люфтов ступичных подшипников | |
Лабораторная работа №23 | |
Монтаж и демонтаж шин. Балансировка колеса | |
Лабораторная работа №24 | |
Ремонт шин и камер. Вулканизация | |
Лабораторная работа №25 | |
Диагностирование рулевого управления. | |
Лабораторная работа №26 | |
Проверка и регулировка стояночного тормоза | |
Лабораторная работа №27 | |
Диагностирование и регулировка гидравлического привода тормозных механизмов. Удаление воздуха из систем привода. | |
Лабораторная работа №28 | |
Диагностирование и регулировка пневматического привода тормозных механизмов | |
Лабораторная работа №29 | |
Диагностирование Д-1 на стенде с беговыми барабанами | |
Лабораторная работа №30 | |
Диагностирование Д-2 на стенде с беговыми барабанами |
Список используемой литературы.
1. Власов В.М. «ТО и ремонт автомобилей: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2012
2. Иванов, В.П. Ремонт автомобилей [Электронный ресурс]: учебник / В.П. Иванов, А.С. Савич, В.К. Ярошевич. – Минск, 2014.
3. Ремонт автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов/ Румянцев С.И., Боднев А.Г., Бойко Н.Г. и др.; Под редакцией С.И. Румянцева. – 2-е издание.
4. Датчики автомобильных электронных систем управления и диагностического оборудования:Учебное пособие/НабокихВ.А. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
5. Диагностирование автомобилей. Практикум : учеб. пособие / А.Н. Карташевич [и др.] ; под ред. А.Н. Карташевича. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2017. — 208 с.
6. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. Механизмы и приспособления: Уч. пос. / В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева и др. — М.: Форум, 2010. — 272 с.
Лабораторная работа №1 «Контрольный осмотр двигателя. Прослушивание двигателя. Проверка двигателя по встроенным приборам»
Цели работы:
1. приобрести практические навыки по выявлению отклонений в работе двигателя путем внешнего осмотра и прослушивания работы двигателя;
2. ознакомиться с контрольно-диагностическим оборудованием для внешнего осмотра и прослушивания двигателя и с его работой;
3. изучить список и последовательность регламентных работ при контрольном осмотре бензинового двигателя.
Оборудование рабочего места:
1. Раздаточный материал;
2. Стетоскоп электронный;
3. Четырехкомпонентный газоанализатор;
4. Технический эндоскоп на базе ПК;
5. Мотор-тестер на базе ПК;
6. Лазерный пирометр.
Ход работы:
1. Составить конспект теоретической поддержки:
Источник