- Причина образования конденсата в двигателе автомобиля
- Откуда в двигателе вода и чем она черевато?
- Признаки воды в масле
- Причины, по которым вода попадает в масло
- Эксплуатация зимой
- Эксплуатация летом
- Белый налет на масляной крышке
- Чем опасна вода в масле
- Конденсат в машине — откуда берется и как с ним бороться?
- Конденсат в глушителе
- Вода в бензобаке
- Водяные пары в двигателе
- Конденсат в салоне автомобиля
- Капли в багажнике
Причина образования конденсата в двигателе автомобиля
Образование конденсата в автомобиле не приведёт ни к чему хорошему, а скорее, даже наоборот, причинит ущерб. Тем более сейчас, когда на улице зима, и влага переходит из газообразного состояния в жидкое, а потом в твёрдое. Одна из проблем этого, что мы с вами подобное явление даже не замечаем. Мы говорим о конденсате. Какова причина образования конденсата в двигателе автомобиля и в остальных системах и агрегатах, расскажет эта статья.
Конденсат (лат. condensatus — уплотнённый, сгущённый) – продукт, переходящий при снижении температуры из газообразного состояния в жидкое вещество. Конденсация пара происходит в атмосфере практически постоянно. И происходит это не только там. То же самое происходит и в ваших автомобилях, а точнее, в различных его системах: в масляной системе и в топливной, в системе охлаждения и в системе выхлопа. Конденсат также скапливается и в салоне вашего автомобиля, и в закрытых полостях кузова. Как много это приносит вреда? Сейчас мы об этом расскажем.
- Вода в глушителе
Конденсат начинает образовываться в выхлопной системе сразу, как только вы заглушили двигатель автомобиля. Снаружи система остывает гораздо быстрее, чем внутри. Поэтому внутри выхлопной трубы тут же появляются росинки. Через несколько часов роса замёрзнет, а как только вы заведёте двигатель, она растает и начнёт капать из трубы. Многие авто-владельцы не видят ничего хорошего в том, в каких количествах выливается вода из выхлопной трубы. Но специалисты говорят и настаивают на том, что это не приносит никакого вреда.
Наличие конденсата в трубе как раз говорит о том, что двигатель вашего автомобиля в норме. Количество конденсата зависит от особенностей эксплуатации. Если в холодную погоду вы совершаете поездки на вашем автомобиле, это как раз и приводит к образованию конденсата. Особенно активно это происходит с автомобилями, которые прогревают с помощью авто-запуска. За 10-20 минут труба прогревается, но конденсат успевает оттаять, но не испаряется. И поэтому он начинает выливаться, как только тронетесь с места. Если при прогреве как следует нажать на педаль газа, то вода тут же выливается.
Вывод один — сама вода в выхлопной трубе вреда не наносит. Вода в трубе — не признак поломки. Но повредить авто она может, ведь конденсат — основная причина внутренней коррозии глушителя. Зимой это происходит не быстро, но весной и летом ржавчина образуется стремительно. Зимой автомобилисты жалуются на обмерзание глушителя после длительной стоянки. За 2-3 суток глушитель может замёрзнуть настолько, что машина откажется заводиться. На автомобильных форумах предлагают сделать отверстие в резонаторе, чтобы вода могла стекать через неё. Но продавцы выхлопных систем категорически не согласны с этим. Так глушитель заржавеет намного быстрее, а вокруг дырки начнёт появляться коррозия. Подумайте сами – если бы проблему с конденсатом в выхлопе можно было решить таким простым способом, то производители уже давно бы поступили таким образом.
- Вода в двигателе
Этот белесый налет на крышке масло-заливной горловины – тоже вода. А проще – признак присутствия воды. Эти отложения потрепали немало нервов неопытных автомобилистов. Ведь аналогичная «пена», но только в гораздо большем количестве, появляется на крышке клапанов двигателя в результате повреждения прокладки ГБЦ и попадания в масляную систему антифриза. При таком событии ещё также и перегревается двигатель. Если этого не происходит, то бояться нечего.
Это тоже конденсат, после остывания двигателя автомобиля он останется на его верхней части. Причина образования конденсата в двигателе автомобиля — налёт образуется при смешивании воды с маслом. После запуска двигателя налёт тут же смоется с крышки клапанов, и останется лишь на крышке масло-заливной горловины. Образование этого налёта совсем не говорит о том, что масло следует менять. Количество воды в масле малое, и на его качестве не играет никакой роли.
- Вода в бензобаке
Вода в баке может появиться не только при конденсации воздуха. Вода может попасть в бензобак и вместе с бензином, особенно, если вы заправитесь на старенькой заправке. На современных АЗС вода в ваш бензобак не попадет. Конденсат на внутренних поверхностях бензобака появляется у тех, кто оставляет машины в тёплых помещениях и не ездит с полупустым баком. Всё просто, чем больше в баке свободного места, тем больше воздуха, соответственно, и концентрация конденсата будет более высокой. Но если вы оставляете машину на улице, то роса не выпадет, т.к. температура воздуха в баке и на улице будет несильно отличаться. Совсем наоборот будет, если машину оставить в тёплом гараже.
Вода в баке – не совсем хороший знак. Ничего не изменится, если воды в баке мало, в ином случае вода приведёт к перебоям в работе топливного насоса и свечей зажигания. Гораздо опаснее будет наличие конденсата в дизельных двигателях, поскольку это может привести к перемерзанию топливо-проводов и фильтра тонкой очистки. Воды в бензобаке следует остерегаться. Сейчас существует множество различных марок — удалителей воды из бензобака. Они преобразуют воду в соединения, которые спокойно проходят и сгорают. К тому же, такую жидкость следует заливать в бензобак всего один раз в год.
- Вода в кузове
Влага во внутренних полостях образуется лишь в случае перепада температур. Зимой это происходит только с хранением автомобиля в гараже, а вот весной, летом и осенью это происходит часто. Летом днём кузов сильно прогревается, а ночью остывает. В этом случае роса образуется также и во внутренних поверхностях. И если снаружи кузов очень быстро просыхает, стоит только проехать несколько километров с ветерком, то конденсат, скопившийся внутри, начинает исподволь «точить» кузов. Но специалисты уверяют, что это страшно только для отечественных автомобилей.
В порогах и в дверях влаги всегда много. Стоит машине немного побыть в тепле, как сразу конденсат капает с дверей и заглушек порогов, но, ни в одной иномарке это не привело к коррозии изнутри. Это причина заводской защищённости кузова. Чем не могут похвастать российские автомобили. Лучше сделать антикоррозийную защиту, иначе кузов придётся ремонтировать уже через несколько лет.
Конденсат образуется практически во всех автомобильных системах. Ко всем перечисленным системам можно добавить систему кондиционирования салонов автомобиля, куда вода тоже попадает, хоть и реже. Главное нужно выполнять простые рекомендации по удалению конденсата, чтобы избавить себя от значительных затрат на ремонт.
Откуда в двигателе вода и чем она черевато?
Вода в масле – такая фраза зачастую пугает автовладельца, после чего его может хватить удар или же просто приступ паники. На самом деле все не так плохо, об этом мы и расскажем в статье.
Есть несколько способов определить воду в масле, все они применим практически ко всем видам смазочных материалов. Для начала, определимся, откуда берется вода в системе смазки двигателя.
Признаки воды в масле
Итак, начнем с того, что двигатель все-таки неисправен, и жидкость попадает туда не по своей воле. Есть несколько признаков, по которым это можно узнать:
- Убывание антифриза. Первое, что надо проверить при таких подозрениях – это уровень охлаждающей жидкости.
- Измененный оттенок масла. Тут все не так просто, потому что такие вещи можно рассмотреть только «набитым» глазом. С другой стороны, не трудно увидеть, что масло становится как бы ржавым. Дело в том, что детали при наличии воды окисляются, и масле на самом деле присутствует ржавчина.
- Белый налет на щупе. В таком случае доля воды в масле уже достаточно велика. Тут даже не желательно запускать двигатель, наверное, не надо объяснять почему.
Пожалуй, на этом все. Конечно, при наличии серьезных подозрений, но без видимых причин, есть еще один вариант.Берется простая металлическая емкость, немного масла из двигателя и кипятится. Наверное, все видели, как «стреляется» картофель, уложенный в горячее масло. Дело в том, что вода просто резко выкипает, вот и весь секрет. Если воды нет, то масло будет просто дымиться.
Причины, по которым вода попадает в масло
Как уже говорилось выше, одним из признаков является убывание охлаждающей жидкости. Если это так, то есть несколько вариантов:
- Негерметичность головки блока цилиндров. Бывает так, что прокладку «пробивает» сопровождается это характерным свистом, поэтому диагностике поддается достаточно легко.
- Негерметичность патрубков. Тоже распространенная проблема, но мест, где охлаждающая жидкость соприкасается с маслом достаточно мало. Тоже легко определить.
- Трещина в «рубашке» двигателя. Тут уже ничем не поможешь, такие детали нужно только менять.
Но бывает и так, что вода в масле – это не следствие неисправности, а естественный ход вещей. Зачастую проявляется это при коротких поездках, особенно зимой, а и летом не все так гладко. Итак, посмотрим на каждое время года отдельно.
Эксплуатация зимой
Проблема зимы заключается в низкой внешней температуре. Двигатель запустили, прогрели, поехали куда надо, вернулись и поставили автомобиль. Пожалуй, это самый распространенный сценарий использования авто.
Так, вот, над уровнем масла в двигателе есть свободное пространство, которое заполнено воздухом. Неважно, откуда он там, просто он есть. Но при этом его влажность, как правило, выше, чем во внешней среде, потому что масло покрывает все внутренние части. А в нем применяются так называемые эстеры, они призваны сыграть роль, своего рода, силикона, дабы сохранить смазывающие свойства. Так вот эти самые эстеры очень гигроскопичны. Это значит, что они впитывают в себя влагу. Таким образом, со временем, влажность воздуха в картере двигателя достигает 90 процентов.
Дело в том, что циркуляция одного и того же количества воды в картере не так критична, как постоянное пополнение. Картерные газы, которые прорываются через поршневые кольца, так же имеют некоторое количество влаги, а значит общая концентрация возрастает.
Эксплуатация летом
Летом, как может показаться, нет такой болезни, потому что перепадов температур нет. На самом деле, частично это так. Но есть другая проблема. А заключается она в том, что влажность воздуха в летнее время значительно выше, а значит вода в картере набирается быстрее. Теперь посмотрим в общем. Изначально нормальным является количество воды в масле в количестве до 5 граммов на 1 литр (0,5%).
Именно таким оно продается в магазине. Если норма превышена, партия отправляется в брак. С одного кубометра воздуха при температуре 90 градусов (рабочая температура) осядет порядка 500 граммов воды.
Средний объем воздуха в картере составляет примерно 20 литров. Это значит, что при влажности в 60% двигатель получит около 6 граммов при одном остывании. Возьмем средний объем масла в двигателе 6 литров. Итого получим концентрацию воды в масле 0,01%. Это средние цифры. В году 365 дней, соответственно, двигатель получит дозу влаги в размере 0,365%. Не включаем сюда дни с повышенной влажностью. Таким образом, вода в масле может появиться просто от времени.
Белый налет на масляной крышке
Чем опасна вода в масле
Выше уже говорилось о том, что автовладельцы боятся воды в масле как огня. Но чем же обоснованы все эти страхи? Итак, вот несколько последствий, о которых стоит задуматься. Пожалуй, своевременная замена масла будет гораздо более выгодным и меньшим вложением средств в автомобиль.
Последствия воды в масле:
- Такое масло становится эмульсией, а значит у него повышается плотность. Соответственно и текучесть снижается. Поэтому логично предположить, что все это приведет, рано или поздно, к необходимости ремонтировать двигатель. А именно, те его части, которые смазываются под давлением (коленвал, распредвал, поршневые пальцы).
- Эмульсия остается в полостях, где коксуется, а потом там и остается. Это чревато залеганием колец в поршнях.
- Как и любая неисправность, которая хоть как-то связана с поршневой группой, это ведет к повышенному расходу топлива.
Конденсат в машине — откуда берется и как с ним бороться?
В каких отсеках автомобиля может появляться влага?
Влага оседает на поверхностях, если температура окружающей среды понижается до так называемой точки росы. При похолодании количество водяных паров, которое может вместить воздух, уменьшается. В результате излишки воды образуют конденсат, который мы наблюдаем в виде мелких капель.
Многие автомобилисты не понаслышке знают о проблеме избыточной влажности в машине. Причем конденсат может скапливаться не только на стеклах, затрудняя водителю обзор. Капли воды формируются в различных отсеках и системах транспортного средства. У каждого из таких явлений есть свои причины.
Конденсат в глушителе
Иногда такое положение вещей может являться нормальным. А иногда вода, капающая из глушителя, свидетельствует о наличии серьезных проблем.
При работе двигателя выхлопная система всегда нагревается. Как только мотор останавливается, внутри нее начинает оседать влага. Это связано с тем, что выхлопная труба снаружи остывает намного быстрее. В мороз капли замерзают, покрывая глушитель изнутри ледяной коркой. После запуска двигателя она начинает таять, но испариться не успевает, поэтому образовавшаяся вода выплескивается наружу.
Источник изображения: i.ytimg.com
Небольшое количество конденсата говорит об исправной работе выхлопной системы. В холодную погоду появление некоторого количества жидкости из глушителя неизбежно. И ничего страшного в этом нет.
Данный симптом может быть опасен, если он вызван попаданием в цилиндры антифриза. В этом случае помимо жидкости из выхлопной трубы появляется густой белый дым. Такое наблюдается при:
разрыве, прогорании или нарушении герметичности прокладки головки цилиндра;
появлении в каналах рубашки охлаждения блока цилиндров трещин;
деформации головки цилиндра (например, из-за неверно затянутых гаек).
Такие поломки являются критичными. Если немедленно не устранить их, двигатель может полностью выйти из строя и ему потребуется дорогостоящий трудоемкий ремонт.
Еще одна причина появления жидкости из глушителя − некачественное топливо. В горючем могут присутствовать отдельные молекулы воды. Их количество, как правило, невелико. Все зависит от условий хранения и транспортировки бензина. Но если топливо низкосортное, то воды в нем может содержаться больше, чем это допустимо. Ситуация способна вызвать гидроудар и другие фатальные для мотора последствия. Поэтому ни в коем случае не заправляйтесь на сомнительных АЗС и старайтесь не экономить на топливе.
Вода в бензобаке
Влага попадает внутрь резервуара несколькими путями:
с некачественным горючим;
из-за высокой влажности воздуха при заправке автомобиля;
при попадании снега и дождевых капель в горловину бака.
Вода, однажды попавшая в бензобак, будет в нем циркулировать. Она не смешается с горючим, а осядет на дне, образуя прослойку. При помещении автомобиля зимой в теплый гараж на стенках емкости начнет образовываться конденсат.
Источник изображения: r-scale-f9.dcs.redcdn.pl
Водителя должны насторожить подергивания автомобиля во время движения, перебои в работе двигателя, потеря мощности и плохой разгон. Глушитель может «чихать» и издавать другие неестественные звуки. А зимой молекулы воды могут кристаллизоваться прямо в топливной магистрали, создав для горючего механическую преграду. Появятся проблемы с запуском мотора.
Воду можно удалить, налив в бак небольшое количество чистого этилового спирта. Некоторые используют тонкий шланг, отсасывая воду со дна и сливая ее в отдельную емкость. Удаление влаги, попавше й в систему подачи горючего, производится через топливную рампу.
Водяные пары в двигателе
Наличие конденсата в моторе можно распознать по беловатому налету на внутренней стороне крышки маслозаливной горловины. Данное явление нередко говорит о наличии проблем, которые требуют вмешательства.
Частая причина появления такого налета − езда с непрогретым двигателем. После ночной стоянки двигатель и окружающая среда имеют одинаковую температуру. При запуске мотора внутри его полостей начинают образовываться капли, которые при дальнейшем прогреве испаряются. В противном случае конденсат смешивается с маслом, образуя эмульсию белого или желтоватого цвета.
На морозе молекулы воды, находящиеся в системе, кристаллизуются, затрудняя движение картерных газов. В результате этого при недостаточном прогреве масло может выдавить через щуп. Поэтому важно ждать, пока мотор достигнет минимальной рабочей температуры.
Конденсат на крышке горловины может образовываться при смешивании масла с антифризом, если последний попадет в цилиндры. Причины этого уже упоминались выше. Такая поломка требует срочного посещения СТО.
Конденсат в салоне автомобиля
Здесь все просто: влага в салон почти всегда попадает извне. Она накапливается в обивке и сиденьях, а при включении печки начинает испаряться. Это происходит во время дождя, при снегопаде (если водитель или пассажиры не стряхнут снег с обуви) и пр.
Источник изображения: prosedan.ru
Для решения проблемы обычно достаточно просушить салон. Даже в холодное время года примерно 1 раз в неделю следует включать кондиционер. Он поможет осушить воздух и оздоровить микроклимат. Летом машину периодически нужно оставлять на солнце, настежь открыв все двери.
Если конденсат продолжает появляться, проверьте герметичность уплотнительных резинок. Иногда появление влаги в старых карбюраторных автомобилях сопровождается запахом бензина. Это − признак износа уплотнителей на границе салона и моторного отсека. Также нелишне проверить все вентиляционные отверстия.
Капли в багажнике
Такое часто случается из-за неправильно прикрепленного спойлера. Обычно для этого используют болты и двусторонний скотч. Если он размокнет и отойдет, под конструкцию начнет просачиваться вода, которая будет проникать внутрь кузова и собираться на дне багажника. Нагревающийся глушитель заставит влагу испаряться.
Для устранения проблемы необходимо обезжирить поверхности и обработать их герметиком. Также стоит проверить уплотнитель багажника, задние фонари и все резиновые заглушки.
Итак, забота о состоянии автомобиля должна быть комплексной. В случае с конденсатом важно понимать сам механизм этого физического явления. И тогда найти оптимальное решение будет намного проще.