- Перегрев. Что делать, если кипит двигатель
- Почему кипит двигатель
- Причины перегрева двигателя
- Следим за температурой двигателя
- Что делать при перегреве двигателя
- Что точно НЕ делать при перегреве
- Профилактика перегрева
- Закипел на дороге: причины перегрева двигателя автомобиля
- По каким причинам двигатель в машине может перегреться
- Недостаточное количество антифриза
- Выход из строя вентилятора охлаждения
- Выход из строя термостата
- Оборванный ремень вентилятора
- Загрязненный радиатор охлаждения
- Температура закипания и вспышки моторного масла
- Как расшифровать термины «рабочая температура масла» и «плюсовые» отклонения от данного показателя?
- Чем характерен процесс «кипения» масла?
- По каким признакам можно определить, что смазка закипела?
- Чем может быть опасна высокая температура?
- Заключение
Перегрев. Что делать, если кипит двигатель
Замерший у обочины автомобиль, открытый капот, растерянные люди в клубах пара… Все видели эту картину на дороге летом, проезжая мимо и сочувствуя. А как действовать в такой ситуации самому? Разбираемся, почему кипит двигатель, как следить за его температурой и что делать при перегреве.
Почему кипит двигатель
Сразу оговоримся: кипит не сам двигатель, а его охлаждающая жидкость ( антифриз ). А двигатель при этом перегревается, причём существенно. По правде, довести антифриз до кипения довольно трудно — для этого требуется температура примерно 130 °C, поскольку жидкость в системе охлаждения находится под давлением (при исправной крышке радиатора). Нормальный температурный режим мотора: 80–90 °C. То есть даже при перегреве двигателя на 20–30 °C до кипения антифриза ещё далеко.
Откуда же тогда берутся клубы пара из-под капота? Всё просто: при повышении температуры антифриз расширяется, переполняя расширительный бачок радиатора, и выливается наружу — на раскалённый двигатель, трансмиссию и другие узлы. При этом он теряет давление, которое помогало ему не кипеть внутри системы охлаждения. Попав в подкапотное пространство, антифриз закипает, почти как вода (при температуре около 100 °C), и интенсивно испаряется — отсюда и пар.
Причины перегрева двигателя
Перед тем, как ответить на вопрос «что делать» при перегреве, нужно определиться с другой дилеммой: кто виноват? Действия при разных причинах перегрева мотора отличаются, поэтому коротко разберём основных «виновников».
Причины перегрева двигателя:
- Низкий уровень антифриза. Охлаждающей жидкости может быть недостаточно, чтобы эффективно охлаждать мотор. Как правило, уровень антифриза падает из-за утечки.
- Заклинивание термостата. Если термостат не полностью открылся, то в радиатор попадает лишь часть антифриза, что не даёт ему нормально охлаждаться.
- Засорение радиатора. Насекомые, листва, тополиный пух — всё это забивает соты радиатора, препятствуя отводу тепла.
- Отказ вентилятора охлаждения. Электрические вентиляторы сгорают, а механические (приводимые напрямую от двигателя) вращаются вхолостую при поломке вискомуфты.
- Износ или отказ помпы. Из-за некачественного или старого антифриза крыльчатку водяного насоса постепенно «съедает», что ухудшает циркуляцию антифриза. А при обрыве приводного ремня помпа полностью останавливается.
- Потеря герметичности системы охлаждения. Самый простой вариант — поломка крышки радиатора. Самый сложный — пробой прокладки ГБЦ и прорыв картерных газов в систему.
- Система охлаждения просто не справляется. Некоторые автомобили предрасположены к перегреву под нагрузкой даже при полностью рабочей системе охлаждения — она просто недостаточно эффективна из-за слишком тесного подкапотного пространства, инженерных просчётов или экономии.
Как видно, причин для перегрева двигателя довольно много. Но большинство из них вполне позволяют доехать до дома или сервиса своим ходом, без экстремальных сценариев с клубами пара и эвакуатором. Правда, для этого перегрев нужно вовремя заметить — то есть следить за стрелкой температуры.
Следим за температурой двигателя
На приборной панели большинства автомобилей всё ещё есть полноценный указатель температуры двигателя. К сожалению, на некоторых новых моделях его начали заменять на контрольные лампочки: синяя предупреждает о холодном двигателе, жёлтая или красная — о слишком горячем. Ориентироваться на них не очень удобно, но выбирать не приходится.
Стрелочные указатели тоже подверглись упрощению — конкретные значения температуры на них давно не наносят. Средняя риска шкалы соответствует температуре
86 °C и является нормальным режимом работы. Всё, что после неё в сторону буквы H (Hot, «горячий») — перегрев. Красная риска рядом с «H» соответствует температуре около 130 °C, когда антифриз уже кипит.
Обращайте внимание на указатель температуры, особенно в тяжёлых для двигателя условиях: в летних пробках, на затяжных подъёмах, на бездорожье. Если температурная стрелка перешагнула середину шкалы, нужно принимать срочные меры.
Что делать при перегреве двигателя
Как правило, при перегреве двигателя у водителей возникают почти гамлетовские вопросы. Глушить или не глушить? Останавливаться или ехать дальше? Сложность в том, что правильные действия зависят от причин перегрева (о которых мы говорили выше). Понятно, что при кипящем моторе водителю не до комплексной диагностики — решение нужно принимать быстро. Универсальным индикатором здесь служит работоспособность печки, которую можно считать экспресс-тестом. Итак, вот простой алгоритм, что делать, если стрелка температуры двигателя полезла вверх:
- Включите печку на максимум. Да, включать в летнюю жару отопитель не очень приятно, но это единственный способ быстро и безопасно охладить мотор. Печка является частью системы охлаждения и забирает из неё тепло — это и нужно при перегреве. Задайте на климат-контроле максимальную температуру и обдув, выключите кондиционер (он нагружает двигатель) и откройте окна, чтобы не закипеть самому.
- Если после ваших действий из воздуховодов подул горячий воздух — отлично, значит антифриз в системе есть, и вы успешно отводите лишнее тепло. В этом случае глушить мотор точно не стоит : пока он работает (пусть и при повышенной температуре), продолжает работать и помпа, обеспечивая циркуляцию антифриза и плавное охлаждение двигателя. Останавливать машину также не надо — набегающий поток воздуха охлаждает антифриз в радиаторе, снижая температуру двигателя. Лучше всего продолжать движение, уменьшив обороты, чтобы нагрузка на мотор была минимальной. Идеальный сценарий — катиться накатом с горы. А вот если впереди затяжной подъём, то лучше всё-таки остановиться: форсирование перевала только усугубит перегрев. Вместо этого встаньте на обочине с работающим двигателем, откройте капот (лучше в перчатках, чтобы не обжечь пальцы об радиатор), оставьте печку включенной на максимум и ждите снаружи, пока температура не вернётся к нормальному значению.
- А вот если из печки дует холодным воздухом — всё плохо: антифриза в системе нет, либо его уровень критически низок. В этом (и только в этом) случае нужно останавливаться, глушить мотор и очень долго ждать, пока он остынет. Затем доливать в радиатор антифриз (в крайнем случае — дистиллированную воду) и ехать в сервис — бесследно для двигателя такое приключение обычно не проходит.
Что точно НЕ делать при перегреве
А вот список ошибочных действий водителей, которые не только не помогут при перегреве двигателя, но и усугубят последствия.
- Открытие радиаторной крышки, «чтобы быстрее остыло». Никогда не открывайте пробку радиатора на горячем двигателе (а на перегретом — тем более). Во-первых, это очень опасно: вы можете получить серьёзные ожоги. Антифриз в радиаторе находится под большим давлением, и отворачивание крышки устроит под капотом настоящий гейзер из кипятка. Во-вторых, это просто бессмысленно, ведь давление в системе (а оно сохраняется и при заглушенном двигателе) не даёт антифризу кипеть. Резкий сброс давления вызовет не остывание, а локальное кипение охлаждающей жидкости в самых горячих местах мотора, что приведёт к его повреждению и дорогому ремонту.
- Поливание двигателя холодной водой, «чтобы остудить». Вспомните, что мы делаем на кухне с только что сваренным яйцом? Опускаем в холодную воду — так скорлупа станет хрупкой и легко очистится. Чтобы не превратить горячий двигатель в подобие скорлупы, никогда не лейте на него воду — резкий перепад температуры пойдёт только во вред.
- Доливка антифриза или воды в ещё не остывший мотор. Физика процесса похожа на предыдущий пункт: смешивание горячей и холодной жидкостей внутри радиатора может привести к повреждению металла и разрыву сот. Дождитесь, пока двигатель остынет, прежде чем заливать в него что-либо.
Профилактика перегрева
Обычно двигатель не перегревается просто так. Взгляните ещё раз на причины перегрева в начале статьи — их нужно исключить одну за другой, если вы столкнулись с повышением температуры в поездке. Вот что можно сделать самостоятельно прямо в дороге:
- Проверьте внешнее состояние радиатора — возможно, он забит листвой или тополиным пухом. Обычно мусор скапливается в узком пространстве между радиаторами двигателя и кондиционера — достать его в полевых условиях можно с помощью тонкой ветки. Но соблюдайте осторожность: не погните мягкие соты и не обожгитесь.
- После того, как мотор остыл, проверьте уровень антифриза и долейте его при необходимости — и в радиатор, и в расширительный бачок.
Если причина перегрева не очевидна, придётся посетить сервис — там проверят работу всех элементов системы охлаждения. Не помешает и заменить антифриз , особенно если он отработал больше 2 лет. И конечно, всегда нужно следить за указателем температуры, чтобы вовремя среагировать на её рост — простая внимательность может спасти двигатель.
Закипел на дороге: причины перегрева двигателя автомобиля
Перегрев автомобильного двигателя в дороге — один из самых неприятных сюрпризов для водителя. Превышение температурных норм в двигателе сопряжено не только с потенциальными угрозами эксплуатации такого авто, но также с неминуемыми расходами на весьма дорогостоящий ремонт. Данное явление, как правило, имеет место при попадании в большие пробки на дорогах. С чем связан перегрев автомобильного двигателя, и на что следует обратить внимание водителю во избежание такой неприятной ситуации?
По каким причинам двигатель в машине может перегреться
Существует несколько основных причин, которые приводят к тому, что датчик термометра двигателя стремительно направляется к опасной зоне и влечет за собой перегрев системы, если автомобиль вовремя не глушится. Важно разобраться с наиболее распространенными из них.
Недостаточное количество антифриза
Пониженный уровень охлаждающей жидкости (антифриза) — одна из самых частых причин, ведущих к перегреву двигателя в автомобиле. Система охлаждения в машине построена таким образом, чтобы в процессе своей циркуляции антифриз отводил лишнее тепло, образующееся в момент эксплуатации двигателя. Отсутствие достаточного количества охлаждающей жидкости приводит к накоплению тепла от двигателя, и, соответственно, к нагреванию механизмов.
Некоторые водители рекомендуют запустить печку в салоне машины, если температурный датчик показывает больше 90 градусов. Считается, что таким образом лишнее тепло уходит в салон авто, однако, данный метод уместен и эффективен далеко не всегда. При минимальном уровне антифриза в системе включение печки не сможет препятствовать перегреву мотора.
Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе — первое, что должен сделать водитель в том случае, если заметил стремительное приближение температурного датчика к отметке 90 градусов и опасной «красной» зоне.
Выход из строя вентилятора охлаждения
К перегреву мотора нередко приводит и сбой в работе электрического вентилятора, который при вращении подает в радиатор холодный воздух извне. Отсутствие вращения лопастей вентилятора в момент эксплуатации авто не дает возможности двигателю снизить рабочую температуру вовремя.
Остановка машины для проверки работоспособности электровентилятора — первая необходимая мера при выявлении стремительной активности температурного датчика в сторону нагревания. Если окажется, что вентилятор не крутится, водителю следует определить причину поломки. Их может быть несколько:
- Плохой работающий контакт питания
Для проверки контакта электровентилятора следует снять жгут питающих его проводов. Протестировать работоспособность проводов можно, подсоединив их напрямую к аккумулятору. Если поломка в жгуте, вентилятор заработает сразу.
- Поломка в датчике включения вентилятора
Температурный датчик — элемент, который отвечает за своевременное включение электровентилятора после того, как температура антифриза достигла определенной отметки. Проверить исправность датчика включения можно аналогичным способом: жгут проводов питания следует снять, а контакты вентилятора — замкнуть. При отсутствии иных поломок вентилятор заработает.
Выход из строя термостата
Поломка термостата — одна из самых частых причин перегрева мотора при езде машины на высоких скоростях, и, как следствие, увеличенной нагрузки на всю двигательную систему. В этот момент мотор в автомобиле требует более интенсивного охлаждения. В этих целях в охлаждающую систему подается большее количество антифриза, при этом, непосредственной задачей термостата является качественная и своевременная регулировка данного процесса.
В то же время, нередки случаи, когда термостат выходит из строя: к примеру, не открывается. Следствием сбоя его работы является нехватка антифриза в определенной области системы, что приводит к ускоренному нагреву мотора и скачку температурного датчика до критических значений.
Оборванный ремень вентилятора
Ременной привод также является одним из элементов управления вентилятором охлаждения в автомобиле. В машинах с таким механизмом поломка вентилятора может быть связана непосредственно с обрывом самого ремня. Восстановить нормальную работоспособность вентилятора можно лишь путем замены самого ремня.
Загрязненный радиатор охлаждения
Одной из возможных причин перегрева мотора в авто может быть также и сильная загрязненность радиатора охлаждения. Как правило, такие ситуации имеют место в автомобилях, пробег которых превышает 90 тыс. километров.
Ежегодная полная промывка радиатора охлаждения — обязательная процедура, которая необходима во избежание неприятных сюрпризов, связанных с перегревом двигателя. Специалисты также советуют производить замену антифриза параллельно с очисткой радиатора.
В заключение следует отметить важность регулярной диагностики системы охлаждения и других ключевых элементов в ведущих механизмах автомобиля. Водителю стоит помнить также и о своевременной проверке уровня масла в двигателе — достаточное его количество обеспечивает уменьшение нагрузки на сам мотор, и тем самым, также препятствует внезапному перегреву.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал !
Залогом безопасного вождения являются качественные шины, которые ждут Вас на сайте ШИНСЕРВИС .
Температура закипания и вспышки моторного масла
Если вы ни разу не сталкивались с закипанием масла в ДВС, то я могу сделать один из двух выводов – либо вы отличный хозяин и хорошо заботитесь о своем автомобиле, либо вам просто до сих пор везло. На самом деле, проблема весьма распространенная. Как наступает весеннее-летний период, так клиентов у нас в СТО прибавляется. Люди обращаются именно с этим вопросом.
Стоит сказать, что закипеть смазка может даже у очень рачительного и щепетильного автомобилиста. Причин для этого масса, начиная от покупки некачественной смазки и заканчивая проблемами с движком. Поскольку закипание масляного состава может привести к серьезным последствиям, необходимо четко ориентироваться в вопросе и знать, какая температура кипения установлена для конкретного масла. Итак, давайте об этом поговорим в представленной статье.
Как расшифровать термины «рабочая температура масла» и «плюсовые» отклонения от данного показателя?
Моторный агрегат работает в особых условиях. Во время его функционирования, в рабочей зоне появляется повышенное давление и высока температура. Оба этих фактора действуют на детали разрушительно. Чтобы исключить негативные последствия, для защиты особенно подверженных влиянию деталей, в систему и заливается смазка. Фактически, моторное масло – это расходный материал, способствующий поддержанию в системе комфортабельной обстановке.
Усредненная температура в ДВС достигает 90-105 градусов Цельсия. Любое отклонение от этой нормы, не важно, в сторону повышения или понижения, влечет за собой существенные перебои в работе двигателя. Здесь важно знать об одном нюансе. Если низкие температуры на мощность и запуск мотора влияния не оказывают, то с «плюсовыми» скачками, дела обстоят более неприятно.
Температура вспышки масла указывается на этикетке. Это необходимо, поскольку у каждого вещества свой порог закипания. Чем качественнее использованы присадки, тем выше температурный уровень.
Чем характерен процесс «кипения» масла?
Когда мы говорим, что масло «закипело», то имеет в виду, что вещество начало пузыриться. Смазка отличается летучестью, а значит, быстро испаряется, образуя большое количество отложения. Осадок и накипь забивают щели и зазоры между деталями, остаются в каналах, где перемещается смазка. В результате, движок остается без надежной защиты и может быстро прийти в негодность.
Несмотря на то, что многие производители указывают температуру воспламенения масла 230-240 градусов Цельсия, реальные показатели гораздо ниже 150-190 градусов. Это связно с тем, что в системе, образуются еще и пары от масла и провоцируют раннее воспламенение смазок. Получается, что реальная температура вспышки во многом зависит от количества пара, образовавшегося во время кипения.
По каким признакам можно определить, что смазка закипела?
Есть четыре основных признака, которые указывают на факт закипания смазки. Эти симптомы позволяют водителям быстро принять меры для предотвращения неприятных последствий. К таковым относятся:
- показания термостата повысились. Устройство для регистрирования температуры в системе ДВС имеется в каждом автомобиле, на приборной доске. Именно по нему, водитель следит за температурой смазки даже во время управления транспортом. Небольшие отклонения допустимы, но как только стрелка начинает медленно перемещаться в сторону красной границы, значит, масло начинает закипать;
- характерные звуки. В большинстве случаев до водителя начинают доноситься характерные звуки кипения. Спутать его вряд ли с чем-то получится;
- появление дыма. Данный симптом указывает на критичность ситуации, поэтому, важно сразу же принять меры по охлаждению мотора;
- чернее выхлопы. Если первые три симптома не появились (хотя это вряд ли) или водитель их не заметил, на кипение смазки укажут выхлопные газы черного или темно-синего цвета. Чем сложнее ситуация, тем выше вероятность появления черного дыма.
Когда такие признаки появились, что остается лишь быстро принять меры по устранению проблемы. Решение существует, но многое зависит от того, насколько быстро водитель примет меры по устранению неприятности.
Чем может быть опасна высокая температура?
Когда температурный показатель превышает средние 105 градусов, изменяется вязкость продукта в сторону снижения. После такой трансформации, защитный слой нарушается, а детали в механизме начинают часто соприкасаться друг с другом. Как только это происходит, сила трения возрастает в разы, и температура повышается еще больше. Процесс окисления деталей происходит значительно быстрее, что приводит к сокращению срока эксплуатации ДВС.
Вред может причинить и испорченная смазка. Когда она проходит по патрубкам и каналам, остается нага и шлам. Чем интенсивнее кипит масло, тем больше вредных отложений. Особую опасность представляют масляные пленки – лаки, которые запекаются на отдельных деталях и не позволяют им полноценно функционировать. Как только температура смазки достигает 125 градусов Цельсия, она утрачивает свою изначальную вязкость и начинает вытекать из всех возможных щелей. Если своевременно не предпринять меры, то возможен даже пожар двигателя. Чтобы избежать такого исхода, автомобиль нужно немедленно заглушить и доставить его на СТО. Важно избежать резкого торможения, поскольку это может серьезно усугубить ситуацию.
Заключение
В конце заметки, следует сделать выводы:
- При совокупности факторов, смазка в моторе может закипеть. Поломка очень опасная, поскольку может серьезно навредить автомобилю и потребовать дорогостоящего ремонта.
- Существует несколько характерных признаков, указывающих на закипание смазки – это дым или звуки кипения, повышение показателей термостата или черные выхлопы.
- Превышение установленной температуры приводит к потере составом вязкости и к последующему вытеканию из мотора.