Капитальный ремонт двигателя газ 52 своими руками

Содержание
  1. После ремонта, мотор ГАЗ 52 не стучит. Расскажу как сделал
  2. Капитальный ремонт двигатель газ 52: воскрешение легенды
  3. Теория ДВС: Двигатель с ЗИМа (разборка, обзор конструкции)
  4. Автомобили завода ГАЗ — тематическая литература
  5. Основные этапы
  6. Алгоритм ремонта двигателей грузовиков ГАЗ
  7. Наиболее частые проблемы у двигателей ГАЗ
  8. Доверьте свой автомобиль автосервису «Бегемот Авто»
  9. Устройство двигателя ГАЗ 52
  10. Технические характеристики
  11. Особенности эксплуатации двигателя ГАЗ 52
  12. Модернизация и технические доработки двигателей ГАЗ 52
  13. Детали двигателя ГАЗ-51
  14. Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя ГАЗ 52
  15. Коленвал и маховик двигателя ГАЗ-52
  16. Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52
  17. Схема карбюраторного двигателя ГАЗ-52
  18. Особенности крепления двигателя ГАЗ 52
  19. Как производится техобслуживание двигателя ГАЗ 52
  20. Установка газобаллонного оборудования на двигателе ГАЗ 52
  21. Блок цилиндров ГАЗ-52

После ремонта, мотор ГАЗ 52 не стучит. Расскажу как сделал

Приветствую, Всех читателей.

Хочу поделится с вами сегодня о ремонте и некоторых доделках на двигателе ГАЗ 52.

Машина это отца, ездил он помаленьку, но все равно двигатель периодически стучал.

И вот нынче весной он опять застучал. Когда то давно я читал в интернете что один кулибин, доводил такой двигатель путем проточки шатунных вкладышей.

И мы решили тоже попробовать. Разобрали мотор, много чего поменяли, перечислять не буду. Купили вкладыши благо, что на эти моторы до сих пор очень много запчастей в магазине.

Потому как завод ставил эти моторы на 3307, если бы сам не видел не поверил бы)))

Я выточил на станке из трубы оправу под вкладыши, проточил в середине проточку под масло, шириной пять миллиметров глубиной полтора миллиметра.

После сборки залили масло синтетику , рекламировать не буду какое это было масло, но дорогое.

Двигатель запустился отлично, после небольшой обкатки решили рискнуть и попробовать километров двадцать проехали со скоростью около девяносто километров в час, сразу видно что она не рассчитана на такую скорость но мы и не собирались на ней так гонять, просто проверили работу двигателя.

Скажу сразу двигатель не сломался, ни чего не случилось с ним. Сейчас работает у отца в деревни по хозяйству.

Еще читал, что при проточки падает давление, но у нас ни чего подобного не произошло.

Если кто то держит еще такие машины и моторы, скажу наверняка, что эта схема рабочая.

Дорогие читатели и гости страницы, понравилась статья, поддержите канал ставьте лайк, делитесь с друзьями в соц сетях и подписывайтесь.

Источник

Капитальный ремонт двигатель газ 52: воскрешение легенды

ГАЗ 52 — это автомобиль целой эры. Возможно заявить, что двигатель этого транспортного средства — это переходящая модель между 53 и 51 Газонами.

Как продемонстрировала практика, силовой агрегат достаточно надежный, но все чаще оставшиеся моторы подвергаются капремонту.

Двигатель Газ 52 владеет высокими характеристиками. Машины оснащались 6-цилиндровым рядным двигателе, что существенно отличали их от остальных моделей движков. Итак, разглядим главные устройство и технические характеристики, которыми владеют силовые агрегаты:

Наименование Черта
Модель ГАЗ-52
Тип Рядная шестерка
Горючее Бензин
Впрыск Карбюратор
Количество 3,5 литра (3485 см куб)
Мощность 75 лошадок
Количество цилиндров 6
Количество клапанов 12
Диаметр цилиндра 82 мм
Охлаждение Жидкостное
Материал выполнения блока цилиндров Чугун
Материал выполнения головки блока Алюминий
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4

Капремонт двигателя ГАЗ 52 собственными руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает опыт, большая часть автомобилистов делают это как раз самостоятельно, потому, что цена восстановления достаточно дорогая.

Сначала проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая несколько, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров.

Следующим этапом делается проведения диагностических работ.

В ходе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая несколько, а кроме этого коленчатый вал.

Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. В соответствии с промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней.

Главными ремонтным размерами являются поршни — 82.5мм, 83 мм. В предстоящем ненужно проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на особом станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, каковые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм.

В весьма редких случаях, используется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала существенно понижает твердость, что с громадной возможностью может привести к прочим сердца последствиям и обрыву двигателя.

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) обязана проводиться специалистами и весьма совершенно верно. Так, силовой агрегат устанавливается на особый стенд, на котором точатся цилиндры.

В случае если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно нужно проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Кроме этого, дабы не было дисбаланса, поршневая несколько подгоняется по весу. Так, шатуны и поршни (правильнее втулки) подгоняются по весу способом проточки.

Следующим этапом делается хонинговка. Любой цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности.

Это нужно чтобы сгорание происходило верно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и всецело снимали масло со стенок.

По окончании проведения этих операций, мотор ставится на поверхность и плоскошлифовальный станок шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной.

Следующим этапом станет мойка, дабы очистить целый внутренний мир двигателя от пыли и стружки.

Процесс сборки достаточно продолжительный. Сперва перевязывается поршневая несколько, а правильнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Потом, происходит переборка головки блока цилиндров.

Так, изменяются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка ГБЦ, и устраняются трещины.

Делается это при помощи аргонной сварки.

Потом, мотор начинает собраться. В ходе сборки проводится диагностика водяного насоса.

При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа — один из элементов, каковые устанавливаются последними. Потом, ставится головка и поддон блока. В то время, когда все собрано в мотор заливают масло.

Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости — М-8.

Последним этапом по праву делается регулировка и обкатка клапанов. Так, этот силовой агрегат сперва катается на холодную, а позже уже на тёплую.

По окончании пробега 1000 км, стоит совершить техобслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.

Ремонтировать собственный мотор ГАЗ 52 большая часть автомобилистов предпочитают сами, пренебрегая процессами и техническими картами ремонта. Так, автомобильный мотор обязан пройти все стадии капремонта, и лишь затем, ему гарантировано надежное и продолжительное функционирование.

Теория ДВС: Двигатель с ЗИМа (разборка, обзор конструкции)

Источник

Автомобили завода ГАЗ — тематическая литература

Двигатели отечественного производства пользуются у механиков большой любовью. Они зачастую имеют простое и понятное устройство и достаточно легко поддаются ремонту и обслуживанию..html”>ремонт двигателя Ford Focus 2 в несколько раз сложнее аналогичной процедуры для любого российского авто. К тому же, детали многих силовых агрегатов унифицированы между собой, что значительно облегчает поиск нужных запчастей. Инструкция по ремонту отечественного двигателя на примере ГАЗ-52/53 поможет разобраться с этой процедурой начинающим автолюбителям.

Основные этапы

Грузовые автомобили ГАЗ-52/53 производились с середины 60-х до начала 90-х годов и до сих пор активно эксплуатируются. В те годы любая техника имела неимоверный запас прочности, который позволял ей служить человеку более 50-ти лет.

Конечно, столь длительная эксплуатация не могла не сказаться на состоянии узлов и агрегатов двигателя. Они все уже давно отслужили свой ресурс, и по-хорошему должны быть заменены полностью. Однако часто отсутствие денег на покупку новых деталей вынуждает владельцев заниматься ремонтом того что есть.

Ремонт двигателя ГАЗ-52 и ГАЗ-53 можно разделить на следующие этапы:

  1. Выявление неисправности. Производится путем визуального осмотра всех элементов двигателя. Если осмотр не дал результатов, необходимо проводить диагностику каждой системы и методом исключения находить источник проблем.
  1. Далее следует поиск необходимых запчастей. В этом деле может помочь унификация многих узлов и агрегатов на советских автомобилях. Также необходимо подготовить инструмент и оборудование.
  1. Далее производится замена испорченных деталей. Она может сопровождаться снятием двигателя или происходить без нее, в зависимости от конкретной ситуации.
  1. После замены нужны тестовые испытания, которые помогают выявить, решена ли проблема, или необходимо дополнительное разбирательство.

Ремонт столь старого оборудования является практически бесконечной процедурой. Постоянно после устранения одних неполадок появляются другие. Это неизбежный и вполне логичный процесс. Поэтому, если позволяет бюджет, лучше купить авто с дизельным двигателем и забыть о необходимости постоянного ремонта.

Грузовые автомобили ГАЗ 52 являются символом советской эпохи. Силовые агрегаты, установленные на этих транспортных средствах, настолько надежны, что пользуются популярностью среди многих автомобилистов и в наши дни. Шестицилиндровый рядный двигатель газ 52 может успешно работать на бензине и сжиженном газе. Основная марка бензина – А 72. После модернизации головки блока цилиндров увеличен показатель степени сжатия, в результате, мотор перешел на потребление бензина А-76. Для удобства водителей на корпусе новой головки выбито цифровое обозначение: «76».

Алгоритм ремонта двигателей грузовиков ГАЗ

  • Начальный этап работы состоит из полной разборки и дефектовки вышедшего из строя дизельного двигателя. Во время этих мероприятий наши специалисты точно определяют, чем была вызвана поломка агрегата. Это позволяет подобрать оптимальные инструменты, необходимые для восстановления работоспособности двигателя.
  • Второй шаг – разработка схемы ремонта, в которой определяется порядок последующих процедур (таких как, например, установка нового масляного картера или поршней). При сложной поломке необходима полная замена коренных и шатунных вкладышей.
  • Завершающий этап – непосредственно ремонт двигателя: замена поврежденных элементов новыми, корректировка работы механизмов и прочие процедуры ГАЗ.

Наиболее частые проблемы у двигателей ГАЗ

Наиболее часто ремонт двигателя ГАЗ требуется при возникновении таких неисправностей:

  • засорение фильтров карбюратора или топливного насоса;
  • не работает клапан рециркуляции;
  • выход из строя датчиков управления мотором;
  • изношены вкладыши коленвала или поршневые кольца;
  • износ деталей шатунно-поршневой группы;
  • выход из строя масляного насоса;
  • поломка пружины редукционного клапана;
  • нарушение регулировок клапанов газораспределительного механизма.
Читайте также:  Как подсоединить двигатель от стиральной машины малютка

Доверьте свой автомобиль автосервису «Бегемот Авто»

Доверяя свой автомобиль сервисному , вы получаете ряд существенных преимуществ:

  • проведение бесплатной диагностики перед началом ремонта позволяет точно и оперативно определить возникшие поломки;
  • все восстановительные работы мы проводим строго в установленные сроки, соблюдая регламент, установленный заводом-изготовителем;
  • высокий уровень квалификации специалистов позволяет выполнять задачи любого уровня сложности;
  • после устранения неисправностей мы предоставляем гарантию;
  • на весь ассортимент услуг мы устанавливаем приемлемые цены, а для постоянных клиентов у нас действуют привлекательные скидки.

Устройство двигателя ГАЗ 52

Новое обозначение этого силового устройства ГАЗ 52-01. Такая маркировка была присвоена ему в результате модернизации мотора ГАЗ-51. Основная цель была достигнута, максимальная мощность форсированного двигателя ГАЗ 52 стала равна 75 лошадиных сил.

Перечень целевых изменений в конструкции:

  1. Обновленные поршни, изготовлены из алюминиевых сплавов АЛ-30 с повышенным содержанием кремния.
  2. При изготовлении вкладышей подшипников (шатунных, коренных) используются уникальные технологии. Заготовки состоят из: стальной ленты, медно-никелевой прослойки, свинцового сплава СОС-6/6, обладающего антифрикционными свойствами, способствующими повышению устойчивости подшипниковых вкладышей против истирания.
  3. Материал изготовления выпускных клапанов – жаростойкая сталь марки 55Х20Г9АН4 или ЭП-303.
  4. В конструкцию двигателя был введен карбюратор К-84МИ или К-126Е, состоящий из двух камер
  5. Впускной коллектор измененного вида.
  6. Топливный насос модели Б-9Б, производительностью не менее 140 литров в час.
  7. Установлена система вентиляции открытого типа.
  8. Воздушный фильтр в комбинированном исполнении (инерционно масляный). Фильтрующий элемент изготовлен из высококачественного капрона.

Показатель степени сжатия остался без изменений – 6,2. С целью унификации с узлами и деталями двигателей автомобилей семейства ГАЗ-53, многие элементы не претерпели изменений. Список соответствующих унифицированных деталей и узлов:

  • коленвал;
  • блок цилиндров;
  • газовые магистрали;
  • картер системы смазки;
  • вентиляционных фильтр картера;
  • пусковой подогреватель и пр.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 52

Тип мотора карбюратор К-126И
Количество цилиндров 6
Число тактов 4
Расположение клапанов нижнее
Развиваемая мощность 75 лошадиных сил при 2800 об/мин
Степень сжатия 6,2 – 6,7
Крутящий момент 21 кгс. м при 1600 – 2000 об/мин
Рабочий объем двигателя ГАЗ 52 3485 куб. см
Работа смазочной системы методом разбрызгивания и под напором
Тип масляных фильтров тонкой, грубой очистки
Система охлаждения жидкостная, циркуляция воды–принудительная
Топливо бензин А-66, 72, 76
Емкость бензинового бака 90 литров
Свечи зажигания А-11
Количество охлаждающей жидкости в системе 16 литров
Удельный расход топлива 20 л на 100 км пути
Вес двигателя ГАЗ 5 250 кг, (306 кг в сборе с КПП и сцеплением)
Диаметр цилиндра 82 мм
Длина хода поршня 110 мм
Формула работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Материал изготовления блока цилиндров чугунное литье
головки ГБЦ алюминиевый сплав
поршней алюминиевый высококремнистый сплав
пальцев сталь
коленвала стальная ковка
подшипников триметаллические вкладыши
распредвала стальная ковка
Тип масляного насоса односекционный шестеренчатый
Топливный насос диафрагменного типа
Период выпуска двигателя 51 год (с 1964 по 1993 гг.)

Технические характеристики

Двигатель Газ 52 обладает достаточно высокими техническими характеристиками. Автомобили оснащались 6-цилиндровым рядным двигателе, что значительно отличали их от остальных моделей движков. Итак, рассмотрим основные технические характеристики и устройство, которыми обладают силовые агрегаты:

Наименование Характеристика Модель ГАЗ-52 Тип Рядная шестерка Топливо Бензин Впрыск Карбюратор Объем 3,5 литра (3485 см куб) Мощность 75 лошадок Количество цилиндров 6 Количество клапанов 12 Диаметр цилиндра 82 мм Охлаждение Жидкостное Материал исполнения блока цилиндров Чугун Материал исполнения головки блока Алюминий Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4

Существуют ли хорошие диодные лампы h7 в ближний свет

Компактный дизельный двигатель: зачем нужен субкомпактный…

Особенности эксплуатации двигателя ГАЗ 52

В 1978 году заводом-производителем был издан специальный сопроводительный документ «Руководство по эксплуатации ГАЗ- 52». Здесь подробно описывались эксплуатационные параметры, а также рекомендации по техническому обслуживанию и использованию данного .

Известно, что силовой агрегат ГАЗ 52 обладает следующими особенностями:

  • теряет стабильность при эксплуатации на повышенных оборотах;
  • расход топлива, моторного масла и степень износа находятся в прямой зависимости от рабочей температуры двигателя.

Исходя из этого, водителям даны следующие рекомендации:

  1. Обеспечивать подачу охлаждающей жидкости температурой от 80 до 90°C.
  2. При понижении температуры окружающей среды защищать от холода решетки радиатора двигателя при помощи специального утеплительного чехла.
  3. При переходе на бензин марки А-76 требуется соответствующая корректировка угла зажигания.

Модернизация и технические доработки двигателей ГАЗ 52

Наиболее частой поломкой в данном двигателе внутреннего сгорания всегда считался преждевременный износ вкладышей шатуна при эксплуатации транспортного средства на повышенных оборотах. Это была его, так называемая, ахиллесова пята. Этот недостаток приносил водителям немало неприятностей и множество хлопот.

Все дело в том, что в данных деталях было предусмотрено всего одно отверстие для прохождения смазочной жидкости, что было недостаточно для этих узлов. Удачным решением послужили подсказки опытных механиков. Они предложили использовать вкладыши, позаимствованные у ЗИЛ-130. Эти детали идеально вписываются по размерам вместо старых образцов. Материал изготовления вкладышей от ЗИЛ 130 – сплав стали с алюминием. Этот материал настолько тверд, что просверлить дополнительное отверстие для прохождения моторного масла в домашних условиях невозможно. Отличным решением явилась проточка специальных канавок в верхнем мягком слое металла. В результате появления канавок шириной и глубиной в 2 миллиметра, прохождение смазочного материала существенно улучшилось.

Совет: Чтобы масло не утекало через отверстие в шатуне, рекомендуется закупорить его при помощи подручных средств. Например, подойдет небольшой кусочек фольги.

После проточки канальцев было отмечено существенное снижение напора масла в системе смазки, что не позволяло эксплуатировать транспортное средство при повышенных оборотах коленчатого вала (менее 70 км/час). Что помогло? Двигатель ГАЗ 52 стал совсем неубиваемым, после проведения работ по уменьшению зазоров между шестеренками в масляном насосе, в результате чего заметно повышается давление в смазочной системе.

Детали двигателя ГАЗ-51

Блок цилиндров ГАЗ-51 Необходимое качество ремонта блока цилиндров ГАЗ-51, обеспечивающее длительную работоспособность двигателя, может быть достигнуто только при выдерживании технических требований чертежей завода-изготовителя во время обработки отдельных сопряжений. Отклонения от перпендикулярности осей цилиндров и оси коленчатого вала после ремонта не должны превышать 0,03 мм и от параллельности осей коленчатого и распределительного валов — 0,05 мм.

Расстояние между осью распределительного вала и осью масляного насоса должно быть равно 33,38 мм. Для выдерживания этих размеров блок цилиндров надо обрабатывать от той же базовой поверхности, которая принята на заводе-изготовителе. Такой базой служит нижняя плоскость блока и два установочных отверстия диаметром 19+0-025 мм с расстоянием между ними 574 + 0,012 мм. Так как в процессе эксплуатации двигателя отливка блока цилиндров ГАЗ-51 подвергается деформации из-за наличия в ней литейных напряжений, то перед ремонтом эта базовая поверхность должна быть выправлена (отклонение ее плоскостности не должно превышать 0,05 мм). Соосность подшипников коленчатого вала при взаимном их биении в пределах 0,025 мм достигается обработкой фрезерованием крышек подшипников в сборе с блоком цилиндров, предварительно уменьшенных по высоте на 0,1—0,2 мм. Ремонт цилиндров производится их расточкой и шлифовкой; при этом диаметр увеличивается на 0,5 мм. Допускается трехкратная расточка цилиндров на ремонтные размеры: 82,5; 83,0 и 83,5 мм. Допуск на обработку цилиндров не должен превышать 0,02 мм. Изношенные поверхности блока, например, отверстия под толкатели, седла выпускных клапанов, распределитель, втулки клапана, ремонтируют путем увеличения их размеров и установки новых деталей ремонтных размеров или втулок. Картер сцепления ГАЗ-51 Картер сцепления обрабатывают на заводе совместно с блоками цилиндров, и поэтому отъединять их от блоков не рекомендуется. При замене картера новым, который на заводе обрабатывается под окончательные размеры, при помощи индикатора нужно проверить концентричность отверстия диаметром 116+0’035 мм. Отклонение концентричности отверстия не должно превышать 0,08мм. При больших отклонениях развертывают увеличенные отверстия и ставят новые штифты большего диаметра. Коленвал ГАЗ-51 При увеличенном износе и потере геометрии шеек коренных и шатунных подшипников коленвала ГАЗ-51 их шлифуют на ремонтные размеры: шатунные шейки на диаметры 51,25; 51,0 и 50,75 мм и коренные на диаметры 63,75; 63,50 и 63,25 мм. Допуск на изготовление не должен превышать более 0,02 мм, эллиптичность и конусность — не более 0,012 мм, отклонение от параллельности осей шатунных и коренных шеек — не более 0,02 мм. Осевой зазор коленчатого вала восстанавливается заменой изношенных сталебаббитовых шайб на новые. Рис. 1. Снятие крышки переднего коренного подшипника коленвала ГАЗ-51 1 — пластинка; 2 — штифт, фиксирующий переднюю упорную шайбу; 3 — крышка переднего коренного подшипника После ремонта в подшипники устанавливают вкладыши соответственного ремонтного размера. Вкладыши заменяют без какой-либо подгонки и обязательно попарно. Для замены вкладышей коренных подшипников без снятия коленчатого вала с двигателя применяют специальный выталкиватель. При этом для снятия крышки переднего подшипника необходимо также снять крышку распределительных шестерен. Крышки нужно снимать, отжимая фиксирующий штифт 2, как показано на рис. 1, чтобы не повредить прокладку передней пластины двигателя. Рис. 2. Центрирование переднего сальника коленчатого вала ГАЗ-51 1 — храповик; 2 — коническая оправка; 3 — крышка распределительных шестерен с сальником При появлении течи через уплотнения коленчатого вала нужно заменить передний и задний сальники. Передний сальник, запрессованный в крышку распределительных шестерен, перед окончательным закреплением его на блоке должен быть сцентрирован относительно оси коленчатого вала при помощи оправки (рис. 2). Задний сальник после замены прографиченной асбестовой набивки перед укладкой вала следует опрессовать, применив специальную ступенчатую оправку, которую зажимают крышкой заднего коренного подшипника (рис. 3). Рис. 3. Опрессовка заднего сальника коленвала 1 — постель подшипника; 2 — держатель сальника; 3 — набивка сальника; 4 — крышка подшипника

________________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

Читайте также:  Из за чего дымит двигатель на ниве 21213

Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя ГАЗ 52

Нарезание канавок на шатунных вкладышах – не единственное новшество, которое способно улучшить характеристики двигателя внутреннего сгорания.

  1. Для повышения давления в смазочной системе также изменяют параметры масляного насоса – увеличивают его габарит по высоте, следуя примеру, так называемых, «двухэтажных насосов», используемых в военной технике (в силовых агрегатах, установленных на БТР-50). Конструкция насоса дополняется добавочными стандартными шестернями. В результате, насос больших размеров обеспечивает давление моторного масла в системе не меньше 6 атмосфер.
  2. Чтобы уменьшить вес и снизить силы трения поршней, уменьшают их длину (обрезают «юбки»). Для этого используются не родные поршни, а позаимствованные у машины Москвич-412. Это поможет уменьшить нагрузки на шейки коленчатого вала.

Преимущества, полученные в результате снижения веса поршней:

  • стабилизируется работа силового агрегата;
  • снижаются шумовые эффекты;
  • быстрый набор оборотов;
  • снижение расхода топлива.

Интересно: Некоторые механики практикуют установку головки ГБЦ без привычной прокладки. Замечено, что расстояние между цилиндрами здесь очень невелико. На небольших промежутках прокладка ГБЦ не выдерживает сверхвысоких температур в 2000°С и полностью сгорает. Взамен прокладки предложено использовать специальную термостойкую пасту.

Совет: Вдобавок к перечисленным модернизациям, мастера советуют сменить в смазочной системе двигателя ГАЗ 52 рекомендуемые минеральные сорта моторного масла на высококачественную синтетику.

Коленвал и маховик двигателя ГАЗ-52

Коленвал ГАЗ-52 Коленчатый вал двс ГАЗ-52 стальной, кованый, четырехопорный. Вал статически и динамически сбалансирован. Он имеет противовесы, которые позволяют разгрузить коренные подшипники от сил инерции. Коренные и шатунные шейки вала закалены на глубину 3—5 мм. Диаметр коренных шеек равен 64 мм, шатунных — 51,5 мм. Для подвода смазки к шатунным подшипникам шатунные шейки вала соединены с коренными шейками сверлеными каналами. Осевые перемещения вала воспринимаются передним коренным подшипником через две упорные шайбы, изготовленные из стальной, залитой баббитом, ленты. Величина осевого зазора составляет 0,075—0,175 мм.


Рис.5. Передний упорный подшипник коленвала двигателя ГАЗ-52 1 — распределительная шестерня коленчатого вала; 2 — упорная шайба коленчатого вала; 3 — передняя шайба упорного подшипника; 4 — задняя шайба упорного подшипника; 5 — выступ на задней шайбе; 6 — штифт; 7 — маслосбрасывающее кольцо; 8 — сальник; 9 — ступица; 10 — храповик На рис. 15 показан передний конец коленчатого вала. Передняя шайба 3 обращена баббитовой поверхностью к упорной шайбе 2, сидящей на валу на шпонке и прижатой к торцу коренного подшипника. Задняя шайба 4 обращена поверхностью, залитой баббитом, к бурту щеки вала. От вращения передняя шайба удерживается двумя штифтами, запрессованными в блок и в крышку и входящими в выемки шайбы, а задняя — выступом, входящим в паз на торце крышки коренного подшипника. На передний конец вала посажены на шпонке распределительная шестерня 1, маслосбрасывающее кольцо 7 и ступица 9, при-жатые к торцу упорной шайбы 2 храповиком 10, ввернутым в торец вала. К ступице тремя болтами прикреплен штампованный шкив привода водяного насоса и генератора. В крышке распределительных шестерен помещен самоподтягивающийся сальник 8 переднего конца вала с резиновой манжетой, установленной на наружной поверхности ступицы. Во избежание течи в этом соединении крышка при установке должна быть сцентрирована. Сальник заднего конца коленчатого вала состоит из двух полуколец, выполненных из прографиченного асбестового шнура и вложенных в две обоймы. Верхняя обойма прикреплена болтами к горцу блока, задняя— к крышке подшипника. Задняя коренная шейка коленчатого вала имеет перед сальником маслосбрасывающий буртик, входящий в кольцевую выточку подшипника. Из этой выточки масло через специальное отверстие стекает в картер двигателя. На конце коленчатого вала расположен фланец для крепления маховика. Маховик ГАЗ-52 Маховик 52-1005115 двигателя ГАЗ-52 отлит из серого чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Для нахождения верхней мертвой точки (в. м. т.) при установке зажигания в наружную поверхность маховика запрессован стальной шарик. По обе стороны шарика нанесено по 12 рисок, каждое деление которых соответствует одному градусу поворота коленчатого вала, и по одной белой предупредительной полоске. Маховик 52-1005115 прикреплен к фланцу четырьмя специальными болтами, имеющими плотную посадку в отверстиях. Гайки болтов шплинтуются и затягиваются динамометрическим ключом; крутящий момент затяжки гаек равен 7,6—8,3 кГм. Правильное угловое расположение маховика и коленчатого вала обеспечивается тем, что одно из отверстий на их фланцах несколько смещено. Подшипники коленвала ГАЗ-52 Вкладыши шатунных и соответствующих коренных подшипников коленчатого вала мотора Вал коленчатый ГАЗ-52 — тонкостенные, взаимозаменяемые; изготовлены они из трехслойной ленты, состоящей из стальной основы, металлокерамического подслоя и верхнего баббитового слоя. Основные размеры вкладышей показаны на рис. 6.


Рис. 6. Шатунные и коренные вкладыши а — вкладыши шатуна; б — вкладыши переднего коренного подшипника; в — вкладыши двух средних коренных подшипников; г — вкладыши заднего коренного подшипника В каждый подшипник установлено по два вкладыша, удерживаемых в них при помощи фиксирующих выступов, входящих в пазы, которые предусмотрены в постелях шатунов и блока. Вкладыш нижней головки шатуна имеет небольшое отверстие, совпадающее с отверстием в нижней головке шатуна. Такое же отверстие для обеспечения взаимозаменяемости выполнено во вкладыше крышки шатуна. Каждая пара вкладышей коренных подшипников имеет кольцевую канавку, совпадающую с отверстием в шейке коленвала. Во вкладышах, устанавливаемых в блок, в середине канавки предусмотрено отверстие для подвода смазки. Вкладыши, устанавливаемые в крышки, такого отверстия не имеют. Во вкладышах заднего подшипника выполняется дополнительная кольцевая канавка, расположенная вблизи их торца. Из этой канавки масло стекает через отверстия во вкладыше и в крышке в картер двигателя. Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных подшипников на новом двигателе должен быть равен 0,026—0,071 мм.

________________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52

После подобных нехитрых модернизаций основные проблемы двигателя ГАЗ 52 полностью исчезли. Теперь ему не страшна ежедневная эксплуатация на предельных оборотах коленвала при любых условиях:

  1. Жара, мороз, резкие скачки температуры окружающей среды.
  2. Дорожное покрытие различного качества (от гладкого асфальта автомобильных трасс до разбитых проселочных дорог).
  3. Движение по ровной поверхности, а также по дорогам с резкими спусками и подъемами.

Важно: Информация, размещенная в предыдущем разделе, содержит данные, основанные на рекомендациях опытных автовладельцев, проводивших форсирование двигателя ГАЗ 52.

Основные достоинства двигателей ГАЗ 52:

  • простота конструкции;
  • сравнительно невысокая стоимость;
  • надежность;
  • длительный срок эксплуатации (более 200 000 км);
  • отсутствие сложных устройств, типа цепей, штанг, натяжителей, успокоителей, балансиров, роликов и пр.

Схема карбюраторного двигателя ГАЗ-52

С коробкой перемены передач и механизмом сцепления в продольном разрезе:

1. Бензонасос; 2. Кран радиатора; 3. Механизм сцепления; 4. Корпус КПП; 5. Газовая магистраль; 6. Привод слива охлаждающей жидкости; 7. Карбюратор К-126И; 8. Фильтр воздухоочистителя.

Двигатель ГАЗ 52 в поперечном разрезе:

1. Сливная пробка; 2. Маслоприемник; 3. Картер; 4. Вентиляция; 5. Насос масляный; 6. Отопительное устройство; 7. Катушка системы зажигания; 8. Фильтр грубой очистки.

Особенности крепления двигателя ГАЗ 52

Силовой агрегат устанавливается на раму транспортного средства. Крепление осуществляется в 4-х точках в местах расположения специальных опорных подушек, изготовленных из резины с вулканизированными металлическими арматурными вставками. Лапы корпуса двигателя надежно фиксируются к опорам.

При креплении корпуса двигателя используются:

  • специальные болты;
  • кронштейны;
  • распорные втулки;
  • металлические тяги;
  • гайки;
  • шайбы;
  • резиновые прокладки одинаковой толщины и пр.

Зазоры между лапами корпуса двигателя и опорами устраняются при помощи надежной затяжки резьбовых соединений.

Как производится техобслуживание двигателя ГАЗ 52

В комплекс работ по техническому обслуживанию мотора ГАЗ 52 входят следующие пункты:

  1. Проверка надежности и подтяжка креплений рабочих узлов и деталей.
  2. Демонтаж и промывка фильтрующего элемента топливного отстойника.
  3. Убедиться в наличии свободного хода педали механизма сцепления, равного 34 – 45 мм.
  4. Проверка и дополнительная затяжка болтов крепления подвески двигателя к опорным подушкам.
  5. Визуальный осмотр масляного радиатора, шлангов, краника на предмет возможных протечек.
  6. Проверка герметичности соединений элементов системы питания.
  7. Промывка сетчатого фильтра насоса ТНВД.
  8. Замена моторного масла в двигателе ГАЗ 52.
  9. Очищение корпусов фильтров грубой и тонкой очистки масла, смена фильтрующих элементов.
  10. Проверка состояния трубки вентиляции картера силового агрегата.
  11. Контроль затяжки креплений головки блока цилиндров (данная операция проводится при полном остывании корпуса двигателя).

Моторное масло в двигателе ГАЗ 52 необходимо менять после пройденного пути, равного 5 – 7 000 километров. Интервал между данными операциями изменяется в сторону уменьшения/ увеличения, в зависимости от степени тяжести условий работы транспортного средства. Количество, достаточное для замены смазочного материала в двигателе ГАЗ 52, колеблется от 7 до 8 литров.

  • всесезонное минеральное моторное масло АС-8 (М-8Б);
  • полусинтетика Лукойл, Газпромнефть.
Читайте также:  Сопротивление датчика температуры двигателя дизель

Установка газобаллонного оборудования на двигателе ГАЗ 52

В связи с ростом цен на бензин, среди многочисленных автовладельцев набирает популярность установка ГБО. Авторынок предлагает различные комплектации газового оборудования для карбюраторных двигателей, лучше всего подходит ГБО первого или второго поколений. Если водитель имеет навыки в выполнении ремонтных работ своими руками, установка газового оборудования в машине, оснащенной силовым агрегатом ГАЗ 52, не вызовет особых проблем.

Шланг для подачи газа подсоединяется к карбюраторному через специальный переходник. Благодаря низкому давлению в коллекторе ДВС, сжиженный газ поступает в дозатор карбюратора.

Газобаллонное оборудование состоит из следующих компонентов:

  1. Газовая емкость (баллон).
  2. Шланги.
  3. Фильтр.
  4. Мультиклапан.
  5. Клапан.
  6. Редуктор.
  7. Смеситель.
  8. Дозатор.
  9. Переключатель.
  10. Бензиновый клапан.

Для двигателя ГАЗ 52 в качестве газового топлива чаще всего используются пропан-бутановые смеси или метан. Наиболее распространенное расположение баллона цилиндрической формы – наружное, под днищем транспортного средства. В зависимости от выбранного газа, баллоны отличаются по объему и общей конфигурации. Пропан-бутановые смеси заправляются в емкости объемом 45 – 50 литров, давление газа в них равно 15 атмосфер. Метан заправляется в цельнометаллические емкости, выдерживающие давление 150 – 200 атм.

Важно: При заправке сжиженным газом баллоны наполняются на 80% своего объема. Это необходимо для обеспечения безопасности.

На львовских автопогрузчиках АП-4014, 40814, 4045 устанавливается шестицилиндровый бензиновый четырехтактный карбюраторный двигатель ГАЗ-52/51, отличающийся высокой износостойкостью и экономичностью, простотой обслуживания, ухода и ремонта, а также надежностью работы.

Эти свойства двигателя, определяемые в основном его конструктивными особенностями, могут быть использованы полностью только при соблюдении правильной эксплуатации и ремонта.

Основное отличие мотора ГАЗ-52 от его предшественника ГАЗ-51 — это двухкамерный карбюратор К-126И. В остальном конструкции обоих двс одинаковые.

Знание конструкции двигателя, условий работы отдельных его деталей, материалов, из которых они изготовлены, и технических условий на них обеспечивает успешную и бесперебойную эксплуатацию и, следовательно, рентабельную работу львовского погрузчика в целом.

Маркировка двигателей ГАЗ-51. Основная масса двс, выпускаемых заводом, укомплектовывается блоками, имеющими диаметр цилиндра 81,88 мм и коленчатыми валами с диаметрами шатунных и коренных шеек, равными соответственно 51,5 и 64 мм.

Незначительное количество моторов (не более 5%) выпускается заводом с диаметром цилиндров 82,12 мм (второй производственный стандарт по блоку) и с диаметром шатунных и коренных шеек, уменьшенными на 0,25 мм против стандартных (второй производственный стандарт по коленчатому валу).

Буквенная маркировка двигателя, соответствующая той или иной его комплектовке, нанесена непосредственно за порядковым номером двигателя на площадке, отлитой с левой стороны блока цилиндров в верхней его части.

Эта маркировка дает возможность заранее, до постановки агрегата в ремонт (эксплуатационный или капитальный), подобрать ремонтные поршни, поршневые кольца и вкладыши нужных размеров.

Двигатель ГАЗ-52 на львовском автопогрузчике 4045, 40814, 4081, 4014 подвешен к раме на четырех опорах. Во всех опорах установлены резиновые подушки.

Для устранения осевых перемещений, блок соединен с рамой специально регулируемой тягой, установленной с левой стороны двигателя.

Все цилиндры отлиты из чугуна в одном блоке вместе с картером. В верхней части блока цилиндров запрессованы тонкие короткие гильзы.

Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава, установлена на сталеасбестовой прокладке и прикреплена к блоку цилиндров на шпильках. Необходимо периодически проверять крепление головки блока цилиндров, не допуская пропуска охлаждающей жидкости и газов.

Кривошипно-шатунный механизм включает поршни, шатуны и вал коленчатый. При нормальной эксплуатации львовского автопогрузчика АП-4014, 40814, АП-4081, 4014 необходимо через 1200-1400 моточасов произвести замену поршневых колец, протереть впускные и выпускные клапаны, а также очистить головку блока цилиндров и поршни от нагара.

Шатунные и коренные вкладыши коленвала двс ГАЗ-52 нужно осмотреть и заменить в случае необходимости. Вкладыши следует заменить на стандартные или уменьшенные на 0,05 мм, а также в зависимости от износа шеек на ремонтные размеры 0,25 мм, 0,5 мм, 0,75 мм, 1,0 мм и т.д.

Газораспределительные механизм двигателя автопогрузчика состоит из распределительных шестерен, распределительного вала и деталей, ограничивающих его продольное осевое перемещение, толкателей, клапанов, их направляющих втулок и седел, пружин и деталей их крепления.

Инструкция по эксплуатации двигателя ГАЗ-51,52 в гарантийный период

1. Установку двигателя ГАЗ-51 на львовский автопогрузчик, а также его техническое обслуживание, необходимо производить в организации имеющей сертификат соответствия на данный вид работ (в приложении к сертификату должно быть указано, что предприятие имеет право на установку и техническое обслуживание двигателей).

2. Продолжительность обкатки после установки составляет 2500 км.

Во время обкатки необходимо строго придерживаться следующих указаний:

– не трогаться с места с непрогретым двигателем ГАЗ-52 и не давать ему больших оборотов;

– во избежание преждевременного износа двигателя не следует превышать скорость движения: первая передача — 7 км/ч, вторая передача — 14 км/ч, третья передача — 20 км/ч, четвертая передача — 35 км/ч

– добиваясь плавной работы двигателя ГАЗ-51 на холостом ходу нужно устанавливать несколько повышенные обороты;

– перед первым выездом произвести смазку всех точек двигателя, предусмотренных заводом-изготовителем;

– использовать только сертификационные масла и рабочие жидкости;

– после пробега 500 – 1000 км необходимо сменить масло в двигателе, на предприятии технического обслуживания;

– в течение обкатки необходимо особенно внимательно следить за состоянием двигателя, все ослабевшие гайки нужно своевременно подтягивать.

3. По окончании обкатки необходимо произвести следующие виды работ:

– проверить зазор между толкателями и клапанами газораспределительного механизма;

– сменить масло в картере;

– проверить зазор между контактами прерывателя и установку зажигания и при необходимости отрегулировать;

– произвести полную протяжку двигателя.

Блок цилиндров ГАЗ-52

Цилиндры двигателя ГАЗ-52 расположены в одном блоке вертикально в ряд и отлиты из серого чугуна заодно с верхней частью картера. В верхнюю часть цилиндров для уменьшения их износа запрессованы гильзы из кислотоупорного чугуна длиной 50 мм. Толщина стенки гильзы равна 2 мм. Вдоль блока цилиндров 51-002011 расположена водяная рубашка. Для улучшения наполнения цилиндров горючей смесью и очистки их от продуктов сгорания впускные и выпускные каналы сделаны в блоке раздельно для каждого цилиндра. Седла выпускных клапанов изготовлены из специального жароупорного чугуна высокой твердости и запрессованы в блок; седла впускных клапанов выполнены непосредственно в теле блока.

Блок 51-002011 имеет сверленые масляные каналы, не используемые концы которых закрыты резьбовыми пробками. В верхней части картера блока цилиндра ГАЗ-52 расположены четыре коренных подшипника коленчатого вала, ось которых для уменьшения давления поршней на стенки цилиндров смещена относительно оси цилиндров в сторону распределительного вала на 3 мм. Крышки коренных подшипников точно фиксируются пазами, сделанными в верхней части картера. Каждая крышка прикреплена к блоку двумя болтами, головки которых шплинтуются. Крышки коренных подшипников картера проходят на заводе окончательную обработку совместно с блоком, и поэтому при сборке их нужно устанавливать на свои места. Чтобы исключить возможность перепутывания средних крышек при установке, на заводе нх клеймят порядковым номером или буквами, которые выбивают на торце крышки и на нижней плоскости блока цилиндров (вблизи замка крышки). Гайки крышек затянуты на заводе динамометрическим ключом. Крутящий момент при затяжке их должен быть равен 12,5— 13,6 кГм. В верхней части картера также расположены четыре опоры шеек распределительного вала, в которые запрессованы втулки из сталебаббитовой ленты. К задней плоскости блока цилиндра ГАЗ-52 шестью болтами прикреплен картер сцепления, фиксируемый на блоке двумя установочными штифтами.

Необходимая соосность коленчатого вала и первичного вала коробки передач обеспечивается окончательной обработкой картера сцепления в сборе с блоком цилиндров. Поэтому переставлять картеры сцепления с одного блока на другой нельзя. Головка блока цилиндра ГАЗ-52 Головка общая для всех цилиндров. Головка цилиндров съемная, отлита из алюминиевого сплава.

Между блоком и головкой цилиндров поставлена уплотняющая проклада из прографиченного сталеасбестового полотна. Толщина прокладки в сжатом состоянии составляет приблизительно 1,5 мм. Окна камер сгорания и водяные отверстия окантованы жестью толщиной 0,22 мм. Для того чтобы асбест не приставал к блоку и к головке, прокладку перед установкой необходимо натереть с обеих сторон графитовым порошком. Рис. 3. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндра ГАЗ-52 Головка цилиндров прикреплена к блоку 33 шпильками (диаметр резьбы их равен 11 мм), под гайки которых поставлены плоские цианированные шайбы. Порядок затяжки головки блока ГАЗ-52, а также подтяжки этих гаек очень важен; затягивать гайки следует в два приема: сначала предварительно, а затем окончательно, в последовательности, указанной на рис. 3. Затягивать или подтягивать гайки нужно обязательно на холодном двигателе. Затяжка, сделанная на горячем двигателе, окажется недостаточной после его остывания вследствие различных коэффициентов линейного расширения алюминиевой головки и стальных шпилек. Для обеспечения правильной затяжки гаек рекомендуется применять динамометрический ключ. Крутящий момент при затяжке должен быть равен 6,7—7,2 кГсм. При отсутствии такого ключа гайки затягивают обычным накидным ключом из комплекта шоферского инструмента. Во избежание срыва шпилек или деформации цилиндров затягивать гайки нужно без рывков, усилием одной руки.

________________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

Источник

Adblock
detector