- Двигатель на зил бычок
- Какой двигатель будет оптимальным для зил-130 из СМДшных? какую коробку ставить?
- Какой двигатель будет оптимальным для зил-130 из СМДшных? какую коробку ставить?
- Зил бычок — автоклуб |
- Добро пожаловать!
- Двигатель зил бычок, читать перед покупкой
- ЗИЛ-5301
- История автомобиля
- Технические характеристики
- Двигатель
- Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
- Подвеска, система электрооборудования
- Устройство
- Габаритные размеры и показатели массы
- Кабина и кузов
- Модификации «БЫЧКА»
- Плюсы и минусы
Двигатель на зил бычок
19 августа 2014, 19:34 #1
хочу поставить на бычка другой двигатель , либо с мана , либо с другого авто. как думаете можно ли ?
Range Rover Sport
ЗиЛ 5301 Бычок
19 августа 2014, 19:42 #2
Sasha72 вот у этого человека стоит от мерса. зайди в гараж бычков на сайте и посмотри там и фото есть.
просто я ссылку не могу вставить
19 августа 2014, 19:56 #3
УАЗ Хантер 315195
ЗИЛ 5301 Бычок
19 августа 2014, 19:57 #4
ruslan 05, 19 августа 2014, 19:42, #2
Sasha72 вот у этого человека стоит от мерса. зайди в гараж бычков на сайте и посмотри там и фото есть.
просто я ссылку не могу вставить
kamazist161rus, 19 августа 2014, 19:56, #3
19 августа 2014, 20:00 #5
20 августа 2014, 12:54 #6
какой еще двигатель можно поскавить?с китайца можно?
20 августа 2014, 15:20 #7
Если с коробкой,то практически любой (без фанатизма).Если без «мозгов»,то вживить можно.Если оставлять родную коробку,то придется колхозить с первичным валом и колоколом,но видел переходники.Опоры двс вживишь без проблем,кардан подгонишь под размер и отбалансируешь.Систему питания вживишь.Если с мозгами,то прошьешь на Е-0 (можно и не прошивать).Бык очень удобен для переделок.По китайцам посмотри на ценник запчастей,не радуют.Удачи.
21 августа 2014, 15:36 #8
я хочу его к дальним рейсам готовить буду,мне надо двигатель который шустрее чем родной
Лада Веста
МТЗ-1221
21 августа 2014, 15:41 #9
да он и родной шустрый, а Е2 тем более.. КПП не очень удобна для него.
иногда 6ю или даже 7ю:)) ищешь.
УАЗ Хантер 315195
ЗИЛ 5301 Бычок
21 августа 2014, 15:47 #10
kamazist161rus, 20 августа 2014, 12:54, #6
какой еще двигатель можно поскавить?с китайца можно?
да вообще ограничений нет! ставь что захочешь.
хочешь шустрее бычковского? сравнивай хар-ки движков и подбирай больше по мощности и крутящему моменту и ставь.
21 августа 2014, 16:51 #11
kamazist161rus, 21 августа 2014, 15:36, #8
я хочу его к дальним рейсам готовить буду,мне надо двигатель который шустрее чем родной
Судя по региону,это 5-7 тн? Если 3-4,то родного Е-2 хватит за глаза.
Какой двигатель будет оптимальным для зил-130 из СМДшных? какую коробку ставить?
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Доброго здравия, товарищи!
Поделитесь, пожалуйста, опытом, какой двигатель будет оптимальным для зил-130 из СМДшных? какую коробку ставить? склоняюсь к КПП Урала, но, возможно, есть спецы, кто ставил другую КПП.
Есть сложности в соединении? Кто сталкивался, ставил(видел, слышал), буду очень признателен.
У нас на 130 стоит двигатель д-240 прёт как танк и притензий нет.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
Есть сложности в соединении? Кто сталкивался, ставил(видел, слышал), буду очень признателен.
Самый лучший вариант это двигатель Мерседес либо Ман. Из более дешевого Смд-22 (140л/с). Д-240 слаб, 245 так себе. Поверьте, имею как раз три варианта. Смд зверь, расход топлива как у д-245.
на просторах интернета пишут, что 240, 245 движки неплохи, но скорость средняя 50-60 км/ч. Не подходит).
в аккурат после рекомендации Lexa61, предложили смд 22. Решил остановится на нем.
Самый лучший вариант это двигатель Мерседес либо Ман. Из более дешевого Смд-22 (140л/с). Д-240 слаб, 245 так себе. Поверьте, имею как раз три варианта. Смд зверь, расход топлива как у д-245.
а коробку какую поставили?
Есть сложности в соединении? Кто сталкивался, ставил(видел, слышал), буду очень признателен.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
согласен с вами, прет. Один минус, все, кто пользуется, пишут, что скорость невелика. В сезон езжу далеко, поэтому хочется пошустрее.
Предлагают ЗИЛ 130 ММЗ 554 с ДВС СМД-22 подскажите какой расход на нем? Грузовик нужен только для транспортировки зерна из под комбайна до Зернохранилища! На дороги общего пользования выезжать не будет. Будет только по проселочным дорогам ходить. Цена его смущает 80 тыщ.
Забрал бы, не думая. Тем более для таких целей.
Предлагают ЗИЛ 130 ММЗ 554 с ДВС СМД-22 подскажите какой расход на нем? Грузовик нужен только для транспортировки зерна из под комбайна до Зернохранилища! На дороги общего пользования выезжать не будет. Будет только по проселочным дорогам ходить. Цена его смущает 80 тыщ.
я бы тоже забрал не думая. Цена адекватная.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
согласен с вами, прет. Один минус, все, кто пользуется, пишут, что скорость невелика. В сезон езжу далеко, поэтому хочется пошустрее.
Кпп от бычка, будет пошустрее, но конечно все равно в пределах разумного, около сотки едет.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
согласен с вами, прет. Один минус, все, кто пользуется, пишут, что скорость невелика. В сезон езжу далеко, поэтому хочется пошустрее.
Кпп от бычка, будет пошустрее, но конечно все равно в пределах разумного, около сотки едет.
С какого перепугу она шустрее, посмотрите передаточные скоростя. Она удобнее из-за маленького разбега от второй до четвёртой передачи. Скоростная кпп идёт на Маз зубренок и автобус Паз.
Какой двигатель будет оптимальным для зил-130 из СМДшных? какую коробку ставить?
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Доброго здравия, товарищи!
Поделитесь, пожалуйста, опытом, какой двигатель будет оптимальным для зил-130 из СМДшных? какую коробку ставить? склоняюсь к КПП Урала, но, возможно, есть спецы, кто ставил другую КПП.
Есть сложности в соединении? Кто сталкивался, ставил(видел, слышал), буду очень признателен.
У нас на 130 стоит двигатель д-240 прёт как танк и притензий нет.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
Есть сложности в соединении? Кто сталкивался, ставил(видел, слышал), буду очень признателен.
Самый лучший вариант это двигатель Мерседес либо Ман. Из более дешевого Смд-22 (140л/с). Д-240 слаб, 245 так себе. Поверьте, имею как раз три варианта. Смд зверь, расход топлива как у д-245.
на просторах интернета пишут, что 240, 245 движки неплохи, но скорость средняя 50-60 км/ч. Не подходит).
в аккурат после рекомендации Lexa61, предложили смд 22. Решил остановится на нем.
Самый лучший вариант это двигатель Мерседес либо Ман. Из более дешевого Смд-22 (140л/с). Д-240 слаб, 245 так себе. Поверьте, имею как раз три варианта. Смд зверь, расход топлива как у д-245.
а коробку какую поставили?
Есть сложности в соединении? Кто сталкивался, ставил(видел, слышал), буду очень признателен.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
согласен с вами, прет. Один минус, все, кто пользуется, пишут, что скорость невелика. В сезон езжу далеко, поэтому хочется пошустрее.
Предлагают ЗИЛ 130 ММЗ 554 с ДВС СМД-22 подскажите какой расход на нем? Грузовик нужен только для транспортировки зерна из под комбайна до Зернохранилища! На дороги общего пользования выезжать не будет. Будет только по проселочным дорогам ходить. Цена его смущает 80 тыщ.
Забрал бы, не думая. Тем более для таких целей.
Предлагают ЗИЛ 130 ММЗ 554 с ДВС СМД-22 подскажите какой расход на нем? Грузовик нужен только для транспортировки зерна из под комбайна до Зернохранилища! На дороги общего пользования выезжать не будет. Будет только по проселочным дорогам ходить. Цена его смущает 80 тыщ.
я бы тоже забрал не думая. Цена адекватная.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
согласен с вами, прет. Один минус, все, кто пользуется, пишут, что скорость невелика. В сезон езжу далеко, поэтому хочется пошустрее.
Кпп от бычка, будет пошустрее, но конечно все равно в пределах разумного, около сотки едет.
Д240 оптимальный вариант, если мощнее надо, то 245, а смд сильно тяжёлый, да и кпп у зилка нормальная, нет смысла её менять.
согласен с вами, прет. Один минус, все, кто пользуется, пишут, что скорость невелика. В сезон езжу далеко, поэтому хочется пошустрее.
Кпп от бычка, будет пошустрее, но конечно все равно в пределах разумного, около сотки едет.
С какого перепугу она шустрее, посмотрите передаточные скоростя. Она удобнее из-за маленького разбега от второй до четвёртой передачи. Скоростная кпп идёт на Маз зубренок и автобус Паз.
Зил бычок — автоклуб |
Добро пожаловать!
Сайт www.Zil-Bychok.ru посвящен автомобилю ЗиЛ Бычок.
Так же и другие модели ЗиЛ:
ЗиЛ 130 ЗиЛ 131 ЗиЛ 133 ЗиЛ 157 ЗиЛ 4331.
Двигатель зил бычок, читать перед покупкой
ЗИЛ «бычок» свет увидел в 1994 году. Выпуск данной марки авто продолжается и сегодня. За свою почти 18-ти летнюю историю, ЗИЛ «бычок» подвергался различным изменениям. Эти изменения касались и двигателя. В разные годы на грузовом авто применялось 4 вида двигателей.
Как известно, на ЗИЛ «бычок» устанавливались тракторные двигатели, и самый первый из них был двигатель ММЗ Д-245.12С. Этот двигатель рекомендуется использовать в местах, где температура воздуха не превышает 45 градусов, и не ниже -50 градусов. Эти двигатели могут эксплуатироваться на автобусах и грузовых авто, которые имеют массу меньше 8 тонн.
Данный двигатель работает на дизельном топливе, оснащен турбонаддувом. Осуществляется непосредственный впрыск топлива. 4 цилиндра выдают максимальную мощность в 80 кВт. Рабочий объем цилиндров насчитывает 4.75 л. В качестве пускового устройства используется стартер, имеющий напряжение 12В или 24В. Весит этот двигатель 450 кг.
Технические характеристики двигателя зил бычок
Тип: четырехтактный, с турбонаддувом
Способ смесеобразования: непосредственный впрыск топлива
Число и расположение цилиндров: 4, рядное, вертикальное
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Рабочий объем, л: 4,75
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм: 110 / 125
Степень сжатия: 16
Удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч): 218 (160,3)
Мощность, кВт (л.с.): 80 (108,8)
Частота вращения, об/мин: 2400
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м): 353 (36)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин: 1300..1700
Масса, кг: 466
Габаритные размеры, мм: 1012 х 702 х 1081
Заводская комплектация
Стартер: 7402.3708 (24В) (БАТЭ г. Борисов)
Генератор: нет
Турбокомпрессор: ТКР 6-00.02 (БЗА г. Борисов)
Пневмокомпрессор: А29.05.000-А-06 (БЗА г. Борисов)
Насос шестеренный: НШ 10Ж-3-04л
Насос топливный: PP4M10U1f-3486 (РААЗ г. Рославль)
Насос водяной: 245-1307010-А1-01
Насос масляный: 245-1403010
Муфта сцепления: имеется 1 диск
Картер сцепления: нет
Следующий двигатель, который использовался на «бычках», имел следующую маркировку – ММЗ Д-245.9. Условия эксплуатации такие же, как и для двигателя ММЗ Д-245.12С. Самое главное отличие от предыдущего двигателя состоит в том, что в двигателе Д-245.9 установлен турбонаддув с промежуточным охлаждением надувочного воздуха, и в развиваемой мощности, которая имеет показатель 100 кВт. Также расход топлива на нем несколько больший, но здесь все понятно, для большей мощности требуется больше топлива. Масса двигателя составляет 430 кг.
Третий по счету двигатель именовался ММЗ Д-245.9Е2. Эти двигатели созданы для эксплуатации в зонах с умеренным климатом при диапазоне температур от -45 градусов до +40, а также в зоне с тропическим климатом при максимальной температуре в 50 градусов, и при минимальной – минус 10 градусов. Этот двигатель устанавливают на грузовые авто, самосвалы и автобусы, масса которых не превышает 12 тонн.
Этот двигатель также работает на дизеле и имеет турбонаддув с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Двигатель имеет рядно вертикальное расположение цилиндров. Количество цилиндров – 4. Рабочий объем, как и у предыдущих, который составляет 4.75 литра. Максимальная мощность 100 кВт. Двигатель имеет массу 545 кг. Этот двигатель специально разрабатывался для того, чтобы соответствовать всем нормам евро 2.
Ну и последняя на сегодня марка двигателя — это двигатель ММЗ Д-245.9Е3. Условия эксплуатации идентичны двигателю ММЗ Д-245.9Е2, только с маленькой оговоркой, которая заключается в том, что при температуре -25 градусов и ниже, фильтр грубой очистки топлива должен быть укомплектован подогревателем топлива. Основные технические характеристики, как и в ММЗ Д-245.9Е2. только этот двигатель рассчитан на нормы евро 3.
ЗИЛ-5301
ЗИЛ-5301 был запущен в серию в 1995 году. Всего за 10 лет автомобиль обзавелся несколькими десятками модификаций и прочно обосновался на отечественном рынке. Главным достоинством модели, прозванной «Бычок», стала доступность. Весь модельный ряд ЗИЛ.
История автомобиля
Автомобильный завод имени Лихачева не имел опыта разработки автомобилей класса с грузоподъемностью в 3000 килограмм, потому предприятие решило воспользоваться уже проверенными разработками от Daimler-Benz AG.
В итоге, в 1993 году был представлен опытный экземпляр «Бычка», основой для которого стали агрегаты и узлы Mercedes-Benz T2, ставшего предшественником Mercedes Vario. Отечественные инженеры, изучив конструкцию немецкого продукта, переделали ее с учетом российских реалий, возможностей рынка, производства и состояния дорог.
Данные факторы сказались на модели так, что копией Mercedes-Benz T2, ЗИЛ-5301 назвать было нельзя. Необычное название машина получила по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова. Собственно, если присмотреться, и правда можно рассмотреть бычка в передке автомобиля.
Спустя 2 года началось масштабное производство модели. Появление автомобиля было для предприятия жизненно необходимым, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых оно специализировалось, с переходом к рыночной экономике резко сократился.
Технические характеристики
Надежности отечественному агрегату не хватало, и в жестком городском ритме он иногда подводил. В итоге заводу пришлось освоить производство модификаций с иностранными дизелями. В 1999 году начался выпуск версий с агрегатом «ММЗ Д-245.12С». Модернизированная модификация «ММЗ Д-245.10», дополненная турбокомпрессором Schwitzer, чешским ТНВД Motorpal и интеркулером, соответствовала классу «Евро-1».
В 2001 году на ЗИЛ-5301 начали устанавливать улучшенный турбодизель модели «ММЗ Д-245.9» с регулятором давления воздуха, турбонаддувом и интеркулером. Он развивал мощность в 136 л. с. и соответствовал требованиям «Евро-2». С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели «Бычок» комплектуются двигателем Д245.9, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.
Данный двигатель, помимо всего прочего, оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува.
Технические характеристики
Двигатель Д-245.12С | ||
Количество цилиндров | 4 | |
Объем | 4,75 л | |
Мощность в лошадиных силах | 108,8 | |
Мощность в кВт | 80 | |
Крутящий момент | 1300-1700 Н*м | |
Частота вращения | 2 400 об/мин. | |
Степень сжатия | 15,1 | |
Тип рабочего топлива | Бензин | |
Расход топлива при скорости выше 60 км/ч | 12 литров | |
Расход топлива при скорости ниже 60 км/ч | 25 литров | |
Двигатель Д245.9 | ||
Количество цилиндров | 4 | |
Диаметр цилиндра | 110 мм | |
Ход поршня | 125 мм | |
Объем | 4,75 л | |
Степень сжатия | 15,1 | |
Мощность в лошадиных силах | 136 | |
Мощность в кВт | 100 | |
Скорость вращения | 2 400 об./мин. | |
Крутящий момент | 460 Н*м | |
Тип рабочего топлива | Дизель | |
Средний расход топлива | 12 литров на 100 километров | |
Максимальная скорость (в документах) | 95 км/ч | |
Трансмиссия и ходовая часть | ||
Тип трансмиссии | Механика | |
Тип главной передачи | Гипоидный | |
Сцепление | Масляное | |
Синхронизаторы | На всех кроме 1 и 3 ступеней | |
Габариты | ||
Высота | 2 365 мм | |
Ширина | 2 319 мм | |
Ширина передней колеи | 1 832 мм | |
Ширина задней колеи | 1 690 мм | |
Длинна | 6 175 мм | |
Колесная база | 3 650 мм | |
Клиренс | 180 мм | |
Клиренс | 7800 мм | |
Рама | Ширина | 845 мм |
Полки лонжерона (в ширину) | 70 мм | |
Толщина метала лонжерона | 5 мм | |
Грузовая платформа | Длинна | 3 750 мм |
Ширина | 2 250 мм | |
Высота | 450 мм | |
Колеса | 6,5Jх16Н2 | |
Шины | 225/75R16С |
Наиболее популярные модификации
Модификация | ЗИЛ-5301АО | ЗИЛ-5301ТО | ЗИЛ-5301ВА |
Высота | 2 885 мм | 2 369 мм | 3 130 мм |
Ширина | 1 820 мм | 1 820 мм | 1 820 мм |
Ширина колеи | 1 690 мм | 1 690 мм | 1 690 мм |
Длинна | 6 195 мм | 9 795 мм | 6 765 мм |
Длинна кузова | 3 800 мм | 3 850 мм | 3 800 мм |
Расстояние между мостами | 3 650 мм | 4 250 мм | 4 250 мм |
Расстояние от переднего моста до крайней точки переднего бампера | 840 мм | 840 мм | 840 мм |
Клиренс | 170 мм | 170 мм | 170 мм |
Весовые характеристики | |||
Масса снаряженного автомобиля | 3 695 кг | ||
Максимальная грузоподъемность | 3 450 кг | ||
Полная масса при максимальной загрузке | 6 950 кг | ||
Вес колеса | 42 кг | ||
Рама и тент грузовой части | 740 кг | ||
КПП | 85 кг | ||
Мотор со всем сопутствующим оборудованием | 620 кг | ||
Распределение нагрузки по мостам | Передний | 2 300 кг | |
Задний | 2 190 кг | ||
Распределение нагрузки по мостам с учетом полной загрузки | Передний | 2 350 кг | |
Задний | 4 900 кг |
Двигатель
Грузовик «Бычок» все годы своего производства оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (объём 4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). Были отдельные эксперименты по оснащению ЗИЛ-5301 импортными моторами: Катерпиллар (135-сильный САТ-3054); Рено (136-сильный Renault MIDR 040226F4); болгарским 120-сильным «Вамо». Но они так и остались на уровне опытов и экспериментов.
Нельзя сказать, что используемый для «Бычка» двигатель Д-245 середины девяностых и начала 2010-х годов – это один и тот же мотор. За указанное время данный дизель, оснащённый турбонаддувом, прошёл целый ряд модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л.с., а экологический класс был поднят с нуля до Евро-3 (предполагалось ввести и стандарт Евро-4).Вплоть до 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели Д-245.12С и Д-245.9 (оба Евро-0). В 1999-ом году начался также выпуск версий с силовым агрегатом Д-245.12С. Модернизированная модификация ММЗ Д-245.10 дополнена турбокомпрессором «Schwitzer», чешским топливным насосом высокого давления «Motorpal» и интеркулером, и соответствует международному стандарту Евро-1.
В январе 2005 года всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года – Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации грузовика с модернизированными двигателями получили соответствующую «приставку» к своему заводскому индексу.
Глубокая модернизация двигателя Д-240, устанавливаемого на трактора МТЗ, в целом показала себя на «Бычках» достойно: она имеет умеренный «аппетит» и отличные тягово-динамические показатели. Владельцы ЗИЛ-5301 отмечают, что грузили на свои «Бычки» и по 4, и по 4,5 тонны, и автомобиль всегда справлялся с подобным перегрузом.
Прочие параметры двигателя Д-245 для ЗИЛ-5301:
- Сухая масса двигателя – 430 кг;
- Расположение цилиндров – L-образное;
- Диаметр цилиндра – 110 мм;
- Частота вращения – 2400 об/мин;
- Крутящий момент – 35 кгс·м (350 Н·м), при 1300–1700 об/мин;
- Степень сжатия – 15,1.
- Расход дизтоплива: при постоянной скорости 60 км/ч – 16 литров на 100 км.
- Объём топливного бака: 125 литров.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
ЗИЛ-5301 «Бычок» укомплектован механической трёхходовой пятиступенчатой трансмиссией с синхронизаторами инерционного типа на всех пяти передачах. Передаточные числа коробки передач – первой – 6,45; второй – 3,56; третьей – 1,98; четвёртой – 1,275; пятой — 1,00; заднего хода – 6,15.
Карданная передача открытая, со скользящим шлицевым соединением и промежуточной опорой. Карданные шарниры – на игольчатых подшипниках. Ведущий мост одноступенчатый. Главная передача – гипоидная (передаточное число 3,273). Дифференциал шестерёнчатый, конический. Полуоси – разгруженного типа.
Система сцепления на «Бычках» – фрикционная, сухая, однодисковая, с периферийным расположением нажимных пружин. Привод – гидравлический с пневмо-усилителем. Рулевой механизм оборудован системой гидравлического усиления. Положение рулевого колеса регулируется по углу наклона и высоте. Тип рулевого управления – винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки.
В автомобилях ЗИЛ-5301 используется тормозная система с гидравлическим двухконтурным приводом и пневмоусилителем. Передние тормозные механизмы дисковые, а задние – барабанные. Тормозные механизмы заднего моста оборудованы автоматическим регулятором тормозных сил. Стояночный тормоз – с приводом на колодки задних колес.
Подвеска, система электрооборудования
Тип передней подвески – на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, плюс два амортизатора. Тип задней подвески – на двух основных и двух дополнительных полу-эллиптических рессорах.
Система электрооборудования на «Бычках» однопроводная, с номинальным напряжением 12 V. Стартер обладает напряжением 24 V. Установлен генератор переменного тока марки 1652.3701. Аккумуляторных батарей две, напряжением по 12 V, их тип – 6СТ-110ТР. Свечи – тип 11.721.083. Лампы ближнего и дальнего освещения – марки ТН 114. Стартер – 74.3708000. Реле-регулятор – 206/207.3702.
Устройство
Прототипом автомобиля выступила машина Mercedes Vario. Конструкция рамы лестничного типа с лонжеронами сечения «швеллер» была позаимствована у немецкого «собрата». Это сделало «бычок» максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама автомобиля не складывалась). Спереди присутствует специальное устройство для буксировки автомобиля.
Тормозная система является 2-контурной, каждый из контуров независимый. Первый контур выполняет торможение левого заднего и правого переднего колес, второй – двух других колес. За счет этого достигается безопасность на дороге. В случае проблем с одним из контуров, водитель может выполнить экстренное торможение. В действие тормоза приводятся гидравликой. Передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. Машина также комплектуется стандартным механическим ручником. Последние версии ЗИЛ 5301 оснащаются ABS.
В ЗИЛ 5301 используется 5-ступенчатая механическая трансмиссия с гипоидным типом главной передачи. Сцепление применяется дисковое стандартное в масляной ванне. На всех передачах, кроме первой и третьей, работает синхронизатор. Главным передающим механизмом является карданная передача с 3 шарнирами и промежуточной опорой.
На базовую модель устанавливаются типовые штампованные диски, выполненные из высокопрочного металла. Сплав отличается большой твердостью, позволяющей выдерживать экстремальные нагрузки без потери формы. Применение их на данном грузовике абсолютно обоснованно. Вместе с дисками используются классические бескамерные шины 227/75R16C. В незагруженном состоянии воздействие осей на дорожное покрытие примерно равно.
Кабина и внутреннее устройство автомобиля весьма комфортабельны, хотя большинство элементов имеют непритязательный вид. Водительское кресло регулируется по нескольким параметрам и является очень мягким. Обшивка его выполнена из прочного материала. В кабине сделана хорошая звуко- и теплоизоляция, позволяющая комфортно передвигаться зимой (мощная печка хорошо нагревает салон даже в морозы). Модели ЗИЛ 5301 оснащаются гидроусилителем руля, упрощающим маневрирование. Помимо стандартных кабин, доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.
Благодаря простоте и надежности конструкции «Бычок» стал очень востребованным у россиян. Большинство узлов автомобиля можно отремонтировать даже в дороге. Однако у модели есть и серьезные недостатки.
Габаритные размеры и показатели массы
- Длина: 6,195 м (7,165 м – удлинённая версия); Ширина: 2,319 м; Высота: 2,365 м.
- Колёсная база: 3,650 м.
- Колея передняя: 1,832 м; Колея задняя: 1,690 м.
- Клиренс: 180 мм.
- Радиус разворота: 7,8 метров.
- Грузоподъёмность: 3 тонны.
- Параметры бортовой грузовой платформы в стандартной комплектации: 3750х2254х450 мм.
- Погрузочная высота: от 765 мм до 1050 мм.
- Масса: снаряжённая (с тентом) – 3695 кг; Полная (допустимая) – 6950 кг.
- Допустимая нагрузка на переднюю ось – 2350 кг.
- Допустимая нагрузка на заднюю ось – 4900 кг.
- Колёса дисковые, 6,5Jх16Н2; Шины бескамерные «225/75R16С».
Кабина и кузов
В целях удешевления в «Бычке» использовались конструкторские решения, ранее применяемые на продуктах автозавода имени Лихачева. Так, автомобилю досталась просторная кабина ЗИЛ-4331, дополненная выразительными фарами и необычным «оперением».
Для коммунальных служб предприятие создало 4-дверную 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. И уже изначально ЗИЛ-5301 обладал целым «букетом» проблем и хронических «болезней», свойственных многим отечественным автомобилям.
Серьезные трудности обычно начинаются с кабины: двигатель слышно даже при небольших оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.
«Печка» в автомобиле функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый опционально, имеет малую долговечность. Вентиляционный люк, появившийся в кабине, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью.
Однако, кабина — не самое больное место «Бычка», и данный элемент чаще удостаивается похвалы. Кроме прочего, рабочее место водителя имеет и положительные стороны. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.
Также в последних версиях значительно переработаны недостатки машины касательно кабины. Теперь водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз.
Руль двухспицевый, большого диаметра. Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.
Помимо стандартных кабин доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.
Отличительные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:
- Оперение с небольшим капотом, открывающимся назад;
- Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье;
- Трехместная двухдверная кабина, построенная на основе модели ЗИЛ-4331;
- Отопитель, объединенный с системой охлаждения мотора;
- Отдельное водительское сиденье с механизмом подрессоривания, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона спинки и положения;
- Трехщеточный стеклоочиститель с электроприводом и омыватель ветрового стекла с электроприводом.
Модификации «БЫЧКА»
- ЗИЛ-5301АО – базовая версия модели;
- ЗИЛ-5301БО — использовался для установки специального оборудования и кузовов (в том числе инкассаторских и пожарных);
- ЗИЛ-5301ГО – уникальный изотермический фургон, основанный на версии ЗИЛ-5301БО;
- ЗИЛ-5301ПО – еще одна версия изотермического фургона;
- ЗИЛ-5301ДО – удлиненный вариант классического ЗИЛ-5301АО;
- ЗИЛ-5301ЕО – удлиненная модель, используемая для установки специальных кузовов и оборудования;
- ЗИЛ-5301ИО – удлиненный изотермический фургон;
- ЗИЛ-5301ТО – 2-кабинное удлиненное шасси на основе ЗИЛ-5301ДО, предназначенное для монтажа специального оборудования и кузовов;
- ЗИЛ-5301ЮО – длиннобазная модификация с двумя спальными местами и кабиной.
Плюсы и минусы
Сцепление и коробка передач проблем практически не вызывают и являются, пожалуй, наиболее надежным элементом. Куда чаще ломается редуктор заднего моста, где наибольшие трудности вызывают полуосевые шестерни дифференциала, крестовина и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверять и уровень тормозной жидкости, поскольку у многих модификаций подтекают бачки и рвутся защитные чехлы, установленные на тормозных суппортах.
Внутренности кабины, как уже стало ясно, вызывают противоречивые эмоции, с одной стороны, элементы несут в себе эргономику, но с другой — качество их сильно страдает. Так или иначе, простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.