- Двигатели МАЗ: тяжести не бывает много
- Исторические факты
- Модельный ряд
- Ремонт двигателя
- Вывод
- СуперМАЗ. Немного о самом массовом семействе грузовиков МАЗ
- Супер маз — тягач самосвал со своими характеристиками
- Конструктивные особенности
- Технические характеристики
- Силовой агрегат
- Ходовая часть и тормоза
- Кабина
- Отзывы владельцев
- Технические характеристики ТОП-4 двигателей подходящих на МАЗы
- Какими двигателями комплектуются МАЗы
- Мерседес
- Обслуживание
- Какое масло заливать
- Капитальный ремонт
- Замена двигателя
- Отзывы владельцев и цены
Двигатели МАЗ: тяжести не бывает много
Двигатель МАЗ — это силовой агрегат, которым знаменит Минский автомобильный завод. Но, сам завод не выпускает моторы, поскольку на его базе собираются грузовые автомобили и тягачи. Так, что же собой представляет двигатель МАЗ, рассмотрим в этой статье.
Исторические факты
Как известно многим, на автомобили и автобусы Минского автомобильного завода устанавливаются двигатели серии ЯМЗ. История установки двигателя начинается в военное время, когда в Минске был организованны павильоны по сборке тяжёлой техники для Вермахта. А уже в 1944 году согласно постановлению правительства СССР началось строительство завода. Параллельно с этим, Минск начинает выпуск автомобилей GMC и Studebaker.
При поддержке Ярославского завода в 1947 году с конвейера Минского завода сходят первые пять отечественных грузовиков МАЗ-205. По большому счету, МАЗ-205 — это модифицированная версия грузовика ЯАЗ-205, который изготавливал Ярославль. С этого момент, почти все автомобили МАЗ стали комплектоваться моторами, которые поставлял Ярославский завод.
Модельный ряд
В конце 50-х годов на смену двигателям ЯАЗ пришёл легендарный ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238, которыми комплектовались грузовые автомобили МАЗ до недавнего времени. Двигатели отличались достаточно большой мощностью, и в то же время были простые в обслуживании и ремонте. Мазовским силовым агрегатом, также снабжались и другие грузовики, такие как КрАЗ и тракторы серии К-700.
Позже, на автомобили МАЗ стали устанавливать Мерседесовские двигатели. Но, потом было решено отказаться, поскольку ремонт двигателей обходился достаточно дорого, а цена транспортных средств значительно выросла. Руководство завода решило оставить двигатели Мерседес для установки на автобусную линейку.
Тем более что с 2011 года ЯМЗ стали поставлять новую линейку модернизированных силовых агрегатов 530 серии, в которую вошли ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. В то же время Ярославль отказался от выпуска 8-цилиндрового движка, и вместо него стали выпуска 4-х цилиндровый с меньшим объёмом
Ремонт двигателя
Ремонт двигателя МАЗ, особенно серии ЯМЗ-236/238 достаточно типичный для дизеля и турбодизеля. Конечно, рекомендуется проводить такие операции у профессионалов на автосервисе по ремонту грузовых автомобилей. Это связано с тем, что для ремонта блока и головки требуется специальное оборудование.
Чтобы отремонтировать ТНВД потребуются специальные знания и умения, а также специнструментарий, который лежит не у каждого водителя в кабине. Что касается коленчатого вала, то он выдерживает до трёх ремонтов, а потом, как показывает практика, его, приходится менять.
Такие детали, как водяной насос, масляный фильтр, масло двигателя, топливный фильтрующий элемент и прочее, водители меняют самостоятельно без особых проблем.
Вывод
Двигатели МАЗ — стали легендарными на просторах отечественных дорог. Надёжность силовых агрегатов признали многие страны востока. Автомобили МАЗ заказывают такие страны, как Китай, Япония и даже Европейские государства, что говорит само за себя.
СуперМАЗ. Немного о самом массовом семействе грузовиков МАЗ
Спроектированный в конце 50-х годов МАЗ-500 уже исчерпал возможности модернизации и к началу 80-х годов ощутимо устарел — иностранные производители предлагали грузовики с более комфортной кабиной, менее шумным двигателем и более простым управлением. В конце 70-х годов это послужило поводом для проектирования грузовика с новой кабиной, отвечающего всем современным требованиям. Так появился «СуперМАЗ».
В советское время «СуперМАЗы» работали на международных перевозках в «Совтрансавто», но многие попадали в обычные автоколонны и работали на межгороде внутри СССР. Работать на «СуперМАЗах» доверяли самым опытным шоферам с положительной биографией. Воспоминания ярко рисуют картину из детства: обычная рядовая автоколонна с ее ЗИЛами, МАЗ-500 и даже «Колхидами» и несколько «СуперМАЗов», водители которых всегда были чистыми и опрятными, на работу приходили в рубашках, не пили и были объективно лучшими в автоколонне. Это подчеркивает престижность «СуперМАЗа» в те времена. Да что там, этот грузовик до сих пор пользуется определенным спросом: старые машины берут начинающие в грузоперевозках частники, машины поновее претерпели ряд модернизаций и являются вполне современными автомобилями, хоть и уступают абсолютно новым моделям.
19 мая 1981 года с конвейера Минского Автомобильного Завода сошел первый МАЗ-5432. Новый грузовик имел просторное двухместное спальное место, комфорт кабины был повышен благодаря стабилизатору поперечной устойчивости, под кабиной располагался ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с.
Давайте сравним тяговооруженность с предшественниками: МАЗ-500 имел 12 л.с. на тонну перевозимого веса, новая модель имела на 30% большую удельную мощность: 18 л.с. на тонну перевозимого веса. Впоследствии появились и более мощные модификации грузовика.
МАЗ-5432 имел колесную формулу 4х2, полная масса автопоезда могла достигать 34 тонны.
Повысилось удобство доступа к двигателю: если на МАЗ-500 кабина откидывалась только на 50 градусов, то на новой модели уже на 60.
Улучшились и динамические характеристики: уже первые модели могли разгоняться до 100 км/ч в сравнении с 85 км/ч у предшественника, повысилась и динамика разгона: до 60 км/ч груженый автомобиль разгонялся за 60 секунд. На 5-6 литров снизился расход топлива.
В 1985 году МАЗ начал выпускать более мощную версию 54322 с двигателем ЯМЗ-238Ф2, имевшим мощность 260 л.с, у выпускаемых грузовиков изменилось оформление передней части кабины, а тремя годами позже появился двигатель ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с. Максимальная масса автопоезда выросла на 10 тонн и достигла 44 т.
В том же 1988 году появились автомобили с двигателями мощностью 360 и 425 л.с.
На качественно новый уровень вывело модел ьсотрудничество с MAN: грузовик получил немецкую кабину с легкими доработками, позднее были версии с иностранным двигателем и 16-ти ступенчатой КПП фирмы ZF. Автомобили с новой кабиной стали более конкурентоспособными, а самому заводу удалось снизить производственные расходы на 30%.
Всего же было 6 основных модификаций:
Выпускался с 1981 по 1988 год, оснащался двигателем ЯМЗ мощностью 280 л.с.
Выпускался с 1988 года, имел новую кабину, двигатели ЯМЗ-8421 (360 л.с.) и ЯМЗ-8424 (425 л.с.)
Первая модернизация модели в 1985 году, выпускался до 1988 года. Имел двигатель как у первой модификации, но получил переработанную кабину
С 1988 года сменил 54322, получил двигатель мощностью 300 л.с.
Совместное детище МАЗ и MAN. Двигатель MAN мощностью 360 л.с. КПП 16-ти ступенчатая, производства ZF
Самый слабенький грузовик семейства. Имел двигатель мощностью 180 л.с. и пятиступенчатую КПП
На конвейере МАЗ-5432 был сменен моделью 5440, с 2008 года 5432 не выпускается.
Время и прогресс не стоят на месте, поэтому «СуперМАЗы» уже тяжело держатся в городском ритме, их кабины не так удобны, как у новейших грузовиков, да и проехали многие из них миллионы километров, из-за чего внешний вид у них далеко не первой свежести. Тем не менее, грузовики этого семейства еще не один год будут исправно трудиться на грузоперевозках.
Понравилась публикация? Не забудьте поставить лайк. Хотите помочь развитию канала? Оставьте комментарий или подпишитесь.
Супер маз — тягач самосвал со своими характеристиками
Семейство «СуперМАЗ» – это, прежде всего, седельный тягач МАЗ-64229. В свое время это был один из распространенных магистральных грузовиков на постсоветском пространстве, но о нем мало что известно широкой аудитории. И это печально, ведь это венец творения инженеров СССР. Лучший грузовой автомобиль для перевозок на дальние расстояния за всю историю.
МАЗ-64229 с компоновкой колес 6х4 стал прямым наследником двух моделей МАЗ (504 и 515). Серийное производство было запущено в 1987 году. Причем главная модернизация коснулась в основном не внешности, а силовой установки. Она стала мощной и получила турбонаддув. Однако изменения можно заметить и в кабине, здесь стало намного комфортнее.
Почему «СуперМАЗ»МАЗ 64229 получил такую приставку не просто так? Изначально «Супер» собирались закрепить за новым подразделением завода, занимающимся выпуском линейки тягачей. На первых прототипах под стеклом даже размещалась надпись Super.
Однако при выпуске серийных версий от этого решили отказаться. А вот название осталось и стало нарицательным. Как например, бренд Ксерокс служит для определения всех копировальных машин.
Для тех времен это был супергрузовик. Кабина просторная, хороший обзор благодаря панорамному остеклению, а еще целых два спальника. Это был первый советский тягач с продуманной эргономикой.
Конструкторы начали задумываться над комфортом водителя и грамотной организацией рабочего пространства. Для этого были позаимствованы зарубежные модели. В итоге «СуперМАЗ» тягач отличался от всех ЗИЛов, КАМАЗов, ГАЗов и даже МАЗ самосвалов, которые создавались по принципу «лишь бы ездило». Поэтому и прижилась приставка «Супер» среди советских дальнобойщиков.
Конструктивные особенности
В отличие от предшественников Супер МАЗ 64229 имел средний мост, предназначенный для сокращения нагрузки задней оси и увеличения грузоподъемности. На нем же был установлен межосевой дифференциал для распределения крутящего момента между передним и задним мостом.
Основной агрегат, с которым работал данный вид техники – это двухосные полуприцепы. В составе автопоезда масса достигала 43 тонны. «СуперМАЗ» постоянно дорабатывали и совершенствовали. Это можно заметить по кабине в некоторых незначительных деталях.
На первых моделях устанавливали пневматический усилитель сцепления и спиртовой осушитель воздуха в тормозной системе. В поздних версиях эти элементы были заменены на пневмо-гидроусилитель и влагоотделитель соответственно.
Поздние версии имели иную помпу системы охлаждения двигателя, панель приборов, видоизмененную оптику сзади. А все металлические трубки заменили на пластик (пневмосистема не замерзала).
Тормозной кран расположен под педалью. Седло однощековое. Причем первые выпуски имели две щеки, которые со временем разбивались, что сопровождалось биением прицепа.
Технические характеристики
- габаритные размеры (длина 6,54 м, ширина 2,5 м, высота 3,55 м);
- масса 9,350 тонн;
- полная масса 24 т.;
- максимальная масса полуприцепа 32700 кг.;
- радиус разворота до 10 метров;
- угол подъема не более 18%;
- объем топливного бака 350 литров;
- расход топлива 45 литров на 100 километров.
Силовой агрегат
Двигатель четырехтактный дизельный V-образный ЯМЗ-238Д. Дополнительно оснащен турбонагнетателем. Рабочий объем составляет 14,8 литров. Мощность 330 л. с. при 2100 оборотов в минуту крутящего момента. Устройство оснащается электрофакельным механизмом, а еще подогревателем мотора и кабины (дополнительное оборудование).
Ходовая часть и тормоза
В паре с мотором из Ярославля работает механическая четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 скоростей вперед и две назад). Сцепление двухдисковое с механическим и пневматическим приводом. Следует отметить, что на поздних версиях добавлен гидравлический усилитель.
Рулевое управление реечное со встроенным гидроусилителем.
Тормозная система барабанного типа с двухконтурным пневматическим приводом. Есть стояночный тормоз и запасной, оборудованный замедлителем двигателя. Тормозная система полуприцепа комбинированная.
Передняя подвеска рессорная с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости. Задняя рессорно-балансирная с реактивными тягами. Колеса без дисков, их всего 10 плюс одно запасное, размещенное в полуприцепе, так как у тягача отсутствует специальное место крепления.
Кабина
Как уже ранее отмечалось, кабина внутри и снаружи отличается от того, что было раньше. Мода на округлые формы прошла. Решетка радиатора, кабина и фары стали иметь прямоугольные черты. Лобовое стекло стало панорамным. Противоударный бампер спереди из металла. Он был заменен на более современный со встроенным блоком оптики. А на крышу стали устанавливать спойлер.
В кабине помимо места водителя есть кресло для пассажира и две спальных зоны. Водительское сиденье подрессоренное. Оно регулируется по весу, длине, высоте, а также наклону спинки или подушки. Чтобы получить доступ к двигателю, кабина откидывается вперед с помощью гидравлического насоса с ручным приводом.
Отзывы владельцев
Судя по комментариям не только владельцев, но и водителей, которые много лет работали на таких автомобилях, тягачи МАЗ 64229 были надежными, долговечными, неприхотливыми в эксплуатации грузовиками.
А самое главное тягачи отличались повышенным уровнем комфорта, чего ранее не было. Двигатель получился прожорливый, да и высокой скоростью «СуперМАЗ» не блещет. Но между тем МАЗ 64229 способен быстро окупаться, демонстрируя рентабельность.
Хорошо себя зарекомендовал автомобиль и в суровых климатических условиях, а также при поездке по плохим дорогам. Плюс к этому стоимость запчастей невысока и находятся они в свободной продаже.
Такие МАЗы встречаются на дорогах и сегодня. Конечно, нового уже не купить, так как модель снята с производства. Вместо нее в каталоге появился МАЗ 6425. Что касается стоимости подержанных машин, то для выпуска 90-х годов цена не превышает 300 тысяч рублей, но и состояние соль будет плачевное. А вот для моделей последних годов выпуска стоимость и сегодня составит до 1,5 млн. рублей.
Технические характеристики ТОП-4 двигателей подходящих на МАЗы
На каждой модификации техники от Минского автомобильного завода установлен двигатель МАЗ. Модели различаются по весу, мощности и другим показателям.
Какими двигателями комплектуются МАЗы
Устройство двигателя включает в себя следующие элементы:
- распредвал;
- крышка клапанов;
- клапан выпускного типа;
- выхлопное отверстие;
- головка цилиндрического элемента;
- система охлаждения двигателя МАЗ и полость для охлаждающей жидкости;
- блок силового агрегата;
- маслосборник;
- свеча зажигания;
- клапан впускного типа;
- впускное отверстие;
- поршневая часть;
- подшипник шатуна;
- коленчатый вал;
- поршневые кольца;
- крепежные гайки и болты.
В зависимости от модификации транспортного средства устанавливают следующие двигатели:
Каждый мотор отличается по техническим характеристикам.
Двигатель ЯМЗ-238 выпускается Ярославским автозаводом.
Технические показатели данной модели:
Тип используемого топлива | Дизель |
Рабочий объем | 15 л |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндрических элементов | V-образное |
Число клапанов | 16 |
Экологический стандарт | Евро-4 |
Диаметр цилиндров | 13 см |
Система охлаждения | Жидкостная |
Механизм клапанов | OHV |
Мощность силового агрегата | 230 л.с. |
Материал | Чугун |
Ресурс | До 1 000 000 км |
Система электронного впрыска топливной жидкости | Есть |
Ход поршневой части | 14 см |
Максимальный крутящий момент | 2200 Нм |
Расположение распределительного вала | Верхнее |
Габариты | 100*96*90 см |
Вес движка ЯМЗ | 11 300 кг |
Порядок работы цилиндрических элементов | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Технические параметры двигателя Рено:
Используемое топливо | Дизель |
Рабочий объем мотора | 12 л |
Количество клапанных элементов | 24 |
Механизм газораспределения | DOHC |
Система питания двигателя | Прямой впрыск топливной жидкости |
Мощность | 385 л.с. |
Наибольший крутящий момент | 2400 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 1200 об./мин |
Количество цилиндров | 8 |
Диаметр цилиндрических элементов | 12 см |
Ход поршня | 13 см |
Расположение цилиндров | V-образное |
Средний расход топлива | 25 л |
Расположение клапанов | Верхнее |
Параметры | 100*97*85 см |
Температурный режим | -27…+32°С |
Степень сжатия | 6 |
Международный экологический стандарт | Евро-4 |
Расход масляной жидкости | 7 л на 100 км |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Мерседес
Технические показатели МАЗа с мерседесовским двигателем:
Рабочий объем мотора | 12,96 л |
Номинальная мощность | 231 л.с. |
Наибольший крутящий момент | 2300 Нм |
Степень сжатия | 7,3 |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов | 24 |
Диаметр цилиндрического элемента | 13 см |
Ход поршневой части | 14 см |
Расположение цилиндров | Рядное |
Система питания | Прямой впрыск топливной жидкости |
Расход масляной жидкости на 100 км | 8 л |
Топливо | Дизельное |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3 |
Температурный режим | -35…+40°С |
Наибольшая частота вращения коленчатого вала | 2200 об./мин |
Тип системы охлаждения | Жидкостный |
Турбонаддув | Есть |
Промежуточная система охлаждения | Есть |
Масса | 12 000 кг |
Ресурс | До 1 500 000 км пробега |
Параметры и показатели транспорта с МАНовским двигателем:
Используемое топливо | Дизель |
Рабочий объем мотора | 6,8 л |
Количество клапанных элементов | 24 |
Механизм газораспределения | Есть |
Система питания двигателя | Непосредственный впрыск топливной жидкости |
Мощность | 260 л.с. |
Наибольший крутящий момент | 981 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 1 700 об./мин |
Количество цилиндров | 6 |
Диаметр цилиндрических элементов | 10,8 см |
Ход поршня | 12,5 см |
Расположение цилиндров | V-образное |
Средний расход топлива | 27 л |
Расположение клапанов | Верхнее |
Параметры | 110*98*89 см |
Температурный режим | -35…+35°С |
Степень сжатия | 16,5 |
Международный экологический стандарт | Евро-4 |
Расход масляной жидкости | 10 л |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-5-2-6 |
Обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание включает в себя:
- Проверку уровня рабочей жидкости в баке.
- Проверку уровня масла и охлаждающей жидкости.
- Диагностику силового агрегата на наличие повреждений и дефектов.
- Проверку уровня давления масляной жидкости, воздуха в пневматической системе.
Техническое обслуживание мотора:
- Провести внешний осмотр всего механизма.
- Определить поврежденные и износившиеся детали, которые необходимо заменить на новые.
- Проверить надежность затяжки крепежных гаек и болтов, которые соединяют опоры двигателя с внутренней частью корпуса автомобиля.
- Осмотреть глушитель, кронштейн с рамой, стремянки выхлопной трубы с поперечной рамой.
- Проверить состояние и плотность соединения рукава с корпусом глушителя.
Какое масло заливать
Рекомендуемые марки: ТНК, Сибнефть, МХ Extra, Лукойл — Авангард. Объем масла не должен превышать отметки в 8-10 л в зависимости от модификации двигателя.
Замена масла в двигателе осуществляется следующим образом:
- С картера отворачивают сливную пробку и снимают крышку маслосливной горловины.
- Очищают все элементы от грязи и пыли.
- Сливают старое масло.
- Заливают в корпус мотора промывочную смесь (10 л дизельного топлива + 6 л масла).
- Запускают двигатель и дают ему прогреться в течение 5 минут. Частота вращения коленвала должна быть минимальной.
- Останавливают силовой агрегат и сливают промывочную смесь.
- Меняют фильтрующие элементы.
- Заливают свежее масло.
Капитальный ремонт
Порядок действий во время проведения капитального ремонта двигателя:
- Установить транспорт на специальный стенд.
- Демонтировать силовой агрегат.
- Промыть мотор.
- Провести внешний осмотр механизма на наличие трещин на блоке цилиндрических элементов, увеличение зазора между клапанами, на биение коленчатого вала.
- Измерить правильность геометрии трущихся поверхностей.
- Устранить все трещины.
- Провести реставрацию втулок направляющего типа.
- Отшлифовать поверхность механизма.
- Проверить герметичность клапанов.
- Заменить маслосъемные колпаки.
- Отшлифовать коленчатый вал под ремонтный размер вкладыша.
- Заменить поршневые кольца, сальники и прокладки.
- Залить свежее масло.
Замена двигателя
Для того чтобы заменить мотор, необходимо сделать следующее:
- Установить автомобиль на специальный стенд.
- Отвернуть крепежные болты и гайки с корпуса механизма.
- Демонтировать коробку передач вместе с картером сцепного устройства.
- Отвернуть крепежные элементы с кожуха и снять нажимной диск.
- Вытащить ведомый диск.
- Демонтировать средний ведущий и передний ведомый диск сцепного устройства.
- Расшплинтовать болты стартера.
- Демонтировать стартер, генераторную установку, компрессор пневматических тормозов.
- Снять крыльчатку вентилятора.
- Убрать воздушный фильтрующий элемент.
- Убрать 4 болта с заглушки.
- Установить новый двигатель.
- Провести сборку элементов, выполнив все действия в обратном порядке.
Отзывы владельцев и цены
- ЯМЗ — от 250 000 руб.;
- Рено — от 350 000 руб.;
- Мерседес — от 550 000 руб.;
- МАН — от 250 000 руб.
Станислав, 42 года, Тверь: «Проработал на МАЗе с китайским двигателем около трех лет. Рекомендую не экономить, а сразу покупать хороший и мощный мотор, т.к. китайский ломается каждые 2 недели. Например, можно купить самосвал с двигателем Камминз».
Петр, 53 года, Пенза: «Установил на МАЗ-55102 тутаевский двигатель. Техника работает хорошо, без сбоев, масло не течет, расход топлива небольшой. Весит агрегат около 12 000 кг».
Василий, 35 лет, Ульяновск: «Проработал на МАЗе с двигателем ЯМЗ 4 года. Агрегат неприхотлив в обслуживании, все запасные детали есть на рынке в свободном доступе. За все время эксплуатации была всего 1 поломка — потекло масло в редукторе».
Григорий, 46 лет, Липецк: «Перед покупкой рекомендую проверить маркировку, чтобы не купить китайскую подделку. У ЯМЗ номер находится в верхней части корпуса блока цилиндров».
Максим, 48 лет, Магнитогорск: «Работал на МАЗе с мотором Мерседес 2 года. Это мощный агрегат, но обслуживание стоит дорого. Топливо и масло нужно заливать качественное, иначе сразу же начинаются поломки».