- История Горбатого Запорожца
- История создания
- Технические характеристики
- ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец
- «Запорожец горбатый», ЗАЗ-965: технические характеристики, тюнинг
- История создания
- Конструкция
- Экстерьер
- Интерьер
- ЗАЗ «горбатый»: технические характеристики
- Основные параметры
- Интересные факты
- Модификации
- ЗАЗ «горбатый»: тюнинг
- Усиление двигателя
- Кузов
- Салон
- Электрооборудование
- Дополнительно
История Горбатого Запорожца
Наверное о «Запорожце» слышали все, даже совсем молодежь, которая могла в живую его и не видеть. Сегодня хочу рассказать, как вообще такая модель появилась на дорогах нашей страны.
История создания
В 50-х годах прошлого века в СССР увеличивался личный грузооборот граждан. Развивалось частное строительство (в основном дачи), люди чаще стали покупать предметы обихода. Это все вело к необходимости наличия индивидуального транспорта.
При этом в основном советские люди в основном пользовались велосипедами и мототехникой. Имеющиеся в продаже легковые автомобили были недоступны по ценам и особенностям распространения. На Западе к тому моменту уже активно шла автомобилизация населения.
Так появилась задача создать простой и доступный для массового водителя автомобиль. Решить эту задачу должен был МЗМА (Москвич) совместно с институтом НАМИ.
Практически отказались от классической компоновки, где двигатель находится спереди, и есть задняя ведущая ось. Для микролитражки такой способ размещения агрегата не самый удобный, теряется много полезного пространства. Принятые тогда технологии не позволяли сделать переднеприводный автомобиль небольшим.
В итоге было принято решение сделать автомобиль с размещением двигателя сзади. В процессе создали довольно много прототипов.
- Белка» ИМЗ-НАМИ-А50 1955 года (вагонная компоновка).
- НАМИ-031 1957-58 годы (купе с торсионной передней подвеской).
- НАМИ-049 (прототип лёгкого вездехода).
- НАМИ-048 (вагонная компоновка).
Но, практически все эти варианты имел недоработки. К примеру, «Белка» имея откидной передок кузова, страдала плохой герметичностью салона. Также использовавшийся двигатель ИМЗ-М-72 (точнее созданный на его базе) не отличался надежностью.
Также сказались сложности с налаживанием производства этих модификаций. Самостоятельно разработать дешевую технологию сборки инженеры не смогли, а пригласить специалистов из-за рубежа у СССР не было финансовых возможностей.
Тут инженеры посмотрели на мировой автопром, как у них решались схожие задачи. Основным источником идей стали:
Они имели цельнометаллический несущий кузов оболочкового типа. Такой кузов можно было собирать непосредственно на имеющемся оборудовании. Вот Фиат 600 и взяли за основу. Хотя в итоге от него взяли только технологические решения по сопряжению деталей кузова, а также их размещение. Также «Запорожцу» достались двери, открывающиеся назад, конструкторы посчитали такую идею хорошей.
Подвеска и двигатель полностью разработаны отечественными конструкторами. В итоге к 1960 году начался выпуск первых машин ЗАЗ-965.
Технические характеристики
Особенностью являлся двигатель V4, такая компоновка встречалась нечасто. Причем распредвал находился в развале между цилиндрами. Объем 746 см3 обеспечивал мощность в 23 л.с.
Охлаждение воздушное. В первую очередь по причине простоты обслуживания, ведь автосервисов не было, да и условия эксплуатации достаточно суровы.
При этом, именно двигатель стал слабым звеном машины. Он был ненадежным, часто отказывал. Имеющиеся моторные масла не подходили для него, рекомендовалось использовать дизельные масла. Также мотор часто перегревался, что сокращало ресурс.
Но, несмотря на это, ЗАЗ-965 довольно быстро обрел популярность. В первую очередь из-за своей доступности.
ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец
В начале 90-х годов эта смешная маленькая машина еще встречалась на дорогах даже крупных городов, а в глубинке так и вовсе, до недавнего времени находились смельчаки, использовавшие её для поездок по своим делам. Каких только народных прозвищ не получил этот автомобиль, «горбатый», «жужик», «запор», «челленджер», «дрыцель», «круглый», «чебурашка», «чарлик», это лишь те, которые я сходу припомнить в состоянии. ЗАЗ-965. Машина, вызывающая улыбку каждый раз, когда её видишь.
Шла уже середина 1950-х, а советское руководство всё продолжало искать вариант народного автомобиля для людей, строивших светлое будущее. Существовавшая на тот момент «Победа» не могла быть народной машиной по ряду причин, «Москвич» 400/420, в простонародье тоже «горбатый» или «слон», а по факту – Опель Кадет довоенной конструкции хоть и был доступен (если это можно так назвать) широким слоям населения, к тому моменту сильно устарел и с конвейера сходили последние модели, а готовый ему на смену «Москвич» 402 был прекрасной машиной по всем параметрам на тот момент, но в категорию «народного» мог не попасть из-за цены и дефицита. К тому же, на тот момент в мире уже были созданы простые и неприхотливые микролитражки, пользовавшиеся огромной популярностью населения в капиталистических странах. Одной из таких машин, недавно появившихся и набирающих стремительную популярность был итальянский Фиат-600. Его и взяли за основу, при разработке концепции новой советской микролитражки.
Задание на разработку машины получил МЗМА, в 1956 году началось проектирование, в 1957 году был собран первый опытный образец, называвшийся «Москвич»-444.
Да, «горбатый» изначально планировалось производить на МЗМА, но заводчанам удалось отвертеться от этой сомнительной во многих смыслах затеи, имея веский аргумент – в серию пошел новенький «Москвич»-402, на производство которого были брошены все силы, и мощностей для производства еще одной машины попросту не имелось. Тогда Совет Министров СССР принимает решение организовать производство нового автомобиля на Запорожском заводе «Коммунар», происходит это в 1958 году. На «Коммунаре», строившем до этого сельхозтехнику, от такой идеи были не в восторге, но партия сказала – надо, к тому же автомобиль уже был представлен публике на ВДНХ в 1958 году.
К моменту передачи техдокументации и всех наработок на «Коммунар», в 1959 году, московские конструкторы уже разработали свой вариант двигателя, двухцилиндрового оппозитного, объемом 748 см, воздушного охлаждения, так же образцы двигателя разработал НАМИ, один – оппозитный 965Г, а другой с V-образным расположением под индексом 965В. Оба с воздушным охлаждением. Выбор в итоге пал на 965В, индекс 965 так же получает и новая машина, выпуск которой начинается в 1960 году.
Машины первых выпусков имели характерные накладные поворотники «капли», шикарное решение, на мой взгляд, жаль что их немного было выпущено, даже в 80-х такие машины были большой редкостью.
ЗАЗ 965 не является клоном «Фиата», от итальянского автомобиля осталась концепция и стилистка кузова. Подвеска была переделана с учётом состояния большинства наших дорог, вернее, зачастую – полного их отсутствия, колёса увеличили в размерах до 13 дюймов, независимая задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата дали автомобилю такую проходимость, какой позавидуют многие современные «паркетники». Расход топлива составлял около 5.5 литров на сотню, максимальная скорость составляла тоже примерно 100 км/ч, правда, редко находились смельчаки, готовые разогнать эту машину до сотки с собой внутри. Из-за своих очень скромных размеров и практически отсутствовавшего багажника, машина хоть и с прекрасной проходимостью не совсем подходила для сельской эксплуатации, но поскольку выбора у людей тогда особо не было, а цена машины была доступной даже по советским меркам, встретить «жужик» можно было как в центре Москвы, так и в отдалённых сёлах всей страны. Еще одним плюсом машины была простота конструкции и феноменальная ремонтопригодность. Даже ветровое стекло было унифицировано с задним, они были одной формы и размера.
Минусов у машины было тоже немало. Это тесный салон, в котором было шумно от двигателя, из-за двигателя воздушного охлаждения пришлось мудрить с автономным бензиновым отопителем, не отличавшимся надёжностью и безопасностью в работе, запитан он был от отдельного маленького бачка, сам двигатель был с небольшим ресурсом, отсутствие нормального масляного фильтра лишь усугубляло ситуацию, перегревался летом и был маломощным. Правда, с 1966 года на машину стали устанавливать двигатель МеМЗ 966-А, «тридцатку», мощностью в 30 л.с., но конструктивно он не отличался, переняв все минусы предшественника – малый ресурс, отсутствие масляного фильтра и перегрев в жару.
Автомобиль выпускался в разных модификациях с 1960 до 1969 года. Было сделано множество модификаций для инвалидов, с различными вариантами управления,
965-й выпускался даже в экспортной модификации 965АЭ «Jalta», отличавшийся улучшенным экстерьером с молдингами, наружным зеркалом заднего вида с левой стороны, дилеры устанавливали на машину радиоприемник.
Суммарно ЗАЗов 965 серии всех модификаций за 9 лет производства было выпущено 322 166 шт. Многие люди, которым сейчас за 40, с теплотой вспоминают этот автомобиль, с которым связаны приятные воспоминания из детства…
Все фото взяты из открытых источников
Понравилось? Не забудьте поставить лайк, подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
«Запорожец горбатый», ЗАЗ-965: технические характеристики, тюнинг
«Горбатый» ЗАЗ – советский легковой автомобиль категории «А». Годы производства – 1960-1969. За это время было выпущено более 322 тысяч экземпляров. Объем багажника составляет сто литров, привод – задний. В качестве силового агрегата используется бензиновый мотор с четырехскоростной механической трансмиссией. Расход горючего по городу – порядка 7 литров на 100 км. Предельный скоростной порог машины – 90 км/ч. В народе его также называют «клоп», «жужик», «слоненок». Рассмотрим его особенности, характеристики и возможности тюнинга.
История создания
Специалистами НАМИ для «горбатого» ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.
Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок «горбатый» ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем – до 887 куб. см, мощность – до 27 лошадиных сил.
Конструкция
С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. «Горбатый Запорожец» (ЗАЗ-965) прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.
Отличительной чертой «жужика» была возможность езды между грубыми колеями, оставленными грузовиками. Другим легковым машинам это было не под силу. Владельцев «горбатый» ЗАЗ радовал не только хорошей маневренностью, но и прочным кузовом, экономичностью и простотой обслуживания силового агрегата.
Экстерьер
Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый несущий кузов выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.
Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.
Интерьер
ЗАЗ «горбатый», фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.
В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны – зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.
Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.
ЗАЗ «горбатый»: технические характеристики
Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху – 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных – два.
Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача – задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.
Фронтальная подвеска позаимствована у авто «Фольксваген Жук». В нее входит пара поперечных торсионов с четырьмя рычагами. К ним дополнительно подсоединяются кулаки ведущих колес. Задний узел – это два диагональных рычага с полуосями. В дальнейшем инженеры изменили конструкцию на косой рычажный блок с шарнирами на полуосях.
Основные параметры
Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ «горбатый», фото которого представлено в статье:
- Длина/ширина/высота – 3,3/1,39/1,45 м.
- Тип кузова – седан цельнометаллический двухдверный.
- Вентиляция – местного типа.
- Масса – 665 кг.
- Колея колес (передних/задних) – 1,15/1,16 м.
- Клиренс – 17,5 см.
- Радиус поворота минимальный – 5 м.
- Предельная скорость – 100 км/ч.
- Силовой агрегат – бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
- Компрессия – 6,5.
- Сцепление – сухой однодисковый узел.
- Тип карбюратора – вертикальный с подающим потоком.
- Тормоза – колодки.
Интересные факты
- Сборка двигателя ЗАЗ «горбатого» осуществлялась одновременно двумя производителями.
- В Одессе машину часто называли «еврейским танком».
- Среди прозвищ автомобиля были такие: «малыш», «зазик», «запор».
- «Горбатый» стал последним советским авто, двери которого открывались против движения.
- Устойчивые воздухозаборники называли «терками Вассермана», в честь их изобретателя.
Модификации
Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:
- 965АБ – с ручным управлением.
- 965АР – спецмашина для инвалидов с одной травмированной рукой либо ногой.
- 965С – почтовый фургон с правым рулем.
- 965Э «Ялта» – экспортная модель, поставляемая в Финляндию и Бельгию. Имела лучшее оснащение, шумоизоляцию и отделку салона.
- «Пикап» – выпускался для внутреннего пользования на заводе.
ЗАЗ «горбатый»: тюнинг
Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. «Горбатый» после этого станет выносливее и жестче.
Снизить расход топлива позволят новые шатуны, расточка впускного и выпускного коллектора, установка насоса с «восьмерки» и карбюраторного обнулителя. При этом мощность силового агрегата увеличится. Часто прибегают к установке дисковых колес, что обеспечивает лучшую устойчивость на поворотах, облегчая управление.
Усиление двигателя
Повышение показателей мощности мотора – весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.
Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий «Запорожцев», а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.
Кузов
Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ «горбатый». Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.
Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.
Салон
Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.
На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.
Электрооборудование
Электроника на рассматриваемой машине имеет напряжение 12 В, питается посредством однопроводной системы. В качестве осветительных элементов подойдут фары от ИЖ-12. В начале усовершенствования следует снять родную оптику. Для этого подвижное гнездо вынимается, отцепляются провода, отпиливается язычок сверху «глазницы». Затем берется круглая фара от «Москвича», примеряется к установочному месту. Намечается шесть отверстий, два из которых делаются большего диаметра для регулируемых фишек.
Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.
Дополнительно
Для усиления качества блока охлаждения двигателя можно смонтировать пару радиаторов от «Форда» или «Таврии». Новый ЗАЗ «горбатый» станет еще привлекательнее и практичнее, если установить трансмиссию, например, от ВАЗ-2108 с пятью диапазонами. Внешние изменения преимущественно связаны с перекраиванием остова под новый мотор, поскольку арки колес расширяются, а задняя ось автомобиля переносится.