Какой двигатель на бтр 60пб

БТР-60 – «отец» нового поколения бронетранспортеров

БТР-60 стал первым отечественным серийным четырехосным бронетранспортером с полным приводом. Более того, машина стала первой советской бронированной машиной, способной самостоятельно преодолевать водные преграды. Эта техника стала пионером и в плане надежности — при наезде на противотанковую мину и отрыве двух любых колес БТР мог продолжать движение.

На сегодняшний день бронетранспортер сохраняется на вооружении более чем 40 государств. Не будет преувеличением заявить, что БТР-60 — надежная боевая машина, положившая начало целому поколению техники для поддержки пехоты и доставки десанта.

История создания

После окончания Великой Отечественной Войны обоюдные претензии и политические разногласия Советского Союза и США привели в конечном итоге к началу холодной войны. Этот период противостояния двух государств запомнился, в первую очередь, гонкой вооружений, стремлениями каждой из противоборствующих сторон иметь в своем распоряжении грозную армию, имеющую в своем арсенале лучшие образцы.

В конце 1955 года Советским командованием было принято решение, что пехотным подразделениям необходима бронированная машина высокой проходимости. По задумке высших командиров, такая машина должна была не только стать достойной заменой БТР-152, но и повысить мобильность советских пехотинцев. БТР-152 по меркам гонки вооружений, уже порядком устарел. А некоторые лесисто-болотистые участки местности становились для бронетранспортера непреодолимым препятствием.

В начале 1956 года руководитель Горьковского Автомобильного Завода Н. В. Сазанов принял решение о создании команды по проектированию нового бронетранспортера, который помимо высоких показателей проходимости, должен был уметь преодолевать водные преграды.

Работа в заводских цехах закипела в этом же году, руководителем проекта был назначен инженер-конструктор В. А. Дедков. Основной упор команда конструктора делала на высокие показатели проходимости. Работали заводчане, не зная усталости, и уже в 1958 году был готов первый плавающий прототип ГАЗ-49. Его снабдили ГАЗ-40П – карбюраторным двигателем, развивавшим на пике мощности 90 л.с.

Но первые же испытания стали провальными для прототипа бронетранспортера — мощности двигателя явно не хватало. На некоторых отрезках пути прототип ГАЗ-49, весивший 10 тонн, очень тяжело поднимался в гору. И это без учета веса экипажа, десанта, полной заправки топливом и вооружения.

Инженеры сразу же попытались заменить ГАЗ-40П куда более мощным дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. Однако, этот вариант оказался не намного успешнее предыдущего. Несмотря на более чем устраивающую мощность двигателя, большой вес мотора нарушал общую балансировку конструкции прототипа. При испытаниях очередного опытного образца был отмечен сильный дифферент на кормовую часть машины.

Компромиссным решением стала установка в машинное отделение двух агрегатов ГАЗ-40П. В итоге получалась мощность равная 180 л.с., а вес двигателей не оказывал отрицательного влияния на баланс конструкции. Это была вынужденная мера, в то время советская двигательная промышленность банально не выпускала ничего подходящего для БТР.

У КБ ГАЗа в середине 50-х годов было 6 заводов-конкурентов, занимавшихся разработкой бронетранспортера высокой степени проходимости.

Решающим фактором в принятии ГАЗ-49 на вооружение в советскую армию стало именно наличие двух двигателей. Как ни странно, внутренняя комиссия Министерства Автомобильной Промышленности СССР, перед показом военным командующим, назвала компоновку конструкцией двумя ГАЗ-40П «безграмотной», подвергнув КБ и инженеров команды Дедкова жесткой критике.

Но при демонстрационном показе армейцам была сымитирована ситуация, в которой у бронетранспортера ГАЗ-49 отказал один из двигателей. Машина не встала и не заглохла, ее силовая установка продолжала функционировать, и ГАЗ-49 мог ехать с максимальной скоростью 60 км/ч по асфальтному покрытию и до 30 км/ч по пересеченной местности.

Военные заказчики были в восторге от показательного выступления. И, как следствие, в конце1959 года появился приказ МО СССР, который гласил о принятии на вооружение армии нового бронетранспортера. Заводское наименование ГАЗ-49 сменила армейская аббревиатура БТР-60П, где литера «П» обозначала, что техника плавающая.

Тактико-технические характеристики БТР-60

Длина, мм 7500
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2300
Масса, т 10,0
Десант, чел. 8-12
Толщина брони, мм 5-9
Двигатели 2* ГАЗ 40П
Скорость по шоссе/ на воде, км/ч 80/15
Запас хода, км 500

Конструкция

Бронетранспортер БТР-60 имел весьма необычный вид составляющих элементов. Отделение управления находилось в лобовой части конструкции. Следом размещалось десантное отделение, способное вместить в себя от 8 до 14 солдат (зависит от типа модификации). За ним располагалось моторное отделение, в котором находились два двигателя.

Если быть объективными, при оценке бронезащитных качеств БТР-60, справедливо будет отметить, что защита была слабой.

У бронетранспортера она была дифференцированной. Это означает, что толщина брони на различных участках корпуса имеет разную толщину. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Множественные части корпуса сварены под разными углами, в некоторых участках отделения управления они достигают 350.

Конструкторы при проектировании решили сварить такой странный корпус поскольку при прямом попадании пуля калибра 7.62 мм и даже 5.56 мм легко прошивала вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Но риск прямого попадания сводился к минимуму с применением принципа дифференцированной защиты, сварив корпус из элементов под разными углами.

Хуже обстояло дело с кумулятивной струей от противотанкового снаряда или ракеты, которая прожигала корпус как нож масло. Малая толщина брони не могла обеспечить защиты от таких боеприпасов ни под каким углом, хотя возможность рикошета и возрастает, но незначительно.

В самом начале производства на БТР-60 предусматривались кронштейны для установки трех пулеметов 7.62 мм СГБМ. Вскоре, в середине 1961 года, его сменил усовершенствованный ПКТ. После очередной модификации бронетранспортер получил спаренные пулеметы КПВТ и ПКТ, расположенные в поворотной башне. Крупнокалиберный пулемет калибра 14.5 мм предназначался для поражения техники неприятеля, а из пулемета Калашникова калибром 7.62 мм наводчик-оператор вел огонь по пехоте противника.

В 1959 году наблюдение с БТР-60 в условиях отсутствия непосредственного контакта с неприятелем вели механик-водитель и командир, при помощи открытых лобовых люков. Когда люки были застопорены и переведены в боевое положение, на помощь приходили шесть приборов наблюдения Б-1.

Спустя несколько лет для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены командирский ТПКУ-2Б и ТВН-1 и водительский ТВН-2 для ночной езды или вождения в условиях недостаточной видимости. Но этого было недостаточно, для хорошей обзорности бронетранспортера. В скором времени на смену Б-1 пришли более совершенные ТНП-Б, а в десантное отделение установили перископические приборы.

В движение бронетранспортер БТР-60 приводили два шестицилиндровых двигателя ГАЗ-40П, каждый из которых отвечает за работу одной пары мостов (всего их 4-ре).

Причем каждый двигатель может работать автономно. Механическая коробка передач БТР-60 четырехступенчатая с передачей заднего хода. В роли связующих узлов трансмиссии применяются карданные валы.

Читайте также:  Какой зазор свечи зажигания для инжекторных двигателей

В целом конструкторы горьковского автозавода конструировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда оставался на ходу, даже при капитальной неисправности одного из двигателей.

Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводный автомобиль с формулой 8*8. Ходовая часть боевой машины устроена так, что даже если в условиях боевой обстановки будут потеряны два колеса, она по-прежнему останется на ходу. Происходит это за счет равномерного распределения всех мостов по всей ходовой части, а также установке каждого колеса на индивидуальной торсионной подвеске.

БТР-60 может преодолевать водные преграды при помощи размещенного в кормовой части под мотором движителя, выполненного в качестве классического водовода.

В движителе установлен винт с четырьмя лопастями, который приводится во вращение только при двух исправных силовых установках бронетранспортера.

Модификации

На базе бронетранспортера было создано огромное число машин различного назначения. Техника изготовлялась в СССР и ряде других стран. Большое число версий появилось уже после распада Советского Союза. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные версии.

БТР-60П — в 1960 году первые образцы бронемашины сошли с заводских конвейеров с открытым корпусом.

БТР-60 ПА — полностью герметичный образец бронетранспортера, в котором высадка пехотинцев осуществлялась только через люки на крыше. Позднее появилась модификация БТР-60ПБ, в котором был уменьшен до 8 человек перевозимый десант. Еще позже на его базе создали версию БТР-60ПБМ, оснащенную одним 260-сильным дизельным двигателем (модификация КамАЗ-740).

На базе БТР-60 ПБ была создана машина тех. помощи МТП-2, экипаж которой состоял из механиков, и призванием этого образца было ремонт военной техники в полевых условиях. Еще одной версией, созданной на базе БТР-60, стал ПУ-12 — командирская машина для высших офицеров пехоты.

Также на базе бронетранспортера БТР-60 изготовлялись специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и РВСН.

В сравнении с зарубежными аналогами

Советский бронетранспортер БТР-60 намного крупнее по габаритам и менее бронирован, чем зарубежные аналоги. Но если сделать броню БТР-60 более толстой защитные показатели машины естественно вырастут, как и вес машины. Вот только плавать она уже не сможет, да и силы водометного движителя не хватит, чтобы перемещать бронетранспортер по воде. В мире на тот момент могла плавать только американская машина морпехов LVTP-5, но она развивал скорость на воде вдвое меньшую, чем БТР-60.

У всех зарубежных бронемашин того времени высадка десанта осуществлялась под защитой брони бронетранспортера.

Происходило это за счет специальных рамп и люков, предусмотренных в кормовой части машины. Советские же пехотинцы выбегали из БТР-60П из отделения десанта через специальные двери находящиеся сбоку корпуса, и им приходилось выпрямляться во весь рост. Что с точки зрения тактики, мягко говоря, невыгодно.

Хуже со спешиванием пехоты дело обстояло только в модификации БТР-60ПА, где десантирование происходило только через верхние люки. Здесь, солдаты, вылезающие с еще движущейся бронемашины, скорее напоминали танкистов, спасающихся из подбитого танка, нежели готовящихся к атаке воинов.

Боевое применение

Впервые БТР-60 были применены во время Чехословацкого локального конфликта в 1968 году, но тогда все обошлось без стрельбы. Спустя год БТР-60 ждало серьезное испытание при обострении советско-китайских отношений. На острове Даманский в начале 1969 года советские пограничники вели ожесточенные бои с китайской регулярной армией.

Несмотря на относительно неплохие боевые показатели, гранатометный огонь китайцев уничтожили 7 бронетранспортеров. Затем БТР-60 применялся во всех последующих вооруженных столкновениях включая войну в Афганистане и войну в Чеченской Республике.

Этот бронетранспортер — легенда, постепенно приобрел популярность во всем мире.

За все время с заводских конвейеров сошло около 25 тысяч экземпляров в различных модификациях БТР-60. Технологии, изобретенные конструкторами более 60 лет назад, пользуются спросом и сегодня.

Вряд ли председатели внутренней комиссии Минавтопрома могли подумать, что этот бронетранспортер в скором будущем станет прародителем для многих успешных образцов военной техники, когда называли БТР-60 В. А. Дедкова «безграмотным и авантюрным проектом».

Видео

Источник

Какой двигатель на бтр 60пб

Бронетранспортеры БТР-60П, БТР-60ПА, БТР-60ПБ

Отрывок из книги Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. — 672 с.: ил.

Бронетранспортер БТР-60П (ГАЗ-49) предназначался для перевозки десанта пехоты и состоял на вооружении в стрелко­вых дивизиях. Он был создан в СКБ КЭО ГАЗ под руководст­вом заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова Ведущим конструктором машины был Е.М. Мурашкин. БТР был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 13 ноября 1959 г. Серийное производство машины осуществ­лялось на автозаводе в Горьком в 1960-1963 гг, одна машина, со­бранная с использованием сохранившегося на Выксунском за­воде ДРО корпуса, была передана заказчику в 1964 г., всего из­готовлено 2626 машин. Бронекорпуса производил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.

Бронетранспортер БТР-6011 представлял собой боевую ко­лесную четырехосную со всеми ведущими колесами плаваю­щую бронированную машину, вооруженную 7,62-мм пулеметом СГМБ. Он обладал высокими динамическими качествами, вы­сокой проходимостью и хорошей плавностью хода. БТР мог следовать непосредственно за танками, сходу преодолевать око­пы, траншеи и водные преграды.

Схема общей компоновки бронетранспортера была выпол­нена с передним расположением отделения управления, цент­ральным расположением десантного отделения и кормовым расположением отделения силовой установки. Боевой расчет состоял из двух членов экипажа (командир и водитель) и 14 членов десанта. В отделении управления слева было располо­жено рабочее место водителя, справа — командира. Перед ко­мандиром и водителем в лобовом листе корпуса имелись смот­ровые люки, закрывавшиеся броневыми крышками. В крышках люков были смонтированы приборы наблюдения командира и водителя. В походном положении крышки смотровых люков могли быть открытыми, а в проемы люков вставлялись ветро­вые стекла. Над смотровыми люками в верхней части лобового листа имелись два круглых выреза, в которые устанавливались приборы ночного видения ТКН-1 справа для командира и ТВН-2 слева для водителя.

Боевая масса — 9,8 т; экипаж — 2 чел., десант — 14 чел.; оружие: пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность силового агрегата — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8×8.

Бронетранспортер БТР-60П (вид на правый борт)

Бронетранспортер БТР-60П (продольный разрез).

Читайте также:  Для работы шести одинаковых двигателей в течение 8 часов

В открытом сверху десантном отделении вдоль бортов рас­полагались поперечные и наклонные стойки для крепления многоместных жестких сидений десанта и спинок для них. Для защиты от воздействия атмосферных осадков открытые сверху обитаемые отделения зачехлялись брезентовым тентом. Между полом обитаемых отделений и днищем корпуса были размещены агрегаты трансмиссии. В отделении силовой уста­новки были размещены два двигателя и системы, обеспечивав­шие их работу. Принятая схема общей компоновки обеспечива­ла необходимый постоянный дифферент машины на корму, что улучшало водоходные качества бронетранспортера. Волноотра­жательный щит при переводе в походное положение опускался на нижний лобовой лист корпуса посредством рычагов. Колес­ная формула – 8×8.

Основным оружием бронетранспортера являлся 7,62-мм пу­лемет СГМБ. Установка пулемета на БТР осуществлялась с по­мощью его штатного станка, состоявшего из вертлюга, сектора и постели. Для управления пулеметом и повышения меткости стрельбы в конструкции пулеметной установки был применен плечевой упор. Крепление пулеметной установки осуществля­лось на одном из трех вертлюжных кронштейнов — лобовом (ос­новном), размещавшимся на переднем наклонном листе над от­делением управления, и боковых — на правом и левом бортах корпуса бронетранспортера. При закрытом тентом десантном отделении пулеметная установка находилась на лобовом крон­штейне в походном положении, обеспечивавшем возможность открытия тента. В бронетранспортере имелись: гранатомет РПГ-7, 7,62-мм автомат АК-47, 26-мм сигнальный пистолет и 9 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к основному оружию состоял из 1250 патронов, к гранатомету — 5 выстрелов, к автомату — 300 патронов, к сигнальному пистолету – 6 патронов.

Бронетранспортеры, выпущенные до марта 1961 г., не имели штатного пулемета и кронштейнов для его установки. Со II квартала 1961 г. на заводе машины оснащались кронштейнами для установки пулемета СГМБ, тогда же силами заводских бригад кронштейны были смонтированы на БТР, находившихся в войсках.

БТР имел противопульное бронирование корпуса с толщи­ной броневых листов 6 и 8 мм. Открытый сверху корпус являл­ся несущим, имел обтекаемую форму нижней части с гладким днищем.

Пулеметная установка: а) боевое положение; б) походное положение.

Сосредоточенный огонь десанта по воздушной цели

Преодоление водной преграды бронетранспортером БТР-60П

Силовая установка состояла из двух двигателей и систем, обеспечивавших их работу.

В соответствии с тактико-техническими требованиями при разработке бронетранспортера широко использовались находившиеся в производстве агрегаты автомобилей Горьковского автозавода. Для обеспечения заданных требований по подвиж­ности в БТР-60П были применены два шестицилиндровых че­тырехтактных карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью 66 кВт (90 л.с.) каждый.

Двигатели, каждый в сборе со сцеплением, коробкой передач и коробкой отбора мощности на водометный движитель, были жестко закреплены на общей раме и вместе с ней составляли си­ловой агрегат, который был установлен в корпусе БТР на пяти опорах с резиновыми подушками. Мощность силового агрегата составляла 132 кВт (180 л.с.). Каждый двигатель имел автоном­ные системы, обеспечивавшие его работу. Едиными для обоих двигателей были топливные баки и подогреватель. Два топливных бака общей емкостью 290 л заправлялись бензином Б-70. Запас хода на одной заправке при движении по шоссе составлял 500 км.

Передача крутящего момента от каждого двигателя к ведущим мостам осуществлялась раздельно. Правый двигатель кинематически был связан с первым и третьим ведущими мостами, а левый – со вторым и четвертым.

В состав механической трансмиссии входили два однодиско­вых сцепления сухого трения, две четырехступенчатых коробки передач, четыре ведущих моста, восемь одноступенчатых колес­ных редукторов, две коробки отбора мощности привода водометного движителя, две раздаточные коробки, коробка отбора мощности привода лебедки, четырнадцать карданных валов.

Первые две пары колес были управляемыми. Рулевое управ­ление состояло из рулевого механизма с глобоидальным червя­ком и тройным роликом, привода рулевого управления, гидро­усилителя и привода к водяным рулям.

В бронетранспортере имелись две независимо действовав­шие системы тормозов: система ножного тормоза, действовав­шая на все колеса, и система ручного тормоза, действовавшая только на трансмиссию. Ножной тормоз обеспечивал торможе­ние машины на ходу, ручной — для затормаживания машины на остановке. Ножной тормоз состоял из двухколодочных тормо­зов, установленных во всех колесах, и пневмогидравлического привода к ним. Ручной тормоз состоял из двух тормозов бара­банного типа и механического привода к ним. Барабанные тор­моза были установлены на ведомых валах коробок передач.

Для обеспечения движения по танковой колее и повышения плавности хода машины была применена независимая рычаж­но-торсионная подвеска с разгруженными балками мостов. В системе подрессоривания использовались 8 торсионных ва­лов и 12 поршневых гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора, на сред­них – по одному.

Пулестойкие шины большого профиля размера 13.00-18″ имели централизованную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла БТР двигаться за танками, а четыре почти равномерно расположенных ведущих моста обеспечивали преодоление рвов (окопов) шириной до 2 м. При движении на воде использовались водомет и водооткачи­вающие устройства. Водометный движитель с четырехлопаст­ным рабочим колесом располагался в кормовой части корпуса БТР. Выброс воды осуществлялся через кормовой патрубок, за­крывавшийся двумя заслонками с гидравлическим приводом с рабочего места водителя. Удаление просочившейся внутрь корпуса БТР воды осуществлялось с помощью водооткачиваю­щих устройств. В их состав входили: кингстон, система водооткачки и водооткачивающий насос с электроприводом. Все водо­откачивающие устройства работали независимо друг от друга. Кингстон располагался в носовой части корпуса и предназна­чался для слива воды на суше после плава. Основным водоотка­чивающим средством БТР являлась система водооткачки. Она располагалась в отделении силовой установки и работала за счет разряжения, создававшегося в корпусе водомета при рабо­те рабочего колеса. Водооткачивающий насос располагался в десантном отделении и являлся вспомогательным откачиваю­щим средством.

В передней части корпуса была установлена лебедка с дли­ной троса 50 м и максимальным тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4,5 т·с).

Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113.

Номинальное напряжение в однопроводной электрической бортовой сети составляло 12 В.

Бронетранспортер БТР-60ПА (ГАЗ-49А) являлся дальней­шим развитием бронетранспортера БТР-60П в отношении по­вышения защищенности боевого расчета от поражающих фак­торов ОМП.

Бронетранспортер БТР-60ПА был создан на базе БТР-60П в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руковод­ством заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова в 1961-1963 гг. и имел заводское обозначение ГАЗ-49А (ГАЗ-49-ОЗ). Выпускался серийно с июля 1963 г. по 1966 г. Горь­ковским автозаводом. Всего было изготовлено 2348 машин. Бронекорпуса производил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.

Тактико-технические требования на разработку бронетранс­портера БТР-60П с крышей были утверждены начальником ГБТУ генерал-лейтенантом ИТС Благонравовым 18 января 1961 г. Требованиями допускалось изготовление крыши из лег­ких сплавов или пластмассы. Основной целью работы было обеспечение защиты экипажа и десанта от поражающих факто­ров ОМП.

Читайте также:  Что будет если поставить на легковой автомобиль двигатель от грузовика

Основное оружие устанавливалось на вертлюжном крон­штейне. Для ведения огня пулеметчик вынужден был откры­вать люк в крыше, нарушая герметичность обитаемых отделе­ний. Для сохранения боевой массы БТР на приемлемом уровне число перевозимых членов боевого расчета было сокращено до 12 человек.

Боевая масса — 9,9 т; экипаж — 2 чел., десант — 10 чел.; оружие: пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность силового агрегата — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8×8.

Крыша корпуса бронетранспортера БТР-60ПА: 1 — крышка люка водителя; 2 — крышка люка командира; 3 — крышка переднего люка десанта; 4 — кронштейны для установки пулемета; 5 — крышка заднего люка десанта; 6 — крышки люков воздухопритоков.

Бронетранспортер БТР-60ПА (вид на левый борт).

Пулеметная установка: а) боевое положение; б) походное положение

Опытный образец был изготовлен в IV квартале 1961 г., тог­да же были проведены его заводские испытания.

Для наблюдения за местностью, определения дальности до целей, целеуказания и корректирования пулеметного огня на рабочем месте командира дополнительно был установлен при­бор ТПКУ-2Б.

На бронетранспортере БТР-60ПА были установлены более надежные в работе узлы ходовой части (торсионы, амортизато­ры, поворотные шкворни) и трансмиссии (коробка передач).

С июля 1965 г. на ГАЗе стала выпускаться следующая моди­фикация бронетранспортера — БТР-60ПА-1. В конструкцию этого бронетранспортера были введены: двухсекционный мас­ляный насос двигателя, фильтр центробежной очистки масла, компрессор более высокой производительности, усиленные подвеска и раздаточные коробки. С наружной стороны корпуса бронетранспортера БТР-60ПА-1 были приварены элементы крепления шести дополнительных канистр с топливом.

На базе БТР-60ПА были созданы командно-штабная маши­на Р-145БМ «Чайка» и машина технической помощи МТП-2.

Бронетранспортер БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) предназначался для перевозки мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. Являлся модернизированным вариантом бро­нетранспортера БТР-60ПА. Был разработан в 1962-1964 гг.

СКБ КЭО ГАЗ под руководством заместителя главного конст­руктора завода В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 29 июня 1964 г. Серийное произ­водство машины осуществлялось с 1965 по 1976 гг. на Горьков­ском автозаводе и Курганском заводе колесных тягачей. Пере­дача части производства БТР-60ПБ в Курган началась в 1967 году.

Боевая масса — 10,3 т; экипаж — 2 чел.; десант — 8 чел., оружие: пулемет — 14,5 мм, пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность силового агрегата — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8×8.

Бронетранспортер БТР-60ПБ (вид сзади сверху).

От бронетранспортера БТР-60ПА бронетранспортер БТР-60ПБ отличался наличием башенной установки, более мощным вооружением и улучшенной защитой.

Компоновочная схема бронетранспортера была выполнена с передним расположением отделения управления, централь­ным расположением объединенных боевого и десантного отде­лений и кормовым расположением отделения силовой установ­ки. В отделении управления размещались рабочие места ко­мандира (справа) и водителя (слева), лебедка и ее привод, дозиметрический прибор ДП-3Б и отопитель отделения управле­ния. Наблюдение из бронетранспортера командир и водитель осуществляли через смотровые люки, закрывавшиеся в боевом положении броневыми крышками. В смотровых люках в рамках были смонтированы ветровые несъемные стекла, оборудован­ные стеклоочистителями и обогревательным устройством. При закрытых смотровых люках наблюдение командиром осу­ществлялось через четыре призменных прибора ТНП-А и один командирский прибор ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением. Водитель наблюдал через пять призменных прибора ТНП-А, расположенных спереди (три) и слева (два). При действиях но­чью командир использовал прибор ТКН-1, а водитель — ТВН-2Б. Над рабочими местами командира и водителя в кры­ше корпуса имелись входные люки, закрывавшиеся броневыми крышками.

Совмещенное с боевым десантное отделение располагалось в средней части корпуса БТР. В нем размещалась башенная пу­леметная установка, два одноместных сиденья и два попереч­ных трехместных сиденья для десанта. На правом борту между нишами второго и третьего колес был установлен отопитель бо­евого отделения. Для ведения стрельбы десантом из личного оружия на левом и правом борту корпуса машины имелось по три лючка, закрывавшихся броневыми крышками. Посадка и высадка членов десанта осуществлялась через два десантных люка, располагавшихся в крыше корпуса БТР за башней. Де­сантные люки закрывались броневыми крышками. На верхних наклонных бортах корпуса были расположены два (правый и левый) люка запасного выхода боевого расчета. Люки закры­вались броневыми крышками.

Между полом десантного отделения и отделения управле­ния и днищем корпуса размещались агрегаты трансмиссии, тя­ги и рычаги рулевого управления, тяги приводов управления агрегатами трансмиссии.

Основным оружием БТР являлся 14,5-мм пулемет КПВТ, располагавшийся в башне. С ним был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Крупнокалиберный пулемет обеспечивал поражение лег­кобронированных целей, живой силы и огневых средств про­тивника, находившихся за легкими укрытиями на дальностях до 2000 м. Пулемет ПКТ обеспечивал поражение живой силы противника и его огневых средств на дальностях до 1500 м.

Башенная пулеметная установка.

Наводка спаренных пулеметов в цель осуществлялась с помощью перископического прицела ПП-61 АМ, подъемного механизма и механизма поворота башни с ручным приводом. Вертикаль­ные углы стрельбы находились в пределах от -5 до +30°. В ком­плект бронетранспортера также входили 7,62-мм автомат АК-47, гранатомет РПГ-7, 26-мм сигнальный пистолет СПШ и девять ручных гранат. Боекомплект к основному оружию со­стоял из 500 патронов, к пулемету ПКТ — 2000 патронов, к ав­томату – 300 патронов, к гранатомету – 5 выстрелов, к сигналь­ному пистолету – 12 патронов.

Броневая защита бронетранспортера — противопульная. Сварные корпус и башня изготавливались из катаных броневых листов толщиной 6, 8 и 10 мм, которые располагались под углом от вертикали. Благодаря герметичным корпусу и башне и наличию фильтро-вентиляционной установки была обеспечена за­щита боевого расчета от поражающих факторов ОМП. Для ту­шения пожара в комплекте БТР был предусмотрен ручной огнетушитель ОУ-2.

Силовая установка (два двигателя ГАЗ-49Б), трансмиссия, ходовая часть, средства связи и специальное оборудование принципиально были такими же, как и на бронетранспортере БТР-60ПА-1. Номинальное напряжение бортовой сети броне­транспортера было увеличено с 12 до 24 В.

На базе бронетранспортера БТР-60ПБ выпускался коман­дирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 5 мая 1975 г. По результатам арабо-израильской войны 1967 г., в ходе которой ВВС армии обороны Израиля широко применяли са­молеты для уничтожения бронированных машин, началась ОКР по увеличению угла возвышения вооружения башенной установки. С принятием на вооружение унифицированной ба­шенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. бронетранспор­теру была присвоена марка БТР-60ПВК.

Основные боевые и технические характеристики серийных бронетранспортеров

Источник

Adblock
detector